Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глобальные проблемы человечества

Поиск

На протяжении многих веков и даже тысячелетий люди решали извечные вопросы о смысле своего бытия, о путях улучшения мира, о совершенствовании природы. Рубеж третьего тысячелетия, начало новой эры принесли человечеству такие потрясения и проблемы, которые до сих пор не волновали умы и чувства людей. По сути это проблемы, накопленные всем ходом предшествующей истории, но приобретшие особенную актуальность в современный период.
Поэтому сегодня мы чаще говорим не о «вечных вопросах», а об «угрозах и вызовах». Эти слова звучат со страниц газет, в речах президентов, политиков, представителей средств массовой информации, ученых.
Под вызовами и угрозами исследователи понимают совокупность проблем, обрушивающихся на людей в определенную эпоху и являющихся отличием этой эпохи. И от того, насколько успешно удается людям найти ответы на эти вызовы, зависит, порой дальнейшее выживание человечества.
Эти вызовы нельзя однозначно оценить ни как положительные, ни как отрицательные. Это — то новое, неизведанное, которое сметает на своем пути старое, с неизбежностью ведет к смене устаревших общественных структур, стереотипов, ценностей, жизненных ориентиров. Серьезному испытанию подвергаются все традиционные отношения и нормы. И подчас именно это новое, неизвестное, то, чему нельзя научиться на опыте предков, пугает своей новизной.
Ученые относят к вызовам — новым для человечества явлениям, имеющим позитивное значение, — повсеместное развитие демократических порядков, утверждение в практике народов и государств мирных путей разрешения конфликтных ситуаций, обеспечение свободного и быстрого доступа людей к информации.
Так, в современном цивилизованном мире повсеместно осуждается национализм, расизм, нетерпимое отношение к людям другого цвета кожи, другой культуры. Любые проявления подобного поведения рассматриваются людьми как дикость. Общепризнанными в мире стали основные права и свободы человека.
Но в то же время нельзя не выделить и то, что несет человечеству серьезную опасность и угрожает самим основам его существования. В отличие от термина «вызовы» мы применим к характеристике этих явлений термин «угрозы». Современный российский ученый Р. Б. Рыбаков называет три основные группы угроз:
• Угрозы природе. К их числу относятся экологические и техногенные катастрофы, загрязнение окружающей среды вредными выбросами, проблемы прироста народонаселения.
• Угрозы здоровью людей. Это распространение наркотиков, СПИДа. В последние годы эти проблемы становятся для нашей страны одними из ведущих национальных угроз. Кроме опасности для физического здоровья, усиливается угроза здоровью духовному; стремительно падает уровень культуры, происходит коммерциализация, подмена высокого искусства дешевыми штампами и подделками.
• Угрозы стабильному развитию общества. Ученый выделяет среди них различные социальные беды, голод, нищету, безграмотность, безработицу. Масштабы этих бед все более и более охватывают слаборазвитые страны, «мировой юг».
В числе важнейших угроз современности — войны и терроризм.
Существуют и иные классификации этих вызовов, называемых также глобальными проблемами современного человечества. Они являются характерными современного мира. И в прежние времена существовали вопросы, которые можно отнести к категории общечеловеческих, — это вопросы ­войны и мира, голода, распространения страшных болезней. Но никогда еще они не стояли настолько остро, чтобы у людей возникали вопросы: быть или не быть человечеству завтра? Выживет ли человеческий род или погибнет, уничтожив вместе с собой и свою зеленую планету? Именно такого типа проблемы и получили название глобальные.
Глобальные проблемы человечества касаются всех землян, невзирая на их государственную принадлежность. Современный человек наконец-то осознал, что Земля не так велика, как ему казалось прежде. Мир хрупок, хрупка жизнь человека и всех обитающих на нашей планете существ. Многое надо решить человечеству для продолжения своего существования. Парниковый эффект и скорое истощение ресурсов, перенаселенность ряда регионов и опасность ядерной войны — все это лишь малая часть того, что угрожает жизни на земле.
Классификация глобальных проблем. Можно выделить экологические, социальные, политические и экономические проблемы, относящиеся к категории глобальных. К экологическим относят такие проблемы, как «парниковый» эффект, «озоновые дыры», истребление лесов, загрязнение атмосферы, вод мирового океана, истощение почв и многие другие. Социальные проблемы — это огромное число неграмотных людей, сложная демографическая ситуация и морально-этические проблемы. К политическим проблемам относятся в первую очередь вопросы международного терроризма, угрозы локальных войн, опасность глобальной войны.

Экономические проблемы — это истощение ресурсов и разделение мира на полюса экономического развития, проблемы обеспечения продовольствием и НТР.
Угроза международного терроризма
Одной из ведущих глобальных проблем современного мира стал международный терроризм. Террор как метод решения политических задач возник не в наши дни. Акты террора совершались и в далеком прошлом. В науке под терроризмом понимается метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно путем систематическоого использования насилия. Сами понятия «терроризм» и «террорист» появились в конце XVIII века. Согласно одному из французских толковых словарей, якобинцы часто употребляли это понятие по отношению к себе — и всегда с положительным оттенком. Однако уже в ходе Великой французской революции слово «террорист» приобрело оскорбительный смысл, превратившись в синоним «преступника». Впоследствии термин получил более широкое толкование и стал означать всякую систему правления, основанную на страхе. До самых недавних пор слово «терроризм» употреблялось очень широко и означало весь спектр различных оттенков насилия.
Терроризм — насильственное воздействие на людей с целью запугать их и добиться реализации своих планов.
Террористические действия всегда носят публичный характер и производятся с целью воздействия на общество или на власть.
Ученые, занимающиеся исследованием террора, выделяют три основных этапа в истории развития терроризма.
Первый этап охватывает период до середины XX века, когда организовывали и совершали террористические акты в основном небольшие группы заговорщиков или одиночки. По выражению Альбера Камю, это был «кустарный терроризм».
История России знает примеры политического террора подобного рода. Самые громкие из них — это устранение в 1881 году группой «Народная воля» царя Александра II, покушения на министров внутренних дел Д. Сипягина и В. Плеве, убийство премьер-министра П. Столыпина. Террористический акт — убийство членом сербской националистической организации Г. Принципом австрийского ­престолонаследника Франца-Фердинанда — послужил поводом для развязывания Первой мировой войны.
Второй этап в истории терроризма связан с периодом Второй мировой и «холодной войны», когда террор стал активно использоваться на государственном уровне. Уже не только отдельные группы заговорщиков, политические партии и движения, но и целые государства стали применять методы террора для борьбы со своими противниками. Так, в эпоху «холодной войны» террористическая деятельность в качестве средства борьбы стала поощряться правительствами двух сверхдержав — США и СССР.
И, наконец, на третьем этапе, т. е. в современную эпоху, террор вышел за рамки государств. Он приобрел глобальный, транснациональный характер. Террор теперь представляет собой целостную систему, объединяющую крупные финансовые средства, возможности их перетока и использования в различных регионах мира, мощнейшее информационное обеспечение, единую сеть — паутину, охватывающую весь мир. Террор стал средством не только политического давления на определенные государства, но и экономикой, позволяющей получать значительные доходы. В наши дни решать вопросы борьбы с терроризмом в рамках одной или нескольких стран немыслимо— это задача, требующая предельной концентрации усилий многих стран и народов.
Особенностью терроризма в наши дни является использование террористическими организациями и группами специфических черт современного общества. К их числу, несомненно, можно отнести значительное влияние на власть общественного мнения, развитие средств массовой информации, ориентированных на отражение сенсаций, привычка большинства людей развитых стран к спокойной жизни в достатке.
Российские исследователи Д. Гусев, О. Матвейчев, Р. Хазеев и С. Чернаков подчеркивают: «С каким бы лозунгом ни выступил террорист, он адепт и порождение глобализма. Основные заповеди глобализации: 1) каждый обязан быть услышанным; 2) должно быть пространство для высказываний. Террорист — тот, кто считает, что его не слушают, и с кем не считаются в общении и практике. Поэтому он берет слово и весь «мир гласности» устремляется к нему. Терроризм сегодня — как художественное произведение, как шоу, как картина. Он творится перед объективом сотен тысяч фото- и кинокамер. Он только там и возможен, где есть эти камеры и эта гласность. То есть в цивилизованном мире». Действительно, информация о террористических актах подается на первых полосах газет и во всех выпусках новостей. Действия террористов направлены на то, чтобы люди перестали поддерживать государство, которое не в состоянии обеспечить безопасность своих граждан.
Эти условия и привели к тому, что сегодня террористы предпочитают покушаться не на жизни лидеров, политиков, а захватывать в заложники или уничтожать как можно больше ни в чем не повинных обычных людей «из массы». Психологический эффект подобных преступлений весьма значителен. Посмотрим строки одной из газетных статей: «Страшно ездить в метро, летать самолетами, ходить в театры и концертные залы, страшно просто отдыхать вечером в собственном доме после рабочего дня…». Именно в этом и состоит цель действий современных террористов. Запугать людей, поселить страх в их сердцах.
Российский ученый Д. Ольшанский выделяет несколько типов современного терроризма: 1) политический (имеющий целью непосредственно оказать влияние на политических лидеров и их решения, может быть, добиться их устранения); 2) информационный (прямое, часто ­насильственное, воздействие на психику и сознание людей в целях формирования нужных мнений и суждений, распространение определенных «пугающих» слухов); экономический(дискриминационные экономические действия с целью давления на конкурентов, в числе которых могут быть как отдельные компании, так и государства);социальный (бытовой) (повседневное запугивание, с которым мы можем сталкиваться на улице, в школе, в быту, к примеру, со стороны «скинхедов», рэкетиров, терроризирующих малые предприятия).
Все эти типы терроризма так или иначе связаны между собой — они создают угрозу жизни людей, приводят к распространению страха среди населения. «Террористы способны самым серьезным образом изменить общественную атмосферу, посеять страх, неуверенность, недоверие к институтам власти. Их действия могут быть особенно разрушительны для демократических государств, где раздражение и возмущение граждан вполне могут выразиться в поддержке на выборах того, чьим единственным обещанием будет покончить с терроризмом», — отмечает российский ученый Л. Я. Гозман.
Можно констатировать, что вследствие действий террористов зачастую происходит смена правительственного курса, смена правящих кругов.
Терроризм внес серьезные изменения в жизнь народов и государств. Нарушаются привычные связи и уклад жизни. Оказывается, открытость общества, доверие к гражданам со стороны государства активно используется террористами для достижения своих целей. Важной проблемой для современного государства является необходимость ограничения прав и свобод отдельной личности для более успешного противостояния террору. После потрясших весь мир терактов, которые произошли 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне, власти США предприняли беспрецедентные меры безопасности в аэропортах, ввели новый ­порядок въезда в страну, усилили контроль за гражданами. В аэропортах значительно ужесточились проверки. И люди поняли, что во имя безопасности следует согласиться на эти ограничения. Но как подчеркивает популярный журнал «Бизнес-уик»: «Надзор и наблюдение находятся под контролем закона, который требует ставить граждан в известность о том, что проводится какая-то проверка, и который дает гражданам право исправить неверную информацию о себе». Дилеммой, перед которой оказалось современное общество, под давлением террористической угрозы, является «свобода в обмен на безопасность».
Новая волна террора нарастает с каждым годом начавшегося XXI века. Современный мир пережил ряд серьезных атак террористов. Самой крупной из них стал теракт 11 сентября 2001 года в Нью-Иорке, приведший к обрушению башен Всемирного торгового центра. Под развалинами башен-близнецов погибло более 3000 человек, выходцев из различных стран мира. Многие стали считать этот теракт началом новой эры. 2004 год стал трагически памятным для жителей Испании, когда террористы взорвали пассажирский поезд, прибывающий на мадридский вокзал Аточа. Взрыв унес жизни более 100 человек.
Значителен скорбный список жертв террора и в нашей стране. В сентябре 1999 года в Москве и Волгодонске террористы взорвали дома с мирными жителями. Погибло около 300 человек. Мы узнали страшное слово — гексоген. Гремели взрывы в пассажирских электричках, на рынках, автобусных остановках.
В октябре 2002 года в Москве бандитами был захвачен театральный центр на Дубровке. Название музыкального спектакля «Норд-Ост» стало символом страшной трагедии в современной истории России. При освобождении заложников, которых было более 800 человек, погибло около 130 человек. 70 человек погибли во время взрыва у Дома правительства в Грозном. Десятки человек погибли в ­результате взрыва у метро «Тушинская» на фестивале «Крылья» летом 2003 года, во время подрыва вагона в московском метро на станции «Автозаводская» в феврале 2004 года. Новая
волна террора накрыла нашу страну в августе–сентябре 2004 го­да. Террористки-смертницы взорвали два пассажирских самолета, на борту которых было 90 человек. Взрыв у метро «Рижская» унес жизни 10 человек.
И самая страшная трагедия, для описания которой трудно подобрать слова, произошла в северо-осетинском городе Беслане, в школе, где 1 сентября в День знаний боевиками-террористами были захвачены в заложники около 1200 человек, большинство из которых — дети. При освобождении заложников погибло 338 человек. Чудовищное преступление, обернувшееся гибелью детей! Что это, как не война, объявленная нам террористами и теми, кто стоит за ними и выделяет огромные финансовые средства на их деятельность?
Как противостоять террору? Как не допустить повторения подобного кошмара? Эти вопросы задают себе и простые люди, и военные, и главы ведущих государств мира. Искать ответы на эти вопросы должен каждый из нас. К сожалению, сегодня терроризм опережает реакцию народов и государств. Общественные и государственные структуры во многом оказались не готовы достойно отразить угрозу со стороны террористов. Война против террора приобретает тотальный характер. И один из ее фронтов — тот, что проходит через сознание и сердце каждого нашего современника. Нас — нормальных людей, стремящихся сохранять и поддерживать мирную жизнь, — подавляющее большинство. Террористы борются за наши души, стремясь посеять в них страх и отнять у нас достоинство и разум.
В своем обращении к гражданам России по случаю трагедии в Беслане В. В. Путин сказал: «Мы… не раз сталкивались с кризисами, мятежами и террористическими актами. Но то, что произошло сейчас — бесчеловечное, беспрецедентное по своей жестокости преступление террористов. Это — не вызов президенту, парламенту или правительству. Это — вызов всей России. Всему нашему народу. Это — нападение на нашу страну.
Террористы считают, что они сильнее нас. Что они смогут запугать нас своей жестокостью, смогут парализовать нашу волю и разложить наше общество. И, казалось бы, у нас есть выбор — дать им отпор или согласиться с их притязаниями. Сдаться, позволить разрушить и растащить Россию в надежде на то, что они в конце концов оставят нас в покое…
…Я убежден, что в действительности никакого выбора у нас просто нет.
…Весь мировой опыт показывает, что такие войны, к сожалению, быстро не заканчиваются. В этих условиях мы просто не можем, не должны жить так же беспечно, как раньше. Мы обязаны создавать гораздо более эффективную систему безопасности, потребовать от наших право­охранительных органов действий, которые были бы адекватны уровню и размаху появившихся новых угроз.
Но самое главное — это мобилизация нации перед общей опасностью. События в других странах показывают: наиболее эффективный отпор террористы получают именно там, где сталкиваются не только с мощью государства, но и с организованным, сплоченным гражданским обществом».
Справедливость этих слов многократно подтверждается примерами из недавней истории. Что, как не негативное отношение к террористам со стороны общества, заставило отказаться от радикальных действий террористические организации в Германии, Италии, Северной Ирландии, еще пару десятилетий назад наводивших ужас на мирных жителей. Сотни тысяч людей по всему миру выразили свой протест против террора после 11 сентября 2001 года; после взрыва на вокзале Аточа вышла на улицы вся Испания, вся Европа. Более 130 тысяч москвичей приняли участие в митинге против террора в дни бесланской трагедии. А миллионы россиян 9 сентября в 9 часов утра (время захвата террористами школы в Беслане) почтили память погибших минутой молчания, гудками своих автомобилей, зажженными фарами. Общество скорбит, но эта скорбь не приводит к слабости и растерянности. Люди объединяются, поддерживают друг друга, становятся сильнее от совместно пережитой боли.
Глобальные проблемы: экологические, экономические, политические, социальные.
Загрязнение окружающей среды. Возникает из-за того, что мы привыкаем к каким-либо действиям, а когда выясняем, насколько они вредны, не можем от них отказаться. Так наши привычки становятся нашими врагами. Суть загрязнения состоит в накоплении вредных, ядовитых веществ (токсинов) в окружающей среде. В настоящее время этот процесс идет настолько интенсивно, что природные механизмы очищения не в силах справиться с наплывом токсинов. А последствия загрязнения окружающей среды будут заключаться в том, что во всех природных продуктах, которые мы считали безопасными, будут появляться вещества, созданные нами и зачастую опасные для жизни. Кроме того, повышение концентрации вредных веществ приведет к вымиранию многих видов жизни на Земле.
Быстрые темпы роста населения. В конце XVIII века в европейских странах повысился уровень медицинского обслуживания в целом. Смертность стала уменьшаться, но рождаемость осталась на прежнем уровне. Это привело к росту населения. Однако к середине XX века в этих странах произошел спад рождаемости, в результате чего естественный прирост сильно сократился. Другая картина характерна для тех стран, которые сейчас имеют статус развивающихся. В этих странах в середине XX века значительно улучшилось медицинское обслуживание. При этом уровень рождаемости остался высоким, и как результат — огромные темпы прироста населения. Так называемый «демографический взрыв» — это одна из самых главных проблем на сегодняшний день. Как правило, высокий показатель естественного прироста характерен для стран со слаборазвитой экономикой, где государство не может обеспечить достойного существования для уже существую­щей численности населения. «Демографический взрыв» связан, в частности, с тем, что в странах с традиционно высокой смертностью и высокой рождаемостью был повышен уровень медицинского обслуживания. Смертность сократилась, а уровень рождаемости так и остался высоким. Результаты «демографического взрыва» видны уже сегодня. Территории с избытком населения подвержены разрушительным процессам: эрозия почв, истребление лесов; остро стоят проблемы продовольствия, антисанитарии и многие другие.
Проблема перенаселенного «юга» обусловлена тем, что «демографический взрыв» связан с конкретными регионами: Юго-Восточной Азией, Африкой, Латинской Америкой. Причина существующей проблемы заключается в том, что эти страны не обладают достаточно развитой экономикой и не могут самостоятельно решать стоящие перед ними проблемы.
Межнациональная рознь. В ряде регионов мира не до конца преодолены межэтнические противоречия; многие народы так и не смогли создать свои национальные государства, самоопределиться, и для них проблема этнической самоидентичности стоит весьма актуально (например для курдов, ряда балканских народов и народов бывшего СССР). В ряде случаев к межнациональной розни добавляется межконфессиональная: если проживающие рядом народы исповедывают разную религию, то такое соседство зачастую порождает конфликты, в том числе и вооруженные. Таким образом, проблема межнациональной розни тесно связана с существованием локальных конфликтов.
Локальные конфликты. Они несут в себе в первую очередь все ужасы и бедствия войны. Но кроме этого всегда есть опасность перерастания локального конфликта в глобальный, ведь в урегулировании конфликта сильные развитые страны могут принимать позиции разных сторон.
Угроза ядерной войны. Существует серьезная опасность, что в ходе военных действий будет применяться оружие массового поражения, основанное на получении энергии в ходе ядерных и термоядерных реакций. Во-первых, разрушительное действие такого оружия достаточно продолжительно во времени, во-вторых, от него практически нет защиты, а в-третьих, ядерного оружия, имеющегося на сегодняшний день, хватит, чтобы несколько раз уничтожить все живое на Земле. Кроме того, после массового применения ядерного оружия даже в одной точке земного шара нам всем грозит ядерная зима. Таким образом, ядерное оружие — это простой способ уничтожить человечество. Не важно, кто будет первым, — важно то, что если кто-то первым нажмет на кнопку, ничего больше не будет. Именно поэтому многие страны подписывают конвенции о запрещении применения и испытания ядерного оружия.
К числу глобальных политических проблем можно отнести и сохраняющиеся на мировой арене полюса силы, различие интересов (США — Европа — Россия — Азиатско-Тихоокеанский регион), борьба за сферы влияния. Путь к справедливому мировому порядку еще достаточно долог.
Одна из проблем — различие в политических системах. Большинство современных государств вполне осознали преимущества демократии, век тоталитарных режимов на земле заканчивается, но эта проблема еще не исчерпана до конца — сохраняются своеобразные заповедники тоталитаризма на Востоке (Северная Корея, Ирак, ряд африканских стран), не проведена политическая модернизация Китая, Кубы, да и многие страны, заявив ­о своей приверженности демократии, не торопятся подтвердить слова делом.
Продовольственная проблема — это неспособность развивающихся стран полностью обеспечить питанием свое население. На самом деле потенциал планеты и современные технологии позволяют прокормить в два раза больше людей, чем все население Земли на сегодняшний день, более того, объем производства продовольствия в мире может удовлетворить потребности всей планеты. Однако по экономическим причинам решение типа «взять и поделить» невозможно.
Полюса развития — это поляризация мира по принципу развитости экономики. Есть страны с высоким уровнем жизни, высоким доходом на душу населения. Такие страны могут не только самостоятельно решать свои проблемы, но и помогать развивающимся странам преодолевать трудности развития. Проблема же в том, что развитые страны не всегда жаждут поделиться своими деньгами со странами третьего мира, а наоборот, вынуждают их к не всегда выгодному сотрудничеству.
Истощение ресурсов. Раньше человек мог спокойно разрабатывать месторождения, заботясь лишь о том, чтобы это было ему экономически выгодно. Но современная ситуация показывает, что в скором времени полезные ископаемые попросту закончатся. Так, при современном уровне добычи запасов нефти может хватить на 100–200 лет; природного газа — на 100 лет. Истощение грозит не только невозобновимым ресурсам, но и тем, которые относят к разряду возобновимых.

По-прежнему сложной остается обозначенная «Римским клубом» еще в 1970-е годы проблема экономического роста и его пределов.
Духовные проблемы. Глобальные проблемы разнообразны, сложны и противоречивы. Они охватывают широкий спектр человеческих отношений и деятельности. Как человеку сохранить свою человечность, остаться самим собой? Решение глобальных проблем — задача всей планеты, а для этого необходимо мирное, добровольное, осознанное сотрудничество всех людей.
Проблемы современного человечества связаны с духовной жизнью, деградацией «массовой культуры», размыванием устоявшихся моральных, нравственных ориентиров, уходом людей от реальных проблем в мир иллюзий, порожденных наркотическим опьянением, использованием специальных психотропных препаратов; сложные вопросы ставит перед человечеством НТР, особенно ее современный этап — массовая компьютеризация, продвижение к разрешению проблемы создания искусственного интеллекта. Человечество рискует утратить свою духовность, свою способность воспринимать, чувствовать и творить прекрасное. В борьбе за сохранение человека сплотились ученые, создавшие движение «синих» (в отличие от «зеленых» — борцов в защиту природы). Это движение отстаивает право человека оставаться самим собой даже в век современных технологий. Надо признаться, что защищать человека во многом приходится от него самого. Ведь кто, как не человек, стремится переложить всю работу на машину, а самому предаваться лени, тратить время на совершенно никчемные занятия? Мы готовы довольствоваться эрзац-культурой, дешевыми подделками великих мастеров. Мы перестали ходить в музеи, читать книги, писать стихи. Издательства, берущиеся издавать произведения старых мастеров-классиков, не решаются печатать свою продукцию крупными тиражами, зато весь рынок заполнен дешевым многотиражным «чтивом» — детективами со стрельбой, насилием, погонями; приторными любовными романами, немудрящей фантастикой и комиксами про космических монстров. Эти книги «съедают» наше время, не давая пищи уму. Мы забываем живое звучание музыкальных инструментов: скрипки, виолончели, гитары, фортепиано. Вместо этого — сумасшедшие децибелы звука искусственного, синтетического. Понимая все это, действительно можно усомниться в ценности человеческого рода.
Люди должны пойти по единому пути, который выведет их из кризиса. Существует несколько точек зрения на этот путь. Рассмотрим два противоположных взгляда на то, какой должна быть роль человека в мире, насколько в действительности серьезны существующие и ожидаемые проблемы с окружающей средой и ресурсами и как их решать.
Неомальтузианцы (последователи ученого XIX века Мальтуса) уверены в том, что, если современные тенденции сохранятся, мир станет еще более перенаселенным ­и более загрязненным, а многие виды ресурсов истощатся. Они уверены в том, что такая ситуация приведет к серьезным политическим и экономическим коллизиям и увеличит угрозу войны с применением ядерных и обычных вооружений по мере того, как богатые будут богатеть, а бедные беднеть.
Члены оппозиционной группы называются корнукопианцами. Это название происходит от слова cornucopia (лат.) — «рог изобилия, символ богатства». Большинство корнукопианцев являются экономистами. Они уверены, что при сохранении современных тенденций экономический рост и технологические достижения обеспечат создание менее перенаселенного, менее загрязненного и более богатого ресурсами мирового сообщества.
Можно сказать, что споры между ними сродни спорам оптимистов и пессимистов. Кто из них прав? Можно ли утверждать, что права в этом споре только одна из сторон?
Передовые современные ученые не могли остаться в стороне от обсуждения и поиска путей разрешения глобальных проблем. Ими был создан ряд авторитетных, международных организаций, влияющих на принятие важных политических решений. Одна из таких организаций — «Римский клуб» — создана в 1968 году для обсуждения проблем выживания человеческой цивилизации. Много лет «Римский клуб» возглавлял итальянский общественный деятель Аурелио Печчеи. Именно Печчеи была сформулирована основная задача организации — проведение исследований в области экологии, исчерпания ресурсов, экономического роста, «демографического взрыва» и т. д. В числе устроителей — Эдуард Пестель, известный немецкий ученый, специалист в области теории системного анализа и автоматизированных методов управления. Первый доклад «Римскому клубу» назывался «Пределы роста». Он был подготовлен научно-исследовательской группой под руководством Денниса и Донелы Медоуз, сотрудников Массачусетского технологического института (США), и опубликован в 1972 году. Доклад осуждал безудержный рост производства в мире. Второй доклад появился в 1974 году. он назывался «Человечество на перепутье». Его составителями были Э. Пестель и М. Месарович. В нем, в отличие от первого доклада, для человеческой цивилизации была выдвинута как перспективная «концепция органического роста», в которой мир уподоблялся живому организму, где каждый регион имеет свои функции в рамках единого целого.

Третий доклад «Римскому клубу» был составлен извест­ным нидерландским экономистом Я. Тинбергером и его группой. Он назывался «Перестройка международного порядка» или РИО. Проект РИО исходил из идеи взаимозависимости всех стран и народов, необходимости изменений в социально-экономической, политической и культурной сферах и формирования нового мирового порядка. Цель этого порядка состит в том, чтобы, координируя интересы всех стран, как развитых, так и развивающихся, создать эффективную систему регулирования международных отношений: должна быть разрешена проблема государств-кредиторов и государств-должников. Тем из них, которые в принципе не в состоянии выплатить долги, накопившиеся за десятилетия неравноправного существования на мировом рынке, их следует списать. Мир должен стать более справедливым, иначе у него мало шансов на выживание. Должна быть прекращена гонка вооружений. Бессмысленно и бесперспективно тратить огромные средства и силы людей на создание оружия, необходимо направить все усилия на рациональное использование ресурсов земли, сохранение природного баланса, достижение всеми людьми на Земле достойного их уровня жизни.
Кроме «Римского клуба» существует и Пагуошское движение, основанное рядом современных ученых-гуманистов, среди которых Б. Расселл, А. Швейцер. Главной задачей этого движения является обсуждение проблемы ответственности ученых за судьбы своих открытий, чтобы эти открытия не были употреблены во зло, органически сочетались с гуманистической природой человека и служили ему во благо.


2.ЧЕЛОВЕК

2.1человек как продукт биологический,соц. и культ.эволюции.
Научное исследование происхождения человека- антропогенез, 19в, Дарвин.
Ф.Энгельс- «роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»
Труд-решающий фактор эволюционного превращения древнего предка человека в социальное и культуросозидающее существо.
Три главных направления исследования процесса становления человека:
1.развитие геологических процессов.
2.биологические предпосылки и генетические механизмы.
3.комплексный процесс,осуществляющийся на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов.
Начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека 14-20млн лет назад-образ жизни в саваннах,систематическое использование орудий.
Австралопитеки- 5-8 млн л.н., широкое использование орудия.
2 млн л.н. –первый представитель рода Homo Habilis –человек умелый.
1-1,3 млн.л.н.- Homo erectus-человек прямоходящий (объем мозга 800-1200см3), соверешнные орудия охоты, владение огнем,речь.
150-200тыс.л.н.- homo sapiens –человек разумный. Перестал приспосабливаться к окружающей его среде,а начал приспосабливать среду к своим потребностям.
40-50 тыс.л.н.- кроманьонец,наш близжайший предок.
Основа теории антропогенеза- осознание целого комплекса условий, в котором орудийная деятельность и труд рассматривались во взаимодействии с развитием речи, сознания человека, с процессом формирования нравственных представлений, складывания мифологии, ритуальной практики и т. д. Только все вместе эти факторы обеспечивают общественное развитие и находят свое воплощение в культуре.
Теоцентризм (средневековье)- в центре всего идея Бога,как творца всего.
Антропоцентризм (Новое время)- в центре мироздания-человек.
Рационализм - человек прежде всего-разумное сущ-во. «Мыслю.значит существую»-Рене Декарт.
Иммануил Кант-родоначальник немецкого классического идеализма вопрос о том, что есть человек, что он может и что должен, напрямую связал с основным вопросом философии и с пониманием специфики философствования. Кантовское дуалисти­ческое понимание человека (принципиальное раз­личие души и тела), предполагает принадлежность его к двум различным мирам: миру природной не­обходимости и миру нравственной свободы. В пер­вом он несвободен, зато свободен во втором.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель, основатель си­стемы абсолютного идеализма, вывел понятие аб­солютного духа за пределы духовности отдельного человека и всего человечества. Это своеобразный космический разум, существующий вне и независи­мо от мира. Более того, весь мир является его воплощением, этапами его развития. Человек может трактоваться как частичка этого мирового разума, но лишь в той мере, в которой он приобщается к этой космической идее разумности. А таким спосо­бом приобщения выступает постижение такой муд­рости, как философия.
Натурфилософия романтизма - Человек есть субъект Духовной деятельности.
Фейербах в противовес этому развивает антропо­логическую концепцию природы человека. Человек, прежде всего, понимается им как телесно чувствующее существо. В иррационалистической философии 18 - 19 веков доминирующими в объяснении че­ловека становятся тенденции трактовки его немыслимых способностей: воля, чувство, интуиция и т.п. Согласно Ницше, человек есть, прежде всего, игра жиз­ненных сил и их влечение, а не сознание и разум. Экзистенциализм, персонализм, феноменализм харак­теризовали человека как индивидуальную личность.
Человек отличается от животного следующими чертами:

1 производит свою собственную окружающую сре­ду (жилище, одежду, орудия труда), а животное не производит, только использует то, что есть в наличии;

2изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, животное же может изменять свой мир только по потребности своего вида;

3 может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей води и фантазии, дей­ствие животного же ориентируется исключитель­но на удовлетворение физической потребности (го­лод, инстинкт продолжения рода, групповые, ви­довые инстинкты и т.п.);

4 способен действовать универсально, животное же - лишь применительно к конкретным обстоятель­ствам; свою жизнедеятельность делает предметом (осмысленно к ней относится, целенаправленно изменя­ет, планирует), животное же тождественно своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя.
Человек - не только природное, но и общественное существо, живущее в особом м



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.111 (0.014 с.)