Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Роль топов в построении риторической аргументации.

Поиск

I. Риторический канон (греч. kanon – правило) представляет собой центральный раздел риторики, изучающий «путь от мысли к слову»[66], т.е. процесс создания и произнесения речевого произведения.

Классический риторический канон включает в себя пять этапов (подразделов):

1) инвенцию, или изобретение содержания речи;

2) диспозицию – расположение изобретенного речевого материала;

3) элокуцию – стилистическое оформление речи, ее словесное выражение;

4) меморио (запоминание речи) и

5) акцио гúпокризис (произнесение речи).

Основное правило риторического канона – изобретение, расположение, словесное оформление и произнесение речи должны соответствовать речевой ситуации, коммуникативному намерению оратора и учитывать особенности аудитории.

Рассмотрим первый этап риторического канона.

Инвенция (лат. inventio – нахождение, изобретение) – забота о содержательной стороне речи, то есть «…искусство добывания и предварительной систематизации материала».[67]

 

II. Инвенция включает: анализ ситуации (анализ аудитории; выбор темы, названия; формулировку цели выступления с учетом состава аудитории и обстановки, выбор стратегии и тактики речевого общения), развертывание темы (нахождение, отбор и систематизацию материала по теме).

В речевой практике мы встречаемся с двумя возможными ситуациями:

1) нам предлагают выступить на определенную тему (тема речи уже задана),

2) мы вольны в выборе темы (свободная тема).

В первом случае выступающему рекомендуют тему уточнить и конкретизировать. Во втором случае необходимо выбирать такую тему, которая бы соответствовала интересам аудитории и обстановке, в которой она будет произнесена. Следовательно, прежде чем выбирать тему, необходимо прогнозирование ситуации общения, а значит, и (хотя бы в общих чертах) анализ предполагаемой аудитории. Ведь «назначение выступления в том, чтобы удовлетворить актуальные потребности слушателей и доставить им удовольствие».[68] Как говорит А. К. Михальская, «речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика…».[69]

Аудитория представляет собой совокупность лиц, к которым обращается оратор, объединенная на основе общих взглядов, задач, целей или интересов. Существуют разные подходы к ее оценке. Приведем некоторые из них.

1. По составу выделяют аудиторные разнородные и однородные. Наиболее трудно выступать перед разнородной аудиторией, представляющей совокупность лиц, разных по возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке и т.п. Поэтому в такой аудитории рекомендуется выносить на обсуждение только один вопрос.

2. В зависимости от объема и речевой специфики аудитории подразделяются на сосредоточенные и рассредоточенные. Рассредоточенной (и массовой), например, является аудитория у СМИ, так как слушатели (читатели) находятся в разных местах.

3. По количеству лиц аудитории подразделяются на малые, средние и большие. В малых аудиториях возможен непосредственный диалог, так как каждый участник легко включается в речь. Поэтому выступление перед этой аудиторией, как отмечает А. А. Волков, требует от оратора хорошей подготовки, так как диалогическая речь предполагает импровизацию.[70] В средних аудиториях непосредственный диалог затруднен, поэтому для организации диалогической речи ее приходится делить на группы по несколько человек. Средние и малые аудитории более предпочтительны для продолжительных речей (преподавание, проповедь и др.), чем большая аудитория, насчитывающая до нескольких сот (тысяч) человек. «Верхний предел больших аудиторий определяется обозримостью и досягаемостью голоса или усилителей звука при непосредственном контакте говорящего с публикой».[71] С одной стороны, перед большой аудиторией, по сравнению с малой, выступать труднее: так как необходимы энергия, мощный голос; с другой стороны – легче, поскольку, как отмечает И. А. Стернин, такая аудитория охотнее верит оратору, нежели маленькая, и в ней сильно действует механизм «заражения».[72]

3. По степени доброжелательности аудитории подразделяются на позитивно настроенные, индифферентные (равнодушные) и негативно настроенные. Наибольшие трудности возникают при подготовке и произнесении речи перед негативно настроенной аудиторией. Рекомендуется сразу заявить о цели своего выступления, найти и опираться на «союзников» в зале.

Более подробно об этих и других типах аудитории можно прочитать в книге И. А. Стернина «Практическая риторика» (Воронеж, 1996); параметры характеристики аудитории, по которым можно составить ее портрет даны также в книге: Т.В. Анисимова и Е.Г. Гимпельсон «Современная деловая риторика». Обязательно нужно учитывать национальные особенности аудитории. Так, для мусульман убедительны цитаты из Корна, изречения мудрецов.

Проанализировав аудиторию и ситуацию, в которой будет произнесена речь, приступаем к выбору темы (того, о чем пойдет речь во время выступления) и формулировке тезиса (основной мысли, в разрешении которой заинтересована аудитория).

Существуют следующие рекомендации по выбору темы:[73]

1. Выбирайте нужно тему, соответствующую аудитории, т.е. такую, которая будет интересна, понятна, актуальна для слушателей. Интересной считается тема, которая важна для них (interest с лат. – «важно»), отличается новизной и заложенным в ней конфликтным началом. Выделяются интересы основные (вопросы жизни и смерти, здоровья, денег, социального престижа и т.д.), групповые (волнующие определенный круг людей), злободневные (наиболее важный в данный период времени) и конкретные (интересы к конкретному предмету, лицу или событию). Е.В. Клюев пишет: «…можно утверждать, что успех любого речевого взаимодействия тоже зависит от того, какого рода интересы движут собеседниками. Интересы эти со всей очевидностью должны быть общими». [74]

2. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам. Она должна затрагивать такой круг вопросов, подготовка по которым может дать вам больше знаний, чем те, которыми обладают ваши слушатели. Учитывайте также, что тему желательно выбирать из той области, в которой у вас опыта больше, чем у слушателей.

3. Выбирайте уместную тему, ведь очевидно, что на дне рождении у своего друга вы не будете рассказывать ему о строении сложного предложения.

4. Не выбирайте слишком широкую тему, если не уверены, что у вас хватит времени, чтобы ее раскрыть. Тема должна быть сформулирована как можно более конкретно.

В выборе проблемы и предмета речи отражаются: «… пафос ритора – волевое устремление к решению проблемы определенным образом при определенных обстоятельствах; логос ритора – выбор и принятие общих мест и приемов обоснования, в котором отражаются отношение личности к культуре как накопленному общественному опыту и способность найти новый ход мысли, создать непредсказуемую по существу смысловую новацию на основе этого опыта; этос ритора – соотношение нравственного суждения, связанного с решением конкретной проблемы, с общепринятыми этическими нормами» (выделено нами. – Г.К.).[75]

Выбрав тему, необходимо ее сформулировать (дать название речи). Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким, конкретным, обязательно отражающим ее содержание и привлекающим внимание слушателей. Например, П. Сопер в книге «Основы искусства речи» приводит такие формулировки тем: Жизнь в средневековом замке; Странствующий колледж; Что означает академическая свобода, Жизнь шпиона, Насколько честной должна быть реклама; Как предсказывают погоду, Моя совесть и я; Как прожить, ничего не имея и другие.[76] Желательно, чтобы в название было заложено конфликтное (спорное) начало, например: А была ли реформа орфографии? Нецелесообразно включать в формулировку темы незнакомые для аудитории слова (Метаплазмы как разновидность риторических приемов; Перегруппировки карбониевых неонов), слишком общие формулировки (Уют в доме; Домашние животные). Для конкретизации общей формулировки можно использовать подзаголовки, например: Что делал слон, когда пришел на поле он? (Омонимичный каламбур в русском языке).

Некоторые выступления не имеют названия. Это краткие митинговые, парламентские речи, некоторые виды социально-бытовых выступлений.

Конечно, бывают ситуации, когда тема окончательно формулируется после изучения литературы, сбора значительной части фактов. Тем не менее, первоначальное определение темы помогает более продуктивно искать информацию, в процессе изучения которой в формулировку темы и названия речи могут вноситься корректировки.

Инвенция предполагает разработку ритором стратегии (целеполагания как предвидения возможного хода развертывания речевого события) и тактик (способов реализации стратегии, достижения цели) речевого общения. Поэтому при подготовке речи необходимо также сформулировать общую и конкретную цель. Общая цель отвечает на вопрос «какую реакцию я намерен вызвать у слушателей?» и может быть сформулирована одним словом: развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. Возможно и сочетание этих целей. Например, чтобы развлечь, можно рассказать смешную историю (информировать). Конкретная цель (задача) выражена в самом содержании речи, она показывает, что слушатель должен знать, чувствовать или делать, поэтому ее можно выразить целым предложением. Например, в формулировке Я хотел бы рассказать о том, какие существуют в риторике правила чтения лекций обозначена как общая (рассказать), так и конкретная цель (о правилах чтения лекций).

Очень важно не только сформулировать цель, но и сообщить ее аудитории, поскольку, как показывает практика, слушатели не склонны спрашивать у оратора, почему он произносит речь. Формулировка целевой установки облегчает восприятие речи и определенным образом настраивает аудиторию.

Аристотель писал, что, изобретая содержание речи, слушатель должен думать «в трех измерениях»: 1) о том впечатлении, которое он производит на слушателей (проблема образа оратора, его нравственности и ответственности); 2) о слушателях и их эмоциях («о страстях») и 3) о доказательности самой речи.

Итак, оратор на этапе инвенции должен также думать о том впечатлении, которое он производит на слушателей. Это значит, что «при анализе проблемной ситуации и при разработке темы ритор принимает во внимание как свои возможности, так и те черты своего образа, которые могут проявиться в речи. Поэтому он выбирает такой предмет речи, строит такой тезис и отбирает такие аргументы и средства выражения, чтобы его индивидуальный образ в глазах аудитории максимально соответствовал ее представлениям об идеальном образе ритора»[77].

На этапе инвенции оратор должен помнить, что не может быть успешной речевой деятельности без предварительного анализа основных понятий темы речи с использованием специальной литературы (прежде всего словарей, справочников, энциклопедий).

Допустим, нам дали тему или мы ее выбрали сами, изучили соответствующую литературу. Но что делать дальше? Как из всего прочитанного выбрать самое необходимое? Существует несколько методов работы с первоисточниками: беглый просмотр книги, документов, чтобы узнать, что можно взять для раскрытия своей темы и подтверждения тезиса; далее выборочное чтение (читаются отдельные фрагменты, относящиеся к теме выступления) и, наконец, углубленное чтение (изучение), при котором выписываются цитаты и составляются конспекты. При цитировании необходимо избегать искажения первоисточника и стремиться к их точному пониманию. Нужно также помнить, что «сила цитат не в их количестве, а в умении правильно и к месту применять их в публичном выступлении, наиболее целесообразно и эффективно использовать их в речи».[78]

На первом этапе найти нужные мысли («идеи», или «термины» – в логическом аспекте) помогает знание топов (топосов, или, как их еще называют, – общих мест). Топы представляют собой «смысловые модели, по которым любой ритор может творить сам» (А.К. Михальская), или, по М.В. Ломоносову, «способы размножения идей». «Местами» (от греч. topos – место) эти смысловые модели «…были названы, вероятно, потому, что в сознании ритора (и в науке риторике) речь <…> представала как "карта местности", на которой каждая идея, каждое подразделение темы имело свое положение –
м е с т о, п о з и ц и ю. Потому и модель, по которой можно было изобрести новую идею, новое "место" речи, получила имя "м е с т о" <…>. "Общими" же эти смысловые модели были названы по причине их "модельной", а значит, обобщающей, природы», – пишет А.К. Михальская.[79] Зная и используя эти топы, мы можем строить речь о любом предмете. Однако нельзя строить речь, руководствуясь лишь топами, без изучения специальной литературы и проработки основных понятий темы.

Совокупность общих мест и применение их на этапе инвенции называется топикой. Разные исследователи выделяют разное количество топов (Аристотель – 28, М. В. Ломоносов – 16, Н. Ф. Кошанский – 24). Рассмотрим лишь основные из них.

Род и вид – один из самых важных топов для построения рассуждений и определений. Родом называется класс предметов, который содержит в себе другие классы; видом – класс предметов, который содержится в роде. Например: Собака – родовое обозначение для таких видов (пород), как колли, бульдог, овчарка и др., которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, например, овчарка может быть кавказская, немецкая и т.д. Поэтому, рассуждая, скажем, о болонке, я могу говорить и о том, что у нее есть общего с другими породами собак.

Целое и часть. Целым называют отдельный предмет, который характеризуется качественной определенностью и самостоятельным существованием; частью – составляющее этого целого, функция (назначение) которого дополняет функции других частей. Например, если лес рассматривать как целое, то частями этого понятия будут деревья, кустарники, цветы, грибы, ягоды и т.д. «Размножая идею», предмет можно рассматривать как часть целого и рассуждать об этом целом, но можно рассматривать и элементы, части этого предмета как некоего целого и говорить о них по отдельности. Важно в речи выделять и описывать только те части предметов, которые делают их функциональными.

Иногда с целью выразительности говорящий намеренно искажает соотношение между отдельными частями целого, например, Сидит милый на крыльце / С выраженьем на лице. / А у милого лицо / занимает все крыльцо (нарушено соотношение между частями тела). Часть может получать отдельное существование (вспомните «Нос» Гоголя).

Свойство. Свойствами предметов называют их специфические особенности (качества, функции, характерные действия). К. П. Зеленецкий в книге «Теория словесности» (1851 г.) приводит следующие примеры использования этого топа у Карамзина: «Святослав был среднего роста и довольно строен, но мрачен и дик видом, имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редку и на голове один клок волос, в знак его благородства», «Румянцев мало верил слепому случаю и подчинял его вероятностям ума; казался отважным, но был только проницателен; соединял решительность с тихим и ясным действием ума; не знал ни страха, ни запальчивости; берег себя в сражениях единственно для победы; чувствовал свою цену, но хвалил только других; отдавал справедливость подчиненным, но огорчился бы в глубине сердца, если бы кто-нибудь из них мог равняться с ним талантами» – свойства одушевленного предмета (наружность и характер).

Необходимо выделять только важные, характерные свойства предмета. Не следует избегать выражения своих чувств, оценок, своего отношения к предмету речи. Желательно соблюдать принцип эмоциональности речи. Приведем пример удачного описания, в котором используются топ «целое и части» и топ «свойства»: «Чайник был-таки горденек; он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и широкою ручкою – всем. У него была приставка спереди и сзади: спереди – носик, сзади – ручка; об этом он и говорили. О том же, что крышка у него разбита и склеена,молчал. Это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках,это и другие сделают» (Г.Х. Андерсен). Самая распространенная ошибка при описании состоит в том, что говорящие начинают перечислять подряд без разбора все свойства.

С целью выразительности речи топ может использоваться в измененном виде. Например: Мы все глядим в Наполеоны… (А.С. Пушкин) – свойство замещает (вытесняет) сам предмет, Молчалин, Кабанова у Грибоедова – свойство дает объекту имя.

Признаки. К этому топу в классической риторике относили пророчества, приметы, суеверия, предсказания и т.д.: Видите дым – значит там есть огонь, Правая ладонь чешется – получать деньги.

Определение. Дать определение значит раскрыть содержание понятия или дать дефиницию термина.

Существуют различные типы определений:

1) синонимические определения (реестр – это список, перечень),

2) перечислительные (морфема – это приставка, корень, суффикс и окончание),

3) родовидовые (сафир – драгоценный камень синего или голубого цвета),

4) описательные (счастье – это когда тебя понимают),

5) отрицательные (бескультурье – это отсутствие культуры).

Существуют также определения, построенные на основе переносного употребления слов, например, определения-метафоры: Вся наша жизнь – игра. При творческом использовании этого топа определения образны, они содержат элемент неожиданности, парадоксальности. Например: Вера – больница душ, израненных обществом (Ж. Пети-Сенн), Воображение – горячий конь, часто сбрасывающий с седла своего всадника" (Р. Саути).

Определение является важным элементом структуры речи, так как оно способствует ясности, непротиворечивости и поэтому располагается обычно сразу после вступления.

Существует точка зрения, согласно которой определение не является топосом: оно состоит из топов и ставится в один ряд с силлогизмами.[80]

Сравнение. Сравнение как ход мысли направлено на определение сходства или различия двух или нескольких предметов. Использование этого топа предполагает, что сравниваемые объекты должны обладать определенным подобием или сходством и что одному из членов сравнения отдается предпочтение на том или ином основании. Например: Для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как и не уметь читать и писать (А.П. Чехов). Разновидностями топа «сравнение» являются топы «подобие» (сравнение на основе общности свойств, поиски сходства объектов) и «противопоставление» (сопоставление по взаимно отрицающим, несовместимым свойствам, качествам; поиск различного, противоположного). Например, подобие: Разрушенная репутация подобна разбитой вазе: ее можно склеить, но всегда заметны повреждения (Б. Шоу), Опыт – как клюка, помогает ходить, но мешает летать; противопоставление: Мне претит, когда ученый выдает свои научные изыскания за уже установленный, взвешенный, измеренный, пристально проанализированный факт. В этом смысле ученому я предпочитаю мистика. У последнего хватает благородства объявить свою чепуху таинством" (Б. Шоу).

Особое место в сравнении, по мнению П. Сопера, занимает парадокс как «форма противопоставления или контраста», в котором «…заключены, на первый взгляд, совершенно несовместимые утверждения», например: Посол – это порядочный человек, которого посылают за границу врать в интересах отечества. [81]

Причина. Этот топ «…заключается в доказательстве, что что-нибудь есть, если есть его причина, и что чего-нибудь нет, если нет причины; ибо причина и то, чему она служит причиной, сосуществуют, и ничто не существует без причины» (Аристотель). Чтобы найти причину, надо спросить себя: почему? Например: Мужик бородой оброс, потому и не слышит (пословица).

Следствие. Чтобы найти следствие, надо спросить себя: что из этого следует? Например: Доказано, что риторика необходима каждому, значит, я должен знать этот предмет.

Поскольку топы «причина» и «следствие» тесно связаны друг с другом, некоторые авторы рассматривают их в рамках одной смысловой модели «причина и следствие». Так, А. К. Михальская выделяет две разновидности топа «причина и следствие» (цепочную и веерную), иллюстрируя их следующими примерами: … Старые девы любят и держат кошек, кошки истребляют мышей; мыши разоряют гнезда полевых шмелей; полевые шмели опыляют посевы клевера на полях; клевер урождается, если нет мышей и есть шмели; коровы получают в достатке корм, удои молока увеличиваются; отсюда чем больше в Англии старых дев, тем больше там удои молока [82] (цепочная разновидность); Обращаясь к Катилине, Цицерон объясняет причины того, что он должен покинуть город: Только подумай, Катилина, какая тебе радость в городе, где нет никого, кто бы тебя не страшился? Никого, кто бы не испытывал к тебе ненависть, кроме, может быть, тех несчастных, которые вступили в этот ваш заговор вместе с тобой? Каким позорным клеймом еще не отмечена твоя семейная жизнь? (веерная разновидность).[83]

Предыдущее и последующее – топ, строящийся на временной последовательности событий. Этот топ использован, например, в названии произведения Толстого "Детство. Отрочество. Юность".

Место. Содержанием мысли является ответ на вопрос где? (в каком физическом или смысловом пространстве находится предмет). Например: Место риторики в кругу современных гуманитарных дисциплин (местом является смысловое пространство), Книга была найдена в шкафу (место – физическое пространство).

Время. При употреблении топа «время», мы отвечаем на вопрос когда? Приведем пример использования этого топа у А. С. Пушкина:

В те дни, когда мне были новы

Все впечатленья бытия –

И взоры дев, и шум дубровы,

И ночью пенье соловья, –

Когда возвышенные чувства,

Свобода, слава и любовь

И вдохновенные искусства

Так сильно волновали кровь, –

Часы надежд и наслаждений

Тоской внезапно осеня,

Тогда какой-то злобный гений

Стал тайно навещать меня.

Пример – факт (событие, случай), иллюстрирующий мысль говорящего. Примеры черпаются из собственного жизненного опыта, из истории, художественной литературы и т.д. В качестве доказательства к утверждению ораторами не рождаются, ими становятся можно привести пример из истории о том, как Демосфен, родясь косноязычным, преодолел трудом этот природный недостаток и стал величайшим оратором.

П. Сопер подразделяет примеры на такие разновидности, как: а) краткие и подробные, б) фактические и выдуманные, в) шуточные или серьезные.[84] Он отмечает также, что пример-выдумка целесообразен тогда, когда нужно сделать более наглядными отвлеченные и общие идеи, но и он по своей природе должен быть «жизненным». «Оратор не имеет права в своих интересах выдумывать разные небылицы и претендовать на их правдоподобие, типичность и допустимость в качестве иллюстраций. Слушатель всегда разгадает фальшь примера, далекого от действительности».[85] Помните, как Мальвина учит Буратино арифметике:

- У вас в кармане два яблока.

- Врете. Ни одного.

- Предположим, у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одного яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

Подмену топа «причина и следствие» отношениями временной последовательности («до и после») А. К. Михальская иллюстрирует анекдотом о таракане: Изучали органы слуха таракана. Посадили насекомое на стол и постучали по столу. Таракан побежал. Оторвали таракану ноги, положили его на стол. Постучали. Таракан не побежал. Значит, стука не слышал. Вывод: органы слуха у таракана расположены в ногах. [86]

Используя топ «пример», необходимо соблюдать принцип близости, то есть подбирать примеры, наиболее близкие (жизненно важные, интересные, доступные) для аудитории.[87] Кроме того, нужно помнить следующее: пример должен иллюстрировать положение оратора (быть уместным, конкретным и типичным), не стремитесь многое объяснить одним примером, используйте достаточное количество примеров (оставьте «в запасе» еще один пример на тот случай, если одного окажется недостаточно для аудитории; не приводите лишних примеров, соблюдайте меру). Переходим к следующему топу.

Свидетельство – цитаты и изречения, употребляющиеся с целью большей убедительности речи или привлечения внимания аудитории. Необходимо помнить, что источники, из которых взят материал, должны быть авторитетны не только для вас, но и для аудитории. Чаще всего этот топ располагается либо в начале речи, либо на границах ее структурных частей. Например: «История общества показывает, что процветание общества зависит не от экономики и техники и даже не от общей культуры, а от культуры слова. Поэтому мудрые правители образуют процветание общества только устройством речи для создания творчества во всех областях жизни. Творчество несет в себе надежду на будущее и освящено любовью как источником всякого благополучия» (Рождественский Ю. В. <…>). Процитированная выше мысль может показаться достаточно парадоксальной и поэтому спорной, однако нельзя сомневаться в том, что новая социально-историческая реальность – демократизация общественнных отношений, построение правового государства, переход к рыночной экономике, перестройка системы образования в нашей стране и т.п. – настойчиво ставит в повестку дня вопрос о полноценной культурноречевой подготовке лиц, избравших профессию педагога…».

П. Сопер формулирует правила пользования авторитетными мнениями:

1) не ссылайтесь на свой авторитет, так как для слушателя он может оказаться недостаточным;

2) не ссылайтесь на авторитеты, вызывающие предубеждение;

3) ссылайтесь на проверенные авторитеты, на авторитеты можно делать отсылку только в тех вопросах, в которых они действительно компетентны;

4) ссылка на источник должна быть точной (будьте готовы назвать имя, фамилию автора и произведение, откуда взята его цитата).[88]

Имя – рассмотрение происхождения и/или смысла слова (имени), обозначающего явление или понятие, которое входит в название темы или является одной из ее идей. Например: «Подобных слов-перевертышей много в древнем лексиконе. Напомню еще слово – победа. Странное дело: в корне – беда, а в целом слово означает благополучное его завершение. В древнерусском языке это слово значило просто последствия общей для многих людей беды, результат сражения безотносительно к победе над врагом; победу праздновал и победитель, и оставшийся в живых побежденный. Победа приходила п о - б е д е, за бедой. И только со временем это слово закрепилось в одном из своих значений, либо в смысле поражения на поле брани (так случилось в юго-западных говорах Древней Руси), либо в смысле победы на поле брани (так случилось в северо-восточных говорах, и в этом значении слово сохранилось до наших дней в литературном русском языке)» (В. В. Колесов).

Итак, мы назвали основные топы вне какой-либо их классификации. К практическому занятию по теме подумайте, на основе какого критерия риторические топы можно было бы объединить в группы (ответ обоснуйте).

Покажем, как топы «работают». Допустим, нам необходимо составить речь по теме «Неусыпный труд все препятствия преодолевает» (пример
М. В. Ломоносова). В этом предложении содержатся четыре понятия («термина»): неусыпность, труд, препятствие, преодоление. Из первого «термина» при помощи топа «время» можно получить идеи «утро» и «ночь», а от идеи «утро» – «заря», «денница» и т.п., от идеи «ночь» – «тьма», «луна» и т.п. Такова же процедура получения идей из других понятий. М. В. Ломоносов считает, что для построения речи достаточно три таких уровня «размножения идей». Таким образом, анализ речи по топам дает лексическую базу для создания текста.

Знание топов помогает тем, у кого нет навыков написания речей. Полезными они оказываются в ситуации, когда для написания речи у нас времени немного, поскольку топы – это своего рода «рамки», в которые можно вписать нужное говорящему «оригинальное» содержание.[89] Знание топов придает говорящему уверенность в различных речевых ситуациях. Пишем в центре листа основную идею (понятие) речи и стрелками фиксируем ассоциации, возникающие при перебирании в уме «общих мест». Затем нужно убрать то, что считаем лишним, так как «содержание высказывания подобно статуе, которую скульптор высекает из камня, устраняя все лишнее: в высказывании должно быть только целесообразное – необходимое и достаточное для выражения и обоснования главной мысли».[90] Общая схема выступления готова.

 

III. Топика отражает общие законы человеческого мышления, и поэтому топы могут использоваться при построении речи на любую тему и любого типа, в том числе аргументирующего. «Искусство построения аргументов, – пишет А. А. Волков, – основано на умении выбрать и применить подходящий <…> топ. Каждый ход мысли, который получается на основе применения топа, может быть рассмотрен не только в плане его уместности, но и с точки зрения возможных возражений <…>, которые могут оказаться вполне основательными. Потому проработка аргументов по топам дает основание для отбора и последующего построения наиболее уместных и сильных аргументов».[91]

Топы (топосы) при построении аргументации рассматриваются как мысли, помогающие объединению оратора и аудитории, или совокупность положений, которые аудитория принимает как истинные, а инвенция как поиск способов убеждения (это прослеживается в работах Х. Перельмана,
А. А. Волкова и других ученых). Применительно к аргументации в сочетании «общее место» слово «общий» «…указывает на то, что положение является общим для оратора и аудитории, в одинаковой степени разделяется ими».[92] Успех речи зависит от того, сможет ли говорящий свести тему к таким положениям, которые аудитория примет безоговорочно. Операция с топами естественна для человеческого мышления, а потому выдвигаемые на ее основе суждения воспринимаются аудиторией если не как достоверные, то, по крайней мере, как возможные, допустимые.[93]

В заключение обращаю ваше внимание (поскольку вы можете столкнуться с этим при чтении первоисточников), что термин топ (топос) в современной риторике оказывается многозначным. Топы определяют как:

– смысловые модели, способствующие развитию мысли о предмете (такого понимания мы придерживались в лекции);

– мысли, основанные на ценностях и предпочтениях, обращенных к нравственным, эстетическим и др. идеалам аудитории;

– общая идея, на основе которой строится аргумент;

– разделяемое всеми, большинством или определенным сообществом мнение, воззрение, не требующее доказательств;

– тезаурус терминов той или иной науки;

– единица метаязыка описания и интерпретации текста.

Итак, на этапе инвенции оратор должен ответить на вопросы: кому предназначается речь? зачем (с какой целью) он будет выступать перед слушателями? что говорить (простейшая цепочка: что это за событие, где, когда, как и почему оно произошло)? каков основной тезис речи и как он будет аргументирован? имеется ли резервный запас знаний по теме? Поэтому изобретение речи, как и вся система риторики, диалогично.

Отобранный и систематизированный на этапе инвенции материал используется как основа будущей речи.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Анисимова Т. В. Современная деловая риторика [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002 (раздел «Изобретение»).

2. Аннушкин В. И. Риторика [Текст]: зкспресс-курс: учеб. пособие / В. И. Аннушкин. – М.: Флинта: Наука, 2007 (занятие 3. «Изобретение идей. Тренинг топосов»).

3. Волков А. А. Курс русской риторики [Текст] / А. А. Волков. – М.: Издательство храма св. муч. Татианы, 2001 (глава «Изобретение»).

4. Клюев Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция) [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е. В. Клюев. – М.: «Изд-во ПРИОР», 1999 (глава 2. «Инвенция»).

5. Сопер П. Р. Основы искусства речи [Текст] / П. Р. Сопер. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998 (главы III, VI, IV).

6. Стернин И. А. Практическая риторика [Текст] / И. А. Стернин. – Воронеж, 1996 (Лекция 13. «Учет интересов и особенностей аудитории в публичном выступлении»).

7. Хазагеров Т. Г. Риторика [Текст] / Т. Г. Хазагеров, И. Б. Лобанов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004 (глава «Инвенция»).

Контрольные вопросы и задания

 

– Дайте определение понятию «риторический канон».

– Назовите этапы и основное правило классического идеоречевого цикла.

– Что включает в себя этап инвенции?

– Назовите основные типы аудитории. Какие рекомендации дает риторика, если вам предстоит выступать перед негативно настроенной аудиторией?

– Что обозначают термины «этос», «логос», «пафос»?

– Назовите рекомендации риторики по выбору темы и формулировке названия выступления?

– Можно ли составлять речи, руководствуясь лишь знанием топов? Ответ аргументируйте.

– Что такое топ (топос)? Это то же, что и троп?

– Назовите известные вам топы.

– Какова роль топики в построении аргументации?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.168.40 (0.016 с.)