![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: методика обучения гимнастическим упражнениям и предупреждение травм на занятиях гимнастикойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План: 1. Цели, задачи и этапы обучения …………………...........................стр. 37 2. Дидактические принципы обучения ………………….….....................39 3. Методы обучения.........................................................…………............40 4. Меры предупреждения травм на занятиях гимнастикой …..…...........44 5. Страховка и помощь.…..........................................…........…………......45 6. Врачебный контроль и самоконтроль как меры профилактики травматизма...............………………………………….............................………..47 Цели, задачи и этапы обучения
Цель обучения гимнастическим упражнениям, как любого педагогического процесса, это организация планомерной деятельности занимающихся под руководством преподавателя для формирования у них двигательных навыков, умений и приобретения ими специальных знаний. В процессе обучения гимнастическим упражнениям решаются следующие основные задачи: 1. Формирование двигательных умений и навыков, имеющих значение для общей двигательной и спортивной подготовки занимающихся; 2. Воспитание физических качеств: силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости; 3. Формирование профессионально-педагогических навыков (у студентов специальных учебных заведений). Частные задачи, решаемые в процессе обучения гимнастическим упражнениям, определяются в каждом конкретном случае на основе оценки особенностей структуры движения, условий его выполнения и уровня подготовленности студента. Упражнения, которые осваиваются на занятиях гимнастикой, очень разнообразны - от простых движений отдельными звеньями тела, простых поз и положений, до сложных двигательных действий, связанных с максимальным проявлением физических и двигательных особенностей. Обучение конкретному гимнастическому упражнению можно условно разделить на три тесно связанных между собой этапа. Первый этап - создание общего предварительного представления о движении, которое лежит в основе сознательного освоения любого двигательного действия (начальное обучение). В результате первичных сведений о новом движении (форме, амплитуде, направлении действия, отдельных положений и др.) и двигательного опыта, накопленного в памяти ученика, устанавливаются общие связи, обеспечивающие общее построение исходной программы предстоящих двигательных действий.
Второй этап - непосредственное овладение основами техники движения (углубленное разучивание упражнений). На данном этапе в результате активной совместной работы преподавателя и студента уточняются представления об упражнении, устраняются ошибки, обеспечивается самостоятельное выполнение упражнения при строгом контроле за действиями ученика. Третий этап - закрепление и совершенствование техники движения. Это позволяет довести степень владения движением до уровня прочного автоматизированного навыка, благодаря которому занимающиеся выполняют упражнения в различных условиях (соревнования и выступления) на протяжении длительного промежутка времени. После завершения процесса обучения упражнению все действия могут быть направлены на выполнение вариантов освоенного упражнения; более сложных по технике упражнений, имеющих сходные детали с предыдущими; на изменение условий выполнения, например, в различных соединениях с другими упражнениями.
Условия успешного освоения гимнастических упражнений
Первое условие успешной организации обучения гимнастическому упражнению - точная оценка степени готовности ученика. В связи с этим оценка потенциальных возможностей ученика проводится по следующим параметрам: Двигательная подготовка (объем и характер освоенных движений, технические затруднения при разучивании движений и др.); физическая подготовка (уровень развития тех качеств, которые имеют решающее значение для овладения новым движением); Развитие психических качеств (смелости, решительности, реакции ученика на длительное нервное напряжение и других личностных качеств). Второе условие - составление программы обучения на основе анализа структуры движения и знания индивидуальных особенностей ученика. Программа обучения представляется в форме алгоритмического предписания, линейной или разветвленной программы. Третье условие - умелое управление процессом освоения упражнения, которое осуществляет преподаватель на основе анализа результатов действия ученика и выбора корректирующих команд и контрольных заданий. Четвертое условие - наличие соответствующих условий и средств обучения. К ним относятся: помещение (класс, зал, площадка), основные и вспомогательные снаряды, методические средства обучения (схемы, рисунки, кинограммы, модели тела человека, методические разработки по технике и методике обучения и др., средства технического обеспечения (кино- и фотоаппаратура, измерительные устройства, приборы, магнитофоны, видеомагнитофоны, тренажеры и пр.)
Дидактические принципы обучения
При организации учебного процесса в гимнастике основным руководством к действию являются дидактические принципы обучения. 1.Принцип сознательности и активности. Гимнастические упражнения предъявляют высокие требования к физическим, двигательным и волевым качествам спортсменов. Принцип сознательности и активности в процессе освоения новых упражнений предусматривает, прежде всего, воспитание у учеников осмысленного овладения движением, заинтересованности и творческого отношения к решению поставленной задачи. Для сознательного овладения двигательными навыками следует научить занимающихся: · Оценивать результаты собственных действий; · Описывать технику движения; · Преодолевать трудности, связанные с освоением нового движения; · Вести дневник и составлять планы освоения упражнений; · Помогать преподавателю в организации занятий и товарищам в изучении движений. 2.Принцип наглядности. Для достижения наглядности обучения преподаватель пользуется рядом средств и приемов: · Демонстрацией совершенного выполнения движения, показом кинофотоматериалов, видеопоказ с фиксацией отдельных положений и поз; · Словесным описанием техники отдельных двигательных заданий и сравнением с другими движениями; · Дополнительными сигналами (пространственные ориентиры, звуковое сопровождение действий, подталкивания и касания); · Воспроизведением техники изучаемого упражнения или ее элементов на тренажерных устройствах; · Созданием акцентированных двигательных ощущений в результате фиксации отдельных положений, имитации, проводки и других облегчающих двигательных действий. 3. Принцип доступности требует, чтобы перед занимающимися ставились задачи, соответствующие их силам. Он не исключает необходимости приучать спортсмена к преодолению трудностей. Принцип доступности тесно связан с дидактическими правилами: · От известного к неизвестному; · От легкого к трудному; · От простого к сложному. 4.Принцип систематичности предусматривает: · Определенную последовательность разучивания двигательных действий; · Регулярное совершенствование техники движения и изучения новых упражнений для развития способности решать различные двигательные задачи; · Чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности студентов.
Методы обучения
Под методами обучения следует понимать выбор определенных путей для решения поставленных задач. Из всего многообразия методов обучения можно выделить четыре группы. Первая группа включает: · Словесный метод, один из универсальных, который в процессе общения с учеником позволяет управлять обучением. Особое значение здесь приобретает использование гимнастической терминологии; · Метод сообщения сведений о технике движений раскрывается путем выполнения упражнения демонстрантом, показа наглядных пособий, предъявления звуковых и световых ориентиров, выполнения учеником элементов техники движения.
Данные методы обучения направлены в основном на создание и уточнение представления об основах техники упражнения и могут применяться на протяжении всего периода обучения. Вторая группа методов обучения включает: · Метод целостного упражнения, который подразумевает выполнение изучаемого движения в целом. Облегчение условий выполнения в данном случае возможно только за счет применения дополнительных средств помощи и страховки, уменьшения высоты снаряда, исполнения движения на тренажере и пр. · Метод подводящих упражнений, который подразумевает целостное выполнение ранее изученного движения, сходного по структуре с основным; · Метод расчлененного упражнения, заключающийся в целесообразном расчленении элемента и последующем соединении в целостное упражнение; · Метод решения частных двигательных задач, который характеризуется подбором серии учебных заданий, содержащих определенный элемент техники движения. Данные методы обучения позволяют ученику получить информацию об упражнении и овладеть основами техники разучиваемого движения. Они способствуют уточнению представления о структуре движения, а также помогают исправлять ошибки. Третья группа включает: · Метод стандартного упражнения, который характеризуется самостоятельным выполнением движения в условиях тренировочного занятия с целью закрепления двигательного навыка; · Метод переменного упражнения, связанный с созданием затрудненных условий: шум, изменение окружающей обстановки, изменение места элемента в комбинации, выполнение в состоянии утомления и пр.; · Игровой и соревновательный методы обучения, подразумевающие соперничество, ответственность за достижение определенного результата. Данные методы обучения позволяют добиться устойчивости двигательных навыков. Четвертую группу составляют: Методы программирования, которые позволяют выбрать правильную тактику обучения новому движению и эффективную форму организации учебного процесса. Одним из видов программирования является алгоритмизация процесса обучения упражнению. Предписания алгоритмического типа предусматривают разделение учебного материала на части и обучение этим заданиям-частям в строго определенной последовательности. Для этого все учебные задания должны быть взаимосвязанными, расположены последовательно по нарастания сложности.
Приемы обучения упражнениям
Методические приемы обучения гимнастическим упражнениям очень разнообразны. Наиболее эффективны из них: 1. Приемы создания и уточнения представления о технике движения: а) Рассказ, беседа, объяснение и другие формы речевого общения преподавателя с учеником; б) Показ наглядных пособий, выполнение упражнения преподавателем или демонстрантом, использование ориентиров и т.д.; в) Моделирование элементов техники упражнения в виде графического изображения, воспроизведение отдельных параметров движения с помощью технических средств и пр. 2. Приемы помощи и страховки. Способы оказания помощи ученику со стороны преподавателя довольно разнообразны. Это и речевое сопровождение выполнения упражнения, предварительная установка на результат или способ выполнения двигательного задания. Особая группа приемов помощи и страховки связана с ситуацией совместных действий преподавателя и ученика. Когда ученик приступает к практическому выполнению двигательного задания, ему необходима физическая помощь и уверенность, что преподаватель обеспечит ему страховку (безопасность) при выполнении упражнения. Эффективность применения данных приемов во время обучения во многом зависит от умения преподавателя выбрать лучший в данный момент прием, место около ученика и способ взаимных действий. 3. Применение дополнительных ориентиров позволяет уточнить представление о параметрах движения, содействует правильному выполнению двигательных действий, точной оценки результатов выполнения движения. В качестве зрительных ориентиров обычно используются: · Отдельные части снарядов; · Звенья тела ученика; · Естественные окружающие ориентиры; · Дополнительные предметы; · Специально сделанные разметки; · Звуковые ориентиры (хлопок, свисток, короткий речевой сигнал) могут сопровождать движения или задавать темп и ритм; · Тактильные сигналы (прикосновения) также способствуют ученику уловить правильные моменты действий. Применение технических средств обучения позволяет помимо качественной оценки результатов выполнения упражнения получить точные количественные данные, скорректировать программы предстоящих действий, а также исправит ошибки по ходу выполнения движения. К техническим средствам относятся: · Простейшие измерительные приборы (секундомеры, линейки, угломеры и т.п.); · Регистрирующая и записывающая аппаратура; · Программная и контрольно-информационная аппаратура.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.85 (0.009 с.) |