Ораторские навыки можно приобрести Только на трибуне перед аудиторией. Никакие книжные знания не помогут, если не применять их на практике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ораторские навыки можно приобрести Только на трибуне перед аудиторией. Никакие книжные знания не помогут, если не применять их на практике.



II. Родом красноречия называют «область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки».[168]

Обычно выделяют следующие роды красноречия:

– социально-политическое,

– академическое,

– судебное,

– социально-бытовое,

– духовное (церковно-богословское).

Мы сказали «обычно», потому что общепринятой классификации родов красноречия нет. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что военное красноречие, как и парламентское, одни исследователи рассматривают в качестве разновидности социально-политического красноречия, другие – как отдельный род речи.

Социально-политическое красноречие. К этому роду красноречия относятся выступления на социально-политические, социально-культурные, этико-нравственные темы, митинговые, дипломатические, военно-патриотические и др. разновидности речей. В Древней Греции ораторство и политика были неразлучны: большинство знаменитых ораторов были крупными политическими деятелями. Авторами русских риторик политическое красноречие не упоминается в числе распространенных в России.[169] В наши дни стремительно развиваются митинговое и парламентское красноречие.

Выдающимися ораторами, мастерами военно-патриотического искусство были А. В. Суворов, М. И. Голенищев-Кутузов и др. Как талантливые дипломаты-ораторы прославились при Екатерине II Г. А. Потемкин и Н. И. Панин. Создателями агитаторских речей считают М. А. Бакунина, П. А. Кропоткин, Г. В. Плеханова и некоторые другие. В годы революции 1917 г. и гражданской войны с митинговыми речами выступали Н. И. Бухарин,
В. И. Ленин, А. В. Луначарский, Л. Д. Троцкий и др.

Академическое красноречие. В России академическое красноречие зародилось в ХVIII веке. Е. Р. Дашкова, являясь президентом Российской академии наук, ввела чтения лекций и с разрешения Екатерины II открыла общедоступные курсы «на российском языке» по основным отраслям наук для всех желающих. Особый расцвет академического красноречия в ХIХ связан с общественно-политической жизнью страны. Вузовские лекции того времени посещали не только студенты, но и приказчики, мастеровые и др. Возникает научно-популярная лекция. Замечательными лекторами, учеными ХIХ-ХХ вв. можно назвать Т. Н. Грановского, И. М. Сеченова, К. А. Тимирязева,
В. И. Вернадского и др.

Академическое красноречие способствует формированию научного мировоззрения, отличается научным изложением, аргументированностью и логичностью. Его жанрами являются: лекция, доклад, научно-популярное сообщение, научный обзор и т.д.

Судебное красноречие – это «род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждения судей и присутствующих в зале суда граждан».[170] Выделяют прокурорскую (обвинительную) и адвокатскую (защитительную) речи.

В России первые письменные свидетельства существования судов относятся, как отмечают Л. К. Граудина и Г. И. Кочеткова, к ХI веку, когда в Киевской Руси во времена княжения Ярослава были записаны первые законы Киевского государства.[171] Стремительно судебное красноречие начинает развиваться после реформы 1864 г., с введением суда присяжных. Основные функции судебного красноречия: выяснить, доказать, убедить.

Знаменитыми судебными ораторами являются С. А. Андреевский,
А. Ф. Кони, В. Д. Спасович, К. К. Арсеньев, А. И. Урусов, Н. П. Карабчевский, Ф. Н. Плевако и некоторые другие.

Судебному красноречию посвящена книга П. Сергеича (П. С. Пороховщикова) «Искусство речи на суде» (Тула, 1988) и учебное пособие
Н. И. Порубова «Риторика» (М., 2001).

Социально-бытовое красноречие. Древние греки называли этот род речи эпидейктическим, или торжественным. В ХVIII веке было распространено придворное красноречие как один из видов социального-бытового. Для придворного красноречия было характерно пристрастие к высокому слогу, то есть использование книжной возвышенной лексики, пышных метафор, сравнений и т.п., что придавало ему торжественность, «витиеватость». К нему относятся юбилейные, приветственные, застольные и надгробные речи. На практических занятиях мы с вами подробно погорим о таких жанрах, как комплимент и тост.

Духовное красноречие – один из древних родов красноречия, который изучается специальной наукой – гомилетикой. Образцами духовного красноречия являются: «Слово о Законе и Благодати» Илариона (ХI в.), прововеди Кирилла Туровского (ХII в.), Семеона Полоцкого (ХIII в.), митрополита Московского Платона (ХIХ в.) и митрополита Московского Филарета (ХIХ в.), патриарха Крутицкого и Коломенского Николая (ХХ в.) и некоторые другие. Сейчас в стране наблюдается процесс духовного возрождения: восстанавливаются храмы, монастыри, открываются духовные академии (например, в Петербурге, в Казане и Киеве). Так в Сергиеве Посаде существует знаменитая Троице-Сергиева лавра и Московская духовная академия. В литературном языке стали широко употребительные такие «забытые» ранее слова, как благодать, благопристойность, благоухание и др. В христианских текстах ставятся общечеловеческие вопросы о смысле жизни, о любви к ближним, о нравственном воспитании и т.д.

Разграничивают проповедь (слово), которую произносят во время церковного действия с амвона (места перед иконостасом или в другом месте для прихожан), и речь официальную, предназначенную для самих служителей церкви или других официальных лиц.

Об особенностях христианской, мусульманской проповедях, иудейского пророчества вы можете прочитать в учебнике Л. М. Грановской «Риторика» (М., 2004).

Необходимо отметить, что «роды красноречия не изолированы друг от друга. Наоборот, они не образуют замкнутых систем, между ними существует широкое взаимодействие, границы между ними подвижны».[172] Особенно это касается академического и социально-политического красноречия, которые перекрещиваются по тематике. Так, проблемы экономики могут рассматриваться и в лекции, и на заседании Думы.

В зависимости от общей цели выделяют следующие наиболее распространенные виды речей:

– информационные,

– развлекательные,

– агитационные (воодушевляющие, убеждающие, призывающие к действию),

– протокольно-этикетные[173].

Существуют правила подготовки речи каждого вида. Они обстоятельно изложены в учебниках по риторике, поэтому мы лишь кратко охарактеризуем названные виды речей.

Цель информационных речей – сообщение некоторой информации. Информационными жанрами являются доклад (развернутое сообщение на определенную тему), сообщение (небольшое по времени выступление, в котором рассматривается один какой-либо вопрос), лекция (связное развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса), рассказ о каком-либо случае, объявление, аннотация и т.д. Информационная речь должна отличаться новизной (содержать новую для аудиторию информацию), актуальностью (важностью, быть интересной), полнотой информации и краткостью. Она также должна удовлетворять запросы слушателей и пробуждать их любознательность слушателей, то есть заинтересовывать в получении новой, дополнительной информации по теме. При произнесении этого вида речей не рекомендуется использовать много жестов и говорить слишком эмоционально.

Цель развлекательных (гедонистических)речей – развлечь, потешить, позабавить слушателей. Такими речами являются речи на банкетах, неофициальные тосты, анекдоты, рассказы о смешных случаях из жизни и др. Развлекательная речь должна быть короткой, занимательной, поддерживающей внимание и интерес слушателей на всем ее протяжении. В ней должно быть ничего неприятного (например, критики в адрес присутствующих). Развлекательные речи, как правило, сочетают серьезное и шутку, иронию, при этом юмор должен преобладать. В них широко используются риторические приемы различного типа. Произносятся эти речи в импровизированном стиле (без конспекта, запинок, оговорок).

Цель воодушевляющей речи – внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение и воодушевить слушателя. Сюда относятся речи с приветствиями на собраниях, беседы о значении моральных и общественных ценностей, предвыборные выступления, в которых выражается уверенность в победе. Воодушевляющие речи должны быть краткими (но не менее 1-2 минут), они должны заинтересовывать слушателей, затрагивать их глубокие личные интересы и содержать прямой призыв к чувствам. В них рассматриваются вопросы о любви к отечеству и ближним, о справедливом и несправедливом и т.д. При произнесении воодушевляющих речей необходимы искренность и повышенная (но не чрезмерная) эмоциональность.

Цель убеждающих речей – убедить слушателей в чем-либо, то есть доказать или опровергнуть какое-либо положение. К ним относятся выступления в научных, политических дискуссиях, агитационные выступления во время предвыборных кампаний и др. Предмет убеждающих речей, как отмечает П. Сопер, составляют вопросы факта (что представляет правду, а что нет) или вопросы поведения (что надо делать, а что не надо): «Показать, что данный кандидат будет президентом Соединенных Штатов, значит убедить по вопросу факта. А доказать, что он должен стать президентом, значит убедить по вопросу политики. Призывать же в речи к голосованию за кандидата – выходить за ее пределы и составляет цель речи, побуждающей к действию».[174]

При подготовке убеждающей речи необходимо выбирать спорный и актуальный вопрос, обращаться к фактам, использовать рациональные аргументы. Советуют показывать слушателям реальную пользу от ваших предложений или информации, использовать юмор, опираться на наглядность. Речь должна быть краткой (не более 3-5 минут). Желательно затрагивать эмоции и чувства аудитории и не использовать длинных фраз. При произнесении убеждающих речей необходимо соблюдать умеренную эмоциональность, словесно выразить и не менее трех раз повторить доказываемый тезис.

Цель призывающих к действию речей – побудить слушателей к новому действию, продолжению или прекращению осуществляемых ими действий. К речам этого вида относятся выступления на собраниях с призывом принять участие в каком-либо деле, отказаться от чего-либо, выступления на митингах с призывами голосовать за кого-либо и т.д.

Агитационная (призывающая к действию) речь должна быть краткой и образной. Она должна содержать аргументы в поддержку защищаемого тезиса, приводить к согласию аудитории. При этом очень важно учитывать, может ли аудитории совершить то действие, к которому вы ее призываете. У слушателей не должно остаться никаких неясностей или недоговоренностей. Завершаются подобные речи призывом к совершению конкретного действия. Речи, призывающие к действию, произносятся эмоционально и с достаточной степенью громкости (выше средней).

Цель протокольно-этикетных речей – соблюсти общепринятый ритуал, протокол, этикет. К таким речам относятся приветствие официальной делегации, речь на траурном митинге, заключительное слова на торжественном заседании и др. Протокольно-этикетные речи должны быть краткими, воодушевляющими слушателей. Их произнесение должно быть в меру энергичным и эмоциональным.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, но вид речи определяется по преобладающей целевой установке.

Прослеживается взаимосвязь между родами, видами красноречия и функциональными стилями. Н.Н. Кохтев отмечает, что выбор стиля зависит от рода и вида речи. Так, «отчетный доклад тесно связан с официально-деловым стилем речи, потому что при его подготовке понадобятся различные документы", "вузовская, школьная лекция ближе к научному стилю, потому что их основой служат научные работы, учебники, пособия", "в проповеди преобладают элементы публицистического стиля", "публицистический стиль обычно широко используется в парламентских, митинговых, приветственных и юбилейных речах».[175]

В качестве особого функционального стиля Л. П. Крысин выделяет религиозно-проповеднический стиль, который напрямую соотносится с церковно-богословским красноречием. Этот стиль хотя и близок публицистическому, но отличается от него использованием высоких, нередко архаичных слов и выражений. Жанрами религиозно-проповеднического стиля являются поучение, молитва, притча, исповедь, проповедь, псалом и др.[176]

Оратор должен помнить, что в каждом жанре красноречия предусмотрены ограничительные нормы стилистического характера. Например, каждая из молитв как жанр духовного красноречия строга по композиции и не допускает ни разговорных, ни тем более просторечных или жаргонных синонимов для тех понятий, которые в ней используются. «Иногда можно услышать замену церковнославянского местоимения русским (Помилуй мя – меня – грешного!) или замену формы звательного падежа формой именительного (Господи Иисусе Христе – Господи Иисус Христос) – но и не более того»,[177] – пишет Л. К. Граудина. Поэтому, по мнению исследователя, необходимы описание и оценка стилистической нормы «не только функциональных стилей русского литературного языка, но и разных форм ее реализации в устных ораторских разновидностях речи».[178]

III. Проявление человека в речи составляет образ ритора – «сознательно выстраиваемая совокупность внешних и внутренних характеристик говорящего или пишущего (участника речи)»,[179] это «то, как оратор представляет себя аудитории» (Ю. В. Рождественский). Представление себя аудитории должно быть соотнесено с реальной этикой поведения, жизненной позицией говорящего.

Этические требования, предъявляемые обществом любому ритору, независимо от его убеждений и дающие в этом качестве принципиальное право на речь называются ораторскими нравами. [180] Как вы думаете, какими качествами должен обладать оратор?

Честность (ритор не имеет права вводить аудиторию в заблуждение относительно: содержания и целей речи, своей мировоззренческой позиции своих личных интересов, связанных с предметом речи и предложениями; ритор несет ответственность за свою компетентность в предмете речи, за речевую компетентность и за последствия решений, которые он предлагает);

скромность (ритор обязан уважать принципы, убеждения и верования аудитории, к которой он обращается; он не должен наносить публичные оскорбления, разглашать в публичной речи факты личной жизни конкретных лиц, публично высказывать пренебрежение своим оппонентам, предавать публичному осмеянию физические особенности конкретных лиц или народов, высказывать бездоказательные оценки и характеристики действий и поступков конкретных лиц или организаций, связанных с нарушением законодательства);

доброжелательность (ритор не должен побуждать аудиторию к нарушению норм духовной морали, соблазнять ее на нарушение этических норм ради материальных интересов или побуждать к физическому насилию, использовать лесть для достижения своих целей, возбуждать вражду внутри аудитории, провоцировать оппонентов на необдуманные слова, на действия, запрещенные обычаем или законом);

предусмотрительность (ритор не должен вызывать конфликты, возбуждать панику в аудитории, сообщать недостоверную или непроверенную информацию, высказывать необдуманные суждения, давать невыполнимые обещания, ставить перед аудиторией проблемы, которые она не в состоянии решить; необоснованно прерывать или прекращать речь – применительно к преподавателю)[181];

уверенность в правильности предъявляемой позиции (следствие веры в то, о чем оратор говорит, и безупречного знания предмета речи)[182].

Существуют различные классификации ораторских типов. Так,
С. Ф. Иванова на основе типов нервной деятельности предлагает выделять такие типы: рационально-логический тип, эмоционально-интуитивный, философский и лирический (им соответствуют характерологические типы: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). С. А. Минеева на основе критерия умения и желания оратора держать тезис, а также на основе того, на что / кого обращена речь выделяет следующие типы: конструктивный оратор (нацелен на речь, четко формулирует тезис и стремится раскрыть его в речи, аргументировать), демагог (ориентирован на оратора, который стремится предъявить себя; речь малосодержательна, тезиса нет или он неконкретен), популист (ориентирован на аудиторию; оратор говорит то, что он него хочет услышать аудитория).[183] Самостоятельно дома ознакомьтесь с любой классификацией ораторов и определите ораторский тип одного из политических деятелей или ваших однокурсников. В своей речевой практике не пытайтесь копировать других, ваша цель – создать на основе общих риторических правил индивидуальный, собственный стиль речи.

 

Рекомендуемая литература

1. Анисимова Т. В. Современная деловая риторика [Текст]: учебное пособие / Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 (раздел «Риторические жанры»).

2. Гандапас Р. Камасутра для оратора. – М.: Олимп-Бизнес, 2007.

3. Грановская Л. М. Риторика [Текст] / Л. М. Грановская. – М.: Азбуковник, 2004 (раздел «Типы риторическихь текстов»).

4. Граудина Л. К. Русская риторика [Текст] / Л. К. Граудина, Г. И. Кочеткова. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001 (раздел «Нормы и виды красноречия: стили, ситуации, жанры, акты речи»).

5. Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты [Текст]: учебное пособие / Ч. Далецкий. – М.: Омега-Л.; высш. шк., 2003 (главы 9-13).

6. Стернин И. А. Практическая риторика [Текст] / И. А. Стернин. – Воронеж, 1996 (лекций 12. «Специфика публичных выступлений различных типов»). Или: Стернин И. А. Риторика [Текст] / И. А. Стернин. – Воронеж: Кварта, 2002 (темы 16-24).

 

Контрольные вопросы и задания

 

– Когда нужно начинаться готовиться к публичному выступлению? Нужно ли писать при этом текст речи? В чем преимущество заранее написанной речи?

– В чем состоит искусство импровизации?

– На что необходимо обращать внимание во время репетиции речи?

– Какие приемы борьбы со страхом и чрезмерным волнением вы знаете? Какие из этих приемов вам помогают?

– Что называют родом красноречия? Назовите основные роды красноречия и дайте их краткую характеристику.

– Что лежит в основе классификации видов красноречия? Какие рекомендации дает риторика по подготовке и произнесению того или иного вида речи?

– В чем прослеживается взаимосвязь между родами, видами красноречия и функциональными стилями?

– Что входит в понятие образа ритора?

– Какими качествами должен обладать оратор? Охарактеризуйте эти качества.

– Какую классификацию ораторов вы знаете? Определите свой ораторский тип.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.04 с.)