Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: методика обучения гимнастическим упражнениям и предупреждение травм на занятиях гимнастикойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План: 1. Цели, задачи и этапы обучения …………………...........................стр. 37 2. Дидактические принципы обучения ………………….….....................39 3. Методы обучения.........................................................…………............40 4. Меры предупреждения травм на занятиях гимнастикой …..…...........44 5. Страховка и помощь.…..........................................…........…………......45 6. Врачебный контроль и самоконтроль как меры профилактики травматизма...............………………………………….............................………..47 Цели, задачи и этапы обучения
Цель обучения гимнастическим упражнениям, как любого педагогического процесса, это организация планомерной деятельности занимающихся под руководством преподавателя для формирования у них двигательных навыков, умений и приобретения ими специальных знаний. В процессе обучения гимнастическим упражнениям решаются следующие основные задачи: 1. Формирование двигательных умений и навыков, имеющих значение для общей двигательной и спортивной подготовки занимающихся; 2. Воспитание физических качеств: силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости; 3. Формирование профессионально-педагогических навыков (у студентов специальных учебных заведений). Частные задачи, решаемые в процессе обучения гимнастическим упражнениям, определяются в каждом конкретном случае на основе оценки особенностей структуры движения, условий его выполнения и уровня подготовленности студента. Упражнения, которые осваиваются на занятиях гимнастикой, очень разнообразны - от простых движений отдельными звеньями тела, простых поз и положений, до сложных двигательных действий, связанных с максимальным проявлением физических и двигательных особенностей. Обучение конкретному гимнастическому упражнению можно условно разделить на три тесно связанных между собой этапа. Первый этап - создание общего предварительного представления о движении, которое лежит в основе сознательного освоения любого двигательного действия (начальное обучение). В результате первичных сведений о новом движении (форме, амплитуде, направлении действия, отдельных положений и др.) и двигательного опыта, накопленного в памяти ученика, устанавливаются общие связи, обеспечивающие общее построение исходной программы предстоящих двигательных действий. Второй этап - непосредственное овладение основами техники движения (углубленное разучивание упражнений). На данном этапе в результате активной совместной работы преподавателя и студента уточняются представления об упражнении, устраняются ошибки, обеспечивается самостоятельное выполнение упражнения при строгом контроле за действиями ученика. Третий этап - закрепление и совершенствование техники движения. Это позволяет довести степень владения движением до уровня прочного автоматизированного навыка, благодаря которому занимающиеся выполняют упражнения в различных условиях (соревнования и выступления) на протяжении длительного промежутка времени. После завершения процесса обучения упражнению все действия могут быть направлены на выполнение вариантов освоенного упражнения; более сложных по технике упражнений, имеющих сходные детали с предыдущими; на изменение условий выполнения, например, в различных соединениях с другими упражнениями.
Условия успешного освоения гимнастических упражнений
Первое условие успешной организации обучения гимнастическому упражнению - точная оценка степени готовности ученика. В связи с этим оценка потенциальных возможностей ученика проводится по следующим параметрам: Двигательная подготовка (объем и характер освоенных движений, технические затруднения при разучивании движений и др.); физическая подготовка (уровень развития тех качеств, которые имеют решающее значение для овладения новым движением); Развитие психических качеств (смелости, решительности, реакции ученика на длительное нервное напряжение и других личностных качеств). Второе условие - составление программы обучения на основе анализа структуры движения и знания индивидуальных особенностей ученика. Программа обучения представляется в форме алгоритмического предписания, линейной или разветвленной программы. Третье условие - умелое управление процессом освоения упражнения, которое осуществляет преподаватель на основе анализа результатов действия ученика и выбора корректирующих команд и контрольных заданий. Четвертое условие - наличие соответствующих условий и средств обучения. К ним относятся: помещение (класс, зал, площадка), основные и вспомогательные снаряды, методические средства обучения (схемы, рисунки, кинограммы, модели тела человека, методические разработки по технике и методике обучения и др., средства технического обеспечения (кино- и фотоаппаратура, измерительные устройства, приборы, магнитофоны, видеомагнитофоны, тренажеры и пр.)
Дидактические принципы обучения
При организации учебного процесса в гимнастике основным руководством к действию являются дидактические принципы обучения. 1.Принцип сознательности и активности. Гимнастические упражнения предъявляют высокие требования к физическим, двигательным и волевым качествам спортсменов. Принцип сознательности и активности в процессе освоения новых упражнений предусматривает, прежде всего, воспитание у учеников осмысленного овладения движением, заинтересованности и творческого отношения к решению поставленной задачи. Для сознательного овладения двигательными навыками следует научить занимающихся: · Оценивать результаты собственных действий; · Описывать технику движения; · Преодолевать трудности, связанные с освоением нового движения; · Вести дневник и составлять планы освоения упражнений; · Помогать преподавателю в организации занятий и товарищам в изучении движений. 2.Принцип наглядности. Для достижения наглядности обучения преподаватель пользуется рядом средств и приемов: · Демонстрацией совершенного выполнения движения, показом кинофотоматериалов, видеопоказ с фиксацией отдельных положений и поз; · Словесным описанием техники отдельных двигательных заданий и сравнением с другими движениями; · Дополнительными сигналами (пространственные ориентиры, звуковое сопровождение действий, подталкивания и касания); · Воспроизведением техники изучаемого упражнения или ее элементов на тренажерных устройствах; · Созданием акцентированных двигательных ощущений в результате фиксации отдельных положений, имитации, проводки и других облегчающих двигательных действий. 3. Принцип доступности требует, чтобы перед занимающимися ставились задачи, соответствующие их силам. Он не исключает необходимости приучать спортсмена к преодолению трудностей. Принцип доступности тесно связан с дидактическими правилами: · От известного к неизвестному; · От легкого к трудному; · От простого к сложному. 4.Принцип систематичности предусматривает: · Определенную последовательность разучивания двигательных действий; · Регулярное совершенствование техники движения и изучения новых упражнений для развития способности решать различные двигательные задачи; · Чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности студентов.
Методы обучения
Под методами обучения следует понимать выбор определенных путей для решения поставленных задач. Из всего многообразия методов обучения можно выделить четыре группы. Первая группа включает: · Словесный метод, один из универсальных, который в процессе общения с учеником позволяет управлять обучением. Особое значение здесь приобретает использование гимнастической терминологии; · Метод сообщения сведений о технике движений раскрывается путем выполнения упражнения демонстрантом, показа наглядных пособий, предъявления звуковых и световых ориентиров, выполнения учеником элементов техники движения. Данные методы обучения направлены в основном на создание и уточнение представления об основах техники упражнения и могут применяться на протяжении всего периода обучения. Вторая группа методов обучения включает: · Метод целостного упражнения, который подразумевает выполнение изучаемого движения в целом. Облегчение условий выполнения в данном случае возможно только за счет применения дополнительных средств помощи и страховки, уменьшения высоты снаряда, исполнения движения на тренажере и пр. · Метод подводящих упражнений, который подразумевает целостное выполнение ранее изученного движения, сходного по структуре с основным; · Метод расчлененного упражнения, заключающийся в целесообразном расчленении элемента и последующем соединении в целостное упражнение; · Метод решения частных двигательных задач, который характеризуется подбором серии учебных заданий, содержащих определенный элемент техники движения. Данные методы обучения позволяют ученику получить информацию об упражнении и овладеть основами техники разучиваемого движения. Они способствуют уточнению представления о структуре движения, а также помогают исправлять ошибки. Третья группа включает: · Метод стандартного упражнения, который характеризуется самостоятельным выполнением движения в условиях тренировочного занятия с целью закрепления двигательного навыка; · Метод переменного упражнения, связанный с созданием затрудненных условий: шум, изменение окружающей обстановки, изменение места элемента в комбинации, выполнение в состоянии утомления и пр.; · Игровой и соревновательный методы обучения, подразумевающие соперничество, ответственность за достижение определенного результата. Данные методы обучения позволяют добиться устойчивости двигательных навыков. Четвертую группу составляют: Методы программирования, которые позволяют выбрать правильную тактику обучения новому движению и эффективную форму организации учебного процесса. Одним из видов программирования является алгоритмизация процесса обучения упражнению. Предписания алгоритмического типа предусматривают разделение учебного материала на части и обучение этим заданиям-частям в строго определенной последовательности. Для этого все учебные задания должны быть взаимосвязанными, расположены последовательно по нарастания сложности.
Приемы обучения упражнениям Методические приемы обучения гимнастическим упражнениям очень разнообразны. Наиболее эффективны из них: 1. Приемы создания и уточнения представления о технике движения: а) Рассказ, беседа, объяснение и другие формы речевого общения преподавателя с учеником; б) Показ наглядных пособий, выполнение упражнения преподавателем или демонстрантом, использование ориентиров и т.д.; в) Моделирование элементов техники упражнения в виде графического изображения, воспроизведение отдельных параметров движения с помощью технических средств и пр. 2. Приемы помощи и страховки. Способы оказания помощи ученику со стороны преподавателя довольно разнообразны. Это и речевое сопровождение выполнения упражнения, предварительная установка на результат или способ выполнения двигательного задания. Особая группа приемов помощи и страховки связана с ситуацией совместных действий преподавателя и ученика. Когда ученик приступает к практическому выполнению двигательного задания, ему необходима физическая помощь и уверенность, что преподаватель обеспечит ему страховку (безопасность) при выполнении упражнения. Эффективность применения данных приемов во время обучения во многом зависит от умения преподавателя выбрать лучший в данный момент прием, место около ученика и способ взаимных действий. 3. Применение дополнительных ориентиров позволяет уточнить представление о параметрах движения, содействует правильному выполнению двигательных действий, точной оценки результатов выполнения движения. В качестве зрительных ориентиров обычно используются: · Отдельные части снарядов; · Звенья тела ученика; · Естественные окружающие ориентиры; · Дополнительные предметы; · Специально сделанные разметки; · Звуковые ориентиры (хлопок, свисток, короткий речевой сигнал) могут сопровождать движения или задавать темп и ритм; · Тактильные сигналы (прикосновения) также способствуют ученику уловить правильные моменты действий. Применение технических средств обучения позволяет помимо качественной оценки результатов выполнения упражнения получить точные количественные данные, скорректировать программы предстоящих действий, а также исправит ошибки по ходу выполнения движения. К техническим средствам относятся: · Простейшие измерительные приборы (секундомеры, линейки, угломеры и т.п.); · Регистрирующая и записывающая аппаратура; · Программная и контрольно-информационная аппаратура.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.242.160 (0.01 с.) |