Лекция №1: «Организационное поведение» и её развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №1: «Организационное поведение» и её развитие



Лекция №1: «Организационное поведение» и её развитие

1. Понятие и сущность организационного поведения.

Подходы к определению понятия ОП:

1. Акцентирование внимания на отдельном индивиде

· область знания, стремящаяся понять и научиться предсказывать поведение людей в организации, а также управлять им;

· поведение работников, вовлечённых в определённые управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы, темпы, структуру отношений, организационные рамки и требования к работникам;

· область знаний, ориентированная в сторону лучшего понимания человеческого поведения и использования этого знания с целью помочь людям более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большое удовлетворение;

· комплекс реакций индивида (людей) на состояние среды, в которой они находятся и на своё собственное состояние;

· наука о том, как люди ведут себя в организации, и каким образом их поведение влияет на результаты работы в организации.

2. Анализ поведения индивидов, групп и организации

· систематический, научный анализ индивидов, групп и организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирования организации;

· изучение людей и групп в организации. Это академическая дисциплина, которая помогает руководителю принимать хорошие решения при работе с людьми в сложной, динамической среде. Она объединяет концепции и теории, относящиеся к отдельным людям, группам и организациям в целом.

ОП – систематический научный анализ индивидов, групп и организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное поведение и функционирование организации

Цель ОП – овладение навыками управления поведения людей в процессе труда и их совершенствование.

Задачи ОП:

· Систематизированное описание поведения людей различных ситуациях, возникающих в процессе труда и общения

· Анализ причин поступков индивидов, групп в определённых условиях

· Прогнозирование и корректировка поведения человека в организации

· Создание организации, работающей на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых, индивидуальных интересов

Объект ОП:

· Группа

· Личность

· Организация

Предмет ОП - основные закономерности и движущие силы, определяющие поведение людей в организации.

ОП определяется в определённой социокультурной среде государственного учреждения, фирмы, банка.

Практическая значимость учебной дисциплины:

· Предвидение поведения людей в будущем

· Овладение навыками управления поведением

· Наблюдение и объяснение действий людей в определённых условиях, выявление причин определённого поведения

Факторы, влияющие на ОП:

· Макроэкономические факторы

· Микроэкономические факторы

· Факторы социально-культурной среды

· Факторы правовой среды

В контексте ОП эффективность определяется не только экономическими показателями, но и показателями качества, удовлетворённости, гибкости, конкурентоспособности и развития.

Особенности ОП в современном мире определяют 4 группы изменений:

· Рабочей силы

· Ожиданий клиентов

· Организаций

· Процессов управления

Модели ОП:

· Авторитарная

· Опекунская

· Поддерживающая

· Коллегиальная

 

2. История развития ОП.

Начала своё развитие в 50е годы 20 вв.

Ранний период. Продолжался приблизительно до 1900 года. Характеризуется использованием примитивных форм управления поведением (наказания и устрашения)

Период научного менеджмента. 1900 – 1920 гг. Наибольший вклад в изучение поведения человека в рамках организации внёс Ф. Тейлор.

Период классической школы управления. 1920 – 1930 гг. Изучение человеческих качеств менеджеров, предпринятое А. Файолем.

Период развития доктрины человеческих отношений. 1930 – 1950 гг. Многие исследователи считают, что с этого момента ОП стало выделяться в отдельное научное управление. Толчком к этому послужило проведение Хоуторнских экспериментов.

Период становления школы поведенческих наук. 1950 г. И по настоящее время. Для понимания поведения на рабочем месте стали активно использоваться такие науки, как психология и социология.

3. Методы, используемые в ОП.

Общенаучные:

· Анализ

· Синтез

· Индукция

Специальные:

· Эксперимент

· Наблюдение

· Опрос

Лекция

Психологические основы личности.

Факторы влияющие на поведение

Ценности мотивация

Установки восприятие

Личность способность обучаться индивидуальное поведение

Способности навыки

Психологические качества индивида, оказывающие влияние на проф. деятельность

Ценности – установки – восприятие – обучение.

Ценности – устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительней с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования.

Восприятие – процесс посредством которого люди интерпретируют свои ощущения, пытаясь смысл своему окружению.

Избирательность восприятия

- интенсивность. Чем большей интенсивностью обладает внешний раздражитель, тем больше вероятности того, что он будет воспринят.

- размеры.

- контрастность.

- повторяемость.

- движение.

– новизна и узнаваемость.

Внутренние факторы: основаны на сложном психологическом складе личности.

Социальное восприятие.

Атрибуция – описывает как люди объясняют свое поведение и поведение других людей.

Стерео типизация – отражает тенденцию воспринимать другого человека через его принадлежность к общественному классу.

Причины поведения объясняются:

- Индивидуальными особенностями.

- ситуацией.

Атрибут – процесс восприятия причин поведения и его результатов, позволяющий человеку придать смысл окружающему.

Две ошибки атрибуции

Фундаментальная ошибка атрибуции – тенденция недооценивать влияние ситуационных факторов и переоценивать влияние личных при вынесении суждения о чем – либо поведении.

Искажения в свою пользу – тенденция отрицать личную ответственность за плохое выполнение работы но при этом брать на себя ответственность за успешную деятельность.

Условия возникновения фундаментальной ошибки атрибуции

- личное согласие.

- неравные возможности.

- игнорирование информационной ценности случившегося.

- большее доверие к фактам, чем к суждениям.

- легкость построения ложных корреляций.

Стереотип – некоторый устойчивый образ явления или человека, которым пользуются как средством, схемой при взаимодействии.

Основы возникновения стереотипов

- расхождение представления о сути тех или иных явлений.

- ограниченный прошлый опыт.

- групповая и проф. принадлежность.

Эффекты восприятия

-эффекты восприятия.

- эффект первичности.

- эффект «физиогномической редукции».

- эффект ожидания.

- эффект «роли».

- эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки.

Установка – это постоянная готовность личн ости чувствовать и вести себя определенным образом по отношению к чему либо или к кому - либо.

К омпоненты установок

- аффективный (чувства, эмоции)

- Когнитивная (инфа, убеждение, стереотипов)

- конативная (формирование поступков, поведения)

Свойства установок:

- приобретенность,

- относительная устойчивость,

- вариативность,

- направленность.

Функции установок.

- эго – защитная

- ценностно – экспрессивная

- адаптивная или инструментальная

- систематизация

Способы изменения установок

- предоставление новой инфы,

- воздействие страхом,

- устранение несоответствий между установкой и поведением,

- влияние друзей или коллег,

- привлечение к сотрудничеству,

- соответствующая компенсация.

Когнитивный диссонанс – состояние беспокойства, которое возникает в результате конфликта между различными познавательными компонентами индивида после того, как решение было принято.

Установки по отношению к работе

1.Удовлетворенность трудом.

2.Вовлеченность в работк.

3.Приверженность организации.

Удовлетворенность работой – совокупность чувств, испытываемых человеком в отношении работы.

Вовлеченность в работу

- то в какой ере человек идентифицирует себя со своей работой.

- тесно связана с мотивацией с удовлетворенностью трудом.

- подразумевает желание индивида усердно работать и прилагать усилия сверх того, что от него ожидается.

Приверженность организации

- степень психологической идентификации с организацией.

- психологическое состояние, которое определяет ожидания, установки работников, особенности их рабочего времени.

Лекция

Личность в организации

Категория личности в организационном поведении.

Личность с точки зрения организационного поведения – то каким образом люди воздействуют на других и как они понимают и рассматривают сами себя в сочетании с их внутренними и внешними чертами и взаимодействием между человеком и ситуации.

R = f(S; P)

П = f(I; E)

R – реакция человека

S – среда

P – внутренние характеристики личности.

П – поведение

I – индивидуальные особенности

E – внешняя среда.

Подходы характеристик личности:

OCEAN – большая 5ка

- экстраверсия

- склонность к сотрудничеству или уживчивость

- добросовестность

- эмоциональная стабильность

- восприимчивость к приобретению нового опыта

Теории развития детей

1.Теория Фрейда – взросление ребенка происходит с момента преодоления Эдипова комплекса или комплекса Электры.

2.Джона Мида – считал что дети развиваются как социальные существа имитируют действие окружающих. К 5 годам ребенок в игре действует как взрослый. Происходит принятие роли другого, формируется понятие личности.

3.Теория Пиаже – стадии развития по Пиаже

- сенсомоторная – от рождения до 2ух лет.

- дооперациональная – с 2ух до 7 лет.

- конкретные операции – от 7 до 11 лет. Овладение абстрактным мышлением.

- период формальных операций с 11 -15лет.

Стадии развития взрослых по Ливинсону:

1.Вступление в мир взрослых 23 – 28 лет.

2.Достижение зрелости 33 – 40 лет.

3.Вступление в средний возраст 45 – 50 лет.

4.Достижение вершины среднего возраста 55 – 60 лет.

Выделяют 4 переходных периода:

1.Переходный период 30ти летних.

2.Переходный период середины жизни 40 – 45.

3.Период 50ти летних 50 – 55.

4.старшего возраста 55 -60.

? Теория личности

Теории личности

1.Теория типов – теория Гиппократа.

2.Теория Шелдона и Кречмера по телосложению.

Теория черт

1.Теория Кэттела. Создал матрицу черт личности качеств личности.

Психодинамический и психоаналитический

1.теории Фрейда, Юнга, Адлер.

Лекция

Лекция

Роли

-модели поведения ожидаемые от членов группы в соответствии с тем местом в группе которое они занимают.

-организационный набор правил поведения, ожидаемых от индивида в определенной группе.

Компоненты роли

-предполагаемая роль.

-воспринимаемая роль.

-предписанная роль.

Нормы поведения

Принятые нормы поведения внутри группы, которые должны выполняться всеми ее членами группы.

Общепринятые стандарты группового поведения сложившееся с течением времени в результате взаимодействия членов группы.

Состав группы

-разнородные группы работают более эффективно чем однородные по составу группы.

Типология групп

-цели основания: первичные, вторичные.

-принципы создания: формальные, неформальные

-характер вхождения индивида в группу: группы принадлежности, рефератные группы.

- характер отношений: внутренние группы, внешние.

Теория образования групп

Теория близости – индивиды стремятся быть друг с другом по причине пространственной или географической близости.

Теория образования групп основанная на понятиях деятельность, взаимодействие чувствам.

Теория равновесия – люди привлекают друг друга в следствии схожего отношения к общезначимым целям и задачам.

Теория обмена – считает чтобы возникло взаимодействие и стремление установить связь в перспективе должен иметь хотя бы минимальный положительный результат для лица вступившего во взаимодействие.

Стадии развития группы

Начальная стадия формирования – внутригрупповой контакт – обеспечение сплоченности группы – стадии наивысшей работоспособности – заключительная стадия.

Недостатки работы в группе

Стремление к достижению личных целей.

Потери времени при принятии решений.

Доминирование одного из членов группы.

Уход до ответственности.

Социальная праздность.

Снижения уровня мотивации высококвалифицированных работников.

Групповое единомыслие.

Лекция

Понятие и теории лидерства

?1

Лидерство – способность вести за собой для достижения конкретных целей.

Подходы к изучению лидерства:

1. Теория личностных качеств (лидерских черт) согласно данной теории лидерами рождаются, а не становятся.

2. Поведенческие теории лидерства – поведение лидера определяется следующими характеристиками:
- поведение ориентированное на создание удовлетворенности трудом у подчинённых и их развитием.
- поведение ориентировано на выполнение производственных задач.

3. групповые теории лидерства – данная теория основывается на теории социального обмена. Чтобы быть лидером необходимы последователи.

4. ситуационные теории лидерства – выбирая стиль управления предпочтение следует отдать тому стилю который в большей степени учитывает особенности ситуации.

Факторы влияющие на эффективность работы лидера:

1.взаимоотношение руководителя с подчиненными.

2.характер регламентации труда.

3.возможость руководителя влиять на работу своих подчиненных посредством подбора стимулирования и продвижения.

Ситуация благоприятна для лидера если высоки показатели по всем 3 параметрам.

Вывод: в благоприятной и в неблагоприятной ситуации эффективный стиль жесткого нацеленного на задачу лидера. Если ситуация умеренно неблагоприятна или не благоприятна эффективен тип терпеливого, ориентированно на человеческе отношения лидера.

Фидлер предложил 2 направления повышения эффективности деятельности:

1.приспособить лидера к ситуации.

2.изменить саму ситуацию.

5. теория харизматических качеств лидера – рассматривает лидера как человека который силой своих способностей может оказывать глубокое и необычайное воздействие на последователей.

Качества харизматического лидера:

1.полная уверенность в своих суждениях.

2 не традиционное поведение идущее в разрез с общепринятым.

3.умение видеть перспективу лучше остальных.

4.способность увлечь свои идеи умело разъясняя и убеждая.

5.умение хорошо чувствовать ситуацию и находить ресурсы для нахождения целей.

Стили харизматических лидеров:

1.перспективный стиль – лидер обрисовывает будущее которому люди начинают стремится.

2.вдохновлющий – мотивация к действию среди членов организации при помощи демонстрации личного одушевления и уверенности.

3.поощряющий – оказывается психологическая помощь людям в достижении сложных целей с помощью личной поддержки и эмпатии.

Управленческая решетка Блейка Моутана.

 

 

 


Стили лидерства по Херси и Бланшар.

1.приказной стиль – ориентирован на задачу, эффективен при низком уровне последовательности

2.стиль продажи идеи – ориентирован и на задачи и на отношения. Эффективен при низком уровне зрелости последовательности.

3.стиль вовлечение – внимание уделяется отношением с персоналом. Эффективен при высоком уровне зрелости последователя.

4.стиль делегирования – слабо ориентирован на задачи и на отношения. Эффективен при высоком уровне зрелости последователя.

Стили лидерства по лайкерту

Параметры Стиль экспуотаторско-автократический Благожилательно автократический партисипативный демократический
Уверенность к подчиненным.Доверенность к ним.   Уверен как хозяин в своих слугах Неполная уверенность Уверен в нх
Чувство свободы у подчиненных Несвободны в обсуждении своей работы Чувствует не слишком свободо Достаточно свободном в свободный
Стремление лидера вовлеч подчиненых в процесс управления Никакой Иногда идеи и мнения Лидер обычно получает идеи и мнения Всегда интересуется мнением починенных

 

?2 Понятие власти

Власть – способность одного человека влиять на другого.

Существует 4 основания власти позволяющие влиять на поведение людей:

1.власть на страхе – боязнь увольнения, разглашение тайны.

2.власть на убеждении.

3.власть на вознаграждении.

4.власть основанная на владении важной информации.

Источники власти:

1.получение формальной власти.

2.власть которая дает определенные личностные качества.

3.власть которая дают знания.

Способы власти:

1.убеждение.

2.дружелюбие.

3.соглашение.

4.обращение к авторитетам. Применение санкций

Лекция

Лекция №1: «Организационное поведение» и её развитие

1. Понятие и сущность организационного поведения.

Подходы к определению понятия ОП:

1. Акцентирование внимания на отдельном индивиде

· область знания, стремящаяся понять и научиться предсказывать поведение людей в организации, а также управлять им;

· поведение работников, вовлечённых в определённые управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы, темпы, структуру отношений, организационные рамки и требования к работникам;

· область знаний, ориентированная в сторону лучшего понимания человеческого поведения и использования этого знания с целью помочь людям более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большое удовлетворение;

· комплекс реакций индивида (людей) на состояние среды, в которой они находятся и на своё собственное состояние;

· наука о том, как люди ведут себя в организации, и каким образом их поведение влияет на результаты работы в организации.

2. Анализ поведения индивидов, групп и организации

· систематический, научный анализ индивидов, групп и организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирования организации;

· изучение людей и групп в организации. Это академическая дисциплина, которая помогает руководителю принимать хорошие решения при работе с людьми в сложной, динамической среде. Она объединяет концепции и теории, относящиеся к отдельным людям, группам и организациям в целом.

ОП – систематический научный анализ индивидов, групп и организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное поведение и функционирование организации

Цель ОП – овладение навыками управления поведения людей в процессе труда и их совершенствование.

Задачи ОП:

· Систематизированное описание поведения людей различных ситуациях, возникающих в процессе труда и общения

· Анализ причин поступков индивидов, групп в определённых условиях

· Прогнозирование и корректировка поведения человека в организации

· Создание организации, работающей на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых, индивидуальных интересов

Объект ОП:

· Группа

· Личность

· Организация

Предмет ОП - основные закономерности и движущие силы, определяющие поведение людей в организации.

ОП определяется в определённой социокультурной среде государственного учреждения, фирмы, банка.

Практическая значимость учебной дисциплины:

· Предвидение поведения людей в будущем

· Овладение навыками управления поведением

· Наблюдение и объяснение действий людей в определённых условиях, выявление причин определённого поведения

Факторы, влияющие на ОП:

· Макроэкономические факторы

· Микроэкономические факторы

· Факторы социально-культурной среды

· Факторы правовой среды

В контексте ОП эффективность определяется не только экономическими показателями, но и показателями качества, удовлетворённости, гибкости, конкурентоспособности и развития.

Особенности ОП в современном мире определяют 4 группы изменений:

· Рабочей силы

· Ожиданий клиентов

· Организаций

· Процессов управления

Модели ОП:

· Авторитарная

· Опекунская

· Поддерживающая

· Коллегиальная

 

2. История развития ОП.

Начала своё развитие в 50е годы 20 вв.

Ранний период. Продолжался приблизительно до 1900 года. Характеризуется использованием примитивных форм управления поведением (наказания и устрашения)

Период научного менеджмента. 1900 – 1920 гг. Наибольший вклад в изучение поведения человека в рамках организации внёс Ф. Тейлор.

Период классической школы управления. 1920 – 1930 гг. Изучение человеческих качеств менеджеров, предпринятое А. Файолем.

Период развития доктрины человеческих отношений. 1930 – 1950 гг. Многие исследователи считают, что с этого момента ОП стало выделяться в отдельное научное управление. Толчком к этому послужило проведение Хоуторнских экспериментов.

Период становления школы поведенческих наук. 1950 г. И по настоящее время. Для понимания поведения на рабочем месте стали активно использоваться такие науки, как психология и социология.

3. Методы, используемые в ОП.

Общенаучные:

· Анализ

· Синтез

· Индукция

Специальные:

· Эксперимент

· Наблюдение

· Опрос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.134 с.)