Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Речь – это «акт произнесения, естественное упражнение голосовых органов, произнесение слов или предложений, устное выражение мысли и чувства»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Оксфордский английский словарь Постановка голоса заключается прежде всего в развитии дыхания и звучания «тянущихся нот». Об этой «тянущейся ноте» К.С. Станиславский говорит решительно во всех трудах. «Если актёр не умеет рассказывать, не имеет голосовых данных, если нет бесконечной линии звука — тогда стих не выйдет. Если же эта линия есть, если резонатор здесь впереди, если само слово у вас звучит, тогда вы будете стих произносить просто и звучно». Основные свойства актёрского голоса – это диапазон, разнообразие, красота, чистота, сила, объём и, наконец, восприимчивость, которая ратифицирует все остальные, которые сами по себе «скучны» до тех пор, пока не начинают отражать диапазон чувств, разнообразие мышления, ясность воображения, эмоциональную силу, жажду общения. Если общение от внутреннего к внешнему откровенно правдиво, то энергия, питающая голосовые мышцы, созвучна энергии, порождаемой психикой. Когда содержание наполнено мощной энергией, оно может быть донесено более экономно и выявлено более правдиво. Сегодня не только актёру, но и каждому человеку необходимо работать над своим голосом. Он должен быть ярким, сочным, чётким, привлекать внимание. Прежде всего, важна сила звука, которая зависит от активной работы органов речевого аппарата. Работа с голосом и речью важна сегодня и актёру, и любому человеку. Речевые тренинги и занятия в школе «Образ» направлены на освобождение от психологических и физических зажимов в процессе использования голоса, что позволяет раскрыть его истинную природу и расширить технические возможности. В книге «Моя жизнь в искусстве» К. Станиславский говорит: «...Для того, чтобы дать голосом красивый, благородный и музыкальный звук, тянущуюся ноту, о которой я мечтал для драматического артиста, нужна большая, трудная и долгая предварительная работа по постановке и упражнению голоса». Человеческий голос – это в своём роде уникальное явление и как акустический феномен, и как анатомо-физиологическое действие, а также в силу своего социального значения. Голос столь же уникален, как отпечатки пальцев или строение сетчатки глаза. По голосу судят о характере человека. Известно, что общее впечатление о человеке на 55% зависит от мимики и языка тела, на 38% – от голоса и только на 7% – от того, что этот человек говорит. С социальной точки зрения голос является не только средством информации и общения между людьми, но и ценным капиталом, если профессиональная деятельность связана с использованием голоса (например, у певцов, артистов разговорного жанра, конферансье, пародистов-звукоподражателей, дикторов радио и телевидения и т.д.), а также своеобразным «орудием производства» (у учителей школ, преподавателей институтов и университетов, лекторов, ораторов, экскурсоводов, диспетчеров, телефонисток справочной службы и людей многих других профессий). Голос означает также и мнение: отдавать голос, голосовать, соглашаться, гласность, негласно и т.д. В немецком языке от слова stimme (голос) происходит слово Stimmund (настроение). От латинского глагола sonare (звучать) происходит слово persona – маска, которая в античные времена закрывала лицо актёра. Её меняли в течение спектакля в зависимости от характера персонажа. Впоследствии слово persona приобрело значение персоны – человеческого индивидуума. Кто-то однажды назвал голос «вторым лицом», и действительно, голос может так же много рассказать о нас самих, как и лицо. Мы забываем, что при знакомстве первое впечатление определяется внешним видом, но затем, когда начинается разговор, голос становится важнее. Голос наиболее полно раскрывает характер, настроение и даже душевные свойства человека. * * * Издревле сохранились теории о силе звука, как воспроизводящей, так и разрушающей. Так, например, многие сотни лет назад зародилось представление о первичности звука в созидании сущего, о некоей вибрации, «звуке, который создал мир». Звуки могут проходить через любое вещество, сдвигать молекулы и реорганизовывать реальности. Звук обладает способностью самоусиления и выходит за пределы своих первоначальных возможностей. Он удваивает и утраивает свою силу, развиваясь из самого себя. Звук сам по себе поднимает многие энергии. Более того, звук создаёт стоячую колоннообразную волну, накладывая одни частоты на другие. Данная энергия может быть направлена на что угодно. Вы читали о том, как были разрушены стены города Иерихона? Люди, собравшиеся вокруг Иерихона, создали стоячую волну звука. Волна вобрала в себя так много энергии, что в результате разрушила стены города. В древних войнах объединённый и концентрированный выкрик просил богов сопровождать войско в битве. Воины также могли использовать подобного рода звук, чтобы победить своих противников, создавая колоннообразную стоячую волну. Некоторые очень боятся звука, боятся порой звука собственного голоса, когда необходимо чётко высказать своё намерение. В нашей клеточной памяти хранятся воспоминания о том, чего возможно достичь при помощи звука. Звук может связывать нас с теми областями и реальностями сознания, с которыми нас не может соединить логика. Звук, который производит человек, – это вибрация, буквально насыщенная энергией чувств, энергией воли, энергией мысли и энергией духа. Воспроизводимый человеком звук немедленно будит какую-то энергию, будит действенно и мощно. И эти мощные процессы происходят как вне, так и внутри самого человека. То есть со звуком связаны огромные возможности воздействия на человеческий организм. Вот почему нам так важно научиться управлять его мощнейшими возможностями. Красивый и сильный голос сидит глубоко внутри Вас и ждёт, пока Вы начнёте его использовать. Каждый может улучшить свой голос, независимо от возраста, пола и предварительных навыков и знаний. КОМУ НУЖНО сегодня УМЕТЬ ВЛАДЕТЬ ГОЛОСОМ? Каков круг профессиональной деятельности, где владение голосом и сейчас является навыком первостепенной важности? Это – все виды преподавания, лекторства, тренерства, коучинга; деятельность топ-менеджеров, управление компаниями, руководство персоналом; все виды продаж, реклама; политика, общественная деятельность; переговоры, выступления в суде; психологическое консультирование; продюсирование и менеджмент в шоу-бизнесе; артистическая деятельность. То есть в «сферу влияния голоса» входит большинство профессий, востребованных сегодня и имеющих большие перспективы в будущем. Голосовой аппарат становится для многих людей одним из главных инструментов трудовой деятельности. Сознание того, что у Вас хороший голос, придаст Вам силу, уверенность, и даст возможность легко раскрывать перед собой новые перспективы жизненного успеха. Голос – это наш природный инструмент, изначально являющийся частью нашего тела. Все музыкальные инструменты построены по образу человеческого тела. Не только мышцы речевого и дыхательного аппарата, но и всё тело должно быть «включено», находиться в состоянии собранности-готовности для того, чтобы голос звучал полноценно. Упругие расслабленные мышцы нашего тела, кости хорошо проводят звук и нервные импульсы, превращают наше тело в звучащую «деку». А дряблые или напряжённые мышцы поглощают звуковые вибрации, обедняют голос и человека. И голос становится таким же слабым, как голос музыкального инструмента, лишённого резонаторного ящика. В процессе общения голос часто сталкивается с препятствиями, которые не дают ему прозвучать естественно. Большинство людей потеряли способность (а возможно, и желание) вести себя непосредственно (исключение – моменты, выходящие из-под контроля: сильная боль, страх, экстаз). Рефлекторный ответ на возбуждения вытесняется по мере нашего взросления в результате влияния родителей или учителей, затем друзей, социума, и т.д. (достаточно вспомнить, как нас учили вести себя на людях: «сидеть тихо», «не кричать» и прочее). Так называемые «зажимы» голоса прежде всего психологические, но начать их «разжимать» можно и с другого конца, освобождая тело. У человека есть две мышечные системы. Внешняя (поперечно-полосатая), которая отвечает за работу внешних органов (рук, ног, брюшного пресса, языка и т.п.), и внутренняя (гладкая), которая отвечает за работу внутренних органов. Голос – это уникальное явление: он может звучать под воздействием как внутренней, так и внешней мышечных систем. Только за счёт внешних мышц голос никогда не будет звучать настолько естественно, как с участием внутренней мускулатуры. Работа внутренних мышц не контролируется нашим сознанием и связана напрямую с психикой. Поэтому, когда мы расслаблены, наполнены чувствами и образами, внутренние мышцы создают красивый звук голоса автоматически. Поэтому, чтобы возродить свой красивый и уникальный природный голос, нужно максимально расслабить внешние мышцы, не участвующие в голосообразовании, и дать работать внутренним. Научившись управлять голосовой и дыхательной мускулатурой, приводить тело, мысли и чувства в рабочее состояние, мы можем быть спокойными за качество нашего голоса в любой ситуации, во время важной встречи или ответственного выступления.
«Нас убеждают не аргументы, которые можно проанализировать, а тон и темперамент, манера речи, то есть сам человек». Сэмюэль Батлер Отрицательные факторы и их влияние на голос: 1.Закрепощённое дыхание. Сильное эмоциональное волнение закрепощает дыхательную систему. Часто напряжение ощущается в верхней части живота, под солнечным сплетением. Диафрагма в этом случае практически не работает. Контроль дыхания со стороны большой мускулатуры, который сводит на нет связь между эмоцией и дыханием. 2. Поверхностное, или слабое дыхание. Слабое дыхание возникает вследствие отсутствия специальной тренировки, а также общей ослабленности организма. Свободному дыханию также препятствуют страх раскрепоститься. 3. Напряжённые связки, гортань. Если дыхание не свободно или ослаблено, то его работу на себя берут тонкие мышцы гортани. Однако они перенапрягаются и расстраивают работу связок. Особенно, когда приходится говорить громко. Подобные перенапряжения могут вызвать хрип, сип, а также более серьёзные последствия, такие, как несмыкание связок. 4. Блокированные резонаторы. Напряжение гортани блокирует связь с грудным резонатором, вследствие этого голос лишается низких обертонов и звучит пискляво, препятствуя звучанию в грудном резонаторе. Напряжение корня языка, мягкого нёба, лица и шеи мешает свободному использованию носового и головного резонаторов, препятствуя звучанию в среднем и верхнем регистрах. 5. Закрепощённые артикуляционные органы (нижняя челюсть, язык, губы). Напряжение в нижней челюсти, губах, вызванное плохой работой дыхательной системы, может стать причиной смазанного, нечёткого произношения звуков. Вялые артикуляционные органы также вызывают невнятное произношение и искажённое звучание. Вялость и инертность возникают из-за отсутствия достаточных нагрузок на речевой аппарат, а именно отсутствие привычки говорить чётко. Когда дыхание несвободно и не может подкрепить звучание, язык пытается компенсировать эту недостаточность и его артикуляционные способности ухудшаются. Для того чтобы все слова могли быть сформированы в небольшом пространстве рта, артикуляционные мышцы должны совершать свою работу с энергией, педантичностью и согласованностью. 6. Неправильная осанка (впалая грудь, затрудняющая работу межрёберных мышц при дыхании или согнутая спина, которая мешает свободной работе диафрагмы); Мышечные зажимы в теле. ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ Мы говорили, что человеческий голос – «живой музыкальный инструмент», во много раз более сложный, чем скрипка или фортепиано, хрупкий, капризный и подчиняется не только музыкальным, но ещё и физиологическим законам. Для того чтобы «играть» на нём, нужно знать хотя бы основные его «технические свойства». У людей очень индивидуальные анатомические, физиологические и психологические свойства организма, а отсюда и неповторимость звучания каждого голоса, его тембр, сила, выносливость и другие качества. Сегодня строение речевого и голосового аппарата человека считается полностью изученным. Оно позволило не только понять, каким образом происходит формирование звуков, но и исследовать возможные проблемы и нарушения речевого аппарата, а также найти пути их устранения. Схема, демонстрирующая механизм работы голоса: а) серии импульсов зарождаются в двигательной части коры головного мозга и через нервные окончания участвуют в формировании речи; б) движение импульсов регулируется таким образом, чтобы по прибытии их в соответствующие участки тела обеспечить их координированную деятельность; в) часть глотки открывается, дыхательные мышцы вдоха сокращаются, давление в области грудной клетки понижается, воздух относительно свободно проникает в лёгкие; г) когда в лёгких наберётся воздух в достаточном количестве, мышцы живота и грудной клетки выталкивают воздух обратно через участок звукового канала горла, рта и носа; д) голосовые складки частично закрывают глотку, препятствуя потоку воздуха, его выходу; е) пластичные голосовые складки начинают вибрировать, когда между ними проходит воздух; ж) эти вибрации расслаивают выходящий поток воздуха, который порывами проходит через звуковой канал; з) эти порывы приводят в движение воздух в резонаторных полостях рта и носа, формируя звук в звуковом канале; и) форма, объем, степень открытости резонатора определяют обертонное качество звука, в то время как высота звука зависит от темпа, в котором вибрируют голосовые складки; к) есть два типа резонирования: первый придаёт форму и окраску голосу, не преобразованному в речь, во втором случае звук претерпевает изменения, приспосабливаясь к речи. Первый тип звучания присущ человеку от природы. Второй – тесно связан с речью. Усилия, необходимые для перехода от первого типа ко второму, а также движения, которые эти усилия вызывают, мы называем артикуляцией. Голосовой аппарат – это живой акустический прибор, следовательно, кроме физиологических законов он подчиняется ещё и всем законам акустики и механики. Интересно, что полости в передней части черепной коробки человека полностью соответствуют по своему назначению акустическим сосудам, замурованным в древнеримских амфитеатрах, и выполняют те же функции природных резонаторов. Человеческий голос рождается в груди, в нижнем конце дыхательного горла, посредством задней перепонки, соединяющей его хрящевые кольца. В этом была главная тайна Ф.И. Шаляпина. Он говорил, что надо научиться отключать горло от голоса, сделать его только проводником. Это умеют делать некоторые драматические артисты. Шаляпин, например, учился у Ю.М. Юрьева. Кудесники из трахеи и гортани создают как бы трубу, раструб, нижняя часть которого – источник звука. Недаром те, кто наблюдали поющего Шаляпина, не могли отделаться от представления об «огромном поющем раструбе». О раскрытии второго секрета настройки голоса – малом дыхании – стоит рассказать также в связи с Ф. Шаляпиным. В своём творчестве он использовал два секрета настройки голоса. Трубу трахеи надо подкачивать малыми порциями воздуха. Но ею ещё надо научиться управлять! Иначе певец будет реветь, как бык, или визжать, точно его режут, но слушать будет невозможно. Душа голоса – это интонация или, если хотите, не звук, а смысл звука. «В правильности интонации, слова и фразы – вся сила пения», – считал Шаляпин. Так он соединял искусство вокала и актёрское искусство. Вибрации природного голоса пронизывают организм от макушки до пят, усиливая жизненные процессы внутренних органов и систем. Звуковыми вибрациями лечили ещё Пифагор и Парацельс. Феномен Шаляпина объясняется просто: для начала надо расслабиться, втянуть живот и сделать малое дыхание. Диафрагму при пении задействовать не надо. Шаляпин даже носил специальный бандаж, фиксирующий живот. Однажды, не удержавшись, он съел пять тарелок лапши и отменил концерт, так как не смог подтянуть живот как надо. «Петь надо не связками, а трахеями. Человеческий голос рождается глубоко в груди, в нижнем конце дыхательного горла, а связки лишь отшлифовывают его», – говорил Шаляпин. Механизм правильного голосообразования строится также на максимальном использовании резонирования. Умелое использование законов резонанса позволяет достичь огромной силы звука, до 120–130 дБ, поразительной неутомимости и сверх этого – обеспечивает богатство обертонового состава, индивидуальность и красоту голоса. Гортань – орган, где происходит зарождение голоса. Она расположена по средней линии шеи, в переднем её отделе, и представляет собой трубку, верхнее отверстие которой открывается в полости глотки, а нижнее непосредственно продолжается в трахею. Гортань выполняет тройную функцию (дыхательную, защитную, голосовую) и имеет сложное строение. Мышцы глотки целиком подчинены нашему сознанию. Любое упругое тело в состоянии колебания приводит в движение частицы окружающего воздуха, из которых образуются звуковые волны. Эти волны, распространяясь в пространстве, воспринимаются нашим ухом как звук. Так образуется звук в окружающей нас природе. В человеческом организме таким упругим телом являются голосовые складки. Ротовая полость – это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от «архитектуры» которого зависит качество звука. Надо запомнить «основное положение» голосового аппарата для создания качественного звучания голоса. Рот хорошо раскрыт в вертикальном направлении, губы принимают форму, приближающуюся к форме буквы «О» (для лучшего использования резонирующих полостей лицевого костяка, при котором собранная форма рта не допускает рассеяния звука и образует нечто вроде рупора, направляющего звук в соответствующие близлежащие резонаторы); язык лежит плоско, касаясь кончиком нижних передних зубов, при опущенном корне (как бы на зевке, нёбная занавеска, или маленький язычок, слегка приподнята (этим самым устраняется носовой, гнусавый оттенок голоса, являющийся обычно результатом опускания маленького язычка, кроме того, это даёт возможность полнее использовать твёрдое нёбо в качестве резонатора); глотка слегка расширена (как при начале зевка); слегка расширенное положение глотки избавляет звук от горлового, сдавленного характера звучания, являющегося как раз следствием сжатости и напряжённости глотки, гортань опущена, грудная клетка слегка расширена и наполнена некоторым запасом воздуха, однако лёгкие не должны быть переполнены воздухом. Все эти положения, способствующие естественному и незатруднительному звукотечению, называются основным положением голосового аппарата при правильном звукотечении, так как в каждом из этих положений заключаются элементы, обеспечивающие звуку свободное естественное прохождение из гортани к резонаторам. Усвоение «основного положения» речевого аппарата – лишь предварительная ступень к дальнейшей работе над голосом. Приступать к работе над звуком полностью, то есть к развитию его силы, звучности, объёма и гибкости, нельзя, не проверив предварительно самоё звучание, его правильную устремлённость и правильное резонирование. Это необходимо для того, чтобы с первых же шагов приучиться пользоваться звуком, не напрягая связок, а, исходя из «основного положения», направлять звук легко и непосредственно в близлежащие резонаторы (зубы, нёбо, лицевой костяк). Для этой цели рекомендуется первоначально пользоваться сонорными согласными [м, н, л], создающими наиболее естественные условия для резонирования звука в силу того, что они образуются ближе всего к резонирующим полостям.
Резонаторы
Резонаторы – это полости, способные создавать явление резонанса, то есть ответное звучание на тот или иной звук и его высоту. Маленькие полости резонируют на высокие звуки, большие – на низкие. Самый лучший резонатор – это кость. Хорошими резонаторами являются хрящи, а также мышцы в тонусе. Вялые же, мясистые, не сопротивляющиеся их участки будут только глушить и «впитывать» вибрации, как бархат или губка. Голос находит подходящие резонаторы, где существуют явные впадины и пустые туннели. Горло, рот, нос, грудная клетка, скулы, челюсти, гайморовы полости, череп, хрящи глотки и позвоночник – содействуют резонации. Резонанс звука, зависящий от природных условий, существующих в организме, не поддаётся нашему управлению. Мы лишь можем воспитать в себе навык пользоваться природными усилителями, различая на слух окраску тона, происходящую от вибрации голоса в той или иной резонансной полости. Резонаторные зоны можно условно разделить на три группы: верхние, средние и нижние. В верхних (верхняя часть черепа, лоб) отражаются в основном высокие тоны голоса. Средние (нос, рот) – соответственно средние тоны. Нижние (грудь, спина) – нижние тоны нашего голоса. Полноценное, одновременное участие всех групп резонаторов в речи создаёт полноценное, «объёмное звучание» голоса. Грудной резонанс тренируют звуки хаааа-хаааа-хаааа. Ротовой резонанс – ха-ха-ха. Зубной резонанс – хии-хии-хии. Чем выше концентрация звуковых волн в том или ином резонаторе, тем больше в тембре того или иного обертона «краски». Чем больше резонаторов одновременно включено в работу, тем богаче тембр голоса и тем выше его способность к «модуляциям», т.е. движениям по тону вверх и вниз. Кроме того, хорошо развитые резонаторные ощущения являются помощниками слуха в определении качества звучания. В результате головного резонирования голос обретает «полётность», собранность, «металл». Эти резонаторы являются индикаторами (указателями) правильного голосообразования. Чувство головного резонатора называют «чувством переносицы», считают, что это «обеспечивает собранность звука, его высокую позицию». Головные резонаторы дают голосу тембр и окраску звука. Но увлечение только головным резонированием постепенно может привести к зажатию голоса, к «обуженному» звучанию, к потере органичности звука. Актёр начинает говорить «только верхушками», как говорят в практике. Грудным резонатором является воздух, заключённый в трахее, бронхах. Грудной резонатор (трахеи, бронхи, лёгкие, наполненные воздухом) даёт звуку главным образом силу. Грудное резонирование также сообщает звуку полноту и объёмность звучания. Злоупотребление грудным резонированием затяжеляет голос, обостряет регистровые переходы, затрудняет движение голоса кверху. Голос теряет гибкость, полётность всё больше и больше, начинает покачиваться и детонировать. Резонаторы усиливают звук, дают ему качественное звучание. Поэтому при обучении говорится о необходимости говорить или петь в маску лица – пользоваться головными резонаторами, петь и говорить на дыхательной опоре – подключать грудные резонаторы. Итальянский педагог Э. Барра писал: «У нас в пении нет никаких секретов и никаких других возможностей в голосе, кроме резонанса... Потеряв резонанс, перестаёшь быть певцом, резонанс обеспечивает яркость, полётность голоса, его неутомимость, долговечность». Всё это относится и к речи актёра. Итак, чтобы обогатить тембр голоса (облагородить его, усилить), увеличить гибкость голоса, а также контролировать качество звучания голоса, необходимо воспитывать сильные вибрационные ощущения в резонаторных зонах, которые должны работать одновременно. Для «включения» в работу резонаторов используется вибрационный массаж (самомассаж).
Вибрационный массаж Делается энергичным постукиванием кончиками пальцев по телу и лицу. Тем самым активизируется работа нервных окончаний, заложенных в глубине кожного покрова, расширяются кровеносные сосуды, оказывая благотворное влияние на нервную и другие системы организма, улучшая тонус мышц и всего тела. Во время проведения такого массажа включается верхняя резонаторная система, которая передаёт голосу полётность, и нижняя резонаторная система, дающая тембральную окраску голоса. Техника вибрационного массажа: Стоя или сидя энергично постукивать пальцами обеих рук: – по лбу с произнесением звука [м] (мычание); – по крыльям носа с произнесением звука [м]; – по верхней губе с произнесением звука [в]; – по нижней губе с произнесением звука [з]; – по верхней части груди с произнесением звука [ж]; – по нижним боковым частям грудной клетки справа и слева с произнесением звука [м]; – по спине справа и слева, сзади в области поясницы и по направлению к лопаткам с произнесением звука [м]. – на закрытом звуке [ом-м-м] (мычании) постукиваем подушечками пальцев по губам, крылышкам носа, лбу, щекам, подбородку, голове. Кулачками – по груди, воротниковой части, вдоль по позвоночнику, пояснице, брюшине и паху. После вибрационного массажа надо сделать 5–10 спокойных вдохов и выдохов и перейти к упражнениям по артикуляции и технике речи. Упражнение. Чтобы узнать, откуда исходит голос, положите три пальца на переносицу, а ладонь другой руки – на грудь. Скажите что-нибудь. Вы почувствуете вибрацию в области носа или в области груди. Теперь положите одну руку на горло, а другую под нижнюю челюсть. Скажите ещё что-нибудь и попытайтесь понять, есть ли резонанс в задней части глотки. Скажите «а-а-а-а» и определите, есть ли вибрация в груди. Есть только три звука, которые произносятся гнусаво и могут проходить через нос: [м], [н] и сочетание [нр]. Если вы скажете: «мама мыла Маню» или «пинг-понг», то услышите начальный резонанс. Все прочие звуки не должны проходить через нос. Вы не должны чувствовать вибрацию в носу. Если вы скажете «чух-чух», вибрация должна быть в груди и в горле. При произнесении слова «ура» резонанс должен ощущаться в груди. Упражнения: 1. Приняв «основное положение» голосового аппарата, но только при сомкнутых губах и разомкнутых челюстях (как при сдержанном зевке), нужно протяжно произнести сначала один лишь звук «м-ммм», который должен быть донесён до близлежащих резонаторов при абсолютном отсутствии напряжения горла. Найдя при этом высоту звука, наиболее удобную для выполняющего упражнение, нужно предложить ему повторить несколько раз звук [м], закрепив, в конце концов, наиболее свободное его звучание. 2. Проверка правильного направления звука не ограничивается произнесением одних лишь согласных. Если вы уверены в положительном результате первого упражнения, следует переходить к проверке правильного звукотечения и на гласных звуках, соединив каждый из них со звуком [м]. Получается таблица гласных, произносимых в этом случае с несколько удлинённым звуком [м] в начале и в конце: «мммимм, мммэмм, мммамм, мммомм, мммумм, мммымм». Все гласные звуки должны быть «собранными» и направленными в резонирующие полости. Чтобы освободить голос в максимально широком диапазоне, упражнения будут опираться на чёткое представление резонаторной лестницы. Упражнение. Представьте такую аналогию: ваше тело – это дом. Пусть подвал воображаемого дома будет расположен под грудной клеткой, бельэтаж – в области грудной клетки, первый этаж – в полости рта, второй – между полостью рта и глазами, третий – от бровей до линии волос и, наконец, чердак – в верхней части черепа. Представьте себе свой голос по аналогии с движущимся лифтом, электрический механизм которого находится в подвале. Используя для выявления голоса (лифта) длинное «хэ-э-эй», начните движение из «подвального помещения» к «чердаку», «навещая» по дороге все верхние регистры, т.е. этажи-резонаторы. Заметьте, когда лифт работает – дом не двигается. Позвольте рту приоткрыться, ни в коем случае не разрешая плечам, подбородку, языку, губам или бровям помогать движению голоса (лифта). После того как вы прибыли на «чердак», позвольте дыханию переместиться и вновь совершите движение вниз, убеждаясь в том, что вы не проскакиваете ни один этаж и что «лифт» идёт с той же скоростью по дороге вниз. При отсутствии контроля за равномерностью движения «лифта» вниз существует тенденция к его пробуксовке, «перепрыгиванию» через «этажи» и расходованию большого количества времени на «бельэтаже». Энергия, приводящая в движение «лифт», исходит из «подвального помещения» вне зависимости от того, откуда «лифт» начинает свое движение. Если почувствуете, что на полпути «лифта» вверх или вниз вы устали, не пытайтесь продолжать движение из последних сил. Воспользуйтесь энергетической поддержкой снизу. Дайте возможность своему вниманию сосредоточиться на предложенном образе и на чувственном восприятии резонанса. Хорошее упражнение для улучшения резонирующего звучания – напев вполголоса. Мелодию напевают отдельными звуками и в медленном темпе. Губы не сжимают, напротив, оставляют свободными.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.13 (0.015 с.) |