Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Конституция в иерархии нормативных актов
Содержание книги
- Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества
- Процессы глобализации и становление единого человечества,целостность современного мира,его противоречия
- Глобальные проблемы человечества
- Потребности и способности человека
- Деятельность человека, ее основные виды.
- Основные классификации деятельности
- Цель и смысл жизни человека.
- Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.
- Формы познания:чувственное и рациональное, истинное и ложное
- Многообразие форм человеческого знания.
- Социальное и гуманитарное знание
- Средства массовой информации
- Религия как феномен культуры
- Экономика: наука и хозяйство
- В экономическом аспекте различают индивидуальную, коллективную и государственную форму присвоения благ и услуг.
- Роль права в развитии частной собственности
- Преимущества традиционной экономики
- Измерители экономической деятельности
- Экономический цикл и экономический рост
- Экономический цикл и экономический рост.
- Концепции происхождения денег.
- Основные инструменты денежно-кредитной политики государства
- Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя.
- Уровень жизни и прожиточный минимум
- Многообразие социальных групп
- Социальный контроль и самоконтроль
- В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.
- Социальный конфликт и пути его разрешения
- Компоненты политической власти
- Признаки,фунции,формы государства
- Основные черты гражданского общества
- Право в системе социальных норм
- Система права: основные отрасли, институты, нормы
- Конституция в иерархии нормативных актов
- Юридическая ответственность и ее виды
- Правовые основы брака и семьи
- Основы конституционного строя РФ
- Законодательная,исполнительная и судебная влась в РФ
- Международное гуманитарное право.
Похожие статьи вашей тематики
В России существует стандартная процедура принятия законов. Процесс начинается с выдвижения законопроекта. Это может сделать Президент РФ, любая из палат российского парламента — Федерального собрания или его отдельные депутаты, Правительство РФ, суды (Конституционный, Верховный, Высший арбитражный), законодательный орган любого из 87 субъектов Федерации. Затем законопроект обсуждается в нижней палате парламента — Государственной думе и, в случае его принятия большинством голосов, направляется в течение 5 дней в верхнюю палату парламента Совет Федерации. При его одобрении дается 5 дней для направления принятого закона Президенту РФ. В течение 14 дней Президент или подписывает документ или налагает на него вето. Последний вариант не означает, что законопроект прекращает свое существование — Федеральное собрание может преодолеть вето Президента 2/3 голосов каждой из палат. Официально закон вступает в свою силу с момента его обнародования — все законы РФ публикуются в обязательном порядке не позднее 2-х недель с момента их принятия, и граждане получают возможность ознакомиться с их содержанием. Однако Конституция является особым законом и поэтому предусматривается другой порядок ее принятия или изменения ее положений. Это закреплено в главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Основной Закон Российской Федерации принимается всенародным голосованием (референдумом) после открытого обсуждения проекта Конституции. В дальнейшем возможно принятие парламентом некоторых поправок и изменений, но это не касается глав 1, 2 и 9. Для изменения положений в перечисленных разделах необходима поддержка 3/5 депутатов каждой палаты парламента, после чего созывается Конституционное собрание. Оно может подтвердить неизменность Конституции, а может разработать проект новой Конституции, который должен быть принят 2/3 голосов членов собрания, а после этого вынесен на всенародное голосование. Поправки к другим главам Конституции: 3–8 принимаются парламентом в обычном порядке, но требуют одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ. Конституция (от лат. constitutio — устанавливаю) — это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и др. В истории Российской Федерации насчитывалось пять Конституций, принятых в 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годах. Сроки их действия говорят об относительной стабильности Конституций. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествовавшему развитию, определяло качественно новый этап в развитии государства, утверждение прежних концепций или развитие новых. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 году и вступила в силу 25 декабря 1993 года после официального опубликования в «Российской газете». Она кардинально отличается от ранее действовавших советских Конституций. Закрепляемый ею общественный и государственный строй получил последовательное правовое оформление. Конституция содержит четко проработанные нормы о разделении властей, определив компетенцию каждой из ветвей власти. Она внесла существенные изменения в систему органов государственной власти, учредив вместо Съезда народных депутатов и Верховного Совета двухпалатное Федеральное собрание. Она закрепила права человека и гражданина в соответствии с международными принципами и нормами и систему их гарантий. Разграничила предметы ведения между РФ и субъектами Федерации. Она обеспечила высокий уровень собственной стабильности, установив сложный порядок внесения поправок. Принципы российского конституционного права: — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; — высшая ценность — права и свободы человека; — источник власти — многонациональный народ; — разделение властей и самостоятельность органов ветвей власти; — Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории. Конституция России: — определяет основы конституционного строя; — определяет государственное устройство; — регулирует образование представительных (законодательных), исполнительных, судебных органов; — устанавливает избирательную систему; — фиксирует права, свободы и обязанности граждан; — устанавливает символы государства;
— определяет компетенцию высших гос. органов; — определяет основы правосудия.
Публичное и частное право
Весьма актуальным для жизни современного российского общества является деление системы права на отрасли частного права и публичного. Еще в Древнем Риме различалось право частное («jus privatum») и право публичное («jus publicum»). Такое разграничение связывается с именем древнеримского юриста Ульпиана (170–228 годы), который обосновал его впервые. Он высказал мнение, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. То есть предметом публичного права является сфера публичных интересов (интересов общества, государства в целом), а предметом частного права — сфера частных дел и интересов. В современной отечественной юридической литературе к отраслям публичного права относят: • государственное; • административное; • финансовое; • уголовное; • отрасли процессуального права, к отраслям частного права: • гражданское; • трудовое, семейное; • а также такие комплексные отрасли, как торговое, кооперативное, предпринимательское, банковское и др. В России накоплен опыт регулирования социальной сферы публично-правовыми методами, для которых характерны юридическая централизация (регулирование «по вертикали», из единого центра — государства) и императивность, не оставляющая места усмотрению субъектов. Напротив, сфера частного права предполагает децентрализацию юридического регулирования (когда юридически значимые решения принимаются участниками гражданского оборота самостоятельно) и диспозитивность (свободу выбора юридических решений). Таким образом, основной смысл различения частного и публичного права состоит в установлении пределов вторжения государства в сферу имущественных и иных интересов индивидов и их объединений. Государство в этой сфере должно выступать лишь в роли арбитра и надежного защитника прав и законных интересов участников гражданского оборота. В настоящее время в России происходит становление рыночной экономики, и законодательно закреплена частная собственность, в связи с чем развитию частного права придается большое значение. В декабре 1991 года распоряжением Президента РФ создан Исследовательский центр частного права. Принят новый Гражданский кодекс Российской Федерации, содержание которого пронизано идеями частного права. При всей важности и принципиальности деления права на частное и публичное, критерии такого деления неоднозначны, а границы достаточно условны и размыты. Российский цивилист Михаил Михайлович Агарков отмечал, что могут возникать комбинации публично-правового и частно-правового элементов, смешанные публично-правовые и частно-правовые институты. М. М. Агарков подчеркивал, что публичное право есть область власти и подчинения, частное (гражданское) — область свободы и частной инициативы. Иногда критерием отнесения отношений к публично-правовым полагают участие в них в качестве одной из сторон государства. Однако как государство в целом, так и его органы могут выступать в качестве юридических лиц участниками частно-правовых отношений.
|