Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, юридические свойства и социально-политическая сущность писаной конституции.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие, юридические свойства и социально-политическая сущность писаной конституции. Под конституцией в общем понимают основной закон гос-ва, имеющий высшую юр.силу. Этот закон закрепляет основные принципы гос. строя, высшие правовые гарантии прав и свобод Ч и Г, а также структуру и взаимоотношения органов гос. власти и форму правления. Конституция очерчивает круг функций гос-ва, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. Под писаной конституцией понимают единый кодифицированный основной закон гос-ва, изложенный в определенной логической системе. Первые писаные конституции появились в 18 веке в США, а затем во Франции и Польше. В большинстве современных развитых стран мира действуют писанные конституции, лишь в Великобритании до сих пор не принят единый основной закон.
10. Основания классификаций конституций. Существуют несколько основных классификаций конституций. По способу принятия конституция может быть утверждена: всенародным голосованием (референдумом); высшим представительным органом (парламентом); специальным органом, уполномоченным на то конституцией или высшим представительным органом (конституционное собрание, учредительное собрание и др.); и дарована народу монархом (октроированная конституция). По форме выражения конституция может быть представлена: в виде единого правового документа — консолидированная конституция); в виде нескольких правовых документов — неконсолидированная конституция (например, Конституция Швеции, Конституция Финляндии); в виде совокупности нескольких источников права — правовых актов, судебных решений и конституционных обычаев, т. е. часть такой конституции не имеет форму писаного источника права. Такие конституции называют неписаными или комбинированными (например, Конституция Великобритании, Конституция Новой Зеландии). По способу внесения поправок конституции бывают гибкие и жесткие. Гибкими считаются конституции, внесение поправок в которые производится в том же порядке, что и принятие обычных законов. Жесткие — это те конституции, в которые поправки вносятся в более усложненном порядке, чем в обычные законы. По соответствию формы и содержания выделяют конституции юридические и фактические. Содержание юридической конституции выражено в конкретном правовом документе под названием конституция. Фактическая — это та конституция, которая представляет собой фактические общественные отношения, сложившиеся под воздействием юридической конституции. Оценка соотношения формы и содержания конституции (юридической и фактической) обусловливает выделение реальной и фиктивной конституций. Если фактическая конституция соответствует юридической, то конституцию данного государства называют реальной, если не соответствует, то — фиктивной. Бывает так, что фактическим отношениям соответствует не вся конституции страны, а только ее часть. В зависимости от того, насколько значима эта часть конституции для всего общественного развития, эту конституцию признают или реальной с учетом фиктивности отдельной части, или полностью фиктивной.
11. Основные черты конституционного развития России (СССР) до 1993г. В настоящий момент действует Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. До ее принятия конституционный строй российского государства прошел сложный путь развития, начиная с Конституций СССР. Впервые Конституция была принята в 1918 г. Она основывалась на «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая назвала советское государство федерацией советских национальных республик, а Россию – республикой Советов. Именно эти основополагающие принципы легли в основу Конституции 1918 г., которая тем самым закрепила завоевания Советской власти в октябре 1917 г. Последующая Конституция СССР принята в 1924 г., она обусловлена заключением Договора об образовании СССР в 1922 г. С образованием нового государства СССР действие Конституции республики Советов 1918 г. стало затруднительным, что и послужило причиной для принятия новой Конституции. В целом Конституция 1924 г. закрепляла создание СССР и действие «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а более четкое регулирование государственной власти осуществлялось конституциями отдельных союзных республик. В 1936 г. была утверждена новая Конституция СССР, которая закрепляла победу социализма, установление новой системы органов власти, всеобщее равноправное избирательное право при тайном голосовании, расширенные права и свободы граждан СССР. Она просуществовала довольно долго, но в 1959 г. Советская власть пришла к выводу о полной победе социализма и потому возникла необходимость в принятии новой Конституции СССР, которая появилась только в 1978 г. Данная Конституция СССР стала последней в советском государстве и отличалась тем, что в ней народ был объявлен единственным субъектом власти в государстве, однако руководящей силой по-прежнему называлась коммунистическая партия, таким образом, Конституция 1978 г., хотя и устанавливала демократические принципы, все же в целом оставалась формальной, как и все предыдущие Конституции СССР. С этого момента начинается история развития Конституции РФ. Ее принятие было связано с политической обстановкой, сложившейся в России к тому моменту. Так, в 1990–1993 гг. в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. Начало реформы связывается с образованием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1 990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным,которая впервые занялась разработкой новой Конституции. Проект, подготовленный этой комиссией, не был принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что значительно затягивало переход к новому конституционному строю в России, поэтому в начале 1993 г. было созваноКонституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президентский проект» Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г. В референдуме по вопросу обсуждения проекта Конституции приняло участие все население России и по результатам голосования Конституция РФ была принята на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г.
Соотношение норм, устанавливающих основы конституционного строя, с иными нормами Конституции РФ (преамбулой, главами второй и девятой, главами с третьей по восьмую, вторым разделом Конституции). Источники правового регулирования выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
44. Понятие и содержание принципов выборов. Принципы избирательного права — это установленные законом исходные начала, обеспечивающие реализацию и защиту активного и пассивного избирательного права, организацию и проведение демократических выборов. Основными принципами избирательного права в России являются: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, обязательность и периодичность выборов, свобода выборов и добровольность участия в них граждан, состязательность в ходе выборов. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательными правами в России может пользоваться широкий круг лиц. Право избирать принадлежит гражданам РФ, достигшим возраста 18 лет. Право избираться принадлежит гражданам РФ, достигшим возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, законодательством субъектов РФ.. При этом установление максимального возраста кандидатов на всех уровнях выборов в России не допускается. Существуют ограничения всеобщего избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане РФ, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В федеральном законодательстве о выборах не допускается возможность дополнительных ограничений активного избирательного права. Ограничения пассивного избирательного права допускаются только в связи с возможностью устанавливать положения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более определенного количества сроков подряд. Принцип равного избирательного права заключает в своем содержании три элемента: а) все субъекты избирательного процесса наделяются равным объемом прав и обязанностей; б) каждый избиратель обладает на выборах одинаковым количеством голосов, то есть «один избиратель — один голос»; в) на выборах должно обеспечиваться равное представительство избирателей. Каждое должностное лицо должно избираться приблизительно от одинакового числа граждан, и голоса избирателей, таким образом, должны иметь «равный вес». Принцип прямого избирательного права при тайном голосовании означает, что каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, лично участвует в выборах. Голосование за других избирателей допускается только в исключительных случаях, установленных законом. При тайном голосовании исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Тайна результатов голосования избирателя обеспечивается заполнением избирательного бюллетеня в кабине или ином специально оборудованном месте, где присутствие других лиц недопустимо. Принцип обязательности и периодичности выборов означает, что граждане должны иметь возможность контролировать деятельность выборных органов, отстраняя в результате очередных выборов одних должностных лиц от управления делами государства и наделяя других полномочиями на осуществление власти. Периодичность выборов определяется установленными сроками полномочий соответствующих органов власти. Периодические выборы обеспечивают постоянный доступ к участию в управлении делами государства всем гражданам и являются гарантией реализации ими активного и пассивного избирательного права. Принцип свободы выборов и добровольности участия в них граждан означает, что каждый избиратель добровольно реализует свои избирательные права. Не допускается любое принуждение его к участию в выборах Принцип состязательности означает, что выборы не могут быть безальтернативными, т. е. избиратели должны иметь возможность выбора между двумя и более кандидатами
45. Основные стадии избирательного процесса.
Избирательный процесс — это урегулированная законом деятельность граждан, политических партий, избирательных комиссий и других субъектов выборов по подготовке и проведению последних. Избирательный процесс является упорядоченным и состоит из последовательно осуществляемых стадий (этапов). К основным из них относятся: назначение выборов; регистрация избирателей; образование избирательных округов и избирательных участков; образование избирательных комиссий; выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование; подсчет голосов, определение и опубликование результатов выборов; второй тур голосования (повторное голосование) или проведение повторных выборов. На стадии назначения выборов определяется дата проведения голосования. Выборы назначают уполномоченные на то органы или должностные лица. Например, выборы Государственной Думы назначает Президент РФ. На этапе регистрации избирателей составляются списки избирателей. Включение гражданина в список избирателей означает, что этот гражданин будет допущен к голосованию. Списки составляются соответствующими избирательными комиссиями. Например, на выборах депутатов Государственной Думы — это территориальные и участковые избирательные комиссии. Сведения об избирателях (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес проживания) формируют и уточняют уполномоченные на то органы или должностные лица местного самоуправления, в частности, глава муниципального образования, а также командиры воинских частей, если избиратели — военнослужащие. Следующий этап — образование избирательных комиссий. Основными полномочиями избирательных комиссий являются: составление списков избирателей, образование избирательных округов, регистрация кандидатов, организация голосования и определение результатов выборов на соответствующей территории, рассмотрение жалоб субъектов избирательного процесса. Необходимым этапом является образование избирательных округов и избирательных участков. Избирательные округа представляют собой территориальные единицы, образуемые с целью объединения проживающих в них граждан для избрания кандидатов на выборные должности. В России избирательные округа могут быть одномандатными, когда в округе избирается один кандидат, многомандатными, когда в округе избираются два и более кандидата. На этапе выдвижения регистрации кандидатов определяется круг лиц, которые будут баллотироваться на выборные должности. В России выдвижение кандидатов допускается в порядке самовыдвижения, в том числе при поддержке группы избирателей с определенным числом участников и в порядке выдвижения политическими партиями. На выборах местного самоуправления выдвигать кандидатов, списки кандидатов могут общественные организации или общественные движения. Выдвижение кандидата не обязательно приводит к его регистрации, а значит, к его участию в предвыборной агитации и включению в избирательный бюллетень для голосования. Выдвинутым кандидату, списку кандидатов для регистрации необходимо выполнить одно из следующих условий:• собрать определенное число подписей избирателей;• внести избирательный залог (за исключением выборов Президента России). Предвыборная агитация может проводиться на телевидении и радио, в периодических печатных изданиях, посредством проведения массовых мероприятий (например, встреч с избирателями, митингов, демонстраций, шествий, публичных дискуссий), путем распространения агитационных материалов и иных не запрещенных законом методов. Кандидатам и их сторонникам запрещается осуществлять подкуп избирателей, вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы. Следующим этапом избирательного процесса является голосование. Законодательство предусматривает жесткие требования к помещениям для голосования: специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями; стенд, на котором размещается информация о кандидатах.На заключительном этапе избирательного процесса осуществляется подсчет голосов избирателей, определение и опубликование результатов выборов. После окончания времени голосования участковые избирательные комиссии начинают подсчет голосов избирателей и составляют протоколы об итогах голосования. Экземпляры протоколов незамедлительно направляются в вышестоящие избирательные комиссии с последующей передачей этих данных в комиссию, определяющую результаты выборов. В ходе избирательного процесса возможны: второй тур голосования (повторное голосование) или повторные выборы. Повторное голосование допускается.Повторные выборы назначаются избирательными комиссиями в случаях признания ими выборов несостоявшимися или недействительными.
45 Порядок выдвижения, регистрации и правовой статус кандидатов на должность Президента РФ. В соотв. с К. РФ и ФЗ № 76 «О выборах Президента РФ» последний избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на четыре года. Выборы Пр. РФ назначает СФ ФС РФ. День выборов - первое воскресенье после истечения срока, на ~ был избран предыдущ. Пр. РФ. Исчисление срока, на ~ был избран Пр. РФ. начинается со дня его избрания. Срок со дня назначения выборов до дня выборов - не менее 4 месяцев. Если СФ не назначит выборы Пр. РФ в указанные в К. сроки, выборы проводятся Центральной избир. комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента РФ. Выборы проводятся по всей терр. РФ. Право выдвижения кандидата на должность Пр. принадлежит избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам. Требования к кандидату: - д.б. гражданином РФ. - он должен обладать избирательными правами (д.б. дееспособным и не отбывать наказания в виде лишения свободы) - нижний предел возрастного ценза - 35 лет. - ценз оседлости - кандидат должен постоянно проживать на терр. РФ не менее 10 лет. - одно и тоже лицо не м. занимать должность Президента РФ боле двух сроков подряд. Кандидат на должность Пр. РФ избранн при - более половины голосов избирателей (50 % + 1 голос). принявших участие в голосовании (но не менее половины внесенных в списки избирателей). П овторное голосование назначает Центризбирком РФ - по двум кандидатам, получившим наиб. число голосов.При повторном голосовании избран - получивший большее число голосов (но число голосов за него д.б. не менее числа голосов поданых против всех). Если выборы признаны несостоявшимися (участвовало менее половины избирателей из списков), недействительными (нарушение ФЗ), или если ни один из кандидатов не был избран - СФ назначает повторные выборы. Избранный Пр. в соотв. с К. и ФЗ № 76 вступает в должность на 30 день со дня офиц. объявления результатов выборов. При вступлении в должность Пр приносит присягу (в присутствии СФ, ГД и судей К. Суда) - с этого момента Пр. вступает в должность. 46. 47. Порядок выдвижения, регистрации и правовой статус кандидатов на должность депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта федерации (на примере Кемеровской области). 48. Подсчет голосов и определение результатов голосования (избирательная система в узком смысле) на выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта федерации (на примере Кемеровской области). 49. Порядок обжалования нарушения избирательных прав граждан России. Решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды. Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие). По запросам комиссий суд сообщает о принятых к рассмотрению жалобах (заявлениях) на нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, а также о принятых им по таким жалобам (заявлениям) решениях. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. 50. Конституционный статус Президента РФ: требования, предъявляемые Конституцией РФ к кандидату в Президенты РФ, порядок занятия должности и основания прекращения его деятельности. Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос власти. резидент осуществляет государственную власть (ст. 11), при этом глава государства не входит непосредственно ни в одну из ветвей государственной власти. Президент — это постоянно действующий орган государственный власти, он осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства. Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Порядок выборов Президента РФ установлен ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (в ред. от 21.07.2005 № 93-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»). Установлены конституционные требования к кандидатам на должность Президента России. Главой государства может быть избран гражданин Российской Федерации (вне зависимости от основания приобретения им российского гражданства) не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Поскольку одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд, то не имеет права быть избранным Президентом гражданин РФ, занимающий на день официального опубликования решения о назначении выборов Президента должность Президента второй срок подряд. В соответствии с Конституцией РФ выборы Президента назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Если Совет Федерации не назначит выборы Президента, то выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ. Днем голосования на выборах Президента является второе воскресенье месяца, в которое проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента и в которое 6 лет тому назад был избран Президент. Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин России может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 граждан России, обладающих активным избирательным правом. В поддержку выдвинутого кандидата для его регистрации необходимо собрать не менее 2 млн подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Избирательный залог на выборах Президента не используется. Избранный Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги народу и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. При вступлении в должность Президент приносит присягу народу в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда. В тексте присяги отражаются фундаментальные ценности, закрепленные в Конституции РФ. Одним из важных конституционных последствий вступления в должность Президента служит то, что перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, смерти или отрешения от должности. При досрочном прекращении исполнения главой государства своих полномочий проводятся выборы нового Президента РФ в соответствии с Конституцией РФ. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Процедура отрешения Президента России состоит из двух основных этапов. Первый этап — это выдвижение обвинения против главы государства. Решение о выдвижении обвинения принимается Государственной Думой 2/3 голосов от общего числа депутатов по инициативе не менее 1/3 депутатов Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. Основанием для отрешения Президента от должности и, соответственно, для выдвижения обвинения является государственная измена или совершение Президентом иного тяжкого преступления. На этом этапе предусматривается участие Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления. Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного Конституцией порядка выдвижения обвинения. Второй этап — это собственно рассмотрение Советом Федерации вопроса об отрешении Президента от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято 2/3 голосов от общего числа членов палаты не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным. В случае досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий, а также во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ (ч. 3 ст. 92 Конституции РФ). Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Система местного самоуправления в России: местный референдум, выборы органов местного самоуправления, собрания и сходы, территориальное общественное самоуправление, правотворческая (народная) инициатива граждан, обращения (петиции) граждан, органы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем выборов, референдума, других форм прямого волеизъявления, через выборные и иные органы местного самоуправления. Населением самостоятельно могут решаться любые вопросы местного значения, в частности, на сходах граждан в небольших муниципальных образованиях. Компетенция различных институтов местного самоуправления устанавливается в уставе муниципального образования. Основными формами непосредственной демократии на уровне местного самоуправления являются: Местный референдум - проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления. Инициатива проведения референдума принадлежит граждане избирательным объединениям, иным общественным объединениям, муниципальным органам. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами, органами местного самоуправления. Муниципальные выборы - проводятся в целях избрания депутате членов выборного органа, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе демократических принципов избирательного права. Муниципальные выборы назначаются представительным органом местного самоуправления. Если названный орган бездействует, то в соответствии с федеральным законом муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией муниципального образования или судом. Сход граждан - является формой непосредственной демократии, при которой население муниципального образования непосредственно принимает решения, имеющие обязательное исполнение на соответствующей территории. Сход граждан созывается в небольших муниципальных образованиях, в России — это образование с численностью жителей не более 100 человек, и осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода. Правотворческая инициатива - представляет собой разработку гражданами проекта нормативного правового акта и внесение его в уполномоченный орган для рассмотрения и принятия при условии поддержки реализации такой инициативы необходимым количеством голосов граждан. Минимальная численность инициативной группы граждан не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Территориальное общественное самоуправление - представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства для самостоятельного осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания соответствующих органов. Население, организованное в территориальное общественное самоуправление, решает вопросы содержания жилищного фонда, благоустройства территории, иные вопросы связанные с удовлетворением социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах подъезда многоквартирного жилого дома, многоквартирного дома, группы жилых домов, жилого микрорайона и т. д. Публичные слушания представляют собой форму непосредственной демократии, при которой принимаются решения по проектам устава муниципального образования, местного бюджета и отчета о его исполнении, планов и программ развития территории. Суть решений, принятых на публичных слушаниях, может заключаться в одобрении населением проектов нормативных правовых актов либо рекомендации по их совершенствованию. Решения, выработанные в ходе публичных слушаний, должны учитываться в дальнейших актах органов местного самоуправления. Собрание граждан - проводится для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на определенной части территории. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять интересы граждан во взаимоотношениях с названными органами. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению уполномоченными органами местного самоуправления.
66. Процедура проведения, предмет и юридическая сила решений референдума Российской Федерации. Проведение референдума РФ проводится в несколько этапов. 1. Формируются комиссии - органы, уполномоченные к осуществлению подготовки, проведения и определения итогов референдума, что и составляет их основные функции. Законом определены 4 уровня этих органов: Центральная комиссия референдума РФ (Центризбирком РФ), комиссии субъектов РФ по проведению референдума, территориальные комиссии и участковые комиссии. 2. Создаются участки референдума. Их функциональное назначение заключается в организации граждан, имеющих право на участие в референдуме, по территориальному принципу с целью обеспечения голосования и подсчета голосов. 3. Составляются списки избирателей — граждан, имеющих право на участие в референдуме РФ, - по участкам референдума. 4. Проводится агитационная и разъяснительная работа. Осуществления агитации запрещено в день проведения референдума и в предшествующий ему день. 5. Собственно процедура проведения референдума включает процедуру голосования, подсчета голосов и определения итогов. Опубликование результатов референдума проводится не позднее 3 дней после их определения. Опубликованию подлежит принятое решение, а также итоги голосования в целом по РФ, а также по каждому субъекту РФ. В случае признания референдума состоявшимся принятое на нем решения вступает в силу со дня официального опубликования.
Понятие, юридические свойства и социально-политическая сущность писаной конституции. Под конституцией в общем понимают основной закон гос-ва, имеющий высшую юр.силу. Этот закон закрепляет основные принципы гос. строя, высшие правовые гарантии прав и свобод Ч и Г, а также структуру и взаимоотношения органов гос. власти и форму правления. Конституция очерчивает круг функций гос-ва, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. Под писаной конституцией понимают единый кодифицированный основной закон гос-ва, изложенный в определенной логической системе. Первые писаные конституции появились в 18 веке в США, а затем во Франции и Польше. В большинстве современных развитых стран мира действуют писанные конституции, лишь в Великобритании до сих пор не принят единый основной закон.
10. Основания классификаций конституций. Существуют несколько основных классификаций конституций. По способу принятия конституция может быть утверждена: всенародным голосованием (референдумом); высшим представительным органом (парламентом); специальным органом, уполномоченным на то конституцией или высшим представительным органом (конституционное собрание, учредительное собрание и др.); и дарована народу монархом (октроированная конституция). По форме выражения конституция может быть представлена: в виде единого правового документа — консолидированная конституция); в виде нескольких правовых документов — неконсолидированная конституция (например, Конституция Швеции, Конституция Финляндии); в виде совокупности нескольких источников права — правовых актов, судебных решений и конституционных обычаев, т. е. часть такой конституции не имеет форму писаного источника права. Такие конституции называют неписаными или комбинированными (например, Конституция Великобритании, Конституция Новой Зеландии). По способу внесения поправок конституции бывают гибкие и жесткие. Гибкими считаются конституции, внесение поправок в которые производится в том же порядке, что и принятие обычных законов. Жесткие — это те конституции, в которые поправки вносятся в более усложненном порядке, чем в обычные законы. По соответствию формы и содержания выделяют конституции юридические и фактические. Содержание юридической конституции выражено в конкретном правовом документе под названием конституция. Фактическая — это та конституция, которая представляет собой фактические общественные отношения, сложившиеся под воздействием юридической конституции. Оценка соотношения формы и содержания конституции (юридической и фактической) обусловливает выделение реальной и фиктивной конституций. Если фактическая конституция соответствует юридической, то конституцию данного государства называют реальной, если не соответствует, то — фиктивной. Бывает так, что фактическим отношениям соответствует не вся конституции страны, а только ее част
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.66 (0.016 с.) |