Коммуникативные качества голоса



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативные качества голоса



Коммуникативные качества голосасовокупность необходимых для успешной коммуникации свойств голоса.

Адаптивность(от лат. adaptare – приспособлять) – качество профессионального голоса, его способность подстраиваться к конкретным акустическим условиям: величине и форме помещения, в котором приходится говорить, его гулкости или заглушённости (большой или малой реверберации), количеству и пространственному расположению слушателей, – с помощью соответствующих вариаций тембра и других параметров голоса, что обеспечивает хорошую слышимость, фонетическую разборчивость и комфортное восприятие речи. Адаптивность голоса предполагает сформированность навыков в градации громкости, варьировании тембров, в использовании высотного (мелодического) диапазона, а также умения целенаправленно контролировать произносимое, когда восприятие собственного голоса в конкретных акустических условиях анализируется и оценивается с позиций коммуникативной целесообразности.

 

Благозвучность голоса – качество профессионального голоса: чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сипения, гнусавости и т.п.). Умение придать своему голосу благозвучность воспринимается слушателями (часто на подсознательном уровне) как признак воспитанности, интеллигентности, требовательности к себе. Благозвучность голоса обычно связана с хорошей дикцией, с произношением полного стиля.

В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого нёба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.

Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи. Под последним понимается отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха.

 

Выносливость – качество профессионального голоса, характеризующее его с точки зрения высокой работоспособности голосового аппарата и позволяющее выдерживать длительную речевую нагрузку без вредных физиологический последствий с сохранением тембральных, динамических и высотных параметров. Выносливость голоса обусловливается такими факторами, как врождённые особенности организма (в частности, нервной и эндокринной систем), возрастом, акустическими условиями и т.д. Вместе с тем выносливость голоса повышается при правильно организованной постановке голоса. Можно даже сказать, что поставленным можно считать только голос, обладающий достаточной для профессионального использования выносливостью.

 

Гибкость (подвижность) – качество профессионального голоса, его способность по воле говорящего быстро и непринужденно переходить с одной высоты на другую, с громкого звучания на тихое, с одного тембра на другой, от мягкой атаки к твердой или придыхательной, а также переключать и смешивать регистры.

 

Суггестивность(от лат. suggestio – внушение) – способность голоса воздействовать на эмоции и поведение слушателей независимо от смысла произносимых слов.

Суггестивность голоса заключается в том, что говорящий с помощью некоторых нюансов тембра воздействует на слушателей, овладевает их вниманием, вызывает в них сопереживание и стимулирует нужные поведенческие реакции. Можно выделить три уровня суггестивности голоса.

Первый уровень (низший) характеризуется тем, что голос привлекает к себе внимание, он выделяется из множества других голосов. Слушатель непроизвольно обращает на него внимание, и содержание речи, произносимой с помощью этого голоса, лучше проникает в сознание и подсознание. При этом голос не обязательно должен быть каким-то особенно красивым, приятным. Напротив, иногда голос именно противоположного качества, неприятный, некрасивый, может полностью завладеть вниманием слушателя, вызывая при этом соответствующие ассоциации. Таким образом, первый уровень суггестивности голоса способен вызвать ориентировочную реакцию, установить первоначальный контакт между говорящим и слушающим.

Второй уровень суггестивности голоса отличается от первого существенно более сильной эмоциональной реакцией: говорящий с помощью голоса вызывает сопереживание своим чувствам, настраивает эмоции слушателей в тон своим переживаниям. Второй уровень суггестивности позволяет в некоторой степени направлять мыслительную деятельность слушателей, эмоционально окрашивая произносимый текст и тем самым расставляя эмоционально-смысловые акценты.

Третий уровень(высший) суггестивности голоса выражается в том, что реакция слушателей приобретает поведенческий характер. Слушатели совершают какие-то движения, действия или, наоборот, тормозят их на том основании, что в голосе говорящего появилась особая краска, такой тембр, который подсознательно воспринимается как императив, как нечто непреложное. Императивность нужна при отдаче команд, указаний и распоряжений, при санкционировании каких-либо действий.

Описание суггестивности голоса в какой-то степени перекликается с описанием такого явления, как интонация. Однако следует иметь в виду, что суггестивность как термин обозначает явление психологическое. В то же время интонация и суггестивность могут в некотором смысле взаимодействовать друг с другом, так как одним из компонентов интонации является тембр, а суггестивность имеет в своей основе тембральную природу. Таким образом, появление суггестивности в голосе может изменить интонационное оформление данного коммуникативного акта.

Чрезвычайно важным является вопрос, как добиться суггестивности, как произвольно управлять этим значимым параметром голоса. Здесь известны следующие рекомендации.

Во-первых, внушить что-либо слушателю можно лишь тогда, когда сам говорящий глубоко верит в то, что говорит. Вера в свою правоту, в истинность и важность того, о чём говорится в данный момент, вызывает у него сильные эмоции, а те, в свою очередь, через нервно-мышечный механизм отражаются в голосе, в частности, обусловливая его тембральные характеристики. Страстная, эмоциональная речь оратора вызывает и у аудитории эмоциональное возбуждение, которое по законам индукции тормозит существующие впечатления и данные прошлого опыта. Постепенно аудитория перестаёт критически относиться к содержанию речи оратора и принимает его точку зрения, даже если она противоречит сложившимся ранее понятиям и устремлениям.

Во-вторых, тембральная окраска голоса определяется тем или иным режимом работы речевого аппарата: активностью дыхания, характером смыкания голосовых складок, конфигурацией речевого тракта. Мягкое, «тёплое» звучание обусловлено максимальным объёмом ротоглоточных полостей и плавной подачей дыхания, а «металл» в голосе появляется вследствие плотного смыкания голосовых складок и активизации фанационного выдоха. Кроме того, уверенное, убедительное звучание речи возможно только в том случае, если в голосе отсутствует даже минимальное дрожание (неритмичные, хаотические модуляции звука), следовательно, необходимо следить, чтобы речевое дыхание было устойчивым, плавным, без лишних напряжений.

Существует понятие «командный голос». Отдавая команду, говорящий сам должен максимально собраться, его мышечный тонус будет способствовать соответствующей окраске голоса, которая адекватно воспринимается на подсознательном уровне.

Для внушающих наставлений чрезвычайно важна категоричность тона, фраза произносится с чувством непреклонной уверенности в том, что слушающий выполнит распоряжение. В голосе, как говорится, звучит металл.

При косвенном внушении, когда мы даём совет или одобряем поведение адресата, в голосе слышится теплота, преобладает мягкий тон, а для этого нужно проследить, чтобы в мышечном аппарате, во всём теле не возникали спазмы, «зажимы» – лишние напряжения.

Суггесторам известно шестнадцать типов голосовых режимов, из которых чаще всего ими используется шесть. Их мы сейчас и рассмотрим.

Первый голосовой режим. Это наиболее мягкий способ речи из арсенала суггестора. Негромкий задумчивый голос с небольшим диапазоном модуляций звучит несколько отстранённо и даже грустно. Так старый сказочник может рассказывать какую-то волшебную историю (например, о Золушке), которая случилась давным-давно. Речь течёт ровно, точно ручеёк; она как бы опутывает слушателя незримыми нитями. Эффективность внушения в первом голосовом режиме возрастает, если таковое производится совсем тихо, буквально на пороге слухового восприятия.

Второй голосовой режим. Сдержанно авторитарный. Суггестор говорит негромко, но весомо, с полной убеждённостью, как бы сдерживая свою внутреннюю мощь.

Третий голосовой режим. Открыто авторитарный. Это – так называемая педагогическая суггестия. Таким тоном учителя пытаются иногда внушать своим олухам нечто серьёзное. Слова произносятся громко, отчетливо и очень уверенно.

Четвёртый голосовой режим. Это – звуковой удар, резкий и оглушительно громкий, точно выстрел. Применяется для экспресс-гипноза. К примеру, вы можете мгновенно остановить и даже уложить бегущего человека, внезапно оглушив его командой: «Лежать!».

Пятый голосовой режим. Аналогичен первому, только при этом голос как бы течёт из живота или же, как говорят вокалисты, «опирается» о живот. Ощущение такое, будто, произнося слова, вы легонько поглаживаете себя по животу чем-то бархатным. Это – эротический голосовой режим. Его воздействие совмещает в себе тормозящий эффект первого голосового режима со стимуляцией сексуального центра у лиц противоположного пола.

Шестой голосовой режим. Негромкая и слегка замедленная речь в нижнем регистре специфическим голосом с хрипотцой. Автоматически стимулирует чувство вины у того, кому адресована.

 

Устойчивость голоса – потенциальная стабильность его высоты, громкости и тембра, независимо от длительности произносимых (или пропеваемых) звуков. В этом случае исключаются такие голосовые дефекты, как дрожание, «барашек» в голосе, внезапное пропадание звучания, неуправляемые переходы из грудного в головной регистр (то, что называют ещё «дать петуха»). На слух устойчивость голоса воспринимается как уверенность, решительность, спокойная настойчивость говорящего, его хорошее состояние. Устойчивость голоса является следствием общей уравновешенности напряжения и расслабления в мышцах голосового аппарата, правильной их координации. Наличие устойчивости (в совокупности с выносливостью) даёт основание считать данный голос поставленным.

Интонация(от лат. intonare – громко произношу) – звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, а также длительности звуковых элементов речи, организованная при помощи темпа, ритма и пауз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится.

В высказывании интонация выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания – побуждение, вопрос, восклицание, повествование, подразумевание (импликацию); различает части высказывания соответственно их важности, выделенности; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров; является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя; выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности – скорость движения (быстро – медленно, ускорение – замедление), температурные ощущения (холодно – жарко), рост и сложение людей, размеры предметов (большой – маленький, толстый – тонкий, высокий – низкий) и т.п.

В системе интонации вычленяют также интонационные конструкции и фигуры: повышения и понижения мелодического движения на различных участках фразы (восходящая интонация, нисходящая интонация), мелодические пики, которые могут изменять коммуникативные и тематические характеристики высказывания.

«Чтоб собеседник нашу мысль постиг – нужней нам сердце, нежели язык» – гласит народная мудрость. Речевая интонация и есть та живая, пульсирующая нить передачи сложных человеческих чувств, которую нельзя обрывать. Когда мы говорим о гибкости голоса, то, прежде всего, имеем в виду речевые интонации, способность голоса к модуляциям по громкости, высоте и тембру. Мелодические рисунки являются готовыми формами, которые хранятся в человеческой памяти как определённый запас интонаций родного языка, родной речи. Они – основа общественного воздействия в речевом общении. За них «цепляется» наш слух. По ним верно воспринимаем и осмысливаем речь говорящего и даём оценку ему.

В обычной жизни каждый взрослый человек пользуется определённым набором интонаций. Количество бытовых интонаций, как правило, сводится к трём (максимум к шести). Этот «интонационный пакет» мы в большинстве случаев нарабатываем в детстве или получаем в наследство от родителей и пользуемся этим наследством так же, как старой мебелью, приспосабливая её для новых нужд.

Первые интонационные зёрна появляются в звучании голоса человека, когда ему от роду всего несколько недель. Очень скоро после рождения в плаче и покрикивании младенца можно услышать интонации жалобы, недовольства, требования. Голос и интонации в этом возрасте – единственный способ заявить о своих чувствах и желаниях. Это базовые интонации, и в дальнейшем они только усложняются и совершенствуются

Интонации — это главные маркёры эмоций, звучащих в нашей речи. Но! Привычные, не контролируемые сознательно интонации зачастую не соответствуют тем эмоциям, которые мы хотим выразить. Интонации могут обманывать окружающих, внушая им их собственное настроение, вопреки смыслу произносимых слов. Например, наша базовая интонация – требование или утверждение. Если не удастся заменить её чем-то более подходящим, довольно сложно будет, например, признаться в любви, не отпугнув «предмет воздыханий» чрезмерным напором. Или же интонационный рисунок речи – сплошные ламентации, жалобы. Даже если такой человек будет рассказывать что-то веселое, слушателям его будет невесело. Чаще всего, нам просто не хватает интонационного разнообразия, делающего нашу речь яркой, артистичной, интересной для восприятия.

Научившись слышать и воспроизводить простейшие интонации, вы сможете, как из деталей конструктора, составить из них любой интонационный рисунок. Утвердительные интонации, направленные вниз, с акцентом на нижнем тоне, поддержат образ уверенного человека. Незавершённые интонации, заканчивающиеся на верхнем тоне, создадут впечатление неуверенности. Мягкие (по дуге), нисходящие интонации озвучивают просьбу, ласку или жалобу. Говорящий должен уметь регулировать своё поведение, управлять интонациями речи.

Произвольным регулятором поведения является образ. Действуя в образе, человек осуществляет произвольное управление «произвольно неуправляемой системой»: мимикой, жестами, движениями, интонациями – всеми элементами речевой выразительности.

Как же пополнить свой интонационный арсенал и обогатить свою речь новыми интонационными моделями? Прежде всего надо понять, что такое интонация, какими параметрами она определяется. Понятие интонации сложносоставное: она включает в себя мелодический и ритмический рисунки, логические ударения, резкость и глубину звуковысотных перепадов, темп и тембр речи. Интонации легко можно изобразить графически. Интонацию простого вопроса – стрелкой вверх, интонацию простого утверждения – стрелкой вниз, восклицание – стрелкой вверх с акцентом на вершине. Любые самые сложные интонации можно отобразить на бумаге, и они будут представлять собой сочетание таких вот стрелок и акцентов, причём линии могут быть выгнутыми, прямыми или ломаными, крутыми или покатыми.

Для того чтобы овладеть новыми интонациями, нужно научиться приёму «слушать – слышать – воспроизводить». Прислушайтесь к речи, своей или чужой, постарайтесь для начала определить, когда голос идёт вверх, когда вниз. Если это сразу не получается, возьмите односложное слово, вроде «да» или «нет», и поиграйте с ним, направляя голос вверх и вниз. В этом упражнении вам помогут заранее приготовленные рисунки с разнонаправленными стрелками. И если вы хотите добиться скорейшего результата, одновременно с движением голоса рисуйте эти стрелки «хирономически», то есть при помощи движения рук, широких «дирижёрских» жестов. Таким образом, постепенно наладится координация между тем, что вы видите, слышите и чувствуете, и ваша способность слышать и воспроизводить интонации будет подкреплена на визуальном и кинестетическом уровнях. Научившись слышать и воспроизводить простейшие интонации, вы сможете составить из них любой интонационный рисунок.

Важную роль в звуковой передаче письменной речи играет мелодика. В русской речи различают четыре её вида: восходящая мелодика (повышение основного тона); нисходящая мелодика (понижение основного тона); восходяще-нисходящая мелодика («излом» мелодической кривой); ровная мелодика (монотон, однотон), при которой сохраняется основной тон. Мелодика – это основное в интонации. А тембр, темп, сила придают «речевому контуру речи» голосовую и смысловую выразительность.

Ректор Театрального училища им. Б.В. Щукина народный артист России Б.Е. Захава пишет: «Жизненная речь нередко бывает тривиальной, скучной, монотонной. Подражая ей на сцене, актёр невольно впадает в тот «бормотальный реализм», который так раздражает зрителей». Между тем, как пишет известный театральный педагог, русской речи свойственна музыкальность, мелодичность. Однако в реальной жизни русская речь превращается в грубо стучащую. Практическое овладение законами и правилами логики речи способствует воспитанию ясности и отчетливости мысли, благозвучности и красоте речи. Качественная речь, которой владеют «аутентичные» люди, народные сказители, артисты старой «Качаловской» школы, представители тех народов, где всё ещё сильна традиционная культура, мало чем отличается от пения. Это сплошной звуковой поток, «озвученное дыхание», и паузы в нем играют роль ту же, что и в музыке, – ритмической и смысловой разбивки.

 

Наиболее понятным в языке бывает не само слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, короче сказать, музыка, скрывающаяся за словами; страстность, скрывающаяся за музыкой; личность, скрывающаяся за страстностью, т.е. всё то, что не может быть написано…

Фридрих Ницше

Психологические упражнения для развития голоса.Вы можете развить свой голос при помощи этих упражнений подобно тому, как развиваете мышцы при помощи занятий физкультурой. В результате тембр голоса изменится, ваш голос разовьётся и станет более низким и благозвучным, его диапазон расширится, произношение станет более чётким, модуляции выразительнее, а экспрессивность убедительнее. Дополнительный эффект от упражнений выразится в активизации ваших сил. Лучше всего выполнять эти упражнения регулярно, причём по утрам, ибо это зарядит вас бодростью на целый день. У вас не только разовьётся более приятный голос, но и намного улучшится ваше общее самочувствие. По мере того, как будет происходить развитие голоса, будет совершенствоваться и ваша личность.

Упражнение 1. Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:

ииииииииии

эээээээээээ

аааааааааа

оооооооооо

ууууууууууу

Попробуйте произносить последовательность и-э-а-о-у и обратно у-о-а-э-и слитно – добейтесь единого плавного перетекания звука. При этом следите, чтобы ваше тело было максимально расслаблено.

Эта последовательность не случайна. Вы начинаете со звука самой высокой частоты – [и]. Если при этом положите ладонь на голову, то ощутите лёгкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука [э] активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука [а] благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука [о] усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком [у] оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Если вы хотите, чтобы тембр голоса был более низким, а голос более глубоким и выразительным, то в течение дня многократно произносите звук [у].

Упражнение 2. Теперь нужно активизировать область груди и живота, а для этого надо произносить звук [м] с закрытым ртом. Упражнения на звук [м] проделайте три раза. Один раз – совсем тихо, второй раз – громче и в третий раз – как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.

Особое внимание следует уделить звуку [р], поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к нёбу за передними верхними зубами и «порычите», как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте «рычать»: «рррр». После этого выразительно и эмоционально с подчёркнуто раскатистым [р] произнесите следующие слова: роль, руль, ринг, рубль, ритм, рис, ковер, повар, забор, сыр, товар, трава, крыло, сирень, мороз и т.п.

Упражнение 3. «Упражнение Тарзана» помимо способа развития голоса представляет собой профилактическое средство против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки «ииииииииии» и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме.

Теперь проделайте это же упражнение со звуками:

эээээээээээ,

аааааааааа,

оооооооооо,

ууууууууууу.

По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.

Упражнение 4. Индийские йоги известны своим глубоким красивым голосом, который достигается с помощью вот такого простого упражнения.

Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч, сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, после чего наберите воздуха в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком «ха-а». Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно (эхо в соседних домах). При этом можно слегка согнуть корпус вперёд.

После нескольких недель тренировки по предложенной методике сравните свой нынешний голос с прежним, который записали на диктофон, и вы убедитесь, что тембр вашего голоса изменился, голос в целом существенно улучшился, ибо теперь он обрёл большую суггестивную силу, а это значит, что исходящее от вас харизматическое излучение стало более интенсивным, вы стали говорить более убедительно и сильнее воздействовать на окружающий мир.

В результате такой тренировки и выполнения описанных упражнений спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем глубже он оседает в сознании, тем большее впечатление производят произносимые слова, и благодаря этому вы начинаете говорить не просто по-другому, а намного лучше. За счёт этого всё, что вас тревожит и беспокоит, отступает, а затем и вовсе исчезает. Поэтому никогда не прекращайте работать над своим голосом, и тогда вы никогда не прекратите работать над своей личностью.

Работа над своим голосом – это работа над собой!



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.03 с.)