Основные инструменты денежно-кредитной политики государства



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные инструменты денежно-кредитной политики государства



Операции на открытом рынке – наиболее весомый и ежедневно применяе­мый способ контроля государства за пред­ложением цены в стране. Он связан с куп­лей-продажей ценных бумаг (облигаций федерального займа (ОФЗ), государствен­ных казначейских обязательств (ГКО) и др.) Центральным банком за наличные деньги. Если Центральный банк продает ценные бумаги, то он получает взамен денежные средства, количество денег в обращении со­кращается, процент возрастает, деньги опять становятся «дорогими». Если же Централь­ный банк покупает ценные бумаги, про­исходит падение нормы процента и «уде­шевление» денег. Таким образом, это при­водит к уменьшению или увеличению банковских резервов, а также к увеличе­нию или сокращению денежной массы.

Политика учет­ной ставки – позволяет регулировать активность ком­мерческих банков. Достигается это путем изменения учетной ставки процента. Учетная ставка процента — это норма процента, по которой Центральный банк предоставляет кратковременные креди­ты коммерческим банкам. Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у Цент­рального банка под определенный процент, т.е. учетную ставку (скажем, 8%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учет­ного (скажем, 10%). Если Центральный банк повысит учетную ставку процента, то коммерческие банки поднимут ставку про­цента своим клиентам. Если Центральный банк снизит учетную ставку, то же самое сделают и коммерческие банки. Таким об­разом, Центральный банк воздействует на экономику, проводя политику «дешевых» или «дорогих» денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность.

Изменение нормы обяза­тельных резервов – в соответствии с законом часть средств коммерческие банки обязаны хранить в ви­де резервов в Центральном банке. Размер этого резерва устанавливает Центральный банк. При его снижении у коммерческих банков расширяются возможности разме­щать деньги среди своих клиентов, денеж­ная масса в стране растет. С увеличением резерва предложение денег сокращается, цена на них, т.е. уровень процента, возрас­тает, деньги становятся «дорогими». Поли­тика резервов, проводимая Центральным банком, является наиболее жестким инструментом денежно-кредитного регулиро­вания.

Налоговая политика

Налоговая политика — это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.
Как часть общей экономической политики государства она определяется целями общества. Эти цели формулируют требования к налоговой базе, тяжести налогообложения и способам изъятия доходов.
Государство, призванное обеспечить наилучшие условия для эффективного экономического роста, нуждается в ресурсах для выполнения этой миссии. Такие ресурсы не могут сформироваться исключительно, за счет собственных источников государства, доходов от государственных предприятий. И государство для формирования своих денежных доходов вынуждено изымать часть доходов частного сектора.
При перемещении дохода в пользу государства происходит смена собственника. Ресурсы изымаются на безвозмездной основе. Такая неэквивалентная форма отношений между государством, с одной стороны, и частными предприятиями и отдельными гражданами, с другой — свидетельствует о безусловной форме денежных отношений, в которых стороны не являются равными партнерами. Государство вынуждает частный сектор подчиниться макроэкономическим и национальным интересам.
Налогообложению подлежат: прибыль- доходы- стоимость определенных товаров- стоимость, добавленная обработкой- имущество- передача собственности (дарение, продажа, наследование)- операции с ценными бумагами- отдельные виды деятельности.
Налоги— это обязательные платежи-физических и юридических лиц государству.
Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.
Налогоплательщиками являются:
физические лица — работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход, и юридические лица — хозяйствующие субъекты.
Можно выделить три системы налогообложения:
1. Пропорциональный налог — сумма налога пропорциональна доходам работников.
2. Регрессивный налог — налог тем выше, чем ниже доход.
3. Прогрессивный налог — налог тем выше, чем выше доход.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, финансовые операции).
Косвенные налоги — устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт).
При формировании налоговой системы необходимо учитывать принципы налогообложения— правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы.
Основные принципы налогообложения:
1) Принцип справедливости - равенство налогов на доходы рыночных структур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода.
2) Принцип определенности и точности налогов - размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам.
3) Принцип удобства взимания налогов для налогоплательщиков - каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения.
4) Принцип экономичности (эффективности) - необходимость соблюдения условий, при которых: — разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим- — тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений.
5) Принцип обязательности - неизбежность осуществления платежа.
Функции налогов:
1) Фискальная - обеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и т. д.
2) Распределительная - перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе.
3) Стимулирующая (антиинфляционная) - стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения.
4) Социально-воспитательная - сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем устанавления на них повышенных налогов.
5) Конкретно-учетная - осуществление учета доходов граждан, предприятий и организаций.
В современной России налоговая система как необходимое условие формирования цивилизованных рыночных экономических отношений формируется с 1992 г. По структуре и принципам построения она в основном отражает общераспространенные в мировой практике тенденции.
Виды налогов:
1) Федеральные - налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенная пошлина, подоходный налог, налог на покупку валюты и др.
2) Региональные - налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду и др.
3) Местные - земельный налог, курортный налог, налог на рекламу, налог на содержание жилого фонда и др.
Направления совершенствования налоговой системы в России:
— Уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий.
— Уменьшение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения доли физических лиц (доходов и имущества), а также рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях и, соответственно, сокращения доли, приходящейся на бизнес.
— Сокращение налоговых льгот.
— Расширение налогооблагаемой базы за счет перекрытия каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.

5.14Мировая экономика:внешняя торговля,международная финансовая система.
В современном мире целые регионы и отдельные страны тесно связаны между собой во всех сферах жизни — в политике, науке, культуре и, в немалой степени, в хозяйственной сфере. Мировая экономика — мировое хозяйство, субъектом которого выступают национальные экономики отдельных стран и регионов, международные экономические организации, транснациональные корпорации. Мировая экономика — это совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений. Это прежде всего международное разделение труда, которое составляет основу международной торговли товарами и услугами; это международное движение капитала и рабочей силы; это валютные отношения. Многиестраны вообще объединились в блоки и сняли почти все преграды на пути движения товара, капитала и рабочей силы. Это явление получило название интеграция. Но началом всех этих процессов в мировой экономике является международное разделение труда.
Международное разделение труда — это специализация стран на производстве той или иной продукции. Предпосылками специализации являются:
• природные условия страны — климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов. Так, страны, располагающие теми или иными полезными ископаемыми, продают их странам, где своих ископаемых нет, а взамен покупают продукцию, которую сами не производят;
• уровень экономического и научно-технического развития. Экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развивающиеся страны — на производстве сырья;
• сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров. Например, Италия славится винами, Франция — парфюмерией и сырами, Греция — оливковым маслом, а Эквадор — бананами.
Международное разделение труда предопределило развитие системы международных торговых связей. Любая, даже очень большая страна не может производить все товары, которые ей необходимы. Но большие и богатые страны могут лучше обеспечить себя необходимыми благами. Если у таких стран и к тому же большой внутренний рынок, то остается меньше излишков, которые надо вывозить в другие страны.
Основные термины международной торговли — это экспорт, импорт и сальдо торгового баланса.
Экспорт — это товары и услуги, которые вывозятся за границу с целью продажи на мировом рынке.
Импорт — это товары и услуги, которые ввозятся в страну с целью их продажи на внутреннем рынке.
Сальдо торгового баланса — разность между стоимостью экспорта и импорта за определенный период времени. США — самая развитая и богатая страна в мире — постоянно имеет отрицательное сальдо торгового баланса, т. е. импорт в США значительно превышает экспорт. Россия, напротив, вывозит больше товаров, чем ввозит, и ее торговое сальдо положительное. Международная торговля возникла очень давно. Это первая форма экономических отношений между странами. Из истории нам известно, что в XVII–XVIII веках самой крупной торговой державой была Голландия, а затем Великобритания.
Еще в XVII веке ученые-экономисты задавались вопросом: почему страны торгуют друг с другом? В то время они считали, что внешняя торговля создает богатство, которое воплощается в золоте, поэтому призывали правительства больше вывозить товаров, чтобы получать больше золота для страны, и соответственно, меньше ввозить, чтобы не было его оттока. Но уже в XVIII веке, когда произошла промышленная революция и стали развиваться мануфактуры и фабрики, отношение к торговле изменилось. Английский ученый А. Смит подверг критике идею о том, что богатство заключается в большом количестве золота, и обосновал истинные причины возникновения богатств народов.А. Смит высоко ценил разделение труда и считал, что для граждан любой страны выгодно покупать заграничные товары, особенно если они продаются дешевле, чем отечественные. А. Смит разработал теорию абсолютного преимущества во внешней торговле, суть которой состоит в том, что одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие и поэтому имеют абсолютные преимущества в свободной торговле с другими странами. Россия, например, имеет абсолютные преимущества по нефти и газу, которого она производит больше всех в мире, поэтому она экспортирует эти энергоносители в развитые страны Европы в обмен на оборудование, производство которого в России менее эффективно.

 


В XVIII веке другой английский экономист Д. Рикардо разработал теорию сравнительных преимуществ во внешней торговле, суть которой состоит в том, что страна получает выгоду, если она специализируется на производ­стве тех товаров, средние издержки которых относительно меньше, чем при производстве тех же товаров в других странах. Рикардо приводил в качестве примера взаимовыгодного обмена между Англией и Португалией такие товары, как сукно и вино (Португалия находится южнее Англии, и природные условия там более благоприятны для выращивания винограда).
В настоящее время почти все страны вовлечены в мировую торговлю.
Торговая политика
Экономической глобализацией
обычно называют процесс роста экономической взаимозависимости стран в результате все более тесной интеграции рынков товаров, услуг и капиталов. Она проявляется в развитии международной торговли, научно-технического сотрудничества, в росте иностранных инвестиций и усложнении глобальных проблем развития человечества.
Глобализация началась после Второй мировой войны и ускорилась с середины 1980-х годов. Причинами ускорения глобализации, с одной стороны, был научно-технический прогресс (средства связи, снижение стоимости международных перевозок, углубление разделения труда). С другой стороны, экономисты и политики тоже влияли на этот процесс путем либерализации рынков и уменьшения проявлений протекционизма.
Важнейшим элементом мировой экономики является международная торговля — товарооборот между странами и регионами. Во все времена в международной торговле боролись и продолжают бороться два подхода:
протекционизм, который предписывает государственное вмешательство в свободный товарооборот между странами;
свободная торговля— торговля без каких-либо ограничений.
Протекционизм— это защита государством, в основном нерыночными методами, отечественных производителей от конкуренции со стороны зарубежных фирм. Протекционистские меры — это тарифы, налоги, пошлины, лицензии, правила торговли, сертификация и т. д. Ни одна страна в мире не пропустит через свои границы нерегулируемый поток товаров и услуг. Ограничения обычно налагаются на ввоз, реже — на вывоз.
Протекционистские меры в основном представлены тарифными и нетарифными барьерами.
Тариф, или пошлина — это государственный налог на товары, пересекающие границы страны. Наиболее распространены импортные тарифы. Ввозные пошлины являются одним из основных источников дохода для многих развивающихся стран. В этих странах легче собрать пошлины, чем налоги. В России в середине 1990-х годов серия повышений ввозных пошлин на автомобили иностранного производства (иномарки) искусственно повысила конкурентоспособность автомобилей отечественного производства.
В нашей стране импортные пошлины активно используются прежде всего, как источник доходов государства и уж в следующую очередь для защиты отечественного рынка. Поэтому они пока выше, чем во многих других странах, и официально составляют в среднем 11–13 % от стоимости импорта.
Экспортные тарифы применяют в основном страны — экспортеры сырья. В России применялись экспортные пошлины на нефть, газ, цветные металлы, руды и некоторые другие виды сырья. Вывозные пошлины призваны ограничить вывоз сырья и служат дополнительным источником пополнения казны.
Транзитные пошлины в Средние века были одним из основных источников государственных доходов. Сейчас же они почти повсеместно ликвидированы посредством международных договоров.
Нетарифные барьеры чаще всего вводятся, чтобы обойти международные соглашения об ограничении тарифных барьеров.
Квота— это определенный объем товара (исчисляемый в единицах или по стоимости), который разрешено импортировать в страну (импортная квота) или экспортировать из страны (экспортная квота) в течение года или другого периода времени. Импортные квоты, так же как и импортные пошлины, повышают цену товара внутри страны и сокращают импортные продажи. Экспортные квоты повышают мировые цены и снижают внутренние. Частный случай квотирования, который полностью запрещает торговлю, называется эмбарго. Эмбарго обычно вводится в политических целях. Например, в США с 1961 года действует эмбарго на торговлю с Кубой.
Антидемпинговые меры во внешней торговле применяются в тех случаях, когда иностранный производитель продает товар в других странах по более низким ценам, чем в своей стране, либо по ценам ниже издержек производства этих товаров. Начиная с 1993 года под антидемпинговый пресс стран Западной Европы и США попали российские производители урана и алюминия. Были и квоты, и тарифы, и штрафы. Причинами этой демпинговой войны была низкая себестоимость российского урана и алюминия, а также забота западных стран о своих производителях.
Экспортные субсидии — это различные меры помощи государства своим экспортерам, в том числе прямые выплаты производителям, рекламно-информационные услуги, поддержка прикладных научных исследований, льготное налогообложение, экспортные кредиты и т. п. Страны постоянно обвиняют друг друга в нечестных экспортных субсидиях.
Популярной формой экспортной субсидии является «связанная помощь». Займы иностранным государствам предоставляют в рамках такой логики: хочешь кредит — используй его на закупку наших товаров и услуг. СССР, а затем и Россия получили много подобных кредитов. В результате полученные деньги расходовались менее эффективно. Считается, что до трети всех товаров и услуг в мире продается по системе «связанной помощи».
Несмотря на сохраняющиеся барьеры и протекционистские меры, доминирующей тенденцией в мировой экономике стало развитие свободной торговли.
Первый значительный успех на этом пути связан с Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ), вступившим в силу в 1947 году. Тогда оно объединяло 23 страны, а к 1990 году уже более 100. ГАТТ дало миру основной свод правил, по которым проводятся торговые переговоры, и механизм контроля за их реализацией. Всемирная торговая организация (ВТО) на основе ГАТТ начала свою работу 1 января 1995 года в составе 145 стран.
Каждая страна – член ВТО предоставляет всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле. Такой режим применяется и в отношении квотирования и лицензирования. Хотя вначале предполагалось, что режим наибольшего благоприятствования будет предоставляться автоматически, страны нередко делают исключения из этого правила:
• изделиям обрабатывающей промышленности из развивающихся стран предоставляется льготный режим по сравнению с аналогичной продукцией из промышленно развитых стран;
• уступки членам торгового союза, например ЕС, не распространяются на страны, не принадлежащие к этому союзу;
• странам, произвольно применяющим дискриминационные меры против товаров из определенной страны, другие страны не обязаны предоставлять режим наи­большего благоприятствования.
Страны-члены ВТО в ходе переговоров периодически соглашаются на снижение тарифных ставок. Значительные сокращения таможенных тарифов свидетельствуют о том, что все страны стремятся к более свободному товарообмену. В развитых странах средние тарифы на импортируемые промышленные товары за последние десять лет сократились с 6,3 % до 3,9 %.
Преодолеть нетарифные барьеры сложнее. Тем не менее соглашениями ВТО предусмотрено равное отношение к отечественным и зарубежным фирмам в промышленных стандартах, государственных закупках, субсидиях и компенсационных пошлинах, лицензировании, таможенной оценке.
Около двух третей всего объема мировой торговли регулируется ВТО. По оценкам экспертов деятельность ВТО приносит мировой экономике около 250 млрд долларов дополнительного дохода ежегодно. В результате либерализации мировой торговли ежедневный доход среднестатистического жителя развитых стран в 1990-х годах возрос на 40 центов, в развивающихся странах — на 5 центов, но у каждого африканца сократился на 1 цент.
Однако торговые войны между странами-членами ВТО периодически разгораются вновь и вновь. Поскольку в со­временном мире традиционные протекционистские меры ограничены, результаты торговых войн фиксируются в виде «добровольных» ограничений на экспорт или еще каких-либо причудливых форм.
Из-за того что Россия не являлась членом ВТО, она, по оценкам экспертов, теряла в середине 1990-х годов не менее 1,5 млрд долларов ежегодно. Присоединение России к ВТО может обеспечить российским экспортерам международную защиту в соответствии с правилами этой организации. За вступление в ВТО России придется заплатить снижением импортных пошлин. Это приведет к серьезным проблемам в отечественном автомобилестроении, ряде других отраслей промышленности, которые станут неконкурентноспособными.
Развитие свободной торговли идет не только на глобальном, общемировом уровне, но и в регионах. Существуют три формы экономической интеграции (в порядке ее усиления):
1. Зона свободной торговли, заключающаяся в отмене таможенных пошлин между странами, входящими в эту зону. С 1988 года действует Североамериканская зона свободной торговли в составе США и Канады, к которым в 1992 году присоединилась Мексика. В Юго-Восточной Азии сложилось сообщество АСЕАН, аналогичные союзы с разной степенью интеграции есть и в Латинской Америке. СНГ вполне можно считать зоной свободной торговли, хотя таможенные пошлины не везде сняты.
2. Таможенный союз предполагает наличие единых тарифов для всех его членов. Россия заключила таможенный союз с Белоруссией, Казахстаном и Киргизией.
3. Общий рынок в дополнение к таможенному союзу снимает ограничения на перемещения факторов производства. С 1957 года существует Европейское сообщество (ЕС), на всем пространстве которого сегодня действует единая валюта (евро) и разрешено свободное перемещение товаров, людей и капиталов.
Мировая экономика характеризуется также сложившейся финансовой системой. Для взаиморасчетов между странами вводится валютный курс — это цена одной денежной единицы, выраженная в другой денежной единице. Например,­ цена доллара в рублях это и есть курс доллара. При повышении курса рубля российский экспорт становится менее выгодным и его объем уменьшается, а импорт становится более выгодным и его объем растет. Таким образом, курс национальной валюты определяет, какие товары будут экспортироваться, а какие импортироваться.
Валютные курсы формируются под действием спроса и предложения на валютных рынках, которые отражают потребности страны в экспорте и импорте.Валютные интервенции — это существенные изменения спроса или предложения валют на бирже. В России они осуществляются Центральным банком (ЦБР). Если он хочет сыграть на повышение курса доллара или не дать ему упасть в результате действий других игроков, то следует увеличить продажу рублей. Это приведет к росту спроса на доллары. Если ЦБР заинтересован в понижении курса доллара, то он должен сократить продажу рублей или выбросить в продажу доллары. Это вызовет снижение спроса на них.
Такая система называется гибким валютным курсом. Официальные курсы доллара и евро определяются Центральным банком России ежедневно на основе результатов торгов. Банки и другие фирмы продают и покупают валюту по этому курсу, взимая плату за валютные операции. Потому в обменных пунктах цены немного отличаются.
Бюрократические ограничения, действующие во многих странах, направлены на стабилизацию валютных курсов, на защиту от действий крупных валютных спекулянтов. Например, заранее резервирование денег для валютных операций, что снижает риск резких изменений курса валют.
Реальный валютный курс (покупательная способность валюты) вычисляется, как и любая другая реальная величина, делением номинальной величины, т. е. номинального курса, на индекс цен.

Экономика потребителя

Одним из видов экономических отношений в обществе является потребление. Каждый из нас выступает в качестве потребителя материальных и духовных благ — без этого невозможна жизнь ни отдельного человека, ни общества в целом. Так мы удовлетворяем свои потребности и в хлебе насущном, и в духовном развитии, красоте. Экономисты определяют потребление как конечную цель экономики. В рыночной экономике потребитель формирует спрос на товары и услуги.
Кто такие потребители в экономике? Это прежде всего те, кто приобретает в магазинах необходимые товары, пользуется услугами туристических фирм, парикмахерских салонов, предприятий бытового обслуживания, кто получает медицинскую помощь или обучается в учебных заведениях. Но потребителями выступают не только граждане. В качестве потребителей фигурируют и предприятия, и государство.
Цель потребителя — получить максимальную пользу от потребляемых товаров и услуг. Безусловно, мы не можем удовлетворить сразу все свои потребности, поэтому перед потребителем стоит ряд ограничений: сумма денег, которую мы можем потратить на необходимые нам товары и услуги, уровень цен, ассортимент предлагаемых товаров и услуг. И потребитель выбирает, что ему приобрести в первую очередь. Это рациональный выбор потребителя.
Важно быть грамотным потребителем — внимательно изучить ассортиментный ряд, соотношение цены и качества тех товаров и услуг, которые нам нужны. Необходимо получить максимум информации о нужном товаре, прежде чем купить его.
В качестве основных источников дохода потребителя могут выступать: заработная плата, доходы от размещения средств в банках, дивиденды, пособия, пенсии, стипендии, доход от предпринимательской и иной деятельности, доходы, от собственности, например от сдачи в аренду приватизированной квартиры.
Структура и уровень потребления — важный показатель развития страны. К примеру, в бедных, слаборазвитых странах, большинство людей тратят основную часть своих доходов на продукты питания, обеспечение более-менее приемлемых условий существования. Чем выше уровень развития страны, тем больше люди тратят на организацию отдыха, приобретение произведений искусства, вкладывают средства в собственное оздоровление, улучшение качества своей жизни. В Российской Федерации более 40 % средств люди тратят на питание. Это самый высокий показатель среди крупнейших стран мира.
Рациональному потребителю важно не только уметь грамотно потратить имеющиеся средства, но и сберечь их, преумножить. Поэтому необходимо знать, как и где сберегать средства, в какие активы их вкладывать. Большинство граждан РФ хранят свои сбережения на депозитах в Сберегательном банке. Но становятся популярными и другие способы сбережений: покупка акций, вложение средств в недвижимость, произведения искусства и т. д.
Права потребителей во всех странах защищены специальными законами.
В РФ закон «О защите прав потребителей» был принят в 1992 году, а в 1995 году Государственная дума приняла поправки к нему. Основное содержание этого закона было включено в Гражданский кодекс РФ.
По закону потребителем признается не только гражданин, который приобретает товары или заказывает работы (услуги), но и гражданин, который ими пользуется непосредственно. Основная цель закона «О защите прав потребителей» — подчинить рыночную стихию интересам главных лиц — потребителей. В законе есть три основные группы норм, которые необходимо знать каждому:
• права потребителя;
• механизм защиты прав потребителя;
• ответственность виновных в нарушении этих прав.
Права потребителя установлены не только законом РФ «О защите прав потребителей», но и Гражданским кодексом РФ и другими законами. К примеру, права потребителей в двух самых известных сферах — купли-продажи и пользования коммунальными услугами — определены следующим образом:
1. Право на необходимую и достоверную информацию о товаре.
Ее обязан предоставлять продавец. Покупатель еще до заключения договора розничной купли-продажи вправе осмотреть товар, потребовать проверки его свойств. В информации о непродовольственных товарах должны указываться на русском языке:
• основные потребительские свойства товара;
• гарантийные обязательства изготовителя, если на товар установлен гарантийный срок;
• срок службы или годности;
• правила пользования, хранения и транспортировки;

• адреса предприятий, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание (для технически сложных изделий).
2. Право потребовать у продавца сертификат соответ­ствия.
Сертификат соответствия — это документ, подтверждающий хорошее качество и безопасность товара.
3. Право обменять купленный товар.
На это у потребителя есть 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара. И вовсе не обязательно, чтобы причиной обмена был дефект или плохое качество. Любой непродовольственный товар можно заменить на аналогичный другого размера, формы, габаритов, фасона, расцветки или комплектации. Если обмен происходит на другой товар, который отличается по цене, то ценовая разница перерассчитывается. При отсутствии необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную сумму. ­Однако надо помнить, что требование покупателя об обмене или возврате товара будет выполнено лишь в том случае, если товар не был в употреблении, сохранены его свойства и имеются доказательства, что он приобретен у данного продавца.
В случае приобретения товара ненадлежащего качества покупатель имеет право по своему выбору:
• на незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара;
• замену недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
• соразмерное уменьшение покупной цены;
• возмещение расходов на устранение недостатков товара;
• расторжение договора, возврат денег и возмещение убытков.
Потребитель коммунальных услуг имеет право:
• на получение услуг установленного качества, безопасных для его жизни и здоровья, не причиняющих вреда его имуществу;
• требовать от исполнителя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков в предоставлении услуг, а также компенсации морального вреда;
• не производить оплату услуг на время перерывов, сверх установленных договором. При этом прекращение оплаты не освобождает исполнителя от возмещения убытков и вреда;
• на устранение исполнителем выявленных недостатков, в предоставлении услуг в установленные договором сроки.
Наконец, важнейшими правами потребителя в любой сфере потребления являются:
• самостоятельное отстаивание своих прав;
• право обратиться за судебной защитой;
• право на возмещение морального вреда.

Рациональное поведение потребителя– это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами.

В странах с командной экономикой действия потребителя регламентируются. В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения.

Суверенитет потребителя – право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжениями этими ресурсами и их использованием.
Этапы рационального поведения потребителя: 1) осознание необходимости покупки; 2) поиск информации о товаре или услуге; 3) оценка возможных вариантов покупки; 4) принятие решения.

Доход потребителя– это сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.

Номинальный доход – доход, исчисленный в чисто денежном выражении, без учёта покупательной способности денег, уровня цен, инфляции.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.91 (0.017 с.)