Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Избирательное право и избирательная система РФСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(4 часа) Цель занятия — изучение правового регулирования важнейшего компонента политического процесса — выборов в органы государственной власти. 1. Понятие избирательного права и избирательной системы РФ. Источники избирательного права в РФ. 2. Принципы избирательной системы и избирательного права. 3. Процесс подготовки и проведения и проведения выборов. 4. Референдум в РФ. Особенности и характеристики. К данной теме см.: в библиографии: Нормативные акты: 1 - 4, 6, 17, 25, 27, 31, 34, 42, 43, 45, 46, 57; литературу: №№ 6, 42, 44, 47, 72, 80, 96, 97.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Виды избирательных цензов. Какие из них установлены в России? 2. Характерные черты избирательного права в Российской Федерации. 3. Какие правовые акты можно отнести к источникам избирательного права в России? 4. Проблемы реализации принципа равного избирательного права. В чем могут заключаться основные нарушения этого принципа? 5. Возможные злоупотребления, имеющие место при ведении предвыборной агитации в России. 6. Виды юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства. Какова практика осуществления ответственности за нарушение избирательного законодательства? · Допускается ли участие политической партии в выборах депутатов в составе избирательного блока? · Какая избирательная комиссия осуществляет регистрацию кандидатов в депутаты? Юридическое значение регистрации. · Назовите основания отказа в регистрации, аннулирования или отмены регистрации кандидатов в депутаты. В каком порядке осуществляются соответствующие процедуры? · Что такое избирательный залог? В каком размере и куда он вносится? Каковы условия его возвращения? · Какие основные гарантии существуют на период выборов для кандидатов в депутаты? · Перечислите основные правила ведения предвыборной агитации. В каких формах она допускается? Какие приемы предвыборной агитации запрещены Законом? Что понимается под злоупотреблением кандидатом своим должностным или служебным положением? · Каковы основные правила финансирования избирательной кампании? · Какие меры ответственности предусматриваются в отношении кандидатов, которые не в состоянии вернуть денежные средства за бесплатное эфирное время и печатные площади? · Какие основные требования выдвигаются Законом к процедуре проведения голосования избирателей? · Какие возможности проголосовать есть у граждан РФ, которые в день выборов находятся за пределами территории своего избирательного участка либо по каким-то причинам не могут прибыть в его помещение? · Согласно какой процедуре распределяются депутатские мандаты между участвующими кандидатами? Как распределяются полученные партией депутатские мандаты внутри списка? · Что такое избирательный барьер (процентная оговорка)? При каких условиях допускается понижение избирательного барьера и до какого предела? · Какие гарантии избирателям установлены Законом в процедуре определения результатов выборов для обеспечения эффективности народного представительства? · При каких условиях выборы считаются несостоявшимися и недействительными? · Какие основные нарушения Закона возможны в ходе избирательного процесса? Какие основные меры ответственности они могут повлечь? · Как и в какой инстанции можно обжаловать действия (бездействие) и решения субъектов избирательного процесса, нарушающие права и свободы заинтересованных лиц, а также результаты выборов?
Практические задания: Задача 1. Избиратель Тюльпанов вошел в помещение школы №38, где на втором этаже находился зал для голосования, в 19 часов 59 минут 30 секунд по местному времени. На второй этаж к актовому залу он поднялся через одну минуту. Как должен поступить председатель избирательной комиссии, учитывая тот факт, что голосование должно идти до 20 часов по местному времени? Почему? Задача 2. В день голосования к наблюдателю обратилась пожилая женщина с просьбой заполнить за нее бюллетень, т.к. она плохо видит. Наблюдатель прошел с женщиной в кабину для голосования, однако был остановлен председателем участковой избирательной комиссии, запретившим ему помогать избирательнице. Дайте юридическую оценку ситуации. Задача 3. Для освоения содержания этапов (стадий) избирательного процесса изучите положения федеральных законов: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»,. «О выборах Президента Российской Федерации») и ответьте на следующие вопросы (ссылаясь на нормы названных законов): Какой порядок назначения выборов? В каком порядке образуются избирательные участки? Как составляются списки избирателей? Каким образом граждане РФ, находящиеся в день выборов за границей, участвуют в выборах депутатов Государственной Думы? Какие виды избирательных комиссий создаются на выборах депутатов Государственной Думы? Порядок их они формирования. Назовите основные полномочия избирательных комиссий разных уровней. Как выдвигаются списки кандидатов в депутаты по пропорциональной избирательной системе? Сколько подписей избирателей необходимо собрать в поддержку списка? Какие возможности реализации пассивного избирательного права имеют непартийные граждане РФ, желающие баллотироваться в качестве кандидатов в депутаты? Задача 4. По итогам выборов в Государственную Думу голоса избирателей распределились в следующем порядке: партия А— 21,3%, партия Б — 10,1 %, партия В — 9,1 %, партия Г — 4,9 %, партия Д — 3,3 %, партия Е — 3,2 %, партия ЭК — 3,1 %. Федеральные списки каких партий будут допущены к распределению депутатских мандатов? Задача 5. На выборах в Государственную Думу партия «Левые» получила 51,2 % голосов избирателей, партия «Правые» —- 4,5 %, партия «Крайне левые» — 4,2%, партия «Крайне правые» — 3,5 %, партия «Центристов» — 2,1 %. Федеральные списки каких партий будут допущены к распределению депутатских мандатов? Задача 6. Министр путей сообщения Сидоров Б. П., занимавший третье место в общефедеральной части федерального списка «Российская партия единения», был извещен Центральной избирательной комиссией РФ о том, что он избран депутатом. Однако на следующий день Сидоров уехал в недельную командировку. Вернувшись в Москву, министр обратился в Центральную избирательную комиссию РФ с целью получения удостоверения об избрании его депутатом. Получит ли Сидоров Б. П. мандат депутата Государственной Думы РФ? Если нет, то кому перейдет его мандат? Ответьте на те же вопросы при другом условии: Сидоров Б. П. стоит под № 4 в общефедеральной части федерального списка. Задача 7. По истечении двух месяцев со дня голосования на выборах депутат Государственной Думы РФ Михайлов И. И., занимавший второе место в федеральном списке «Российской партии единения», был назначен Председателем Счетной палаты РФ и подал заявление о сложении полномочий депутата. Кому перейдет мандат депутата И. И. Михайлова? Задача 8. Гражданин Левин С. С. в день голосования перед входом на избирательный участок увидел агитационные плакаты с призывами голосовать за несимпатичного ему кандидата Арсеньева И. И, Член участковой избирательной комиссии, выдавая избирателю бюллетень, вежливо порекомендовал гражданину голосовать за Арсеньева. Левин вступил в полемику, о выборе депутата с другими гражданами. Выяснив, что все они голосуют за Арсеньева, он так же отметил его фамилию и опустил бюллетень в избирательную урну. Какие нарушения Закона были допущены в данном случае? Задача 9. Предприниматель Богданов С. А., постоянно проживающий в г. Уфа Республика Башкортостан, за два дня до голосования на выборах депутатов Государственной Думы вынужден был уехать в длительную командировку в Якутию. Богданов обратился в участковую избирательную комиссию с просьбой проголосовать досрочно или получить открепительное удостоверение, однако в этом ему было отказано. Правомерен ли отказ участковой избирательной комиссии? Задача 10. Гражданин Соколов С. В. не смог «поставить крестик» напротив фамилии симпатичного ему кандидата в депутаты, поскольку в кабине для голосования он обнаружил только два карандаша без грифелей, а шариковой ручки у него не было. Кроме того, в кабине для голосования было так темно, что четко рассмотреть содержание бюллетеня для 60-летнего пенсионера представлялось сложным. Соколов попросил стоящего в зале наблюдателя помочь ему. Поинтересовавшись, за кого хочет голосовать пенсионер, наблюдатель что-то отметил в бюллетене и бросил его в избирательную урну. Какие нарушения Закона были допущены в данном случае? Задача 11. Пожилая пенсионерка Минаева.О. Н. не разобралась в порядке заполнения бюллетеня для голосования на выборах депутатов Государственной Думы. Она допустила ошибку— «поставила крестик» напротив того кандидата, за которого не хотела голосовать. Минаева попросила члена участковой избирательной комиссии выдать ей другой бюллетень. Может ли избиратель получить другой бюллетень взамен испорченного? Как этот вопрос решается в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации»? Задача 12. Гражданину Юрьеву А. А. не выдали избирательный бюллетень, поскольку серия и номер его паспорта в списке избирателей не соответствовали действительным паспортным данным. Юрьев в заявлении на имя председателя участковой избирательной комиссии просил внести исправления в список избирателей и выдать ему бюллетень для голосования. Однако гражданину посоветовали обратиться в суд, поскольку избирательная комиссия в силу большой загруженности сможет рассмотреть заявление гражданина только через две недели. Правомерен ли в данном случае отказ участковой избирательной комиссии? Тема 10. Институт Президентства в Российской Федерации (4 часа) Цель занятия — рассмотрение конституционно-правового статуса Президента РФ, реализации этого статуса через соответствующий аппарат. 1. Природа института Президента РФ и его реальное место в системе органов государственной власти в РФ, 2. Порядок и условия избрания, вступление в должность Президента РФ. 3. Основные функции и полномочия Президента РФ. 4. Порядок прекращения исполнения полномочий Президента РФ. 5. Администрация Президента РФ, Совет безопасности РФ и другие органы при Президенте РФ. 6. Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах и федеральных органах государственной власти. 7. Правовые акты Президента РФ, их значение и юридическая сила. 8. Гарантии Президенту РФ при прекращении им его полномочий. 9. Проблемы совершенствования правового статуса Президента РФ. К данной теме см.: в библиографии: Нормативные акты: №№ 3, 43, 47, 48, 50, 62, 63, 70 – 72, 74; литературу: №№ 6, 21, 29, 68, 89.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Политико-правовая природа института главы государства в современных странах. 2. Становление поста президента в РСФСР. Соотношение статусов Президента СССР и Президента РСФСР. 3. Конституционный статус Президента РФ как главы государства. Полномочия Президента РФ. 4. Место и роль Президента РФ в системе органов государственной власти. Президент России и разделение властей. Взаимоотношения Президента России с Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Президент РФ и система исполнительной власти в Российской Федерации. 5. Роль Президента в обеспечении конституционного принципа единства Российской Федерации. Президент РФ и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Институт полномочных представителей Президента России в федеральных Округах. 6. Требования к кандидатам на пост Президента РФ. Порядок вступления в должность Президента РФ. Символы президентской власти. 7. Порядок избрания Президента РФ. Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ. Отставка Президента РФ. Правовые проблемы механизма отрешения Президента РФ от должности. 8. Акты Президента РФ. Место и роль указов Президента России в системе права, их юридическая сила. 9. Администрация Президента РФ. Конституционно-правовой статус, структура и полномочия. 10. Основные направления развития президентской власти в России. 11. Какие установлены гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи. 12. Сгруппируйте Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Какими полномочиями обладает Президент РФ в сфере законодательной и судебной власти. 13. Процедура отрешения Президента РФ от должности. Практические задания: Задача 1. После вступления в должность вновь избранного Президента РФ глава государства в соответствии со статьей 111 Конституции РФ предложил Государственной Думе дать согласие на назначение его на должность Председателя Правительства РФ. Дайте конституционно-правовую оценку ситуации. Может ли Президент РФ временно возложить исполнение обязанностей Председателя Правительства РФ на себя самого, например, в случае отставки Правительства РФ? Задача 2. Вновь избранный Президент РФ через четыре месяца после своего избрания подал в отставку по состоянию собственного здоровья. В соответствии с Конституцией РФ Совет Федерации назначил новые выборы. О своем желании участвовать в них заявил бывший глава государства, который не участвовал в последних выборах, так как пребывал на посту Президента РФ уже два срока подряд. Будет ли допущен бывший глава государства к новым выборам? Не будет ли считаться, что он баллотируется на третий срок полномочий? Задача 3. В период избирательной кампании по выборам Президента России было выдвинуто три кандидата. За несколько дней до выборов один из них скоропостижно скончался, а другой снял свою кандидатуру. Будут ли проводиться выборы Президента Российской Федерации в данном случае? Каковы должны быть действия Центральной избирательной комиссии? Задача 4. После проведения первого тура выборов Президента Российской Федерации ни один из кандидатов на набрал более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Перед повторным голосованием один из двух кандидатов, получивших наибольшее количество голосов избирателей, утратил гражданство РФ и уехал за границу. Будут ли продолжены в данном случае выборы? Кто будет выдвинут вторым кандидатом на повторное голосование? Задача 5. Первый Президент России избирался по. Конституции РСФСР 1978 года в 1991 году сроком на пять лет. В 1996 году он был переизбран уже по Конституции РФ 1993 года сроком на четыре года. Может ли данное лицо баллотироваться на пост Президента РФ в 2000 году? Задача 6. Президент Российской Федерации издал Указ от 9 декабря 1994 года "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта, в соответствии с которым Правительству надлежало в пределах своих конституционных полномочий устранить имевшие место в Чеченской Республике нарушения статьи 13 (часть 5) Конституции РФ, запрещающей деятельность общественных объединений, направленную на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности, а также создание вооруженных формирований. Указ не предоставлял Правительству каких-либо полномочий, не вытекающих из Конституции Российской Федерации. Докажите со ссылками на конкретные положения Конституции РФ, что данный Указ Президента принят в пределах его конституционных полномочий. Задача 7. Председатель Правительства Российской Федерации, временно замещающий Президента РФ, находящегося на лечении, назначил референдум о внесении в Конституцию поправки, которой вводился пост вице-президента. Конституционно ли в данном Случае решение Председателя Правительства? Задача 8. Государственная Дума выдвинула обвинение против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности в связи с развалом экономики и ухудшением жизни народа. В каком порядке и на каком основании может быть отрешен от должности Президент РФ? Тема 11. Федеральное Собрание — парламент РФ (4 часа) Цель занятия — изучение двухпалатного законодательного органа РФ, через который реализуются важнейшие права граждан, осуществляется законодательный процесс. 1. Понятие парламента и парламентаризма, его признаки и тенденции. 2. Двухпалатная структура Федерального собрания РФ. Порядок формирования Государственной Думы и Совета Федерации. Взаимоотношения между палатами. 3. Нормативная основа деятельности палат: Конституция РФ, регламенты палат и иные акты 4. Полномочия палат и формы работы палат Федерального собрания РФ. 5. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 6. Законодательный процесс и виды законов РФ. 7. Проблемы совершенствования организации и деятельности Федерального Собрания в РФ.
К данной теме см.: в библиографии: Нормативные акты: №№ 3, 9, 13, 17 – 20, 21, 27 -28, 33, 40 – 42, 44 – 45, 47, 50, 51, 61, 64 - 66; литературу: №№ 3, 21, 29, 40, 51, 52, 71, 81, 91, 93, 99
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Природа и место парламента в современных государствах. Парламентаризм: понятие и характерные черты. Система Советов народных депутатов и система парламентаризма. 2. Федеральное Собрание РФ в системе органов государственной власти. Характеристика Федерального Собрания как общенационального представительного органа: Обеспечение народного представительства в парламенте. Порядок избрания депутатов Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации. Полномочия Федерального Собрания как представительного органа. Объясните, почему Конституция РФ в отношении Совета Федерации говорит о «формировании», а не о «выборах», как в отношении Государственной Думы. 3. Федеральное Собрание РФ как законодательный орган. Принятие законов — приоритетная функция парламента. 4. Парламентский контроль и его основные формы: бюджетный контроль, запросы, вопросы, парламентские расследования, возбуждение вопроса о недоверии Правительству РФ и др. Конституционно-правовой статус Счетной палаты РФ. 5. Нормативная основа деятельности палат Федерального Собрания РФ. Конституционное регулирование. Регламенты палат и иные акты палат Федерального Собрания. Юридическая сила регламентов и других правовых актов палат Федерального Собрания. 6. Структура Федерального Собрания РФ. Компетенция Совета Федерации и основные направления его деятельности. Компетенция Государственной Думы и основные направления ее деятельности. Внутренняя организация палат. Статус председателя палаты. Состав и полномочия Совета Государственной Думы. Полномочия депутатских фракций, комитетов и комиссий в организации деятельности и осуществлении полномочий Государственной Думы РФ. Полномочия Совета палаты Совета Федерации. Комитеты и комиссии Совета Федерации. 7. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Природа депутатского мандата. «Свободный» мандат. «Императивный» мандат (наказы и отзыв депутата). Институт депутатской неприкосновенности (иммунитета) и его пределы. Депутатский индемнитет. Основные формы деятельности депутата. 8. Конституция РФ (статья 97) не запрещает депутатам Государственной Думы заниматься предпринимательской деятельностью (они не могут заниматься «другой оплачиваемой деятельностью»). Соответствует ли Конституции РФ запрет Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»? Правомерно ли предпринимательскую деятельность приравнивать к «оплачиваемой деятельности» в смысле статьи 97 Конституции? 9. Контрольные полномочия Совета Федерации. 10. Контрольные полномочия Государственной Думы. 11. Проблемы развития парламентаризма в России. Практические задания: Задача 1. На основе Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ответьте на следующие вопросы: Может ли парламентарий состоять в органах управления коммерческой организации? Вправе ли парламентарий иметь акции или доли в уставном капитале коммерческой организации и получать от них доходы? Допускает ли закон участие парламентария в рекламе товаров, работ, услуг? Вправе ли парламентарий быть певцом, телеведущим, журналистом, редактором газеты? Возможно ли совмещение депутатской деятельности с работой доцента, ректора, директора дома творчества? Задача 2. На основе Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Постановления Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996г. №5-П «По делу о проверке конституционности ряда положений названного Закона» ответьте на следующие вопросы: Можно ли наложить административный штраф на парламентария, совершившего обгон с нарушением правил дорожного движения на личной автомашине? Допустим ли арест, задержание, обыск парламентария на месте совершения преступления? Допустим ли допрос парламентария? В каких случаях парламентарий может быть подвергнут личному досмотру? В каком порядке парламентарий будет нести ответственность за хулиганские действия на заседании палаты, например за драку с другим парламентарием, оскорбление своих коллег, обливание их водой? Несет ли парламентарий ответственность за высказанные мнения и позиции в ходе работы палаты? Можно ли возбудить в связи с действиями парламентария, не связанными с осуществлением профессиональной деятельности, уголовное или административное дело, предусматривающее судебный порядок наложения ответственности, и проводить дознание или следственные мероприятия? Допускается ли в этом случае передача дела в суд? Вправе ли депутат отказаться от дачи свидетельских показаний? Если да, то при каких условиях? Задача 3. Проведите круглый стол на тему: Модель депутатского мандата (свободный, императивный или смешанный), на основе которой должны строиться отношения избирателей и депутатов в Российской Федерации. Проведите дискуссию с целью нахождения оптимальной модели депутатского мандата для современной России по вопросам: Какое сочетание форм взаимоотношений депутатов и избирателей является оптимальным для того, чтобы, с одной стороны, обеспечить надлежащую ответственность парламентария перед гражданами и, с другой стороны, не допустить чрезмерного давления избирателей на народных представителей? На каком уровне власти Российской Федерации возможен императивный депутатский мандат? Позволят ли эффективные меры внутрипарламентской ответственности «нерадивого» депутата сгладить негативные стороны свободного депутатского мандата, выражающиеся в возможной оторванности представителя от интересов избирателей? Какие основания отзыва выборного должностного лица избирателями допустимы в демократическом государстве, устанавливаются ли в законодательстве эффективные гарантии отзываемого депутата от необоснованного применения данной меры ответственности? Задача 4. Дайте конституционно-правовую оценку действующего порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Подготовьте правовое заключение, в котором рекомендуется ответить на следующие вопросы: Существует ли зависимость между социально-политическим назначением Совета Федерации и порядком формирования этой палаты российского парламента? Какие негативные стороны можно обнаружить в действующем порядке формирования Совета Федерации? Какие требования должны предъявляться к кандидатам на должности членов Совета Федерации, чтобы они были способны эффективно представлять интересы субъектов РФ и жителей, проживающих на соответствующих территориях? Какие пути модернизации порядка формирования Совета Федерации предлагаются в настоящее время? Как может повлиять изменение порядка формирования Совета Федерации на работу парламента, функционирующего по принципу «верхней» и «нижней» палаты?
Тема 12. Российская модель исполнительной власти (4 часа) Цель занятия – изучить конституционно – правовые основы деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти в субъектах. 1. Понятие исполнительной власти. Место исполнительной власти в системе разделения властей.Соотношение исполнительной власти с другими «ветвями» государственной власти. 2. Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти в РФ. Структура федеральных органовисполнительной власти. 3. Конституционные основы статуса Правительства РФ. Порядок формирования и отставки Правительства Российской Федерации. Основные сферы компетенции и деятельности Правительства РФ 4.Органы исполнительной власти в субъектах Федерации. Конституционные принципы взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти в субъектах Федерации. К данной теме см.: в библиографии: Нормативные акты: №№ 3, 9, 13, 31 – 33, 42, 50, 57 – 59, 61 – 63, 68 – 69, 73 - 74; литературу: №№ 1, 15, 41, 63, 64, 68, 90.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Правительство РФ в системе государственной власти России. Конституционно-правовые характеристики Правительства РФ: высший исполнительный орган государственной власти, коллегиальный орган, орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Основные принципы деятельности Правительства РФ. 2. Структура и состав, аппарат Правительства. Порядок работы Правительства. 3. Компетенция Правительства РФ. Общие полномочия Правительства и полномочия в отдельных сферах общественных отношений. Акты Правительства РФ. Юридическая сила правовых актов Правительства РФ. 4. Председатель Правительства РФ. Порядок его назначения и полномочия. 5. Взаимоотношения Правительства РФ и Президента России. Федеральные органы исполнительной власти, которыми руководит Президент РФ. 6. Взаимоотношения Правительства РФ и Федерального Собрания РФ. Основания и процедура выражения недоверия Правительству РФ. Объясните понятие «интерпелляция». Существует ли интерпелляция в практике российского парламента? Отставка Правительства РФ и федеральных министров. 7. Конституционно-правовые основы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Конституционные основы деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. 8. Конституционные основы и особенности взаимоотношений Правительства РФ с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 9. Институт ответственности Правительства РФ. Перечислите существующие формы конституционно-правовой ответственности Правительства РФ и ее членов. 10. По каждому из полномочий Президента РФ и Правительства РФ (статьи 83-89, 114 Конституции РФ) выпишите из Собрания законодательства РФ за 2005—2006 гг. правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, принимаемые ими в процессе реализации своих полномочий.
Практические задания: Задача 1. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О продовольственной безопасности». Закон был одобрен Советом Федерации и направлен Президенту РФ на подпись. Президент отклонил представленный Закон на том основании, что в систему федеральных органов исполнительной власти вводится не предусмотренный соответствующим Указом новый вид органа - государственная инспекция. Соответственно меняется и структура федеральных органов исполнительной власти, ранее утвержденная названным Указом, поскольку в отклоненном Федеральном законе предусматриваются создание Государственной хлебной инспекции России и выделение на ее функционирование необходимых средств федерального бюджета. Является ли обоснованным вето Президента РФ? Что следует понимать под категориями «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти? Каким правовым актом — законом или подзаконным актом, должны устанавливаться соответственно система и структура федеральных органов исполнительной власти? Какое содержательное значение Конституция РФ вкладывает в понятие «система федеральных органов власти»? Задача 2. Министр промышленности и энергетики России обратился к Президенту РФ с жалобой на решение Совета Безопасности России об освобождении его от занимаемой должности. Основанием для такого кадрового решения явилась авария в энергосистеме страны, повлекшая каскадное отключение в Москве и Московской области, угрожающая безопасности экономики государства, жизни и здоровья населения. В обоснование своей жалобы министр сослался на то, что Совет Безопасности не вправе освобождать от должности ни членов Правительства РФ, ни руководителей иных государственных органов и попросил отменить соответствующее решение. Удовлетворит ли Президент РФ жалобу министра? Задача 3. Президент РФ подписал указ об отставке Правительства РФ и временном возложении обязанностей Председателя Правительства РФ на руководителя Администрации Президента РФ. Через месяц; Президент РФ издал указ о возложении обязанностей Председателя Правительства РФ на себя, через три дня — указ о назначении исполняющего обязанности министра культуры России исполняющим обязанности Председателя Правительства РФ. Может ли Правительство РФ после отставки принимать решения в обычном порядке до формирования нового Правительства РФ? Вправе ли Президент РФ производить кадровые перестановки в Правительстве РФ, которое отправлено в отставку? Не умаляют ли самостоятельные кадровые решения Президента РФ в отношении Председателя отставленного Правительства РФ полномочие Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ? Задача 4. В Министерство экономического развития и торговли России обратилось акционерное общество с жалобой на решение Таможенной службы РФ, находящейся в ведении Министерства. Таможенная служба РФ применила санкции в отношении данной коммерческой организаций в связи с невыполнением последней обязательств импортера по ввозу товаров и соответственно уплате таможенных платежей. Акционерное общество обжаловало применение санкций в Таможенную службу РФ. Получив отказ, общество обратилось в вышестоящую инстанцию — Министерство. В ответе коммерческой организации за подписью заместителя министра экономического развития и торговли России пояснялось, что в соответствии с законодательством об обращениях министерства не являются вышестоящими инстанциями по жалобам на действия находящихся в их ведении служб и агентств. Поэтому жалоба акционерного общества направляется на повторное рассмотрение в Таможенную службу России. Как определяется в действующем законодательстве инстанционность внесудебного обжалования соответствующих действий (бездействия) и решений в системе федеральных органов исполнительной власти? Задача 5. Из высшего исполнительного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в Правительство РФ был направлен проект постановления о мерах по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей. В сопроводительном письме высшего исполнительного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа Правительству предлагалось урегулировать этот актуальный для ряда субъектов РФ вопрос, находящийся в совместном ведении, Постановлением Правительства РФ. По истечении трех месяцев ответа из Правительства не последовало. Высший исполнительный орган государственной власти названного субъекта РФ принял соответствующее постановлением применительно к проблемам своей территории. Через шесть месяцев после этого Правительство РФ приняло решение об отмене данного нормативного правового акта автономного округа как несоответствующее федеральному законодательству и нарушающее компетенцию Правительства РФ. Какие механизмы сотрудничества в правотворческом процессе в единой системе исполнительной власти в России предусматриваются законодательством? Вправе ли Правительство РФ отменять нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ? Тема 13. Судебная власть в Российской Федерации (4 часа) Цель занятия - рассмотрение конституционно-правовых основ формирования и деятельности органов судебной власти, статуса судей в РФ. 1. Судебная власть в системе разделения властей. 2. Конституционные принципы правосудия в РФ. 3. Суды общей юрисдикции: функции, роль, место в системе органов судебной власти. 4. Становление института суда присяжных. 5. Мировые судьи в РФ. 6. Арбитражные суды: конституционные основы деятельности. 7. Конституционные суды в системе правосудия РФ К данной теме см.: в библиографии: нормативно-правовые акты: 3 - 5 8 – 12, 22 – 23, 33, 40, 62 - 63; литература: 10, 17, 20, 48, 50, 52, 56, 58, 88, 95.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Природа и место судебной власти в системе государственной власти. Конституционные принципы и функции судебной власти. Виды судопроизводства, предусмотренные Конституцией РФ. 2. Судебная система России. Проблемы единства судебной системы в России. Обеспечение принципа самостоятельности и независимости судебной власти. Органы судейского сообщества. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. 3. Роль Конституционного Суда РФ в судебной системе и в обеспечении конституционной законности. 4. Система судов общей юрисдикции, порядок их формирования и деятельности. Мировые судьи. 5. Система арбитражных судов, порядок их формирования и деятельности. 6. Гарантии неприкосновенности судей. 7. Требования к претендентам на должность судей. Возможно ли досрочное прекращение полномочий судьи?
Практические задания: Задание 1. Используя положения Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ», Федерального конституционного закона «О военных судах РФ» и Федерального закона «О мировых судьях в РФ» составьте схему судебной системы России, отразив в ней звенья органов правосудия. Задача 2. Судья Кировского областного суда был задержан с поличным при получении взятки, причем оперативные работники при задержании не знали, кого именно они задерживают. В каком случае возможно задержание судьи? Какой орган должен давать на это согласие? Задание 3. Какой принцип правосудия, по вашему мнению, является основным и почему: а) независимость судей и подчинение их только закону; б) предоставление обвиняемому права на защиту; в) равные права обвинителя и защитника
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.24 (0.017 с.) |