Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнения на развитие силы голоса.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ауканье. Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем ещё громче. Вьюга. Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» вы тихо произносите: «У-у-у». По сигналу «Сильная вьюга» говорите громко: «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносите тише и смолкаете по сигналу «Вьюга кончилась». Гудок паровоза. Изобразим гудок паровоза: «У-у-у-у». Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося. Маленькое привидение из Вазастана. Вспомним повесть А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». В одной из глав рассказывается, как Карлсон переоделся в привидение, чтобы напугать воров, залезших к Малышу в дом. Он летал в белом балахоне и завывал ужасным голосом: «У-у-у». Пожарная машина. Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издаёт пронзительные звуки сирены: «у-у-у-у-у».
Высота голоса Высота голоса – слуховое ощущение частоты звука, образующегося в результате прохождения воздуха между периодически смыкающимися и размыкающимися голосовыми складками. Между частотой звука и его высотой существует сложное соотношение. Умение точно воспринять мелодику речи, то есть уловить на слух все высотные изменения голоса, – одно из необходимых условий эффективного общения. Не менее важно научиться управлять своим голосом так, чтобы его высотные параметры позволяли реализовать любой мелодический рисунок, чтобы высотный диапазон голоса был достаточен для выражения широкой гаммы чувств и эмоций. Важно отметить, что все характеристики голоса: и высота, и громкость, и тембр – тесно взаимодействуют. Так, громкость растёт с высотой голоса. В связи с этим часто возникает терминологическая путаница. Например, говорят: «Он повысил голос» или «Собеседники говорили на повышенных тонах», при этом вовсе не имея в виду высоту голоса, а лишь степень его слышимости, т.е. громкость. В самом деле, высота голоса – весьма существенный фактор, влияющий на восприятие нашей речи. Считается, что человек с низким голосом производит впечатление самодостаточного и более уверенного, чем обладатель высокого голоса. А те, у кого голос от природы низкий, напротив, хотели бы научиться говорить более «нежно и прозрачно», чем это им удаётся, а также получить возможность «повысить голос» или «говорить на повышенных тонах», когда это необходимо. Повысить или понизить тон речи можно, развивая свой диапазон, раскачивая голос при помощи упражнений вверх и вниз от своего основного, естественного, так называемого «примарного», тона. Но примарный тон по-прежнему останется основой вашего голоса. Его легко найти при помощи «доречевых» звуков. Необходимо привыкнуть к звучанию своего собственного голоса (на том тоне, где вы смеётесь, стонете и зеваете), полюбить свой голос, только тогда он будет вас слушаться. Иногда по разным причинам нам перестаёт нравиться собственный голос, и мы начинаем говорить «не своим голосом», искусственно завышая или занижая его. И голос не прощает подобного отношения: звучит неестественно, зажимается, устаёт. Оценка высоты звука производится в герцах (Гц) по имени немецкого физика Генриха Герца.
Тон голоса Тон голоса – это интонационная характеристика, включающая несколько видов информации о говорящем. К этим видам относится информация следующего характера: физическое и эмоциональное состояние, отношение к собеседнику, самооценка, внутреннее действие (чего хочет, чего добивается). Примеры тонов, отображающих разные виды информации: 1. Физическое состояние: усталый, бодрый, вялый, слабый, сильный, немощный, умирающий, гиперактивный. 2. Эмоциональное состояние: раздражённый, тревожный, радостный, гневный, сомневающийся, неуверенный, уверенный, меланхоличный, испуганный, печальный, возбуждённый. 3. Отношение к собеседнику: возвышающий, хвалебный, пренебрежительный, ласковый, язвительный, дружелюбный, негодующий, сокрушающийся, холодный, влюблённый. 4. Самооценка: гордый, надменный, спотыкающийся, неуверенный, уверенный, спокойный. 5. Действие: провоцирующий, укоряющий, принуждающий, просящий, требующий, ободряющий, успокаивающий, соблазняющий, отталкивающий, манящий. Обычно в тоне содержится одновременно несколько видов информации. Ваша цель – легко изменять тон голоса по собственному желанию, в зависимости от ситуации. Для этого надо научиться не только слышать его внутри, извлекая из слуховой памяти, уметь воспроизводить, но также в какой-то мере возбуждать различные эмоции и выражать их в голосе. Упражнение «Игра тонами». 1. Произнесите одну и ту же фразу (например: «Посмотрите сюда») несколькими видами тонов: – раздражённо-укоряющим; – радостно-ободряющим; – печально-сокрушающимся; – ласково-просящим; – уверенно-доброжелательным. Представьте, что вы говорите каждую фразу в какой-то конкретной ситуации и добиваетесь какой-то конкретной цели. В качестве тренировочных можно использовать любые фразы, в том числе и скороговорки. 2. Произнесите небольшой монолог, удерживая уверенно-доброжелательный тон. Тоновый диапазон человеческого голоса представлен последовательностью тонов, которые могут быть произведены голосовым аппаратом в пределах границ между самым низким и самым высоким звуками. Человеческий голос обычно включает в себя тоны от 64 до 1300 герц.
Полётность голоса Полётность – способность голоса быть слышимым на большом расстоянии при минимальных затратах сил говорящего или поющего. При этом и у того, кто говорит, и у того, кто слушает, возникает ощущение облегчённого звукоизвлечения: голос как бы «летит». Независимо от типа голоса, высоты и тесситуры, а также громкости звучания, в полётном голосе всегда присутствует некоторая металличность, слышится своеобразный «звоночек» – призвук в области четвёртой октавы, если воспользоваться нотным обозначением. Высокочастотные обертоны в этой области, названные «высокой формантой», с наибольшей лёгкостью воспринимаются нашим слухом, поэтому голос, в тембре которого содержатся такие обертоны, отличается хорошей слышимостью. Полётный голос, испытывающий воздействие всевозможных шумов, рельефно выделяется и тем самым проявляет помехоустойчивость. Полётность – одна из важнейших характеристик тембра профессионального голоса. Если в голосе нет полётности, то это не только обедняет выразительные возможности говорящего, но и указывает на нерациональную организацию фонации, недостаточное владение голосом. Дело в том, что появление высокой форманты обусловлено определённой конфигурацией резонаторов речевого тракта, а также специфическим взаимодействием мышц дыхательной системы и гортани. Правильная постановка голоса позволяет придать ему помимо других качеств и полетность. Интересно, что полётностью звука обладают музыкальные инструменты, и зависит она не только от мастерства исполнителя, но также и от «природных» свойств самого инструмента. Известно, что великие скрипичные мастера Гварнери, Страдивари, Амати и некоторые другие умели создавать скрипки-шедевры, которые ценились не только своим великолепным, благородным звучанием, но также и поразительной полётностью звука. Секрет этого чудесного свойства скрипок Страдивари, давно ставших музыкальной редкостью, несмотря на усилия многих исследователей, всё ещё не разгадан до конца. Музыканты, певцы и актёры высоко ценят это важное свойство звука – его полётность. Измерения показали, что у хороших (звонких) голосов коэффициент полётности равняется 25–30 децибелам, а у плохих («сырых») голосов – всего лишь 15–20 децибелам.
Диапазон Диапазон (от греч. dia pason (chordon) – через все (струны)) – совокупность звуков (тонов), которые могут быть воспроизведены данным голосом. Под музыкальным диапазоном понимается расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе он будет казаться неискренним. Чаще всего говорят о высотном (мелодическом), или тоновом диапазоне, который определяется как интервал между самым низким и самым высоким звуком (тоном) в пределах возможностей данного голоса. Высотный диапазон зависит от многих факторов: возраста, анатомо-физиологических особенностей голосового аппарата, эмоционального и физического состояния человека, его обученности (в процессе целенаправленной работы над голосом диапазон его расширяется). Большой высотный диапазон необходим для расширения выразительных и изобразительных возможностей голоса, мелодичности речи. Различают также диапазон динамический и диапазон тембральный. Что касается динамического диапазона, то он представляет собой ряд градаций силы или громкости голоса. Динамический диапазон прямо не связан с абсолютной силой или громкостью. Например, голос, который может увеличивать звучность от едва слышного до умеренно громкого, будет по динамическому диапазону шире, чем тот, который воспринимается в пределах от громкого до не очень громкого. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы голос охватывал максимум градаций звучности – это позволяет сделать речь хорошо слышимой и выразительной. При этом надо избегать форсирования звука, когда голос искажается и находится на грани срыва. В музыке, пении и в сценической речи принято обозначать градации громкости итальянскими терминами – в порядке возрастания: пианиссимо (pp), пиано (p) меццо-пиано (mp), меццо-форте (mf), форте (f), фортиссимо (ff). Тембральный диапазон – это разнообразие тембров, звуковая «палитра» голоса, определённый набор специфически звучащих вариантов. Известно, что каждый человек обладает индивидуальным, присущим только ему тембром, который обусловлен особенностями функционирования речевого аппарата. Но речевой аппарат достаточно пластичен и может гибко перестраивать свою работу. Так, не представляет большого труда осуществить назализацию, лабиализацию, палатализацию звука, что приводит к существенному изменению тембра. При известной тренировке удаётся произвольно расширять и сужать глотку, опускать и поднимать гортань (с размахом до нескольких сантиметров), менять режим смыкания голосовых складок. Чем больше вариантов артикуляции усваивает человек, тем разнообразнее в тембровом отношении звучит его голос, тем шире его тембральный диапазон, а это обеспечивает более точное решение коммуникативных и сценических задач. Тоновый диапазон человеческого голоса представлен последовательностью тонов, которые могут быть произведены голосовым аппаратом в пределах границ между самым низким и самым высоким звуками. Человеческий голос обычно включает в себя тоны от 64 до 1300 герц. В двух формах проявления человеческого голоса – пении и разговоре – качества голоса представлены несколько различно. Разговорный голос составляет лишь 1/10 от общего диапазона голоса. Тоновый охват певческого голоса значительно шире разговорного и зависит от вокального образования. Голосовой диапазон расширяется в основном в результате повышения верхней тоновой границы. Кроме того, приобретается необходимая сила голоса и тренированность Наибольший тоновый диапазон для мужских голосов – 35 полутонов, для женских – 38. Если учитывать также и крайне низкие тоны басовых голосов (43,2 герца) и высокие свистящие тоны детских голосов (4000 герц), то получится, что человеческий голос охватывает 6 октав. Интенсивность голоса
Интенсивность голоса (от лат. intensio – напряжение) – энергетическая характеристика голоса, которая может быть измерена специальными приборами и определяется звуковой энергией, проходящей за единицу времени через единицу площади. Интенсивность голоса почти никогда не измеряется непосредственно. При помощи микрофона измеряется звуковое давление, а интенсивность, пропорциональная квадрату звукового давления, если это нужно, определяется либо аналитически (по формуле), либо с помощью соответствующей электронной схемы. Данные о значениях звукового давления или интенсивности обычно представляются в логарифмической шкале, то есть в децибелах (дБ) по отношению к начальному логарифмическому уровню, принимаемому за 0 (нуль). Интенсивность голоса зависит от режима работы голосовых складок и величины воздушного давления под ними. Чем выше подскладочное воздушное давление и чем плотнее смыкаются голосовые складки, тем больше интенсивность голоса.
Тембр
Тембр – психоакустическая характеристика голоса, обусловленная совокупностью факторов: степенью выраженности шумовых компонентов, обертонов, модуляционными процессами, атакой и затуханием голосового сигнала. Характерные звуковые особенности различных источников определяются не только свойствами основного тона, но и в не меньшей степени наличием обертонов. Именно присутствие тех или иных обертонов, представленных в определённом числе и соотношении, характеризует тембр источника звука. Слово «тембр» происходит из французского языка и означает «печать», «клеймо». Служит тембр для характеристики источника тона. По тембру мы различаем звуки окружающей нас живой и неживой природы, судим об их происхождении. Тембр голоса воспринимается как специфическая окраска голоса, позволяющая различать людей (не видя их) по голосам, даже если высота, громкость и длительность звучания этих голосов одинакова. Тембр голоса имеет важное коммуникативное значение. Гораздо легче, например, установить контакт с собеседником или с аудиторией, если говорящий обладает приятным, красивым тембром голоса. Тембр голоса или, как ещё говорят, его «окраска» – обертональный ряд, который делает неповторимым голос каждого человека. Тембр зависит от физических данных человека: объёма лёгких, строения голосовых связок и костей черепа. Но он может существенно меняться, если мы научились направлять звук через различные резонирующие части тела: грудную клетку, живот, зубы, лоб, затылок. Именно с помощью игры резонаторов пародисты подражают чужим голосам. При владении резонаторами, «внутренними микрофонами» нашего тела, мы можем добавить голосу высокие обертоны, делая его более звонким, «полётным», пробивающим пространство даже большого зала. Можем подстроить наш тембр в соответствие с характеристиками помещения, где мы говорим, находя общий резонанс со стенами, полом, потолком. Таким образом, наш голос становится достаточно звучным (да ещё и красиво «окрашенным») при минимальной нагрузке на голосовые связки. Тембр голоса может быть спонтанным (непроизвольным) и креативным (специально сформированным). Спонтанный тембр характерен для непоставленных голосов, особенно когда говорящий взволнован или когда слуховой контроль затруднён. На основании спонтанного тембра можно довольно точно определить физическое и эмоционально-психологическое состояние говорящего. Креативный тембр свойствен голосам поставленным, профессиональным. Он вырабатывается с целью выразить в голосе только те эмоции и краски, которые имеют прямое отношение к данной речевой задаче. Человек способен в широких пределах менять тембр своего голоса как непроизвольно, так и целенаправленно. Однако при этом в той или иной степени тембр сохраняет черты индивидуальной неповторимости. Индивидуальность тембра обусловлена тем, что размеры речевых органов и функционирование нервной системы, управляющей ими, у каждого человека неповторимы. В то же время широкое варьирование тембра возможно благодаря способности речевого аппарата работать в разнообразных режимах. Голос, как любой звук, характеризуется с точки зрения его восприятия во времени атакой, модуляциями или отсутствием модуляции, затуханием. Эти акустические процессы оказывают непосредственное влияние на тембр. Короткая, «взрывная» атака делает голос жёстким, напористым. Плавное, как бы с «раздуванием» начало звука придаёт ему противоположный характер: голос становится мягким, задушевным, может быть даже завораживающим. Если вслед за фазой атаки наступает короткая фаза затухания, то голос воспринимается как выкрик, лающий звук. Если фаза затухания длительная, то возникает эффект стона или плача. Как правило, между атакой и затуханием существует достаточно продолжительная фаза, которая характеризуется либо отсутствием изменений громкости и высоты, либо модулированием этих параметров. Модуляция громкости и высоты со строгой периодичностью (по синусоидальному закону) и частотой от 4 до 8 Гц называют эффектом вибрато. Легче всего проследить вибрато в оперном пении, где оно крупное, «размашистое». В бытовой речи вибрато возникает довольно редко, лишь в минуты особого эмоционального подъёма и у хорошо обученных актёров. И у поющего, и у говорящего вибрато является украшением голоса. Пульсации вибрато делают голос живым и одухотворённым. Если вибрато нет, голос кажется безжизненным и невыразительным, по образному выражению вокалистов – «прямым, как палка». Вибрато придаёт голосу определённую эмоциональную окраску, от него зависят эстетические свойства голоса. Некоторые известные драматические артисты для выражения сильных эмоциональных переживаний также иногда прибегают к вибрато. Упражнение «вибрато». Вдохните через нос и рот, затем на выдохе спойте упражнение на гласную «а» с интервалом в секунду. Поём эту секунду 10 раз на одном дыхании: сначала медленно, затем увеличивая темп. Положите руку на горло в области кадыка и если вы делаете упражнение правильно, то почувствуете, что вместе с дыханием задействованы мышцы гортани (они колеблются, то есть вибрируют). Тембр голоса трудно поддаётся описанию. Обычно для обозначения тембров используют слова, значение которых связано с представлением о разных свойствах предметов, почти не имеющих отношения к звуку: бархатный, богатый, горячий, раскалённый, жёсткий, задавленный, мягкий, острый, полный, пустой, светлый, сжатый, слабый, твёрдый, тёмный, тёплый, тусклый, тяжёлый, широкий, холодный, ясный. Долгое время в сценическом искусстве была известна система четырёх знаменитых тембров: золотого, серебряного, медного и бархатного. Интересны высказывания о тембровых красках голоса известного итальянского баритона Титто Руффо: «Я стремился создать при помощи специальной вокальной техники подлинную палитру колоритов. При помощи определённых изменений я создавал звук голоса белый, затем, заменяя его звуком насыщенным, я доводил его до колорита, который называл синим; усиливая тот же звук и округляя его, я стремился к колориту, который называл красным, затем к чёрному, то есть тёмному». Очень мало используются собственно звуковые представления: глухой, дрожащий, звонкий, крикливый, назальный. Известен и такой приём характеристики тембров, когда пытаются назвать те чувства, которые они выражают: эмоционально-волевой тембр, шутливо-иронический тембр, грустный, нежный, спокойный, угрюмый. В некоторых случаях целесообразно использовать названия тембров, построенные на основе ассоциаций с той или иной фонемой: у-образный тембр, и-образный тембр и т.п. Работа над тембром является центральной задачей при постановке голоса. Умение сформировать адекватный речевой задаче тембр голоса – одно из важнейших профессиональных умений. Тайна тембра человеческого голоса издавна привлекала исследователей-акустиков и музыкантов, инженеров связи и лингвистов, врачей-фониатров и вокальных педагогов, логопедов и актёров, певцов, физиологов и даже математиков. Первым попытался изучить «анатомию» тембра знаменитый немецкий физик Герман Гельмгольц. Для этого он использовал очень простые устройства – стеклянные или металлические шары с двумя отверстиями. Узкое отверстие прислонялось к уху, и если шар резонировал, это означало, что в голосе содержатся обертоны, близкие по звучанию к резонансному тону шара. Для выделения обертонов разной высоты существовали шары разных размеров. Сейчас для исследования тембра голоса применяется несравненно более сложная, точная и объективная аппаратура, например, звуковые спектрометры. Подобно тому, как солнечный луч, проходя через призму, разлагается на составляющие его цвета радуги, звук голоса, пройдя через спектрометр, расчленяется на отдельные составляющие его обертоны. В результате ряда электроакустических преобразований на экране прибора появляется серия светящихся столбиков, каждый из которых соответствует определённой частоте обертона, а высота столбика – его интенсивности. Картина, получающаяся при разложении звука на экране спектрометра, носит название спектра звука, а отдельные сильно выдающиеся пики, состоящие из группы обертонов и влияющие на распознавание речевых звуков, были названы формантами. Форманта во многом определяет секрет индивидуального звучания тембра. Исследования показали, что в каждой гласной содержатся три, четыре и даже пять формант. Каждая из них влияет на опознаваемость звуков, но наиважнейшими оказываются первые две-три. У разных людей форманты даже в одних и тех же гласных звуках несколько разнятся по своему частотному положению, ширине и интенсивности. Индивидуальные особенности формант и придают голосу каждого человека неповторимый, присущий только ему одному тембр.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3000; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.60 (0.011 с.) |