Овладение приёмами полноценного дыхания – предпосылка звучной речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Овладение приёмами полноценного дыхания – предпосылка звучной речи.



Дыхание – основа хорошей речи; оно для голоса, как горючее для двигателя. Однако дыхание действительно эффективно, когда оно ритмично и хорошо регулируется. Правильному речевому дыханию необходимо научиться.Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация наиболее важна для постановки голоса. В лёгких не должно быть избытка воздуха, который в таком случае стремится вырваться наружу, заставляя чрезмерно напрягаться голосовые связки, и не должно быть дефицита воздуха, так как это может вызвать неблагоприятные последствия в лёгких. Научиться верно использовать выдыхаемый воздух – одна из сложнейших задач. Так называемое «речевое дыхание» – это короткий вдох и удлинённый выдох.

Одной из главных мышц, отвечающих за силу голоса, является диафрагмацентральная мышца нашего тела, отделяющая органы дыхания от органов пищеварения. Древние греки называли её «френ»; то же слово обозначало такие понятия, как «душа», «сознание», «дух», «ум», «рассудок», что говорит о том, какое значение придавалось диафрагме. Диафрагма – это и есть та самая «опора», откуда голос черпает свою силу. У людей, чьим рабочим инструментом является голос, диафрагма всегда «накачана», тверда, как камень.

Речевое дыхание отличается от простого (газообменного). Если в простом дыхании вдох и выдох равны по времени, то при дыхании во время речи выдох длиннее вдоха. Хорошо управляемое речевое дыхание характеризуется быстрым, бесшумным вдохом и экономным, плавным, свободным и сильным выдохом.

Хорошее речевое дыхание должно обладать объёмностью, непрерывностью, пластичностью.

Объёмность дыхания подразумевает полноценное использование в процессе речи объёма лёгких, что обеспечивается включённостью в работу мышц брюшной полости и диафрагмы. От объёмности дыхания зависит его сила, а значит, и сила голоса.

Под непрерывностью дыхания понимается умение обеспечить относительно длинное высказывание постоянной силой дыхания. Достигается согласованной работой всей дыхательной системы.

Пластичность дыхания – это способность дыхательных мышц быстро включаться в работу и быстро расслабляться, поддерживая необходимыми порциями воздуха речевой поток на любой скорости говорения.

Таким образом, тренированное речевое дыхание позволяет свободно регулировать силу и «полётность» голоса (т.е. обеспечивает хорошую слышимость речи при любой акустике, а также наполняет голос энергией), обеспечивает разборчивость речи, обеспечивает плавность речи, значительно снижает утомляемость голоса. Тренировать речевое дыхание лучше всего произношением определённых слов, поскольку именно в обычной речи все системы речевого аппарата работают одновременно. Разделение их работы на этапе тренировки может привести в дальнейшем к затруднению перехода приобретённых навыков в спонтанную речь. Самое главное – это научиться наполнять каждую фразу объёмным, интенсивным и свободным дыханием.

Ф.Ж. Тальма, замечательный французский актёр реалистической школы XIX века, обладавший громадным дарованием и не меньшим мастерством, говорил об одном актёре: «Он никогда не выдыхал всего воздуха, наполняющего лёгкие. А чтобы скрыть от публики это постоянное дыхание, которое прерывало бы речь и вследствие этого и получаемое от неё впечатление, он преимущественно брал дыхание перед буквами а, е, о, то есть в тех местах, где рот открыт и не даёт заметить вздоха слушателям». Из этого видно, какое важное значение имеет дыхание в искусстве речи...

Правила дыхания единственные, которые нельзя безнаказанно нарушать. Актёр, увлечённый страстью, гневом, горем, может забывать знаки препинания, смешивать точки с запятыми, перескакивать произвольно через целые фразы, но он должен быть всегда властелином своего дыхания.

С чего начинается работа над речевым дыханием?

«Главная задача состоит в том, чтобы приучиться дышать носом», – говорила Полина Виардо. Сила выдыхания всегда должна быть мощнее звука. В этом случае звук как бы напоен дыханием, купается в нём и легко летит, всегда слышен, получая как бы опору, поддержку в дыхании.

Ставя звук, надо стремиться к «полётности звука», главным образом, используя переднюю часть лица (маску). К. Станиславский говорил, что «секрет вокального искусства не в одной только маске». Последнее высказывание обращает наше внимание на обилие имеющихся в нашем аппарате резонирующих полостей, «не исключая и затылка. Звук не должен выходить изо рта, а должен направляться в резонирующие полости головы по направлению воздушной струи, «как бы» поднимающей наш звук, который вместе со словом неизбежно устремится изо рта. Но при указанном навыке это слово вылетит оформленным, собранным в определённом резонансном фокусе, отточенным всеми частями нашего речевого аппарата.

В вокальной и речевой терминологии понятие «дыхание» включает три измерения:

1) глубина (дыхание), «опора»; «опора звука есть замедление выдоха...»; «опора» способствует включению диафрагмы в сферу нашего сознания...

2) высота (резонирование, направление вверх воздушного столба);

3) близость (слово) – слово, слетающее с кончиков губ, что зависит от работы всех частей речевого аппарата.

Полное владение дыханием – умение при выдохе сохранить вдыхательное положение – вот те обязательные условия, при которых только и рождается тот звук, который «мерещился» Константину Сергеевичу и который он подслушивал у величайших артистов мира. «Тайна большого красивого голоса заключается не в механическом и физическом явлении звучания голосовых связок, происходящем от давления на них воздуха, а в том, чтобы уловить этот спетый тон в голове и во рту и с помощью всех данных для этого природой резонансовых и вибрирующих аппаратов сконцентрировать его и оформить».

Базовое упражнение «выдох облегчения». Для начала вспомните, что такое выдох облегчения. Мы часто выдыхаем так после того, как какое-то трудное дело или опасность позади. «Ф-фух!» – произносим мы, с силой выбрасывая весь воздух из лёгких. При этом наше тело расслабляется. Попробуйте несколько раз выдохнуть так. Постараемся за счёт движения тела усилить этот выдох, а также сделать более свободным вдох.

Встаньте прямо, проследите, чтобы стопы были параллельны. Распределите нагрузку по ним равномерно. Вытяните позвоночник. Расслабьте руки, живот и челюсть. Немного согните ноги в коленях. Сделайте небольшой замах расслабленными руками вперёд и вверх, чтобы локти были чуть впереди. Импульс замаха должен идти от ног, т.е. они должны согнуться и разогнуться, как бы выталкивая руки вверх (можно даже приподняться немного на носки). При таком движении работает всё тело. Замах – вдох (внутренне готовьтесь выдохнуть с чувством облегчения). После замаха надо «бросить» руки вниз, ноги в коленях снова согнуть, а позвоночник оставить прямым. Одновременно с этим движением сделать выдох облегчения. Варианты междометий и слов, произносимых во время выдоха: «Ф-фух!», «Ух-ты!», «Вот и всё!», «Ну, наконец!» и т.д. Замах и выброс руками надо делать без паузы.

Во время выдоха облегчения ваш голос должен звучать. Шёпот, полушёпот, хрип необходимо исключить. Сначала звучание голоса при таком выдохе может вам показаться неестественно громким или грубым. Однако вскоре упражнение позволит вам ощутить максимальную включённость всей дыхательной системы, а также поможет добиться естественного и одновременно сильного звука.

Упражнение «вакуумизация лёгких». Оживляюще действует на весь организм.

Надо полностью освободить лёгкие от воздуха, «выжать» последние «капли» воздуха, закрыть рот, пальцами зажать нос и затем создать подобие огромного вакуума внутри. Лучший способ добиться этого – попытаться вдохнуть через всё ещё зажатый пальцами нос, позволяя межрёберным мышцам реагировать на потребность расширить грудную клетку. Затем, держа рот закрытым, отпустить свой нос. Воздух хлынет через нос, чтобы заполнить вакуум. Не надо помогать себе, беря вдох. Пусть дыхание всосётся в соответствии с природным законом, не терпящим пустоты. Проделывайте вакуумизацию, воображая, что лёгкие заполняют собой всё туловище.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.007 с.)