Конституционный статус Президента РФ: основные полномочия, взаимодействие с федеральными органами государственной власти, виды правовых актов и их юридическая сила.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционный статус Президента РФ: основные полномочия, взаимодействие с федеральными органами государственной власти, виды правовых актов и их юридическая сила.



Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государ­ства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Феде­рации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государ­ственной власти. Президент осуществляет государственную власть (ст. 11), при этом глава государства не входит непосредственно ни в одну из ветвей госу­дарственной власти. Президент — это постоянно действующий орган государственный власти, он осуществляет свои полномочия как едино­личный глава государства. Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральны­ми законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В сфере законодательной власти Президент РФ обладает полно­мочиями:1)назначать выборы Государственной Думы. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Данное решение подлежит официально­му опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия;2) распускать Государственную Думу 3) назначать референдум в порядке, установленном ФКЗ «О рефе­рендуме Российской Федерации»;4)вносить законопроекты в Государственную Думу, т. е. обладает законодательной инициативой. Президент также вправе вносить пред­ложения о поправках и пересмотре положений Конституции;5) подписывать и обнародовать федеральные законы, принятые пар­ламентом, тем самым придавая им обязательную силу. Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении федеральных законов (ст. 107 Конституции РФ). 6) обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посла­ниями, в которых анализируется положение в стране, формулиру­ются основные направления внутренней и внешней политики госу­дарства. В сфере исполнительной власти Президент РФ обладает полномо­чиями:1) назначать с согласия Гос Думы Председателя Пра­вительства РФ. Глава государства вправе представить Гос Думе одного и того же кандидата дважды или трижды либо каждый из трех раз представить нового кандидата. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Дума подлежит роспуску;2) председательствовать на заседаниях Правительства РФ;3) принимать решение об отставке Правительства РФ;4) назначать по предложению Председателя Правительства РФ на должность и освобождать от должности заместителей Председателя Пра­вительства РФ, федеральных министров;5)устанавливать систему и структуру федеральных органов испол­нительной власти;6)руководить деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждать по пред­ставлению Председателя Правительства РФ положения о них и назна­чать руководителей и заместителей руководителей этих органов;7)отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в слу­чае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента. В сфере судебной власти Президент РФ обладает полномочиями:1) представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;2)назначать судей других федеральных судов;3) осуществлять помилование;4) обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции РФ предусмотренных ст. 125 нормативных актов, а так­же о толковании Конституции. В сфере обороны и безопасности Президент РФ имеет важные пол­номочия. Глава государства:

1) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Си­лами РФ;2) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Согласно Зако­ну РФ «О безопасности» Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в обла­сти обеспечения безопасности. 3)утверждает военную доктрину Российской Федерации;4)назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;5)присваивает высшие воинские звания 6)вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О чрезвы­чайном положении ». 7) в случае агрессии против Российской Федерации или непосред­ственной угрозы агрессии вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным за­коном «О военном положении».В международной сфере Президент РФ обладает полномочиями:1) осуществлять руководство внешней политикой Российской Феде­рации;2) представлять Россию в международных отношениях, вести перего­воры и подписывать международные договоры Российской Федерации; 3)подписывать ратификационные грамоты;4) принимать верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей;5) назначать и отзывать после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания диплома­тических представителей Российской Федерации в иностранных госу­дарствах и международных организациях. В сфере правового статуса личности Президент РФ имеет полно­мочия:1) решать вопросы гражданства Российской Федерации;2)решать вопросы предоставления политического убежища;3) награждать государственными наградами России, присваивать почетные звания России и иные специальные звания. В сфере взаимоотношений с органами государственной власти субъектов РФ за Президентом РФ закреплены довольно широкие пол­номочия. Глава государства:1) предлагает законодательному (представительному) органу госу­дарственной власти субъекта РФ кандидатуру высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ;2) отрешает высшее должностное лицо (руководителя высшего ис­полнительного органа) субъекта РФ от должности в связи с выражени­ем ему недоверия законодательным (представительным) органом госу­дарственной власти субъекта РФ или в связи с утратой доверия Прези­дента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей; 3)вправе вынести предупреждение законодательному (представи­тельному) органу субъекта РФ, а также вправе распустить его;4) вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации до решения этого вопроса соответствующим судом;5)может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также меж­ду органами государственной власти субъектов РФ;6) возглавляет Государственный совет РФ, членами которого явля­ются все высшие должностные лица субъектов Российской Федерации. Это совещательный орган, содействующий реализации полномочий Пре­зидента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирова­ния и взаимодействия органов государственной власти.Президент России, реализуя свои полномочия, издает нормативные и ненормативные акты, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Видами актов главы государства являются указы и распоряжения. Акты Президента РФ не должны про­тиворечить Конституции РФ и федеральным законам, т. е. указы и рас­поряжения главы государства носят подзаконный характер. Вместе с тем указы Президента могут восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения. Однако издание главой государства таких указов возможно только при трех условиях. Во-первых, при отсутствии федерального закона и соответствующего предмету регулирования. Во-вторых, такие указы не могут противоре­чить Конституции РФ и федеральным законам. В-третьих, действие ука­зов во времени должно быть ограничено периодом до принятия соответ­ствующих федеральных законов. Указы нормативного характера могут издаваться Президентом как по предметам ведения Федерации, так и по предметам совместного веде­ния Российской Федерации и ее субъектов. Указы и распоряжения главы государства подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдель­ных их положений, содержащих сведения, составляющие государствен­ную тайну или имеющие конфиденциальный характер. Акты Президента подлежат официальному опубликованию в «Россий­ской газете» и «Собрании законодательства РФ» в те­чение десяти дней после дня их подписания.

52. Порядок формирования, внутренняя организация и полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания — парламента России. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного орга­нов государственной власти. Формирование Совета Федерации осуще­ствляется органами государственной власти субъектов РФ в соответ­ствии с ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Член Совета Федерации от предста­вительного органа избирается законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ. Член Совета Федерации от исполнитель­ного органа назначается высшим должностным лицом субъекта РФ, избравшего (назначившего) члена Совета Федерации для парламент­ской работы. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Иных ограниче­ний для кандидата в члены Совета Федерации не предусмотрено. Подробно порядок формирования СФ ФС указан в фед. законе «О порядке формирования совета федерации фед. собрания РФ» Внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания РФ и порядок ее работ определяется постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 29 марта, 29 мая, 11 декабря 2002 г.,12 февраля, 26 марта 2003 г.)// СЗ РФ от 18 февраля 2002 г., № 7, ст. 635. Возглавляет Совет Федерации должностное лицо, именуемое Председателем. Он избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Избранный Председатель предлагает кандидатуры на должность заместителя Председателя Совета Федерации, количество которых устанавливается палатой. В соответствии с Регламентом на первом заседании Совета Федерации второго созыва было избрано четыре заместителя Председателя Совета Федерации. Регламент палаты устанавливает, что Председатель и заместители Председателя Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации. Совет Федерации: 1) утверждает изменения границ между субъектами РФ на основе взаимного согласия последних;2) утверждает указы Президента РФ о введении военного или чрез­вычайного положения;3)решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России;4) назначает выборы Президента РФ;5) избирает судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Прекращение полномочий Совета Федерации невозможно. Прези­дент РФ не имеет права роспуска этой палаты Федерального Собрания.

 

53. Порядок формирования, внутренняя организация и полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Госдума – нижняя палата ФС РФ. Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ). Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации) (ст. 97 Конституции РФ). Срок полномочий остальных созывов Государственной Думы — 4 года. Из-за внесения поправок в Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на 5 лет.

В Регламенте Государственной Думы и Регламенте Совета Федерации определяются различные вопросы их деятельности: внутреннее устрой­ство палат; порядок проведения заседаний, парламентских слушаний, работы парламентариев с избирателями; законодательная процедура в соответствии с конкретными этапами рассмотрения законопроектов в Федеральном Собрании и др. Государственная Дума имеет следующее внутреннее устройство: Палата избирает Председателя, его первых заместителей и заместите­лей, образует Совет палаты, комитеты и комиссии из числа своих депу­татов. Председатель Государственной Думы ведет заседания, ведает во­просами внутреннего распорядка, организует работу Совета палаты, осу­ществляет общее руководство деятельностью Аппарата палаты, направляет внесенные в палату законопроекты в депутатские объедине­ния для сведения и в комитет в соответствии с вопросами его ведения, подписывает постановления Государственной Думы, направляет приня­тые палатой законы для одобрения в Совет Федерации и т. д. Заместите­ли Председателя замещают Председателя в его отсутствие, по поруче­нию Председателя ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий, решают другие вопросы внутреннего распоряд­ка деятельности палаты в соответствии с Регламентом и распределени­ем обязанностей между заместителями. Каждый депутат, за исключением Председателя нижней палаты, обя­зан состоять в одном из комитетов. Государственная Дума:1) дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Прави­тельства РФ;2) решает вопрос о доверии Правительству РФ;3)назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального Банка РФ и Уполномоченного по правам человека в России;4) объявляет амнистию.

54. Основы конституционно-правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

.Конституционно-правовой статус депу­тата Государственной Думы — это прежде всего совокупность полномо­чий парламентария, т. е. совокупность его прав и обязанностей, а также формы его работы и гарантии деятельности. Депутаты Государственной Думы рабо­тают на постоянной и профессиональной основе. Они представляют ин­тересы, прежде всего, российских избирателей в целом. Основными формами деятельности де­путата Государственной Думы являются:• участие в заседаниях палат;• участие в работе комитетов и комиссий, включая согласительные комиссии;• участие в парламентских слушаниях;• внесение законопроектов в Государственную Думу;• внесение парламентского запроса;• направление депутатского запроса;• обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании соответствующей палаты;• обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося на­рушения прав граждан.Парламентарии могут обращаться по вопросам, связанным с их дея­тельностью, в государственные органы и органы местного самоуправле­ния, общественные объединения, определенные законом организации. При этом парламентарии должны соблюдать положения о недопустимо­сти разглашения сведений, составляющих государственную тайну, об ограничении распространения иных сведений, относимых законом к информации с ограниченным доступом. Вмешательство депутатов Государственной Думы в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается. Депутат Государственной Думы, избранный по одномандатному из­бирательному округу, поддерживает связь с избирателями своего окру­га. Депутат, избранный по общефедеральному избирательному округу, поддерживает связь с избирателями в субъектах РФ, определенных со­ответствующей фракцией, созданной избирательным объединением, по списку которого он был избран. В соответствии с Регламентом Думы для работы с избирателями депутату предоставляется каждая последняя неделя месяца. Гарантиями деятельности депутатов Государственной Думы являются их полномочия, позволяющие реали­зовывать функции Федерального Собрания. К гарантиям деятельности парламентария относится также депутатский иммунитет. Депутатский иммунитет — это неприкосновенность парламентария в течение срока полномочий, т. е. невозможность его уголовного и административного преследования со стороны исполнительных или иных органов власти. Депутатский иммунитет не является личной привилегией, а имеет пуб­лично-правовой характер, служит общественным интересам обеспечения независимости и самостоятельности члена парламента в его деятельно­сти. С помощью депутатского иммунитета гарантируется охрана лично­сти парламентария от необоснованных преследований, его беспрепят­ственная деятельности .как лица, осуществляющего важные государствен­ные функции в условиях разделения властей и возможной политической конфронтации высших органов государственной власти. Депутат Государственной Думы без согла­сия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть при­влечены к уголовной или административной ответственности, налагае­мой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, под­вергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это преду­смотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей). По объему социальных гарантий деятельности депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру. К социальным гарантиям деятельности парламентария отно­сятся ежемесячное денежное вознаграждение, ежегодный оплачиваемый отпуск, зачисление времени осуществления полномочий парламентария в стаж федеральной государственной гражданской службы, медицинское обслуживание (включая членов семьи), пенсионное обеспечение, обяза­тельное государственное страхование на случай причинение вреда их здо­ровью и имуществу, иные социальные гарантии. Полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно в случаях: их письменного за­явления о сложении полномочий; занятия должности или занятия дея­тельностью, не совместимой со статусом парламентария; утраты россий­ского гражданства или приобретения гражданства иностранного госу­дарства; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении парламентария или решения суда об ограничении его дее­способности либо признания его недееспособным; признания парламен­тария безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на осно­вании решения суда, вступившего в законную силу; призыва его на во­енную службу с его согласия, смерти парламентария. В случае истечения установленного срока легислатуры (лат. — пери­од деятельности избранного представительного органа) Государственной Думы, полномочия ее депутатов прекращаются со дня начала работы Думы нового созыва.


 

55. Основы конституционно-правового статуса члена Совета Федерации РФ

Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации это прежде всего совокупность полномо­чий парламентария, т. е. совокупность его прав и обязанностей, а также формы его работы и гарантии деятельности. члены Совета Федерации рабо­тают на постоянной и профессиональной основе. Они представляют ин­тересы, прежде всего, граждан, проживающих на территории того или иного субъекта РФ. Основными формами деятельности члена Совета Федерации. являются:• участие в заседаниях палат;• участие в работе комитетов и комиссий, включая согласительные комиссии;• участие в парламентских слушаниях;• внесение законопроектов в Государственную Думу;• внесение парламентского запроса;• направление депутатского запроса;• обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании соответствующей палаты;• обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося на­рушения прав граждан. Вмешательство членов Совета Федерации в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается. Важной формой деятельности парламентариев является работа с избирателями. Члены Совета Федерации рассматривают индивидуаль­ные и коллективные обращения граждан, поступившие в палату, а так­же осуществляют прием граждан в Приемной Совета Федерации соглас­но графику приема граждан членами комитетов и комиссий, утвержден­ному Председателем Совета Федерации. Гарантиями деятельности членов Совета Федерации являются их полномочия, позволяющие реали­зовывать функции Федерального Собрания. К гарантиям деятельности парламентария относится также депутатский иммунитет. Депутатский иммунитет — это неприкосновенность парламентария в течение срока полномочий, т. е. невозможность его уголовного и административного преследования со стороны исполнительных или иных органов власти. Депутатский иммунитет не является личной привилегией, а имеет пуб­лично-правовой характер, служит общественным интересам обеспечения независимости и самостоятельности члена парламента в его деятельно­сти. С помощью депутатского иммунитета гарантируется охрана лично­сти парламентария от необоснованных преследований, его беспрепят­ственная деятельности .как лица, осуществляющего важные государствен­ные функции в условиях разделения властей и возможной политической конфронтации высших органов государственной власти. Члены Совета Федерации без согла­сия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть при­влечены к уголовной или административной ответственности, налагае­мой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, под­вергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это преду­смотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей). По объему социальных гарантий деятельности члены Совета Федера­ции приравниваются к федеральному министру. К социальным гарантиям деятельности парламентария отно­сятся ежемесячное денежное вознаграждение, ежегодный оплачиваемый отпуск, зачисление времени осуществления полномочий парламентария в стаж федеральной государственной гражданской службы, медицинское обслуживание (включая членов семьи), пенсионное обеспечение, обяза­тельное государственное страхование на случай причинение вреда их здо­ровью и имуществу, иные социальные гарантии. Полномочия могут быть прекращены досрочно в случаях: их письменного за­явления о сложении полномочий; занятия должности или занятия дея­тельностью, не совместимой со статусом парламентария; утраты россий­ского гражданства или приобретения гражданства иностранного госу­дарства; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении парламентария или решения суда об ограничении его дее­способности либо признания его недееспособным; признания парламен­тария безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на осно­вании решения суда, вступившего в законную силу; призыва его на во­енную службу с его согласия, смерти парламентария. Ответственность членов Совета Федерации и депутатов Государствен­ной Думы за совершение правонарушений, налагаемая в судебном поряд­ка, наступает в случае лишение их неприкосновенности. Ответственность за несоблюдение парламентарием этических норм, например, парламен­тария, допускающего грубые, непристойные выражения в ходе обсужде­ния какого-либо вопроса или мешающего обсуждению, устанавливается регламентами палат Федерального Собрания

 

56. Понятие и основные черты стадий законодательного процесса в Федеральном Собрании РФ.

Важнейшей частью деятельности Федерального собрания является законодательный процесс, т.е. установленная законом процедура рассмотрения и принятия законов. Это одна из сложнейших юридических процедур, в которой принимают участие практически все основные органы государственной власти. В законодательном процессе участвуют две палаты Российского парламента, их различные структуры (комитеты, комиссии, фракции, депутатские группы), Президент РФ. При подготовке и внесении законопроектов активно участвует Правительство РФ и его структуры, судебные органы, общественные организации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления. Кроме того, в законодательном процессе принимают участие различные вспомогательные рабочие органы, консультативные и экспертные группы, представители общественности. Законодательный процесс регулируется Конституцией, Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов", регламентами палат. В общей сложности можно выделить 5 стадий законодательного процесса: подготовка законопроекта и внесение его в Государственную думу (форма реализации права законодательной инициативы); обсуждение законопроекта в Государственной думе с последующим принятием закона или его отклонением; одобрение закона Советом Федерации; подписание закона Президентом РФ или его отклонение; опубликование закона и вступление его в силу.


 

57. Порядок формирования, структура, компетенция Правительства РФ, виды правовых актов и их юридическая сила.

Согласно Конституции РФ (ст. 10) Правительство РФ является феде­ральным органом государственной власти наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и судами. Это означает, что Правительство возглавляет одну из ветвей власти. В этом качестве оно является само­стоятельным и независимым органом государства, который отвечает перед народом России за осуществление исполнительной власти. Таким образом, Правительство РФ нельзя рассматривать лишь в качестве тех­нического органа по исполнению федеральных законов или указов Пре­зидента РФ. Правительство самостоятельно должно формировать поли­тику в сфере исполнительной власти и нести ответственность за ее реа­лизацию. Конституция РФ (ч. 2 ст. 110) устанавливает, что Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и феде­ральных министров. Состав Правительства зависит от системы и струк­туры федеральных органов исполнительной власти, которые утвержда­ются Президентом РФ в зависимости от задач исполнительной власти в конкретный исторический период. Членом Правительства РФ может быть только то лицо, которое является федеральным министром. Следо­вательно, членом Правительства не может быть руководитель федераль­ного агентства или службы. Председатель Правительства РФ возглавляет Правительство, опре­деляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституци­онными законами, федеральными законами и указами Президента РФ основные направления его деятельности и организует его работу. Замес­тители Председателя Правительства РФ и федеральные министры уча­ствуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в вы­работке и реализации его политики, участвуют в подготовке постанов­лений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение и осуществляют иные полномочия, установленные указанным ФКЗ «О Правительстве РФ». Порядок деятельности членов Правительства в составе Правительства определяется в Регламенте Правительства. Формирование нового состава Правительства РФ происходит в сле­дующих случаях: когда прошли выборы нового Президента или он переизбран на второй срок, и прежнее Правительство сложило свои полномочия;2) если Президент принял решение об отставке Правительства (ч. 2 ст. 117 Конституции РФ);3) когда само Правительство ставит вопрос об отставке, либо Госу­дарственная Дума выражает недоверие Правительству и Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (ч. 1,3, 4ст. 117Кон-ституции РФ). В формировании Правительства РФ участвуют два органа: Прези­дент РФ и Государственная Дума. Формирование Правительства начи­нается с назначения его Председателя. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции РФ). Стабильность и последовательность политики Пра­вительства обеспечивается поддержкой большинства в парламенте. В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из его заместителей. Полномочия Правительства РФ установлены Конституцией РФ, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», рядом федеральных законов и указов Президента РФ. К числу важнейших следует отнести полномочия Правительства по руководству федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти: право требовать от этих органов вы­полнения порученных задач; право создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц; право утверждать по­ложения о федеральных министерствах (кроме тех, которыми осуществ­ляет руководство Президент РФ), их штатную численность и размер финансирования; право отменять или приостанавливать акты этих ор­ганов. К числу общих полномочий Правительства относятся: организация реализации внутренней и внешней политики государства, осуществление регулирования в социально-экономической сфере, обеспечение единства системы исполнительной власти, направление и контроль деятельности ее органов, формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации, реализация права законодательной инициативы.

Правительство РФ принимает постановления и распоряжения. Поста­новления имеют нормативный характер. Распоряжения принимаются по оперативным и иным текущим вопросам деятельности Правительства и не имеют нормативного характера. Правительственные акты подписывают­ся Председателем Правительства РФ. Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суде.


 

58. Система судебных органов России: конституционная юстиция, общие и арбитражные суды, мировые судьи. Характеристика основных правовых источников о судебной системе РФ.

Судебная власть осуществляется судами, составляющими судебную систему. Судебная система Российской Федерации функционирует на основе принципа единства. Единство судебной системы России обеспечивает­ся следующими положениями: данная система учреждена нормативными правовыми актами выс­шей юридической силы — Конституцией РФ и Федеральным кон­ституционным законом; всеми федеральными судами и мировыми судьями соблюдаются установленные федеральными законами правила судопроизводства; всеми судами применяются федеральное и региональное законода­тельство, а также общепризнанные принципы, нормы международ­ного права, международные договоры РФ; единством статуса судей; федеральные суды и мировые судьи финансируются из федерально­го бюджета. В зависимости от подведомственности дел, особенностей судопроиз­водства, принадлежности к различным звеньям судебной системы Рос­сии выделяются следующие виды судов: Конституционный Суд РФ; конституционные (уставные) суды РФ; Верховный Суд РФ и его нижестоящие суды, в том числе военные суды — суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и нижестоящие суды — федераль­ные арбитражные суды. Суды общей юрисдикции рассматривают в основном гражданские, административные и уголовные дела, им подведомственные споры, в которых хотя бы одной из сторон является физическое лицо — гражда­нин. Арбитражные суды разрешают в основном экономические споры, им подведомственные споры, в которых обеими сторонами являются юридические лица и(или) индивидуальные предприниматели. В зависимости от включения судов в систему федеральных или ре­гиональных органов выделяют такие виды судов, как федеральные суды и суды субъектов РФ. Учреждение судов местного самоуправления в небной системе России не допускается. Федеральными судами Российской Федерации являются: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды горо­дов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов; районные суды; военные суды; специализированные суды, если таковые будут созданы; Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассацион­ные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ. Судами субъектов Российской Федерации являются: конституционные (уставные) суды субъектов РФ; мировые судьи, выполняющие функции судов общей юрисдикции. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не составляют с Конституционным Судом РФ единой системы, не являются нижестоящими судами по отношению к федеральному органу конституционного контроля. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции в системе судов общей юрисдикции. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ либо избираются на должность насе­лением соответствующего судебного участка. Срок полномочий мирового судьи не может быть более пяти лет. Вопросы организации и деятельности Верховного Суда РФ и иных судов общей юрисдикции устанавливаются ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», ФЗ «О народных заседателях федеральных судов обшей юрисдикции в Российской Федерации», ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» и др. Специальный федеральный конституци­онный закон о Верховном Суде РФ и судах общей юрисдикции пока не принят. Вопросы организации и деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ и арбитражных судов регулируются ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитраж­ных судов субъектов Российской Федерации» и др.Вопросы организации и деятельности Конституционного Суда РФ регулируются ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».


 

59. Принципы организации и полномочия органов прокуратуры РФ.

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации :- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; - надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; - надзор за исполнением законов судебными приставами; - надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; - уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по бо



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.227 (0.016 с.)