Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Качества профессионального голоса и этапы работы над ним. Техника звучащей речи (дыхание, дикция, темп, скорость речи и Т. Д. ).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
III. Общие рекомендации по использованию невербальных средств общения (жестов, мимики, позы и др.). I. Память принято определять как процесс запоминания, сохранения и воспоминания (узнавания или воспроизведения) информации.[146] Процесс запоминания предполагает первоначальное восприятие информации органами чувств и ее «загрузку» в память. Запоминание может осуществляться произвольно и непроизвольно. Произвольное запоминание предполагает осмысление информации. При непроизвольном запоминании закрепление информации происходит само собой, без усилий со стороны человека. Выделяют три способа запоминания: 1. Механический способ – простое заучивание информации, или, как мы говорим, – «зубрежка». Это самый неэффективный и наименее тренируемый способ. 2. Рациональный (логический, смысловой)способ наиболее эффективный и часто применяемый. Он основан на установлении логических, смысловых связей внутри запоминаемого материала, а также между запоминаемым материалом и уже накопленными знаниями. Говорят: «Понял – значит запомнил». 3. Мнемотехнический способ – способ опосредованного запоминания в основном несмысловой информации (таблиц, телефонов, схем, неупорядоченного перечня слов и т.д.). Опосредованный характер этого способа означает, что запоминаемый материал по определенным правилам переводится в иные образы; в этих образах выделяются не имеющие смыслового содержания ассоциативные и структурные связи, которые запоминаются легче. При запоминании мы находим ассоциативные связи с уже имеющимися у нас знаниями и знакомыми нам образами. Простейшие мнемотехнические приемы мы использовали в школе, когда запоминали: спектр цветов – Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан (по первым буквам легко восстанавливается: красный – оранжевый – желтый – зеленый и т.д.); падежи – Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку (именительный – родительный – дательный – винительный – творительный – предложный). Заметьте, что чем меньше общего с действительностью в искусственно созданных ситуациях (картинах), тем запоминается легче. Или: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Мнемотехническим способом запоминания широко пользовались древние ораторы и философы. Аристотелем был написан труд «Мнемоникон», который, к сожалению, не сохранился. Особый взлет популярности этот метод имел в средние века. Им пользовались Шекспир, Кант и многие другие. В России на рубеже ХIХ-ХХ веков существовали даже школы мнемоники, а перед I Мировой войной в Петербурге был открыт Мнемотехнический институт. Мнемотехническими являются метод «искусственных знаков» и метод «воображаемых знаков». Сущность первого метода состоит в том, что некий материальный знак, не имеющий никакого отношения к содержанию запоминаемой информацией, связывается ассоциативно с ней. Например, если вы боитесь, что забудете утром позвонить другу Н., возьмите какой-нибудь предмет, который вы обязательно утром будете использовать (расческу зубную щетку и т.д.). Представьте зрительно, что на нем сидит этот Н. Здесь важно максимально четко увидеть рисуемые образы, которые не должны быть неподвижными (они могут двигаться, звучать и т.д.), сосредоточиться на них хотя бы в течение нескольких секунд. Утром, когда вы возьмете предмет, этот образ у вас возникнет, и вы не забудете позвонить. Метод «воображаемых знаков» применяется в тех случаях, когда нет возможности оставить материальный знак. Знак необходимо оставить в воображении. Например, если вы забываете сдавать ключи на вахту, представьте сидящего у выхода вахтера с ключами вместо волос на голове или огромный ключ, который стоит у двери, не давая вам пройти. Разновидностью мнемотехнического способа запоминания является также метод цифро-буквенного перекодирования, при помощи которого можно легко запомнить цифровую информацию, любой неупорядоченный набор слов и т.д. Подробно мы о нем поговорим на практическом занятии. Мнемотехнический метод может усиливать рациональное запоминание. Если вы боитесь, что забудете интересные примеры, упустите важные аргументы и т.д., то для запоминания последовательности мыслей, выделите в вашей речи смысловые отрезки, выпишите из них наиболее существенные ключевые слова, расположите их, а также наиболее интересные факты и примеры в определенной последовательности; теперь свяжите их со словами Основного списка, который вы заранее составите при помощи метода цифро-буквенного перекодирования. Например, у вас в докладе семь положений, одно из которых иллюстрируется цитатой знаменитого ученого. Слово семь начинается с буквы «с», добавляем к этой букве любые гласные, чтобы получилось слово, допустим «усы». Представляем себе этого ученого, у которого на ваших глазах вырастают необычно длинные усы. Когда вы в докладе перейдет к седьмому положению, этот образ возникнет в вашей памяти и вы не забудете о необходимости привести нужную цитату. Такой метод запоминания называется «методом сцепленных опор». При помощи мнемотехнического способа можно запоминать написание слов. Например, чтобы не путать слова невежа и невежда, можно рассуждать так: «…невежа и невежДа – разница в букве "Д". Значит, различие в значении нужно привязать к этой букве. <…> невежда – это настолько несведущий ни в чем, малообразованный человек, что он на все вопросы может отвечать только "да" и "нет". Это видно из написания слова: невежДА. В слове "невежа" этого нет". или другой пример: "солитер – крупный бриллиант; солитëр – ленточный червь, паразитирующий в теле млекопитающих. Различие в двух точках над буквой "Е". Представьте, что это – глаза червя. А у бриллианта глаз нет».[147] При запоминании информации важно также опираться на преобладающий тип памяти: зрительный, слуховой или моторный. Так, по свидетельству историков, Наполеон, чтобы запомнить что-либо, записывал это на клочке бумаги, который тут же разрывал и выбрасывал. Если у вас, как у Наполеона, хорошо развита моторная память, старайтесь текст записывать. Если у вас хорошо развита зрительная память (на экзамене, зачете можете вспомнить иногда даже страницу, место расположения текста на листе и т.п.), стройте наглядные схемы, графики, передающие содержание материала, используйте шрифтовые и цветовые выделения. Если хорошо развита слуховая память, многократно произносите тексты вслух. Сохранение информации обеспечивается ее повторением, так как оно уменьшает вероятность забывания. Ведь не зря гласит русская пословица «повторенье – мать ученья». Не следует механически повторять текст или запоминать его по частям. Информация должна запоминаться осмысленно и целиком. Эти и другие рекомендации опираются на выявленные и описанные в психологии законы памяти. Следовательно, для того, чтобы овладеть искусством запоминания, рационально использовать свою память, необходимо знать законы памяти. Назовем некоторые из них.[148] 1. Закон значимости информации: чем более значима информация для жизнедеятельности человека, тем более прочно она запоминается и легко воспроизводится. По степени значимости первое место занимают сведения, связанные с удовлетворением первичных жизненных потребностей; второе – потребность в труде, самоутверждении, личностные привязанности и т.д.; третье – общеобразовательная информация (связанная с учебой, работой). Поэтому и жалуемся мы в основном на трудности запоминания информации третьего типа. 2. Закон деятельности: чем более полно информация включена в деятельность человека, тем прочнее она запоминается. Поэтому любые теоретические знания и навыки необходимо отрабатывать на материале упражнений, тренингов и т.д. З. Закон осмысления: осмысленная информация лучше запоминается. Отсюда одна из рекомендаций риторики: 5. Закон интереса: лучше запоминается та информация, которая вызывает интерес. «Чтобы переваривать знания, – писал Анатоль Франс, – надо поглощать их с аппетитом». 6. Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается все новой по ней. 7. Закон установки: чтобы лучше запомнить информацию, необходимо дать себе установку на запоминание. 8. Закон усиления первоначального впечатления: чем более усилено впечатление о запоминаемой информации, чем больше каналов ее восприятия, тем запоминание прочнее. Поэтому выступающему публично рекомендуют использовать технические средства, позволяющие задействовать не только слуховой, но и зрительный канал восприятия информации. 9. Закон ретроактивного торможения: Всякое последующее запоминание тормозит (ухудшает) предыдущее. Отсюда совет: когда что-либо учите, делайте перерывы на отдых.
II. Последним этапом и разделом риторического канона является произнесение речи. «…При произнесении кроме идей и слов оратор предъявляет слушателям и себя».[149] Действенность речи зависит от нравственного облика оратора. Квинтилиан говорил: «Хочешь быть хорошим оратором – стань сначала хорошим человеком». В риторике существует постулат, согласно которому речь свою нужно ориентировать на добро. Это означает, что во внутренней мотивации, в постановке цели, в выражении мыслей и произнесении речи обязательно должны быть установка на добрые чувства, которые вы хотите донести до слушателей. Доброжелательность предполагает отказ таких форм речевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия. Отношение оратора к аудитории должно быть не только абсолютно доброжелательным, но и профессиональным, что предполагает умение работать с любой аудиторией (доброжелательной, негативно настроенной, безразличной к оратору). Обратимся к технике звучащей речи. Оратор должен обладать следующими качествами профессионального голоса: 1. Сила звука, или динамический диапазон голоса: голос должен быть слышен в любой аудитории, даже при отсутствии технических средств усиления звука. Однако это не значит, что нужно кричать. «Речь, – как говорит Х. Леммерман, – не должна быть шумовой атакой на барабанные перепонки».[150] Крик вредит здоровью оратора и «нервирует» слушателя. Говорите чуть громче обычного. С определенным стилистическим заданием, например, при воспроизведении чувства тоски, грусти, тяжелый переживаний, лирических раздумий голос может звучать тихо, иногда даже приглушенно, и, наоборот, передаче веселого настроения может соответствовать громкий голос. При выразительном чтении произведения крик героя (персонажа) можно передать голосом небольшой силы: – Ура! (приглушенно) – раздалось над окопами. 2. Посыл звука – способность звука достигать нужной точки, долетать до каждого слушателя. 3. Подвижность, гибкость голоса – его способность передавать все многообразие эмоциональных оттенков. Оратор должен уметь голосом выражать различные чувства и переживания. А.С. Макаренко признавался: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса». От подвижности, гибкости голоса зависит умение оратора придавать речи нужный мелодический рисунок. В связи с этим П. Сопер вспоминает случай, который произошел с Марк Твеном.[151] Однажды утром М. Твен сильно порезался во время бритья и разразился градом ругательств и проклятий. Жена решила повторить сказанное, чтобы показать, как грубо это звучит. Марк Твен выслушал ее критически и ответил: «Дорогая, слова те, музыка не та!». 4. Тембр голоса. От того, насколько выразителен голос в тембральной окраске, зависит легкость восприятия слушателями смысла высказывания. Необходимо следить за отсутствием одышки, хрипоты, резкости, гнусавости и гортанности. 5. Полетность звука – его способность выделяться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними и не теряясь среди них. 6. Выносливость, илималая утомляемость, голоса. Выделяют два этапа работы над голосом: 1. Освобождение фонационных путей. Для этого необходимо снять излишнее мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса. На практических занятиях мы узнаем, как можно снять мышечное напряжение. 2. Отыскать свой естественный («природный») голос, то есть то звучание, которое является для каждого из нас максимально органичным, возникает легко, без всяких мышечных усилий. При произнесении речи необходимо следить за осанкой и правильным дыханием. Дыхание, обслуживающее речь, называется фонационным. Его основные черты: активность, организованный выдох (выдох не должен «растекаться» во все стороны, а должен единой ровной струей идти в нужном направлении), распределение выдоха (умение сознательно делить выдыхаемый воздух на равномерные отрезки-порции), добор дыхания в процессе речи (необходимо пополнять запас воздуха не тогда, когда он уже почти весь израсходован, а в каждой удобной паузе, про запас). Условия хорошего фонационного дыхания: воздух нужно бесшумно вдыхать глубоко носом и ртом, незаметно пополнять его запас, не перебирать дыхания при вдохе, не задерживать дыхания в паузах и не расходовать преждевременно весь запас воздуха. Таким образом, в процессе произнесения речи необходимо осуществлять контроль за своим дыханием. Большое внимание необходимо уделять дикции – четкому и ясному произношению звуков речи в соответствии с фонетической нормой языка. Четкая дикция слушателю помогает быстро и точно воспринимать текст. «Следует знать, что разборчивость речи падает при высоких тонах голоса, усилении звука, быстром темпе (наступает скованность артикуляционного аппарата), а также при тихом звучании, низких тонах голоса (снижается интенсивность звучания согласных). В результате до аудитории подчас долетают слова и фразы, изменяющие смысл сказанного: не обратил внимания на активность произнесения согласных В – Ф и слышится: "Надо кусить плоды своих трудов" (вместо "вкусить"), "Дорогие товарищи тираны" (вместо "ветераны")».[152] При произнесении речи необходимо правильно выбрать стиль произношения: 1) разговорный стиль – непринужденное, часто быстрое произнесение, характерное для бытовой диалогической речи; 2) нейтральный стиль – естественное, четкое, немного замедленное произнесение; 3) полный стиль – отчетливое, тщательное произношение. Полным стилем произносятся важные официальные сообщения, торжественные речи, клятвы и т.п. Не следует произносить речь всегда с одной и той же скоростью. Чем больше помещение, тем речь должна быть медленнее. Важные мысли рекомендуют произносить медленнее и более убедительно. Темп, как и все средства речевой выразительности, зависит от содержания речи и коммуникативных задач оратора. Недостатками произнесения речи является торопливость, чрезмерная возбужденность, неуверенность, вялость. Придерживайтесь дружеского тона (разговаривайте с аудиторией, как с одним человеком[153]). Не следует произносить речь всегда с одной и той же скоростью. Важны мысли нужно произносить медленнее и более убедительно. Недостатком в произнесения текста считают монотон (речь на одной высоте). Однако в некоторых случаях монотон может использовать как выразительное средство языка. Например, именно монотон способствует лучшему воспроизведению выговора: Дурачина ты, простофиля! Не сумел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше-то совсем раскололось. Интонация должна меняться в соответствии с содержанием речи. Выразительным и значимым может быть пауза (молчание). Есть даже наука – паузология. Паузы обдумывания, размышления называются паузами хезитации. Они попомогают говорящим оформить свои мысли, найти наиболее точную и ясную форму изложения. Выделяются также следующие типы пауз. 1. Логические паузы (делящие речь на смысловые отрезки). Так, перемещение паузы вызывает смысловые сдвиги в высказываниях Казнить нельзя помиловать и поставлю статую золотую пику держащую. 2. Психологические паузы, с помощью которых говорящий передает свои переживания, связанные с содержанием речи и эмоционально-творческим намерением. Их нужно отличать от физиологических пауз, вызванных физическим состоянием организма (одышкой, слабостью и др.). 3. Ритмические паузы, организующие ритм стихотворных текстов. 4. Ситуативные паузы, например: Круу / гом! 5. Артикуляционные паузы, необходимые при произнесения некоторых звуков, слогов в слове, между словами: Нет хуже удела, Чем быть не у / дела. Правила расстановки пауз изложены в многочисленной литературе по технике звучащей речи и выразительному чтению. Они представлены также в словарной статье «Пауза» в энциклопедическом словаре-справочнике «Культура русской речи» (М., 2003). Для отработки техники звучащей речи мы рекомендуем вам воспользоваться системой тренинговых заданий, которая представлена в книге З.В. Савковой «Искусство оратора».
III. Необходимо целесообразно использовать невербальные средства общения: жесты, мимику, позу, сигналы внешности и пространства. На эти средства необходимо обращать не только в процессе речи, но и с момента появления в зале. К трибуне оратор должен направляться решительным шагом, с хорошей осанкой (прямая спина, поднятая голова, опущенные плечи), со свободно «сброшенными» руками (или одной рукой, если в другой папка, портфель), с устремленным к трибуне или аудитории взглядом. В стадии установления контакта эффективна мимика приветливости, обязательно подразумевающая улыбку. Улыбка характеризует адресанта как носителя положительных признаков, вызывает ответную положительную реакцию адресата, стимулирует продолжению контакта, тренирует около 40 мышц лица, предотвращая преждевременные морщины.[154] Главное, чтобы улыбка была искренней. Поза должна быть естественной и устойчивой. Удобнее всего стоять, опираясь на обе ноги или немного выставив вперед одну ногу. Не следует переступать с ноги на ногу, переминаться, раскачиваться из сторону в сторону, поскольку это создает впечатление о человеке, неуверенном в себе. Вместе с тем выразительны движения вперед-назад: движение оратора вперед подчеркивает важность мысли; если оратор несколько отклоняется назад, то тем самым он дает понять, что можно подготовиться к восприятию дальнейшей информации. Прежде чем начать речь, оратор должен 5-10 секунд помолчать, чтобы дать возможность слушателям сосредоточиться на предстоящей речи, привлечь внимание, а самому успокоиться, снять излишнее волнение. Затем спокойным, доброжелательным взглядом окинуть аудиторию, понять, соответствует ли она той, которая предполагалась во время подготовки выступления. Если нет, то, сохраняя концепцию и замысел, нужно изменить тактические средства реализации цели (композицию, систему аргументов, языковые средства, тональность) и добиться запланированного воздействия.[155] Сейчас продается много книг по искусству красноречия. Советуем читать эти книги критически и не стремиться без предварительного обдумывания выполнять все рекомендации, которые в них представлены. В публичной речи используются следующие типы жестов:[156] 1) жесты-модификаторы – жесты, меняющие «интенсивность» значения слов (например, «открытая рука» при направлении к себе усиливает значение «присоединения», «получения», при направлении от себя – «отдачи», «сообщения»); 2) изобразительные жесты (например, сближение кистей рук с полусогнутыми и расставленными пальцами, как будто охватывающими мяч, обозначает объединение, сближение); 3) указательные жесты (например, при указании на адресата «открытая рука» направляется к аудитории); 4) регулирующие жесты (например, указание на запястье означает призыв к вниманию либо имеет значение «Времени мало!», если указывается место, где носят часы). Приведите свои примеры жестов разного типа. Конечно, жесты должны соответствовать смыслу произносимых слов. В ситуации неконгруэнтности (противоречия между словами и сопровождающими их жестами), когда, например, человек утверждает, что любит жену, а сам стучит кулаком по коленке, люди склонны верить невербальной информации. Основатель системы развития выразительного движения актера Дельсарт утверждал, что лучший жест тот, которого не замечают. Это означает, что «оратору соответствует стиль поведения, присущий естественному жизненному стилю держаться при разговоре. Любое отклонение или нарушение принципа естественности и простоты превращает речевое действие в клоунаду».[157] Придерживайтесь следующих рекомендаций при использовании невербальных средств: 1. Не держите руки в карманах, не вертите мелкие предметы, так как это выдает неуверенность оратора. 2. Старайтесь избегать закрытых жестов (например, скрещенные руки) и «манеризмов» – излюбленных, часто повторяющихся жестов (почесывание носа, уха, поправление прически и т.п.). Жесты должны быть естественными и разнообразными. 3. Человек обладает эмпатией – способностью проникаться теми же чувствами, которые испытывают окружающие. С помощью жестово-мимических средств говорящий может вызвать у слушателей определенные эмоции. Поэтому нежелательно, например, сжимать кулаки, хмурить брови и т.д. 4. Не выступайте, глядя «в пространство», не рассматривайте посторонние предметы (пол, потолок, окно, ноги и т.д.). Оратор должен дружелюбно смотреть на всех слушателей, медленно переводя взгляд по аудитории и не выделяя никого персонально. 5. Лучше находиться непосредственно перед аудиторией, при этом стоять, а не сидеть. Трибуны, возвышения следует использовать как можно меньше. 6. Выступающий должен передвигаться, так как неподвижным ораторам аудитория не доверяет. При этом не следует быстро ходить из угла в угол (вы будете выглядеть как тигр, загнанный в клетку), опираться руками о стол, держаться за кафедру. 7. Оратор не должен выглядеть уставшим, недовольным, спешащим и нерешительным. Важное значение имеет уверенный внешний вид, физическая бодрость и энергичность изложения. 8. Необходимо также обращать внимание на внешний вид: аккуратная прическа, чистая одежда и обувь. Не рекомендуется надевать костюмы, платья, которые стесняют движение, складывать в карманы какие-либо предметы. Одежда должна быть уместной, т.е. соответствующей речевой ситуации. 9. Эффективность речи зависит также от умения оратора поддерживать внимание аудитории. Считается, что 10-15 минут – тот период, в течение которого человек может внимательно слушать и воспринимать информацию. По истечении этого периода внимание падает. Существуют специальные приемы, позволяющие поддерживать внимание аудитории: диалогизация монолога; акцентирование слов, фраз при помощи увеличения интонации, громкости, пауз, лексических средств типа «прошу обратить внимание», «важно отметить» и т.п.; усиление эмоциональности речи; приближение к слушателям; использование юмора (должен быть уместен и не более двух-трех раз во время выступления). 10. Во время выступления и передвижения по залу, аудитории соблюдайте границы и зоны взаимодействия. Не вторгайтесь без разрешения в интимную зону собеседника (расстояние примерно вполовину вытянутой от тела руки, т.е. не менее 45 см.). Не принято вторгаться в чужую интимную зону в деловом взаимодействии, поэтому многие люди с трудом переносят ситуации, когда кто-то до них дотрагивается. При нормальной коммуникации переход в интимную зону осуществляется постепенно, плавно. Для этого сначала нужно войти в личную зону человека (от 45 до 120 см.). Социальная зона (от 1,2 до 3,5 м.) открыта для коллег, начальника, обслуживающего персонала. Публичная зона начинается от 3,5 м. Чем больше расстояние от говорящим и слушателями, тем важнее использовать разнообразные аудио-визуальные средства. 11. Нужно учитывать и тот факт, что зоны дистанции отличаются друг от друга в зависимости от той или иной культурной среды и правила использования невербальных средств различны для людей разных национальностей. Так в разных странах одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение. Например, если в Голландии вы, намекая на чью-то глупость, повернете указательным пальцем у виска, то вас не поймут, потому что там это означает, что кто-то очень остроумно высказался. Говоря о себе, европеец показывает на грудь, а японец – на нос. Если для нас кивок головы означает согласие, одобрение, то этот же знак в Югославии служит для отрицания[158]. 12. После произнесения речи не следует сразу «убегать». Оратор должен уметь не только произносить речи, но и отвечать на вопросы аудитории. Существуют краткие рекомендации по ответам на вопросы в самых разных ситуациях:[159] 1. Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте небольшую паузу. 2. Если вопрос оказался сложным по составу (т.е. состоящим из нескольких простых), сначала разделите его на составляющие части, затем можно спросить, на какой из них отвечать вначале. 3. Если вопрос труден по содержанию, то можно попросить несколько минут на размышление или повторить вопрос (скорее всего, при повторении вопрос окажется короче, яснее). Другой вариант: повторите сами вопрос так, как вы его поняли; собеседник может внести поправки, и у вас будет больше времени на то, чтобы подумать над ответом. 4. Если вам задают непредвиденный вопрос и вы не знаете, как на него ответить, то попросите разрешения записать вопрос, чтобы на него ответить через некоторое время (если такая возможность имеется). Тем самым вы показываете, что считаете вопрос важным. В некоторых деловых ситуациях на неожиданный вопрос лучше сразу отвечать «да» или «нет». 5. Если заданный вопрос уводит вас от темы выступления, то ни в коем случае не поддавайтесь на «провокации», вернитесь к сути своего выступления – всего две-три фразы, и ваш ответ должен вернуть адресата к обсуждаемой теме. 6. Если при ответе вас неправильно поняли, сообщите собеседнику, что, по-видимому, вы не очень удачно сформулировали свою мысль, и попробуйте сделать это еще раз, с учетом особенностей понимания и восприятия информации партнера. «А что делать, если мне задают некорректный вопрос?» – спросите вы. Все зависит от того, какой это вопрос. Если вопрос вторгается в коммерческую тайну, открыто заявите, что вы не вправе давать информацию по такому вопросу; используйте прием переадресовки – отправления к более компетентному лицу. Если вопрос / замечание оскорбляет достоинство вашей личности или задевает интимную сферу вашей жизни, можете не отвечать совсем (если по ситуации это уместно) или использовать в качестве приема юмор, иронию. Так, приемами юмора, иронии, сарказма блестяще пользовался – Ваши стихи слишком злободневны. Они завтра «умрут». Вас самого забудут. Бессмертие не ваш удел. – А вы зайдите через тысячу лет, там поговорим. Или: – Мы с товарищами читали ваши стихи и ничего не поняли. – Надо иметь умных товарищей [160]. Иронические замечания уместны тогда, когда вопрос действительно некорректные или накалилась атмосфера, кипят страсти. Если вопрос некорректен по форме, например, ставит вас в ситуацию вынужденного выбора (В ы предпочитаете работать один или в команде?), то в ответе должно быть указание на эту некорректность: Все зависит от того, о какой работе Вы говорите. Если речь идет об организации какого-либо мероприятия, то работа подготовка к нему должна осуществляться командой. Если речь о написании доклада, то, думаю, я вполне смогу справиться с этой работой самостоятельно. Важную роль играет организация пространственной среды. Так, например, лучше, если малое помещение будет совершенно заполнено, чем большое, но наполовину пустое. Большое число сидящих далеко друг от друга слушателей не позволяет создать нужную атмосферу. Поэтому создайте уплотнение, попросив заднескамеечников пересесть вперед. Если пришло меньше людей, чем вы ожидали, не выражайте сове разочарование словами о плохом посещении.[161] Произнося речь под открытым небом (на праздниках, митингах, торжественных собраниях), обратите внимание на следующее: – говорить против ветра очень трудно, поэтому выбирая место, учитывайте направление ветра; – произносите речь медленнее, чем обычно говорите в зале, не кричите; – выражайте мнение, обращайтесь больше к чувству, чем к разуму; – исходя из основных положений акустики недалеко от подиума оратора ставят заднюю стену или используют естественную (например, край леса).[162] Конечно, в рамках одной лекции нельзя рассказать подробно обо всех закономерностях использования невербальных средств общения. Поэтому советуем вам обратиться к книге Г. Е. Крейдлина «Невербальная семиотика», в которой тщательно анализируется невербальное поведение человека в акте коммуникации и выделяются пять основных разделов невербальной семиотики: – паралингвистика (наука о звуковых кодах невербальной коммуникации), – кинесика (наука о жестах и жестовых движения, о жестовых процессах и жестовых системах), – окулесика (наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения), – гаптика (наука о знаковых и коммуникативных функциях пищи и напитков, о приеме пищи, о культурных и коммуникативных функциях снадобий и угощений), – проксемика (наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях). Помните, что названные на лекции рекомендации вам легче будет соблюдать, если вы не будете испытывать чувства страха перед аудиторией и хорошо подготовитесь к выступлению. Рекомендуемая литература 1. Араева Л. А. Риторика [Текст]: учебно-методический комплекс для студентов гуманитарных факультетов / М. В. Вяткина, П. А. Катышев, Н. Е. Малахова, Т. В. Князьков, С. В. Оленев, О. В. Стрыгина; под ред. П.А. Катышева. – Кемерово: КемГУ, 2002 (раздел 3, параграф 3.1. «Национально-культурные различия речевого поведения»; раздел 4, параграф 4.2. «Риторическая мнемоника»). 2. Введенская Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов н/д.: Феникс, 1995 (глава 4. «Невербальные средства общения»; глава 5. «Искусство отвечать на вопросы»). 3. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык [Текст] / Г. Е. Крейдлин. – М.: Новое лтературное обозрение, 2004. 4. Пиз А. Язык телодвижений [Текст] / А. Пиз; пер. Е.Н. Котляр. – СПб., 2000. 5. Савкова З. В. Искусство оратора [Текст] / З. В. Савкова. – СПб., 2000. 6. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие [Текст] / И. А. Стернин. – Воронеж, 2001 (глава 4. «Национальные особенности общения»). 7. Эффективная коммуникация: история, теория, практика [Текст]: Словарь-справочник / отв. ред. М. И. Панов; сост. М. И. Панов Л. Е. Тумина. – М.: ООО «Агентство "КРПА Олимп"», 2005 (раздел II.4. «Образ ритора»).
Контрольные вопросы и задания – Назовите основные способы запоминания речи. какой способ наименее эффективный? Как вы думаете, почему? – В чем суть мнемотехнического способа запоминания речи? – Какие законы памяти вы знаете? – Назовите рекомендации по запоминанию речи? – Перечислите и охарактеризуйте качества профессионального голоса. – Назовите этапы работы над голосом. Какие вы знаете приемы снятия мышечного напряжения? – Какой должна быть скорость речи? – Может ли монотон использоваться в качестве выразительного средства? Если да, то при каких условиях? – Какие типы пауз существуют? Что означает пауза хезитации? – Назовите основные черты фонационного дыхания? – Какую классификацию жестов вы знаете? – Каких рекомендаций нужно придерживаться при использовании невербальных средств общения? – Что нужно учитывать, когда отвечаешь на вопросы? – Назовите разделы невербальной семиотики, кратко охарактеризуйте их.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.203 (0.014 с.) |