Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки



При подготовке к первому вопросу указанной темы, необходимо усвоить политические, социальные и экономические предпосылки принятия Конституции США, выявить особенности, нашедшие в ней свое отражение, расстановки политических сил. Следует обратить внимание на то, что действующая Конституция США закрепила следующие основы американского конституционализма: принцип разделения властей, дополненный системой сдержек и противовесов; федерализм; судебный конституционный контроль. Порядок изменения Конституции жесткий, предполагающий участие в этом процессе, как Союза, так и штатов. Наконец, для полной характеристики Конституции США необходимо уяснить смысл категории «живая конституция» и определить ее соотношение с первой.

При подготовке ко второму вопросу следует исходить из того, что Конституция США предоставляет Конгрессу США «законодательные полномочия», а также предусматривает целый ряд конституционных запретов, призванных установить пределы компетенции федерального законодательного органа. Все эти средства призваны удержать Конгресс от узурпации власти, так как на ранних этапах истории США доминирование парламента считалось априорным. Конгресс состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. Палата обладают как общей, так и самостоятельной компетенцией. Законопроекты могут вноситься в обе палаты Конгресса, но большая их часть все же вносится в Палату Представителей, а финансовые проекты только в нее. Студентам следует обратить внимание на различные избирательные цензы, предусматриваемые Конституцией для кандидатов, баллотирующихся в Сенат и в Палату Представителей; на способ формирования нижней и верхней палат – прямые выборы по мажоритарной избирательной системе; на различные сроки полномочий палат. Существенным элементом системы сдержек и противовесов является невозможность роспуска палат Конгресса.

Обращаясь к третьему вопросу темы, нужно исходить, прежде всего, из особенностей конституционно-правовой природы института Президента в США. Конституция США определяет, что исполнительная власть в государстве «вверена Президенту», избирающемуся на четыре года (причем не более двух раз подряд) в порядке косвенных выборов. Полномочия Президента довольно обширны и распространяются на следующие сферы: в сфере обеспечения безопасности страны, в области внешней политики, в сфере взаимоотношений с Конгрессом, наконец, в сфере собственно исполнительной власти. Студентам следует обратить внимание на то, что особенностью системы органов исполнительной власти в США является отсутствие органа исполнительной власти общей компетенции – правительства. Кабинет, формируемый главой государства из глав основных департаментов, является совещательным органом при Президенте. Реализуя свои полномочия, глава государства издает правовые акты, в том числе и в рамках полномочий, делегируемых ему Конгрессом. Для характеристики конституционно-правового статуса Президента необходимо раскрыть основные формы конституционной ответственности главы государства: признание акта неконституционным, отрешение от должности (импичмент).

При ответе на четвертый вопрос семинарского занятия следует помнить, что судебная система в США складывается из федеральной судебной системы и судебной системы каждого штата, причем компетенция федеральных судов и судов штатов формально разделена. Внимание студентов следует обратить на то, что единственным судом упомянутым в Конституции является Верховный Суд США, остальные суды учреждаются Конгрессом. В целом система федеральных судов определена Актом о судоустройстве 1789 г. Обращение к вопросу о статусе Верховного Суда США следует начать с анализа положений статьи 3 Конституции США, характеризующие этот орган как высшую федеральную судебную инстанцию. Основные функции Верховного Суда: рассмотрение апелляций, слушание дел в качестве суда первой инстанции, осуществление конституционного контроля и толкование Конституции. Касательно последних двух функций Верховного Суда студенты должны дать развернутое объяснение по фабуле тяжбы, ставшей краеугольным камнем в становлении судебного конституционного контроля в США (дело Мербери vs Мэдисон).

По пятому вопросу темы необходимо в общих чертах описать процесс присоединения новых земель к Союзу, начиная с 1803 г. и дать характеристику США как федеративного государства (единство, суверенитет, территориальная целостность, верховенство федеральной Конституции, система государственных органов и т.д.). Американскую модель федерализма именуют – «дуалистическим федерализмом», предполагающим, что и Союз и штаты имеют свои собственные предметы ведения. Кроме того, студенты должны раскрыть основной принцип американского федерализма – равноправие штатов и объяснить в каких положениях Конституции США этот принцип нашел отражение. Характеризуя правовое положение субъектов федерации, необходимо помнить о том, что в состав Союза, а также под его управлением находятся и иные территориальные образования, статус которых существенно отличается от статуса штатов (федеральный округ Колумбия, зависимые территории – Пуэрто-Рико, Гуам, Восточное Самоа и др.).

Наконец, особенность регулирования отношений, возникающих в сфере местного самоуправления, состоит в том, что наибольший объем такого регулирования приходится на штаты. К ведению органов местного самоуправления относятся: вопросы социального обслуживания (школьное образование, библиотечное дело, обустройство мест отдыха и т.д.), вопросы административно-управленческие (обеспечение правопорядка, пожарной безопасности и т.д.), экономические вопросы (управление собственным имуществом и принадлежащими им предприятиями). Представительными органами местного самоуправления являются советы или общие собрания жителей соответствующих территориальных единиц. Кроме того, студенты должны охарактеризовать основные варианты соотношения органов местного самоуправления и управления: совет – мэр, совет – управляющий, комиссионная система.

 

Основы конституционного права Соединенного Королевства Великобритании и

Северной Ирландии

Приступая к первому вопросу указанной темы необходимо дать общую характеристику британской Конституции, причем начать следует со специфики ее форм. Иными словами, студенты должны обозначить какие именно группы источников конституционного права охватываются категорией «британская конституция» (статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи, доктрина), подробно охарактеризовав каждую из этих групп.

При ответе на второй вопрос следует учитывать, что Парламент в Великобритании является триединым, включающим Монарха, Палату Лордов и Палату Общин. Палата Общин является нижней палатой и играет доминирующую роль в осуществлении функций Парламента (представительство народа, законотворчество, парламентский контроль). Следует исходить из того, что члены Палаты избираются непосредственно населением страны на основе мажоритарной избирательной системы на пять лет. Однако британской конституционной практике, широко известно досрочное прекращение полномочий Палаты Общин, в связи с чем, студентам необходимо назвать разновидности оснований роспуска Палаты. Что касается формирования Платы Лордов, то студенты должны указать какими категориями пэров был представлен состав Палаты до реформы 1999 г. (Акт о Палате Лордов 11 ноября 1999 г.) и какими – в настоящее время, какова основная тенденция реформы Палаты. По вопросу о внутренней структуре желательно остановиться на роли руководителей Палат, лидеров Палат, фракций, «кнутов», клерков специализированных, неспециализированных и временных комитетов и т.д.

Обращаясь к третьему вопросу, следует указать, что Монарх в Великобритании – глава государства и формально источник суверенной власти. Согласно Акту об устроении 1701 г. в Великобритании действует кастильская система престолонаследия, в соответствии с которой трон наследует старший сын монарха, а при отсутствии сыновей – старшая дочь. Традиционно полномочия Монарха делят на прерогативные (полномочия, принадлежащие ему вне зависимости от решений Парламента) и статутные (закрепленные статутами – актами Парламента).

Характеризуя статус Тайного Совета, следует отметить, что это совещательный орган при Монархе, созываемый для принятия прокламаций и приказов в совете, приобретающих юридическую силу после подписания их Премьер-министром. Тем самым ответственность за реализацию актов Монарха несет именно глава правительства, исходя из принципа неответственности британского главы государства.

Правительство Великобритании формируется Премьер-министром и включает в себя четыре группы членов: государственные секретари и министры; министры без портфеля и носители традиционных должностей; государственные министры; младшие министры. Особенностью же устройства исполнительной власти в Великобритании является существование Кабинета, органа включающего Премьер-министра и около двадцати основных членов Правительства. В связи с чем, студентам необходимо разобраться в соотношении категорий Правительство – Кабинет.

При ответе на четвертый вопрос, нужно исходить из того, что в Великобритании проходит реформа судебной системы. В настоящее время высшими судебными инстанциями на всей территории государства является Палата лордов, а некоторые функции выполняет и Судебный комитет Тайного Совета. В настоящий момент в стране проходит судебная реформа, согласно которой будет учрежден Верховный Суд, к которому перейдут полномочия судебного комитета Палаты лордов и Тайного Совета. Кроме того, студенты должны охарактеризовать особенности судебных систем Англии и Уэльса (Высокий Суд, Суд Короны, Апелляционный Суд, суды графств и магистратские суды), Шотландии (Суд юстициария, Сессионный Суд, шерифские суды, районные суды), Северной Ирландии (Высокий Суд, Суд Короны, Апелляционный Суд, суды графств и магистратские суды), действующих по отношению друг к другу автономно.

Обращаясь к пятому вопросу указанной темы студентам необходимо учесть, что в 1997- 1998 гг. в трех регионах Соединенного Королевстве были проведены референдумы по вопросу предоставления автономии: Шотландии и Северной Ирландии – политической (законодательной), Уэльсу – административной. Это в свою очередь привело к формированию собственных представительных и исполнительных органов регионов и закреплению за ними собственных предметов ведения (Акты о Шотландии, об управлении Уэльсом и о Северной Ирландии).

Наконец, система местного самоуправления представлена Великобритании местными советами, избираемыми непосредственно жителями, а также исполнительными органами. К числу административно-территориальных единиц относятся графства, Большой Лондон, округа (Англия); графства, города-графства, общины (Уэльсе) графства, округа, приходы (Северной Ирландии); территории местного управления, общины (Шотландия).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.223.5 (0.009 с.)