Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

Поиск

Агрессивная самодеятельность

Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная (фр. epater — пора­жать, удивлять) самодеятельность

Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни — одежде, прическе, так и в духовных — искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)

Альтернативная самодеятельность

Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность

Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность

Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает воз­растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

 

Этнические общности

В древности люди жили замкнутой жизнью — каждая группа (род, племя) имела свой район обитания, свои занятия, особые знаки отличия, свой язык, свои верования. Все другие считались врагами, и поэтому происходили ­постоянные столкновения. Постепенно ситуация менялась — ­по­явились союзы племен и другие объединения разных групп. Вместе с тем особые черты прежних групп оставались. Так появилось взаимодействие этнических групп.
Этническая группа — группа людей, имеющих особые этнические, то есть культурные, языковые или расовые черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение и которые сами осознают свою причастность к общей группе. Освоенные и воспринятые этнические различия — язык, культура, религия, расовые черты передаются по наследству. Как правило, в современных государствах живут многочисленные этнические гру­ппы.
Характерная черта этнической группы — то, что ее члены классифицируют себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую они всеми способами стремятся сохранить. Можно выделить 4 обязательных критерия причисления индивида к определенной этнической группе: самоопределение (причисление себя к этнической группе, собственное желание индивида принадлежать к ней, классифицировать себя как члена группы), наличие родственных связей, культурные особенности, наличие социальной организации для внутренних контактов и для взаимодействия с окружающими.
Таким образом, этническую группу можно охарактеризовать как объединение людей, имеющих общие культурные, языковые, религиозные или расовые черты, характеризующихся общим происхождением и осознающих свою причастность к единой группе.
Главной особенностью таких групп является выделение себя из окружающих людей, понимание особенностей своей культуры и стремление всеми способами ее сохранить. Большинство ученых выделяют три основных вида этнических общностей, существовавших в истории человечества: племена,народности и нации.
Изучая историю древнего мира, вы часто слышали о родах и племенах. Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, единым языком, общими обычаями и верованиями.
Следующей ступенью объединения людей было племя — объединение нескольких родов. Именно племена считаются исторически первым этническим объединением. Каждое из них имело особый миф о своем происхождении, показывавший своеобразие и непохожесть на другие племена. Многие вели родословную от предков-животных и старались всячески на них походить — в танцах старались повторить повадки и движения священных зверей, раскрашивали себя под тигров, медведей или змей. Так подчеркивалась собственная позиция в окружающем мире. Сейчас в мире почти не осталось племен — они сохранились только в некоторых районах Африки, на островах Тихого океана, в лесах Южной Америки. Их жизнь остается такой же, как и тысячи лет назад, из поколения в поколение передаются представления предков о мире, традиции, образ жизни, манеры поведения. Представители этих племен никогда не видели городов, современных машин, ничего не знают о телевидении и кино. Ученые изучают сохранившиеся племена и делают выводы о том, что представляла собой жизнь людей в древние времена.
С возникновением государств племена стали превращаться в народности — более крупные общности с единством языка, территории, экономическими и культурными связями. Они зачастую образовывали одно государство, но сами еще оставались достаточно разобщенными, потому что господствовало натуральное хозяйство, при котором каждое селение производило все необходимое для жизни и мало нуждалось в установлении торговых связей. Не все народности смогли сохраниться до наших дней — загадочна судьба скифов, этрусков, ассирийцев, хазар и многих других. И все же большинство из них превратились в нации и существуют в современном мире.
Под нациями понимается устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общего происхождения, единой культуры, совместного проживания и тесного общения между собой. Самым главным при формировании наций являются налаженные отношения — экономические, политические, культурные и межличностные. Исторически они появились с распространением торговых отношений. Формирование многих из европейских наций историки относят к XVI–XVII векам. Эти группы характеризует также и наличие своей национальной идеи, под которой понимаются свои ответы на вопросы о происхождении народа, смысле его существования, о его месте в мире, об отношениях с соседями, о чертах уникальности и особенностях национального характера.
Общность нации выражается в особой национальной культуре.

Межнациональные отношения

В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и другие связи. Они могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими), основанными на соперничестве и на сотрудничестве, равноправными и неравноправными. При этом не всегда обходится без конфликтов. Обычно их причинами являются территориальные споры, исторически сложившаяся напряженность, притеснение малых наций и народов, использование национальных чувств отдельными политическими лидерами с целью создания напряженной обстановки, стремление отдельных народов выйти из многонационального государства и создать собственное (по-другому его называют сепара­тизмом).
В мире достаточно примеров национальных конфликтов — кризис и многолетняя кровопролитная война в бывшей Югославии, территориальные споры между республиками­ бывшего Советского Союза, сепаратистские настроения в Северной Ирландии и в канадской провинции Квебек, войны­ между центральноафриканскими государствами и так далее.
Основу этих конфликтов составляют представления об особой роли своей группы в обществе, которые еще с древних времен были характерны для многих народов. Приведем пример из одного индейского мифа: «Чтобы закончить устройство мира, Бог вылепил из теста три человеческие фигурки и положил их в печь. Через некоторое время, сгорая от нетерпения, он вынул из печки первого человечка, наружность которого была слишком светлой и не очень приятной. Он был «непропечен» и внутри. Чуть позже Бог достал второго, он удался на славу — был красиво коричневым снаружи и «спелым» внутри. С радостью Бог сделал его основателем индейского рода. Ну а третий за это время сильно подгорел и стал совсем черным. Первый из испеченных человечков стал основателем белого рода, а последний — черного». Такой подход в своих крайних формах приводит к выводу, что определенные люди по своим биологическим расовым качествам изначально якобы более одарены и талантливы, как физически, так и психически, и поэтому более способны для руководства и управления.
Позиция этнического превосходства приводит в итоге к дискриминации — сокращению или лишению прав и свобод для определенной группы населения. В быту это выражается запрещением посещения отдельных ресторанов, пляжей, кинотеатров или городских районов; в производственной сфере — запретом на профессии, труднодоступностью образования, невозможностью успешной карьеры; в психологическом плане — обидными кличками, насмешками, анекдотами о «недоразвитом» народе и т. п. В крайних случаях меньшинства отдельно проживают в особых поселениях, заключают браки внутри своей группы. Такая система разделения долгое время существовала в ЮАР (Южно-Африканской Республике), где черное население изолировалось и лишалось большинства прав.
ХХ век дал много примеров разжигания страстей на национальной почве. Фашистская Германия взяла на вооружение расистские идеи о превосходстве одной группы людей над всеми остальными и существовании особой расы арийцев — избранного народа, который должен управлять всем миром. Воплощение этой идеи в жизнь привело к стремлению полностью уничтожить евреев, цыган, поляков, а других подчинить «истинным арийцам». Были даже определены внешние параметры высшей расы — определенный цвет волос, телосложение, разрез глаз, форма лица и т. п. Любопытно, что ни Гитлер, ни многие из его приближенных сами не подходили под эти параметры.
Сейчас появилось много неонацистских партий и движе­ний, которые используют националистические идеи для повышения своего авторитета и популярности. Кому не хоче­тся слышать, что он лучший в мире, самый умный и благородный, имеет единственно истинную религию, обладает герои­ческой историей, а его предки господствовали над другими лю­дьми? Подобные идеи используются на митингах, пропове­дуются в печати. Новоявленные лидеры заявляют о несправе­дливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости силой «навести порядок», для чего создаются особые боевые отряды. Обычно чем меньше у человека внутренней культу­ры, тем проще его убедить в особой исключительности и наличии врагов, не дающих ей проявиться. Стоящие же за всем этим люди стремятся к власти, славе и популярности, к личному обогащению через погромы. За их видимыми пере­живаниями о судьбе нации стоят ярко выраженные личные­ интересы. Это было, есть и, наверное, еще сохранится. Насколько долго? Многое зависит от самих граждан — до тех пор, пока будет существовать болезненное национальное самолюбие и стремление возложить ответственность за свои личные неудачи на внутренних или внешних врагов, останутся этнические противоречия и неприязнь между народами.


 

Человечество пытается решить эту проблему. Существуют различные организации, занимающиеся вопросами взаимодействия народов, — Организация Объединенных Наций, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и другие. Многие конфликты были прекращены благодаря их содействию или при непосредственном вмешательстве этих организаций.
Разумное решение национальных проблем возможно лишь при сочетании двух основных тенденций в развитии национальных отношений — дифференциации (стремление народа к самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры, экономики, политики) и интеграции (тесное сотрудничество, обмен культурными ценностями, преодоление отчуждения и поддержание взаимовыгодных контактов). Многообразие национальных культур не должно вести к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение следующих гуманистических принципов:
— отказ от насилия и принуждения;
— поиск согласия (консенсуса);
— признание прав и свобод человека важнейшим принципом;
— готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

Причины межнациональных конфликтов:

Социально-экономические — неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

Культурно-языковые — недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

Этнодемографические — быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Экологические — ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

Экстерриториальные — несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

Исторические — прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).

Конфессиональные — из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

Культурные — от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.127 (0.011 с.)