Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины, условия и процедура принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
13. Структура российской конституции 1993 г. Структура конституции — это система группировки однородных по содержанию норм по определенным смысловым частям (разделам, главам, статьям). Структура тесно взаимосвязана с теми мировоззренческими и научными подходами, которые близки авторам (разработчикам) проекта конституции. В расположении разделов, глав, статей есть своя логика, отражен принципиальный философский или политико-правовой подход. Так, в структуре Конституции РСФСР 1937 г. глава о правах и обязанностях граждан стояла на одном из последних мест. В 1930-е гг. на первом месте были интересы укрепления государства как основного орудия построения социализма и защиты интересов трудящихся. В Конституции РФ на первое место в модели общественного строя выдвинуты интересы личности, обеспечение ее прав и свобод, и глава о правах и свободах помещена на второе место. Структура Конституции РФ состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав и 137 статей. В структуре отражается концептуальная модель нового строя и его основные институты. В преамбуле (вводной части) отражаются задачи и важнейшие ценности построения нового общества, имеющие в большей мере политический и идейно-нравственный характер. Вместе с тем эти положения наполняются правовым содержанием и связывают логикой своих идей и задач все содержание Конституции РФ. Например, такие положения преамбулы, как возрождение суверенной государственности, утверждение прав и свобод человека и гражданина, стремление обеспечить благополучие и процветание России пронизывают все главы и нормы российской конституции. В главе 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ закреплены все важнейшие принципы и характеристики нового общества и государства, совокупная модель нового общества, основанного на общедемократических идеях. В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ закреплена модель нового для российской действительности отношения между личностью и государством. Эта модель построена на приоритете прав личности, уважения ее достоинства. Размещение этой главы на втором месте показывает, что современное государство обязано повернуться к правам личности, ее интересам. Вопросы федеративного устройства закреплены в главе 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ. Оптимальное национально-государственное устройство для России является залогом целостности и суверенности всей страны, средством обеспечения прав наций и народностей, проживающих на ее территории, гарантией единства основного источника власти — многонационального народа. Выделение и последовательность расположения глав Конституции, касающихся высших органов государственной власти, отражают демократическую концепцию построения системы органов государства на основе разделения властей, сдержек и противовесов. Специальные отдельные главы выделены для характеристики статуса Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, судебной власти. Раздельность глав, характеризующих статус органов власти, показывает, что они самостоятельны и независимы от других органов государственной власти в рамках своих конституционных полномочий. Последовательность расположения глав говорит о том, что при прочих равных Президент РФ занимает особое положение в системе разделения властей, является гарантом эффективного ее обеспечения. Федеральное Собрание РФ как представительный и законодательный орган Российской Федерации имеет в силу своей представительской природы особо весомое положение в системе разделения властей. В главе 8 «Местное самоуправление» Конституции РФ закрепляется собственное место муниципального самоуправления в системе публичной власти в нашей стране, отличное от государственной власти. Самостоятельная глава о местном самоуправлении также является логическим выделением важнейшего элемента демократической модели современного общества — института местного самоуправления.
14. Процедура внесения поправок и пересмотра Конституции РФ. Теоретические и политико-правовые вопросы изменения и пересмотра Конституции РФ. Специальная глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» Конституции РФ предусматривает три различных способа (механизма) ее изменения. Поэтому в тексте Основного Закона используется три понятия, характеризующие эти способы: пересмотр Конституции; внесение поправок в Конституцию; изменения в ст. 65 Конституции РФ. Рассмотрим каждое их этих понятий подробнее. Понятие «пересмотр конституции» относится только к главам 1, 2 и 9 Конституции РФ. Согласно ст. 135 положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Необходима соответствующая инициатива для того, чтобы процесс по пересмотру глав 1, 2 и 9 Конституции РФ начался. Субъектами этой инициативы могут быть только: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации; группа численностью не менее 1/ъ членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Данная инициатива должна быть поддержана 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае созывается Конституционное Собрание, которое наделено следующими полномочиями и вариантами решения вопроса о пересмотре Конституции: подтвердить неизменность Конституции РФ; разработать проект новой Конституции РФ. В случае принятия решения о разработке новой Конституции Конституционное Собрание также вправе избрать два варианта реализации своих полномочий: принять разработанный проект Конституции РФ 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Собрания; вынести этот проект на всенародное голосование. Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Понятие «внесение поправок» предусмотрено для глав 3-8 Конституции РФ (ст. 136 Конституции РФ). Этот способ предусматривает следующий порядок:• внесение предложение о поправках. Они вносятся теми же субъектами, что и предложения о пересмотре Конституции РФ;• рассмотрение и принятие поправок Государственной Думой в форме специального федерального закона о поправках к Конституции РФ. Данный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; • одобрение Советом Федерации федерального закона о поправках большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации;• в течение 14 дней с момента принятия подписание Президентом РФ и обнародование его;• вступление закона о поправках в силу с момента одобрения его органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Порядок принятия федерального закона о поправках в Конституцию РФ осуществляется в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов. Главным отличием в этом порядке является необходимый для вступления в силу федерального закона о поправках в Конституцию РФ этап его одобрения органами законодательной власти субъектов РФ.
15. Соотношение понятий конституционного строя и основ конституционного строя. Структура основ конституционного строя России. Конституционный строй — это система общественных отношений и институтов (органы, механизмы связей между ними), представляющая собой устройство общества и государства. В центре понятия «конституционный строй» находится способ организации государственной власти в обществе. В отличие от понятий «государственный строй», «общественный строй» категория «конституционный строй» указывает на то, что устройство общества и государства должно ориентироваться на конституцию, основываться на идеях конституционализма. Основы конституционного строя — это те исходные начала устройства общества и государства, закрепленные в конституции и подлежащие развитию в конституционном законодательстве. К таким основам следует отнести: народный суверенитет (или народовластие) - народный суверенитет (или народовластие) предусмотрен ст. 1 и 3 Конституции РФ. Многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Принцип народного суверенитета означает, что власть в государстве исходит не от органов публичной власти, а от народа, который осуществляет ее как непосредственно, так и через представителей. Граждане могут осуществлять власть посредством выборов, референдума, всенародных обсуждений, и т.д.; признание высшей ценностью человека его прав и свобод - предусмотрен ст. 2 Конституции РФ и развивается в последующих ее положениях, например, в ч. 2 ст. 6, ст. 17,18,19, 69, основное содержание названного принципа заключается в том, что основной задачей развития общества и государства является человек, его интересы; верховенство конституции (права в целом) - предусматривается в ч. 2 ст. 4 и ст. 15, названный принцип означает, что Конституции РФ должны соответствовать все нормативные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, а также правоприменительная практика; приоритет норм международного права - установлен в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Приоритет норм международного права заключается в том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В данном случае речь идет о принципах и нормах международного права, которые признаются Российской Федерацией в качестве обязательных; разделение властей - провозглашен в ст. 10 Конституции РФ и развивается в конституционных нормах ст. 83,102,103,107,114. Согласно ст. 10 государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны; многообразие форм собственности и свобода экономической деятельности - Принцип многообразия форм собственности и свободы экономической деятельности отражен в ряде статей российской Конституции — 8, 9, 34-36. В России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Объектом различных форм собственности могут являться земля и иные природные ресурсы. В Конституции РФ широко провозглашаются свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, гарантии реализации данной свободы, в частности, в рамках добросовестной конкуренции и соблюдения законодательства о разумном ограничении монополий; идеологическое многообразие и политический плюрализм, многопартийност ь - принцип идеологического многообразия и политического плюрализма, многопартийности устанавливается ст. 1-3 Конституции РФ и развивается в других конституционных положениях, например, в ч. 2 ст. 14, ст. 28, 29, 30.; развитие местного самоуправления - наряду с федеральным и региональным уровнями существует местный уровень власти, самостоятельный от государственных органов в пределах решения вопросов местного значения; государственная власть обеспечивает создание и функционирование муниципальных образований на соответствующих территориях; органы местного самоуправления не включаются в систему органов государственной власти, что обеспечивает их определенную самостоятельность и независимость. Основы конституционного строя определяются не только в Конституции РФ. Они дополняются конкретным содержанием в многочисленном конституционном законодательстве. Так, к наиболее важным нормативным правовым актами в этой сфере относятся ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «О чрезвычайном положении» и др.
16. Содержание и значение конституционных принципов: человек, его права и свободы – высшая ценность; демократическое государство; правовое государство; федеративное государство; социальное государство; светское государство. Признание высшей ценностью человека его прав и свобод - предусмотрено ст. 2 Конституции РФ и развивается в последующих ее положениях, например, в ч. 2 ст. 6, ст. 17,18,19, 69, основное содержание названного принципа заключается в том, что основной задачей развития общества и государства является человек, его интересы. Россия как демократическое государство характеризуется на основе ст. 1, 3, 31-33 Конституции РФ. Демократическое государство — это такая организация публичной власти, при которой созданы эффективные механизмы участия большинства населения в управлении делами государства, включая осуществление общественного контроля над деятельностью соответствующих органов. Россия как правовое государство характеризуется на основе ст. 1, ч. 2 ст. 4, ст. 15 Конституции РФ. Правовое государство — это государство, устройство и функционирование которого базируется на букве и духе конституции. Россия как федеративное государство характеризуется на основе ст. 1, 5, 65-78 Конституции РФ. Основными признаками федеративного государства являются разграничение предметов ведения между федерацией и ее политико-территориальными единицами, а также разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти; наличие системы правовых механизмов взаимоотношений центральных органов и органов политико-территориальных единиц, входящих в состав федерации, в том числе в сфере преодоления и разрешения споров. Конституционные основы социальных общественных отношений строятся на идеях социального государства (прежде всего, ст. 7 Конституции РФ). В Конституции РФ провозглашаются минимальные социальные стандарты общего характера — в России охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальное государство - в РФ не может быть объявлено в качестве обязательного ни одно из вероисповеданий, никто не может быть принужден к принятию или отказу от религии, церковные должностные лица и иерархи не вправе занимать какие-либо государственные должности, запрещается дискриминация по признаку принадлежности к той или иной религии и т. д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.89 (0.007 с.) |