Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы конституционного права Китайской Народной Республики↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При ответе на первый вопрос следует помнить, что Конституция КНР 1982 г. явилась итогом существенных реформ конца 70х – начала 80х годов. Следует обратить внимание на то, что Конституция закрепила многоукладность экономики, легализовала деятельность частных иностранных компаний, расширила круг прав и свобод человека и гражданина, учредила институт Председателя КНР и Центральный военный совет, предусмотрела ограничение сроков полномочий ряда должностных лиц и пр. Для более полной характеристики действующей Конституции, студентам следует прокомментировать принятие конституционных поправок 1988 – 2004 гг., порядок внесения изменений в основной закон и особенности его действия на территории особых административных районов. Особенностью конституционно-правового статуса граждан КНР является, прежде всего, отрицание концепции естественных прав. При этом Конституция в традиционном для социализма духе, довольно подробно регулирует обязанности граждан. Студентам необходимо помнить, что на жителей особых административных районов положения Конституции действуют с изъятиями и их конституционно-правовой статус регулируется, прежде всего, Основными законами соответствующих ОАР. В целом Конституция закрепляет основные элементы конституционно-правового статуса граждан (права и свободы, обязанности, гарантии, гражданство и др.). При обсуждении третьего вопроса, можно отметить, что Конституция детально регулирует основы экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Студенты должны уделить особое внимание положениям Конституции, закрепляющих основы экономической системы государства (социалистическая общественная собственность, частные хозяйства), расширение прав предприятий, основы компетенции государственных органов в экономической сфере и т.д. В социальной сфере государство берет на себя создание условий для трудоустройства, улучшение условий отдыха, установление порядка выхода на пенсию, медицинское обслуживание, охрану брака, семьи, материнства и детства. Духовной сферы Конституция касается, закрепляя обязанности государства поднимать научно-культурный уровень народа, развивать естественные и общественные науки, поощрять и поддерживать творческую работу граждан и т.д. В формулировании основ политической системы, Конституция исходит из закрепления руководящей роли Коммунистической партии Китая, которую ряд исследователей характеризуют как организованную политическую силу, объединяющую различные слои китайского общества. Студентам рекомендуется, исходя из положений Конституции, дать собственную оценку правового статуса КПК и обозначить ее взаимодействие с иными политическими партиями и общественными объединениями. Подготовка к четвертому вопросу указанной темы должна опираться, прежде всего, на статью 59 Конституции, закрепляющую, что верховная власть в стране осуществляется высшим представительным органом – Всекитайским собранием народных представителей, формируемым на пять лет из представителей, избранных от провинций, автономных областей (районов), городов центрального подчинения, особых административных районов и вооруженных сил. Студенты должны дать общую характеристику структуры (президиум, делегации от избирательных единиц, комиссии и секретариат) и компетенции ВСНП; определить природу, структуру и компетенцию Постоянного комитета ВСНП. По следующему вопросу необходимо отметить, что институт Председателя КНР неновый для страны, поскольку предусматривался Конституцией 1954 г. С привлечением дополнительной литературы, студенты могли бы сравнить правовой статус Председателя КНР по Конституции 1954 г. и Конституции 1982 г. По действующей Конституции Председатель избирается на срок, соответствующий сроку полномочий ВСНП, с возможностью однократного переизбрания; участвует в назначении ряда высших должностных лиц; публикует законы; осуществляет представительские и иные функции. Исполнительным органом государственной власти и высшим государственным административным органом является Государственный совет, формируемый ВСНП и соответственно перед последним ответственный. Возглавляет Государственный совет Премьер, кандидатуру которого на утверждение ВСНП представляет Председатель КНР. Студенты должны определить компетенцию Госсовета и меры конституционной ответственности его членов. Вооруженными же силами Китая руководит Центральный военный совет, формируемый ВСНП на срок, соответствующий сроку полномочий ВСНП. Обращаясь к шестому вопросу, уточним, что судебную систему КНР составляют Верховный народный суд, местные народные суды (низовые – в уездах, средние – в автономных округах и высшие – провинциях, городах центрального подчинения), военные суды. Конституция и законы страны предусматривают возможность учреждения специальных судов (военных, морских и пр.). Изложение материала студентами должно осуществляться с учетом концепции судебной реформы, обсуждаемой ныне в Китае. При подготовке на седьмой вопрос студенты должны исходить из того, что КНР – это унитарное государство, в котором национальный вопрос решается через учреждение национальной автономии (автономные области, автономные округа, автономные уезды). Кроме того, территория Китая включает особые административные районы и специальные экономические зоны (особые экономические районы). Студенты должны сформулировать свою позицию относительно целей учреждения указанных территориальных единиц, особенностей их правового статуса и нормативной базы, регулирующей последний. Темы курсовых работ 1. «Вестминстерская модель» разделения властей. 2. Взаимоотношения центра и регионов в Китае. 3. Германский «кооперативный» федерализм. 4. Государство и церковь в зарубежных странах: конституционное регулирование 5. Император, Парламент и Кабинет министров в Японии (система взаимоотношений). 6. Импичмент главы государства в зарубежных странах: история и современность. 7. Исламские монархии в современном мире. 8. Испанская модель регулирования отношений между государством, национальными меньшинствами и регионами. 9. Конституционное развитие Бразилии 10. Конституционно-правовое регулирование статуса политических партий в зарубежных странах. 11. Конституционный контроль в зарубежных странах (основные модели и их особенности). 12. Лоббизм в зарубежных странах. 13. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы в зарубежных странах (сравнительный анализ достоинств и недостатков). 14. Механизм государственной власти в странах Скандинавии. 15. Основные тенденции развития современного конституционного права. 16. Особенности бразильского федерализма. 17. Особенности британской монархии. 18. Особенности конституционно-правового статуса человека и гражданина в США. 19. Особенности местного управления и самоуправления в Польше. 20. Особенности организации и деятельности Конституционного Совета во Франции 21. Парламент и Правительство в ФРГ: организация, сотрудничество, контроль. 22. Партийная система США. 23. Права человека и гражданина в новой Конституции Швейцарии. 24. Принцип разделения властей и проблемы его реализации (на примере отдельных парламентарной, президентской, смешанной форм правления). 25. Проблемы современного федерализма в зарубежных странах. 26. Региональные реформы в Европе (Франция, Италия). 27. Региональные реформы в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. 28. Реформы избирательной системы в Италии. 29. Система законодательной власти в зарубежных странах. 30. Система правления в Израиле. 31. Система судебной власти в США. 32. Современное развитие гарантий конституционных прав и свобод в зарубежных странах. 33. Современные тенденции конституционного регулирования основ общественного строя. 34. Современные тенденции развития институтов непосредственной демократии в зарубежных странах. 35. Содружество наций: политико-правовой статус. 36. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. 37. Тенденции регионализма в зарубежных странах. 38. Шведская система правления. 39. Эволюция британского парламентаризма. 40. Эволюция государственного устройства Бельгии. Темы дипломных работ [3] Система источников конституционного права в зарубежных странах: основные особенности. Конституция как основной закон государства: вопросы теории и практики. Основные тенденции развития современных конституций. Современное развитие судебных гарантий конституционных прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина в современном мире: вопросы теории и практики. Конституционное регулирование референдума в зарубежных странах Институт монархии в современном мире. Современные тенденции развития зарубежных федераций. Конституционно-правовой статус национальных меньшинств в зарубежных странах. Современные тенденции конституционного регулирования экономических отношений в зарубежных странах. Система законодательной власти в зарубежных странах: современные проблемы ее компетенции, организации и процедуры. Конституционный контроль в зарубежных странах (основные модели и их особенности). Особенности судебного конституционного контроля в зарубежных странах. Принцип разделения властей и проблемы его реализации. (на примере отдельных парламентарной, президентской, смешанной форм правления). Проблемы современного федерализма в зарубежных странах Особенности развития регионализма в зарубежных странах. Институт выборов в современном мире. Конституционные основы судебной власти в зарубежных государствах Европы. Государство и церковь в зарубежных странах: конституционное регулирование Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы в зарубежных странах (сравнительный анализ достоинств и недостатков). Конституционно-правовое регулирование статуса политических партий в зарубежных странах. Конституционно-правовой статус автономий в современном мире. Региональные реформы в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Британская модель разделения властей. Парламент и Правительство в ФРГ: организация, сотрудничество, контроль Особенности организации и деятельности Конституционного Совета во Франции. Институт президентства: особенности конституционного регулирования в зарубежных странах. Институт гражданства в современном мире. Конституционно-правовой статус автономий в Дании. Права человека и гражданина в Европейском Союзе. Организация местного самоуправления в зарубежных странах. Двухпалатная структура парламента: конституционная регламентация в зарубежных странах. Институт чрезвычайного положения в зарубежных странах. Парламентский контроль в зарубежных странах. Система судебной власти в США. Особенности канадского федерализма. Региональные реформы в Европе (Франция, Италия). Судебная власть в Канаде. Современные конституционные реформы в Украине. Особенности конституционного развития государств Восточной Европы. «Вестминстерская модель» разделения властей. Верховный суд США и создание конституционного права. Государственное устройство Венгрии. Демократия в Японии. Импичмент главы государства в зарубежных странах: история и современность. Институт президентства в Центральной и Восточной Европе. Конституционно-правовое регулирование статуса политических партий в зарубежных странах. Конституционно-правовой статус личности во Франции и КНР. Конституционные преобразования в бывшей Чехословакии. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы в зарубежных странах (сравнительный анализ достоинств и недостатков). Основные права и свободы граждан в конституциях стран Ближнего Востока. Особенности бразильского федерализма. Партийная система Федеративной республики Германии. Политические институты Индонезии. Политические институты стран Скандинавии и Финляндии. Правовое положение и деятельность средств массовой информации в современных демократиях. Принцип разделения властей и проблемы его реализации. (на примере отдельных парламентарной, президентской, смешанной форм правления). Проблемы современного федерализма в зарубежных странах. Профессия министра в Западной Европе. Региональные реформы в Европе (Франция, Италия). Региональные реформы в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Система законодательной власти в зарубежных странах: современные проблемы ее компетенции, организации и процедуры. Система сдержек и противовесов - необходимое условие функционирования государственной власти в зарубежных странах. Современное развитие гарантий конституционных прав и свобод. Современные тенденции развития институтов непосредственной демократии в зарубежных странах. Судебный прецедент как источник конституционного права Тенденции регионализма в зарубежных странах. Федерация как государственно-правовая форма решения национального вопроса. Тестовые задания (примеры) Общая часть 1. Предмет конституционного права в зарубежных странах составляют общественные отношения: А) между гражданами и юридическими лицами, Б) в сфере организации и функционирования основных органов государства, В) в сфере взаимодействия главы государства, парламента, правительства, Г) в сфере устройства государства, Д) в сфере установления основ экономической, социальной, политической системы, духовной жизни общества и правового положения личности. 2. Конституция Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: А) кодифицированная, Б) некодифицированная, В) неписаная, Г) народная, Д) материальная, Е) формальная. 3. Система отрасли конституционного права включает: А) принципы, Б) основные органы государства и отношения главы государства, парламента, правительства, В) конституционно-правовые нормы, Г) устройство государства, Д) конституционно-правовые институты. Особенная часть 1. Конституционный контроль в отношении актов Парламента Франции осуществляет: А) Государственный Совет Б) Конституционный Совет В) Высокая палата правосудия 2. Поправки к Конституции США вступают в силу, если: А) они ратифицированы либо легислатурами, либо конвентами ¾ штатов Б) они ратифицированы на референдуме населением ¾ штатов В) они ратифицированы губернаторами ¾ штатов 3. Парламент Великобритании включает в себя: А) Монарха, Палату Лордов, Палату Общин Б) Монарха, Тайный Совет и Палату Общин В) Палату Лордов и Палату Общин
Темы контрольных работ [4] Тема № 1 ИНСТИТУТ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ВО ФРАНЦИИ И ПОЛЬШЕ План: 1. Конституционный контроль: понятие, виды, основные модели. 2. Состав, порядок формирования и структура органов конституционного контроля. 3. Полномочия Конституционного Совета и Государственного Совета и Конституционного Трибунала 4. Основные принципы и стадии конституционного судопроизводства.
Литература: 1. Конституции зарубежных государств. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005. 2. Конституции государств Европы в трех томах. Т. 2, 3. М., 2001. 3. Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997. 4. Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 1994. 5. Гарлицкий Л. Реформа конституционного судопроизводства в Польше // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. № 3 (28). 6. Гена И. Конституционное правосудие во Франции: итоги и перспективы // Конституционное правосудие на рубеже веков: Материалы международной конференции, посвященной 10-летию Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2002. 7. Жаке Ж. – Ж. Конституционное право и политические институты. Пер. с фр. М., 2002. 8. Крутоголов М.А. Конституционный Совет Франции (организационные и правовые аспекты деятельности). М., 1993. 9. Маклаков В.В. Конституционный контроль в странах – членах Европейского Союза. М., 1995. 10. Сафонов В.Е. Зарубежные системы конституционного контроля: проблемы теории и практики // Российский судья. М., 2002. № 4. Сафонов В.Е. Институт судебного конституционного контроля в зарубежных странах: история, теория, практика. М., 2003. 11. Судебные система европейских стран. Справочник. М., 2002.
Методические указания При ответе на первый пункт плана необходимо раскрыть понятие конституционного контроля, определить основные модели осуществления конституционного контроля в зарубежных странах. Более подробно следует остановиться на европейской модели и выделить в ее рамках две разновидности. При этом следует показать основные отличия между ними. Основная часть работы должна состоять из сравнения соответствующих конституционных норм, относящихся к институту конституционного контроля в названных странах. При этом студент не должен последовательно описывать порядок формирования, структуру, полномочия и основные стадии конституционного контроля в одной, а затем в другой стране, но показать умение сравнивать и делать выводы из сравнения. В заключительной части уместно сделать собственные выводы о достоинствах и недостатках изученных систем, отметить государства, заимствовавшие французский опыт. Тема № 2 ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА В США И ФРГ.
План: 1. Государственно-территориальное устройство: понятие и основные формы. 2. Конституционно-правовой статус федерации в США и ФРГ. 3. Конституционно-правовой статус субъектов в США и ФРГ.
Литература: 1. Конституции зарубежных государств. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005. 2. Конституции государств Европы в трех томах. Т. 2, 3. М., 2001. 3. Васильев В.И. Германский федерализм: проблемы развития. М., 2000 4. Ганликс А.Б. Многообразие форм федерализма в США // Государство и право. М. 1993. № 6. 5. Енгибарян В.Р. Понятие федерализма и проблемы его моделей // Московский журнал международного права. 1999. № 3 (35). 6. Зарубежный федерализм: организация государственной власти в субъектах федерации. М., 1996 7. Лафитский В.И. США: Конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма. М., 1993. 8. Федерация в зарубежных странах. М., 1993. 9. Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995.
Методические указания При рассмотрении первого пункта плана следует раскрыть понятие государственно-территориального устройства. Следует кратко рассмотреть его основные формы, выяснить понятие и специфические признаки федеративного и унитарного государств, отметить отличие федерации от унитарного устройства и конфедерации Далее следует подробно рассмотреть американскую и германскую модели федерализма. Необходимо кратко охарактеризовать развитие федерализма в исследуемых странах. Далее на основе анализа соответствующих норм конституций следует охарактеризовать статус федерации, выявить особенности разграничения компетенции в названных странах. В третьем пункте должен быть приведен анализ и сравнение государственного характера территориальных единиц, составляющих федеративное государство на основе текстов конституций. Студент должен отметить гарантии целостности федерации, гарантии статуса ее субъектов и способы разрешения конфликтов. Необходимо также разобраться в организации государственной власти субъектов федерации, уяснить статус и взаимоотношения законодательных, исполнительных и судебных органов субъектов федерации. Свои размышления и выводы студент должен строить на основе текстов соответствующих конституций. Выбрав нормы, относящие к теме работы, необходимо их сопоставить, указав сходное и различное в названных государствах, сделать собственные выводы. В заключительной части наряду с общими выводами можно отметить слабые и сильные стороны изученных моделей федераций и сравнить их с отечественным опытом. Тема № 3 ИНСТИТУТ ВЫБОРОВ В КИТАЕ И ФРАНЦИИ План: 1. Понятие выборов, их политический смысл. Виды, функции выборов. 2. Основные принципы избирательного права во Франции и КНР. 3. Избирательные права граждан в Китае и Франции. 4. Основные стадии избирательного процесса во Франции и КНР
Литература: 1. Конституции зарубежных государств. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005. 2. Конституции государств Европы в трех томах. Т. 2, 3. М., 2001. 3. Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1984. 4. Современное законодательство Китайской Народной Республики. Сборник нормативных актов / Сост., ред. и автор предисловия Л.М. Гудошников. М., 2004. 5. Французская Республика: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.В. Маклаков, В.Л. Энтин; под ред. и со вступ. ст. В.А. Туманова. М., 1989. 6. Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 1994. 7. Егоров К.А. Представительная система Китая: история и современность. М., 1998. 8. Жаке Ж. – Ж. Конституционное право и политические институты. Пер. с фр. М., 2002. 9. Зарубежное избирательное право: Учебное пособие. М., 2003. 10. Керимов А.Д. Парламентское право Франции. М., 1998. 11. Крутоголов М.А. Парламент Франции: организация и правовые аспекты деятельности. М., 1988. 12. Маклаков В.В. Избирательное право стран – членов Европейских Сообществ. М., 1992. 13. Сравнительное избирательное право: Учебное пособие. М., 2003.
Методические указания При рассмотрении первого пункта плана следует раскрыть понятие выборов, выделить их сущностные черты, отличающие выборы от других процедур формирования государственных органов и наделения полномочиями должностных лиц. Необходимо определить социальное назначение выборов. Далее определите основные виды выборов. При этом следует остановиться на периодичности выборов. Кратко охарактеризовать институт отзыва как противоположный выборам, и определить понятия императивного и свободного мандатов. Во втором пункте плана следует переходить к детальному сравнению избирательного права и процесса в КНР и Франции. Следует использовать тексты конституции и законодательные акты исследуемых стран. Важно определить основные принципы избирательного права в этих странах. Показать их отличительные черты. Далее следует охарактеризовать избирательные права граждан, рассмотреть основные избирательные цензы. Важное место в изучении этого вопроса занимает проблема гарантий избирательных прав. Необходимо выявить основные нарушения избирательных прав в изучаемых странах. При рассмотрении основных стадий избирательного процесса студент должен остановиться на их особенностях в названных странах, найти сходства и различия. Анализ материала, сравнение и основные выводы студент должен строить на основе изучения нормативных актов и, главным образом, конституций. В работе следует обратить особое внимание на различия выборов во Франции и КНР и выявить причины существующих различий. Тема № 4 ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА ВО ФРАНЦИИ И США План: Природа института Президента. Его роль в системе государственных органов. Условия избрания, порядок вступления в должность. Полномочия Президента во Франции и США. Акты, их значение и юридическая сила. Организация деятельности Президентов Франции и США. Прекращение полномочий Президента во Франции и США. Литература: Конституции зарубежных государств. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005. Конституции государств Европы в трех томах. Т. 2, 3. М., 2001. Абрамов Ю.К. Американская партийная модель // США: экономика, политика, идеология. 1992. № 5. Алебастрова И.А. Основы американского конституционализма. М., 2001. Американские президенты. 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона. Ростов-на-Дону, 1997. Американское правительство: единство в многообразии / Под ред. М. Эслера, Б. Брайна, Т. Макафи, В. Федотовой. М., 1997. Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 1994. Бернам У. Правовая система Соединенных Штатов Америки. Пер с англ. М., 2006. Боботов С.В. Правосудие во Франции. М., 1994. Дегтев Г.В. Конституционно-правовой статус президентов РФ и США. М., 2003. Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие. / Пер. с франц. М., 2002. Крутоголов М.А. Президент Французской Республики: правовое положение. М., 1980. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США.М., 1998. Лузин В.В. Президентская модель разделения властей (на примере США) // Государство и право. 1999. № 3. Мишин А.А. Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. М., 1985. Мишин А.А. Государственное право США. М., 1976. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1984. Нойштадт Р. Президентская власть и нынешние президенты. М., 1997. Политические институты США. М., 1988. Полунин Б.Л. Вице-президент США (конституционный и фактический статус). М., 1988. Разделенная демократия. М., 1994. Разделенная демократия. Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом // Пер. с англ. под общ. ред. Дж. Тарбера. М., 1994. Скидмор И.Дж., Трип М.К. Американская система государственного управления: Ввод. курс / пер. с англ. М., 1993. Согрин В.С. Президенты и демократия (американский опыт). М., 1998. США. Конституция и законодательные акты. М., 1993. Уилсон Дж. Американское правительство. М., 1990. Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1993. Чудаков М.Ф. Конституционное право США. Основные институты. Пособие для студентов. Минск, 1999. Методические указания При рассмотрении первого вопроса необходимо раскрыть смысл президентства, историю его введения. Необходимо рассмотреть место президента в конституционно-правовом механизме США и Франции. Обратите внимание на сходства и различия в правовом статусе этих должностных ли. Далее рассмотрите порядок выборов президентов во Франции и США. Система выборов президента США имеет свои особенности, попробуйте определить их и дать собственную оценку, сравните институт выборов президентов Франции и США и сделайте собственные выводы. Во втором пункте плана следует раскрыть полномочия президентов США и Франции, сравнить объем полномочий этих лиц и сделать соответствующие выводы. В третьем пункте плана студентам следует охарактеризовать организацию деятельности высших должностных лиц в США и Франции, определить их взаимоотношения с правительством. Важно также сравнить эти аспекты статуса президентов и сделать собственные выводы. В четвертом пункте следует раскрыть механизм ответственности президентов во Франции и США. В заключении необходимо охарактеризовать те общие и отличительные черты в конституционно-правовом статусе президентов США и Франции, которые были сделаны студентом в процессе работы, а также сделать выводы из этого сравнения. Полезно также сравнить статус исследуемых лиц со статусом Президента РФ.
Деловые игры Деловые игры на семинарах по конституционному праву зарубежных стран преследуют несколько целей: - обсуждение и более глубокое усвоение студентами вопросов теории конституционного права зарубежных стран; - широкое и максимально детальное изучение конституций зарубежных, а также иных нормативно-правовых актов доступных для исследования; - анализ специфики конституционно-правового регулирования в различных государствах; - анализ институтов конституционного права зарубежных стран, их механизмов (выявление общих и особенных черт). При подготовке к игре, а также при ее воплощении студентов необходимо ориентировать на аналитический подход: подумать над тем, что обусловило конституционно-правовое регулирование конституционно-правового регулирования тех или иных отношений. Выбирая тему игры, преподаватель может исходить из принадлежности тех или иных стран конкретным правовым системам современности (например, сравнительное изучение основ конституционного строя Великобритании и США или Великобритании и Канады и т.д.). Студентам необходимо иметь тексты конституций, а также иные доступные нормативные акты зарубежных государств и приносить их на каждое занятие. Воплощая игру, участники не должны нарушать границ приличия и дисциплины, но в их рамках обязаны проявить полную творческую свободу, изобретательность и оригинальность в выражении собственной позиции. Преподаватель же должен помнить, о том, что игра не способ сглаживания конфликта, а способ его выявления (т.е. игра = конфликт). Разыгрывая тот или иной сценарий, необходимо исходить из основных категорий игры: название, тезис, цель, роли, ходы, вывод. Целесообразным для воплощения представляются две основные формы[5] деловой игры: формирование двух команд из студентов академической группы моделирование конкретной ситуации В рамках первой формы можно реализовать два сценария: а) когда работа обеих команд концентрируется на отдельном институте конституционного права двух и более государств б) когда каждая из команд представляет конкретные государства, изучение основ конституционного строя которых, входит в программу курса Рассмотрим пример а) с учетом основных категорий игры. Названием: институт президента Тезис: президент в системе органов государственной власти Цель: выявление условий, обусловивших возникновение этого института в различных государствах; анализ общих и особенных черт; закрепление теоретического и практического материала Роли: одна команда представляет институт президента во Франции, другая – институт президента в США Ходы: представитель первой команды выступает с сообщением по какому-либо аспекту заданной темы (например, президент в законотворческом процессе) и отвечает на вопросы оппонентов; затем по тому же вопросу выступает представитель второй команды; команды должны постараться найти слабые стороны в позициях друг друга, покритиковать друг друга; преподаватель может предлагать свои вопросы, обращая внимание студентов на то, что было упущено Вывод: преподаватель подводит итог дискуссии, оценивая аргументацию каждай команды; выясняет, не изменилась ли позиция кого-то из участников. Сценарий б) может быть разыгран тем же способом. Его отличие от предыдущего состоит в том, что в данном случае предметом обсуждения является не отдельный институт, а весь блок отношений составляющих предмет конституционного права. Однако реализацию такого сценария трудно уложить в академический час, поэтому он предпочтителен при работе в студенческих кружках и научных обществах. Вторая форма игры предполагает, что все студенты академической группы моделирует и разыгрывают конкретную ситуацию из конституционно практики того или иного государства. Рассмотрим пример. Название: ответственность Федерального правительства в ФРГ Тезис: вынесение Федеральному Канцлеру конструктивного вотума недоверия Бундестагом Цель: детальное изучение указанного механизма Роль: с учетом предпочтений самих студентов преподаватель выбирает из них Федерального Канцлера, Федерального Президента, кандидата на пост Федерального Канцлера; какая-то часть группы должна олицетворять Бундестаг Ходы: студенты придумывают фабулу политической проблемы, по которой позиции Федерального Канцлера, Бундестага не совпадают; разыгрывают прения и, в случае не достижения согласия, избирают преемника Федерального канцлера, после чего обращаются к Федеральному президенту с ходатайством об увольнении прежнего Федерального канцлера и назначении нового Вывод: преподаватель подводит итог дискуссии, оценивая аргументацию каждой команды; выясняет, не изменилась ли позиция кого-то из участников. Литература Нормативные правовые акты Избранные конституции зарубежных стран. Учебное пособие / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2011. Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1989. Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. и со вступ. ст. Л.А. Окунькова. М., 2001. Конституции государств Америки / под ред. Т.Я. Хабриевой. В 3 т. М., 2006. Конституции государств Азии / под ред Т.Я. Хабриевой. В. 3. Т. М., 2010. Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, США, Япония, Индия. 5-е издание, перераб. и доп. М., 2006. Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Европейский Союз, США, Япония, Индия. 4-е издание, перераб. и доп. М., 2003. Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Швейцария, Европейский Союз, США, Япония, Бразилия. 3-е издание, перераб. и доп. М., 2002. Конституции зарубежных стран. М.: Юрлитинформ, 2000. (Конституция КНР). Конституции зарубежных стран. М.: Юрлитинформ, 2003. (Конституция КНР). Конституции стран СНГ и Балтии. М., 1999. Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. Сборник нормативных актов. М., 1998. Конституция Федеративной Республики Бразилии 1988 г. // Право и жизнь, № 16. Современное законодательство Китайской Народной Республики. Сборник нормативных актов / Сост., ред. и предисловие. Л.М. Гудошникова. М., 2004. Конституционный контроль в зарубежных странах. Учебное пособие. Под ред. В.В, Маклакова. М., 2010. Специальная и научная литература Основная *Административное право зарубежных стран: Учебник / Ред. Козырина А.Н., Штатиной М.А. М., 2003. *Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2007. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран. М., 2009 *Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных государств. М., 2012. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001. *Бойцова В.В. Грамматика свободы: конституционное право России и зарубежных стран (англосаксонская, континентальная и иные правовые системы): Учеб. и науч.-информ. материалы. М.: Юристъ, 2001. *Давид Р., Жоффре – Спиннози К. Основные правовые системы современности. М. 1999. *Евдокимов В.Б. Конституционное судопроизводство в США. Екатеринбург: Урал. отд. РАН. Институт философии и права, 1996. *Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран. Правовые аспекты. М., 2001. Конституция в 21 веке. Сравнительно-правовое исследование. Отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 2011. *Конституционное право зарубежных стран / В.Е. Чиркин М. 2012. *Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Учебник для вузов. / Отв. ред. Б.А. Страшун. – 2-ое издание, обнов. и дораб. М. 2008. *Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Учебник для вузов. / Отв. ред. Б.А. Страшун. – 4-ое издание, обнов. и дораб. М. 2005. *Конституционное право зарубежных стран / А.А. Мишин. М., 2008. *Конституционное право зарубежных стран / Ред. М.В. Баглай, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтин. МГИМО (Ун-т) МИД РФ, - М.Норма, 2010. Дополнительная Абдильдин С.А. Становление парламентаризма в Казахстане. Спб., 1993. Абросимо
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.115 (0.02 с.) |