Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №2: «Теории поведения человека в организации»

Поиск

1. Бихевиористические теории организационного поведения.

Бихевиоризм – направление психологии, в соответствии с которым поведение понимается как совокупность двигательных и сводимых к ним словестных и эмоциональных ответов – реакции на воздействие внешней среды. Делится на 2 направления:

· Классическое обусловливание (И. Павлов, Дж. Уотсон)

· Оперантное обусловливание (Ф. Скиннер)

Условный рефлекс – научение, основанное на ассоциативных связях.

Стимул-реакция – основа классического обусловливания. Для получения знания использовался эксперимент.

Нейтральный стимул + Безусловный стимул = Обусловленный стимул – раздражитель

Обусловливание – ситуация, когда стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, могут впоследствии её вызвать. Стимул раздражитель вызывает обусловленную реакцию. В процессе научения отсутствует действие сознания.

«Когда явления поведения точно сформулированы в терминах стимулов и реакций, бихевиоризм получает возможность предсказывать эти явления и руководить ими – два существенных момента, которых требует всякая наука» (Дж. Уотсон)

Скиннер допускал, что поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение – значит проконтролировать его, и наоборот. Оперантное обусловливание уделяет внимание той роли, которую в научении играют последствия, или связи типа реакция – стимул. Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом. Научение происходит по схеме «Р-С».

Оперантное поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идёт следствие, и природа этого следствия изменят тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.Суть оперантного научения заключается в том, что подкреплённое поведение стремится повториться, а поведение не подкреплённое или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться.

  Позитивное Негативное
Подкрепление Предъявление положительного стимула Удаление неприятного стимула
  Наказание Предъявление неприятного стимула Удаление положительного стимула

Позитивное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что демонстрирует его желаемое последствие. Негативное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что прекращает или устраняет его нежелательное последствие. Наказание – устранение негативных моделей поведения.

2. Когнитивные теории организационного поведения.

Когнитивная теория изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.Родоначальником этой теории является американский психолог Толмен Эдвард Чейс. Концепцию поведения Э. Толмен изложил в труде «Целевое поведение у животных и у человека» (1932г.) «Когнитивная карта» позволяет человеку ориентировать своё поведение и осуществлять выбор в соответствии со своими ожиданиями. В когнитивной теории было введено понятие фрустрации – обман, тщетное ожидание, расстройство, психическое состояние, возникающее в следствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижение цели. Выделяют 2 аспекта фрустрации – внешний и внутренний.Внешний аспект - всё что касается физических преград. Внутренний аспект – равновесие разрушается внутри нас. Реакция на фрустрацию:

· Агрессивная – предмет агрессии не является предметом фрустрации.

· Неагрессивная – процесс регрессии, реакция фиксации, подавление.

3. Теория социального научения. Принципы научения: подкрепление и наказание.

Родоначальником этого научения является Альберт Бандура. Обусловливание не объясняет процесса обучения, оно лишь влияет на повторяемость того, что ранее выучивается в процессе обучения на моделях. Наблюдение лежит в основе процесса подражания. На первом этапе человек наблюдает как действуют другие, формирует мысленно картину последствий, а на втором этапе воспроизводит усвоенный образ действий. Если последствия позитивные, то он повторяет эту схему в дальнейшем. В процессе контроля выполнения поведенческих намерений человек постоянно сверяет их результаты с некоторыми эталонами, имеющими отношение как и цели поведения, так и к отдельным его процессуальным моментам.

Лекция

Психологические основы личности.

Факторы влияющие на поведение

Ценности мотивация

Установки восприятие

Личность способность обучаться индивидуальное поведение

Способности навыки

Психологические качества индивида, оказывающие влияние на проф. деятельность

Ценности – установки – восприятие – обучение.

Ценности – устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительней с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования.

Восприятие – процесс посредством которого люди интерпретируют свои ощущения, пытаясь смысл своему окружению.

Избирательность восприятия

- интенсивность. Чем большей интенсивностью обладает внешний раздражитель, тем больше вероятности того, что он будет воспринят.

- размеры.

- контрастность.

- повторяемость.

- движение.

– новизна и узнаваемость.

Внутренние факторы: основаны на сложном психологическом складе личности.

Социальное восприятие.

Атрибуция – описывает как люди объясняют свое поведение и поведение других людей.

Стерео типизация – отражает тенденцию воспринимать другого человека через его принадлежность к общественному классу.

Причины поведения объясняются:

- Индивидуальными особенностями.

- ситуацией.

Атрибут – процесс восприятия причин поведения и его результатов, позволяющий человеку придать смысл окружающему.

Две ошибки атрибуции

Фундаментальная ошибка атрибуции – тенденция недооценивать влияние ситуационных факторов и переоценивать влияние личных при вынесении суждения о чем – либо поведении.

Искажения в свою пользу – тенденция отрицать личную ответственность за плохое выполнение работы но при этом брать на себя ответственность за успешную деятельность.

Условия возникновения фундаментальной ошибки атрибуции

- личное согласие.

- неравные возможности.

- игнорирование информационной ценности случившегося.

- большее доверие к фактам, чем к суждениям.

- легкость построения ложных корреляций.

Стереотип – некоторый устойчивый образ явления или человека, которым пользуются как средством, схемой при взаимодействии.

Основы возникновения стереотипов

- расхождение представления о сути тех или иных явлений.

- ограниченный прошлый опыт.

- групповая и проф. принадлежность.

Эффекты восприятия

-эффекты восприятия.

- эффект первичности.

- эффект «физиогномической редукции».

- эффект ожидания.

- эффект «роли».

- эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки.

Установка – это постоянная готовность личн ости чувствовать и вести себя определенным образом по отношению к чему либо или к кому - либо.

К омпоненты установок

- аффективный (чувства, эмоции)

- Когнитивная (инфа, убеждение, стереотипов)

- конативная (формирование поступков, поведения)

Свойства установок:

- приобретенность,

- относительная устойчивость,

- вариативность,

- направленность.

Функции установок.

- эго – защитная

- ценностно – экспрессивная

- адаптивная или инструментальная

- систематизация

Способы изменения установок

- предоставление новой инфы,

- воздействие страхом,

- устранение несоответствий между установкой и поведением,

- влияние друзей или коллег,

- привлечение к сотрудничеству,

- соответствующая компенсация.

Когнитивный диссонанс – состояние беспокойства, которое возникает в результате конфликта между различными познавательными компонентами индивида после того, как решение было принято.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.0 (0.009 с.)