Упражнения для развития правильного речевого дыхания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.



Голос и дикция

 

Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу и тембр вашего голоса важен для вас также, как ваша внешность, манеры и знания. Это тот инструмент, с помощью которого вы донесете свою мысль до других людей, и взаимопонимание между вами и другими людьми зависит от ваших голосовых и речевых данных. Голос с хорошим тембром может привлечь людей на вашу сторону и убедить их в вашей правоте, вы можете расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Ваш голос - могущественный инструмент и в тоже время это часть вас самих, поэтому вам следует полюбить свой голос каким бы он ни был, научиться слушать его, наслаждаться им и уделять достаточно времени для развития голоса и совершенствования тембра голоса.

Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой вашего имиджа, а в некоторых случаях он даже может перечеркнуть все ваши достоинства, тогда как хорошо поставленный уверенный голос с хорошим тембром является ценным средством оказания влияния. Иначе говоря, ваш голос должен содействовать вашей судьбе и вашей карьере, а не портить их, причем это относится отнюдь не только к политическим деятелям или к другим публичным людям, а и к людям обычных профессий, ибо каждому из нас приходится говорить с людьми для осуществления своего волеизлияния или для защиты своих интересов и целью такого общения является получение от людей той реакции, которая вам нужна. Очевидно, что бессмысленно говорить «в пустоту». Нас интересует, чтобы нас выслушали и поняли, чтобы наши слова подействовали, дошли до другого человека.

 

Ваш голосовой инструмент принадлежит только вам и только вы можете им воспользоваться. Если есть возможность, запишите свой голос на диктофон и прослушайте запись. Вам понравилось? Вас устраивает тембр вашего голоса? Или вы воскликнули: "Неужели это мой голос?". Когда вы поймете, какие основные элементы участвуют в формировании голоса, вы сможете выработать собственные приемы его улучшения.

 

Голос создается в глубине вашего организма, а не только в области голосовых связок. Глубокое диафрагмальное дыхание поддерживает голосовой процесс, гортань проталкивает воздух сквозь вибраторы, резонирующие ткани и полости, а артикуляторы позволяют вам произносить звуки и слова, и все эти процессы управляются на подсознательном уровне, отражая голосом всю вашу человеческую сущность и то состояние, в котором вы в данное время находитесь. Например, если вы:

- повышаете громкость голоса, то вы волнуетесь;

- повышаете тон голоса, то из-за волнения вы начинаете терять контроль над собой;

- ускоряете темп речи, то вы неуверены в себе;

- отвечаете, не дослушав вопроса, то вы раздражены или оправдываетесь;

- взяв трубку беспроводного или мобильного телефона, начинаете без цели перемещаться по комнате, то вы смущены и волнуетесь;

- идете по улице быстрым шагом и при этом разговариваете по мобильному телефону, то вы не уважаете себя;

- услышав телефонный звонок, останавливаетесь, если вы были в движении, или устраиваетесь поудобнее в кресле, если вы находитесь в помещении, и делаете паузу прежде, чем ответить, то вы спокойны и уверенны в себе.

 

 

Есть звуки, основанные на гласных, которые оказывают воздействие на различные органы.

 

Например:

 

и-и-и - вызывает колебания в голове;

о-о-о - в средней части груди;

э-э-э - в железах и в мозгу,

су-су-су - в нижней части легких;

о-о-о - в диафрагме;

а-а-а - в голове;

у-у-у - в глотке, гортани;

м-м-м - в легких.

 

Древние традиции утверждают, что в основе Творения Вселенной лежало пять изначальных звуков-ростков: А, У, Э, О, И, игра звучаний которых изменяет ритм Бытия. Этот ритм присущ всем объектам, включая человеческое тело. Ритмические вибрации, возникающие при произнесении мантр, порождают различные состояния ума.

Теория звуков-ростков тесно связана со всей системой мировоззрения. Например, все слоги мантры "Ом мани падмэ хум" ("Спасение в нас самих") соотносятся с медитативными цветами, олицетворяющими различные нравственные составляющие Просветления: ом - белый, ма - синий, ни - желтый, пад - зеленый, мэ - красный, хум - черный. Различные цвета соотносятся с различными проявлениями ума, со стихиями и силами Природы, а различные конфигурации рта при произнесении звуков и возникающие при этом вибрации также соответствуют стихиям, поэтому значимость голоса и дикции выходит далеко за пределы простого общения между людьми.

 

Вот перечень некоторых симптомов того, что вам целесообразно заняться вашим голосом:

- люди часто просят вас повторить только что сказанные вами слова;

- люди замечают у вас идиосинкразию (своего рода аллергию) к публичным выступлениям;

- у вас заметный акцент;

- у вас устает горло после десятиминутного разговора;

- у слушающих вас людей через некоторое время начинает блуждать взгляд;

- вы теряете контроль над голосом в конце длинного предложения;

- вам приходится объяснять слушателям, что вы являетесь руководителем или занимаете иную высокую должность, потому что по вашей речи они этого не чувствуют;

- у вас солидная внешность, но голос звучит слишком молодо;

- вам не нравится собственный голос.

 

А вот список наиболее распространенных определений неприятного голоса, который мешает в жизни и который не позволит сделать хорошие аффирмации:


- гнусавый;

- резкий;

- скрипучий;

- хриплый;

- дрожащий;

- высокого тембра (писклявый);

- пронзительный;

- плаксивый;

- с одышкой;

- робкий;

- отрывистый;

- слишком громкий;

- слабый, неслышный;

- бесцветный;

- помпезный;

- саркастический;

- неуверенный;

- монотонный;

- напряженный;

- скучный.


 

А вот характеристики голоса, способствующего вашей самореализации и прекрасно подходящего для аффирмаций:

 


- приятный;

- вибрирующий;

- спокойный;

- хорошо модулированный;

- низкого тембра;

- доверительный;

- теплый;

- мелодичный;

- заботливый;

- уверенный;

- властный;

- дружеский;

- хорошо интонированный;

- выразительный;

- естественный;

- звучный.


 

Прослушав диктофонную запись своего голоса, а также учтя свои собственные субъективные ощущения от своего голоса, вы можете сделать вывод о том, нужно ли вам работать над своим голосом, а если нужно, то в каком направлении. Если вспомнить о том, что процесс генерации голоса управляется на подсознательном уровне, то станет понятно, что плохой голос - это прежде всего ваша ситуация, которую можно "лечить" теми же самыми приёмами перепрограммирования подсознания, которыми исправляются и другие ситуации. А сформулировать ситуацию для перепрограммирования чрезвычайно просто, ибо она формулируется абсолютно прямолинейно - "У меня плохой голос", "У меня гнусавый (резкий, скрипучий, хриплый и т.п. в соответствии с вашими ощущениями) голос". При этом подсознание назовёт вам причины, по которым оно генерирует именно такой голос, и этими причинами чаще всего бывают разрушительные мысли класса гордыни (резкий и слишком громкий - "нечего церемониться с дураками!") или самоуничижения (дрожащий, робкий, слабый - "я недостойный, бедный, несчастный, слабый, больной, ничтожный" и т.п.), хотя могут быть и какие-нибудь другие. В процессе перепрограммирования подсознания вы узнаете то позитивное намерение, во исполнение которого подсознание снабдило вас именно таким голосом, которое обычно бывает весьма достойным (что-нибудь типа "не тратить силы на тех, кто всё равно этого не поймёт (для гордыни) или "уберечь себя от лишних проблем" в остальных случаях).

 

После перепрограммирования подсознания ваш голос может измениться настолько, что больше никакой корректировки и не потребуется, но если вам захочется дополнительных усовершенствований своего голоса, если захочется придать какой-то определенный тембр голосу или осуществить развитие голоса в другом направлении, то вы можете прибегнуть к помощи соответствующих упражнений, которые на очищенное от разрушительных инструкций подсознание будут ложиться очень хорошо, но в любом случае дальнейшую работу над голосом целесообразно начать с постановки правильного речевого дыхания, которое обеспечит нормальное голосо и звукообразование, а также музыкальность речи.

 

Репка

 

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

 

Все последующие упражнения, приведённые в данной статье, рассчитаны на исполнение с учетом описанной техники речевого дыхания.

 

Работа над дикцией

 

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот, ибо при плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы.

 

Артикуляция также управляется на подсознательном уровне, как и голосообразование, поэтому целесообразно прежде всего понять те причины, по которым у вас плохая дикция, и перепрограммировать их уже известными вам приёмами. Ситуация для перепрограммирования может быть сформулирована примерно так: "У меня плохая дикция", "Я говорю невнятно", "Я картавлю", "Я неправильно произношу (не могу произнести) звук "Л" (звуки "Р", "З", "С", "Ж" или другие в соответствии с вашими ощущениями.)". Причинами плохой дикции чаще всего являются самоуничижительные мысли типа "Моё дело помалкивать" или "В моём роду нет Цицеронов", которые перепрограммируются достаточно просто.

 

После перепрограммирования подсознания дикция, как правило, значительно улучшается, а для дальнейшего развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

 

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

 

1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.

 

2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

ааааааааааааа

яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

ооооооооооооо

ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

иииииииииииии (рот слегка открыт).

 

3. Произнесите гласные звуки с голосом:

аaaaaaaaaaaaa

яяяяяяяяяяяяяя

ооооооооооооо

ёёёёёёёёёёёёё

иииииииииииии

 

4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

аааааэээээ

аааааеееее

аааааиииии

иииииааааа

ооооояяяяя

аааааииииииооооо

иииииээээээаааааа

аааааиииииэээээоооооо

 

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

 

5. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Например:

 

Мал, да удал.

Два сапога - пара.

Нашла коса на камень.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень вода не течет.

У ужа ужата, у ежа ежата.

 

6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, я:

 

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора...

 

А. Пушкин

 

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

 

Колокольчики

Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь - столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветра колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя. Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.

 

Упражнение Прянишникова

Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении

Следует клетку грудную расширить слегка при этом

Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку

Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье,

И последи, чтобы грудь не сжималась в течении речи,

Так как при выдохе движется одна диафрагма.

Чтенье, окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздуха сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Четко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных,

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса звук был свободен.

Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.

Прежде, чем убрать упражненье на темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался. Выдох вести экономно, с расчетом на каждую строку:

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность -

Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражнении.

Трудновыговариваемые слоги

Мы все знаем, что в некоторых словах встречаются очень сложные для выговаривания буквосочетания. В этом коротеньком упражнении собраны все самые “трудновыговариваемые” слоги. если вы научитесь проговаривать их, вам ничто не страшно.

 

ЛРИ — РЛИ, ЛРЭ — РЛЭ, ЛРА — РЛА, ЛРО — РЛО, ЛРУ — РЛУ, ЛРЫ — РЛЫ

МНИ — НМИ, МНЕ — НМЕ, МНА — НМА, МНО — НМО, МНУ — НМУ, МНЫ — НМЫ

КПТИ — ГБДИ, КПТЭ — ГБДЭ, КПТА — ГБДА, КПТО — ГБДО, КПТУ — ГБДУ, КПТЫ — ГБДЫ

ПТКИ — ГБДИ, ПТКЭ — ГБДЭ, ПТКА — ГБДА, ПТКО — ГБДО, ПТКУ — ГБДУ, ПТКЫ — ГБДЫ

ЗЖДРИ, ЗЖДРЭ, ЗЖДРА, ЗЖДРО, ЗЖДРУ, ЗЖДРЫ

Скороговорки

От топота копыт, пыль по полю летит.

 

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

 

Рыла свинья белорыла пупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла подрыла.

 

У нас на дворе — подворье, погода размокропогодилась.

 

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

 

Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.

 

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

 

Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.

 

Интервьюер интервента интервьюировал.

 

Бомбардир бомбардировал Брандербург.

 

Константин констатировал.

 

А мне не до недомагания.

 

Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал лорингиты.

 

Из-за пригорка, из-под приподвыподверта зайчик расприподвыподвернулся.

 

К Габсбургам из Страсбурга, приехал Вахмистр с Вахмистершей и Ротмистр с Ростмистершей, но

Вахмистр с Ротмистершей, а Ротмистр с Вахмистершей из-под Сыктывкара

 

На мели мы лениво, налима ловили, для меня вы ловили линя. О любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня.

 

Речь умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку, за скороговорочкой

 

Сшит колпак не по колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать, надо все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь

 

Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу промолчал, а говорил что у гусыни усов не ищи — не сыщещь, что чешуя у щучки, щетинка у чушки, что около кола — колокола, что у осы не усы, не усища, а усики.

 

Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмомешковыколачиватели.

 

Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон.

 

Сшит колпак, да не по-колпаковски,

Вылит колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

 

У Сашки в кармашке шишки да шашки.

 

В шалаше шесть шалунов.

 

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

 

Тимошкина шавка тявкнула на Пашку,

Бьет Пашка шапкой Тимошкину шавку.

 

Наши мыши ваших тише:

Не шуршат по погребам.

К вам не ходят наши мыши — Не пускайте ваших к нам.

 

Шесть мышак в камыше шуршат.

 

Шли сорок мышей, Несли сорок грошей,

Две мыши поплоше, несли по два гроша.

 

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

 

Слушали старушки, как куковала кукушка на опушке.

 

Парус наш на совесть сшит,

Нас и шторм не устрашит.

 

Шакал шагал, шакал скакал.

 

Простоквашу дали Клаше.

Недовольна Клаша:

«Нехочу я простоквашу, дайте просто кашу».

 

Шел Шишига по шоссе,

Шел шурша штанами.

Шаг шагнет, шепнет: «Ошибка»,

Шевельнет ушами.

 

У Маши мошка в каше,

Что делать нашей Маше?

Сложила кашу в плошку,

И накормила кошку.

 

У Прошки с плошкой вышла оплошка — Плошку Прошка перевернул.

 

На окошке крошку мошку

Ловко ловит лапой кошка.

 

Кошка крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

 

Нашей Маше дали манную кашу.

Маше каша надоела,

Маша кашу не доела,

Маша, кашу доедай,

Маме не надоедай!

 

Мышки сушек насушили,

Мышки мышек пригласили.

Мышки сушки кушать стали

Зубы сразу же сломали.

Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.

 

Лишь завидит свой кишлак,

Ускоряет шаг ишак.

Не спеши ишак в кишлак,

Упадешь с горы в овраг.

 

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

 

Саша шустро сушит сушки.

Сушек высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть

 

Слышен шорох в камышах,

От него шумит в ушах,

Сто бесстаршных лягушат

Цаплю шепотом страшат.

 

 

Галдят грачата на галчат,

Галдят галчата на грачат.

 

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Ныне волчата галдят, как галчата.

И, как волчата, галчата молчат.

 

На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.

День и ночь кричат грачи на верхушке каланчи.

 

В горячей печи пекарь пек калачи.

 

Течет речка, печет печка.

Печет печка, течет речка.

 

Караси в речке, овечки у печки,

Овечки у печки, караси в речке.

 

У черепашьего черепашонка

На черепашьих лапчонка

Черепашьи башмачки.

 

Сачок зацепился за сучок.

 

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

 

У четырех черепашек четыре черепашонка.

 

Чукча в чуме чистит чуни.

Чистота у чукчи в чуме.

 

В печурке — три чурки, три гуся, три утки.

 

В четверг четвертого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре черненьких курчавеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Чрезвычайно чисто.

 

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

 

Мяч скучал на чердаке.

Мячик ищут в сундуке.

Тщетно ищут мячик

Девочка и мальчик.

 

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка

чертили чёрными чернилами чертёж.

 

У пчелы, у пчелки

Почему нет челки?

Отвечаю почему:

— Челка пчелке на к чему.

 

Толкал лапой Полкан палку.

Полкан палку толкал лапой.

 

Котик ниток клубок укатил в уголок.

Укатил в уголок котик ниток клубок.

 

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!

 

Мама Милу мыла с мылом.

Мила мыло не любила.

 

У елки иголки колки.

Иголки колки у елки.

 

В зимний холод всякий молод.

Всякий молод в зимний холод.

 

Наш полкан попал в капкан.

 

Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

 

Курил турка трубку,

клевала курка крупку:

не кури, турка, трубки,

не клюй, курка, крупки!

 

Забыл Панкрат Кондратьев домкрат,

А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

 

Отвори, Варвара, ворота,

У двора на траве коли дрова.

Кот молоко лакал,

А Витя булку в молоко макал.

 

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

 

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

 

Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

 

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

Матросы две недели карамель на мели ели.

 

Топали да топали, дотопали до тополя,

До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

 

Коля колья колет.

Поля поле полет.

 

Поле-то не полото, поле-то не полито.

Надо полю-то попить, надо поле-то полить.

 

Прохор и Пахом едут верхом.

Едут верхом Прохор и Пахом.

 

Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.

 

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.

Георгины гуашью рисовала Наташа.

 

Испугался грома Рома.

Заревел он громче грома.

От такого рева гром

Притаился за бугром.

 

Идут бобры в сыры боры.

Бобры добры, бобры бодры.

 

Ехал грека через реку.

Видит грека — в реке рак.

Сунул грека руку в реку.

Рак за руку грека — цап!

 

Расскажите про покупки

Про какие про покупки

Про покупки, про покупки, про покупочки мои

 

Шел Егор через двор

Нес топор чинить забор

 

Галка села на забор

Грач завел с ней разговор

 

На дворе — трава, на траве — дрова.

Не руби дрова на траве двора.

 

Осип орет, Архип не отстает —

Кто кого переорет?

Осип осип, Архип охрип.

 

На дворе дрова,

за двором дрова,

под двором дрова,

над двором дрова,

дрова вдоль двора,

дрова вширь двора,

не вместит двор дров.

Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

 

У Аграфены и Арины растут георгины.

 

Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок — сорок морок.

 

На горе Арарат растет крупный виноград.

 

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

 

Ел Валерик вареник,

А Валюшка ватрушку.

 

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

 

Прибыл Клим из Клина в Крым.

 

Редька редко росла на грядке,

Грядка редко была в порядке.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

 

Иван болван молоко болтал, да не выболтал.

 

Филипп к печке прилип.

 

Михаил играл в футбол,

Он забил в ворота гол.

 

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

 

Ест Федька кисель с редькой,

Ест редька с киселем Федьку.

 

Ест Федька с водкой редьку,

ест редька с водкой Федьку.

 

В поле полет Фрося просо,

Сорняки выносит Фрося.

 

У Фани — фуфайка,

У Феди — туфли.

 

Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

 

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

 

У филина Фили

Два филинёнка — Филька и Филимонка.

Филин с филинихой

Лелеют филинят.

Фильке с Филимонкой

Клеваться не велят.

 

В огороде Фекла ахала и охала,

Уродилась свекла не на грядке — около.

Жалко Фекле свеклу, жалко свекле Феклу,

Жаловалась Фекла: -Заблудилась свекла!


Голос и дикция

 

Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу и тембр вашего голоса важен для вас также, как ваша внешность, манеры и знания. Это тот инструмент, с помощью которого вы донесете свою мысль до других людей, и взаимопонимание между вами и другими людьми зависит от ваших голосовых и речевых данных. Голос с хорошим тембром может привлечь людей на вашу сторону и убедить их в вашей правоте, вы можете расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Ваш голос - могущественный инструмент и в тоже время это часть вас самих, поэтому вам следует полюбить свой голос каким бы он ни был, научиться слушать его, наслаждаться им и уделять достаточно времени для развития голоса и совершенствования тембра голоса.

Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой вашего имиджа, а в некоторых случаях он даже может перечеркнуть все ваши достоинства, тогда как хорошо поставленный уверенный голос с хорошим тембром является ценным средством оказания влияния. Иначе говоря, ваш голос должен содействовать вашей судьбе и вашей карьере, а не портить их, причем это относится отнюдь не только к политическим деятелям или к другим публичным людям, а и к людям обычных профессий, ибо каждому из нас приходится говорить с людьми для осуществления своего волеизлияния или для защиты своих интересов и целью такого общения является получение от людей той реакции, которая вам нужна. Очевидно, что бессмысленно говорить «в пустоту». Нас интересует, чтобы нас выслушали и поняли, чтобы наши слова подействовали, дошли до другого человека.

 

Ваш голосовой инструмент принадлежит только вам и только вы можете им воспользоваться. Если есть возможность, запишите свой голос на диктофон и прослушайте запись. Вам понравилось? Вас устраивает тембр вашего голоса? Или вы воскликнули: "Неужели это мой голос?". Когда вы поймете, какие основные элементы участвуют в формировании голоса, вы сможете выработать собственные приемы его улучшения.

 

Голос создается в глубине вашего организма, а не только в области голосовых связок. Глубокое диафрагмальное дыхание поддерживает голосовой процесс, гортань проталкивает воздух сквозь вибраторы, резонирующие ткани и полости, а артикуляторы позволяют вам произносить звуки и слова, и все эти процессы управляются на подсознательном уровне, отражая голосом всю вашу человеческую сущность и то состояние, в котором вы в данное время находитесь. Например, если вы:

- повышаете громкость голоса, то вы волнуетесь;

- повышаете тон голоса, то из-за волнения вы начинаете терять контроль над собой;

- ускоряете темп речи, то вы неуверены в себе;

- отвечаете, не дослушав вопроса, то вы раздражены или оправдываетесь;

- взяв трубку беспроводного или мобильного телефона, начинаете без цели перемещаться по комнате, то вы смущены и волнуетесь;

- идете по улице быстрым шагом и при этом разговариваете по мобильному телефону, то вы не уважаете себя;

- услышав телефонный звонок, останавливаетесь, если вы были в движении, или устраиваетесь поудобнее в кресле, если вы находитесь в помещении, и делаете паузу прежде, чем ответить, то вы спокойны и уверенны в себе.

 

 

Есть звуки, основанные на гласных, которые оказывают воздействие на различные органы.

 

Например:

 

и-и-и - вызывает колебания в голове;

о-о-о - в средней части груди;

э-э-э - в железах и в мозгу,

су-су-су - в нижней части легких;

о-о-о - в диафрагме;

а-а-а - в голове;

у-у-у - в глотке, гортани;

м-м-м - в легких.

 

Древние традиции утверждают, что в основе Творения Вселенной лежало пять изначальных звуков-ростков: А, У, Э, О, И, игра звучаний которых изменяет ритм Бытия. Этот ритм присущ всем объектам, включая человеческое тело. Ритмические вибрации, возникающие при произнесении мантр, порождают различные состояния ума.

Теория звуков-ростков тесно связана со всей системой мировоззрения. Например, все слоги мантры "Ом мани падмэ хум" ("Спасение в нас самих") соотносятся с медитативными цветами, олицетворяющими различные нравственные составляющие Просветления: ом - белый, ма - синий, ни - желтый, пад - зеленый, мэ - красный, хум - черный. Различные цвета соотносятся с различными проявлениями ума, со стихиями и силами Природы, а различные конфигурации рта при произнесении звуков и возникающие при этом вибрации также соответствуют стихиям, поэтому значимость голоса и дикции выходит далеко за пределы простого общения между людьми.

 

Вот перечень некоторых симптомов того, что вам целесообразно заняться вашим голосом:

- люди часто просят вас повторить только что сказанные вами слова;

- люди замечают у вас идиосинкразию (своего рода аллергию) к публичным выступлениям;

- у вас заметный акцент;

- у вас устает горло после десятиминутного разговора;

- у слушающих вас людей через некоторое время начинает блуждать взгляд;

- вы теряете контроль над голосом в конце длинного предложения;

- вам приходится объяснять слушателям, что вы являетесь руководителем или занимаете иную высокую должность, потому что по вашей речи они этого не чувствуют;

- у вас солидная внешность, но голос звучит слишком молодо;

- вам не нравится собственный голос.

 

А вот список наиболее распространенных определений неприятного голоса, который мешает в жизни и который не позволит сделать хорошие аффирмации:


- гнусавый;

- резкий;

- скрипучий;

- хриплый;

- дрожащий;

- высокого тембра (писклявый);

- пронзительный;

- плаксивый;

- с одышкой;

- робкий;

- отрывистый;

- слишком громкий;

- слабый, неслышный;

- бесцветный;

- помпезный;

- саркастический;

- неуверенный;

- монотонный;

- напряженный;

- скучный.


 

А вот характеристики голоса, способствующего вашей самореализации и прекрасно подходящего для аффирмаций:

 


- приятный;

- вибрирующий;

- спокойный;

- хорошо модулированный;

- низкого тембра;

- доверительный;

- теплый;

- мелодичный;

- заботливый;

- уверенный;

- властный;

- дружеский;

- хорошо интонированный;

- выразительный;

- естественный;

- звучный.


 

Прослушав диктофонную запись своего голоса, а также учтя свои собственные субъективные ощущения от своего голоса, вы можете сделать вывод о том, нужно ли вам работать над своим голосом, а если нужно, то в каком направлении. Если вспомнить о том, что процесс генерации голоса управляется на подсознательном уровне, то станет понятно, что плохой голос - это прежде всего ваша ситуация, которую можно "лечить" теми же самыми приёмами перепрограммирования подсознания, которыми исправляются и другие ситуации. А сформулировать ситуацию для перепрограммирования чрезвычайно просто, ибо она формулируется абсолютно прямолинейно - "У меня плохой голос", "У меня гнусавый (резкий, скрипучий, хриплый и т.п. в соответствии с вашими ощущениями) голос". При этом подсознание назовёт вам причины, по которым оно генерирует именно такой голос, и этими причинами чаще всего бывают разрушительные мысли класса гордыни (резкий и слишком громкий - "нечего церемониться с дураками!") или самоуничижения (дрожащий, робкий, слабый - "я недостойный, бедный, несчастный, слабый, больной, ничтожный" и т.п.), хотя могут быть и какие-нибудь другие. В процессе перепрограммирования подсознания вы узнаете то позитивное намерение, во исполнение которого подсознание снабдило вас именно таким голосом, которое обычно бывает весьма достойным (что-нибудь типа "не тратить силы на тех, кто всё равно этого не поймёт (для гордыни) или "уберечь себя от лишних проблем" в остальных случаях).

 

После перепрограммирования подсознания ваш голос может измениться настолько, что больше никакой корректировки и не потребуется, но если вам захочется дополнительных усовершенствований своего голоса, если захочется придать какой-то определенный тембр голосу или осуществить развитие голоса в другом направлении, то вы можете прибегнуть к помощи соответствующих упражнений, которые на очищенное от разрушительных инструкций подсознание будут ложиться очень хорошо, но в любом случае дальнейшую работу над голосом целесообразно начать с постановки правильного речевого дыхания, которое обеспечит нормальное голосо и звукообразование, а также музыкальность речи.

 

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

(упражнения питания голоса)

 

 

1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

 

2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

 

3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

 

4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

 

аaaaa

 

аaaaaooooooo

 

аaaaaуууууу

 

5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

 

6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

 

Капля и камень долбит.

 

Правой рукой строят – левой ломают.

 

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

 

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

 

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

 

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

 

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

 

Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?

 

7. Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

 

Репка

 

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.241 (0.359 с.)