Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практикум легкого и успешного общения «игры на улице»↑ Стр 1 из 30Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Технологии знакомства. Контакт и его удержание. Развитие отношений и накопление связей.
Более подробная информация на сайте http://www.obraz-igra.ru/ и по тел. 8 985 205 17 25
Базаров Сергей Анатольевич – основатель и руководитель Театр-школы «Образ» - первой общедоступной театральной школоы в России, создатель нового направления в области игровой психологии «Актерское мастерство для Жизин» и новой современной концепции развития человечества – Философии Игры. Имеет два высших образования: актерское и психологическое. Является ведущим мастером Театр-школы «Образ». Преподает на курсах актерского мастерства, проводит авторские тренинги по всей России, в том числе самый известный и популярный тренинг «Искусство жить».
Черняева Ирина Викторовна - руководитель Белгородского филиала Московской Театр-Школы «Образ»; педагог по актёрскому мастерству (актёрские тренинги по системе М. Чехова, К. Станиславского); преподаватель практической риторики, ведущий мастер актёрско-психологического тренинга «Искусство жить», голосовых и речевых тренингов; педагог по психотехникам (по управлению своим состоянием, повышения энергетики и проводимости нервной системы); тренер по дыхательным техникам: дипломированный инструктор по тайскому йога-массажу и оздоровительной гимнастике (Институт спортивной ивосстановительной медицины г Санкт-Петербург). Режиссёр Белгородской Театр-Школы «Образ» Режиссёрские работы Ирины Викторовны: А.П Чехов «Егерь» (главный приз второго ежегодного Московского театрального фестиваля миниатюр имени Михаила Чехова в номинации «Лучший коллектив» - март 2010 года); А Вампилов «Успех» (главный приз третьего ежегодного театрального фестиваля миниатюр в Санкт-Петербурге в номинации «Лучшая мужская роль» - июнь 2010 года): А. Вампилов «Свидание»; М. Зощенко «Любовь»; Тэффи «Сватовство», «Джентльмен», «Кокаин» и др.; А.П. Чехов «Ведьма»; С. Есенин «Чёрный человек» (главный приз Южнороссийского театрального фестиваля в номинации «Лучшая мужская роль» - ноябрь 2010 года): А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (главный приз четвёртого ежегодного фестиваля Бурлеск-2011 в Санкт - Петербурге в номинации «Лучшая женская роль» - июнь 2011 года).
«Из всех знаний самыми полезными Являются те, которые дают нам Правильные сведения о нас самих И учат нас управлять собой», Аппий Клавдий (древнеримский поэт) «Много знаний нужных и важных, Но самое главное - КАК Ж И ТЬ?». Лев Толстой ВСТУПЛЕНИЕ Мои родители, бабушка по отцовской линии работали в сфере образования, были преподавателями русского языка и литературы, как раньше говорили - учителями словесности. Я продолжила семейную традицию и стала педагогом. Постоянно размышляя о роли образования в современном обществе, я всегда мечтала внести в него свежее дыхание нового времени. Чтобы будущее было хорошим, важно получить хорошее образование. Система образования - важнейший механизм общественного равновесия, главный демпфер, защищающий страну от потрясений. Образование определяет будущее общества и страны. Анализируя свой непростой, но очень интересный жизненный путь, житиедругих людей и опыт предшествующих поколений, я всегда задавалась одним вопросом. Все родители любят своих детей, обеспокоенное государство заботится о подрастающем новом поколении, всё общество изо всех сил старается и работает в одном направлении - чтобы наши дети были счастливыми. Каждый ребёнок - это бесценный дар. Мы убеждены, что все дети - талантливы, все дети - творцы. Но почему результат усилий и общества, и большинства родителей оказывается таким плачевным? Большинство людей в нашей стране несчастливы. Счастье для них - это редкие моменты в жизни, подобные проблеску солнца в пасмурный хмурый день. Большинство людей не проявили себя ярко в своей профессиональной деятельности, не сделали важных открытий, не стали специалистами мирового уровня. Подлинных успехов в науке, бизнесе, искусстве, спорте и прочих сферах добиваются лишь избранные. Все привыкли к такому положению вещей, и никому не приходит в голову, что это не совсем нормально. А ведь главный пункт назначения как образования, так и воспитания — благополучие, успех, любовь и радость каждого человека. Но горькая правда жизни заключается в том, что большинство людей никогда не приходят к счастью: что бы они ни делали, сколько бы ни работали -всё равно почему-то остаются бедными, больными, одинокими и унылыми. А ведь бедность и уныние непрестанно сеют вокруг себя беды и становятся постоянным источником проблем для общества и страны в целом. А может быть всё дело в том, что родители, педагоги, воспитатели просто не обладают нужными и вполне определёнными знаниями, сами не владеют элементарными техниками достижения желаемого? Они повторяют путь отцов, дедушек, бабушек, делают те же ошибки, наступая на одни и те же грабли. «Если бы люди больше задумывались о том, что Знание есть Спасение, то не было бы и доли того человеческого страдания. Всё человеческое горе происходит от невежества». Агни-Йога РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использования своих навыков и талантов. В. В. Путин
Характерный признак нашего времени - пристальное, обострённое внимание к человеку, к его духовному миру, ко многим человеческим возможностям, увы, до сих пор не развивающимся в полной мере. Время великих, ошеломляющих открытий на всех фронтах науки говорит нам, что человек может делать гораздо больше того, что он делает, его организм - это чудо из чудес, его психика неисчерпаема, его знания способны безгранично совершенствоваться. Законы развития личности всегда связаны с законами развития общества. Для государств, которые в наше время становятся законодателями мировых мод, ценна судьба каждого человека. Для государств, обречённых на прозябание, безразличны все люди, кроме так называемых «денежных мешков». Мы любим свою Россию и должны уже давно всерьёз задуматься о революции в области образования. Мы честно должны признать, что современные методы воспитания и передачи жизненного опыта, методы подготовки детей к реальной жизни несовершенны. Наверняка в будущем будут с ужасом изучать наши методы обучения детей. Но мы живём здесь и сейчас. Нам нужны знания о том. как жить, сегодня, в этот неповторимый миг нашей жизни. Как можно спокойно смириться с тем, что незнание важнейших основ жизни заставляет нас проживать отпущенные нам годы без ощущения гордости за себя, радости, любви, удовлетворения? Известный популяризатор идей инвестирования, автор бестселлера «Богатый папа, бедный папа» Роберт Кийосаки говорил, что главное в образовании - чтобы оно дало возможность «гусенице превратиться в бабочку», то есть, чтобы оно было способно изменить всю жизнь. Он отмечал, что образование, способное изменить всю жизнь, должно произвести изменения в четырёх сферах - ментальной, эмоциональной, физической и духовной. Традиционное же образование в основном сосредоточено на ментальном плане человека. Нас обучают таким важным умениям, как письмо, чтение, математика, их часто называют познавательными. Мы так увлеклись процессом обучения, что забыли о главном: цель образования и самообразования - не распухшая от информации голова, а созидание счастливой жизни! Л.Н. Толстой говорил, что в процессе образования важно не развитие, а цель развития - создание гармоничного цельного человека. Педагог уподобляется плохому ваятелю, если он, вместо того чтобы соскабливать лишнее, налепливает лишнее, раздувает, искажает. Если в школе ученик не научится творить, то и в жизни он будет лишь копировать, подражать, вытворять. Конечный продукт образования - человек совершенный и целостный, в котором присутствует полнота всех достоинств. Человек, умеющий жить! В современной школе не открывают истины, от которых наше будущее зависит гораздо больше, чем от знания фактов, исторических дат и математических формул. Никто не объясняет, как стать счастливым. Не учат верить в себя, познавать себя, мечтать, любить, определять свои истинные цели и автоматически их достигать, как найти своё предназначение. Почему среди множества «совершенно необходимых дисциплин» не находится места предмету, который мог бы называться «Жизневедение» или «Искусство жить»? Или курсом по обучению реальности? Уроков по созданию той жизни, которую мы желаем? Почему в наших школах нет такого предмета? Раз мы пришли на эту планету, разве нас не должны научить, как получить то, что принесёт радость? «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует». Апьбер Камю (французский писатель и философ)
Обществу нужен счастливый человек, живущий в мире с собой, друзьями, семьёй, соседями, нашедший своё призвание, предназначение. Он передаст свой опыт восприятия жизни, и количество любви и счастья в мире увеличится. Современная система образования не даёт целостного мировосприятия, а только набор академических знаний, причём часто столь противоречивых, что их нельзя применить в жизни! Уже многие эксперты пришли к выводу, что российская система среднего образования далека от идеальной. Отмечается, что в информационном плане ученик развивается только до пятого класса. Опросы среди школьников и выпускников средних учебных заведений, проведённые АНО «НИИ психологии и развития способностей», показали, что элементарную информацию, которую даёт школа, ребята (даже из элитных гимназий и лицеев) усваивают максимум на 15-20%. И эти знания человек не может применить в реальной жизни. Такая информация не развивает мировоззрение ребёнка. «Образование людей должно бы начинаться пословицами и заканчиваться мыслями». Луций Аней Сенека (римский философ-стоик, поэт И государственный деятель)
Отсутствие целостности в обучении ведёт к «полузнаниям» и «полуобразованности». Ещё в 1826 году А.С. Пушкин в официальной записке «О народном воспитании», составленной по просьбе Николая I, писал про «пагубную роскошь полузнаний, коих начало есть порча нравов, а конец - погибель». Йохан Хейзинга в одной из своих работ «Человек и культура» вводит термин «полуобразованность» в качестве диагноза всей существующей системы образования. «Полуобразованность» как диагноз вовсе не касается количества знаний, она характеризует качество уже полученных знаний, главная особенность которых состоит в том, что знание оказывается урезанным с двух сторон: оно без начала и без конца. То есть знание имеется у людей, прошедших процедуру «образования», но им неизвестны ни происхождение этого знания (история идей, терминов, авторства, культурного контекста), ни сфера применения (или неприменения) его. В результате знание оказывается в ситуации полуправды - самой опасной формы лжи. В истории образования на протяжении последних столетий идёт мутация: первоначально образование отделяется от воспитания, затем берется курс на овладение знаниями, этот курс приводит к «многознанию», при истощении многознания возникает новый феномен - «полузнание»; наконец, возникает глобальная индустрия «полу образованности», которая охватывает довузовское. вузовское и послевузовское образование. Механизм мутации образования А.С. Пушкину представлялся «в праздности ума», а Мартин Хайдеггер обращал внимание на развитие в системе образования «болтовни». Болтовня есть возможность понимать всё без предварительного усвоении сути. Болтовня возникает в пересказе. А пересказ, между прочим, есть основной способ трансляции знания в любом образовательном учреждении. Возможности печати придают болтовне новый импульс, и болтовня распространяется ещё и как писанина. В писанину превращаются учебники, учебные программы, диссертации. научные монографии. Выходя за пределы образовательного учреждения, в болтовню и писанину превращаются литература и живопись, музыка и хореография, политика и религиозные воззрения. Благодаря сложившейся системе социализации болтовня и писанина становятся, говоря символическим языком, спутниками образования, ею атрибутами и ипостасями. И Мартин Хайдеггер, и Йохан Хейзинга были не просто виднейшими философами XX века, они оба имели опыт организационной работы, оба занимали посты ректоров университетов, что, безусловно, требовало общественного выражения гражданской позиции. Частично эта позиция сводилась к формуле, которую можно представить в следующем виде: болтовня, писанина и полуобразованность - звенья одной пени, которой можно сковать нацию. «Оковы измученного человечества, — по выражению Ф. Кафки, - сделаны из канцелярской бумаги». И полуобразованность - это не мелочь, не случайный промах или недоработка; полуобразованность - это болезнь, органическое поражение всего корпуса образования. По словам И. Хейзинги, «Полуобразованный – смертельный враг личности. Благодаря своей численности и однородности, он душит в почве культуры семя индивидуальности». В далёком прошлом стадное чувство помогало человеку выжить. Индивидуальная конкуренция в процессе эволюции была заменена на коллективное выживание, на коллективную конкуренцию. Но для будущего прорыва в области образования коллективная усредняющая культура биологического выживания просто губительна. Мы же все разные, неповторимые и уникальные. Во всём мире в школах готовят к тому, чтобы стать работником, обслуживающим машины, инженером, создающим машины или же менеджером, управляющим машинами. И наше образование направлено на изучение отношений «человек - машина», «человек - технический прогресс», а не «человек - человек». Образование основано на первобытной конкурентной системе ценностей, школьников готовят к борьбе за выживание, а не к интеграции и взаимопониманию. Нас никогда не учили и не учат жить сообща с другими людьми, принимать каждого человека таковым, какой он есть, к пониманию того, что все мы едины и являемся частью целого. Большая часть информации, которую учащиеся получают в школах, приносит мало пользы. Конечно, навыки письма, счёта, чтения необходимы. Но духовное развитие человеку нужнее. Если мы хотим воспитать гармонично и всесторонне развитых людей, необходимо дать им возможность проявлять себя ещё в школе, подстегивая их творческую фантазию, всемерно поощрять инициативу, свободу самовыражения. В большинстве наших образовательных учреждений вся идеология сводится только к воспитанию послушных детей, обезличенных по всем законам индустриального общества позапрошлого века. Оно оправдывает себя тем, что системе поточного производства не нужны новаторы, не нужны ниспровергатели стандартов. Вместе с машинами человек получил унификацию мыслей и культуры, унификацию сознания. Нынешняя система образования создана 200-300 лет назад. Она индустриально рабовладельческая. Ведь машины - это идеальное средство получения прибыли, производства стандартных продуктов и товаров. Чтобы этот конвейер не останавливался, чтобы как-то его обслуживать, появилась соответствующая система образования. Многие психологи рассматривают проблемы российского школьного образования в контексте кризиса техногенной цивилизации. Базисными чертами кризиса, по их мнению, являются: «всеобъемлющая» рациональность, породившая человека-функцию; смыслоутрата, представляющая собой логическое следствие развития человека-функции; третьей чертой и одновременно результатом кризиса оказывается экзистенциальный вакуум. В силу дезинтегрированности учебного плана, слабой мотивации (иногда и её отсутствия) познавательной деятельности учащихся можно предположить, что некоторые выпускники слабо осознают связи между учебными предметами и явлениями быстро меняющеюся окружающего мира. И они испытывают трудности в прогнозировании событий и собственного поведения, поскольку не приучены к поиску смысла человеческого существования и своего места в мире, не имеют программы индивидуального развития. «Рыночная экономика», разделив человека на производителя, потребителя и субъекта рынка, также ставит перед личностью и социальной сферой иногда трудноразрешимые проблемы. Сегодня мир изменился. В конце XIX века главным критерием деловой активности были операции с сырьём. К 1940 году положение изменилось, и главным показателем жизнеспособности стали операции с энергией. После 1996-1997 годов основным критерием успеха всё больше становится информация (точнее, данные) и такой её вид, как знания - коллективная умственная энергия. Успех сегодняшнего предприятия зависит, прежде всего, от того, насколько оно в состоянии использовать интеллектуальный капитал: кадровый, организационный, потребительский. Медленно, но верно мир переходит от экономики массового производства к экономике индивидуального заказа. Всё возрастающая динамичность мира, в котором человек живёт, заставляет быть не просто специалистом, а специалистом вечно переучивающимся., постоянно осваивающим и создающим нечто новое. Таким образом, процесс творчества становится естественной новой формой, нормой существования человека будущего, способом согласования с миром, причём не просто с обществом, в котором он сальная форма энергии. «Вначале было Слово». Слово - это символ, выражающий образ. Сейчас много говорят о том, что надо изменить отношение к слову. Слово - это божественный акт творения! А слово рождает образ. Именно с помощью «мыслеобразов» мы создаём наш уникальный мир. Деньги, дома, дороги, отношения с людьми - всё это вначале было мыслью. Наша судьба - это наши мысли. Наша судьба - это наши ОБРАЗЫ! В книге Владимира Мегре «Сотворение» есть главы, посвящённые науке Образности: «Жрецы создали тайную науку. Наукой образности называлось их ученье, науки все другие от неё произошли. Наука эта позволяет человеку мысль ускорять и образами мыслить, весь космос сразу охватить и в микромир проникнуть, невидимые, но живые образы- субстанции создать и управлять с их помощью большим сообществом людей. Наукой этой овладевшему не нужно формулы писать, чертить и создавать модели разные. В материю он мысленно способен проникать, в ядро, и атом расщеплять... Нет образа, а значит, вдохновенья нет, неясен путь, сиюминутна, хаотична жизнь». В наших школах практически отсутствует направленность на развитие образного мышления, идет мощная загрузка левого полушария. А ведь ребёнок строит модель мира, опираясь на образы, которые видит вокруг. Логическое мышление появляется позже. Неудивительно, что дети рассеяны, концентрация внимания слабая, так как научно установлено, что мгновенное запоминание идет тогда, когда есть Чувство, а чувства нет без Образов. Невозможно быть внимательным к тому, что не интересно. В школах надо ввести уроки мечты и уроки визуализации. Уолт Дисней говорил: «Вы можете добиться всего, о чём мечтаете». В судьбах всех богатых и успешных людей прослеживается одна закономерность - свой успех они всегда надумывали. Маленький мальчик родился в семье колхозника и получил профессию литейщика. Но он мечтал подняться в небо и для этого начал занимался в аэроклубе. Через несколько лет он первым взлетел к звёздам. Имя Юрия Гагарина знает весь мир. «Кто не мечтает о невозможном - не получает и самого малого...» Это уже научно подтверждённый факт, что вера в будущее, в себя, оптимизм способны изменить направление развития не только отдельного человека, но и общества, и всего человечества. А наше традиционное образование основано не на радостных образах и мечтах, а часто на эмоции страха перед ошибками, страха потерпеть неудачу, а ведь допускать ошибки - значит учиться! Мы учимся ездить на велосипеде, учимся ходить в детстве, падаем и поднимаемся, снова падая и поднимаясь. Но вероятно мы так и не научились бы ходить и ездить, если бы нас наказывали за падения и ставили плохие отметки. Одной из величайших проблем, занимающих сегодня людей, является недостаток уверенности в себе. Это тоже последствия традиционного воспитания и образования. Вы можете повсюду встретить людей с глубоко сидящим чувством страха, отступающих перед требованиями жизни, страдающих от глубокого чувства своей никчёмности и незащищённости, сомневающихся в собственных силах. В глубине души они не доверяют своей способности брать на себя какую-либо ответственность или пользоваться благоприятными возможностями. Они всегда охвачены смутным страхом, что что-то идёт не совсем правильно. Они не верят в то, что та личность, которой они хотят быть, находится в них самих, и поэтому довольствуются гораздо меньшим, чем могли бы иметь и уметь. Тысячи люден проползают по жизни на четвереньках, подавленные и полные страха. И в большинстве случаев это всё родом из детства и периода формирования личности. Вот почему так много людей в нашем мире остаются «гусеницами, не сумевшими превратиться в бабочек». Новое образование должно перестать быть миром страха - самой разрушительной для человека эмоции. Также всем известно, что страхи, комплексы, стереотипы сознания - это основная причина для создания хронического стресса. При стрессе часть мозговых возможностей блокируется. Эти блоки формируют несовершенная система обучения, воспитания, различный негативный опыт. Эти блоки ограничивают свободу творческого мышления и нарушают нормальное течение всех жизненных процессов в организме. Не потому ли у нас среди учащихся практически нет абсолютно здоровых? К этому также можно добавить, что педагоги и родители мало знают о той роли, которую играет двигательное развитие ребёнка в его общем психическом развитии. Естественное состояние души ребёнка - движение. А в наших школах хотят и требуют, чтобы он сидел, смотрел, слушал и не двигался, то есть поощряются обездвиженное познание и «спокойное поведение», А ведь движение _ заложено в нас самой природой! Около 650 мыши нашего тела должны двигаться, чтобы обеспечить жизнь тела и работу мозга. Движение также является источником радостного и непосредственного познания, продвигает наше понимание и позволяет закрепить новый опыт. И стиль нашего воспитания и образования, ограничивающий движения ребёнка, по сути, тормозит самое важное для него - развитие. Одна из проблем современного ребёнка-школьника - невозможность объединить интеллектуальные процессы с двигательными. Не случайно многие известные психологи и педагоги были единогласны в том, что интеллектуальное развитие человека напрямую зависит от двигательного (Ж. Пиаже, М. Ибука, П.Ф. Лес-гафт, Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, М. Монтессори, Г. Гарднер и другие). Движение - это ключ к обучению! Доктор нейрофизиологии Карла Ханнафорд в процессе научных исследований доказала, что движение помогает встраивать и закреплять новый опыт и информацию на нейрофизиологическомуровне, в нейронных сетях. Движение жизненно необходимодля действий, с помощью которых мы реализуем и выражаем познанное своё «Я». Движение — это якорь мысли и успешного учения. Не случайно сейчас более чем в тридцати странах мира развивается молодое направление науки и практики в области человекознания, основанное американскими авторами доктором Полом Деннисоном и Гейл Деннисон, - «Образовательная кинесиология». Оно предполагает целостное воззрение на человека, на развитие личности и её опыта, на восстановление уникальных возможностей человека... Только обучать надо правильным, эффективным и осознанным движениям (например, взятым из техник йоги, актёрского мастерства, телесно-ориентированной психологии), которые ведут к развитию мозга, к контролируемому поведению, к умению всегда управлять собой и своим состоянием. Новое образование обязательно должно учить управлять собой! «Нация, которая не может управлять собою, но отдаёт себя в рабство собственным вожделениям, будет порабощена другими хозяевами, которых она не выбирала, и будет служить им против своей воли». Джон Мильтон (английский поэт) «Какое правительство лучше? То, которое учит нас управлять собою». Иоганн Вольфганг Гёте Поверьте, пройдёт немного времени и станет просто неприличным отсутствие навыка владеть собой с помощью хорошо изученных и осознанных психотехник. Сегодня неприлично стало не уметь работать с компьютером, а завтра - не владеть психотехниками! «Величайшая потребность всего мира сегодня -это потребность е спокойном разуме. Во всех слоях общества, в городах и деревнях люди жаждут мира и спокойствия. Во все века человек пытался установить мир силой, но это никогда не получалось, потому что истинный мир может возникнуть только изнутри». Фредерик Бейлс «Основные принципы управления разумом» Отличительная черта человека разумного — это его способность руководствоваться доводами рассудка и сознательно делать выбор, изменять убеждения, которые являются причиной эмоциональных расстройств. Также необходимо избавляться от прошлых негативных эмоций, которые разрушительно влияют на настоящее.
«Счастливая жизнь начинается со спокойствия ума». Цицерон Марк Туллий(древнеримский политический деятель, оратор) Слово «образование» (от лат. еduсаге - вытягивать) - это «умение вытаскивать наружу». И оно должно вытащить из нас наружу уверенного, талантливого, гармоничного человека, если это образование ПРАВИЛЬНОЕ. В школах также пора начать преподавать ораторское искусство и риторику. История показывает, что учение о речи (риторика) является показателем стиля жизни. Если риторикой пренебрегают, то общество стагнируется. Философия языка - основание педагогики. От характера философии языка зависит структура учебного предмета общего и специального образования, так как языковые действия определяют содержание и методику обучения в их объёме и качестве. Правильная речь - одна из основ культуры современного человека. К сожалению, сегодня приходится констатировагь тот факт, что правильная речь постепенно теряет своё значение. Ей на смену приходит смесь иностранных слов, жаргонных выражений и неологизмов, появление которых обусловлено техническим прогрессом и развитием науки. Современный человек не уделяет должного внимания развитию речевых навыков, а в школах формирование правильной речи у детей отошло на задний план. Результат весьма плаченный: мы утрачиваем навыки речи, на которой говорили наши соотечественники ещё несколько десятков лет назад, демонстрируя исконную красоту русского языка. В современном обществе множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.д. В условиях возросших возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение. XXI век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, то есть таким, где ведущую роль будут играть культура, духовность, утверждающие достоинство и ценность человеческой личности. Ораторское искусство имеет глубокие корни в гуманитарной традиции человечества. Сегодня спрос на риторические идеи, умения огромен. Назрела необходимость во всеобщем риторическом образовании. Риторика требует осмысленного отношения к речи. Сознательное отношение к слову поможет сделать человека здравомыслящим, способным ладить и договариваться с другими людьми. Как отмечал Б. Шоу, государство - сообщество разумных индивидов, наделённых «божественным даром членораздельной речи», и управляться оно должно с помощью разумных методов, которые основаны не на «команде», приказе, а на убеждении словом. Всякое руководство на любом участке в значительной мере вершится через общение, через контакты с людьми. С древнейших времён люди стремились понять, в чём секрет воздействия живого слова. Врождённый ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на многие вопросы дает особая наука - риторика. Недостатки классического образования ищущие люди пытаются восполнять самообразованием. Всё большую популярность приобретают книги по психологии, психотренинги, эзотерические учения. Этот процесс назвали «нейрологической революцией», о цепях которой хорошо сказал американский психолог и писатель Роберт Антон Уильсон: «Работа по интенсификации ума - это работа по достижению всех других наших здоровых и достойных целей». Сегодня самое подходящее время для слома стереотипов. Наступила Эра Водолея. По словам многих ясновидящих, предсказателей, - это эпоха глобального просветления человечества, наступления квантового скачка в сознании. Именно сегодня мы начинаем понимать, как работает наше великое подсознание, которое, по словам Джона Кехо, «может ВСЁ!» Подсознание - это творец всего, что с нами происходит. Это глубинный источник всех знаний Вселенной. Оно знает, как устранить любое несчастье, вылечить болезнь, ответить на любой вопрос. С наступлением новой эпохи произойдет переход нашего ума на высшую ступень сознания. Что такое подсознание? Мудрецы говорят, что это сопричастность знаниям Вселенной, способность разума видеть и понимать истину о самом себе и окружающем. Мир, в котором мы живём, изменяется быстрее, чем мы сами. Чтобы выжить, надо уметь управлять разумом и эмоциями, а также развивать интуицию. Интуиция владеет большими возможностями оперирования информацией, чем сознание (сознание обрабатывает 102 единиц информации, а подсознание - 109, при этом владея большим её запасом). Древние философы говорили, что интуиция - это вещь, которой владеют все, но пользуются немногие. Через интуицию человек познаёт больше, чем через иные пути познания. Мы много трудимся, чтобы познать мир через книги, лекции и т.п., однако через интуицию мы можем сократить путь и выйти непосредственно к первоисточнику. Информация - это внешние знания, а интуиция - внутренние. Я думаю, что будущее века Информации - в умении человека получать интуитивные знания.
«Спроси меня, что ты хочешь узнать, затем жди терпеливо и внимательно наблюдай свои мысли. Не надо напрягаться или делать усилия, просто сиди в тишине и позволь моему Свету играть с усталыми клетками мозга твоего поверхностного разума. Из глубины абсолютной тишины и покоя голос интуиции возникнет, как музыкальный звук, и ты безошибочно услышишь сообщение также ясно, как сообщение твоей совести. Интуиция не только поможет тебе развить твоё творческое мышление, она будет для тебя источником истины, ты будешь знать, чему верить, что ты хочешь делать, не задумываясь, откуда ты это знаешь». Руби Нельсон - «Дверь в постижимое»
Томас Эдисон верил, что свои идеи он получает из какого-то внешнего источника. Как только в его голове появлялась интересная идея, он говорил, что она висит в воздухе, и если он не в состоянии её обнаружить, то это сделает кто-то другой. Знаменитый композитор Франц Шуберт как-то сказал другу, что его творческий процесс сводится к «припоминанию мелодии», о которой он сам раньше не имел ни малейшего представления. Интуитивному мышлению в современной психологии уделяется всё большее внимание - созданы новые области науки, занимающиеся психологией творчества и психологией познания (креативная и когнитивная психология). Понимание процессов творчества становится ключевой задачей современной науки. Меня когда-то потрясли слова Ошо:
«Человечество подошло к распутью. Мы жили жизнью одномерного человека, и она исчерпана. Теперь нам нужно более богатое трёхмерное человеческое существо. Я называю это тремя «С»: первое - сознание, второе - сострадание, третье - созидание, творчество. Сознание - это существо, сострадание - чувство, творчество - действие. В моём видении новый человек должен быть всеми тремя одновременно. Ты должен быть медитативным, как Будда, любящим, как Кришна, творческим, как Микеланджело или Леонардо да Винчи. Одномерный человек доказал свою несостоятельность. Он не смог создать красивой земли, не смог трансформировать всё человечество, не смог поднять уровень сознания всего человечества. Лишь немногие стали просветлёнными. Это больше нам не поможет. Нам нужно больше просветлённых людей, просветлённых трёхмерно. Вот моё определение нового человека». Ошо - «Творчество»
Бхагаван Шри Раджниш (Ошо) был одним из самых образованных людей ушедшего века. Ошо мечтал о рождении нового человека, в котором бы воплотились лучшие черты восточного и западно го менталитета, в котором было бы органичное сочетание образованности с просветлением. Говоря об одномерном существе, Ошо имел ввиду личность, которая суха, которая холодна и не умеет любить. А логичность человека - это функция левого полушария головного мозга. У нас есть два полушария. Левое полушарие - не творческое. Оно очень способно к техническим вещам, но в том, что касается творчества, бессильно. Оно может делать только то, что выучило, и делать это эффективно, но механически. Левое полушарие - это полушарие здравого смысла, логики, математики, расчёта, порядка, дисциплины, сообразительности, критики, анализа, сравнения, сомнения. Левое полушарие отвечает за аналитическое и логическое мышление, а также за речь; позволяет оценивать события и явления, т.е. делает мир понятным и предсказуемым. Два полушария постоянно взаимодействуют друг с другом, но у каждого из нас одно является ведущим и подчиняет активность другого. Для большинства ведущим является именно левое полушарие. Такие люди склонны доверять лишь рациональным расчётам, логике. То, что функции полушарий различные, первым (около 150 лет назад) понял французский невролог Поль Брока - он и открыл в левом полушарии центры, отвечающие за словесное мышление и речь. А век спустя американский нейрофизиолог Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за то, что доказал: мозг работает при совместном участии обоих полушарий, но «вклад» каждого из них различный. Интересно, что в момент рождения у ребёнка начинает работать только правое полушарие, левое развивается постепенно, одновременно со способностью понимать речь и говорить самому.
«И вот тогда мы начинаем «учить» ребёнка - невольно, ненаучно... За века мы научились трюку, как перемещать энергию из правового полушария и запускать левое. Вот наше образовательное воспитание. С детского сада до университета именно этим и занимается всё наше обучение и образование. Это попытка разрушить правое полушарие и помочь левому. Где-то между 7 и 14 годами мы добиваемся успеха, и ребёнок убит, разрушен. Все дети рождаются творцами, но мы им не позволяем. Немедленно начинаем их учить, как правильно, и они становятся роботами...». Ошо
Если в первые месяцы жизни ребёнок растёт в гармоничной среде (физической, интеллектуальной, эмоциональной), правое полушарие успевает развиться достаточно для того, чтобы позже не быть «заблокированным» деятельностью левого. В 2003 году американский нейропсихолог, автор книги «Управляющий мозг - лобные доли. Лидерство и цивилизация» Элхон Голдберг доказал, что правое полушарие моментально и целостно воспринимает всю новую информацию, интуитивно устанавливая связи между фактами, а левое «не спеша», последовательно обрабатывает новое, выделяет причинно-следственные связи и систематизирует факты. Оно как бы дробит картину мира на детали, анализирует их, последовательно перебирая то, что попадает в сферу нашего восприятия
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.105 (0.024 с.) |