Многообразие социальных групп



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многообразие социальных групп



Вся история жизни людей — это история их взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми. В ходе этих взаимодействий формируются социальные общности и группы.
Наиболее общим понятием является социальная общность — совокупность людей, объединенных общими условиями существования, регулярно и устойчиво взаимодействующих друг с другом.
В современной социологии выделяется несколько типов общностей.
Прежде всего, номинальные общности — совокупности людей, объединенных общими социальными признаками, которые устанавливает ученый-исследователь для решения поставленной им научной задачи. К примеру, могут быть объединены люди одного цвета волос, кожи, любящие спорт, коллекционирующие марки, проводящие отдых на море, причем, все эти люди могут никогда не вступать в контакт между собой.
Массовые общности — это реально существующие совокупности людей, случайно объединенных общими условиями существования и не имеющих устойчивой цели взаимодействия. Типичными образцами массовых общностей являются болельщики спортивных команд, поклонники эстрадных звезд, участники массовых политических движений. Чертами массовых общностей можно считать случайность их возникновения, временность и неопределенность состава. Одним из видов массовой общности является толпа. Французский социолог Г. Тард определял толпу как множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединенных чувством, верой и действием. В структуре толпы выделяются, с одной стороны, лидеры, с другой — все остальные.
По мнению социолога Г. Лебона, поведение толпы обусловлено определенной инфекцией, провоцирующей коллективные устремления. Люди, зараженные этой инфекцией, способны на непродуманные, подчас разрушительные действия.
Как защититься от подобной инфекции? Прежде всего, иммунитет к ней имеют люди, обладающие высокой культурой, хорошо информированные о политических событиях.

Помимо толпы, социологи оперируют такими понятиями, как аудитория и социальные круги.
Под аудиторией понимается совокупность людей, объединенная взаимодействием с определенным индивидом или группой (например, люди, смотрящие спектакль в театре, студенты, слушающие лекцию преподавателя, журналисты, присутствующие на пресс-конференции государственного деятеля и прочее). Чем больше аудитория, тем слабее связь с объединяющим началом. Обратите внимание, во время трансляции заседания какой-либо большой группы людей телекамера может выхватить кого-то из аудитории, кто заснул, кого-то, кто занимается чтением газеты или рисует фигурки в своем блокноте. Такая же ситуация часто происходит и в студенческой аудитории. Поэтому важно помнить правило, сформулированное еще древними римлянами: «Не оратор является мерой слушателя, а слушатель — мерой оратора».
Социальные круги — общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий. Их функция — обменяться информацией. Например, обсудить изменение курса доллара по отношению к другим валютам, выступление национальной сборной в отборочном цикле чемпионата мира по футболу, намечающиеся правительством реформы в области образования и прочее. Разновидностью таких социальных кругов является профессиональный круг, например, ученые, педагоги, артисты, художники. Наиболее компактным по составу является дружеский круг.
Социальные круги могут выдвигать своих лидеров, формировать общественное мнение, являться основой для формирования социальных групп.
Наиболее распространенным в социологии понятием является социальная группа.
Под социальной группой понимается совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентиров. В науке выделяется несколько признаков социальной группы:
• устойчивость состава;
• продолжительность существования;
• определенность состава и границ;
• общая система ценностей и норм;
• осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом;
• добровольный характер объединения (для малых групп);
• объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп).
В социологии выделяется ряд оснований для классификации групп. К примеру, по характеру связей группы могут быть формальными и неформальными. По уровню взаимодействия внутри группы выделяют группы первичные (семья, компания друзей, единомышленников, одноклассников), для которых характерен высокий уровень эмоциональных связей, и группы вторичные, у которых почти отсутствуют эмоциональные связи (трудовой коллектив, политическая партия).
Приведем пример классификации социальных групп по разным основаниям в виде таблицы:
Виды социальных групп

Основания классификации групп Тип группы   Примеры
По количеству участников малые     средние   большие семья, группа друзей, спортивная команда, совет директоров фирмы трудовой коллектив, жители микрорайона, выпускники университета этносы, конфессии, программисты
По характеру отношений и связей формальные неформальные политическая партия, трудовой коллектив посетители кафе
По месту жительства поселенческие горожане, селяне, жители столичного мегаполиса, провинциалы
В зависимости от пола и возраста демографические мужчины, женщины, дети, старики, молодежь
По этнической принадлежности этнические (этносоциальные) русские, белорусы, украинцы, вепсы, марийцы
По уровню дохода социально-экономические богатые (люди с высоким уровнем дохода), бедные (люди с низким уровнем дохода), средние слои (люди со средним уровнем дохода)
По характеру и роду занятий профессиональные программисты, операторы, учителя, предприниматели,

 


Подобный перечень можно продолжать и продолжать. Все зависит от основания классификации. К примеру, определенной социальной группой можно считать всех пользователей персональными компьютерами, абонентов мобильной связи, совокупность пассажиров метрополитена и так далее.
Сплачивающим, группообразующим фактором является и гражданство — принадлежность человека государству, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Граждане одного государства подчиняются одним законам, имеют общие государственные символы. Принадлежность к тем или иным политическим партиям и организациям устанавливает идеологическую близость. Коммунисты, либералы, социал-демократы, националисты по-разному представляют себе будущее и правильное устройство общества. В этом отношении очень похожи на политические общности и религиозные объединения (конфессии), только они больше внимания уделяют не внешним изменениям, а внутреннему миру людей, их вере, добрым и злым поступкам, межличностным отноше­ниям.
Особые группы образуют люди с общими интересами. Спортивных болельщиков из разных городов и стран роднит страсть к любимому виду спорта; рыболовов, охотников и грибников — поиск добычи; коллекционеров — стремление приумножить свое собрание; любителей поэзии — переживания по поводу прочитанного; меломанов — впечатления от музыки и так далее. Всех их мы легко обнаружим в толпе прохожих — в одежде болельщиков присутствуют цвета их любимой команды, меломаны ходят с плейерами и полностью поглощены музыкой и т. д. Наконец, учащихся всего мира объединяет стремление к знаниям и получению образования.
В нашей стране сейчас существуют практически все из перечисленных выше социальных групп. Самая большая проблема российского общества — огромная пропасть между небольшой группой сверхбогатых людей и основной массой населения, живущей на грани нищеты. Для развитых современных обществ характерно наличие так называемого среднего класса. Его составляют люди, которые обладают частной собственностью, средним уровнем доходов и определенной независимостью от государства. Такие люди свободны в выражении своих взглядов, на них трудно оказывать давление, они не допускают нарушения своих прав. Чем больше представителей этой группы, тем благополучнее общество в целом. Считается, что в стабильном обществе представители среднего класса должны составлять 85–90%. К сожалению, у нас эта группа только формируется, а обеспечить быстрый ее рост — одна из основных задач государственной поли­тики.

Социальный статус

В любом обществе вне зависимости от его исторических и географических рамок складывается иерархия, порядок расположения групп людей. Где-то этот порядок определяется рождением, где-то образованием, где-то богатством. Положение каждого конкретного человека в подобной иерархии можно назвать социальным статусом.
Социальный статус — положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением, и связанный с этим определенный набор прав и обязанностей.

Все статусы делятся на две большие группы — исходные (предписанные, прирожденные) и достигаемые. Среди первых обычно называют пол, расу и возраст. Иногда сюда же включают национальность и религиозную принадлежность (это характерно для традиционных обществ). Маленькие девочки играют с куклами и помогают маме по хозяйству, а мальчики больше находятся на улице, предпочитают подвижные игры и боятся прослыть «маменькиными сынками». С возрастом эти различия переходят на другой уровень. Достигаемый статус закрепляется только с учетом индивидуальных качеств человека, благодаря его выбору, таланту, активности, способностям, исполнительности или везению.
Раньше огромную роль в обществе играли прирожденные (заданные) статусы. Жизнь человека во многом зависела от положения его родителей в обществе, а его собственные таланты, образование и умение не играли решающей роли. К примеру, представитель духовенства или дворянин в средневековой Франции относились к привилегированным сословиям, им и предоставлялись все основные права. И, напротив, третье сословие — абсолютное большинство жителей страны — было лишено гражданских прав.
В современном обществе каждый может достигнуть высокого статуса, многое зависит от самой личности. В какой-то степени статусы и роли похожи друг на друга, но главная разница между ними в том, что статус предполагает оценку окружающих, а роль выполняется самим человеком.
Выделяют ученые-обществоведы и другие виды статусов. Среди важнейших из них: главный(наиболее характерный для данного человека статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они его отождествляют); социальный(положение человека как представителя большой социальной группы); личный (индивидуальный) (положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам (лидер, аутсайдер и т. п.)).

Социальный статус включает в себя: 1) Атрибутивные признаки – принадлежность к коллективу, классу, социальной группе. 2) Функциональные признаки 3) Оценочные (престиж и пр.) 4) Нормативные признаки – выполнение человеком норм поведения.
Социальный статус показывает то, что личность может делать и то, что она делает. Каковы результаты ее действий. Социальные связи между людьми складываются на основе выполнения ими социальных функций. Социальный статус личности – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, профессией, семейным положением и пр. Индивид же обладает не только определенным социальным статусом, но и ролевым набором. Его постоянно оценивают другие индивиды, группы, общества. Эти оценки называются престижем. Степень признания обществом личных и деловых качеств определяется как авторитет. Социальный статус, авторитет и престиж личности определяют: 1)Образование 2)Материальное благосостояние 3)Квалификация 4)Личные качества человека.

Социальные роли

Одним из наиболее значимых в современной социологии понятий является понятие социальная роль. В отечественной науке оно укоренилось не так давно, но в зарубежной, особенно американской, социологической мысли подобное понятие было введено более полувека тому назад.
Наверное, у вас есть любимые актеры. За что их любят? Конечно, не только за внешность. Они заставляют нас переживать, верить в происходящее на экране или сцене.
Древние греки говорили, что жизнь — театр, а человек в ней — актер. Давайте посмотрим на себя с точки зрения ролей, которые играются на сцене под названием «повседневная жизнь». Вы просыпаетесь рано утром, и родители кормят вас завтраком, дают поручения и советы, помогают выбрать одежду. Здесь вы выполняете роль сына или дочери. По дороге в роли товарища можно поболтать с другом из соседней школы. Затем вы превращаетесь в старшеклассника­ и изучаете определенные предметы, а на перемене становитесь просто учащимся школы, потому что здесь нет деления по классам. После пребывания в учебном заведении иногда приходится становиться покупателем или пассажиром, а на улице — футболистом, болельщиком, меломаном, прохожим и так до бесконечности. Каждый человек одновременно способен выполнять целый набор социальных ролей: он может быть членом семьи (сыном, внуком, отцом, дедом), работником крупного предприятия, членом политической партии, болельщиком футбольной команды, членом попечительского совета школы, в которой учатся его дети, другом и так далее. Ряд ролей типичен для молодых людей и мало характерен для взрослых. К примеру, ребята чаще становятся завсегдатаями дискотек, членами фан-клубов популярных артистов, клубов любителей компьютерных игр. Только взрослые могут быть военнослужащими срочной службы, избирателями, избранными на государственные должности.
В тоже время есть ряд ролей, которые подростки и взрослые могут исполнять в равной мере. Приведем примеры: пользователь Интернета, футбольный болельщик, покупатель в магазине, посетитель библиотеки или музея.
Как трактуется социальная роль в науке? Под социальной ролью понимаетсяспособ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружающих людей. Также роль может быть рассмотрена как совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему определенную позицию.
Каждая из этих ролей предполагает определенное поведение — то, что позволено делать в роли футболиста, не подходит для пассажира, а поведение покупателя не может переноситься в школу. Например, в роли водителя автомобиля директор предприятия не может приказывать другим водителям, даже если среди них будут его подчиненные. У каждой роли существуют свои правила, требования, права, ожидаемое поведение. Есть они и у учащихся.
Конечно, с течением времени одни и те же социальные роли меняются. Исторические и национальные особенности значительно влияют на социальную структуру общества, ведь роль, например, мужа сегодня и роль мужа в Древнем Китае совершенно различны, так же как и роли детей, стариков, военных, писателей и т. д.
Важной проблемой считается соотнесение социальной роли и личностного «Я». Порой человек вынужден идти наперекор собственным устремлениям во имя следования тем общепринятым штампам и ожиданиям, которые предъявляются ему обществом.
Положение человека осложняется еще и тем, что некоторые его роли могут вступать в конфликт. Так, преступник вполне может ощущать себя заботливым родителем, но рано или поздно придется делать выбор: раскрытие преступления влечет за собой наказание и отлучение от собственных детей, а это значит, что одна из ролей должна при конфликте вытеснить другую.
Многочисленны социальные роли и современного российского подростка. Он одновременно выступает в роли члена семьи (внука или внучки, сына или дочери, брата или сестры), члена школьного коллектива, участника дружеской­ компании во дворе или на даче, члена фанатского ­объединения футбольного клуба, завсегдатая Интернет-кафе и т. д. Есть роли, которые могут выполнять только взрослые или только дети. Например, роль солдата-срочника может быть только у молодого человека, уже достигшего возраста 18-ти лет. Только с 15 лет подросток может оформиться на временную работу по договору, приобрести социальную роль труженика, работника. Только взрослый может быть водителем автомобиля. Роль же учащегося средней школы типична для ребенка, но крайне редко в средней школе (вечерней) учатся взрослые.
И, напротив, есть роли, равно выполняемые и детьми и взрослыми.Футбольными болельщиками, посетителями интернет-кафе, концерта популярной рок-группы, поклонниками модного писателя могут быть люди разных полов и возрастов.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.58.220 (0.009 с.)