Тема 3. Конституционное нормы и конституционно-правовые 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Конституционное нормы и конституционно-правовые



отношения (6 часов)

Цель занятия — рассмотрение специфики и развития конституционно-правовых отношений и норм конституционного права.

1. Понятие и структура норм конституционного права РФ.

2. Классификация конституционных норм РФ.

4. Содержание конституционного правоотношения (субъективные права и юридические обязанности в конституционном праве).

5. Виды конституционных правоотношений. Основания возникновения конституционных правоотношений.

6. Виды субъектов в конституционных отношениях в Российской Федерации

7. Конституционно-правовая ответственность в РФ

 

К данной теме см.: в библиографии: нормативные акты: №№ 1, 3, 6 - 9.

Основную литературу и доп. литературу: №№ 11, 13, 34, 46, 49, 50, 52, 54, 87.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Конституционно-правовые нормы: понятие, критерии классификации, особенности содержания и структуры.

2. Особенности реализаций конституционных норм. «Действие» и «реализация» Конституции РФ.

3. Прямое и опосредованное действие конституционных норм. Конкретизация конституционных норм в законодательстве как одна из форм их реализации.

4. Механизм реализации конституционных норм-принципов, норм-целей, норм-задач. В чем заключается нормативность таких конституционных положений?

5. Конституционно-правовые отношения: понятие и виды. Особенности субъектов и объектов конституционно-правовых отношений.

6. Государственная власть и права человека и гражданина как важнейшие объекты конституционно-правовых отношений.

7. Обеспечение реализации Конституции РФ.

8. Толкование Конституции РФ как особая форма реализации конституционных ценностей.

9. Конституционные коллизии и конфликты в процессе реализации, конституционных норм. Основные средства их преодоления.

10. Механизмы охраны и защиты Конституции РФ. Механизм прямого, непосредственного действия Конституции РФ.

11. Конституционно-правовая ответственность: особенности и порядок осуществления. Соотношение конституционно-правовой и политической ответственности.

12. Конституционно-правовые санкции; их виды.

13. Конституционные правонарушения.

14. Ответственность без вины в конституционном праве.

15. Влияние политики на развитие конституционно-правовых отношений.

16. Роль иммунитетов в конституционном праве.

 

Практические задания

Задание 1. В Конституции РФ найдите нормы, детально регулирующие конституционно-правовые отношения, а также нормы общего регулирования, которые затем получают свое развитие в правовых актах других отраслей права. Примером конституционной нормы, детально регулирующей общественные отношения, является часть 1 статьи 107 Конституции РФ: «Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ». Примером конституционной нормы общего регулирования является часть 1 статьи 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

В каких правовых актах других отраслей права конституционно-правовые нормы могли бы получить свою конкретизацию?

Задание 2. В Конституции РФ найдите конституционно-правовые отношения, которые в процессе развития испытывают влияние политического фактора. Такое влияние проявляется в том, что субъекты конкретных конституционно-правовых отношений, следуя правовой модели поведения, осуществляют полномочия, хотя и в рамках Конституции РФ, но с использованием дополнительных рычагов давления на своих контрагентов с целью получить преимущества в системе органов, занять доминирующее положение, завоевать власть. Примером конституционно-правового отношения, на развитие которого может оказывать влияние политический фактор, является механизм назначения Президентом РФ Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы (статья 111 Конституции РФ).

Как влияние политического фактора может отразиться на взаимоотношениях органов государственной власти?

Каким образом следовало бы сглаживать негативные последствия влияния политического фактора на некоторые конституционно-правовые отношения? Возможно ли полностью исключить такое влияние?

Задание 3. На основе Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», Постановления Конституционного Суда РФ «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126, 127 Конституции Российской Федерации, Постановления Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" ответьте на следующие вопросы:

Как должны поступать арбитражные суды и суды общей юрисдикции, если в ходе судебного разбирательства они придут к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, подлежащего применению в конкретном деле?

Могут ли суды признавать законы, которые, по их мнению, не соответствуют Конституции РФ, недействительными?

Задание 4. Конституционный Суд РФ в своем решении (Постановление от 11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации») указал, что поскольку Президент РФ в качестве главы государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, реализация которой возложена на Правительство, то этим обусловлена «конституционная ответственность Президента Российской Федерации за деятельность Правительства Российской Федерации» (пункт 3 мотивировочной части Постановления).

Каким образом следует понимать такую оценку конституционных положений?

Задание 5. В соответствии со статьей 117 Конституции РФ, а также статьей 35 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ.

Можно ли рассматривать это решение как применение мер конституционно-правовой ответственности? Во всех ли случаях?

Задача 6. Президент России в соответствии со статьей 115 Конституции РФ и статьей 33 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» отменил Постановление Правительства РФ «О мерах по борьбе с экстремизмом», поскольку, по мнению российского Президента, это Постановление противоречило федеральным законам.

Является ли такая отмена акта мерой ответственности? Если да, то какой ответственности?

Следует ли Президенту РФ допустить вину Правительства РФ в принятии такого акта?

Имеет ли конституционное значение, что причиной принятия Правительством РФ такого постановления послужило, как выяснилось, неопределенность норм федерального закона?

Задача 7. Федеральный министр Р. занимается предпринимательской деятельностью через своих доверенных лиц, в том числе участвуя в управлении ООО «Марафон».

Является ли подобная деятельность конституционным правонарушением? Если да, то какие меры конституционно-правовой ответственности возможны в отношении федерального министра Р.?

 

Тема 4. Источники конституционного права России как отрасли права (4 часа)

Цель занятия — изучение понятия и системы источников конституционного права, видов и особенностей источников конституционного права РФ, их взаимосвязи и взаимодополнении.

1. Понятие и система источников конституционного права РФ: общая характеристика.

2. Система (внутренняя структура) конституционного права РФ.

3. Международные договоры как источник конституционного права РФ.

4. Закон как форма конституционного права.

5. Подзаконные акты – формы конституционного права.

6. Иные формы конституционного права.

 

К данной теме см.: в библиографии: нормативные акты: №№ 1 - 3, 8, 9, 13, 21, 31, 42, 47, 50, 55, 61, 63, 64, 68, 70.

Основную литературу и доп. литературу: №№ 17, 20, 21, 24, 31, 34, 36, 44, 46, 50, 52, 54, 56, 64, 67, 99

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Понятие и виды источников отрасли конституционного права.

2. Конституция РФ — основной источник российского конституционного права.

3. Место и роль законов как источников конституционного права. Виды федеральных законов: конституционные, о поправках к Конституции РФ, обычные.

4. Указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ.

5. Конституции, уставы, законы, нормативно-правовые акты высших должностных лиц и высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

7. Значение и виды актов представительных (законодательных) органов.

8. Нормативно-правовая природа деклараций.

9. Конституционно-правовые договоры и соглашения, их место в системе источников конституционного права.

10. Решения судов (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ) и проблемы определения их в качестве источников конституционного права.

11. Международно-правовые нормы и международная судебная практика как источник российского конституционного права.

12. Иерархия источников конституционного права. Проблемы соотношения юридической силы различных источников в системе отрасли конституционного права. Соотношение федерального: закона и конституции, устава субъекта Российской Федерации.

13. Составьте таблицу, представляющую порядок опубликования и вступления в силу правовых актов федеральных органов государственной власти. В таблице должны быть отражены:

• срок официального опубликования со дня подписания;

• срок вступления в силу со дня первого официального опубликования;

• источники опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, постановлений палат Федерального Собрания, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных - правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Таблица должна быть составлена на основе статьи 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», Указа Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Тема 5. Основы конституционного строя РФ (6 часов)

Цель занятия: рассмотреть содержание институтов конституционного строя и основ конституционного строя.

1. Понятие и основные черты конституционного строя РФ.

2. Государственная власть в РФ. Формы проявления власти: непосредственная и представительная демократия.

А. Референдум;

Б. Выборы;

В. Всенародные обсуждения;

Г. Опросы населения;

Д. Публичные слушания;

Е. Иные формы

3. Конституционно-правовые основы политического плюрализма в РФ. Статус общественных объединений в РФ. Политические партии в РФ

4. Суверенитет, республиканская форма правления, светский характер государства РФ.

5. Экономические основы конституционного строя РФ.

6. Социальное и правовое государство РФ.

К данной теме см.: в библиографии: нормативные акты: №№ 1-8, 18-20, 24-27, 30-31, 34, 33, 42, 45-46, 52, 55, 57, 58, 62.

Основную литературу и доп. литературу: №№ 3, 12 - 14, 21, 28, 30, 43, 50, 60, 69, 70, 77, 82, 87, 95.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Роль Конституции России в обеспечении цивилизованного соотношения общественного и государственного строя. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя. Соотношение понятий «конституционный строй», «общественный строй»; «государственный строй». Качественные характеристики общественного и государственного строя как конституционного. Принципы конституционного строя: понятие, содержание и значение в процессе реализации конституционных положений. Суверенитет народа, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политический и идеологический плюрализм, разделение властей, республиканская форма правления.

2. Конституционные основы экономических и социальных отношений. Конституционные основы института собственности, равноправие форм собственности, свобода экономической деятельности, свобода конкуренции. Социальный характер государства и обеспечение социально-ориентированной рыночной экономики. Конституционные пределы вмешательства государства в экономику.

3. Конституционное регулирование политических отношений. Полновластие многонационального народа. Понятия «суверенитет народа», «суверенитет государства», «суверенитет нации» и их соотношение. Характерные черты полновластия народа. Народ — единственный источник власти в Российской Федерации. Принцип недопустимости захвата власти или присвоения властных полномочий;

Основные формы осуществления власти народом: непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государственная власть и местное самоуправление — виды публичной власти народа России.

Способы осуществления власти народом: непосредственная и представительная демократия. Ведущая роль непосредственных форм демократии. Конституционные виды непосредственной демократии и их характеристика.

Институт референдума. Понятие и виды. Требования к вопросам и порядку проведения. Правовая значимость результатов референдума. Особенности проведения референдума в субъектах Российской Федерации и на уровне местного самоуправления.

Политико-правовое значение и функции выборов как формы непосредственной демократии. Виды и общая характеристика иных видов непосредственной демократии: собрания, сходы, публичные слушания, правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление, опросы и др.

Принципы политического и идеологического плюрализма и их основные конституционные характеристики.

4. Конституционные характеристики российского государства. Понятие и признаки демократического государства. Россия как федеративное государство, основные принципы построения. Правовое государство, основные свойства. Республиканская форма правления, основные признаки. Социальное государство. Конституционное содержание и проблемы реализации. Россия — светское государство.

Суверенитет российского государства. Конституционные способы его обеспечения. Верховенство Конституции и федеральных законов. Целостность и неприкосновенность территории.

5. Конституционные основы организации государственной власти. Принцип разделения властей. Понятие, содержание и проблемы осуществления. Разделение властей по «горизонтали» и «вертикали». Конституционная самостоятельность государственной власти субъектов Российской Федерации. Разделение властей и единство системы государственной власти: соотношений понятий.

6. Государство, политическая система, гражданское общество: соотношение понятий. Институты гражданского общества в Российской Федерации. Конституционное обеспечение их функционирования. Основные модели взаимоотношений государства и гражданского общества. Пределы государственного вмешательства в сферу гражданского общества.

7. Законодательство об общественных объединениях. Конституционно-правовое регулирование взаимоотношений государства и общественных организаций. Принцип равной материальной и организационной государственной поддержки.

8. Конституционно-правовой статус политических партий. Политические партии — основной субъект политического процесса, проведения выборов. Понятия политической партии, партийной системы. Характеристика партийной системы в Российской Федеральное законодательство о политических партиях: общая характеристика. Основные требования к созданию политической партии Политическая партия и государство, основные вопросы взаимодействия. Источники финансирования. Институт ответственности. Порядок приостановления, прекращения и ликвидации партий.

9. Проблемы развития конституционного строя России.

 

Практические задания:

Задача 1. 21 октября 2005 г. в г. Шкуркино Московской области был проведен местный референдум по вопросу: Согласны ли вы со строительством в черте города нефтеперерабатывающего завода? В референдуме приняло участие 80% избирателей, из них 90% высказались против строительства. По жалобе вице-мэра И. А. Колобкова городской суд отменил решение, принятое на референдуме, как противоречащее федеральному законодательству. Группа жителей г. Шкуркино решила оспорить решение городского суда в вышестоящие инстанции. Проанализируйте Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ответьте на вопросы. Ответы на вопросы задания оформите в виде правового заключения. Дайте конституционно-правовую оценку ситуации.

Какова юридическая сила решения, принятого на референдуме?

Может ли суд отменить такое решение? По каким основаниям?

В какие вышестоящие инстанции могут обратиться жители г. Шкуркино, для защиты своих прав?

Задание 2. Подготовьте доклады, в которых проанализируйте формы непосредственной демократии, предусмотренные в законодательстве федерального, регионального и местного уровней власти. Возможные темы:

• институт референдума в России;

• институт всенародных обсуждений в России;

• институт народной (правотворческой) инициативы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

• институт отзыва выборных должностных лиц в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

• сходы, собрания, публичные слушания, конференции, опросы как формы непосредственной демократии на местном уровне в России.

При подготовке рекомендуется использовать литературу к докладам (см. список литературы к теме), а также самостоятельно выявленные публикации в периодических изданиях.

Задача 3. Глава г. Шкуркино Московской области ввел на территории данного муниципального образования чрезвычайное положение в связи с экологической катастрофой, произошедшей на нефтеперерабатывающем заводе.

Вправе ли глава муниципального образования вводить чрезвычайное положение в данном случае?

В каком порядке в России может вводиться чрезвычайное или военное положение и какие ограничения прав и свобод личности предусматриваются в связи с этим в федеральных конституционных законах?

Задача 4. Вправе ли органы государственной власти субъекта РФ установить в качестве государственного языка помимо русского язык титульной нации, коренного малочисленного народа, национального меньшинства, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации?

Вправе ли органы государственной власти Российской Федерации признать какой-либо из религиозных праздников государственным праздником или нерабочим (праздничным) днем?

Задача 5. На съезде политической партии «Идущие рядом» в повестке дня стоял вопрос о порядке расходования финансовых средств, полученных от издательской деятельности партии и в качестве пожертвований от религиозной организации «Путь прославления». Большинством голосов было принято решение распределить финансовые средства между членами партии, которые могут использовать деньги на агитационную деятельность.

Найдите в задаче нарушения положений Федеральных законов «О политических партиях» и «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Если по условиям задачи доходы распределяются на съезде общественного движения, допустимо ли это согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях»?

Задача 6. На основе федерального законодательства о государственной символике ответьте на следующие вопросы:

Допустимо ли сопровождать процедуру регистрации брака под музыку и слова государственного гимна?

Могут ли российские спортсмены использовать изображение государственных флага и герба на спортивной одежде?

Вправе ли граждане России украшать частные автомобили изображением государственных флага и герба или размещать государственный флаг на автомобиле в произвольной форме?

Допускается ли размещение государственных флага и герба в учебной аудитории, в кабинете врача, руководителя юридического департамента государственного органа или коммерческой организации?

Могут ли субъекты Российской Федерации устанавливать собственную государственную символику наряду с общефедеральной?

Задача 7. На заседании Совета Федерации один из его членов внес предложение об изменении ст. 12 Конституции РФ. Это предложение было принято на совместном заседании Совета Федерации и Государственной Думы простым большинством голосов депутатов Федерального Собрания. Были ли нарушены какие-либо статьи Конституции РФ в данном случае?

Задача 8. В Республике Башкортостан (а также еще в шести республиках и 10 областях РФ) граждане России на общероссийском референдуме проголосовали против принятия новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. По результатам всероссийского референдума за принятие Конституции РФ проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, причем всего на выборы пришло 54,8% избирателей.

Распространяется ли действие Конституции РФ на территорию Республики Башкортостан?

Задание 9. Для освоения содержания конституционно-правового статуса политических партий ответьте на предложенные вопросы, делая ссылки на положения Федерального закона «О политических партиях»:

· Какие требования предъявляются к политическим партиям при их создании?

· Должна ли политическая партия пройти регистрацию? В каком порядке и в каких органах она осуществляется?

· Какие ограничения устанавливаются Законом при создании политической партии? Какие категории лиц не могут быть членами политической партии?

· Обязана ли политическая партия иметь устав и программу? Охарактеризуйте данные документы.

· Допустимо ли создании в России политической партии с такими названиями, как «Партия предпринимателей», «Православная партия»? Если да, то какие цели должны быть указаны в уставе и программе этих партий?

· Вправе ли политическая партия заниматься предпринимательской деятельностью? Если да, то при каких условиях?

· Какие лица не вправе направлять пожертвования в адрес политической партии? Устанавливаются ли ограничения объема пожертвований?

· В каких случаях политическая партия может получить государственное финансирование?

· При каком условии политическая партия может участвовать в выборах?

· Почему политической партии необходимо быть признанной участвующей в выборах?

· Какие органы и в каких формах осуществляют контроль над деятельностью политических партий?

· По каким основаниям деятельность политической партии может быть приостановлена? Основания для ликвидации политической партии.

· В какие инстанции и в каком порядке политическая партия может обжаловать применение к ним мер ответственности со стороны контролирующих органов?

Задание 10. Со ссылками на конкретные статьи Конституции Российской Федерации охарактеризуйте ныне существующую в России форму правления и политический режим.

Задача 11. Прежним Уголовным кодексом Российской Федерации была предусмотрена более строгая уголовная ответственность за хищение государственной, чем за хищение, личной собственности.

Какой из основ конституционного строя России противоречил в данном случае Уголовный кодекс?

Задача 12. Конституционное Собрание большинством голосов от общего числа его членов приняло решение вынести на референдум РФ проект новой Конституции Российской Федерации.

В течение какого времени и какие федеральные органы государственной власти России должны назначить проведение референдума Российской Федерации?

Тема 6. Конституционно – правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации (4 часа)

Цель данного занятия рассмотреть конституционные правоотношения, складывающиеся в процессе реализации и защиты прав человека и гражданина.

1. Принципы, сущность и понятие прав человека и прав гражданина.

2. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ

3. Основания классификации и виды основных прав в РФ.

4. Конституционные обязанности граждан, их виды, содержание.

5. Гарантии конституционных прав и свобод человека.

6. Права национальных меньшинств в РФ.

7. Проблема обеспечения свободы личности, гарантий и защиты основных прав и свобод человека и гражданина в РФ.

К данной теме см. в библиографии: Нормативные акты: №№.1 - 9, 14, 24 - 27, 29 - 39, 52, 54 – 57, 65; литературу: №№ 2, 4, 18, 19, 23-27, 31-32, 35-36, 38, 47, 57 – 58, 61 - 62, 65 - 66, 72-76, 78, 83, 94, 95

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Составьте классификацию основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина со ссылками на положения Конституции РФ по следующим критериям:

· исторические этапы возникновения и закрепления прав, свобод и обязанностей;

· коллективные или индивидуальные формы реализации прав, свобод и обязанностей;

· сферы общественных отношений, в которых проявляется содержание прав, свобод и обязанностей;

· субъектный состав прав, свобод и обязанностей, соотносимых с категориями «гражданин» и «человек».

2. Проанализируйте одно из конституционных прав или свобод (на выбор), используя следующие критерии:

· возможности поведения субъекта, заключенные в содержании права (свободы);

· характеристика данного права (свободы) в советских либо зарубежных конституциях, а также в международно-право вых актах;

· место конституционного права (свободы) в системе основных прав и свобод человека и гражданина;

· субъекты права (свободы): определенный коллектив или отдельный индивид;

· формы реализации права (свободы): коллективная, индивидуальная или смешанная;

· механизм гарантий права (свободы);

· способы охраны и защиты права (свободы).

3. Что по вашему означает – «презумпция невиновности»:

а) человек невиновен, пока его не поймали на месте преступления;

б) человек невиновен, пока он не осужден судом;

в) человек невиновен, если он докажет свою невиновность;

г) человек невиновен, пока следствие не докажет его виновность.

4. Следует ли при классификации прав и свобод относить к соответствующей группе прав и свобод еще и обязанности или последние следует рассматривать отдельно от прав?

5. Конституционно-правовые и международно-правовые нормы о правах и свободах человека и гражданина: соотношение и взаимодействие.

6. Проблемы обеспечения основных прав и свобод личности в России.

7. Охрана и защита основных прав и свобод личности в России. Роль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в сфере защиты основных прав и свобод.

8. Правосудие как важнейшая правовая гарантия обеспечения и защиты конституционных прав и свобод. Роль судебной практики Европейского Суда по правам человека в защите конституционных прав и свобод российских граждан.

9. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Комиссия по правам человека при Президенте России. Соотношение компетенции этих органов.

10. Универсальная концепция прав человека как философско-правовая основа конституционного закрепления основ правового положения человека и гражданина в Российской Федерации. Международные стандарты в области прав и свобод личности.

11. Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Система конституционных прав и свобод человека и гражданина. Соотношение понятий «основные», «конституционные», «естественные» права и свободы человека и гражданина. Личные права и свободы. Политические права и свободы. Социальные и экономические права и свободы. Права и свободы в области образования и культуры.

12. Конституционные пределы осуществления и ограничение основных прав и свобод. Проблемы реализации конституционных прав и свобод в Российской Федерации.

13. Конституционные обязанности и их соотношение с конституционными правами и свободами.

14. Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Основные правовые формы, защиты прав и свобод человека и гражданина. Роль Президента РФ как гаранта основных прав и свобод человека и гражданина.

Практические задания:

Задача 1. Родственники тяжело больного пациента, находящегося в коме, обратились к главному врачу больницы с просьбой об эвтаназии. К заявлению прилагалось заключение консилиума ведущих специалистов медицины о безнадежном положении здоровья пациента. Главный врач в просьбе заявителей отказал.

Правомерен ли отказ?

Задача 2. Гражданин РФ Александров Б. В. обратился в Министерство экономического развития и торговли РФ с просьбой предоставить ему информацию о структуре Министерства и порядке рассмотрения обращений граждан в данном органе. Александрову предложили сообщить причину его просьбы. Гражданин отказался обосновать необходимость получения запрашиваемых сведений и в связи с этим получил отказ в предоставлении информации.

Правомерно ли данное решение Министерства об отказе в предоставлении информации?

Задача 3. Гражданин РФ Стародубцев Н. М. обратился в Министерство обороны РФ с просьбой предоставить ему информацию о чрезвычайном происшествии на космодроме «Плесецк», в результате которого произошла утечка радиоактивных материалов. Окружающей природной среде был нанесен ущерб. В обосновании своей просьбы гражданин пояснил, что проживает на расстоянии 30 км от космодрома и беспокоится за состояние здоровья своей семьи. Министерство обороны РФ отказало в просьбе Стародубцева со ссылкой на то, что данная информация является государственной тайной".

Правомерен ли отказ гражданину?

Задача 4. Гражданин РФ Потапов О. В., не имеющий регистрации ни по месту пребывания, ни по месту жительства и утративший российский паспорт, обратился в одно из структурных подразделении органов внутренних дел г. Москвы с просьбой выдать ему заграничный паспорт для поездки в Болгарию. Ему отказали в связи с тем, что гражданин РФ вправе обратиться за выдачей заграничного паспорта только по месту регистрации и только при наличии российского паспорта, а Потапов не имеет ни того ни другого.

Правомерен ли отказ?

Задача 5. Гражданин РФ Горелов В. О. был осужден и приговорен к 10 годам лишения свободы. Он проживал один в Москве в квартире, находящейся в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления вселили в освобожденную Гореловым квартиру семью очередников и аннулировали его регистрацию по месту жительства.

Правомерны ли действия органов местного самоуправления?

Задача 6. Гражданину РФ Титову И. О., которому было предъявлено обвинении в совершении шпионажа (статья 275 Уголовного кодекса РФ), следователем было отказано в допуске адвокату Маханову А.С. в качестве защитника Титова. Следователь мотивировал свое решение отсутствием у последнего специального допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Правомерен ли отказ следователя?

Задача 7. Редакция еженедельника "Собеседник" опубликовала ряд статей, в которых утверждалось, что депутатская фракция Государственной Думы "Женщины России" никому не известна и ее деятельность непродуктивна в силу особенности ее состава. Члены фракции сочли, что этими публикациями нарушаются конституционные нормы.

Какие? Найдите их в Конституции.

Задача 8. В одной из газет было опубликовано заявление гражданина Петрова о незаконной установке телефона у служащего мэрии Селезнева и получении им нескольких квартир. Гражданин Селезнев обратился с иском в суд о защите своей чести и достоинства.

На какие статьи Конституции РФ сослался суд в решении об удовлетворении иска и возмещении материального ущерба гражданину Селезневу со стороны газеты — 2 тыс. рублей, а со стороны гражданина Петрова — 500 рублей?

Задача 9. Деятельность религиозной секты "Белое братство" была направлена на изоляцию молодых людей, в том числе и несовершеннолетних, от родных, близких, отказ от мирской жизни. Члены секты должны были беспрекословно подчиняться ее руководителям, отдавать все свое имущество новоявленным гуру. Планировалась акция массового самосожжения.

Какой из органов государственной власти по ходатайствам родителей членов данного религиозного объединения может отменить регистрацию "Белого братства"?

Задача 10. Московская мэрия приняла решение "О порядке регистрации граждан Российской Федерации, прибывших в г. Москву, которым, в частности, запрещалось принимать на работу таких граждан, предоставлять им торговые места на рынке, принимать на учебу в высшие учебные заведения, если они своевременно не зарегистрировались в соответствующих органах г. Москвы.

Соответствует ли данное решение мэрии конституционному законодательству?

Задача 11. Директор департамента загс мэрии Санкт-Петербурга запретил производить видеосъемку в торжественных залах дворцов бракосочетаний всем, кроме работников предприятий, принадлежащих этому департаменту. Прокуратура Санкт-Петербурга опротестовала данный запрет, ссылаясь на Конституцию Российской Федерации.

Какая статья Конституции РФ здесь нарушена?

Тема 7. Гражданство в Российской Федерации (4 часа)

Цель занятия — усвоение понятий и принципов, определяющих правовую связь между государством и гражданами.

1. Конституционно-правовая природа гражданства.

2. Понятие, общая характеристика и принципы гражданства.

3. Конституция РФ и Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации»: развитие положений о правовом статусе гражданина РФ.

4. Основания и порядок приобретения гражданства в РФ.

5. Прекращение гражданства в РФ.

6. Гражданство детей при изменении гражданства родителей

7. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации. Производство по делам о гражданстве.

8. Конституционный статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев. Право убежища в РФ

К данной теме см. в библиографии: Нормативные акты: №№.1 - 9, 29 - 31, 34-39, 52, 54, 65; литературу: №№ 2, 18, 19, 26, 57 – 58, 61, 83, 94, 95

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Понятие единого гражданства Российской Федерации. Двойное гражданство и два гражданства — это тождественные понятия?

2. Права и обязанности иностранцев и лиц без гражданства. Право убежища в Российской Федерации.

3. Конституционно-правовой статус беженцев, вынужденных переселенцев, коренных малочисленных народов.

 

Практические задания:

Задача 1. Петров В. родился в августе 2002 г. на территории Польши. Его мать — гражданка РФ, отец — лицо без гражданства.

Какое гражданство приобретет В. Петров и по какому основанию?

Задача 2. В августе 2002 г. в уполномоченные государственные органы РФ обратился Жюль Ф., гражданин Франции. Он родился в 1964 г., ранее не состоял в гражданстве РФ, получил вид на жительство в мае 1997г. и непрерывно проживал с этого времени в России.

По какому основанию Жюль Ф. может приобрести гражданство РФ?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.31.148 (0.162 с.)