Лекция 1. Понятие О филологическом методе анализа текста. Литературоведческие виды анализа и их краткая характеристика. (1 час) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Понятие О филологическом методе анализа текста. Литературоведческие виды анализа и их краткая характеристика. (1 час)



Лекция 1. Понятие о филологическом методе анализа текста. Литературоведческие виды анализа и их краткая характеристика. (1 час)

1. Традиционные методы исследования.

- психологический, вульгарно-психологический, историко-социологический, вульгарно-социологический, патографический, историко-культурный метод (культурно-историческая школа, эволюционный подход, сравнительно-исторический (или мотивный, лейтмотивный, концептуальный), эстопсихологический подход).

2.Вспомогательные методы анализа.

лингвистический (или текстологический анализ), стиховедческий, с привлечением естественно-научного комментария;

3. Модернистские (специальные) методы анализа

- формалистский; психоанализ; структурно-антропологический, или структурно-генетический метод; нуменозный; мифопоэтический (символистская интерпретация); эзотерический (оккультный) подход: понятие мистериального вектора; экзегетический (христологический); вульгарно-экзегетический; семиотический (знаковый); шизоанализ, постмодернистский и постструктуралистический дискурсы.

Рекомендуемая литература

1. Волков Ф.И. Литература как вид творчества. М., 1985.

2. Волков Ф.И. Теория литературы. М., 1995.

3. Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992.

4. История русской литературы ХХ века: Учебник: В 2 ч. М.-Ставорополь,1998.

5. История русской литературы ХХ века (20-90 годы):Основные имена: Учебное пособие для филологических факультетов университетов. М.,1998.

6. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учебное пособие для вузов. М.-СПб., 2000.

7. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999.

8. Щербина В. Р. Писатель в современном мире. Литература. Идеология. Культура. М., 1973.

9. Эткинд А. Хлыст. Секты. Революция и литература. М., 1998.

10. Faryno J. Введение в литературоведение. Katowice, 1980. Ч.1.

 

 

Лекция 2. Психологический и социологический подходы к литературе и искусству (2 часа)

Стереотипы поведения человека. «Типические характеры в типических обстоятельствах» (В. Белинский). Внутренние монологи героев. Художественный сказ. Художественная деталь. Литературный потрет, литературный силуэт, мемуары, памфлет, литературно-критическая статья. Работа Л. Выготского «Психология искусства» как учение об общественно-исторической природе сознания человека. Образное познание. Обращение к образу. «Пиктографичность» произведения и его художественность. Форма («Искусство как прием»). Анализ преодоления «прозаизма» языкового материала, возвышения его функций в структуре творений художественной литературы. Движение «противочувствования». Освобождение через искусство от «скверны». «Реактологический» подход К. Н. Корнилова.

Социологический подход: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, Д. В. Григорович, Н.А. Добролюбов; марксист П. Коган, богостроители: А. Луначарский, В. Базаров, М. Горький. Журнал «Литературный распад» (3 номера). Методологическое значение для социологического анализа статей В. И. Ленина о Л. Н. Толстом. «Перевальцы» А. Воронский, Я. Полонский и др. Социально-утверждающий метод (в терминологии Хализева), или метод социалистического реализма и социологический подход. Совершенствование социологического анализа Н. Я. Берковским. Роль В. Р. Щербины в более поздний период советской истории.

Рекомендуемая литература

1. Берковский Н. О русской литературе. М., 1985.

2. В. И. Ленин о литературе и искусстве. М., 1967.

3. Воронский А. К. Искусство видеть мир. М., 1987.

4. Выготский Л. Психология искусства. М., 1968.

5. Полонский Вяч. О литературе. М., 1988.

6. Сакулин П.Н. Социологический метод в литературоведении. М., 1925.

7. Синклер У. Искусство Маммоны. Опыт экономического исследования. Л., 1926.

8. Щербина В. Р. Писатель в современном мире. Литература. Идеология. Культура. М., 1973.

 

Лекция 3. Вульгарно-социологический анализ текста (1 час)

Знаковая книга Л.Троцкого «Искусство и революция». «Неистовые ревнители пролетарской чистоты» С. Родов, Г. Лелевич, Л. Авербах. Журналы «На посту и «На лит. посту». Понятие «социального заказа». Книга Л. Авербаха «Из Рапповского дневника».

Рекомендуемая литература

1. Авербах Л. Из Рапповского дневника. Л., 1931

2. История русской литературы ХХ века (20-90 годы): Основные имена: Учебное пособие для филологических факультетов университетов. М., 1998.

3. Троцкий Л. Литература и революция. М., 1991.

4. Якубовский Г. Культурная революция и литература. М., 1928.

5. Розенталь М. Против вульгарной социологии в литературной теории. М., 1936.

 

Лекция 4. Становление патографического метода в русской филологической науке (1 час)

Литература как дополнение к экспериментальной психологии.

Работы В. Вундта и В. Дильтея. Фундаментальное различение между науками о природе и науками о духе. Тесты для «диагноза личности» представителей «гуманитарного метода». Н. Я. Грот и первый в России психологический журнал. Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой в журнале Н. Я. Грота. Психиатр М. О. Шайкевич и его работы о русских литераторах. В. Ф. Чиж и его книги «Достоевский как психопатолог», «Тургенев как психопатолог».

Литературный герой как психологический тип эпохи.

Персонажи эпохи безвременья и ожидания политических перемен: фигуры шекспировского Гамлета, Офелии. Работы английского психиатра и писателя Х. Эллиса.

В поисках положительного героя.

Герой рассказа В. М. Гаршина «Красный цветок» - пациент психиатрической больницы. «Патологические альтруисты» Дон Кихот и Жанна Д'Арк. Гоголевский Плюшкин и проблемы патографического метода.

Рекомендуемая литература

1. Бехтерев В. М. Достоевский и художественная психопатология // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М.Бехтерева. 1993. № 2.

2. Бирнштейн И.А. Сон В.М. Гаршина. Психоневрологический этюд к вопросу о самоубийстве // Независимый психиатрический журнал. 1993. № 1,2. С.95-100.

3. Владимирский А.В. Мысли психиатра по поводу «Записок сумасшедшего» Н.В. Гоголя // Вопросы нервно-психической медицины. 1903. №3. С.32-48.

4. Галант И.Б. Эвроэндокринология великих русских писателей и поэтов // Клинический архив гениальности и одаренности. 1927. Т.3. Вып.1. С.19-66.

5. Гейер Р. Герои Ибсена с психиатрической точки зрения, М., 1903.

6. Закржевский А. Рыцари безумия: (Футуристы). К., 1914.

7. Каплан Я.Ф. Плюшкин - психологический разбор его // Вопросы философии и психологии. 1902. № 63. С.796-813.

8. Карпов П.И. Творчество душевно-больных и его влияние на развитие науки, искусства и техники. М.; Л., 1926.

9. Личко А.Е. История глазами психиатра. СПб., 1996.

10. Минц Я.В. Александр Блок (Патографический очерк) // Клинический архив гениальности и одаренности. 1928. Т.4. Вып.3. С.45-54.

11. Минц Я.В. Материалы к патографии Пушкина // Клинический архив гениальности и одаренности. 1925. Т.1. Вып.2. С.122-46.

12. Попов Ю.В. О докладе В.М. Бехтерева «Достоевский и художественная психопатология» // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. 1993. №2. С.117-118.

13. Попов Ю.В. По поводу патографий Н.А.Некрасова и А.А.Фета // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. 1993. №3. С.171-176.

14. Ферри, Энрико. Преступные типы в искусстве и литературе. СПб., 1908.

15. Шувалов А.В. «Король времени Велимир-1». Патографический очерк о В.В.Хлебникове с попыткой психопатологического анализа творчества // Независимый психиатрический журнал. 1995. №3. С. 66-70.

16. Шувалов А.В. Патографический очерк о Данииле Хармсе // Независимый психиатрический журнал. 1996. № 2. C.74-78.

 

Лекция 5. Историко-культурный метод, или контекстуальный анализ (4 часа)

I.Культурно-историческая школа. Методологическая система И. Тэна.

II.Эволюционный метод. Культурно-историческая доктрина Ф. Брютеньера.

III.Сравнительно-исторический, или компаративный метод. Открытия Д. Дёнлопа. Деятельность А. Веселовского.

IY.Эстопсихологический метод. Теоретические взгляды Э. Геннекена.

Традиционные методы анализа

 

Практическое занятие 1. Психологический анализ в социально-утверждающем реализме (Хализев) и критическом реализме. Материал: «Судьба человека» М. Шолохова и «Крыжовник» А. Чехова.

- Черты эстетики социалистического реализма в экспозиции рассказа «Судьба человека».

- Мастерство Шолохова в использовании художественной детали.

- Композиция рассказа: рассказ в рассказе, трехчастность сюжета основного повествования; завязка сюжета.

- Жизнь А.Соколова до войны; образ Ирины как идеал русской женщины; связь образа с героинями "Тихого Дона"; сцена прощания как сквозной мотив повествования.

- А. Соколов на фронте и в плену: сцены подвозки снарядов, в церкви, в лагере; образ лагерфюрера Мюллера; аналогии из Великой Отечественной войны; побег А.Соколова из плена; героизм или солдатский долг; отличие образа шолоховского солдата от "универсальных солдат" голливудских кинобоевиков, прославляющих подвиги американских наемников.

- Жизнь А. Соколова после войны; обретение человеческого счастья в отцовстве.

- Типология главного героя рассказа.

- Эстетические особенности критического реализма.

- Рассказ А. Чехова «Крыжовник».

- Художественная деталь в рассказе; образ человека с молоточком.

Рекомендуемая литература

1. Акимов В.М. Сто лет русской литературы: От «серебряного века» до наших дней. СПб.,1995.

2. Блум Хэрольд. Страх влияния. Карта перечитывания. Екатеринбург,1998.

3. Добренко Е. Искуссство принадлежит народу. Формовка советского читателя // Новый мир. 1994. №12.

4. Минакова А.М. Поэтический космос М.А. Шолохова: О мифологизме в эпике М.А. Шолохова. М., 1992.

5. Энциклопедия литературных произведений. М., 1998.

6. Якименко Л. Творчество М.А. Шолохова М., 1977.

 

 

Практическое занятие 2. Вульгарно-психологический подход. Между «Снегурочкой» и «Бесприданницей»: драма А. Н. Островского «Гроза». Историко-культурный анализ пьесы в сравнении с психологическим. Материал: «Мотивы русской драмы» Д. И. Писарева.

Статья Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы». Стилевая манера критика Полемика с Н. А. Добролюбовым. Отношение к творческой фантазии. Типические характеры и типические обстоятельства. Ошибки и умолчания в цитировании. Характеристики-ярлыки, или личные отношения критика, вне статьи: «полоумная мечтательниа и визионерка», «взбесившаяся баба»; «и она сама ещё темнее «тёмного царства», потому что более того, она – чо-кну-та». Положительные моменты статьи. Неразвитые Писаревым мотивы драмы.

Основы психологизма демократической критики в статье «Луч света в темном царстве» Н. Добролюбова. (доклад). Катарсис у Добролюбова.

Историко-культурный подход с применением мифопоэтического. Связь с «Божественной комедией» А. Данте. Христианская история в драме. Христианская космическая модель вселенной. Мотив первозданной тьмы, «геена огненная», место обитания собак и всякой нечистой птицы и мотив света, храма, рая в библии и русских духовных стихах. Фольклорные элементы произведения. Самоубийство в творчестве драматурга сквозь призму фольклора («Снегурочка») и бытовой драмы («Бесприданница»).

Тексты:

Писарев Д. И. Мотивы русской драмы (любое издание).

Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве (любое издание)

Библиотека русского фольклора. Т.14. Народные духовные стихи. М., 2004.

Рекомендуемая литература

 

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1995.

2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2006.

3. Святский Д.О. Под сводом хрустального неба: Очерки по астральной мифологии в области религиозного и народного мировоззрения. М., 2011.

4. Фрейд З. Толкование сновидений. Мн., 1998.

5. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1993.

6. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Ответ Иову. М., 1995.

 

 

Практическое занятие 4. Комплексный анализ, или многообразие традиционных методов в исследовании: историко-культурный, или контекстуальный анализ; психологический, или анализ по образам; социологический; сравнительно-исторический (мотивный, лейтмотивный, концептуальный). Материал: «Анна Снегина» С. Есенина.

- Историко-культурный, или контекстуальный анализ. Пространство вокруг произведения: история идей, событий, прототипов, исторической ситуации. Привлечение этнографии и этнологии к эпической поэме С. Есенина «Анна Снегина».

- Психологический, или анализ по образам. Образы крестьян в поэме «Анна Снегина» как сентенциальных носителей исторических событий. Антиномичность образов.

- Социологический анализ. Социальная дифференциация в поэме: расслоение деревни, «купцы да знать», премьер-министр А. Н. Керенский, вождь Ленин и т. д.

- Сравнительно-исторический (мотивный, лейтмотивный, концептуальный): мотивы любви к дому и родине, женщине; мотив страдания и одиночества и др.

Рекомендуемая литература

1. Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина: Книга для учителя. М., 1990.

2. Богомолов Н.А. Русская литература первой трети ХХ века: Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, 1999.

3. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы ХХ века. М., 1994.

4. Голубков М.М. Раскол Русская историко-культурная ситуация первой трети ХХ века и литературный процесс) // Научные доклады филологического факультета МГУ. М., 1996. Вып.1.

5. Ежов И.С., Шамурин Е.И. Антология русской лирики первой четверти ХХ века / Вводной статья Валерьяна Полянского. М., 1991.

6. История русской литературы ХХ века: Учебник: В 2 ч. М.-Ставрополь, 1998.

7. История русской литературы ХХ века (20-90 годы): Основные имена: Учебное пособие для филологических факультетов университетов. М., 1998.

8. Солнцева Н.М. Сергей Есенин: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., 1997.

9. Шубникова–Гусева Н.И. Сергей Есенин в стихах и жизни // Сергей Есенин в стихах и жизни. Стихотворения 1910 – 1925. М., 1995.

10. Энциклопедия литературных произведений. М., 1998.

 

Лекция 1. Понятие о филологическом методе анализа текста. Литературоведческие виды анализа и их краткая характеристика. (1 час)

1. Традиционные методы исследования.

- психологический, вульгарно-психологический, историко-социологический, вульгарно-социологический, патографический, историко-культурный метод (культурно-историческая школа, эволюционный подход, сравнительно-исторический (или мотивный, лейтмотивный, концептуальный), эстопсихологический подход).

2.Вспомогательные методы анализа.

лингвистический (или текстологический анализ), стиховедческий, с привлечением естественно-научного комментария;

3. Модернистские (специальные) методы анализа

- формалистский; психоанализ; структурно-антропологический, или структурно-генетический метод; нуменозный; мифопоэтический (символистская интерпретация); эзотерический (оккультный) подход: понятие мистериального вектора; экзегетический (христологический); вульгарно-экзегетический; семиотический (знаковый); шизоанализ, постмодернистский и постструктуралистический дискурсы.

Рекомендуемая литература

1. Волков Ф.И. Литература как вид творчества. М., 1985.

2. Волков Ф.И. Теория литературы. М., 1995.

3. Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992.

4. История русской литературы ХХ века: Учебник: В 2 ч. М.-Ставорополь,1998.

5. История русской литературы ХХ века (20-90 годы):Основные имена: Учебное пособие для филологических факультетов университетов. М.,1998.

6. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учебное пособие для вузов. М.-СПб., 2000.

7. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999.

8. Щербина В. Р. Писатель в современном мире. Литература. Идеология. Культура. М., 1973.

9. Эткинд А. Хлыст. Секты. Революция и литература. М., 1998.

10. Faryno J. Введение в литературоведение. Katowice, 1980. Ч.1.

 

 

Лекция 2. Психологический и социологический подходы к литературе и искусству (2 часа)

Стереотипы поведения человека. «Типические характеры в типических обстоятельствах» (В. Белинский). Внутренние монологи героев. Художественный сказ. Художественная деталь. Литературный потрет, литературный силуэт, мемуары, памфлет, литературно-критическая статья. Работа Л. Выготского «Психология искусства» как учение об общественно-исторической природе сознания человека. Образное познание. Обращение к образу. «Пиктографичность» произведения и его художественность. Форма («Искусство как прием»). Анализ преодоления «прозаизма» языкового материала, возвышения его функций в структуре творений художественной литературы. Движение «противочувствования». Освобождение через искусство от «скверны». «Реактологический» подход К. Н. Корнилова.

Социологический подход: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, Д. В. Григорович, Н.А. Добролюбов; марксист П. Коган, богостроители: А. Луначарский, В. Базаров, М. Горький. Журнал «Литературный распад» (3 номера). Методологическое значение для социологического анализа статей В. И. Ленина о Л. Н. Толстом. «Перевальцы» А. Воронский, Я. Полонский и др. Социально-утверждающий метод (в терминологии Хализева), или метод социалистического реализма и социологический подход. Совершенствование социологического анализа Н. Я. Берковским. Роль В. Р. Щербины в более поздний период советской истории.

Рекомендуемая литература

1. Берковский Н. О русской литературе. М., 1985.

2. В. И. Ленин о литературе и искусстве. М., 1967.

3. Воронский А. К. Искусство видеть мир. М., 1987.

4. Выготский Л. Психология искусства. М., 1968.

5. Полонский Вяч. О литературе. М., 1988.

6. Сакулин П.Н. Социологический метод в литературоведении. М., 1925.

7. Синклер У. Искусство Маммоны. Опыт экономического исследования. Л., 1926.

8. Щербина В. Р. Писатель в современном мире. Литература. Идеология. Культура. М., 1973.

 

Лекция 3. Вульгарно-социологический анализ текста (1 час)

Знаковая книга Л.Троцкого «Искусство и революция». «Неистовые ревнители пролетарской чистоты» С. Родов, Г. Лелевич, Л. Авербах. Журналы «На посту и «На лит. посту». Понятие «социального заказа». Книга Л. Авербаха «Из Рапповского дневника».

Рекомендуемая литература

1. Авербах Л. Из Рапповского дневника. Л., 1931

2. История русской литературы ХХ века (20-90 годы): Основные имена: Учебное пособие для филологических факультетов университетов. М., 1998.

3. Троцкий Л. Литература и революция. М., 1991.

4. Якубовский Г. Культурная революция и литература. М., 1928.

5. Розенталь М. Против вульгарной социологии в литературной теории. М., 1936.

 

Лекция 4. Становление патографического метода в русской филологической науке (1 час)

Литература как дополнение к экспериментальной психологии.

Работы В. Вундта и В. Дильтея. Фундаментальное различение между науками о природе и науками о духе. Тесты для «диагноза личности» представителей «гуманитарного метода». Н. Я. Грот и первый в России психологический журнал. Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой в журнале Н. Я. Грота. Психиатр М. О. Шайкевич и его работы о русских литераторах. В. Ф. Чиж и его книги «Достоевский как психопатолог», «Тургенев как психопатолог».

Литературный герой как психологический тип эпохи.

Персонажи эпохи безвременья и ожидания политических перемен: фигуры шекспировского Гамлета, Офелии. Работы английского психиатра и писателя Х. Эллиса.

В поисках положительного героя.

Герой рассказа В. М. Гаршина «Красный цветок» - пациент психиатрической больницы. «Патологические альтруисты» Дон Кихот и Жанна Д'Арк. Гоголевский Плюшкин и проблемы патографического метода.

Рекомендуемая литература

1. Бехтерев В. М. Достоевский и художественная психопатология // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М.Бехтерева. 1993. № 2.

2. Бирнштейн И.А. Сон В.М. Гаршина. Психоневрологический этюд к вопросу о самоубийстве // Независимый психиатрический журнал. 1993. № 1,2. С.95-100.

3. Владимирский А.В. Мысли психиатра по поводу «Записок сумасшедшего» Н.В. Гоголя // Вопросы нервно-психической медицины. 1903. №3. С.32-48.

4. Галант И.Б. Эвроэндокринология великих русских писателей и поэтов // Клинический архив гениальности и одаренности. 1927. Т.3. Вып.1. С.19-66.

5. Гейер Р. Герои Ибсена с психиатрической точки зрения, М., 1903.

6. Закржевский А. Рыцари безумия: (Футуристы). К., 1914.

7. Каплан Я.Ф. Плюшкин - психологический разбор его // Вопросы философии и психологии. 1902. № 63. С.796-813.

8. Карпов П.И. Творчество душевно-больных и его влияние на развитие науки, искусства и техники. М.; Л., 1926.

9. Личко А.Е. История глазами психиатра. СПб., 1996.

10. Минц Я.В. Александр Блок (Патографический очерк) // Клинический архив гениальности и одаренности. 1928. Т.4. Вып.3. С.45-54.

11. Минц Я.В. Материалы к патографии Пушкина // Клинический архив гениальности и одаренности. 1925. Т.1. Вып.2. С.122-46.

12. Попов Ю.В. О докладе В.М. Бехтерева «Достоевский и художественная психопатология» // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. 1993. №2. С.117-118.

13. Попов Ю.В. По поводу патографий Н.А.Некрасова и А.А.Фета // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. 1993. №3. С.171-176.

14. Ферри, Энрико. Преступные типы в искусстве и литературе. СПб., 1908.

15. Шувалов А.В. «Король времени Велимир-1». Патографический очерк о В.В.Хлебникове с попыткой психопатологического анализа творчества // Независимый психиатрический журнал. 1995. №3. С. 66-70.

16. Шувалов А.В. Патографический очерк о Данииле Хармсе // Независимый психиатрический журнал. 1996. № 2. C.74-78.

 

Лекция 5. Историко-культурный метод, или контекстуальный анализ (4 часа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.086 с.)