Упражнения для развития правильного речевого дыхания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения для развития правильного речевого дыхания



Упражнение 1. Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом (следить, чтобы рот был закрыт) так, чтобы было приятное, лёгкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать также через нос. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва, всё время с закрытым ртом. При выполнении этого упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. Но следует добиваться, чтобы главным образом работала диафрагма.

Упражнение 2. Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних рёбрах грудной клетки: большой палец впереди, четыре пальца – на спине. Сделать выдох (вообще все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем – вдох носом. На одну секунду задержать грудную клетку в расширенном состоянии (состояние вдоха), затем выдохнуть. Повторить упражнение три раза. При упражнении не нагибаться вперёд, делать максимальный вдох.

Упражнение 3. Стоять прямо. После предварительного выдоха взять дыхание через нос, последить, правильно ли работают диафрагма, нижние рёбра и мышцы живота. Плечи должны быть спокойны. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая станет подготовкой к выдоху. Положение смешанно-диафрагматических мышц при остановке перед выдохом будем называть «опорой дыхания». Научиться сохранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организует работу голосовых связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое отверстие, образованное губами. При выдохе должно быть такое ощущение, как будто струя воздуха продолжает воздушный столб, идущий от диафрагмы. Выдыхаем легко, постепенно и плавно. Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шеи. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо, влево, по кругу, вниз. Проделать это же упражнение сидя.

Упражнение 4. Медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу, которая стоит недалеко от вас. Пламя её должно плавно отклониться по ходу течения воздушной струи (от вас). Затем снова делаем медленный вдох и дуем медленно на свечу, которая стоит дальше, чем в первом случае. Снова медленный вдох и медленный выдох на свечу, стоящую уже на более далёком расстоянии. Вы ощущаете, что в зависимости от удаления свечи мышцы живота будут испытывать всё большее напряжение. Голову вперёд не тянуть.

Упражнение 5. Сидеть. Сделать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на свечу, стоящую близко, чтобы загасить её. Отодвинуть свечу и, делая быстрый вдох, также загасить свечу. Поставить свечу ещё дальше, сделать вдох и снова загасить свечу. Мышцы живота работают с хорошей активностью.

Упражнение 6. Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представить себе, что перед вами куст сирени и вы вдыхаете её запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая остановка, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка. Если положить руку на шею под подбородком, то чувствуется движение мышц, при вдохе опускающих язык и расширяющих глотку.

Упражнение 7. Упражнение выполнять стоя. Медленный вдох носом и одновременно с быстрым выдохом через рот бросить корпус вниз. Медленно поднимаясь, делать медленный вдох. На выдохе бросить корпус в сторону. Проделать упражнение несколько раз, меняя положение корпуса при выдохе: направо, налево, перед собой. Ноги в коленях не сгибать.

Упражнение 8. Чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счёту. Определим длительность вдоха на счёт «три», а длительность выдоха – на счёт «шесть». Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха, в момент подготовки их к выдоху, даём маленькую паузу на счёт «один». Всё упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох – три единицы, пауза – одна единица, выдох – шесть единиц. Счёт вести про себя. Вдох делать носом, а выдох ртом, будто выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три-четыре раза.

Упражнение 9. Так как задача речевого выдоха состоит в том, чтобы максимально использовать дыхание в образовании звуков речи, то в упражнениях необходимо воспитывать целесообразный выдох, выдох «без утечки». Это упражнение рассчитано на тренировку выдоха при образовании одного из согласных звуков – звука «Ф», в дальнейшем его можно делать на некоторых других согласных с правильной их установкой.

Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке «Ф». Следить за тем, чтобы не надувались щеки: выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счёта.

Упражнение 10. Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в двенадцать единиц, и эти двенадцать единиц равномерно распределяются между четырьмя звуками: [ф], [с], [ш], [х]. На каждый звук падает три единицы счёта. Упражнение также проделывается три-четыре раза. Следить за опорой дыхания.

Упражнение 11. Выдох на слоги:

пап-пат-пак

фас-фаш-фак

паф-фап-сат и т.д.

Вначале на выдох берём один слог, потом два, три и т.д. Гласные берутся только артикуляцией. Для закрепления длительности звучания взять слоговые упражнения:

1) ав-ов-ув-ыв;

2) аз-оз-уз-ыз;

3) аж-ож-уж и т.д.;

4) пав-паз-паж-пал-пар-пам,

пов-поз-пож-пол-пор-пам,

пув-пуз-пуж-пул-пур-пум,

пыв-пыз-пыж-пыл-пыр-пым,

пив-пиз-пиж-пил-пир-пим,

пев-пез-пеж-пел -пер-пем.

Вначале на одном выдохе берём один слог, потом два, три и т.д. В этих упражнениях нужно следить и добиваться грудного звучания. Гласные звуки и здесь берутся только артикуляцией.

Следующей ступенью в занятиях бывает соединение выдоха и голоса на звонких согласных с постепенным включением гласных [ и, э, а, о, у, ы ]. Например:

 

вув-вов-вэв-выв-вив-вав,

вуз-воз-вэз-выз-виз-ваз,

вуж-вож-вэж-выж-виж-важ,

вул-вол-вэл-выл-вил-вал,

вур-вор-вэр-выр-вир-вар,

вун-вон-вэн-вын-вин-ван,

вум-вом-вэм-вым-вим-вам.

 

Упражнение 12. Произнесите скороговорку-считалку, сделав вдох в указанном месте, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха: «Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки: раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка и так далее».

Упражнение 13. Каждую строфу приведённого ниже стихотворения «Дом, который построил Джек» в переводе С.Я. Маршака произнесите на одном выдохе, не добирая воздух. Обратите внимание на положение тела: обязательно стоя, спина прямая, руки вдоль боков или за спиной, голова не опущена и не задрана вверх.

 

Вот дом, который построил Джек.

А это пшеница,

Которая в тёмном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

А это весёлая птица синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

Вот кот, который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

Вот пёс без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

А это корова безрогая,

Боднувшая старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

А это старушка седая и строгая,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

А это ленивый и толстый пастух,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

Упражнение 14. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнесите данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

 

Два часа не есть? Ужасно!

Я не завтракал напрасно.

Есть хочу, как никогда!..

Два часа ждать? Ерунда!

Есть характер, воля есть,

Раз нельзя – не стану есть!

 

Упражнение 15. Представьте, что ваша грудь и лёгкие – гармонь. Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков:

 

Ух ты, ох ты!

Мы надели кофты,

Руки радостно в бока,

Да с парнями «гопака»!

Гоп-ля! Гоп-ля! Гоп-ля-ля!

Пляшем, сердце веселя!

Дыхание в игре актёра

Ещё мне хочется рассказать об одной очень могущественной дыхательной технике, выполнение которой принесёт поистине колоссальные изменения в жизни и актёра на сцене, и обычного человека, желающего прожить свою жизнь ярко и полноценно. Эти техники очень древние, относятся к «тайным знаниям», но многие секреты в наше время уже перестают быть секретами…

Об этом прекрасно написал талантливый актёр, режиссёр Вадим Демчог в своей замечательной книге «Самоосвобождающаяся игра». Идеи этой книги очень близки философии нашей школы –Философии Игры.

«В ИГРЕ дыхание классифицируется следующим образом:

1) Зритель в нас дышит в частоте, соответствующей дельта-волнам. Можно сказать, что это тайное, «затаённое» дыхание, или даже «отсутствующее» дыхание. Недаром говорят: «смотрит, затаив дыхание». Это очень глубокое нижнее дыхание, которым дышат новорождённые дети: всем телом, т.е. воздух входит не только через нос или рот, но как бы через поры кожи всего тела.

2) Актёр в нас дышит в частоте, соответствующей альфа-волнам. Это среднее сконцентрированное дыхание художника, находящегося в процессе творчества. У такого дыхания есть цель, направление, мотивация, миссия, оно сильное и организованное.

3) Роль в нас дышит в частоте бета-волн. Это верхнее дыхание, способ, которым дышит современный взрослый человек. Известно, что стрессы и беспокойства заставляют нас укорачивать дыхание, формируя верхнее, беспокойное (соревновательное) дыхание, ограниченное верхней частью грудной клетки.

В игре нам нужны они все, и причём одновременно! То есть мы должны научиться дышать особой, четвёртой формой дыхания, объединяющей три в одно. Это просто, но не легко. Нужен КЛЮЧ! Вот он».

 

Мышца вдохновения. Люди, обладающие так называемой харизмой (от греч. charisma – «дар», «подарок»), способные создать нечто неординарное, отличаются высоким уровнем энергии. Известно также, что их мозг потребляет большее количество энергии, чем мозг обычных людей. Но секрет успеха харизматичных людей ещё и в том, что, поставляя в мозг изначально большее количество энергии, они включают те области мозга, которые у обычных людей при нормальной дозе как бы «дремлют»!

Формы дыхания, предлагаемые В. Демчогом, сопровождаются «…фантастическими изменениями потенциала мозга, на многие тысячи микровольт…». Это в сотни раз превышает границы нормальных значений потенциала обоих полушарий и во много раз больше тех значений, которые достигаются при воздействии сильнейших психотропных препаратов. Волновая картина энцефалограммы, снятая в момент работы мозга в этой позиции, ясно показывает одновременное наличие бета-волн, типичных для состояния бодрствования; альфа-волн, характерных для состояния сна; а также дельта-волн, возможных только в состоянии глубокого сна.

У мышцы вдохновения, о которой идёт речь, довольно большая история. Её невероятный потенциал известен с древнейших времён. В зависимости от контекста использования её называли «мышцей любви», «мышцей силы», «здоровья», «успеха», «победы»… «алмазной» или даже «золотой мышцей». Самая известная версия использования этой лобково-копчиковой мышцы уходит корнями в индо-китайскую сексуальную йогу. Адепты этой йоги используют её для удержания семяизвержения и выработки целительного, «многооргазмического» стиля ведения любовной игры.

В контексте алхимии игры Демчог называет эту мышцу мышцей вдохновения, и это действительно что-то волшебное! Она простирается от лобковой кости до копчика, поддерживает анус и граничащие с ним внутренние органы, не давая им опуститься; находится на расстоянии 2–3 см от кожного покрова; управляется в основном со стороны нерва, который контролирует активность половых органов и сфинктера. От неё также идёт ответвление, которое у женщин соединяет нижнюю часть позвоночника с маткой и мочевым пузырем, а у мужчин – с простатой и мочевым пузырём. Если эта мышца сильна, тогда человек играющий обеспечен колоссальным источником энергии, подлинным генератором харизмы. Фактически, это корень артистического магнетизма!

 

Четвёртым типом дыхания В. Демчог назвал виртуальное дыхание. Почему оно так важно? Дело в том, что наше мировоззрение, а также выводы, которые мы извлекаем из общения с миром, определяются количеством циркулирующей в нас энергии. Разница между пессимизмом и оптимизмом, например, заключается всего лишь в наличии или отсутствии энергии. Характеристика убеждений, которые человек проецирует во внешний мир, пребывая в состояниях отсутствия или присутствия энергии, характеризуются только диапазоном её наличия.

Все в нашей жизни зависит от правильной настройки и работы нашего энергогенератора! Он запускается следующим образом.

Упражнение. Один большой вдох как бы дробится на три части. Сначала делается самый большой глоток воздуха, он в форме синего света оседает в нижней части живота; затем делается добор – второй глоток воздуха, он поменьше, красного света и, опираясь на предыдущий, оказывается на уровне сердца; третий добор – это шар белого света, он опирается на красный и оказывается на уровне головы. Затем следует «сжатие» «мышцы вдохновения», и выдох происходит за счёт того, что мы как бы выдавливаем весь воздух, начиная с нижней части живота, наверх, через макушку головы.

Со временем технологическая раздробленность вдоха исчезнет, но суть останется: важно заполнить весь диапазон нашего инструмента, т.е. зритель в нас должен получить свою порцию воздуха, актёр – свою и роль – свою. В итоге наше физическое тело превращается в храм Театра Реальности, в нижнем центре которого сияет буква d (дельта); в среднем – буква a (альфа); в верхнем – b (бета).

При каждом вдохе мы как бы заглатываем форму Повелителя Игры целиком и переживаем его присутствующим внутри, как бы заполняющим нас изнутри. В этот священный момент мы действительно до краёв заполнены качествами Мастера. Затем в момент выдоха мы позволяем ему выйти обратно в пространство через макушку головы, и снова заглатываем, и снова отпускаем и т.д. Когда же приходит время закончить практику, мы заглатываем Повелителя и уже не отпускаем, тщательно перевариваем его качества в себе и сияем ими на благо всех.

Посредством этой формы дыхания мы вводим свой мозг в экстремальную позицию, в которой в сотни раз превышаются границы нормальных значений потенциала мозга, т.к. в этом мощном положении он одновременно производит бета-, альфа- и дельта-волны. Этот уникальный феномен закруглённого электрического поля мозга, манифестирующий, с одной стороны, высокую энергетическую загрузку мозга, а с другой – одновременное глубокое расслабление, называется в игре «виртуальной позицией ума!».

У В. Демчога есть прекрасная медитация для актёров «Повелитель Игры». Эти техники описывают многие мастера, такие, как Мантэк Чиа в книге «Мультиоргазмическая энергия», Г. Эггетсбергер «Сексуальная энергия – ключ к здоровью и процветанию».

Но для начала я рекомендую всем книгу Ненси Зи «Искусство дыхания. Шесть простых уроков для достижения успеха, здоровья и процветания». Эта книга, ставшая классической, расскажет о том, как достичь идеальной гармонии между телом, духом и умом с помощью преобразования дыхания в жизненную энергию. Оперная певица Нэнси Зи обучает искусству дыхания в шести простых уроках. Используя двадцать четыре постепенно усложняющихся упражнения и работу с мыслеобразами, Нэнси Зи наглядно показывает, как научиться правильному дыханию. Учиться дышать грамотно нужно очень постепенно и желательно под руководством знающего мастера. Как говорят йоги, «лучше не додышать, чем передышать».

Жизнь и развитие человека зависят от дыхания. Чем оно совершеннее, тем здоровее, гармоничнее, полнее жизнь.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.059 с.)