Печатается по решению редакционно-издательского совета мапн 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Печатается по решению редакционно-издательского совета мапн



ПСИХОЛОГИЯ

ДЫХАНИЯ, МУЗЫКИ, ДВИЖЕНИЯ

Г. МОСКВА, 2009

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета МАПН

ББК 88.4

УДК 159.98

Козлов В.В., Психология дыхания, музыки, движения. М., 2009 - с.

Рецензенты:

Заслуженный деятель РФ, президент МАПН,

Доктор психологических наук, профессор Новиков В.В.

академик МАПН,

Доктор психологических наук, профессор Мазилов В.А.

кафедра социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова

Монография доктора психологических наук, профессора Владимира Васильевича Козлова является уникальной работой в теории и практическом приложении психологии. В книге изложена новейшая психотехнология личностного роста и самоисследования, сочетающая изыски музыкотерапии, танцевально-двигательной и телесной психологии, а также методов использования измененных состояний сознания, вызываемых дыхательными психотехниками.

Представляет интерес для психологов, педагогов, психотерапевтов, психиатров, а также других специалистов, интересующихся проблемами личностного роста.

Ó В.В.Козлов, 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Глава 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДМД

Дыхание и процесс дыхания

Предыстория использования дыхания в культуре

Потребность человека в измененных состояниях сознания: постановка проблемы

Экспериментальное обоснование ДМД

Психофизиологические аспекты связного дыхания

Исследование электрической активности головного мозга и роль психологического компонента в индукции ИСС

Влияние методов контролируемого дыхания на уровень функциональных резервов и физическую работоспособность

Психологические аспекты связного дыхания

Теория музыки

История применения музыкотерапии

Научные основы музыкального воздействия

Психофизиологические механизмы воздействия музыки

Психологические механизмы воздействия музыки

Психология движения и танца

Предыстория использования танца и движения.

Теоретические основы танца и движения: интегративная позиция.

Глава 2.

ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ ДМД

Вводное описание

Программа проведения сессии ДМД

Памятка сидящему

Памятка дышащему

Распределение на пары

Релаксация

Структура дыхательного процесса

Требования к музыкальному сопровождению

Стратегия движения.

Глава 3.

МЕТОДЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДМД

Релаксация и настройки.

3.1.1. Несколько предварительных упражнений

Техники релаксации

Практики настройки перед процессом дыхания

Утренние настройки

Дыхательные психотехники.

Танцевально-двигательные практики

Тропа танца

Трансовые танцы

Джаз тела

Танец четырех стихий

Танец по рисунку

Заключение

Литература

 

 

Предисловие.

В этой книге мы обобщаем наш теоретический и практический опыт применения в личностном росте и трансформации интенсивных интегративных психотехнологий (ИИПТ) в единую стратегию ДМД (дыхание-музыка-движение). ИИПТ было основано нами в начале 90-х годов прошлого столетия (В.В.Козлов, 1991).

В книге мы излагаем систему методов и средств, эффективно служащих личностному росту на групповых тренингах. Книга написана как изложение теории, метода и психотехник ДМД. Одновременно ДМД является хорошим способом гармонизации, быстрого восстановления сил и развития личности при самостоятельных занятиях и при индивидуальной форме работы с клиентами прикладной психологии и психотерапии.

В первой главе нами предпринято теоретико-экспериментальное обоснование методического инструментария.

Во второй главе мы раскрыли сам процесс проведения ДМД и включили в этот раздел вводное описание, а также программу проведения сессии ДМД. Мы привели примерную структуру инструктажа перед сессией (памятку сидящему и памятку дышащему). Мы достаточно подробно остановились на важных моментах процесса ДМД: распределении на пары, релаксации, структуре дыхательного процесса, требованиях к музыкальному сопровождению и стратегии движения.

Третья глава посвящена упражнениям и техникам, которые позволяют формировать навыки дыхания, релаксации, повышать чувствительность к музыке, разнообразить двигательную активность участников тренинга, повышать их осознанность и внимательность.

Психотехнология, которая нами была обозначена как ДМД, прошла широкую апробацию. Эта новая психотехнология показала высокую эффективность при работе с клиентами.

Через 10 лет апробации метода ДМД в разных культурах и странах я решился изложить его в этой книге.

С глубокой благодарностью всем, с кем мы начинали использовать дыхательные психотехники в Советском Союзе, а особенно Сергею Всехсвятскому, Владимиру Волкову, Джорджу Гамберу, Станиславу Грофу, Джиму Ленарду, Александру Гиршон, Андрею Захаревич, Ольге Лазарянц, Владимиру Майкову, Ирине Степук, Сергею Стрекалову, Галине Шибаевой, Михаилу Щербакову.

Прошло почти 20 лет, но память о мощной, безумной, творческой энергии тренингов тех времен ярка и жива.

С благодарностью своему другу Юрию Бубееву за надежную поддержку в проведении научных исследований.

С благодарностью всем, кто был и будет на моих тренингах.

 

Владимир Козлов

 

 

Глава 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДМД

Дыхание и процесс дыхания

Первым базовым компонентом нашей психотехнологии ДМД является особо организованный процесс осознанного (контролируемого) связного дыхания. Наиболее физиологичным с современной точки зрения, а самое главное, целенаправленным и осознанным способом достижения измененных состояний сознания, является связное дыхание.

В этом параграфе мы изложим психологических, социально-психологических, психофизиологических, нейропсихологических аспектов феноменологии расширенных состояний сознания, которые возникают при связном дыхании. Поэтому связи дыхания с состояниями сознания мы уделим более подробное внимание.

Использование дыхательных методов для самопознания, внутренней трансформации и интеграции, имеет длительную предысторию.

Три истока ДМД

Метод ДМД родился 10 лет назад. Появлению на свет этой практики существовали три базовые предпосылки.

Первая предпосылка носила личный характер и касался «кризиса развития». Автор книги к 1999 году 9 лет практиковал процессы связного дыхания как метод эмпирического исследования психической реальности. Метод начал давать сбои. Как бы я ни старался, как бы ни изощрялся, какие бы благоприятные условия я не создавал для прохождения процесса (идеальное пространство энергии большой мужской сибирской группы на третий день тренинга). Мне все чаще вспоминались слова Сергея Всехсвятского (одного из самых мощных лидеров дыхательных психотехник начала 90-ых годов) «Я исчерпал возможности связного дыхания»…

Процесс в стиле континуум на базе Синеморье (в Западной Сибири) окончательно выбил меня из дыхательного процесса. Уже в начале процесса мое Эго строго предупредило меня: «Что ты лежишь тут и дышишь, будто не знаешь, что хочешь в жизни – денег и славы…»

На все мои попытки уговорить свое самосознание, что все не так, и дышу я для высшей интеграции, постичь хочу дух свой и истину, Эго было непреклонно. Мне пришлось согласиться. Я встал и подумал, зачем мне эти расширенные состояния. Они уже ни чему, раз личность и воля знают предельно четко свои цели и желания.

Только через полгода я рискнул еще раз войти в дыхательный процесс. Это было на Волге под Набережными Челнами. В группе были студенты и преподаватели местного Института управления. На четвертый день тренинга «Холотропная Вселенная» я поддался соблазну подышать, заразившись молодым энтузиазмом группы.

Как сегодня помню этот процесс. Лег. Свернулся калачиком. Впал затем в какое–то состояние полдремы полузабытья. Опомнился через неопределенный временной промежуток, но дышать было лень. Я пригрелся на теплых матрацах, которыми был устлан пол в зале. Затем отследил, что уже дышу связно, но очень мягко, как сытый спящий зверь. Не выходя из просоночного состояния, постепенно углубил дыхание. И тут было двое: тот, кто дышал и постепенно вливался в дыхание с какими то уже достаточно странными телодвижениями, и другой, который с некоторой ленцой воспринимал, что происходит, без всякого контролирующего действия. Это отпускание контроля оказалось решающим в процессе, и тот, кто наблюдал, через некоторое время был сперва чистым восприятием, а затем ему стало очень любопытно искупаться в едином потоке движения, энергии и дыхания.

Через минут десять воспринимающий нашел себя где-то глубоко под грязным и пыльным матрацем, но даже в этой ситуации проявил только любопытство по поводу того, что же будет происходить дальше.

Из колонок звучал «Zoology» Jean Michel Jarre. За несколько секунд промелькнул ассоциативный фрагмент прощания со своим привычным Я во время давней холотропной сессии и затем в сознание наблюдателя влилось сознание парализованного Ленина в одиночестве.

Текли слюни и сопли по бороде и усам, которые не хотелось вытирать, лицо искривилось в непонятной гримасе. Дышалось рвано и тяжко, покуда на выдохе вдруг не вырвалось мычание. Мычалось безысходно, жутко, как одинокому псу в бескрайней степи, как скулит всеми покинутый щенок.

Сознание было ясно до прозрачности. Даже тени мыслей, которые обычно не замечаешь, были выпуклы и понятны. Взвешивая все прожитое, душу наполняло глубокое чувство вины и угрызения совести и кто-то внутри уверенно и исступленно шептал: «Все не так сделано и не так понято. Не это я хотел, не то, не так…»

Это была молитва покаяния, очищения, за которой наступала ясность, предел понимания, как и что делать, истина как на ладони, будущее страны как на заре простор…

Но был паралич и уже никому ничего сказать не было возможности.

Никто не поймет твое мычание.

И в этот момент я завыл протяжно и пронзительно и страшно в беспредельной тоске, как голодный, одинокий волк в снежной пустыне перед смертью.

Затем все успокоилось и затихло. Уже Ленина не было и в помине.

Но осталась тихая тоска и чувство одиночества.

Я вдруг понял, что и меня никто не поймет до конца.

Без всякого паралича.

И я мычу и жажду, чтобы меня поняли и приняли.

И все мычат и воют.

Все 7 миллиардов людей в бесконечности пустыни своего одиночества, с кривыми гримасами боли непонимания и невозможности того, что тебя услышат.

Закончив процесс, я понял, что есть совершенно иная стратегия прохождения процесса связного дыхания, чем это принято в ребефинге, вайвейшн, свободном и холотропном дыханиях. Отшлифовав технологию я обозначил ее ДМД.

Вторая предпосылка была связана с моим хобби – музыкой. Занятие музыкой или увлечение музыкой многими понимается как игра на музыкальных инструментах и понимание музыкальной грамоты. К сожалению, все премудрости фуги и токкат, даже нотную грамоту я не освоил, что касается музыкальных инструментов, то пределом оказалось камлание на шаманском бубне и игра на камусе (варгане).

Что, наверное, достаточно смешно для специалистов, которые мастерски играют на скрипке, на пианино, саксофоне, баяне или флейте.

Мое хобби – слушать музыку и переживать. Я в студенческие годы вел дискотеки. Сейчас понимаю, что без знания английского языка многое перевирал даже в названиях групп, но любил музыку и танцевать. Этого было достаточно, чтобы дискотеки были многолюдны и веселы, хотя, вроде и качество музыки на жеваных магнитных лентах было невысокое, да и танцоры не обученные. Слушание телом и молодая энергия все делало совершенным.

Понимание роли музыки в психологической практике пришло в процессе написания курсовой и дипломной работы по функциональной музыке в университете. Хочется от души поблагодарить доцента Князева Михаила Михайловича за научное руководство и доцента Шарапова Евгения Полуэктовича, начальника лаборатории психологии на Ярославском заводе топливной аппаратуры за помощь в организации исследований.

Сейчас за плечами уже огромный опыт применения музыки на 550 тренингах личностного роста с участием более 16 тысяч человек, многомерные исследования влияния музыки на психику, сознание и личность в групповом пространстве. Именно этот опыт является второй предпосылкой для формирования ДМД.

Третью предпосылку можно обозначить естественно-научной. За 9 лет до реализации психотехнологии ДМД мы провели множество лабораторных и естественных экспериментов с применением различных методов связного дыхания, медитаций, направленных визуализаций, танцевально-двигательных практик и др.

Они нам позволили с большой уверенностью сформировать саму стратегию ДМД, усилить его эффективность при помощи различных упражнений.

 

Теория музыки

Психология движения и танца

Наше время характеризуется возникновением и бурным развитием социального феномена, который можно назвать массовой танцевальностью и который проявляется в повышении роли бытовых танцев в структуре массовой культуры. Танец стал органичной частью нашей жизни. Он — досуг и спорт, он — зрелищность и релаксация. Танец представляет собой эффективное средство инкультуризации человека, является универсальным языком общения, важным рычагом в формировании идеалов, ценностей, внутреннего и внешнего облика человека, а также релаксации, терапии, методом быстрого группового сплочения, катарсиса и формирования эмоциональной близости.

Применение танцевально-двигательных методов в психологической работе обусловлено повышенным интересом людей к различным видам танца (спортивные, модерн, фламенко, танго, танец живота и др.).

Проведенные под нашим руководством исследования на кафедре социальной и политической психологии ЯрГУ (кандидатские диссертационные работы В.Никитина, Н.Веремеенко, А.Гиршон), позволили нам глубоко понять историю, теорию движения и танца.

Большим достижением было установление механизмов влияния на личность и группу танцевальной терапии. Танец - это способ раскрепощения личности не только в эмоциях и чувствах. Свобода в движении – это свобода в мышлении, спонтанность в поведении, гибкость в эмоциональном реагировании.

 

Глава 2.

ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ ДМД

Вводное описание

Независимо от того, какой длительности и плотности тренинг ДМД вы делаете, всегда существует потребность некоторого теоретического введения. Мы уже изложили все теоретические разделы дыхания, музыки и движения, исходя из принципа избыточности, в предыдущих главах. В этом разделе мы излагаем краткий конспект основных моментов ДМД.

Тренинг ДМД представляет собой интегрированную психотехническую систему для формирования личности с высокой эмоциональной и интеллектуальной, деятельностной креативностью. ДМД способствует преодолению ригидных, неадекватных реальности социально-психологических и культурных стереотипов, развитию личностного потенциала и расширению сознания.

В ДМД мы выделяем три направления психологической трансформации сознания и личности:

- дыхательные процессы,

- музыкальная терапия,

- движения.

Целью ДМД также является развитие целостного восприятия и переживание человеком содержания чувственного телесного образа. ДМД позволяет производить коррекцию социально-личностных установок индивидуума, формирование его личностно-социальной идентификации в рамках конкретной субкультуры. Нам также важно развитие личности за свои пределы и самореализация, инициация творческого начала в личности.

Психотехники, которые мы применяем в работе, с одной стороны, обеспечивают «пробуждение» естественного спонтанного поведения, с другой – развитие осознанности при осуществлении невербального выразительного действия различной направленности – коммуникативной, операционной, деятельностной.

На основе глубоких экспериментальных исследований нами разработаны методические приемы трансформации личности посредством включения их в процесс проживания музыкальных произведений во время дыхательных процессов, спонтанного эмоционального движения и действия.

При решении задач по развитию спонтанности, естественности и творческой продуктивности деятельности мы использовали метод синтеза «дыхание-музыка-движение», построенный на основе соединения тонко развитого мышечного чувства со способностью к целостному восприятию музыкального произведения и к передаче личностью глубочайших переживаний музыкального образа в расширенном состоянии сознания.

Характер осуществления и формы выразительного движения можно рассматривать как проекцию эмоционально-образного проживания человеком мелодии, которое опосредуется особенностями его восприятия музыкального произведения, степенью его эмоциональной открытости, уровнем и характером осознания своего образа телесного «Я», степенью пластического совершенства и уровнем развития креативности.

При разработке психотехник ДМД мы учитывали тот факт, что различные музыкальные образы порождают и разные эмоционально-чувственные, двигательные формы отреагирования; эмоционально-динамическое содержание музыки порождает проявление спонтанного движения определенного типа характера – от «пластичного» до «импульсивного». Двигательные психотехники направлены на осознанное формирование у клиентов способности к спонтанному воспроизведению разнохарактерных стилей движения: «пластичного движения» как следствия переживания ими позитивно окрашенного, интимно-чувственного восприятия мелодий и «импульсивного движения», проявляющегося в потребности отреагирования ранее сдержанных аффектов невротического содержания и позволяющему снимать у клиентов паттерны мышечных напряжений.

Развивая способность у участников тренинга к ассоциативному спонтанному естественному движению, мы корректируем психическое состояние клиентов, «разрушаем» так называемый «характерный панцирь» (по В. Райху).

В методическом обеспечении эксперимента по трансформации образа «Я» двигательными техниками особую роль занимали приемы по развитию чувства ритма.

Существует тесная взаимосвязь между способностью к чувствованию-воспроизведению ритма и уровнем развития эмоционально-чувственной и когнитивной сфер, характером социально-личностной идентификации и эстетической культуры личности. Чувство музыкального ритма имеет не столько моторную, сколько эмоциональную природу, в основе которой лежит восприятие выразительности музыки. Поэтому структура занятий по развитию чувства ритма выстраивается таким образом, чтобы музыкальное сопровождение каждого процесса или упражнения было созвучно музыкальной культуре клиентов различной субкультурной ориентации и обеспечивало принятие ими эмоционально-чувственного содержания мелодий и характера темпо-ритма. Учитывается возраст, уровень музыкального развития, характер культурологических представлений клиентов.

Во время проведения психокоррекционных занятий мы гибко подбираем музыкальные композиции из современной музыки различных направлений, так и фрагменты из классических произведений, включая их в моменты трансцендентного переживания движения и дыхания.

ДМД позволяет раскрыть и актуализировать в процессе дыхания телесные, эмоциональные, чувственные, когнитивные и креативные возможности человека. Тренинг по ДМД как интегративная психотехнология направлен на развитие осознания личностью своих телесно-эмоционально-когнитивных способностей посредством разворачивающегося содержания процесса расширенного состояния сознания на фоне контекстуальной музыки. Прохождение клиентами процессов ДМД позволяет вскрыть их личностные и социальные проблемы, определить способы их трансформации, найти формы развития образа «Я» в рамках социальных установок и ожиданий участников тренинга.

Процессы связного дыхания изначально использовались для проработки мышечного характерного панциря (В. Райх). В начале тренинга по ДМД в формах проявления динамики тела, особенностей дыхания мы можем выявить области напряжения и ригидного действия, характерными признаками которых являются осторожные, дискретные, не конгруэнтные движения частей тела, мышечная скованность, недостаточная их осознанность по чувственному и когнитивному компонентам, сдержанность по формам самовыражения.

При помощи ДМД достигалось решение психологических задач, таких как уменьшение личностной тревожности, объективация образа телесного «Я», осознание языка собственного тела, снятие «характерного панциря», освобождение эмоциональной сферы, изучение и коррекция невербальных форм поведения, коррекция коммуникативных навыков, развитие невербальных когнитивных функций, креативности, образного и ассоциативного мышления.

Таким образом, тренинг ДМД обеспечивается полифункциональным блоком методических приемов, разработанных нами на основе исследований теоретических положений и экспериментального опыта в современной музыкотерапии, танцевально-двигательной терапии и применении измененных состояний сознания в райхианской терапии, в ребефинге, вайвейшн, холотропном и Свободном дыханиях.

Во время занятий для расширения коммуникативных возможностей клиентов групп-лидером создавалась атмосфера доверия, взаимоподдержки, естественности и спонтанности. В этом особую помощь нам оказали те техники и упражнения, которые мы разработали для реализации пятого элемента Свободного Дыхания – «Активное доверие».

В процессе психологической трансформации мы подводим клиентов к осуществлению спонтанных движений в пространстве потокового состояния сознания, психофизиологическим триггером которого как раз и является связное дыхание (Козлов, Бубеев, 1997). Именно в этом состоянии клиенты отыскивают в самих себе «потерянные» и скрытые чувства и ресурсы из прошлого опыта, которые выражают и реализуют под руководством психолога в новых идеях, эмоционально-чувственном проживании, в коммуникациях с партнерами, в продуктивном типе восприятия социальных отношений и своего места в обществе.

Частная, но наиболее социализированная цель интенсивных интегративных психотехнологий – достижение личностью «Я-потенциального», общепринятыми аналогами которого являются самоактуализация А. Маслоу, самореализация К. Роджерса и Р. Ассаджиоли.

Как показывают наши исследования, базовым состоянием сознания при этом является «потоковое», «ресурсное». Оно имеет некоторые качественные критерии и признаки (Бубеев, 1998, Козлов, 2002), но наиболее важным из них является эвристичность, способность к свободному творчеству.

Вне сомнения, комплексная психотехнология ДМД в этом аспекте имеет огромную перспективу и возможности.

ДМД (дыхание-музыка-движение) – методика, разработанная нами в конце 90-ых годов. Ее теоретическим обоснованием является интегративная психология. Основными элементами ДМД являются:

- оригинальная программа связного дыхания;

- специально подобранный алгоритм музыкальной стимуляции;

- приемы высвобождения движения и дыхания, как во время дыхательной сессии, так и до нее.

Базовые элементы дополняются психотехниками индукции ресурсных состояний сознания из различных направлений прикладной психологии, методами танцевально-двигательной терапии, медитациями, направленными визуализациями и так далее. Интегративная психология исходит из принципа «Все важно, что развивает личность и сознание». В силу этого в ДМД применимы любые психотехники, имеющие такой ресурс для дополнения трех базовых элементов.

 

Памятка сидящему

Базовые функции сидящего заключаются:

- в поддержке дыхания,

- поддержке движения,

- обеспечении безопасности дышащего.

Придите в зал заранее, чтобы иметь время для подготовки места и заключите контракт со своим партнером, обсудите его пожелания и предпочтения. Во время дыхания сведите разговоры до минимума и лучше не произносите ни одного слова. При громкой музыке вы можете даже не осознавать, сколь слышен ваш голос. Предпочтительный язык в процессе – прикосновений, жестов и дыхания. Договоритесь с дышащим, каким прикосновением напоминать ему о дыхании

Устроясь рядом с головой дышащего, сосредотачивайте на нем все внимание и не отвлекайтесь ни на что, происходящее в зале. Не углубляйтесь в свой собственный процесс. Дышащие нуждаются в безраздельном присутствии и внимании сидящих, они могут быть очень чувствительны к нехватке этого внимания.

Пребывайте с партнером в одном пространстве переживания. Чувствуйте это пространство, но не вторгайтесь в него. Если дышащий спокоен, вам легче почувствовать его, позволяя своему телу оставаться столь же спокойным. Если дышащий активен, вы можете слегка двигаться в том же самом ритме для того, чтобы лучше почувствовать его состояние. Иногда вы можете «зеркалить» дыхание, чтобы лучше понять дышащего и войти в его состояние.

Охраняйте пространство переживания дышащего. Защищайте своего подопечного от активности других дышащих или любых других возникающих помех и рискованных действий. Не поддавайтесь искушению применять свои знания из опыта разнообразных духовных традиций для помощи дышащим. Примерами такой помощи могут быть "очищение ауры" или использование кристаллов. Не оставляйте дышащих одних. Если вам нужно в туалет, позовите на это время ведущего.

Будьте внимательны к партнеру. Помогите дышащему, если он просит о чем–то. Если дышащему надо в туалет, проводите его до двери туалета и обратно. Помогите ему вытереться полотенцем, принесите стакан воды. Будьте готовы к оказанию любой поддержки. Если у вас вопросы по поводу происходящего, поднимите руку, чтобы проконсультироваться с ведущим.

В конце процесса дождитесь, пока дышащий полностью не выйдет из процесса, побудьте вместе во время перерыва, выслушайте его, если ему хочется поделиться впечатлениями.

Памятка дышащему

Придите в зал заранее, чтобы подготовить себе место и расслабиться и настроиться перед началом дыхания.

Наденьте удобную просторную одежду, обеспечивающую максимальную свободу тела и движения, снимите все, что стесняет или может поранить вас (пояса, бюстгальтеры, украшения и т. д.). Если вы носите контактные линзы, также снимите их перед сессией. Ешьте очень легко или не ешьте совсем перед процессом дыхания. В этом случае дышится легче.

Посетите туалет перед сессией. Если вы захотите в туалет во время дыхания, не стесняйтесь. Лучше сделать это, чем отвлекаться из–за переполненного мочевого пузыря.

Если у вас сомнения относительно выбора партнера, спросите себя, лучший ли это вариант в данной ситуации, чувствуете ли вы безопасность с этим человеком?

Во время сессии постарайтесь быть полностью вовлеченными в процесс, отпуская и высвобождая движение, дыхание, сохраняя при этом ясность сознания, открытость эмоциональному, интеллектуальному, поведенческому опыту.

Не покидайте зал в разгаре сессии. Примите внутреннее обязательство присутствовать на всем семинаре (включая все сессии дыхания и обсуждения процесса в группе) для того, чтобы иметь целостный, нефрагментированный опыт и оказывать друг другу поддержку.

Дышите во время сессии в соответствии с той стратегий дыхания, которую показывал ведущий. Дыхание является важнейшим катализатором необычных состояний сознания. Держите глаза закрытыми для сосредоточения на внутренних переживаниях и лучше не открывайте их от начала релаксации до завершения процесса.

Оставайтесь в максимально удобной для вас позе. Желание опереться на руки, сесть или встать может быть способом контроля переживания или путем бегства из него. Вставание всегда является способом повышения Эго-контроля и выхода из расширенного состояния сознания. Заключите контракт с партнером, включающий следующие пункты:

· каким образом напоминать вам о дыхании;

· какой способ телесного контакта наиболее приемлем для вас;

· какая поддержка необходима вам от партнера;

· каковы особенности вашего проявления в сессии;

· условьтесь о сигналах несловесного общения;

· каким образом вы сообщите своему партнеру, что следует прекратить напоминать вам о дыхании, если это напоминание мешает вашему переживанию;

· как вы сообщите партнеру о том, что вы что–то хотите.

Уважайте переживания других участников, избегайте разговоров.

Попросите о помощи, если чувствуете, что телесная энергия заблокирована, если возникает боль или напряжение и продолжение дыхания не дает облегчения. Это можно делать в любой момент во время сессии. Знайте, что вы всегда владеете ситуацией. Если вы хотите, чтобы с вами перестали работать, скажите слово "СТОП", и любое воздействие будет немедленно прекращено.

Если вы замечаете, что слишком пойманы мыслями, направьте внимание на тело и сосредоточьтесь на дыхании или на музыке. Если вы обнаружите, что занимаетесь анализом музыки, позвольте ее вибрациям проникнуть в тело и сфокусируйтесь на дыхании.

Если у вас возникает сильная эмоция (например, гнев, раздражение, и т. п.) и причиной этой эмоции, как кажется, являются события в зале (например, вам не нравиться музыка или что–то еще), переместите внимание на себя и на ощущения в своем теле. Вместо того, чтобы отвлекаться на что–то внешнее и заниматься бесконечными эмоциональными проецированиями, лучше войти в контакт с переживаемыми энергиями, выразить их и освободиться от них.

Не программируйте переживания, пусть то, что возникает, будет спонтанным актом, неожиданным для вас самих — свободным танцем тела, эмоций, энергии и мысли.

Будьте совершенным актером: полностью находясь в роли, в переживании, в то же время будьте над всякой ролью, вне всякого переживания.

Попробуйте полностью пройти процесс дыхания. Сессия приходит к своему естественному завершению в течение 1 часа 20 минут. В последние 15 минут музыка будет мягкой и достаточно тихой. В это время дышите медленно и поверхностно. Расслабляйтесь и интегрируйте свой опыт дыхания.

 

Распределение на пары

Форма работы групповая, и при этом участники меняются местами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащего, в другом – в роли сидящего.

Распределение на пары проводится не только для того, чтобы провести выбор партнеров, но и как дополнительный прием для создания атмосферы доверия в группе, положительного психологического климата.

Существуют две базовые стратегии распределения на пары. Первая – когда сама ответственность распределения делегируется ведущему – групп-лидеру. Вторая – когда участники сами находят себе партнеров.

При первой стратегии ведущий предлагает участникам тренинга встать в круг и, начиная с участника тренинга, который стоит слева от себя, для каждого находит пару. Основным ориентиром при этом являются не столько взаимные симпатии участников тренинга, сколько опыт в дыхательных процессах. Если ведущий знает о точках напряжения среди участников тренинга, то лучше, если такие участники поработают в паре. Иногда в группе бывает нечетное число участников. В этом случае можно использовать в работе триады – это три человека, которые будут работать вместе. Два человека будут ассистировать одному, а один будет ассистировать двоим в следующей сессии. В триаду необходимо включить человека, который имеет опыт процесса дыхания.

Релаксация

До начала процесса дыхания группа настраивается на процесс и, когда в пространстве зала пары располагаются для вхождения в ДМД, т. е. дышащие лежат в позе сна, а сидящие сидят у своих дышащих, обязательно нужно провести релаксацию.

Мы уже писали, что наиболее продуктивным и эффективным из расширенных состояний сознания, которые индуцируются связным дыханием, являются те, которые имеют нейропсихологические характеристики «быстрого сна». Аналогом данного состояния, очень знакомым для каждого человека, является просоночное состояние, основной характеристикой которого является «присутствие в двух мирах одновременно» – в здесь и сейчас, а также эмоционально переживаемых образно-ментальных пространствах, которые являются продуктом спонтанной активности самого сознания.

Основная цель релаксации – погружение человека в просоночное состояние без ухода в глубокий сон, сохранив спонтанную активность сознания при помощи особой настройки. Мы при этом не только помогаем участникам присутствовать в моменте, осознавая свое тело, чувства и мысли, и помогаем им войти в переживание как можно с большей открытостью, доверием и свободой от ожиданий, но и создаем внутреннюю настройку для вхождения в расширенное состояние сознания.

В следующей главе мы изложим достаточное количество способов расслабления и настройки. Поэтому мы не будем на них подробно останавливаться.

T

Стадия Стадия Стадия стадия

Рис. Структура процесса ДМД

На рисунке

T - время.

 

После дыхательного процесса ДМД, как правило, проводится проговор.

После того, как вся группа завершит проговор, объявите 15-минутный перерыв. После перерыва ведущий должен обобщить опыт прохождения всей группы дыхательного процесса ДМД. Расскажите о своих впечатлениях, отметьте качественные признаки процесса, свои пожелания и предложения по поводу следующих дыхательных процессов. Ответьте на все вопросы, которые возникают у участников тренинга по поводу техники ДМД и переживаний, которые стали проблемными для них. Отметьте любой позитивный шаг в динамике группы.

В конце выступления предложите участникам тренинга любой ритуал, который является завершающим этот день.

 

Требования к музыкальному сопровождению

Влияние музыки на состояние личности, на продуктивность ее деятельности нами доказано еще в начале 80-х годов, когда нами разрабатывались программы функциональной музыки в промышленном производстве (Козлов В.В., Ярославль, 1982). В программу сессий мы дифференцированно подбирали такие музыкальные произведения, которые позволяли актуализировать ту или иную сторону эмоционально-чувственной сферы клиентов. Активная ритмическая (мажорная) музыка стимулировала потребность в сильных эмоциональных реакциях, в активной позиции при коммуникативном взаимодействии участников тренинга. Мягкая, пластичная (минорная) музыка пробуждала позитивно окрашенное переживание трансцендентальной сущности человеческого бытия, усиливала потребность в эмоционально-чувственных коммуникациях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.095 с.)