Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция №1: «Организационное поведение» и её развитие↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лекция №1: «Организационное поведение» и её развитие 1. Понятие и сущность организационного поведения. Подходы к определению понятия ОП: 1. Акцентирование внимания на отдельном индивиде · область знания, стремящаяся понять и научиться предсказывать поведение людей в организации, а также управлять им; · поведение работников, вовлечённых в определённые управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы, темпы, структуру отношений, организационные рамки и требования к работникам; · область знаний, ориентированная в сторону лучшего понимания человеческого поведения и использования этого знания с целью помочь людям более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большое удовлетворение; · комплекс реакций индивида (людей) на состояние среды, в которой они находятся и на своё собственное состояние; · наука о том, как люди ведут себя в организации, и каким образом их поведение влияет на результаты работы в организации. 2. Анализ поведения индивидов, групп и организации · систематический, научный анализ индивидов, групп и организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирования организации; · изучение людей и групп в организации. Это академическая дисциплина, которая помогает руководителю принимать хорошие решения при работе с людьми в сложной, динамической среде. Она объединяет концепции и теории, относящиеся к отдельным людям, группам и организациям в целом. ОП – систематический научный анализ индивидов, групп и организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное поведение и функционирование организации Цель ОП – овладение навыками управления поведения людей в процессе труда и их совершенствование. Задачи ОП: · Систематизированное описание поведения людей различных ситуациях, возникающих в процессе труда и общения · Анализ причин поступков индивидов, групп в определённых условиях · Прогнозирование и корректировка поведения человека в организации · Создание организации, работающей на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых, индивидуальных интересов Объект ОП: · Группа · Личность · Организация Предмет ОП - основные закономерности и движущие силы, определяющие поведение людей в организации. ОП определяется в определённой социокультурной среде государственного учреждения, фирмы, банка. Практическая значимость учебной дисциплины: · Предвидение поведения людей в будущем · Овладение навыками управления поведением · Наблюдение и объяснение действий людей в определённых условиях, выявление причин определённого поведения Факторы, влияющие на ОП: · Макроэкономические факторы · Микроэкономические факторы · Факторы социально-культурной среды · Факторы правовой среды В контексте ОП эффективность определяется не только экономическими показателями, но и показателями качества, удовлетворённости, гибкости, конкурентоспособности и развития. Особенности ОП в современном мире определяют 4 группы изменений: · Рабочей силы · Ожиданий клиентов · Организаций · Процессов управления Модели ОП: · Авторитарная · Опекунская · Поддерживающая · Коллегиальная
2. История развития ОП. Начала своё развитие в 50е годы 20 вв. Ранний период. Продолжался приблизительно до 1900 года. Характеризуется использованием примитивных форм управления поведением (наказания и устрашения) Период научного менеджмента. 1900 – 1920 гг. Наибольший вклад в изучение поведения человека в рамках организации внёс Ф. Тейлор. Период классической школы управления. 1920 – 1930 гг. Изучение человеческих качеств менеджеров, предпринятое А. Файолем. Период развития доктрины человеческих отношений. 1930 – 1950 гг. Многие исследователи считают, что с этого момента ОП стало выделяться в отдельное научное управление. Толчком к этому послужило проведение Хоуторнских экспериментов. Период становления школы поведенческих наук. 1950 г. И по настоящее время. Для понимания поведения на рабочем месте стали активно использоваться такие науки, как психология и социология. 3. Методы, используемые в ОП. Общенаучные: · Анализ · Синтез · Индукция Специальные: · Эксперимент · Наблюдение · Опрос Лекция Психологические основы личности. Факторы влияющие на поведение Ценности мотивация Установки восприятие Личность способность обучаться индивидуальное поведение Способности навыки Психологические качества индивида, оказывающие влияние на проф. деятельность Ценности – установки – восприятие – обучение. Ценности – устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительней с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования. Восприятие – процесс посредством которого люди интерпретируют свои ощущения, пытаясь смысл своему окружению. Избирательность восприятия - интенсивность. Чем большей интенсивностью обладает внешний раздражитель, тем больше вероятности того, что он будет воспринят. - размеры. - контрастность. - повторяемость. - движение. – новизна и узнаваемость. Внутренние факторы: основаны на сложном психологическом складе личности. Социальное восприятие. Атрибуция – описывает как люди объясняют свое поведение и поведение других людей. Стерео типизация – отражает тенденцию воспринимать другого человека через его принадлежность к общественному классу. Причины поведения объясняются: - Индивидуальными особенностями. - ситуацией. Атрибут – процесс восприятия причин поведения и его результатов, позволяющий человеку придать смысл окружающему. Две ошибки атрибуции Фундаментальная ошибка атрибуции – тенденция недооценивать влияние ситуационных факторов и переоценивать влияние личных при вынесении суждения о чем – либо поведении. Искажения в свою пользу – тенденция отрицать личную ответственность за плохое выполнение работы но при этом брать на себя ответственность за успешную деятельность. Условия возникновения фундаментальной ошибки атрибуции - личное согласие. - неравные возможности. - игнорирование информационной ценности случившегося. - большее доверие к фактам, чем к суждениям. - легкость построения ложных корреляций. Стереотип – некоторый устойчивый образ явления или человека, которым пользуются как средством, схемой при взаимодействии. Основы возникновения стереотипов - расхождение представления о сути тех или иных явлений. - ограниченный прошлый опыт. - групповая и проф. принадлежность. Эффекты восприятия -эффекты восприятия. - эффект первичности. - эффект «физиогномической редукции». - эффект ожидания. - эффект «роли». - эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки. Установка – это постоянная готовность личн ости чувствовать и вести себя определенным образом по отношению к чему либо или к кому - либо. К омпоненты установок - аффективный (чувства, эмоции) - Когнитивная (инфа, убеждение, стереотипов) - конативная (формирование поступков, поведения) Свойства установок: - приобретенность, - относительная устойчивость, - вариативность, - направленность. Функции установок. - эго – защитная - ценностно – экспрессивная - адаптивная или инструментальная - систематизация Способы изменения установок - предоставление новой инфы, - воздействие страхом, - устранение несоответствий между установкой и поведением, - влияние друзей или коллег, - привлечение к сотрудничеству, - соответствующая компенсация. Когнитивный диссонанс – состояние беспокойства, которое возникает в результате конфликта между различными познавательными компонентами индивида после того, как решение было принято. Установки по отношению к работе 1.Удовлетворенность трудом. 2.Вовлеченность в работк. 3.Приверженность организации. Удовлетворенность работой – совокупность чувств, испытываемых человеком в отношении работы. Вовлеченность в работу - то в какой ере человек идентифицирует себя со своей работой. - тесно связана с мотивацией с удовлетворенностью трудом. - подразумевает желание индивида усердно работать и прилагать усилия сверх того, что от него ожидается. Приверженность организации - степень психологической идентификации с организацией. - психологическое состояние, которое определяет ожидания, установки работников, особенности их рабочего времени. Лекция Личность в организации Категория личности в организационном поведении. Личность с точки зрения организационного поведения – то каким образом люди воздействуют на других и как они понимают и рассматривают сами себя в сочетании с их внутренними и внешними чертами и взаимодействием между человеком и ситуации. R = f(S; P) П = f(I; E) R – реакция человека S – среда P – внутренние характеристики личности. П – поведение I – индивидуальные особенности E – внешняя среда. Подходы характеристик личности: OCEAN – большая 5ка - экстраверсия - склонность к сотрудничеству или уживчивость - добросовестность - эмоциональная стабильность - восприимчивость к приобретению нового опыта Теории развития детей 1.Теория Фрейда – взросление ребенка происходит с момента преодоления Эдипова комплекса или комплекса Электры. 2.Джона Мида – считал что дети развиваются как социальные существа имитируют действие окружающих. К 5 годам ребенок в игре действует как взрослый. Происходит принятие роли другого, формируется понятие личности. 3.Теория Пиаже – стадии развития по Пиаже - сенсомоторная – от рождения до 2ух лет. - дооперациональная – с 2ух до 7 лет. - конкретные операции – от 7 до 11 лет. Овладение абстрактным мышлением. - период формальных операций с 11 -15лет. Стадии развития взрослых по Ливинсону: 1.Вступление в мир взрослых 23 – 28 лет. 2.Достижение зрелости 33 – 40 лет. 3.Вступление в средний возраст 45 – 50 лет. 4.Достижение вершины среднего возраста 55 – 60 лет. Выделяют 4 переходных периода: 1.Переходный период 30ти летних. 2.Переходный период середины жизни 40 – 45. 3.Период 50ти летних 50 – 55. 4.старшего возраста 55 -60. ? Теория личности Теории личности 1.Теория типов – теория Гиппократа. 2.Теория Шелдона и Кречмера по телосложению. Теория черт 1.Теория Кэттела. Создал матрицу черт личности качеств личности. Психодинамический и психоаналитический 1.теории Фрейда, Юнга, Адлер. Лекция Лекция Роли -модели поведения ожидаемые от членов группы в соответствии с тем местом в группе которое они занимают. -организационный набор правил поведения, ожидаемых от индивида в определенной группе. Компоненты роли -предполагаемая роль. -воспринимаемая роль. -предписанная роль. Нормы поведения Принятые нормы поведения внутри группы, которые должны выполняться всеми ее членами группы. Общепринятые стандарты группового поведения сложившееся с течением времени в результате взаимодействия членов группы. Состав группы -разнородные группы работают более эффективно чем однородные по составу группы. Типология групп -цели основания: первичные, вторичные. -принципы создания: формальные, неформальные -характер вхождения индивида в группу: группы принадлежности, рефератные группы. - характер отношений: внутренние группы, внешние. Теория образования групп Теория близости – индивиды стремятся быть друг с другом по причине пространственной или географической близости. Теория образования групп основанная на понятиях деятельность, взаимодействие чувствам. Теория равновесия – люди привлекают друг друга в следствии схожего отношения к общезначимым целям и задачам. Теория обмена – считает чтобы возникло взаимодействие и стремление установить связь в перспективе должен иметь хотя бы минимальный положительный результат для лица вступившего во взаимодействие. Стадии развития группы Начальная стадия формирования – внутригрупповой контакт – обеспечение сплоченности группы – стадии наивысшей работоспособности – заключительная стадия. Недостатки работы в группе Стремление к достижению личных целей. Потери времени при принятии решений. Доминирование одного из членов группы. Уход до ответственности. Социальная праздность. Снижения уровня мотивации высококвалифицированных работников. Групповое единомыслие. Лекция Понятие и теории лидерства ?1 Лидерство – способность вести за собой для достижения конкретных целей. Подходы к изучению лидерства: 1. Теория личностных качеств (лидерских черт) согласно данной теории лидерами рождаются, а не становятся. 2. Поведенческие теории лидерства – поведение лидера определяется следующими характеристиками: 3. групповые теории лидерства – данная теория основывается на теории социального обмена. Чтобы быть лидером необходимы последователи. 4. ситуационные теории лидерства – выбирая стиль управления предпочтение следует отдать тому стилю который в большей степени учитывает особенности ситуации. Факторы влияющие на эффективность работы лидера: 1.взаимоотношение руководителя с подчиненными. 2.характер регламентации труда. 3.возможость руководителя влиять на работу своих подчиненных посредством подбора стимулирования и продвижения. Ситуация благоприятна для лидера если высоки показатели по всем 3 параметрам. Вывод: в благоприятной и в неблагоприятной ситуации эффективный стиль жесткого нацеленного на задачу лидера. Если ситуация умеренно неблагоприятна или не благоприятна эффективен тип терпеливого, ориентированно на человеческе отношения лидера. Фидлер предложил 2 направления повышения эффективности деятельности: 1.приспособить лидера к ситуации. 2.изменить саму ситуацию. 5. теория харизматических качеств лидера – рассматривает лидера как человека который силой своих способностей может оказывать глубокое и необычайное воздействие на последователей. Качества харизматического лидера: 1.полная уверенность в своих суждениях. 2 не традиционное поведение идущее в разрез с общепринятым. 3.умение видеть перспективу лучше остальных. 4.способность увлечь свои идеи умело разъясняя и убеждая. 5.умение хорошо чувствовать ситуацию и находить ресурсы для нахождения целей. Стили харизматических лидеров: 1.перспективный стиль – лидер обрисовывает будущее которому люди начинают стремится. 2.вдохновлющий – мотивация к действию среди членов организации при помощи демонстрации личного одушевления и уверенности. 3.поощряющий – оказывается психологическая помощь людям в достижении сложных целей с помощью личной поддержки и эмпатии. Управленческая решетка Блейка Моутана.
Стили лидерства по Херси и Бланшар. 1.приказной стиль – ориентирован на задачу, эффективен при низком уровне последовательности 2.стиль продажи идеи – ориентирован и на задачи и на отношения. Эффективен при низком уровне зрелости последовательности. 3.стиль вовлечение – внимание уделяется отношением с персоналом. Эффективен при высоком уровне зрелости последователя. 4.стиль делегирования – слабо ориентирован на задачи и на отношения. Эффективен при высоком уровне зрелости последователя. Стили лидерства по лайкерту
?2 Понятие власти Власть – способность одного человека влиять на другого. Существует 4 основания власти позволяющие влиять на поведение людей: 1.власть на страхе – боязнь увольнения, разглашение тайны. 2.власть на убеждении. 3.власть на вознаграждении. 4.власть основанная на владении важной информации. Источники власти: 1.получение формальной власти. 2.власть которая дает определенные личностные качества. 3.власть которая дают знания. Способы власти: 1.убеждение. 2.дружелюбие. 3.соглашение. 4.обращение к авторитетам. Применение санкций Лекция Лекция №1: «Организационное поведение» и её развитие 1. Понятие и сущность организационного поведения. Подходы к определению понятия ОП: 1. Акцентирование внимания на отдельном индивиде · область знания, стремящаяся понять и научиться предсказывать поведение людей в организации, а также управлять им; · поведение работников, вовлечённых в определённые управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы, темпы, структуру отношений, организационные рамки и требования к работникам; · область знаний, ориентированная в сторону лучшего понимания человеческого поведения и использования этого знания с целью помочь людям более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большое удовлетворение; · комплекс реакций индивида (людей) на состояние среды, в которой они находятся и на своё собственное состояние; · наука о том, как люди ведут себя в организации, и каким образом их поведение влияет на результаты работы в организации. 2. Анализ поведения индивидов, групп и организации · систематический, научный анализ индивидов, групп и организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирования организации; · изучение людей и групп в организации. Это академическая дисциплина, которая помогает руководителю принимать хорошие решения при работе с людьми в сложной, динамической среде. Она объединяет концепции и теории, относящиеся к отдельным людям, группам и организациям в целом. ОП – систематический научный анализ индивидов, групп и организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное поведение и функционирование организации Цель ОП – овладение навыками управления поведения людей в процессе труда и их совершенствование. Задачи ОП: · Систематизированное описание поведения людей различных ситуациях, возникающих в процессе труда и общения · Анализ причин поступков индивидов, групп в определённых условиях · Прогнозирование и корректировка поведения человека в организации · Создание организации, работающей на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых, индивидуальных интересов Объект ОП: · Группа · Личность · Организация Предмет ОП - основные закономерности и движущие силы, определяющие поведение людей в организации. ОП определяется в определённой социокультурной среде государственного учреждения, фирмы, банка. Практическая значимость учебной дисциплины: · Предвидение поведения людей в будущем · Овладение навыками управления поведением · Наблюдение и объяснение действий людей в определённых условиях, выявление причин определённого поведения Факторы, влияющие на ОП: · Макроэкономические факторы · Микроэкономические факторы · Факторы социально-культурной среды · Факторы правовой среды В контексте ОП эффективность определяется не только экономическими показателями, но и показателями качества, удовлетворённости, гибкости, конкурентоспособности и развития. Особенности ОП в современном мире определяют 4 группы изменений: · Рабочей силы · Ожиданий клиентов · Организаций · Процессов управления Модели ОП: · Авторитарная · Опекунская · Поддерживающая · Коллегиальная
2. История развития ОП. Начала своё развитие в 50е годы 20 вв. Ранний период. Продолжался приблизительно до 1900 года. Характеризуется использованием примитивных форм управления поведением (наказания и устрашения) Период научного менеджмента. 1900 – 1920 гг. Наибольший вклад в изучение поведения человека в рамках организации внёс Ф. Тейлор. Период классической школы управления. 1920 – 1930 гг. Изучение человеческих качеств менеджеров, предпринятое А. Файолем. Период развития доктрины человеческих отношений. 1930 – 1950 гг. Многие исследователи считают, что с этого момента ОП стало выделяться в отдельное научное управление. Толчком к этому послужило проведение Хоуторнских экспериментов. Период становления школы поведенческих наук. 1950 г. И по настоящее время. Для понимания поведения на рабочем месте стали активно использоваться такие науки, как психология и социология. 3. Методы, используемые в ОП. Общенаучные: · Анализ · Синтез · Индукция Специальные: · Эксперимент · Наблюдение · Опрос
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.72.27 (0.013 с.) |