Цель и смысл жизни человека.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и смысл жизни человека.



Цель – мыслительный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Смысл жизни рассматривается через разумность и осознанность жизни. Если человек представляет направленность своего жизненного пути, сознательно выстраивает иерархию ценностей, правильно определяет свои возможности и стремится к их реализации, тем самым он задает смысл своему существованию. Философия выработала три основных ответа на вопрос «в чем смысл жизни человека (?)»:

1) Человечество не имеет ни какого назначения, оно – ошибка природы. Человек всегда остается с неразрешимым вопросом о смысле своего бытия, ибо его бытие бессмысленно. Эта философия получила название экзистенциализма. Вывод: жизнь бессмысленна. Человек помимо своей воли заброшен и в этот мир и в сою судьбу. Живет он в чуждом мире, жизнь глубоко иррациональна, т.к. в жизни преобладает страдание, люди испорчены, изуродованы своим существованием. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Важнейшее понятие – страх, сопровождаемый меланхолией, тоской, отчаянием. Человек ощущает дисгармонию между тем, что он есть и тем, чем он должен быть. Задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает свои действия обстоятельствами.

2) Теологическая точка зрения: назначение человека в мире имеет вне биологический смысл. Следует верить в бессмертную душу, освобожденную от тела и приобщенную к бесконечности.

3) человеческое стремление к бесконечности удовлетворяется отождествлением индивидуального человека с обществом. Конкретный человек умирает, а общество продолжает существовать. Смысл жизни в служении обществу.

Смысл жизни человека:

1) Каждый человек должен стремиться к сохранению и воспроизводству жизни.

2) Смысл жизни в самой жизни.

3) Человек должен дополнить биологическое существование социально-значимым. Деятельность человека должна быть востребована, признана и положительно оценена другими людьми.

Самореализация

Личность проявляет себя в процессе самореализации.

Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя.

Самореализация– осуществление потенциала. То к чему мы стремимся и есть самореализация. Многие даже не осознают этого. Некоторые люди остаются неудовлетворенными, полученными благами от жизни или от деятельности. Причиной этому может быть отсутствие интереса к своей деятельности. Также отсутствие цели и желаемого результата. Для достижения желаемого успеха, надо очень много поработать над собой. Чтобы личности само реализовалась, надо постоянно совершенствоваться. Это полное использование своих талантов, способностей, возможностей.

Чем лучше человек раскроет собственные способности, тем больше он может рассчитывать на успех. Самореализация-это рост эффективности человека в любой сфере жизни.

Самореализация это основа успеха жизни человека. В процессе самореализации важна независимость от мнения толпы. Толпа очень сильно влияет на человека. Если человек имеет талант к музыке, а толпа не одобряет, он пойдет на поводу толпы. Неважно то, что он мог стать гениальным музыкантом или композитором. Не следует идти на поводу толпы, потом толпа будет восхищаться тобой.

Если окунуться в мир компании Apple. Все вспомнят его создателя Стива Джобса. Изначально у него были способности в механике, тогда он увлекался радиотехникой. После отчисления из колледжа, он хочет заработать на поезду в Индию. Он знакомится с техническим гением. Тогда у них не было грандиозных планов. Через некоторое время у них возникают некоторые идеи насчет персонального компьютера. Совершенствуя свои знания и умения, компания стала одним из успешных компаний.

Самореализация ведет к достижения более высокого уровня совершенства. Это процесс полного выявления и осуществления своих возможностей ,достижения запланированных целей, который позволяет достичь желаемого результата.

Основные модели:

Нигилистическая.

Карьеристская.

Потребительская.

2.7. Личность, ее социализация и воспитание Индивид(от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность».
Индивидуальность— своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.

Личность— это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений. Личность формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования личности выступают общественные отношения. Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми — необходимое условие для становления и развития социального «Я». В противном случае, то есть в случае социальной изоляции индивида, он превращался в ферального человека (явление, названное «феномен Маугли» из сказки Киплинга). Феральные люди в своем поведении практически ничем не отличаются от животных. Они не умеют разговаривать, абстрактно мыслить, не могут взаимодействовать с людьми, боятся их, у них отсутствует самосознание, самоидентификация. Попытки их запоздалой социализации, включения в общественную жизнь не приводят к ощутимым успехам. Обычно феральные люди быстро умирают, так и не адаптировавшись в чуждой им социальной среде. Таким образом, именно включенность индивида в социальную среду дает возможность биологическому существу превратиться в общественное, стать человеком.

В науке существуют два подхода к характеристике личности:

1) Сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Личность – активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных способностей.

2) Рассматривает личность через набор функций и ролей. Человек проявляет себя в самых разных обстоятельствах.

Социализация– процесс воздействия общества на индивида на протяжении всей жизни. Развитие личности идет через самоидентификацию (отождествление себя с другими людьми и обществом в целом или его группами), поиск своего «Я», субъективное переживание своей неповторимости, индивидуальности. Социальная среда оказывает влияние на формирование личности. Формирование индивидуального «Я» дополняется «Я» социальным. В этом возникают противоречия. Развитая личность не должна иметь внешних запретов, т.к. она воспитала внутренние требования и нормы, которые делают внешние ограничения ненужными. Подлинно развитая личность всегда находится в противодействии с обществом.
Личность– это воплощение некоего общественного характера, индивидуального и , вместе с тем, типичного, социального. Личность, таким образом, может проявляться как индивидуально выраженное явление. Таким образом, личностью можно назвать лишь того человека, который в своих действиях, поведении и мышлении отличается самостоятельностью и самодостаточностью. Социальная роль, которую выполняет личность, формируется и имеет значение только в обществе, в этом смысле личность всегда выражает себя в качестве представителя того или иного общества, исторической эпохи. Однако личность всегда неповторима, так как общественное, типичное она всегда реализует в индивидуальной, присущей только ей форме. Кроме того, не надо забывать, что причины индивидуально – неповторимых особенностей определяются набором генов, полученных от родителей, и в этом смысле каждая личность уникальна.

Понятие личности стало отражать в себе 4 важнейшие характеристики: индивидуальность, духовность, социальный статус и коммуникативный характер.

Общепринятая типология личности

Тип личности Характеристика

Политический Воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, навязывает свое нормативное поле общения.
Эстетический Тяготеет к общению в неролевой ситуации, в общении самовыражается. Ярко индивидуалистичен.
Религиозный Главное — общение с Абсолютом (Богом). Это общение становится ролью-признанием. Все остальное приобретает второстепенное значение.
Социальный для него общение — форма самоотдачи. Основная форма жизни — любовь Вживаясь в объект любви, может принять любую форму жизнедеятельности.
Экономический Основа поведения — прагматическая ориентация. В общении с стремится прежде всего к достижению пользы.

 

Процесс социализации проходит через несколько стадий: детство, юность, зрелость и старость. Различают начальную или первичную социализацию (она происходит в детстве и юности), и продолженную или вторичную (в зрелости и старости).

Становление личности в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Агенты первичной социализации (они играют важнейшую роль в становлении личности) – родители, братья, сестры, родственники, учителя и т.д. Агенты вторичной социализации – должностные лица вуза, предприятия, сотрудники TV и т.д.

Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Также различают институты первичной социализации (семья, школа) и институты вторичной социализации (СМИ, армия, церковь).

В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация – утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, соц. ролей, привычного образа жизни. Ресоциализация – обратный процесс восстановления утраченных ценностей и соц. ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному образу жизни. Если процесс десоциализации слишком глубок, то он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно.

Социализация в широком понимании - это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет о историческом процессе развития человечества, филогенез.

Социализация в узком смысле - это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов. Исходя из толкования социализации как результата усвоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, ее можно рассматривать как типичный и единичный процессы.

Первый определяется социальными условиями, зависит от классовых, этнических, культурных и других различий и связан с формированием типичных для определенного сообщества стереотипов поведения.

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ.

Для нормального вхождения в общество, для его адаптации, гармонично существования самого общества необходимо воспитание личности.

Воспитание – это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом.

В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизматический политический деятель.

Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выставки, технические устройства и т.д.).

Основные цели воспитания:

подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную культуру, опыт);

развить общественно ценные качества личности;

стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества;

научить человека взаимодействию с другими людьми;

научить человека труду.

Внутренний мир человека

Внутренний (духовный) мир человека — это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура духовного мира человека

Познание — потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни — формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способностей, прежде всего, способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

Эмоции— субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).

Чувства — эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют чётко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).

Мировоззрение — система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

Составной частью в структуре духовного мира личности является мировоззрение.

Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, её целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Структура мировоззрения: знания; духовные ценности; принципы; идеалы; убеждения; идеи.

Можно выделить следующие особенности мировоззрения:

1. Оно всегда исторично, т.е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.

2. В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм.

3. Мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Пути формирования мировоззрения— стихийный (на основе обыденного опыта, под влиянием жизненных условий) и осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов).

Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нём выражается мироощущение людей. Оно может быть оптимистическим или пессиместическим.

С известной степенью условности выделяют следующие типы мировоззрения:

— обыденное (или житейское) — является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;

— религиозное — связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.);

— научное — теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; даёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собойменталитет человека.

Менталитет(позднелат. mentalis — умственный) — это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Таким образом, внутренний (духовный) мир человека представляет собой целостное и в то же время противоречивое явление.

Социально значимые черты, формирующиеся в результате общения, составляют внутренний мир личности. Они характеризуются в таких понятиях, как ценностные ориентации, самостоятельность, ответственность, моральность, честь, достоинство.

Ценностные ориентации - продукт социализации индивидов, т.е. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. Ценностные ориентации внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социуме образцами культуры и выражают собственное представление о должном, характеризуют жизненные притязания. Ценностные ориентации - одна из наиболее стабильных характеристик личности. Они образуют своего рода внутренний стержень культуры, определяют линию поведения индивида.

Самостоятельность личностипроявляется в способности при принятии решений опираться на собственные физические, интеллектуальные и духовные силы. Самостоятельная личность не находится в зависимости от чужих мнений, оценок, желаний и способна противостоять давлению извне. Самостоятельный человек обдумывает возникающие проблемы, вырабатывает модель поведения и добровольно ей следует, согласуясь со своей совестью.

Ответственность характеризуется способностью человека контролировать свое поведение с точки зрения выполнения им принятых норм, отвечать за свои поступки перед другими людьми и самим собой.
Ответственность личности перед обществом выражается в сознательном соблюдении моральных принципов и правовых норм, выражающих социальную необходимость. Ответственная личность самостоятельно формулирует для себя социальные обязанности, требует от себя их выполнения и производит самооценку совершаемых поступков. Признание человеком своих ошибок вызывает уважение у других. Напротив, стремление уйти от ответа за совершенные действия оценивается как внутренняя слабость.
Моральность личности определяется принятием или непринятием человеком существующих в данном обществе (группе) ценностей, норм и эталонов взаимоотношений. Усвоение этих правил и осознанное подчинение им формирует моральность личности; отрицание и неподчинении - аморальность.
Важным фактором, влияющим на моральность личности, является чувство стыда. Стыд- острое переживание человеком неудовлетворенности собой, раскаяние и обвинение себя перед другими, осуждающими аморальное поведение. Стремление избежать подобных эмоций является мощным стимулом самосовершенствования.
Честь - оценка личности окружающими, определяющая отношение людей к человеку. Это оценка основана на том, насколько честно личность выполняет принятые на себя перед группой обязательства. Часто такие обязательства закрепляются в так называемых кодексах чести (кодексах чести офицера, судьи, врача, адвоката и т.п.).
Достоинство - самооценка личности, осознание ею ценности своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполняемого социального долга и своего общественного значения. Достоинство личности проявляется в уровни ее притязаний (высоких или низких), в способности отстаивать свою позицию, действовать независимо и ответственно.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.108.188 (0.012 с.)