Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Введение в риторику.

Поиск

РИТОРИКА

Конспект лекций и демонстрационная презентация дисциплины

 

 

Красноярск

СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия  
Лекция 1. Введение в риторику. История становления и развития риторики в аспекте учения о риторическом идеале  
Лекция 2. Речевое поведение и нравственный кодекс оратора  
Лекция 3. Классический риторический канон и его этапы. Изобретение речи (инвенция)  
Лекция 4. Расположение речи (диспозиция) и искусство аргументации  
Лекция 5. Словесное оформление мысли (элокуция)  
Лекция 6. Запоминание и произнесение речи  
Лекция 7. Оратория. Роды и виды красноречия  
Лекция 8. Искусство ведения деловой и светской беседы  

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Как-то на перемене одна из коллег увидела, сколько страниц печатного текста занимают у меня лекции, и удивилась: «И Вы все это успеваете сказать!». «Все зависит от того, как читать лекции», – ответила я.

В работе «Статут Парижского университета о методах чтения лекций» (1355 г.) читаем:

«Были использованы два метода чтения книг (лекций) по свободным искусствам.

При первом методе магистры философии быстро говорят со своих кафедр, так что ум слушателей может воспринять эти речи, но рука не может записать их. При втором методе магистры говорят медленно… При тщательной проверке и при взаимном сравнении этих двух способов первый из них был признан лучшим…»[1].

Мы убеждены, что педагогическое общение – это диалог, поэтому чтение лекций не должно превращаться в диктант, тем более в университете. В то же время нецелесообразно говорить так быстро, что слушатели ничего не успевали бы зафиксировать: тогда не понятно, для кого произносится речь. Важно выбирать некий средний вариант, когда студент и слушает с удовольствием, и успевает записать то, что считает для себя важным. Кроме того, знание лекций недостаточно для полноценного освоения дисциплины. Необходима большая самостоятельная работа, связанная как с чтением теоретических источников, так и с многочисленными упражнениями, направленными на самосовершенствование. Впрочем, это уже вопросы педагогической риторики, освещение которых – предмет других лекций.

Важно, что предлагаемый курс лекций по дисциплине «Риторика» не представляет собой полный и окончательный вариант. С каждым годом появляется большое количество литературы по вопросам риторики и смежных наук, которую преподаватель этой дисциплины должен критически оценивать и учитывать в своей работе. Лекции отражают собственный опыт изложения теоретических вопросов риторики на момент их написания и составлены с учетом того, что, к сожалению, далеко не все студенты, которые обучаются в университете, проходили в школе курс риторики.

В конце каждой лекции приводится список литературы, которая значительно дополняет лекционный материал и поэтому рекомендуется студентам для прочтения. Мы включаем в этот список, если необходимо, и диссертационные работы / авторефераты, которые сейчас благодаря Интернету доступны для прочтения. Список рекомендуемой литературы вовсе не означает, что студент должен прочесть все указанные в нем первоисточники и что он не может выбирать другие публикации. Однако прочтение одного или двух источников (в зависимости от объема) по теме каждой лекции, умение выразить собственное мнение о прочитанном обязательны для отличной оценки на экзамене.

 

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В РИТОРИКУ.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РИТОРИКИ

В АСПЕКТЕ УЧЕНИЯ О РИТОРИЧЕСКОМ ИДЕАЛЕ

I. Риторика как наука об эффективной речи, ее соотношение с красноречием и ораторским искусством.

II. Риторика общая и частная, теоретическая и прикладная.

Лекция 2. РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И

НРАВСТВЕННЫЙ КОДЕКС ОРАТОРА

I. Лингвистическая прагматика и риторика: преемственность наук. Основные понятия лингвопрагматики: речевое событие, речевое поведение, речевая ситуация, речевой акт, дискурс, косвенное сообщение.

II. Понятие речевого жанра и типы речевых жанров.

III. Риторическая этика как руководство при выборе речевых стратегий и тактик. Принципы (общие, частные) эффективного общения, их отображение в русских паремиях и взаимосвязь с коммуникативными качествами хорошей речи.

Лекция 3. КЛАССИЧЕСКИЙ РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН И ЕГО ЭТАПЫ. ИЗОБРЕТЕНИЕ РЕЧИ (ИНВЕНЦИЯ)

I. Понятие риторического канона и его этапы.

II. Последовательность работы на этапе инвенции: анализ аудитории и предполагаемой ситуации; выбор проблемы, темы речи и формулировка цели; проработка основных понятий речи, ее содержания по топам, поиск, изучение, подбор и систематизация материала по теме речи.

Лекция 4. РАСПОЛОЖЕНИЕ РЕЧИ (ДИСПОЗИЦИЯ) И

ИСКУССТВО АРГУМЕНТАЦИИ

I. Понятие диспозиции. Основные принципы выбора и расположения материала.

II. Составление плана речи.

III. Дискуссионные вопросы о развернутой композиционной схемы построения речи и требования, предъявляемые к ее компонентам.

IV. Структура доказательства (логической аргументации); требования, предъявляемые к тезису, аргументам и демонстрации. Логические ошибки и уловки.

Лекция 5. СЛОВЕСНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ МЫСЛИ (ЭЛОКУЦИЯ)

I. Элокуция как раздел риторики и третий этап риторического канона.

II. Понятие стилистического приема, тропа и фигуры речи. Методика сбора речевого материала.

III. Риторический прием и проблема классификации приемов.

Лекция 6. ЗАПОМИНАНИЕ И ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕЧИ

I. Способы запоминания и законы памяти. Рекомендации по запоминанию речи.

Лекция 7. ОРАТОРИЯ. РОДЫ И ВИДЫ КРАСНОРЕЧИЯ

I. Общие рекомендации по подготовке к выступлению.

II. Роды и виды красноречия: краткая характеристика. Рекомендации по подготовке того или иного вида речи.

Лекция 8. ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ

И СВЕТСКОЙ БЕСЕДЫ

 

I. Сущность беседы и ее типы.

II. Рекомендации по подготовке и проведению деловой беседы.

РИТОРИКА

Конспект лекций и демонстрационная презентация дисциплины

 

 

Красноярск

СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия  
Лекция 1. Введение в риторику. История становления и развития риторики в аспекте учения о риторическом идеале  
Лекция 2. Речевое поведение и нравственный кодекс оратора  
Лекция 3. Классический риторический канон и его этапы. Изобретение речи (инвенция)  
Лекция 4. Расположение речи (диспозиция) и искусство аргументации  
Лекция 5. Словесное оформление мысли (элокуция)  
Лекция 6. Запоминание и произнесение речи  
Лекция 7. Оратория. Роды и виды красноречия  
Лекция 8. Искусство ведения деловой и светской беседы  

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Как-то на перемене одна из коллег увидела, сколько страниц печатного текста занимают у меня лекции, и удивилась: «И Вы все это успеваете сказать!». «Все зависит от того, как читать лекции», – ответила я.

В работе «Статут Парижского университета о методах чтения лекций» (1355 г.) читаем:

«Были использованы два метода чтения книг (лекций) по свободным искусствам.

При первом методе магистры философии быстро говорят со своих кафедр, так что ум слушателей может воспринять эти речи, но рука не может записать их. При втором методе магистры говорят медленно… При тщательной проверке и при взаимном сравнении этих двух способов первый из них был признан лучшим…»[1].

Мы убеждены, что педагогическое общение – это диалог, поэтому чтение лекций не должно превращаться в диктант, тем более в университете. В то же время нецелесообразно говорить так быстро, что слушатели ничего не успевали бы зафиксировать: тогда не понятно, для кого произносится речь. Важно выбирать некий средний вариант, когда студент и слушает с удовольствием, и успевает записать то, что считает для себя важным. Кроме того, знание лекций недостаточно для полноценного освоения дисциплины. Необходима большая самостоятельная работа, связанная как с чтением теоретических источников, так и с многочисленными упражнениями, направленными на самосовершенствование. Впрочем, это уже вопросы педагогической риторики, освещение которых – предмет других лекций.

Важно, что предлагаемый курс лекций по дисциплине «Риторика» не представляет собой полный и окончательный вариант. С каждым годом появляется большое количество литературы по вопросам риторики и смежных наук, которую преподаватель этой дисциплины должен критически оценивать и учитывать в своей работе. Лекции отражают собственный опыт изложения теоретических вопросов риторики на момент их написания и составлены с учетом того, что, к сожалению, далеко не все студенты, которые обучаются в университете, проходили в школе курс риторики.

В конце каждой лекции приводится список литературы, которая значительно дополняет лекционный материал и поэтому рекомендуется студентам для прочтения. Мы включаем в этот список, если необходимо, и диссертационные работы / авторефераты, которые сейчас благодаря Интернету доступны для прочтения. Список рекомендуемой литературы вовсе не означает, что студент должен прочесть все указанные в нем первоисточники и что он не может выбирать другие публикации. Однако прочтение одного или двух источников (в зависимости от объема) по теме каждой лекции, умение выразить собственное мнение о прочитанном обязательны для отличной оценки на экзамене.

 

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В РИТОРИКУ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1084; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.15 (0.006 с.)