Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие выборов, избирательного права, избирательной системы и избирательного процесса в науке конституционного права.

Поиск

Посредством выборов воля народа формируется и делегируется его представителями в органах публичной власти. Выборы являются важ­нейшим и приоритетным способом формирования органов государствен­ной власти и местного самоуправления. Реальные выборы — это наибо­лее цивилизованный способ обеспечения участия народа в делах госу­дарства, определения конституционности передачи власти, смены общественного строя и т. д. Наличие демократических выборов — важ­нейший показатель конституционности существующего строя. В Российской Федерации на основе демократических выборов фор­мируются органы на трех уровнях власти. На федеральном уровне граждане избирают Президента России и Государственную Думу. На уровне власти субъектов РФ выборными являются законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. На уровне местного самоуправления население избирает глав муниципаль­ных образований и депутатов представительных органов местного само­управления. Избирательное право следует понимать в двух значениях. Во-первых, избирательное право представляет собой систему правовых норм, регу­лирующих подготовку и проведение выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. Во-вторых, под избирательным пра­вом понимают субъективные конституционные права граждан: право избирать соответствующих должностных лиц — активное избиратель­ное право и право быть избранными на выборные должности — пассив­ное избирательное право. Избирательное право регулирует и избирательную систему. В широ­ком смысле избирательная система представляет собой совокупность общественных отношений, складывающихся в связи с подготовкой и проведением выборов. Под избирательной системой в узком смысле сле­дует понимать порядок подготовки и проведения выборов, характери­зуемый особым способом определения результатов выборов. В последнем значении существует несколько разновидностей избирательных сис­тем — мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы, на основе которых выборы проводятся в Российской Федера­ции. Избирательный процесс — это урегулированная законом деятель­ность граждан, политических партий, избирательных комиссий и дру­гих субъектов выборов по подготовке и проведению последних. Избира­тельный процесс является упорядоченным и состоит из последователь­но осуществляемых стадий (этапов). К основным из них относятся: назначение выборов; регистрация избирателей; образование избиратель­ных округов и избирательных участков; образование избирательных комиссий; выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная аги­тация; голосование; подсчет голосов, определение и опубликование ре­зультатов выборов; второй тур голосования (повторное голосование) или проведение повторных выборов.

 

Источники правового регулирования выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

 

44. Понятие и содержание принципов выборов.

Принципы избирательного права — это установленные законом ис­ходные начала, обеспечивающие реализацию и защиту активного и пас­сивного избирательного права, организацию и проведение демократиче­ских выборов. Основными принципами избирательного права в России являются: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном го­лосовании, обязательность и периодичность выборов, свобода выборов и добровольность участия в них граждан, состязательность в ходе выборов. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избира­тельными правами в России может пользоваться широкий круг лиц. Право избирать принадлежит гражданам РФ, достигшим возраста 18 лет. Право избираться принадлежит гражданам РФ, достигшим возрас­та, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, зако­нодательством субъектов РФ.. При этом установление максимального возраста кандидатов на всех уровнях выборов в России не допускается.

Существуют ограничения всеобщего избирательного права. Не име­ют права избирать и быть избранными граждане РФ, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по при­говору суда. В федеральном законодательстве о выборах не допускается возможность дополнительных ограничений активного избирательного права. Ограничения пассивного избирательного права допускаются толь­ко в связи с возможностью устанавливать положения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность бо­лее определенного количества сроков подряд. Принцип равного избирательного права заключает в своем содер­жании три элемента: а) все субъекты избирательного процесса наделя­ются равным объемом прав и обязанностей; б) каждый избиратель обла­дает на выборах одинаковым количеством голосов, то есть «один изби­ратель — один голос»; в) на выборах должно обеспечиваться равное представительство избирателей. Каждое должностное лицо должно из­бираться приблизительно от одинакового числа граждан, и голоса изби­рателей, таким образом, должны иметь «равный вес». Принцип прямого избирательного права при тайном голосовании означает, что каждый гражданин, обладающий активным избиратель­ным правом, лично участвует в выборах. Голосование за других избира­телей допускается только в исключительных случаях, установленных законом. При тайном голосовании исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Тайна результатов го­лосования избирателя обеспечивается заполнением избирательного бюл­летеня в кабине или ином специально оборудованном месте, где присут­ствие других лиц недопустимо. Принцип обязательности и периодичности выборов означает, что граждане должны иметь возможность контролировать деятельность выборных органов, отстраняя в результате очередных выборов одних должностных лиц от управления делами государства и наделяя других полномочиями на осуществление власти. Периодичность выборов опре­деляется установленными сроками полномочий соответствующих орга­нов власти. Периодические выборы обеспечивают постоянный до­ступ к участию в управлении делами государства всем гражданам и яв­ляются гарантией реализации ими активного и пассивного избиратель­ного права. Принцип свободы выборов и добровольности участия в них граж­дан означает, что каждый избиратель добровольно реализует свои изби­рательные права. Не допускается любое принуждение его к участию в выборах Принцип состязательности означает, что выборы не могут быть безальтернативными, т. е. избиратели должны иметь возможность вы­бора между двумя и более кандидатами


 

45. Основные стадии избирательного процесса.

 

Избирательный процесс — это урегулированная законом деятель­ность граждан, политических партий, избирательных комиссий и дру­гих субъектов выборов по подготовке и проведению последних. Избира­тельный процесс является упорядоченным и состоит из последователь­но осуществляемых стадий (этапов). К основным из них относятся: назначение выборов; регистрация избирателей; образование избиратель­ных округов и избирательных участков; образование избирательных комиссий; выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная аги­тация; голосование; подсчет голосов, определение и опубликование ре­зультатов выборов; второй тур голосования (повторное голосование) или проведение повторных выборов. На стадии назначения выборов определяется дата проведения голо­сования. Выборы назначают уполномоченные на то органы или должностные лица. Например, выбо­ры Государственной Думы назначает Президент РФ. На этапе регистрации избирателей составляются списки избирате­лей. Включение гражданина в список избирателей означает, что этот граж­данин будет допущен к голосованию. Списки составляются соответству­ющими избирательными комиссиями. Например, на выборах депутатов Государственной Думы — это территориальные и участковые избиратель­ные комиссии. Сведения об избирателях (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес проживания) формируют и уточняют уполномоченные на то органы или должностные лица местного самоуправления, в частно­сти, глава муниципального образования, а также командиры воинских частей, если избиратели — военнослужащие. Следующий этап — образование избирательных комиссий. Основ­ными полномочиями избирательных комиссий являются: составление списков избирателей, образование избирательных округов, регистрация кандидатов, организация голосования и определение результатов выбо­ров на соответствующей территории, рассмотрение жалоб субъектов из­бирательного процесса. Необходимым этапом является образование избирательных округов и избирательных участков. Избирательные округа представляют собой территориальные единицы, образуемые с целью объединения прожива­ющих в них граждан для избрания кандидатов на выборные должности. В России избирательные округа могут быть одномандатными, когда в округе избирается один кандидат, многомандатными, когда в округе избираются два и более кандидата. На этапе выдвижения регистрации кандидатов определяется круг лиц, которые будут баллотироваться на выборные должности. В России выдвижение кандидатов допускается в порядке самовыдвижения, в том числе при поддержке группы избирателей с определенным числом участ­ников и в порядке выдвижения политическими партиями. На выборах местного самоуправления выдвигать кандидатов, списки кандидатов могут общественные организации или общественные движения. Выдвижение кандидата не обязательно приводит к его регистрации, а значит, к его участию в предвыборной агитации и включению в изби­рательный бюллетень для голосования. Выдвинутым кандидату, списку кандидатов для регистрации необ­ходимо выполнить одно из следующих условий:• собрать определенное число подписей избирателей;• внести избирательный залог (за исключением выборов Президента России). Предвыборная агитация может проводиться на телевидении и радио, в периодических печатных изданиях, посредством проведения массовых мероприятий (например, встреч с избирателями, митингов, демонстра­ций, шествий, публичных дискуссий), путем распространения агитаци­онных материалов и иных не запрещенных законом методов.

Кандидатам и их сторонникам запрещается осуществлять подкуп избирателей, вручать им денежные средства, подарки и иные матери­альные ценности, кроме как за выполнение организационной работы. Следующим этапом избирательного процесса является голосование. Законодательство предусматривает жесткие требования к помещениям для голосования: специально оборудованные места для тайного голосо­вания, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями; стенд, на котором размещается информация о кан­дидатах.На заключительном этапе избирательного процесса осуществляется подсчет голосов избирателей, определение и опубликование результа­тов выборов. После окончания времени голосования участковые изби­рательные комиссии начинают подсчет голосов избирателей и составля­ют протоколы об итогах голосования. Экземпляры протоколов незамед­лительно направляются в вышестоящие избирательные комиссии с последующей передачей этих данных в комиссию, определяющую ре­зультаты выборов. В ходе избирательного процесса возможны: второй тур голосования (повторное голосование) или повторные выборы. Повторное голосование допускается.Повторные выборы назначаются избирательными комиссиями в случаях признания ими выборов несостоявшимися или недействительными.

 

45 Порядок выдвижения, регистрации и правовой статус кандидатов на должность Президента РФ. В соотв. с К. РФ и ФЗ № 76 «О выборах Президента РФ» последний избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на четыре года.

Выборы Пр. РФ назначает СФ ФС РФ. День выборов - первое воскресенье после истечения срока, на ~ был избран предыдущ. Пр. РФ. Исчисление срока, на ~ был избран Пр. РФ. начинается со дня его избрания. Срок со дня назначения выборов до дня выборов - не менее 4 месяцев. Если СФ не назначит выборы Пр. РФ в указанные в К. сроки, выборы проводятся Центральной избир. комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента РФ.

Выборы проводятся по всей терр. РФ. Право выдвижения кандидата на должность Пр. принадлежит избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам.

Требования к кандидату:

- д.б. гражданином РФ.

- он должен обладать избирательными правами (д.б. дееспособным и не отбывать наказания в виде лишения свободы)

- нижний предел возрастного ценза - 35 лет.

- ценз оседлости - кандидат должен постоянно проживать на терр. РФ не менее 10 лет.

- одно и тоже лицо не м. занимать должность Президента РФ боле двух сроков подряд.

Кандидат на должность Пр. РФ избранн при - более половины голосов избирателей (50 % + 1 голос). принявших участие в голосовании (но не менее половины внесенных в списки избирателей). П овторное голосование назначает Центризбирком РФ - по двум кандидатам, получившим наиб. число голосов.При повторном голосовании избран - получивший большее число голосов (но число голосов за него д.б. не менее числа голосов поданых против всех).

Если выборы признаны несостоявшимися (участвовало менее половины избирателей из списков), недействительными (нарушение ФЗ), или если ни один из кандидатов не был избран - СФ назначает повторные выборы.

Избранный Пр. в соотв. с К. и ФЗ № 76 вступает в должность на 30 день со дня офиц. объявления результатов выборов.

При вступлении в должность Пр приносит присягу (в присутствии СФ, ГД и судей К. Суда) - с этого момента Пр. вступает в должность.

46.

47. Порядок выдвижения, регистрации и правовой статус кандидатов на должность депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта федерации (на примере Кемеровской области).

48. Подсчет голосов и определение результатов голосования (избирательная система в узком смысле) на выборах Президента РФ, депутатов Государствен­ной Думы Федерального Собрания РФ и представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта федерации (на ­примере Кемеровской области).

49. Порядок обжалования нарушения избирательных прав граждан России.

Решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды. Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие). По запросам комиссий суд сообщает о принятых к рассмотрению жалобах (заявлениях) на нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, а также о принятых им по таким жалобам (заявлениям) решениях. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.

50. Конституционный статус Президента РФ: требования, предъявляемые Конституцией РФ к кандидату в Президенты РФ, порядок занятия должности и основания прекращения его деятельности.

Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государ­ства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос власти. резидент осуществляет государственную власть (ст. 11), при этом глава государства не входит непосредственно ни в одну из ветвей госу­дарственной власти. Президент — это постоянно действующий орган государственный власти, он осуществляет свои полномочия как едино­личный глава государства. Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральны­ми законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. По­рядок выборов Президента РФ установлен ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (в ред. от 21.07.2005 № 93-ФЗ «О выборах Президента Россий­ской Федерации»). Установлены конституционные требования к кандидатам на должность Президента России. Главой государства может быть избран гражданин Российской Федерации (вне зависимости от основания при­обретения им российского гражданства) не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Поскольку одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд, то не имеет права быть избранным Президентом гражданин РФ, зани­мающий на день официального опубликования решения о назначении выборов Президента должность Президента второй срок подряд. В соответствии с Конституцией РФ выборы Президента назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Если Совет Федерации не назначит выборы Президента, то выборы на­значаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ. Днем голосования на выборах Президента является второе воскре­сенье месяца, в которое проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента и в которое 6 лет тому назад был избран Пре­зидент. Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты полити­ческими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Рос­сии может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его са­мовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 граждан России, обладающих активным избирательным правом. В поддержку выдвинутого кандидата для его регистрации необходимо собрать не ме­нее 2 млн подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Избирательный залог на выборах Президента не используется. Избранный Президент приступает к исполнению полномочий с мо­мента принесения им присяги народу и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. При вступлении в должность Президент приносит присягу народу в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, де­путатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда. В тек­сте присяги отражаются фундаментальные ценности, закрепленные в Конституции РФ.

Одним из важных конституционных последствий вступления в долж­ность Президента служит то, что перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в слу­чае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осу­ществлять принадлежащие ему полномочия, смерти или отрешения от должности. При досрочном прекращении исполнения главой государства своих полномочий проводятся выборы нового Президента РФ в соответствии с Конституцией РФ. При этом выборы Президента РФ должны состоять­ся не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполне­ния полномочий. Процедура отрешения Президента России состоит из двух основных этапов.

Первый этап — это выдвижение обвинения против главы государства. Решение о выдвижении обвинения принимается Государственной Думой 2/3 голосов от общего числа депутатов по инициативе не менее 1/3 депута­тов Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образован­ной Думой. Основанием для отрешения Президента от должности и, соот­ветственно, для выдвижения обвинения является государственная изме­на или совершение Президентом иного тяжкого преступления. На этом этапе предусматривается участие Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления. Конституционный Суд РФ дает заключе­ние о соблюдении установленного Конституцией порядка выдвижения обвинения. Второй этап — это собственно рассмотрение Советом Федерации воп­роса об отрешении Президента от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения. Решение Совета Федерации об от­решении Президента от должности должно быть принято 2/3 голосов от общего числа членов палаты не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения Думой обвинения против Президента. Если в этот срок ре­шение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президен­та считается отклоненным. В случае досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий, а также во всех случаях, когда Президент РФ не в состоя­нии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ (ч. 3 ст. 92 Конституции РФ). Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распус­кать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.68.196 (0.009 с.)