Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подражательная система дыхания

Поиск

Упражнения этого раздела дыхательной гимнасти­ки имитируют поведение животных, которые приню­хиваются, почувствовав близкое нахождение жертвы или заподозрив приближение хищника. Дыхание вы­полняется с разной эмоциональной окраской: радость, удивление, гнев, настороженность. Вдох всегда произ­водится через нос, вдох резкий, короткий, активный. Выдох пассивный, без акцентирования на нем. Ритм дыха­ния от 60 до 180 раз в минуту. Во время выполнения упражнения проделывается 10—12 активных вдохов с определенной эмоциональной окраской, а затем 1—2 полных дыхательных упражнения. После чего вновь выполняется активное подражательное дыхание и вновь 1—2 полных дыхательных упражнения. Причем после перерыва возможна смена эмоционального фо­на

Хаотическое дыхание

Расслабьтесь. Стоя, ноги на ширине плеч, делать резкие, неритмичные вдохи и выдохи, дыхание связное, с акцентом на выдохе, при этом руки согнуты в локтях, кулаки у плеч, с силой, ритмично ударять ими по бокам. Упражнение выполняется в течение 10–15 минут.

Данное упражнение великолепно помогает при "разогреве" для вхождения в более глубокий процесс связного дыхания.

Дыхание муладхары

Поставить ноги шире плеч, расслабить анус, делать частые и сильные толчки ногами, приподнимаясь и опускаясь на носках. При этом связно дышать и на выдохе издавать крики, соответствующие тем животным, которые вызывают вашу симпатию.

Упражнение продолжается в течение 10–15 минут.

Упражнение рекомендуется делать с использованием ритмичной музыки.

Дыхание со звукоформами

Это дыхание в своей практике я использую в двух случаях:

· когда мне нужно очень быстро набрать энергии,

· если у меня есть желание быстро войти в расширенное состояние сознания.

Это дыхание связное, быстрое и глубокое. При этом на выдохе произносятся следующие звуки Х — С — Ш (по три раза). Один цикл дыхания выглядит следующим образом:

Х — Х — Х

С — С — С

Ш — Ш — Ш

И так несколько десятков циклов.

После этого вы можете перейти к обычному дыханию или войти в более глубокий процесс со спонтанным дыханием.

 

Танцевально-двигательные практики

На тренингах личностного роста и трансформации ТДТ используется с различными целями, в различном объеме и с различной степенью осознанности. Целью данной статьи является прояснение места и возможностей ТДТ в контексте других техник и направлений “новой психотерапии”.

Основные техники ТДТ вплетены в ткань общей танцевальной сессии и являются параллелями, интерпретациями известных терапевтических техник на языке движения и танца. Мы можем проследить несколько таких параллелей:

· присоединение по позе и дыханию в НЛП — присоединение по позе и движению (“зеркало”);

· преувеличение, усиление чувства и его выражения в гештальттерапии — оформление, преувеличение определенного движения в процессе танцевальной сессии, развитие темы в действие;

· работа с мышечными блоками и последовательностями сложно координированных действий в телесно–ориентированной терапии — освобождение от напряжения, расширение диапазона движений в ТДТ и т.д.

Таким образом, можно сказать, что ТДТ, обладая примерно тем же арсеналом приемов, что и другие направления “новой волны” психотерапии, работает с ними на своем поле — в теле и движении.

Кроме техник–приемов внутри ТДТ разработано множество техник-форматов (упражнений и форматов), которые могут быть легко включены в контекст ДМД. Это такие упражнения как “континуум” (в его многообразных российских вариантах), “аутентичное движение”, контактная импровизация, “танец пешеходов”(pedestrian dance), “джаз тела” Габриэлы Рот и др.

Язык танца, язык движения не требует перевода, но требует особого настроя, особой глубины восприятия. И когда этот настрой есть, танец становится праздником, праздником тела и души, для которого нет границ.

Тропа танца

Процесс “Тропа танца” (Dancing Path), известный также как “Танец пяти движений”, в России культивируется многими лидерами с начала 90-х годов (Владимир Майков, Александр Гиршон, Владимир Козлов) в структуре профессиональных и контекстуальных тренингов в групповой форме работы. Авторство его принадлежит “городскому шаману” Габриэле Рот. Она выделила пять первичных ритмов движения, которые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств.

1. Flownig — плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения “женской” энергии.

2. Staccato — резкие, сильные и четкие движения, “мужские” движения.

3. Chaos — хаотические движения.

4. Lirical — тонкие, изящные движения, “полет бабочки”, или “падающего листа”.

5. Stillness — движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, “пульсирующая статуя”.

Для этого процесса существует специальная музыка, каждая стадия длится около пяти минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после процесса — проговор. “Танец пяти движений” рекомендуется проходить с закрытыми глазами, полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый из ритмов.

Эти модальности или ритмы движения в контексте терапии и личностного исследования являются репрезентациями характеристик личности. У клиента или участника тренинга может быть неприятие определенных движений. Так, достаточно часто женщины среднего возраста не принимают “мужские”, резкие и сильные движения. “Я не такая, мне это не нравится”, — говорят они. Одновременно они жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства, положение жертвы. В процессе работы выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний помогает изменить ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно идти.

Другим распространенным “черным пятном” являются хаотические движения, что не удивительно для заключенного в рамки многочисленных личностных и социальных стереотипов современного городского жителя. Яркость и непредсказуемость хаоса пугает, и нам становится ясно, насколько мы не привыкли и не умеем “отпускать” себя, насколько мы лишаем себя непосредственности и спонтанности (А. Гиршон, 1995).

В своей работе при применении “Танца пяти движений” мы обычно предлагаем людям после процесса ответить на несколько вопросов: какой из ритмов был наиболее приятным, а какой давался труднее всего; какие движения занимали больше пространства, а какие можно выражать только в небольшом объеме, и т.п. В целом это дает человеку достаточно ясную и перспективную диагностическую картину.

Таким образом, эта техника может выполнять несколько функций:

диагностическую — человек обнаруживает “освоенные и неосвоенные” качества и то, как эта картина связана с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор — освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже “запретную”;

тестовую — если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то многие люди ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных изменений;

терапевтическую — в сочетании с другими техниками осознания и трансформации “Тропа танца” позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций и форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, к тому же наполненное личностными смыслами, оказывает положительное психофизиологическое действие.

Формат ТДТ позволяет проработать динамический аспект паттернов мышечного напряжения, этого важного компонента “целостностей психической реальности” (в нашей терминологии). Динамический аспект мышечного напряжения иногда трудно отреагировать иным способом, даже глубинная телесно–ориентированная работа не охватывает эту последовательность напряжений. С другой стороны, техники ТДТ предлагают определенные способы выхода и отреагирования подавленных комплексов, блоков, матриц и т.д.

Движение дает богатейший материал для метафор различных аспектов жизни. Проявленные в движении, в танце эти темы осознаются, вербализуются и проживаются тотальностью тела/сознания.

Танец зачастую может быть безопасным, цивилизованным способом отреагирования и принятия социально и личностно табуированных эмоций. Тренинг ТДТ как тренинг личностного роста разворачивает эти темы, эти метафоры в танцевальное действие, в акт творческого выражения.

В нашей культуре неявно подразумевается, что танец — это либо профессиональное искусство, либо бесполезное развлечение. Вместе с тем, опыт показывает, что у многих людей есть мечта о танце, о свободном творческом выражении себя в движении. Танец является одной из скрытых, невоплощенных ценностей личности и занимает место в ряду других нереализованных ценностей.

Когда люди, наконец, начинают танцевать, свободно двигаться, танец становится тропой, путеводной нитью в область нереализованных ценностей, желаний, невыраженных чувств. Телесное движение является тропой к творческому потенциалу человека.

Осознавая танец, танцуя свободно и осознанно, человек делает шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни.

 

Трансовые танцы

Один из лидеров движения суфиев Руми говорил, что тело — также великий и необходимый принцип, без него задача не может быть выполнена и цель не достигается.

В трансовых танцах человек достигает экстатического состояния, позволяющего пережить и понять определенный опыт, полный радости и эйфории. При этом тело является неким мостом к опыту, каналом, через который проходит экстатический опыт.

Мы уже указывали на то, что танец является одним из древнейших способов вхождения в измененные состояния, вплетенные в основные переходные ритуалы, ритуалы встреч и сезонные праздники.

На уровне самого большого обобщения, опираясь на свой опыт проведения трансовых танцев, мы можем выделить два основных способа вхождения в транс через танец:

транс за пределами измождения,

транс на фоне монотонных телодвижений.

Опыт первого типа транса знают все люди, занимающиеся физической работой, а также спортсмены. Существует понятие “второго дыхания”. В молодости я бегал на лыжах на большие дистанции. Мне очень понятно это “запредельное” состояние, когда тела не чувствуешь и летишь по трассе как на крыльях, хотя минуту назад казалось, что через 50 метров упадешь замертво от усталости. Я в то время не осознавал значимости именно этих состояний в спорте, мое осознание было центрировано на внешних целях и задачах. Трансовый танец проводится с закрытыми глазами в сопровождении этнической музыки. При этом осознание направлено на внутренний опыт. Глубинный архетипический паттерн присоединения в характер трансового танца мы можем наблюдать на хорошо выстроенных дискотеках, когда участники группового танца спонтанно закрывают глаза и начинают отрешенно танцевать как бы в другом пространстве, часто уже не слыша музыку, поддаваясь архаичному внутреннему ритму.

Второй способ трансового танца является самым распространенным во всех культурах и имеет наиболее древние корни. Изначально танец, музыка и ритуальное действо были смешаны в один божественный экстатический напиток. И по своему состоянию, психофизиологическим, психологическим, социально-психологическим механизмам трансовые танцы были сходны. Все они приводили к особой силе, психодуховным открытиям, трансперсональным переживаниям: племенные танцы вокруг культовых фетишей, идолов; мексиканские танцы во время жертвоприношений в честь солнечного бога; шаманские обрядовые танцы; священные танцы древней Греции в честь Диониса; австралийский корробори; спартанский хормос; ритуальные танцы вокруг дерева, связанные с древесными культами и с символикой древа мира; славянское коло и др.

Трансовый танец способствует исцелению, поскольку тело приводит нас к хранящимся внутри воспоминаниям и переживаниям и выводит их на свет осознания. Наша история хранится в нашем теле: эволюционные паттерны движения, рефлексы человеческого развития и личный опыт. Когда мы закрываем глаза и позволяем себе отдаться движению и ритмичной музыке, появляется бесконечное многообразие.

Определенное сочетание двигательных клише и есть танец как таковой: полька, казачок, гопак, тарантелла, кадриль, сиртаки... Именно они и представляют из себя вхождение в транс через монотонные движения. И при этом не обязательно принимать суру (хмельной напиток). Танец сам по себе является совершенным и уникальным способом вхождения в мир энергии, особого состояния духа, открытости и экстаза.

Как профессиональный психолог я точно знаю, что самый естественный, эффективный метод устранения послестрессовых отрицательных эмоций — интенсивная мышечная нагрузка, которая нейтрализует, “сжигает” накопившиеся за время стресса физиологически активные вещества и отводит “психосоматический удар” по сосудам и внутренним органам. В этом смысле ничто не может сравниться с танцем. Экстатическая культура была мудра — танцуйте.

Мне хочется предложить вам свой способ проведения трансового танца. Вы можете придумать свой. Главное — полностью отдаться движению, дыханию, музыке.

Предварительные условия

Трансовый танец проводится в групповой форме.

Зал для проведения данного упражнения должен быть достаточно просторным. Участникам танцевального сета рекомендуется снять очки, часы, украшения.

Одежда должна быть просторной и свободной.

В начале танца проводится настройка. Сам танец проводится под ритмичную и громкую музыку, которая включается в конце настройки. Вместо музыкального фона можно использовать барабаны и дыхательные звукоформы для построения четкого ритма.

До начала танца участники равномерно распределяются в пространстве зала и становятся в общий круг.

Настройка

"Закройте глаза и расслабьте ваше тело. Начните дышать связно, быстро, глубоко. Дышите все как один человек. Вместе сделаем вдох и вместе сделаем выдох. Пусть весь зал дышит, вдох и выдох, выдох и вдох... А сейчас присоедините к вашему дыханию движение вашего тела... Позвольте вашему телу найти свой танец... Расслабьтесь и дышите... Дышите и двигайтесь... Двигайтесь и танцуйте...”

Упражнение длится около 2—3 часов без перерыва.

К концу трансового танца музыка постепенно делается тише и доводится до качества минимального фона, на пороге слышимости.

Трансовый танец заканчивается.

После упражнения проводится традиционный проговор.

Джаз тела

Эту танцевальную технику мы (Владимир Козлов и Александр Гиршон) практикуем уже двадцать лет и она показала великолепные результаты и поэтому мы хотим рассказать о ней.

Как известно, в телеснодвигательной активности, в пространстве двигательной активности человека (кинесфере), выделяются следующие зоны.

1. Три горизонтальных яруса:

а) нижний — от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т.д.;

b) средний — корпус, руки и их движения ниже уровня плеч;

с) верхний — голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, “полеты” и т.д. (А.Гиршон, 1995);

2. Вертикальная симметрия “вперед/назад”.

Рассмотрим эти зоны теперь более подробно.

Верхний ярус традиционно относится к стихии воздуха. Стереотипы движений в этой области в основном связаны с “романтическими” клише балетной и эстрадной хореографии. Нестилизованные, аутентичные движения в этой области указывают на постоянную драму “жажды и страха полета” в человеческой жизни. Для многих людей нашей культуры доступ к движениям в этой области связан с изменениями образа “Я”, прорывом, воплощением нереализованного, идеального “Я”, мечты о свободе, полете и танце, идущие из детства, или же расширением образа “Я”, освоением нового и незнакомого. Отказ от движений в этой зоне иногда связан со страхом “оторваться от земли”(в основном, у мужчин среднего возраста с устойчивым социальным положением), страхом потерять свой вес, разрушить сложившийся и достаточно эффективный образ “Я”.

Наблюдения показывают, что для большинства людей основная зона движения и танца — средний ярус с ограниченной амплитудой движения. На первый взгляд его можно назвать ярусом “ординарных движений”, движения чаще всего идут от бедер и плеч и клишированы. Но простой эксперимент исследования возможностей движения показывает, что именно в этом ярусе доступная амплитуда движения максимальна (диаметр кинесферы). Таким образом, этот ярус можно назвать парадоксальным: сочетание максимума возможностей и максимума стереотипов (ограничений).

При анализе движений в этой зоне в первую очередь можно обращать внимание на ограниченность амплитуды движений, характер движений тазовой области (энергетического и сексуального центра) и наличие/отсутствие связи, “перетекания” между верхом и низом. Поэтому еще одна метафорическая система, помогающая исследованию и осознанию, — это система первоэлементов, архетипических проекций стихий воды, огня, воздуха и земли. По ней этот ярус относится к стихиям воды и огня, женского и мужского и т.п.

Нижний ярус традиционно относится к стихии земли. Движения в этой области символически связаны с движением по времени личной истории к детству (ползанье, ходьба на четвереньках) и спуском по эволюционной лестнице к животным и земноводным, спуском в дочеловеческое, хтоническое. Это “нисхождение” часто дает доступ к другим энергиям и чувствам, что может привлекать, но может и пугать, т.к. также связано с разрушением образа “Я”. В целом, можно сказать, что, двигаясь в этой области, человек чувствует себя более живым, но менее человеком.

Техника исследования движений и состояний в этих зонах предполагает открытость индивидуальным интерпретациям и смыслам, поскольку эти индивидуальные вариации зачастую бывают достаточно значимы.

Разделение на зоны вертикальной симметрии связано с оппозицией известного/неизвестного, явного/тайного, определенного/неопределенного. Анатомически передняя зона вертикальной симметрии более доступна для движений, а задняя зона — менее доступна; на уровне функциональности задняя зона также редко используется.

В языке и культурах часто отражается значение запрета, закрытия, отказа и конца, связанные с этой зоной. Например, идиома “повернуться к чему-либо (кому-либо) спиной (или з....), или борхесовское “Бытие земное. Все в будущем, лежащем за спиною”, или кастанедовская “смерть за левым плечом”.

Практическая ценность многомерности этой оппозиции заключается в использовании взаимодействия зон вертикальной симметрии для переориентации сознания (движение задом наперед, повороты, вращения и т.д.).

Смысл “Джаза тела” заключается в том, чтобы “научить танцу” все зоны горизонтальных ярусов и вертикальной симметрии, увеличить степень их гибкости, свободы, жизненности.

При этом, как показывает опыт, лучше начать с нижнего яруса.

Включайте музыку и: “Начните с того, чтобы начали танцевать ваши пальцы на ногах, встаньте на цыпочки и пусть танцуют пальцы ваших ног.

А сейчас устройте танец ваших ступней...”

В течение часа пройдите все три яруса и закончите “Танцем головы на шее”.

После проведите проговор.

 

Танец четырех стихий

Идея этой танцевально-двигательной импровизации принадлежит Александру Гиршон, который вложил огромное количество энергии и времени для практического применения данного направления в жизнь. Психотехника была придумана еще в середине 90-х годов и апробирована на многих и группах по танцевально-двигательной терапии. Надеюсь, что освоение этого упражнения принесет Вам не только наслаждение, но и много личностных открытий.

Современные исследования сознания, а в особенности глубинных уровней сознания, принесли немало открытий в область практической психологии, психотерапии и практики личностного развития. Строго говоря, это не столько новое, сколько хорошо переосмысленное старое. Это переосмысление касается и языка, на котором обсуждается опыт и модели, и контекста применения психотехник и методологии работы с клиентами и группами.

Внутри новой, холистической парадигмы обретение целостности означает также "собирание", воссоединение не только личной истории, но и эволюции, эволюции живого, эволюции Вселенной, эволюции сознания. История человечества сохранила много метафор развития и единства, метафор взаимосвязи человека с окружающим его миром. Одной из наиболее известных и продуктивных метафор является система четырех стихий. Наверное, модель четырех стихий является одной из первых "точек равновесия" между двумя противоположными тенденциями развития сознания - тенденцией к фрагментации и тенденцией к интеграции. Внутри этой модели восприятия мир уже "обретает лик", точнее 4 лица, не являясь более недифференцированным "нечто", единым, всеохватывающим потоком жизни. И вместе с тем, мир остается "живым" и одухотворенным, сохраняется нуминозное присутствие Духа в многообразных проявлениях жизни.

Подобное мировосприятие характерно для ранних мифологических систем и только в последние десятилетия западная наука сошла с позиций интеллектуального высокомерия по отношению к этому этапу своего развития; западный человек признался в своей "зачарованности" и тоске по миру единства. Это одна из причин появления многообразных психотехник, использующих метафоры и методы из арсенала шаманизма, магии и мифопоэтического видения мира. Как и в любом течении здесь присутствуют свои "зерна и плевела". Работа с глубинными уровнями психики требует удивительного баланса между точностью и экстатичностью, безопасностью и бесстрашием внутреннего исследования в связи с "энергетической заряженностью" этих уровней. Эти уровни играют роль фундамента, "краеугольных камней" психики, что, с одной стороны, выражается в эффективности этой работы, а, с другой стороны, говорит о последствиях ошибок.

Существует достаточно большое количество систем, использующих метафору четырех стихий. Достаточно отметить, астрологическую систему 4 стихий, систему "духовного очищения" Леонарда Орра. Но пока еще нет достаточного осмысления и методических разработок, касающихся этого слоя сознания внутри психологии и психотерапии.

Предлагаемая техника работы со стихиями решена в жанре "динамической визуализации" или "визуализации в движении". Трехлетний опыт применения подобных психотехник (в основном, шаманских) показал их доступность, эффективность и особую яркость внутренних процессов, особенно при сочетании с осознанным связным дыханием.

Динамические визуализации соединяют достоинства направленных визуализаций и двигательных психотехник. На уровне восприятия это сочетание обеспечивает большую доступность благодаря полимодальности воздействия (охватываются три репрезентативные системы). На уровне закрепления также работают два вида памяти - визуальная и моторная.

Холистический подход требует холистических, целостных, технологий, охватывающих различные уровни человеческого существования.

"ТАНЕЦ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ" - это пять процессов, каждый из которых состоит из последовательности четырех техник (пятый процесс проходит по особой схеме, оговариваемой отдельно). Каждый из 4 процессов посвящается одной из стихий и является "путешествием" в мир этой стихии; пятый процесс - интегрирующий - собственно "Танец Четырех Стихий" в их единстве и взаимопереходе.

Последовательность техник внутри четырех первых процессов:

1. Телесный ключ доступа

2. Образное пространство

3. Проживание качеств

4. Получение дара и имени

Опишем эту последовательность более подробно:

Процесс начинается с принятия удобного положения. Участники закрывают глаза и берут связное дыхание. Предлагается сосредоточиться на одном из телесных ключей доступа - телесном качестве, символически репрезентирующем одну из стихий.

Для стихии земли таким ключом доступа является ощущение всего тела, тела как такового с его весом, плотностью, формой. Для стихии воздуха ключ доступа - дыхание, поток воздуха, проходящий сквозь тело. Для стихии воды - течение крови и других жидкостей внутри тела (чувствуемых или представляемых), а также текучесть тонких ощущений тела. Для стихии огня ключом доступа являются внутренние ритмы - ритм сердца, пульсация крови. Каждый из этих ключей доступа становится одновременно отправной точкой и гидом в этих внутренних путешествиях.

Следующий шаг - визуализация образного пространства одной из стихий и проживание его в движении и танце, отождествление с различными элементами этих стихий в танце.

Например,

"Начните это путешествие в многообразный мир стихии земли. Земля, почва под ногами, какой разной она может быть... Неподвижный камень и сыпучий песок, плодородные почвы и могучие горы. Мир Земли... Почувствуйте себя разными проявлениями земли.

Земля постоянно рождает новые и новые формы. Из земли растет трава. Цветы и травы, кусты и деревья - все растет из земли. Почувствуйте жизнь этих проявлений земли, протанцуйте их танец всем телом, всем своим существом.

Земля дает жизнь всему живому. Все, что растет и движется, является частью стихии земли. Жуки и гусеницы, муравьи и змеи, ящерицы... Бесконечные проявления земли... Почувствуйте их, проживите их танец, дайте им свое тело!

Все животные - это воплощения земли. У каждого свой танец, свои движения. Проживите их - эти разные танцы. Побудьте разными животными: оленем и черепахой, волком и буйволом, обезьяной и медведем... многими, многими животными...

На земле всем есть место, есть место для всех танцев. Земля рождает и питает все формы. Танцуйте танцы Земли!"

Визуализации остальных стихий строятся подобным образом (см. Таблицу). Уровень детализации визуализаций зависит от образовательных, национальных и др. особенностей группы и стиля ведущего. Важно, чтобы образное пространство было достаточно "широким", и тем самым позволило включиться в процесс всем участникам. Уже внутри первой стадии закладывается переход к следующей - переход к архетипическим качествам стихии.

Архетипические качества в равной степени представлены в мире природы, мире социума и мире личности. Это те "подводные течения", что позволяют воспринимать мир единым, живым и одухотворенным.

Участникам предлагается прожить эти качества в танце, как качества движения, полностью прочувствовать их через танец. Важно предложить достаточно большой и неоднозначный (амбивалентный) набор качеств.

Следующий шаг в этом путешествии - поиск дара, дара этой стихии. Участникам предлагается почувствовать "зов" стихии и найти этот дар, выраженный образом или качеством.

После получения дара участникам предлагается найти, почувствовать и принять имя, которое дает им эта стихия.

Получение даров и имен от различных сил достаточно распространено в магических и духовных традициях. Это ритуал, закрепляющий связь человека с конкретной силой (стихией) и утверждающий изменение этих отношений.

Можно, при большом количестве участников ограничится только поисками дара, но наличие двух, пересекающихся, но не конгруэнтных процессов, по моему опыту, позволяет приблизится к более адекватному, голографичному восприятию стихии. Одновременное принятие дара и имени кажется нелогичным, но именно за пределы логики и нужно выйти для подлинного приближения к глубинным слоям сознания.

Процесс заканчивается ритуальным называнием даров и имен в круге. *

* - Например, "Мой дар земли - Надежность, мое имя земли - цветок"; или "Мой дар воды - текучесть, мое имя воды - Анабис".

В этом ритуале называния даров и имен очень часто видно, что люди действительно прикасаются к каким-то глубоким слоям психики: особые "другие" голоса, особая атмосфера глубины и сосредоточенности, каждое произнесенное слово значимо и неожиданно.

Эти процессы проходят при минимальной освещенности, с закрытыми глазами или в повязках, под музыку, соответствующую характеру стихии (см. Таблицу). Важен постепенный и мягкий выход из процесса, 5-10 минут проведенных в молчании, наедине с самим собой. Самоотчет лучше проводить в письменной форме.

Последний, завершающий процесс - повторение и объединение всех качеств всех четырех стихий, проход на более глубокий уровень - в точку, откуда рождаются все стихии.

В этом процессе ключами доступа "дары" и "имена", полученные в предыдущих танцах, а также зоны пространства кинесферы. На уровне визуализации образы - это краткое "вспоминание" (recollection) предыдущих путешествий и протанцовывание их и образов перехода между стихиями. Например, воздух/вода - дождь, земля/вода - туман, пар, земля/огонь - вулкан. В тексте визуализации важно сделать акцент на взаимопроникновении, взаимоперетекании всех стихий.

Завершение опыта - собирание опыта и качеств в тело, в различные зоны пространства тела и нахождение точки объединения всех стихий. Если пользоваться традиционной картографией, то зона земли находится внизу (ноги, тазовая область, живот), зона воздуха - вверху (голова, руки, вода и огонь - соответственно левая и правая половины тела. Точка их соединения - область солнечного сплетения.

Завершающий танец рождается из импульсов, идущих из этой точки. По контексту это танец Воли, рождающей мир, мир стихий, мир во всех его многообразных проявлениях.

"Танец Четырех Стихий" дает непосредственный опыт целостного восприятия и проживания (в танце) реальности. Диагностика, визуализация, игра, шаманское путешествие и ритуал - это технологическое разнообразие отражает многообразие мира четырех стихий.

 

Танец по рисунку

Этот танец я освоил 1992 г. на суфийском тренинге. Аль-Газали говорил, что тело нужно рассматривать как везущего, душу — как едущего на нем: “Душа должна заботиться о теле, как пилигрим на пути в Мекку заботится о своем верблюде; однако если пилигрим проводит все свое время в кормлении и украшении верблюда, караван оставит его позади, и он погибнет в пустыне”. Хорошее здоровье и центрированность на потребностях тела поощряются до той степени, пока они не мешают внутренней работе.

Этот тренинг, основанный на суфийских техниках, показал мне “срединный путь” в работе с телом. И сам танец, который нам продемонстрировала Ма Дева Прэм, я рассматриваю в двух аспектах:

а) увеличение внутренней свободы, жизненности и раскованности тела;

б) научение на уровне тела рефлексировать и эмпатировать другому человеку.

С тех пор я практикую этот танец, и его внутренняя идея легла во многие процессы с использованием связного дыхания: “Трава-вода”, “Танец мастеров”, а также коммуникативных тренингов.

Предварительные условия

Танец по рисунку проводится в групповой форме.

Зал для проведения данного упражнения должен быть достаточно просторным. Участникам танцевального сета рекомендуется снять очки, часы, украшения. Одежда должна быть просторной и свободной.

Танец проводится под ритмичную и громкую музыку, которая включается после инструкции. Для повышения общей энергии вы можете использовать бубны, барабаны.

До начала танца участники становятся в общий круг.

Инструкция

“Сейчас мы будем танцевать. Почувствуйте свое тело и настройтесь на танец. Вдохните глубоко и на выдохе сделайте первое движение в вашем танце. Каждый танцует свой танец (5 мин).

А сейчас тот человек, кто стоит слева от меня по кругу, выходит в центр. Не прекращайте танец в центре, сохраняйте рисунок своего танца. Выберите в этом круге того человека, которому хотите предложить рисунок своего танца. Подойдите к нему в танце. Предложите ему присоединиться к рисунку вашего танца. А вы (партнеру) попробуйте зеркально отразить каждое движение, быть зеркальным отражением танцевального рисунка вашего партнера. (Пара танцует в центре.) А сейчас, когда я хлопну в ладоши, тот, кто начинал этот танец, возвращается на место, а его партнер предлагает кому-то в круге свой рисунок танца...”

Группа танцует до тех пор, пока каждый в круге не покажет свой рисунок танца.

После упражнения проводится традиционный проговор.

 

 

Заключение

ДМД – техника интеграции личности, его внутренней и внешней жизни, способ достижения внутренней свободы и осознанности.

ДМД – это психотехнология, которую человек может использовать самостоятельно после краткого (6-8 занятий) обучения.

ДМД, как показывает 10-летний опыт работы с данной технологией, является универсальной и экологичной практикой личностного роста и трансформации, самоисследования и расширения границ, достижения эвристической самореализации

Как показывает опыт научных исследований и практической работы, ДМД позволяет:

- полнее реализовать свой творческий потенциал,

- даже в конфликтных ситуациях сохранять ясность мышления,

- быстро восстанавливать эмоциональное равновесие,

- стать более независимым от внешних воздействий,

- повысить работоспособность,

- принимать людей и ситуации такими, какие они есть,

- чувствовать радость от общения с людьми,

- эффективно делать выбор, когда это требуется,

- научиться лучше владеть своим телом, жить полно и гармонично.

Работа с ДМД показала, что эта практика - эффективная и гармоничная система поддерживания духовного равновесия, личностного роста и проявления своего ресурса для любого человека – независимо от пола, возраста, цвета кожи, религии, нации, степени здоровья, уровня образования и культурной идентичности.

 

Литература

1. Алиев М. В., Прохорова Д. А. Музыкальная терапия (история, основные направления) // Социальная психология XXI столетия. Т. 2 / Под ред. В. В. Козлова. – Ярославль: ЯрГУ, 2005. – с. 63 – 69.

2. Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В., Матвеева Л. В. Психологический анализ аудитории телепередач, посвященных классической музыке // Вестник МГУ. Сер. 14 «Психология». – 1995. № 4. – с. 49 – 51.

3. Античная музыкальная эстетика / Сост. А. Ф. Лосева. – М.: Музгис, 1960.

4. Арановский М. Г. Синтаксическая структура мелодии: Исследование. – М.: Музыка, 1991.

5. Березина Г. А. Использование цветовых и музыкальных воздействий с целью оптимизации работоспособности при выполнении монотонной деятельности / Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда: Тезисы докл. к V Всесоюзному съезду психологов СССР. – М.: 1977. – с. 4 – 5.

6. Бернштейн Н. А. О построении движений. – М.: Медгиз, 1947.

7. Блинова О. А. Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы // Психологический журнал. – 1998. № 3. – с. 106 – 117.

8. Буякас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи). // Вестник Московского Университета, сер.14. – M.: Психология, 1995, 2. – с.53-61.

9. Буддизм: Словарь // Абаева Л.Л., Андросов В.П., Бакаева Э.П. и др.; ред. Жуковская Н.Л. и др. – М.: Прогресс, 1992. – 287 с.

10. Володин А. А. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков: Автореф. дис.... канд. психол. наук. – М., 1972.

11. Володин А. А. Электронные музыкальные инструменты. – М.: Энергия, 1974.

12. Волчек О. Д. Значение доминирующей частоты речи и музыки: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Л., 1986.

13. Воронов М. В., Мещерякова Г. П. Математика для студентов гуманитарных факультетов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

14. Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. Влияние музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики // Вопросы психологии. – 1980. № 1. – с. 94 – 100.

15. Ганзен В. А. О принципах кодирования непрерывных сигналов и движений / Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете. – Л.: Изд-во Лен<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.34 (0.013 с.)