III. Понятие и эволюция риторического идеала на разных этапах становления и развития риторики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Понятие и эволюция риторического идеала на разных этапах становления и развития риторики.



 

I. Термин «риторика» является греческим по происхождению: rheo – с греч. «говорю, лью, теку», от этого слова образовалось слово rhetor – «ритор, оратор», от которого в свою очередь возникло название науки rhetorike – «риторика» (ранее существовал вариант реторика). По мнению Ю. В. Рождественского, основателя одной из риторических школ, термин «риторика» парадоксален. Некоторые непосвященные (как их называет исследователь) употребляют это слово в оценочном значении как «пустословие», «ложь»[2], например: «Если отбросить всю эту предвыборную риторику…» и т.п. Поэтому Б. В. Томашевский принципиально употреблял вариант реторика, чтобы отграничить название науки от оценочного и нетерминологического риторика [3].В ХVIII столетии, как отмечает Ю. В. Рождественский, ни один крупный нормализатор языка в Европе не обходился без того, чтобы написать свою риторику. Понять эти парадоксы можно, если знать место риторики в языковом образовании. Когда вы прочитаете рекомендуемые к теме источники, которые будут названы в конце лекции, вы сможете самостоятельно ответить на этот вопрос.

В литературе можно встретить три термина: риторика, красноречие и ораторское искусство. Самым «загадочным» является, пожалуй, термин «красноречие». Этим термином, как вы уже догадались, называют искусство красивой речи (от красно реку, или красиво говорю). Понятие же о красивой речи, как и о красивой женщине, исторически изменчиво и в какой-то степени субъективно (что красиво для одного человека, для другого может не оказаться таковым). Кроме того, это понятие неодинаково рассматривается в разных культурах, его содержательное наполнение зависит и от социального устройства общества. Ораторским искусством называют комплекс знаний, умений и навыков по построению и произнесению публичной (монологической) речи. Если понятия красноречие и ораторское искусство можно считать синонимичными, то неверным было бы отождествлять ораторское искусство и риторику, так как предметом изучения современной риторики являются не только монологические, но и диалогические формы общения (такие, как спор, деловая беседа и т.д.).

Определение риторики видоизменялось на протяжении всей истории ее существования. Так, в Древней Греции риторика рассматривалась преимущественно как «искусство убеждать», во времена римской цивилизации – «искусство говорить хорошо», в средние века и начальный период Возрождения – «искусство украшения речи»[4].

Современные исследователи риторикойназывают теорию (науку) и мастерство (искусство) эффективного речевого воздействия и взаимодействия. Таким образом, предмет риторики – речевое воздействие (влияние на кого-либо с помощью речи как направленного действия, сопровождаемого невербальными средствами) и взаимодействие (обмен действиями, мыслями и чувствами) с позиции их эффективности. Риторикой сформулирован «алгоритм речевого поведения человека». «…Риторика, с одной стороны, задается вопросом "Что такое речевое воздействие на самом деле?", а с другой – пытается сделать свои знания пригодными для социально ориентированной деятельности людей»[5]. Но возникает вопрос: какое речевое общение (воздействие и взаимодействие) можно считать эффективным? Многие говорят, что это общение результативное, то есть такое, в котором достигаются его цели. Но давайте подумаем, так ли это? Если собеседник поставил себе цель унизить вас и тем самым вывести из душевного равновесия и достиг цели, то его речевое воздействие вы назовете эффективным или результативным? Возникнет ли у вас желание вновь общаться с ним? Получается, что критерия результативности недостаточно для определения эффективности речи. По мнению А. К. Михальской эффективна та речь, которая является

целесообразной (соответствующей коммуникативному намерению, или цели),

воздействующей (не оставляющей вас равнодушными; такая речь «…пробудит ум и чувства, ratio и intuition…» [6]),

гармонизирующей, то есть обеспечивающей наилучшее взаимопонимание между людьми, способствующей конструктивному решению возникающих конфликтов и появлению чувства радости от общения.

Об этих критериях эффективности речи говорят и другие исследователи, например И. А. Стернин: «Эффективное речевое воздействие – это такое, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели и сохранить баланс отношений с собеседником (коммуникативное равновесие), то есть остаться с ним в нормальных отношениях, не поссориться»[7]. Психологи основными критериями успешности общения считают достижение целей, удовлетворенность самим процессом общения (когда в ходе общения не возникает чувства досады, длительных пауз и т.п.) и отсутствие трудностей (напряженности, скованности, внутренних преград, зажатости и пр.)[8]. Тем самым эффективность общения понимается как оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей.

II. Риторика как наука подразделяется на общую и частные. Предмет современной общей риторики – «…общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности их использования для того, чтобы сделать речь эффективной»[9]. Общая риторика состоит из следующих разделов: 1) риторический канон как система законов и правил построения речи, 2) оратория (теория и практика публичной речи), 3) риторика диалогических форм общения (теория и искусство ведения спора, деловой беседы и т.д.). Частные риторики изучают законы эффективной речи, действующие в специфических областях речевой деятельности – профессиональной и непрофессиональной. Частными риториками являются гомилетика (духовная риторика), риторики военная, педагогическая, врачебная, журналистская, семейная и др.

Современная риторика подразделяется также на теоретическую и прикладную[10]. В теоретической риторике дедуктивным путем исследуются законы речи, которые затем верифицируются (проверяются) фактами истории и риторической практики. В прикладной (практической) риторике даются конкретные правила пользования речью, верифицированные законами речи и прецедентами успешной / неуспешной речи.

 

III. История риторики есть история формирования риторического идеала. Риторический идеал – это «… система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему ее ценностей – эстетических и этических (нравственных)»[11]; это представление о том, какая речь может считаться прекрасной, образцовой. Другими словами, «образ прекрасной речи», присутствующий в сознании не только оратора, но и слушателя, то есть в голове любого носителя данной культуры. Риторический идеал – категория исторически изменчивая.

Выделяют следующие этапы становления и развития риторики [12]:

1. Древнегреческая риторика.

2. Древнеримская риторика.

3. Средневековая европейская риторика.

4. Новые европейские риторики, написанные на национальных языках (ХVI-ХIХ вв).

5. Новейшая риторика, или, как ее называют некоторые, неориторика (со 2-ой пол. ХХ в.).

Попытаемся охарактеризовать кратко каждый из этапов в аспекте учения о риторическом идеале.

Древнегреческая риторика. Родиной красноречия считается Эллада. Но почему? Почему риторика возникает именно в Афинах? Без ответа на этот вопрос нельзя осмыслить особенности риторического идеала того времени.

1. В V веке до нашей эры в Элладе были распространены города-полисы (города-государства), в которых развивалась рабовладельческая демократия. Верховным органом в таком государстве было Народное собрание, в котором публично решались политические вопросы. Чтобы привлечь народ (демос) на свою сторону, политик должен был уметь хорошо и убедительно говорить. В Афинах был создан суд присяжных, или гелиэя, – демократический верховный суд, судьей в котором мог стать любой гражданин Аттики, достигший тридцати лет. При этом прокуроров не существовало, и обвинителем мог выступить сам потерпевший, его родственник, друг или просто гражданин, борющийся за справедливость. Обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности (наемные ораторы появились позднее). Умение произносить речи было необходимо не только в политической и судебной сферах деятельности, но и в военном искусстве. В частности, существовали эмбатерии – строевые песни, призывающие к стойкости и доблести.
Е. Н. Корнилова пишет, что существует легенда о том, как однажды спартанцы несли потери в одной из войн и послали за помощью к афинянам. По совету Оракула в Спарту отправили хромого Тиртея. Когда войско увидело с трудом сошедшего с колесницы человека, оно впало в уныние. Но Тиртей так сумел поднять своими песнями дух воинов, так их воодушевил, что они наголову разбили врагов[13]. Таким образом, общественная жизнь Древней Греции была такова, что людям приходилось часто выступать с речью, в результате чего красноречие становилось необходимым каждому человеку, а ораторское слово превратилось в необходимое звено государственной системы. Поэтому и говорят, что «риторика – дитя демократии ».

2. Стремительное развитие риторики именно в Древней Греции объясняется также агонистическим характером грека. Агонистика определяется как «неудержимое стремление к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни»[14]. Основным принципом греческой культуры, как отмечают исследователи, был принцип состязательности, то есть стремление доказать свое превосходство при помощи интеллекта, образованности. Не случайно именно в Элладе родились Олимпийские игры, драматические состязания, публичные диспуты мудрецов и философов. Идеалом человека был образ «общественного» деятеля, умеющего убеждать и способного держать в своих руках управление государством. [15]

3. Исследователи отмечают, что культура Греции и Рима – в большей степени культура устного, а не письменного слова. Поскольку книг было мало, и они имели рукописный характер, многое приходилось заучивать наизусть. При этом античность вовсе не знала «чтения про себя», даже наедине с собой люди читали книги вслух, наслаждаясь звучащим словом. «Греки, можно сказать, абсолютизируют слово, делая его владыкой всего сущего, а среди богов почитают Пейто – богиню убеждения» (А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Гонди).[16]

4. Большую популярность в это время приобрели учителя-софисты, которые за определенную плату составляли речи и учили ораторскому искусству. Само предложение научить любого желающего ораторскому искусству, как замечает М. Л. Гаспаров, является по своей природе демократическим.

Софистика представляла собой духовно-воспитательное и философское учение в Греции, которое базировалось на субъективизме и отрицании абсолютной истины. Именно в рамках софистики возникает знаменитое изречение Протагора: «Человек – мера всех вещей». Главную задачу софисты видели в том, чтобы научить убедительности речи, тому, как «делать слабое мнение сильным»: объективной истины не существует, а есть только субъективное суждение о ней человека. Стремясь доказать какую-либо мысль, софисты использовали уловки, основанные на нарушениях логических законов, которые получили название софизмов, например: Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял, значит у тебя есть рога. Поэтому слово «софист» с течением времени приобретает отрицательную окраску и употребляется в значении «шарлатан», «лжемудрец». Однако софисты внесли большой вклад в развитие риторики. Они впервые систематизировали понятия лингвистики, логики, этики, теории государственного устройства. Во времена софистов риторика была царицей всех наук.

Основателем софистики и античной риторики считают Горгия, который прибыл в Аттику в качестве посла города Леонтины (Сицилия) и покорил всех афинян рифмованными созвучиями слов и искусными антитезами. Величайшими ораторами Древней Греции являются Корак, Тисий, Фемистокл, Лисий, Исократ, Демосфен и др. Автор первого античного учебника по риторике – Корак из Сиракуз, основавший свою школу риторики. Риторические школы того времени считались лучшими учебными заведениями. В них принимали мальчиков с 7 лет, которые после 14 лет учебы выходили высокообразованными людьми и становились выдающимися государственными деятелями, военными, ораторами, поэтами. Открывали и возглавляли свои риторические школы Горгий, Демосфен и другие лучшие ораторы, в Риме – Цицерон, Квинтилиан.

Первым против софистов, настаивающих на том, что цель красноречия – «внушать веру», по сути, манипулировать адресатом, выступил Сократ, для которого абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. «Продажа мудрости равнозначна продаже красоты», – говорил он, осуждая софистов за то, что они брали плату за свои уроки. По мнению Сократа, оратор должен уметь ставить вопросы и давать ответы на них, уметь рассуждать с целью постижения смысла, истины и учить этому других. «Сократ держался такого мнения: если кто знает, что такое данный предмет, то он может объяснить это и другим; а если не знает, то нисколько не удивительно, что он и сам ошибается и вводит в ошибку других», – пишет о нем древнегреческий мыслитель Ксенофонт.

Мысли Сократа были изложены (впервые в форме диалога!) его учеником Платоном в произведениях «Горгий», «Сократ» и «Федр», в которых он называет софистов «мнимыми мудрецами», а риторику «мнимой наукой». В диалоге «Горгий» Сократ говорит о том, что в искусстве подлинного красноречия мастер слова всегда руководствуется «образом» прекрасной речи. В этом диалоге «впервые в европейской словесности» [17] отмечается важность и определяется содержание риторического идеала. Подлинное красноречие – это нравственный выбор: только та риторика приносит благо людям и обществу, которая основана на истине и потому является настоящим искусством. Рассматриваются такие этические категории, как долг, справедливость в речи, «порядок» (гармония).

Диалог «Федр» посвящен выяснению истины о любви, о том, как нужно размышлять и говорить о любви и любом другом предмете. Платон устами Сократа, ведущего диалог с юношей Федром, противопоставляет риторике подлинное красноречие, цель которого – убеждение с помощью истины и в истинном. Утверждается, что порядок речи проявляется прежде всего в ее структуре. Платон пишет: «…речь должна быть составлена словно живое существо: у нее должно быть тело с головой и с ногами, а туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому». Другими словами, хорошая речь есть речь гармоничная: она обязательно должна состоять из вступления, изложения с доказательством и выводов, связанных друг с другом. Таким образом, условиями хорошей речи являются ее истинность, нравственность (польза для общественного, а не личного блага), строгая упорядоченность в смысловом и словесном отношении.

Мысли Платона об ораторском искусстве были развиты его учеником Аристотелем. До нас дошло сочинение Аристотеля под названием «Риторика», состоящее из трех книг. В первой книге дано определение риторике («способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета») и рассматриваются виды ораторских речей: совещательные, судебные и торжественные. Во второй книге описываются приемы, способствующие убедительности речи, рассказывается о том, как при помощи убеждения вызывать у слушателей определенные чувства (страха, любви, гнева, стыда, сострадания и т.д.). В третьей книге рассматриваются вопросы стиля речей, требования, предъявляемые к нему (ясность, доступность, изящество, мягкость, безыскусственность, благородство, соответствие истине). Аристотель впервые заговорил о необходимости использования стилистических средств в зависимости от рода речи, ее цели и аудитории. «Для каждого рода речи пригоден особый стиль», – писал он. Самое главное в ораторском искусстве, по его мнению, – доказательство, то есть задача риторики состоит в том, чтобы находить способы убеждения, то есть делать очевидной скрытую истину. Но при этом Аристотель важное значение придавал нравственным категориям оратора. По его мнению, риторика – это не только наука об убеждении, но и наука о нравах, нравственных категориях, которых должен придерживаться говорящий. Кроме того, Аристотель впервые выразил мысль о том, что представление о хорошей речи определяется государственным устройством (социальной структурой).

«Можно думать, что современный отечественный идеал красноречия, – пишет А. К. Михальская, – сохраняет черты, определившие его с древности, и по-прежнему строится на триединой гармонии в речи мысли, красоты и добра».[18]

Древнеримская риторика. Римляне к греческой риторике обратились «приблизительно к середине II в. до н.э., когда расцвет греческого красноречия остался в далеком прошлом».[19] В Грецию стали отправлять людей для обучения ораторскому искусству. Поэтому красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия.

Выдающимся оратором, политическим деятелем, философом, писателем является Марк Туллий Цицерон, ставший олицетворением целой эпохи в римской истории. Риторическое учение Цицерона изложено в трех трактатах: «Об ораторе» (посвящен теории ораторского искусства), «Брут» (дан образ идеального оратора) и «Оратор» (рассматривается история развития ораторского искусства). Оратор должен уметь найти, что сказать, найденное расположить по порядку, придать словесную форму, запомнить и произнести. При этом важно расположить к себе слушателей, уметь доказать свою мысль и опровергнуть мнение оппонента. «Оратор должен соединить в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика и, наконец, жесты и грацию великих актеров», – таким Цицерон представлял идеального оратора. Оратор, по мнению Цицерона, должен быть человеком высокой культуры, много читающим и совершенствующим свое красноречие постоянными упражнениями: «..Красноречие, то есть искусство говорить толково, складно и красиво, не имеет никакой определенной области, границы которой его бы сковывали. Человек, за него берущийся, должен уметь сказать решительно обо всем, что может встретиться… иначе пусть он и не посягает на звание оратора». Эстетика речевого идеала Цицерона восходит к древнегреческой традиции, но (!) «…на первое место выступает гармонизирующая функция речи, эстетический эффект ее, рождающий у участников общения удовольствие, доставляющий положительные эмоции – эффект умиротворения и согласия <…>. При этом образцовая речь призвана прежде всего сдерживать и умерять проявления страстей, "лечить" от них, а оратор может позволить себе лишь внешние, игровые формы демонстрации эмоций, оставаясь при этом внутренне спокойным».[20] Речь, подчиненная этим требованиям, реализует важнейшие функции: педагогическую, гармонизирующую («доставлять удовольствие» и умиротворение) и собственно воздействующую («производить сильное впечатление»). Основным принципом идеала выступает категория «годности», соотносимая с этическими и эстетическими категориями идеала христианства: скромности, умеренности, кротости.[21]

Знаменитым римским оратором является также Марк Фабий Квинтилиан – автор сочинения в 12 книгах «Риторические наставления», которое является вершиной исследования ораторского искусства. «…Ни до, ни после не было работ, которые с такой тщательностью давали бы теоретический и практический анализ красноречия».[22] В этом сочинении, написанном для учителей, обучающих детей ораторскому искусству, Квинтилиан обобщил свой опыт двадцатилетнего преподавания риторики. Интересно то, что вопросы, рассматриваемые им, актуальны и по сей день: с какого возраста начинать обучение красноречию; как лучше: учить риторике дома или отдавать в учебное заведение; каких правил, методик придерживаться при обучении риторике и т.д. Риторика по Квинтилиану – наука о способности хорошо говорить и силе убеждать. Ей он отводил центральное место в образовании. Квинтилиан отмечает, что нельзя сделаться оратором без учения и природного дарования: «Красноречие никогда не будет иметь ни энергии, ни мощи, если мы не станем черпать силы в стилистических упражнениях, как гибнут и наши труды, точно корабль без штурмана, раз у нас не найдется образца для чтения. Затем человек, хотя бы и знающий, что говорить, и умеющий облечь свою мысль в надлежащую форму, но лишенный способности говорить на всякий случай, не готовый к этому, станет играть роль сторожа мертвого капитала». Кроме того, оратора отличают изящество и красота речи. Истинный оратор должен уметь целесообразно (в соответствии с предметом и целью речи, с учетом ситуации общения и аудитории) подбирать, использовать «украшения» речи. К недостаткам речи Квинтилиан относит однообразие, неполноту, растянутость, употребление сниженных выражений и т.д. Вершиной ораторского искусства, по его мнению, является способность произносить речи без подготовки (экспромтом).

Средневековая риторика. В средние векариторика утратила свои позиции, по сравнению с грамматикой. Средневековые риторики писались на латинском языке. Красноречие, как отмечает М. Л. Гаспаров, перестало быть главной формой выражения общественной жизни, поскольку латинский язык, которым владели только духовные лица (отсюда развитие духовного красноречия), стал чужим для публики, даже высокопоставленной. Риторика оказывается «на службе» у других наук: диалектики, логики, права.[23] О средневековых риториках можно прочитать в работах М. Л. Гаспарова.

Риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. Мы с вами остановимся на истории развития русской риторики.

Русская риторика. В Россию европейские риторические идеи проникли через Польшу и Украину. Русское красноречие, как отмечает Л.К. Граудина, возникло на фундаменте двух школ, сложившихся к ХVIII веку: одна связана с деятельностью Киево-Могилянской академии, другая – Славяно-греко-латинской академии[24].

До начала ХVII века учебники по риторике на Руси отсутствуют. Овладение искусством слова происходило путем изучения священного писания, богослужебных текстов и через подражание образцовым ораторам. Предшественником всех риторик, вышедших в России, считается небольшой трактат «О образђх», входящий в Изборник Святослава (1073). Перевод этого трактата можно прочитать в книге Н.М. Щаренской «Греко-византийская традиция в русской риторике…». Памятниками древнерусского красноречия являются «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Домострой» и др. Л. К. Граудина относит эти работы к начальному этапу русского красноречия. [25] В древнерусской культуре красноречие рассматривалось как одна из важнейших добродетелей, которому свойственны правда, кротость (хула, клевета, многословие, пустословие, несдержанность в речи, грубость являются грехом) и смирение.

Следующие этапы представляем в соответствии с периодизацией развития риторики В. И Аннушкина.[26] Обратите внимание, что каждый период охватывает время примерно в 60 лет – от 50 до 70, поэтому периодизация русской риторики легко запоминается.

I этап. 1620-1690/95 – допетровский период. Изучение и переписка первого на русском языке учебника «Риторика».

Первая известная риторика создается в Северо-Восточной России. Автор ее неизвестен, но предположительно им является митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий. Эта риторика представляет собой перевод латинской «Риторики» Филиппа Меланхтона, которая была написана в 1577 году во Франкфурте. Самый ранний список, появившийся на Руси, датируется мартом 1620 г. «Риторика» состоит из двух частей: «О изобретении дел» (в ней дается представление о риторике и ее частях) и «О украшении слова» (описываются роды речи – «смиренный», «высокий» и «мерный»). «Риторика» Макария переписывалась и изучалась в течение всего 17 столетия. До Петровского времени она была основным учебником по риторике в России.

II этап – петровский период, или период расцвета русских рукописных риторик, инициированный петровскими преобразованиями. В этот период написаны «О риторической силе» С. Лихуда, «Риторическая рука» С. Яворского, «Риторика» М. Усачева и другие сочинения. Большую роль в развитии русского красноречия сыграла деятельность Феофана Прокоповича, который написал сочинения «О поэтическом искусстве» и «О риторическом искусстве», где много внимания уделено вопросам стилистики и теории экспрессивных средств, даны рекомендации по написанию речей, принадлежащих к различным видам красноречия. Он выделяет эпидейктическое, церковное, эпистолярное, историческое (писание историй) и судебное красноречие. Прокопович был мастером нового литературного жанра – «Слово…». В своих работах он впервые проиллюстрировал теоретические положения из близких ему современных произведений.

III этап – ломоносовский период (1745/50 –1800).

Первый учебник риторики на русском языке был написан М. В. Ломоносовым в 1748 г. под названием «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». В этой книге М. В. Ломоносов дает такое определение риторики: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об ней мнению». Таким образом, риторика, по Ломоносову, – искусство убеждения, а убеждение возможно лишь там, где существует мнение. Риторика представляет собой науку как об устной, так и о письменной речи. М. В. Ломоносов выделяет собственно риторику (учение о красноречии вообще) и ораторию (учение о составлении и произнесении речей в прозе) и поэзию (сочинение поэтических произведений). В риторике выделены три основных раздела: «О изобретении», «О украшении», «О расположении». В первом разделе М. В. Ломоносов пишет о необходимости многостороннего освещения выбранной темы, о необходимости учета «нравов человеческих» (психологии, возраста, воспитания, образования слушателей). Чтобы стать оратором, необходимы природное дарование, знание правил риторики и упражнения, в том числе подражания лучшим образцам. В разделе, посвященном украшению речи, М. В. Ломоносов дает классификацию тропов и рассматривает различные риторические фигуры, причем отмечает возможность сочетания фигур друг с другом, то есть их взаимодействие. Важно и то, что ученый говорил об уместности, целесообразности и соразмерности использования различного рода «украшений» речи: «Смешение и соединение фигур, равно как и тропов, должны иметь свою меру, а особливо в рассуждении разных родов слова, ибо, хотя фигуры важную и благородную материю украшают, возвышая и устремляя слово, однако в подлых материях частое оных употребление неприлично». Даны также правила о постановке ударений, описываются типичные фонетические недочеты (повторение звуков, неудачные стечения согласных). В третьей части книги («О расположении») одна из глав посвящена подробному описанию хрии – речи-рассуждения, ее структуре и видам. Книги М. В. Ломоносова представляли собой первые русские общедоступные руководства по красноречию. До него все риторики были написаны либо на латинском, либо на церковно-славянском языках. В работах М. В. Ломоносова ритор предстает «как человек добрым делам и нравам учащий».

Опыт сопоставления «Краткого руководства к красноречию…» с современными учебниками, учебными пособиями по риторике представлен в одной из наших публикаций в сборнике «М.В. Ломоносов и современные стилистика и риторика…». В этой книге помещено «Краткое руководство к красноречию…» М. В. Ломоносова и работы исследователей, в которых анализируется вклад этого ученого («отца русского красноречия» – Н. М. Карамзин) в развитие русской стилистики и риторики.

IV этап послеломоносовский период (1790/1800-1850/60) – расцвет русской риторики с постепенным становлением курсов теории и истории словесности.

В 1783 году была учреждена Российская академия. Риторика наряду с грамматикой и «пиитикой» служит гносеологической основой теории словесности этого времени. Появляются идеи о необходимости дальнейшего развития красноречия и написания трудов по риторике. Назовем основные работы, выдержки из которых можно прочитать в хрестоматиях по риторике.
М. М. Сперанский пишет курс лекций по риторике – «Правила высшего красноречия», где излагает основные положения искусства ораторской речи. И. С. Рижский издает сочинение «Опыт риторики», в котором большое внимание уделяет вопросам чистоты и правильности языка, теории жанров прозаической литературы и категории вкуса.

А. С. Никольский знаменит как автор «Двенадцати книг риторических наставлений». В этом труде ученый-словесник риторику и грамматику рассматривает как фундаментальные основы курса словесности, он подробно рассматривает проблему функционально-жанровых разновидностей речи и вопросы, связанные с культурой публичного произнесения речи (техникой звучащей речи).

А. Ф. Мерзляков написал учебник под названием «Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. В пользу благородных воспитанников университетского пансиона». Это была одна из наиболее популярных риторик, предназначенная учащимся светских учебных заведений.

Интересны работы Н. Ф. Кошанского «Общая риторика» и «Частная риторика». К отечественным названиям фигур он приводил нерусские термины, многие из которых закрепились как интернациональные (антитеза, градация и др.). Общую цель риторики Н. Ф. Кошанский видит в том, «чтобы, раскрывая источники изобретения, раскрыть все способности ума, – чтобы, показывая здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление, – чтобы, уча выражать изящное, возбудить и усилить в душе учащихся живую любовь ко всему благоразумному, великому и прекрасному». Н. Ф. Кошанским признает существование индивидуальных стилей, или, как их называет автор, «частных слогов».

В этот период написаны также труды А.И. Галича («Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений»), К.П. Зеленецкого («Курс русской словесности для учащихся») и некоторые другие.

Характерной особенностью русской риторики этого времени было деление ее на общую и частную. Общая риторика рассматривала общие законы речи, а частная описывала поэзию и прозу с ее разновидностями. Другой важной особенностью явилось пристальное внимание исследователей к категории вкуса. Большое значение этого эстетического понятия подчеркивал И. С. Рижский. Категория вкуса большую роль при осмыслении проблемы национального риторического идеала. Об изменении языкового вкуса в наше время свидетельствует такое высказывание Л. К. Граудиной: «Раньше, когда наступало внезапное молчание, народ говорил: тихий ангел пролетел, – а теперь говорят: где-то мент сдох. Раньше говорили: милому сто верстне околица, – а теперь: Для бешеного кобеля и сто километров не преграда». Исследователь говорит, что у нас сейчас в моде «заниженный», нередко вульгарный, просторечный стиль, демонстрирующий порой иронически презрительное отношение к обозначаемому.[27] «Риторический идеал должен ориентироваться на вершинные, классические образцы национальной речевой культуры <…>. Но в то же время риторический идеал должен заключать в себе и идею учета языкового вкуса эпохи и той социально-культурной среды, в сфере которой происходит речевое общение»[28].

V этап (1850/60-1920) – период художественной словесности с критикой риторики и выведением ее из состава преподавания. Со второй половины ХIХ века начинается постепенный упадок риторики как науки. Основные причины этого: тоталитарный режим в обществе, скучное, оторванное от жизни преподавание, обвинение риторики в присвоении «чужого»; изучение языка исключительно на материале художественной литературы. Во второй половине ХIХ века «риторика фактически "маскировалась" то под теорию словесности, – пишет Л. К. Граудина, – то под стилистические упражнения, то под методику сочинения или – шире – под развитие речи учащихся».[29] В 20-е годы ХХ века риторика была исключена из школьного и вузовского курсов.

VI этап – советский период (1920-1985/90), характеризующийся появлением и развитием таких дисциплин, как функциональная стилистика, прагматика, культура речи и др. К 20-м годам относятся первые попытки возрождения риторики в России. Именно попытки, так как идеи, связанные с необходимостью возврата к риторическому наследию и введением в преподавание риторики, остались неосуществленными, а сами ученые были высланы за границу или погибли в лагерях, став жертвами террора. В 1918 году в Петрограде был открыт первый в мире Институт Живого Слова. В него входили такие крупные ученые-лингвисты, как Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский и другие. В 1919 году вышли «Записки института Живого Слова». В них печатались программы по теории красноречия, теории спора. Но это издание просуществовало только до 1924 года.

VII этап. С 1985/90 – восстановление и развитие русских риторических традиций. Начиная с 80-х годов появляются многочисленные программы по риторике, выходят учебные пособия, предназначенные для учебных заведений различного типа.

М. Р. Львов выделяет следующие причины возрождения риторики во второй половине ХХ века: осознание потребности ораторских умений в связи с демократическими преобразованиями в стране; влияние зарубежного опыта (Франции, США, Германии, Великобритании); растущий интерес к старине, классической культуре; достижения наук об общении и речи (формирование стилистики и культуры речи, возникновение лингвистики текста и др. дисциплин, связанных с речевым общением).[30]

Сейчас риторика в своем развитии переживает этап, отличающийся новыми подходами. Пристальное внимание исследователи оказывают категории риторического идеала, рассматривая его не только как теоретический конструкт, но и как инструмент эффективной речевой деятельности.[31] А. К. Михальская говорит о противоположности традиционного русского и западного риторических идеалов. Русский идеал возводится к риторическому идеалу Сократа и Платона, а американский – к риторическому идеалу софистов. Особенностями русского идеала она считает диалогичность по содержанию (прекрасна та речь, в которой реализуются субъектно-субъектные равноправные отношения), западного – индивидуальная отъединенность и соревновательность (говорящий предстает как активный индивид, адресат как пассивный и второстепенный; речь оценивается прежде всего как средство самоутверждения и самопрезентации). Русский идеал, в отличие от западного, носит гармонизирующий характер и воплощается в этических категориях кротости, смирения (кстати, как вы понимаете эту категорию? это то же самое, что «забитость»?), правды, безмолвия, ритмичности, умеренности и мерности. [32] А. П. Сковородников соглашается с мыслью А. К. Михальской, что различия в менталитете двух разных народов отражаются в их риторических идеалах, но он «…не склонен преувеличивать эти различия». Исследователь считает, что русскому идеалу также не чужды элементы соревновательности и борьбы, которые можно проследить на материале судебного красноречия. Элементы полемичности ощутимы и в церковно-религиозном красноречии (напр., в «Слове о Законе и Благодати» Иллариона). Стремление к правдивости, свойственное Сократу, и для за



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.148.68 (0.038 с.)