Практикум легкого и успешного общения «Игры на улице»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум легкого и успешного общения «Игры на улице»



Технологии знакомства. Контакт и его удержание.

Развитие отношений и накопление свя­зей.

 

Более подробная информация

на сайте http://www.obraz-igra.ru/ и по тел. 8 985 205 17 25

 

Базаров Сергей Анатольевич – основатель и руководитель Театр-школы «Образ» - первой общедоступной театральной школоы в России, создатель нового направления в области игровой психологии «Актерское мастерство для Жизин» и новой современной концепции развития человечества – Философии Игры.

Имеет два высших образования: актерское и психологическое.

Является ведущим мастером Театр-школы «Образ». Преподает на курсах актерского мастерства, проводит авторские тренинги по всей России, в том числе самый известный и популярный тренинг «Искусство жить».

 

 

Черняева Ирина Викторовна - руководитель Белгородского филиала Московской Театр-Школы «Образ»; педа­гог по актёрскому мастерству (актёрские тренинги по системе М. Чехова, К. Станиславского); преподаватель практиче­ской риторики, ведущий мастер актёрско-психологического тренинга «Искусство жить», голосовых и речевых тренин­гов; педагог по психотехникам (по управле­нию своим состоянием, повышения энергетики и проводимости нервной систе­мы); тренер по дыхательным техникам: дипломированный инструктор по тай­скому йога-массажу и оздорови­тельной гимнастике (Институт спортивной ивос­становительной медицины г Санкт-Петербург).

Режиссёр Белгородской Театр-Школы «Образ»

Режиссёрские работы Ирины Викторовны: А.П Чехов «Егерь» (главный приз второго ежегодного Московского театрального фестиваля миниатюр имени Михаила Чехова в номинации «Лучший коллектив» - март 2010 года); А Вам­пилов «Успех» (главный приз третьего ежегодного театрального фестиваля ми­ниатюр в Санкт-Петербурге в номинации «Лучшая мужская роль» - июнь 2010 года): А. Вампилов «Свидание»; М. Зощенко «Любовь»; Тэффи «Сватовство», «Джентльмен», «Кокаин» и др.; А.П. Чехов «Ведьма»; С. Есенин «Чёрный чело­век» (главный приз Южнороссийского театрального фестиваля в номинации «Лучшая мужская роль» - ноябрь 2010 года): А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (главный приз четвёртого ежегодного фестиваля Бурлеск-2011 в Санкт-Петербурге в номинации «Лучшая жен­ская роль» - июнь 2011 года).

 

«Из всех знаний самыми полезными

Являются те, которые дают нам

Правильные сведения о нас самих

И учат нас управлять собой»,

Аппий Клавдий (древнеримский поэт)

«Много знаний нужных и важных,

Но самое главное - КАК Ж И ТЬ?».

Лев Толстой

ВСТУПЛЕНИЕ

Мои родители, бабушка по отцовской линии работали в сфере образования, были преподавателями русского языка и литературы, как раньше говорили - учителями словесности. Я продолжила се­мейную традицию и стала педагогом. Постоянно размышляя о роли образования в современном обществе, я всегда мечтала внести в него свежее дыхание нового времени.

Чтобы будущее было хорошим, важно получить хорошее обра­зование. Система образования - важнейший механизм об­ществен­ного равновесия, главный демпфер, защищающий страну от потря­сений. Образование определяет будущее общества и страны.

Анализируя свой непростой, но очень интересный жизненный путь, житиедругих людей и опыт предшествующих по­колений, я всегда задавалась одним вопросом. Все родители любят своих де­тей, обеспокоенное государство заботится о подрас­тающем новом поколении, всё общество изо всех сил старается и работает в одном направлении - чтобы наши дети были счаст­ливыми. Каждый ребё­нок - это бесценный дар. Мы убеждены, что все дети - талантливы, все дети - творцы.

Но почему результат усилий и общества, и большинства роди­телей оказывается таким плачевным? Большинство людей в нашей стране несчастливы. Счастье для них - это редкие моменты в жиз­ни, подобные проблеску солнца в пасмурный хмурый день. Большинство людей не проявили себя ярко в своей профессиональной деятельности, не сделали важных открытий, не стали специалиста­ми мирового уровня. Подлинных успехов в науке, бизнесе, искусст­ве, спорте и прочих сферах добиваются лишь избранные. Все при­выкли к такому положению вещей, и никому не приходит в голову, что это не совсем нормально.

А ведь главный пункт назначения как образования, так и воспи­тания — благополучие, успех, любовь и радость каждого человека. Но горькая правда жизни заключается в том, что большинство лю­дей никогда не приходят к счастью: что бы они ни делали, сколько бы ни работали -всё равно почему-то остаются бедными, больны­ми, одинокими и унылыми. А ведь бедность и уныние непрестанно сеют вокруг себя беды и становятся постоянным источником про­блем для общества и страны в целом.

А может быть всё дело в том, что родители, педагоги, воспита­тели просто не обладают нужными и вполне определён­ными зна­ниями, сами не владеют элементарными техниками достижения желаемого? Они повторяют путь отцов, дедушек, бабушек, делают те же ошибки, наступая на одни и те же грабли.

«Если бы люди больше задумывались о том, что Знание есть Спасение, то не было бы и доли того чело­веческого страдания. Всё человеческое горе происходит от невежества».

Агни-Йога

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Будущее России, наши успехи зависят от об­разования и здоровья людей, от их стремления к самосо­вершенствованию и использования своих навыков и талантов.

В. В. Путин

 

Характерный признак нашего времени - пристальное, обост­рённое внимание к человеку, к его духовному миру, ко мно­гим че­ловеческим возможностям, увы, до сих пор не развивающимся в полной мере. Время великих, ошеломляющих откры­тий на всех фронтах науки говорит нам, что человек может делать гораздо больше того, что он делает, его организм - это чудо из чудес, его психика неисчерпаема, его знания способны безгранично совершенствоваться.

Законы развития личности всегда связаны с законами развития общества. Для государств, которые в наше время стано­вятся зако­нодателями мировых мод, ценна судьба каждого человека. Для го­сударств, обречённых на прозябание, безразличны все люди, кроме так называемых «денежных мешков». Мы любим свою Россию и должны уже давно всерьёз задуматься о револю­ции в области обра­зования.

Мы честно должны признать, что современные методы воспи­тания и передачи жизненного опыта, методы подготовки детей к реальной жизни несовершенны. Наверняка в будущем будут с ужа­сом изучать наши методы обучения детей. Но мы живём здесь и сейчас. Нам нужны знания о том. как жить, сегодня, в этот неповторимый миг нашей жизни.

Как можно спокойно смириться с тем, что незнание важнейших основ жизни заставляет нас проживать отпущенные нам годы без ощущения гордости за себя, радости, любви, удовлетворения? Из­вестный популяризатор идей инвестирования, автор бестселлера «Богатый папа, бедный папа» Роберт Кийосаки говорил, что глав­ное в образовании - чтобы оно дало возможность «гусенице пре­вратиться в бабочку», то есть, чтобы оно было способно изменить всю жизнь. Он отмечал, что образование, спо­собное изменить всю жизнь, должно произвести изменения в четырёх сферах - менталь­ной, эмоциональной, физической и духов­ной.

Традиционное же образование в основном сосредоточено на ментальном плане человека. Нас обучают таким важным умениям, как письмо, чтение, математика, их часто называют познаватель­ными. Мы так увлеклись процессом обучения, что забыли о глав­ном: цель образования и самообразования - не распухшая от ин­формации голова, а созидание счастливой жизни!

Л.Н. Толстой говорил, что в процессе образования важно не развитие, а цель развития - создание гармоничного цель­ного чело­века. Педагог уподобляется плохому ваятелю, если он, вместо того чтобы соскабливать лишнее, налепливает лишнее, раздувает, иска­жает. Если в школе ученик не научится творить, то и в жизни он бу­дет лишь копировать, подражать, вытворять.

Конечный продукт образования - человек совершенный и цело­стный, в котором присутствует полнота всех достоинств. Человек, умеющий жить!

В современной школе не открывают истины, от которых наше будущее зависит гораздо больше, чем от знания фактов, историче­ских дат и математических формул. Никто не объясняет, как стать счастливым. Не учат верить в себя, познавать себя, мечтать, лю­бить, определять свои истинные цели и автоматически их дости­гать, как найти своё предназначение. Почему среди множества «со­вершенно необходимых дисциплин» не находится места предмету, который мог бы называться «Жизневедение» или «Искусство жить»? Или курсом по обучению реальности? Уроков по созданию той жизни, которую мы желаем? Почему в наших школах нет тако­го предмета? Раз мы пришли на эту планету, разве нас не должны научить, как получить то, что принесёт радость?

«Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует».

Апьбер Камю (французский писатель и философ)

 

Обществу нужен счастливый человек, живущий в мире с собой, друзьями, семьёй, соседями, нашедший своё призвание, предназначение. Он передаст свой опыт восприятия жизни, и количество любви и счастья в мире увеличится.

Современная система образования не даёт целостного миро­восприятия, а только набор академических знаний, причём часто столь противоречивых, что их нельзя применить в жизни!

Уже многие эксперты пришли к выводу, что российская система среднего образования далека от идеальной. Отмечается, что в ин­формационном плане ученик развивается только до пятого класса. Опросы среди школьников и выпускников средних учебных заве­дений, проведённые АНО «НИИ психологии и развития способно­стей», показали, что элементарную информа­цию, которую даёт школа, ребята (даже из элитных гимназий и лицеев) усваивают мак­симум на 15-20%. И эти знания человек не может применить в ре­альной жизни. Такая информация не развивает мировоззрение ре­бёнка.

«Образование людей должно бы начинаться пословицами и заканчиваться мыслями».

Луций Аней Сенека

(римский философ-стоик, поэт

И государственный деятель)

 

Отсутствие целостности в обучении ведёт к «полузнаниям» и «полуобразованности». Ещё в 1826 году А.С. Пушкин в официаль­ной записке «О народном воспитании», составленной по просьбе Николая I, писал про «пагубную роскошь полузна­ний, коих начало есть порча нравов, а конец - погибель». Йохан Хейзинга в одной из своих работ «Человек и культура» вводит термин «полуобразованность» в качестве диагноза всей существующей системы образова­ния. «Полуобразованность» как диагноз вовсе не касается количе­ства знаний, она характеризует качество уже полученных знаний, главная особенность которых состоит в том, что знание оказывает­ся урезанным с двух сторон: оно без начала и без конца. То есть знание имеется у людей, прошед­ших процедуру «образования», но им неизвестны ни происхождение этого знания (история идей, тер­минов, авторства, культур­ного контекста), ни сфера применения (или неприменения) его. В результате знание оказывается в ситуа­ции полуправды - самой опасной формы лжи.

В истории образования на протяжении последних столетий идёт мутация: первоначально образование отделяется от воспита­ния, затем берется курс на овладение знаниями, этот курс приводит к «многознанию», при истощении многознания возникает новый феномен - «полузнание»; наконец, возникает глобальная индустрия «полу образованности», которая охватывает довузовское. вузовское и послевузовское образование. Механизм мутации образования А.С. Пушкину представлялся «в праздности ума», а Мартин Хайдеггер обращал внимание на развитие в системе образования «бол­товни».

Болтовня есть возможность понимать всё без предварительного усвоении сути. Болтовня возникает в пересказе. А пере­сказ, между прочим, есть основной способ трансляции знания в любом образо­вательном учреждении. Возможности печати придают болтовне но­вый импульс, и болтовня распространяется ещё и как писанина.

В писанину превращаются учебники, учебные программы, диссертации. научные монографии. Выходя за пределы об­разователь­ного учреждения, в болтовню и писанину превращаются литерату­ра и живопись, музыка и хореография, политика и религиозные воззрения. Благодаря сложившейся системе социализации болтовня и писанина становятся, говоря символиче­ским языком, спутниками образования, ею атрибутами и ипостасями.

И Мартин Хайдеггер, и Йохан Хейзинга были не просто вид­нейшими философами XX века, они оба имели опыт организаци­онной работы, оба занимали посты ректоров университетов, что, безусловно, требовало общественного выражения граж­данской по­зиции. Частично эта позиция сводилась к формуле, которую можно представить в следующем виде: болтовня, писанина и полуобразо­ванность - звенья одной пени, которой можно сковать нацию. «Оковы измученного человечества, — по выражению Ф. Кафки, - сделаны из канцелярской бумаги». И полуобразованность - это не мелочь, не случайный промах или недоработка; по­луобразован­ность - это болезнь, органическое поражение всего корпуса образо­вания. По словам И. Хейзинги, «Полуобразованный – смертельный враг личности. Благодаря своей численности и однородности, он душит в почве культуры семя индивидуальности».

В далёком прошлом стадное чувство помогало человеку вы­жить. Индивидуальная конкуренция в процессе эволюции была за­ме­нена на коллективное выживание, на коллективную конкурен­цию. Но для будущего прорыва в области образования коллектив­ная ус­редняющая культура биологического выживания просто гу­бительна. Мы же все разные, неповторимые и уникальные.

Во всём мире в школах готовят к тому, чтобы стать работником, обслуживающим машины, инженером, создающим машины или же менеджером, управляющим машинами. И наше образование на­правлено на изучение отношений «человек - машина», «человек - тех­нический прогресс», а не «человек - человек». Образование ос­новано на первобытной конкурентной системе ценностей, школь­ников готовят к борьбе за выживание, а не к интеграции и взаимо­пониманию. Нас никогда не учили и не учат жить сообща с други­ми людьми, принимать каждого человека таковым, какой он есть, к пониманию того, что все мы едины и являемся частью целого.

Большая часть информации, которую учащиеся получают в школах, приносит мало пользы. Конечно, навыки письма, счёта, чтения необходимы. Но духовное развитие человеку нужнее. Если мы хотим воспитать гармонично и всесторонне развитых людей, не­обходимо дать им возможность проявлять себя ещё в школе, под­стегивая их творческую фантазию, всемерно поощрять инициати­ву, свободу самовыражения. В большинстве наших образователь­ных учреждений вся идеология сводится только к воспитанию по­слушных детей, обезличенных по всем законам индустриального общества позапрошлого века. Оно оправдывает себя тем, что сис­теме поточного производства не нужны новаторы, не нужны нис­провергатели стандартов. Вместе с машинами человек получил унификацию мыслей и культуры, унификацию сознания.

Нынешняя система образования создана 200-300 лет назад. Она индустриально рабовладельческая. Ведь машины - это идеаль­ное средство получения прибыли, производства стандартных продуктов и товаров. Чтобы этот конвейер не останавливался, чтобы как-то его обслуживать, появилась соответствующая система образования.

Многие психологи рассматривают проблемы российского школьного образования в контексте кризиса техногенной ци­вили­зации. Базисными чертами кризиса, по их мнению, являются: «все­объемлющая» рациональность, породившая человека-функцию; смыслоутрата, представляющая собой логическое следствие разви­тия человека-функции; третьей чертой и одновре­менно результатом кризиса оказывается экзистенциальный вакуум.

В силу дезинтегрированности учебного плана, слабой мотива­ции (иногда и её отсутствия) познавательной деятельности учащих­ся можно предположить, что некоторые выпускники слабо осозна­ют связи между учебными предметами и явлениями быстро меняющеюся окружающего мира. И они испытывают трудности в прогнозировании событий и собственного поведе­ния, поскольку не приучены к поиску смысла человеческого существования и своего места в мире, не имеют программы инди­видуального развития. «Рыночная экономика», разделив человека на производителя, по­требителя и субъекта рынка, также ста­вит перед личностью и соци­альной сферой иногда трудноразрешимые проблемы.

Сегодня мир изменился. В конце XIX века главным критерием деловой активности были операции с сырьём. К 1940 году положе­ние изменилось, и главным показателем жизнеспособности стали операции с энергией. После 1996-1997 годов основ­ным критерием успеха всё больше становится информация (точнее, данные) и та­кой её вид, как знания - коллективная умст­венная энергия. Успех сегодняшнего предприятия зависит, прежде всего, от того, насколько оно в состоянии использовать ин­теллектуальный капитал: кадро­вый, организационный, потребительский.

Медленно, но верно мир переходит от экономики массового производства к экономике индивидуального заказа. Всё возрас­тающая динамичность мира, в котором человек живёт, заставляет быть не просто специалистом, а специалистом вечно переучиваю­щимся., постоянно осваивающим и создающим нечто новое.

Таким образом, процесс творчества становится естественной новой формой, нормой существования человека будущего, способом согласования с миром, причём не просто с обществом, в котором он сальная форма энергии. «Вначале было Слово». Слово - это символ, выражающий образ. Сейчас много говорят о том, что надо изме­нить отношение к слову. Слово - это божест­венный акт творения!

А слово рождает образ. Именно с помощью «мыслеобразов» мы создаём наш уникальный мир. Деньги, дома, дороги, от­ношения с людьми - всё это вначале было мыслью. Наша судьба - это наши мысли. Наша судьба - это наши ОБРАЗЫ!

В книге Владимира Мегре «Сотворение» есть главы, посвящён­ные науке Образности: «Жрецы создали тайную науку. Наукой об­разности называлось их ученье, науки все другие от неё произошли. Наука эта позволяет человеку мысль ускорять и образ­ами мыс­лить, весь космос сразу охватить и в микромир проникнуть, неви­димые, но живые образы- субстанции создать и управлять с их помощью большим сообществом людей. Наукой этой овладевшему не нужно формулы писать, чертить и созда­вать модели разные. В материю он мысленно способен проникать, в ядро, и атом расще­плять... Нет образа, а значит, вдохнове­нья нет, неясен путь, сию­минутна, хаотична жизнь».

В наших школах практически отсутствует направленность на развитие образного мышления, идет мощная загрузка ле­вого полу­шария. А ведь ребёнок строит модель мира, опираясь на образы, которые видит вокруг. Логическое мышление появляется позже. Неудивительно, что дети рассеяны, концентрация внимания слабая, так как научно установлено, что мгно­венное запоминание идет то­гда, когда есть Чувство, а чувства нет без Образов. Невозможно быть внимательным к тому, что не интересно.

В школах надо ввести уроки мечты и уроки визуализации.

Уолт Дисней говорил: «Вы можете добиться всего, о чём меч­таете». В судьбах всех богатых и успешных людей просле­живается одна закономерность - свой успех они всегда надумывали. Малень­кий мальчик родился в семье колхозника и получил профессию ли­тейщика. Но он мечтал подняться в небо и для этого начал зани­мался в аэроклубе. Через несколько лет он пер­вым взлетел к звёз­дам. Имя Юрия Гагарина знает весь мир. «Кто не мечтает о невоз­можном - не получает и самого малого...» Это уже научно под­тверждённый факт, что вера в будущее, в себя, оптимизм способны изменить направление развития не только отдельного человека, но и общества, и всего человечества.

А наше традиционное образование основано не на радостных образах и мечтах, а часто на эмоции страха перед ошибками, страха потерпеть неудачу, а ведь допускать ошибки - значит учиться! Мы учимся ездить на велосипеде, учимся ходить в дет­стве, падаем и поднимаемся, снова падая и поднимаясь. Но вероятно мы так и не научились бы ходить и ездить, если бы нас наказывали за падения и ставили плохие отметки.

Одной из величайших проблем, занимающих сегодня людей, является недостаток уверенности в себе. Это тоже последствия тра­диционного воспитания и образования. Вы можете повсюду встре­тить людей с глубоко сидящим чувством страха, отступаю­щих пе­ред требованиями жизни, страдающих от глубокого чувства своей никчёмности и незащищённости, сомневающихся в собственных силах. В глубине души они не доверяют своей способности брать на себя какую-либо ответственность или поль­зоваться благоприят­ными возможностями. Они всегда охвачены смутным страхом, что что-то идёт не совсем правильно. Они не верят в то, что та лич­ность, которой они хотят быть, находится в них самих, и поэтому довольствуются гораздо меньшим, чем могли бы иметь и уметь. Тысячи люден проползают по жизни на четвереньках, подавленные и полные страха. И в боль­шинстве случаев это всё родом из детства и периода формирования личности. Вот почему так много людей в нашем мире оста­ются «гусеницами, не сумевшими превратиться в бабочек».

Новое образование должно перестать быть миром страха - са­мой разрушительной для человека эмоции. Также всем из­вестно, что страхи, комплексы, стереотипы сознания - это основная причи­на для создания хронического стресса. При стрессе часть мозговых возможностей блокируется. Эти блоки формируют несовершенная система обучения, воспитания, различный негативный опыт. Эти блоки ограничивают свободу творческого мышления и нарушают нормальное течение всех жизнен­ных процессов в организме. Не потому ли у нас среди учащихся практически нет абсолютно здоро­вых?

К этому также можно добавить, что педагоги и родители мало знают о той роли, которую играет двигательное развитие ре­бёнка в его общем психическом развитии. Естественное состояние души ребёнка - движение. А в наших школах хотят и тре­буют, чтобы он сидел, смотрел, слушал и не двигался, то есть поощряются обездвиженное познание и «спокойное поведе­ние», А ведь движение _ заложено в нас самой природой! Около 650 мыши нашего тела должны двигаться, чтобы обеспе­чить жизнь тела и работу мозга. Движение также является источником радостного и непосредствен­ного познания, продвигает наше понимание и позволяет закрепить новый опыт. И стиль нашего воспитания и образования, ограничи­вающий движения ре­бёнка, по сути, тормозит самое важное для не­го - развитие.

Одна из проблем современного ребёнка-школьника - невоз­можность объединить интеллектуальные процессы с двига­тель­ными. Не случайно многие известные психологи и педагоги были единогласны в том, что интеллектуальное развитие человека на­прямую зависит от двигательного (Ж. Пиаже, М. Ибука, П.Ф. Лес-гафт, Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, М. Мон­тессори, Г. Гарднер и другие). Движение - это ключ к обучению!

Доктор нейрофизиологии Карла Ханнафорд в процессе науч­ных исследований доказала, что движение помогает встраи­вать и закреплять новый опыт и информацию на нейрофизиологическомуровне, в нейронных сетях. Движение жизненно не­обходимодля действий, с помощью которых мы реализуем и выражаем познан­ное своё «Я». Движение — это якорь мысли и ус­пешного учения. Не случайно сейчас более чем в тридцати странах мира развивается молодое направление науки и практики в области человекознания, основанное американскими авторами доктором Полом Деннисоном и Гейл Деннисон, - «Образователь­ная кинесиология». Оно предпо­лагает целостное воззрение на человека, на развитие личности и её опыта, на восстановление уникальных возможностей человека...

Только обучать надо правильным, эффективным и осознанным движениям (например, взятым из техник йоги, актёрского мастер­ства, телесно-ориентированной психологии), которые ведут к развитию мозга, к контролируемому поведению, к умению всегда управлять собой и своим состоянием.

Новое образование обязательно должно учить управлять со­бой!

«Нация, которая не может управлять собою, но отдаёт себя в рабство собственным вожде­лениям, будет порабощена другими хозяевами, которых она не выбирала, и будет служить им против своей воли».

Джон Мильтон (английский поэт)

«Какое правительство лучше? То, которое учит нас управлять собою».

Иоганн Вольфганг Гёте

Поверьте, пройдёт немного времени и станет просто неприлич­ным отсутствие навыка владеть собой с помощью хорошо изучен­ных и осознанных психотехник. Сегодня неприлично стало не уметь работать с компьютером, а завтра - не владеть психо­техни­ками!

«Величайшая потребность всего мира сегодня -это потребность е спокойном разуме. Во всех слоях общества, в городах и деревнях люди жаж­дут мира и спокойствия. Во все века человек пы­тался устано­вить мир силой, но это никогда не получалось, потому что истинный мир может возникнуть только изнутри».

Фредерик Бейлс «Основные принципы управления разумом»

Отличительная черта человека разумного — это его способность руководствоваться доводами рассудка и сознательно делать выбор, изменять убеждения, которые являются причиной эмоциональных расстройств. Также необходимо избавляться от про­шлых негатив­ных эмоций, которые разрушительно влияют на настоящее.

 

«Счастливая жизнь начинается со спокойст­вия ума».

Цицерон Марк Туллий(древнеримский политический деятель, оратор)

Слово «образование» (от лат. еduсаге - вытягивать) - это «уме­ние вытаскивать наружу». И оно должно вытащить из нас на­ружу уверенного, талантливого, гармоничного человека, если это образо­вание ПРАВИЛЬНОЕ.

В школах также пора начать преподавать ораторское искус­ство и риторику.

История показывает, что учение о речи (риторика) является по­казателем стиля жизни. Если риторикой пренебрегают, то об­щество стагнируется.

Философия языка - основание педагогики. От характера фило­софии языка зависит структура учебного предмета общего и специ­ального образования, так как языковые действия определяют со­держание и методику обучения в их объёме и качестве. Правильная речь - одна из основ культуры современного человека.

К сожалению, сегодня приходится констатировагь тот факт, что правильная речь постепенно теряет своё значение. Ей на смену приходит смесь иностранных слов, жаргонных выражений и неоло­гизмов, появление которых обусловлено техническим прогрессом и развитием науки. Современный человек не уделяет должного вни­мания развитию речевых навыков, а в школах формирование пра­вильной речи у детей отошло на задний план. Результат весьма плаченный: мы утрачиваем навыки речи, на которой говорили наши соотечественники ещё несколько десятков лет назад, демонстрируя исконную красоту русского языка.

В современном обществе множество людей причастны к реше­ниям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.д. В условиях возросших возможностей самоопре­деления личности устная речь приобретает особое значение. XXI век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, то есть та­ким, где ведущую роль будут играть культура, духовность, ут­верждающие достоинство и ценность человеческой личности.

Ораторское искусство имеет глубокие корни в гуманитарной традиции человечества. Сегодня спрос на риторические идеи, уме­ния огромен. Назрела необходимость во всеобщем риторическом образовании. Риторика требует осмысленного отноше­ния к речи. Сознательное отношение к слову поможет сделать человека здра­вомыслящим, способным ладить и договариваться с другими людьми.

Как отмечал Б. Шоу, государство - сообщество разумных инди­видов, наделённых «божественным даром членораздельной речи», и управляться оно должно с помощью разумных методов, которые основаны не на «команде», приказе, а на убеждении словом. Всякое руководство на любом участке в значительной мере вершится через общение, через контакты с людьми. С древ­нейших времён люди стремились понять, в чём секрет воздействия живого слова. Врож­дённый ли это дар или результат дли­тельного, кропотливого обуче­ния и самообразования? Ответ на многие вопросы дает особая нау­ка - риторика.

Недостатки классического образования ищущие люди пытают­ся восполнять самообразованием. Всё большую популярность при­обретают книги по психологии, психотренинги, эзотерические уче­ния. Этот процесс назвали «нейрологической революцией», о цепях которой хорошо сказал американский психолог и писатель Роберт Антон Уильсон: «Работа по интенсификации ума - это работа по достижению всех других наших здоровых и достойных целей».

Сегодня самое подходящее время для слома стереотипов. На­ступила Эра Водолея. По словам многих ясновидящих, предсказа­телей, - это эпоха глобального просветления человечества, наступ­ления квантового скачка в сознании. Именно сегодня мы начинаем понимать, как работает наше великое подсознание, которое, по сло­вам Джона Кехо, «может ВСЁ!» Подсознание - это творец всего, что с нами происходит. Это глубинный источник всех знаний Все­ленной. Оно знает, как устранить любое несчастье, вылечить бо­лезнь, ответить на любой вопрос. С наступлением новой эпохи произойдет переход нашего ума на высшую ступень сознания. Что такое подсознание? Мудрецы говорят, что это сопричастность знаниям Вселенной, способность разума видеть и понимать истину о самом себе и окружающем.

Мир, в котором мы живём, изменяется быстрее, чем мы сами. Чтобы выжить, надо уметь управлять разумом и эмоциями, а также развивать интуицию. Интуиция владеет большими возможностями оперирования информацией, чем сознание (сознание обрабатывает 102 единиц информации, а подсознание - 109, при этом владея большим её запасом).

Древние философы говорили, что интуиция - это вещь, которой владеют все, но пользуются немногие. Через интуицию человек по­знаёт больше, чем через иные пути познания. Мы много трудимся, чтобы познать мир через книги, лекции и т.п., однако через интуи­цию мы можем сократить путь и выйти непосредственно к перво­источнику. Информация - это внешние знания, а интуиция - внут­ренние. Я думаю, что будущее века Информации - в умении челове­ка получать интуитивные знания.

 

«Спроси меня, что ты хочешь узнать, затем жди терпеливо и внимательно наблюдай свои мысли. Не надо напрягаться или делать усилия, просто сиди в тишине и позволь моему Свету иг­рать с усталыми клетками мозга твоего поверх­ностного разума. Из глубины абсолютной тиши­ны и покоя голос интуиции возникнет, как музы­кальный звук, и ты безошибочно услышишь со­общение также ясно, как сообщение твоей совес­ти. Интуиция не только поможет тебе развить твоё творческое мышление, она будет для тебя источником истины, ты будешь знать, чему ве­рить, что ты хочешь делать, не задумываясь, откуда ты это знаешь».

Руби Нельсон - «Дверь в постижимое»

 

Томас Эдисон верил, что свои идеи он получает из какого-то внешнего источника. Как только в его голове появлялась интерес­ная идея, он говорил, что она висит в воздухе, и если он не в со­стоянии её обнаружить, то это сделает кто-то другой. Знаменитый композитор Франц Шуберт как-то сказал другу, что его творческий процесс сводится к «припоминанию мелодии», о которой он сам раньше не имел ни малейшего представления.

Интуитивному мышлению в современной психологии уделяется всё большее внимание - созданы новые области науки, занимаю­щиеся психологией творчества и психологией познания (креатив­ная и когнитивная психология).

Понимание процессов творчества становится ключевой зада­чей современной науки.

Меня когда-то потрясли слова Ошо:

 

«Человечество подошло к распутью. Мы жили жизнью одномерного человека, и она исчерпана. Теперь нам нужно более богатое трёхмерное че­ловеческое существо. Я называю это тремя «С»: первое - сознание, второе - сострадание, третье - созидание, творчество.

Сознание - это существо, сострадание - чув­ство, творчество - действие. В моём видении новый человек должен быть всеми тремя одно­временно.

Ты должен быть медитативным, как Будда, любящим, как Кришна, творческим, как Микеланд­жело или Леонардо да Винчи.

Одномерный человек доказал свою несостоя­тельность. Он не смог создать красивой земли, не смог трансформировать всё человечество, не смог поднять уровень сознания всего человече­ства.

Лишь немногие стали просветлёнными. Это больше нам не поможет. Нам нужно больше про­светлённых людей, просветлённых трёхмерно.

Вот моё определение нового человека».

Ошо - «Творчество»

 

Бхагаван Шри Раджниш (Ошо) был одним из самых образован­ных людей ушедшего века. Ошо мечтал о рождении нового челове­ка, в котором бы воплотились лучшие черты восточного и западно­ го менталитета, в котором было бы органичное сочетание образо­ванности с просветлением.

Говоря об одномерном существе, Ошо имел ввиду личность, ко­торая суха, которая холодна и не умеет любить. А логичность чело­века - это функция левого полушария головного мозга.

У нас есть два полушария. Левое полушарие - не творческое. Оно очень способно к техническим вещам, но в том, что касается творчества, бессильно. Оно может делать только то, что выучило, и делать это эффективно, но механически. Левое полушарие - это полушарие здравого смысла, логики, математики, расчёта, порядка, дисциплины, сообразительности, критики, анализа, сравнения, со­мнения. Левое полушарие отвечает за аналитическое и логическое мышление, а также за речь; позволяет оценивать события и явле­ния, т.е. делает мир понятным и предсказуемым.

Два полушария постоянно взаимодействуют друг с другом, но у каждого из нас одно является ведущим и подчиняет активность другого. Для большинства ведущим является именно левое полу­шарие. Такие люди склонны доверять лишь рациональным расчё­там, логике.

То, что функции полушарий различные, первым (около 150 лет назад) понял французский невролог Поль Брока - он и открыл в ле­вом полушарии центры, отвечающие за словесное мышление и речь. А век спустя американский нейрофизиолог Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за то, что доказал: мозг работает при совместном участии обоих полушарий, но «вклад» каждого из них различный.

Интересно, что в момент рождения у ребёнка начинает работать только правое полушарие, левое развивается постепенно, одновре­менно со способностью понимать речь и говорить самому.

 

«И вот тогда мы начинаем «учить» ребёнка - невольно, ненаучно... За века мы научились трюку, как перемещать энергию из правового полушария и запускать левое. Вот наше образовательное воспитание. С детского сада до университета именно этим и занимается всё наше обучение и образование. Это попытка разрушить правое по­лушарие и помочь левому. Где-то между 7 и 14 го­дами мы добиваемся успеха, и ребёнок убит, раз­рушен.

Все дети рождаются творцами, но мы им не позволяем. Немедленно начинаем их учить, как правильно, и они становятся роботами...».

Ошо

 

Если в первые месяцы жизни ребёнок растёт в гармоничной среде (физической, интеллектуальной, эмоциональной), правое по­лушарие успевает развиться достаточно для того, чтобы позже не быть «заблокированным» деятельностью левого.

В 2003 году американский нейропсихолог, автор книги «Управ­ляющий мозг - лобные доли. Лидерство и цивилизация» Элхон Голдберг доказал, что правое полушарие моментально и целостно воспринимает всю новую информацию, интуитивно устанавливая связи между фактами, а левое «не спеша», последовательно обра­батывает новое, выделяет причинно-следственные связи и система­тизирует факты. Оно как бы дробит картину мира на детали, анали­зирует их, последовательно перебирая то, что попадает в сферу на­шего восприятия



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.017 с.)