Причины, условия и процедура принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины, условия и процедура принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.



13. Структура российской конституции 1993 г.

Структура конституции — это система группировки однород­ных по содержанию норм по определенным смысловым частям (разделам, главам, статьям). Структура тесно взаимосвязана с теми мировоззренче­скими и научными подходами, которые близки авторам (разработчикам) проекта конституции. В расположении разделов, глав, статей есть своя логика, отражен принципиальный философский или политико-правовой подход. Так, в структуре Конституции РСФСР 1937 г. глава о правах и обязанностях граждан стояла на одном из последних мест. В 1930-е гг. на первом месте были интересы укрепления государства как основного ору­дия построения социализма и защиты интересов трудящихся. В Конституции РФ на первое место в модели об­щественного строя выдвинуты интересы личности, обеспечение ее прав и свобод, и глава о правах и свободах помещена на второе место. Структура Конституции РФ состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав и 137 статей. В структуре отражается концептуальная мо­дель нового строя и его основные институты. В преамбуле (вводной части) отражаются задачи и важнейшие цен­ности построения нового общества, имеющие в большей мере полити­ческий и идейно-нравственный характер. Вместе с тем эти положения наполняются правовым содержанием и связывают логикой своих идей и задач все содержание Конституции РФ. Например, такие положения преамбулы, как возрож­дение суверенной государственности, утверждение прав и свобод чело­века и гражданина, стремление обеспечить благополучие и процветание России пронизывают все главы и нормы российской конституции. В главе 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ за­креплены все важнейшие принципы и характеристики нового общества и государства, совокупная модель нового общества, основанного на об­щедемократических идеях. В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ закреплена модель нового для российской действительности отно­шения между личностью и государством. Эта модель построена на при­оритете прав личности, уважения ее достоинства. Размещение этой гла­вы на втором месте показывает, что современное государство обязано повернуться к правам личности, ее интересам. Вопросы федеративного устройства закреплены в главе 3 «Федера­тивное устройство» Конституции РФ. Оптимальное национально-госу­дарственное устройство для России является залогом целостности и су­веренности всей страны, средством обеспечения прав наций и народно­стей, проживающих на ее территории, гарантией единства основного источника власти — многонационального народа. Выделение и последовательность расположения глав Конституции, касающихся высших органов государственной власти, отражают демо­кратическую концепцию построения системы органов государства на ос­нове разделения властей, сдержек и противовесов. Специальные отдель­ные главы выделены для характеристики статуса Президента РФ, Фе­дерального Собрания РФ, Правительства РФ, судебной власти. Раздельность глав, характеризующих статус органов власти, показыва­ет, что они самостоятельны и независимы от других органов государ­ственной власти в рамках своих конституционных полномочий. После­довательность расположения глав говорит о том, что при прочих рав­ных Президент РФ занимает особое положение в системе разделения властей, является гарантом эффективного ее обеспечения. Федеральное Собрание РФ как представительный и законодательный орган Россий­ской Федерации имеет в силу своей представительской природы особо весомое положение в системе разделения властей. В главе 8 «Местное самоуправление» Конституции РФ закрепляет­ся собственное место муниципального самоуправления в системе пуб­личной власти в нашей стране, отличное от государственной власти. Самостоятельная глава о местном самоуправлении также является ло­гическим выделением важнейшего элемента демократической модели современного общества — института местного самоуправления.


 

14. Процедура внесения поправок и пересмотра Конституции РФ. Теоретические и политико-правовые вопросы изменения и пересмотра Конституции РФ.

Специальная глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Кон­ституции» Конституции РФ предусматривает три различных способа (механизма) ее изменения. Поэтому в тексте Основного Закона исполь­зуется три понятия, характеризующие эти способы: пересмотр Консти­туции; внесение поправок в Конституцию; изменения в ст. 65 Консти­туции РФ. Рассмотрим каждое их этих понятий подробнее. Понятие «пересмотр конституции» относится только к главам 1, 2 и 9 Конституции РФ. Согласно ст. 135 положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Необходима соответству­ющая инициатива для того, чтобы процесс по пересмотру глав 1, 2 и 9 Конституции РФ начался. Субъектами этой инициативы могут быть только: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Пра­вительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации; группа численностью не менее 1/ъ членов Сове­та Федерации или депутатов Государственной Думы. Данная инициати­ва должна быть поддержана 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае созывает­ся Конституционное Собрание, которое наделено следующими полномо­чиями и вариантами решения вопроса о пересмотре Конституции: под­твердить неизменность Конституции РФ; разработать проект новой Кон­ституции РФ. В случае принятия решения о разработке новой Конституции Кон­ституционное Собрание также вправе избрать два варианта реализации своих полномочий: принять разработанный проект Конституции РФ 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Собрания; вынес­ти этот проект на всенародное голосование. Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало бо­лее половины избирателей, принявших участие в голосовании, при ус­ловии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Понятие «внесение поправок» предусмотрено для глав 3-8 Консти­туции РФ (ст. 136 Конституции РФ). Этот способ предусматривает сле­дующий порядок:• внесение предложение о поправках. Они вносятся теми же субъек­тами, что и предложения о пересмотре Конституции РФ;• рассмотрение и принятие поправок Государственной Думой в фор­ме специального федерального закона о поправках к Конституции РФ. Данный закон считается принятым, если за него проголосова­ло не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; • одобрение Советом Федерации федерального закона о поправках большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Фе­дерации;• в течение 14 дней с момента принятия подписание Президентом РФ и обнародование его;• вступление закона о поправках в силу с момента одобрения его орга­нами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Порядок принятия федерального закона о поправках в Конституцию РФ осуществляется в порядке, предусмотренном для принятия феде­ральных конституционных законов. Главным отличием в этом порядке является необходимый для вступления в силу федерального закона о поправках в Конституцию РФ этап его одобрения органами законода­тельной власти субъектов РФ.


 

15. Соотношение понятий конституционного строя и основ конституционного строя. Структура основ конституционного строя России.

Конституционный строй — это система общественных отношений и институтов (органы, механизмы связей между ними), представляющая собой устройство общества и государства. В центре понятия «конститу­ционный строй» находится способ организации государственной влас­ти в обществе. В отличие от понятий «государственный строй», «обще­ственный строй» категория «конституционный строй» указывает на то, что устройство общества и государства должно ориентироваться на кон­ституцию, основываться на идеях конституционализма. Основы конституционного строя — это те исходные начала устрой­ства общества и государства, закрепленные в конституции и подлежа­щие развитию в конституционном законодательстве. К таким основам следует отнести: народный суверенитет (или наро­довластие) - народный суверенитет (или народовластие) предусмотрен ст. 1 и 3 Конституции РФ. Многонациональный народ является носителем су­веренитета и единственным источником власти. Принцип народного су­веренитета означает, что власть в государстве исходит не от органов пуб­личной власти, а от народа, который осуществляет ее как непосредствен­но, так и через представителей. Граждане могут осуществлять власть посредством выборов, референдума, всенародных обсуждений, и т.д. ; признание высшей ценностью человека его прав и свобод - предусмотрен ст. 2 Конституции РФ и развивается в последующих ее положениях, например, в ч. 2 ст. 6, ст. 17,18,19, 69, основное содер­жание названного принципа заключается в том, что основной задачей развития общества и государства является человек, его интересы; вер­ховенство конституции (права в целом) - предусмат­ривается в ч. 2 ст. 4 и ст. 15, названный принцип означает, что Консти­туции РФ должны соответствовать все нормативные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, а также правопри­менительная практика; приоритет норм международно­го права - установлен в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Приоритет норм международного права заключается в том, что общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В данном случае речь идет о принципах и нормах международного права, которые признаются Российской Фе­дерацией в качестве обязательных; разделение властей - про­возглашен в ст. 10 Конституции РФ и развивается в конституционных нормах ст. 83,102,103,107,114. Согласно ст. 10 государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполни­тельную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судеб­ной власти самостоятельны; многообразие форм собственности и свобода экономической деятельности - Принцип многообразия форм собственности и свободы экономи­ческой деятельности отражен в ряде статей российской Конститу­ции — 8, 9, 34-36. В России признаются и защищаются равным обра­зом частная, государственная, муниципальная и иные формы собствен­ности. Объектом различных форм собственности могут являться земля и иные природные ресурсы. В Конституции РФ широко провозглаша­ются свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, гарантии реализации данной свободы, в частности, в рамках добросовестной конкуренции и соблюдения зако­нодательства о разумном ограничении монополий; идеологическое многообразие и политический плюрализм, многопартийность - принцип идеологического многообразия и политического плюра­лизма, многопартийности устанавливается ст. 1-3 Конституции РФ и развивается в других конституционных положениях, например, в ч. 2 ст. 14, ст. 28, 29, 30.; развитие местного само­управления - наряду с федеральным и региональным уровнями существует мест­ный уровень власти, самостоятельный от государственных органов в пределах решения вопросов местного значения; государственная власть обеспечивает создание и функционирование муниципальных образований на соответствующих территориях; органы местного самоуправления не включаются в систему органов государственной власти, что обеспечивает их определенную самосто­ятельность и независимость. Основы конституционного строя определяются не только в Конститу­ции РФ. Они дополняются конкретным содержанием в многочисленном конституционном законодательстве. Так, к наиболее важным норматив­ным правовым актами в этой сфере относятся ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «О чрезвычайном положе­нии» и др.

 

16. Содержание и значение конституционных принципов: человек, его права и свободы – высшая ценность; демократическое государство; правовое государство; федеративное государство; социальное государство; светское государство.

Признание высшей ценностью человека его прав и свобод - предусмотрено ст. 2 Конституции РФ и развивается в последующих ее положениях, например, в ч. 2 ст. 6, ст. 17,18,19, 69, основное содер­жание названного принципа заключается в том, что основной задачей развития общества и государства является человек, его интересы. Россия как демократическое государство характеризуется на ос­нове ст. 1, 3, 31-33 Конституции РФ. Демократическое государство — это такая организация публичной власти, при которой созданы эффек­тивные механизмы участия большинства населения в управлении дела­ми государства, включая осуществление общественного контроля над деятельностью соответствующих органов. Россия как правовое государство характеризуется на основе ст. 1, ч. 2 ст. 4, ст. 15 Конституции РФ. Правовое государство — это государ­ство, устройство и функционирование которого базируется на букве и духе конституции. Россия как федеративное государство характеризуется на основе ст. 1, 5, 65-78 Конституции РФ. Основными признаками федеративно­го государства являются разграничение предметов ведения между федерацией и ее полити­ко-территориальными единицами, а также разграничение полномо­чий между федеральными и региональными органами власти; наличие системы правовых механизмов взаимоотношений централь­ных органов и органов политико-территориальных единиц, входя­щих в состав федерации, в том числе в сфере преодоления и разре­шения споров. Конституционные основы социальных общественных отношений строятся на идеях социального государства (прежде всего, ст. 7 Конститу­ции РФ). В Конституции РФ провозглашаются минимальные социальные стандарты общего характера — в России охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер опла­ты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материн­ства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальное государство - в РФ не может быть объявлено в качестве обязательного ни одно из вероисповеданий, никто не может быть принужден к принятию или отказу от религии, церковные должностные лица и иерархи не вправе занимать какие-либо государственные должности, запрещается дискриминация по признаку принадлежности к той или иной религии и т. д.


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.210.184.142 (0.009 с.)