Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Строевые и общеразвивающие упражненияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План: 1. Назначение и особенности строевых упражнений …..................стр. 48 2. Основные группы строевых упражнений.…........…………………...49 3. Общеразвивающие упражнения.....…...........................……………...56 4. Классификация ОРУ и программный материал ………………….....57 5. Составление комплексов ОРУ ….................................…………….....62 6. Правила подбора упражнений......….............................……………...64 7. Методика проведения ОРУ............…................................…………...66
Назначение и особенности строевых упражнений Строевые упражнения входят в общую классификацию средств гимнастики. На уроках физической культуры они используются для решения ряда педагогических задач, воспитания чувства ритма и темпа, формирования навыков коллективного действия. Особенно большое значение строевые упражнения имеют при занятиях с детьми, так как служат хорошим средством для воспитания дисциплины, организованности, а также для формирования правильной осанки. Эти упражнения позволяют организованно и целесообразно размещать занимающихся в зале и на площадке. Правильно четко подаваемые команды, многообразие различных форм передвижений, наличие музыкального сопровождения создают благоприятный эмоциональный фон на занятиях гимнастикой. Они являются обязательной составной частью массовых гимнастических выступлений любых масштабов. Для удобства пользования некоторыми формами передвижений зал делится на несколько условных точек и наименований; та сторона зала в которой группа строится перед началом занятий, называется правой границей и служит для определения верхней и нижней границ.
Основные понятия для пользования строевыми упражнениями С т р о й - установленное размещение занимающихся для совместных действий. Ф л а н г - правая и левая оконечности строя. При поворотах строя названия флангов не меняются. Ф р о н т - сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом. Ш е р е н г а - строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии. И н т е р в а л - расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге). К о л о н н а - строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу. В колонне глубина строя больше ширины или равна ей. Колонны могут быть по одному, по два, по три и т. д. Д и с т а н ц и я - расстояние между занимающимися в глубину (в колонне). Н а п р а в л я ю щ и й - занимающийся, идущий в колонне первым. З а м ы к а ю ш и й - занимающийся, двигающийся в колонне последним.
Классифицируются строевые упражнения на следующие четыре группы: 1. Строевые приемы; 2. Построения и перестроения; 3. Передвижения; 4. Размыкания и смыкания. Управление строем осуществляется посредством команд, которые обычно подаются голосом или установленными сигналами. Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руки. Разомкнутый строй - строй, в котором занимающееся расположены в шеренгах с интервалом в один шаг или с интервалом, указанным преподавателем.
Основные группы строевых упражнений Строевые приемы 1. Команда «Становись!». По этой команде занимающийся встает в строй, принимая строевую (основную) стойку. 2. Команда «Смирно!». По этой команде принимается строевая стойка. В гимнастике соответствует «основной стойке». 3. Команды «Равняйсь!», «Налево - равняйсь!», «На середину - равняйсь!». 4. Команда «Отставить!». По этой команде принимается предшествующее ей положение. 5. Команда «Вольно!». По этой команде занимающийся, не сходя с места, ослабляет одну ногу в колене и встает свободно. 6. Команда «Правой (левой) - вольно!». Занимающийся отставляет правую (левую) ногу на шаг в сторону, распределяет тяжесть тела на обеих ногах и кладет руки за спину. Применяется в разомкнутом строю. 7. Команда «Разойдись!». Занимающиеся действуют произвольно. 8. Расчет. Команды «По порядку - РАССЧИТАЙСЬ!», «На первый и второй - РАССЧИТАЙСЬ!», «По три (четыре, пять и т. д.) - РАССЧИТАЙСЬ!» и др; расчет начинается с правого фланга. 9. Называя свой номер, занимающийся быстро поворачивает голову к стоящему слева от него и быстро принимает и. п. 10.Повороты на месте (команды «Напра-ВО!», «Нале-ВО!», «Кру-ГОМ!», «Пол-оборота нале-ВО!»). В отдельных случаях команды могут заменяться распоряжениями.
Построения и перестроения Построения - действия занимающихся после команды преподавателя для принятия (первоначально) того или иного строя. Развернутый строй группы перед началом занятий, как правило, одношереножный, реже двухшереножный. Для построения подается команда «В одну (две, три и т. д.) шеренгу-СТАНОВИСЬ!» Одновременно с подачей команды дежурный становится лицом к фронту в положение «смирно». Группа выстраивается слева от него. Перед докладом о готовности к занятиям дежурный выравнивает группу, рассчитывает ее, затем подает команду «СМИРНО! Равнение НАПРАВО (НАЛЕВО, НА СЕРЕДИНУ!). Не доходя строевым шагом 2-3 шага до преподавателя, дежурный останавливается и рапортует: «Товарищ преподаватель! На занятии присутствует группа... курса... факультета... По списку... человек, присутствует... человек. Дежурный...». Затем, кратчайшим путем пройдя на линию расположения преподавателя, поворачивается лицом к строю. После приветствия преподавателя и ответа группы дежурный дублирует команду преподавателя «ВОЛЬНО!» и встает на правый фланг строя. Построение в колонну выполняется по команде «В колонну по одному (по два, по три и т. д.) - СТАНОВИСЬ!» Группа выстраивается за преподавателем. Построение в шеренги, колонны, круги и т. д. по распоряжению. Например: «Встаньте в круг», «Встаньте в две шеренги». Перестроения - переходы из одного строя в другой. Перестроение из одной шеренги в две. После предварительного расчета на 1-й и 2-й подается команда «В две шеренги - СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад (счет «раз»); правой ногой, не приставляя ее, шаг вправо (счет «два») и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу (счет «три»). Перестроение из одной шеренгив три. После предварительного расчета подается команда «В три шеренги - СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую ногу, становятся в затылок вторыми номерами. Третьи номера делают шаг левой ногой вперед, шаг правой в сторону и, приставляя левую ногу, становятся перед вторыми номерами. Перестроение изшеренги уступом. После предварительного расчета по заданию («6-3 - на месте», «6-4-2 - на месте» и т. д.) подается команда «По расчету шагом - МАРШ!». Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель ведет подсчет до момента приставления ноги первой шеренгой. Так, при расчете «6-3 - на месте» - до 7; 9-6-3 - на месте» - до 10. Для обратного перестроения подается команда «На свои места шагом - МАРШ!». Все выходившие из строя делают поворот кругом, идут на свои места и, дойдя до них, делают поворот кругом. Преподаватель ведет подсчет «раз-два» до тех пор, пока последние, вошедшие в строй, не сделают поворот кругом. Перестроение из шеренги в колонну захождением отделений плечом.После предварительного расчета по 3-4 и т. д. подается команда «Отделениями в колонну по 3 (по 4 и т. д.) левые (правые) плечи вперед шагом - МАРШ!». По этой команде рассчитанные на отделения, сохраняя равнение по фронту, начинают захождением плечом до образования колонны. Вторая команда «Группа - СТОЙ!». Для обратного перестроения подаются команды: 1. «Кру - ГОМ!» 2. «Отделениями в одну шеренгу, правые (левые) плечи вперед, шагом - МАРШ!». 3. «Группа - СТОЙ!». 4. Последняя команда подается в тот момент, когда занимающиеся дойдут до своего места в шеренге. Перестроение из одной колонны в три уступом. После предварительного расчета по три подается команда «Первые номера-два (три, четыре и т. д.) шага вправо, третьи номера - два (три, четыре и т. д.) шага влево шагом - МАРШ!». Для обратного перестроения подается команда «На свои места шагом - МАРШ!». Перестроение выполняется приставными шагами. Перестроение из колонны одному в колонну по два (три и т. д.) поворотом в движении. При движении группы налево в обход подается команда «В колонну по два (три, четыре и т. д.) налево - МАРШ!» (как правило, команда подается, когда направляющий находится на верхней или нижней границе зала или площадки). После поворота первой двойки (тройки, четверки и т. д.) следующие делают поворот под команду своего замыкающего на том же месте, что и первые. Здесь же можно дать указание об интервале и дистанции, с тем чтобы не размыкать колонну потом специально. Для обратного перестроения подаются команды: 1. «Напра-ВО!» 2. «В колонну по одному направо (налево) в обход шагом -МАРШ!» При обучении целесообразно показать перестроение на нескольких занимающихся, останавливая их в тех местах, где должны подаваться соответствующие команды.
Виды передвижений
С т р о е в о й ш а г - шаг, при котором ногу надо выносить на высоту 15-20 см от пола (подошву держать горизонтально и ставить ее твердо на всю ступню); движения руками выполняются - вперед (сгибать в локтях так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса и на расстоянии ширины ладони от тела) и назад (руки прямые отводятся до отказа в плечевом суставе), пальцы слегка сжаты в кулаки. Команда: «Строевым шагом -МАРШ!». В практике встречается разновидность строевого шага, которая заключается в том, что движения руками выполняются с большой.амплитудой - вперед до высоты плеча, назад - до отказа и слегка наружу (движения ногами остаются те же). Эта разновидность имеет широкое применение во время массовых гимнастических выступлений и торжественных прохождений спортсменов. П о х.о д н ы й (об ы ч н ы й) ш а г отличается от строевого большей свободой движений. Команды: 1. «Шагом - МАРШ!» - подается для всякого движения шагом с места (даже на один шаг). 2. «Обычным шагом (бегом) - МАРШ!» - применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании упражнений в движении. Исполнительная команда подается под левую ногу. Движение на месте выполняется по команде: 3. «На месте шагом (бегом) - МАРШ!». 4. «Направляющий, на месте!» - подается тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как при выполнении упражнений в движении дистанция, как правило, большая. Переход с движения на месте к передвижению. Команды: 1. «Прямо!» (подается под левую ногу) - выполняется шаг правой ногой на месте, и с левой ноги начинается движение вперед. 2. «Два (три, четыре и т. д.) шага вперед (назад, вправо, влево) - МАРШ!» Прекращение движения по команде «Группа - СТОЙ!» - подается под левую ногу (выполняется шаг правой и приставляется левая нога). Для изменения характера передвижения подаются команды «Идти не в ногу!», «Идти в ногу!» (после такой команды необходимо вести подсчет до выполнения ее всей группой). Для изменения длины шага и темпа движения подаются команды Д в и ж е н и е б е г о м. Команда: «Бегом - МАРШ!» При переходе с движения шагом под музыку исполнительная команда подается под левую ногу, после чего занимающиеся делают шаг правой и с левой начинают движение бегом (то же при переходе с бега на шаг под музыку по команде «Шагом - МАРШ!». Если музыкального сопровождения нет, команда «МАРШ!» подается под правую ногу. Повороты в движении. Команды те же, что и для поворотов на месте, за исключением команды для поворота кругом. Исполнительная команда для поворота направо подается под правую ногу, после чего занимающийся, делая шаг левой вперед, поворачивается на левом носке и с правой ноги начинает движение в новом направлении. При ходьбе на месте после исполнительной команды поворот также осуществляется после постановки левой ноги. Исполнительная команда для поворота налево подается под левую ногу; поворот выполняется на правом носке. Для выполнения поворота кругом подается команда «Кругом - МАРШ!». Исполнительная команда «МАРШ!» подается под правую ногу, после чего занимающийся делает шаг левой вперед, полшага правой вперед, поворачивается на носках обеих ног и с левой ноги начинает движение в новом направлении. При выполнении поворотов в движении (особенно поворота кругом) целесообразно после подачи исполнительной команды вести подсчет, чтобы сохранить ритм движения. Обучать повороту кругом надо по разделениям, после того, как освоены повороты направо и налево. Перемена направления фронта захождением плечом. Команды: 1. «Правое (левое) плечо вперед шагом-МАРШ!» (при движении слово «шагом» опускается). По этой команде группа, не нарушая шереножного строя, движется вокруг левофлангового, который, обозначая шаг на месте, поворачивается вместе со всей шеренгой, соблюдая равнение. 2. «Прямо!» (подается под левую ногу), «На месте!» или «Группа -СТОЙ!» Д в и ж е н и е в о б х о д. Команда «Налево (направо) в обход шагом - МАРШ!». Если команда подается во время передвижения, то исполнительная команда «МАРШ!» должна быть подана у угла зала или площадки, а слово «шагом» исключатся. Д в и ж е н и е по д и а г о н а л и. Команда «По диагонали - МАРШ!». Передвижение противоходом - движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении. Команда «Противоходом направо (налево) шагом - МАРШ!». Интервал между встречными колоннами - один шаг. Может исполняться по прямым и косым направлениям. Д в и ж е н и е з м е й к о й - несколько противоходов подряд. Величина змейки определяется по первому противоходу. Д в и ж е н и е п о к р у г у. Команда «По кругу - МАРШ!». Исполнительная команда подается на середине одной из граница зала или площадки, после чего указывается дистанция, для того чтобы определить размер круга. Размыкания и смыкания Размыкания - способы увеличения интервала или дистанции строя. Смыкания - приемы уплотнения разомкнутого строя. 1. Размыкание: команда «Вправо (влево, от середины) на столько-то шагов разом-КНИСЬ!». Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, продвинувшись настолько, чтобы расстояние между ними и стоящими рядом сзади составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту. После подачи команды преподаватель ведет подсчет по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подается команда «Влево (вправо, к середине) сом-КНИСЬ!», и все действия выполняются в обратном порядке. Это же размыкание и смыкание может быть выполнено бегом. При подаче команды добавляется слово «бегом». 2. Размыкание приставными шагами производится по фронту. Команда «От середины (вправо, влево) на два (три и т. д.) шага приставными шагами разом-КНИСЬ!». После подачи команды преподаватель начинает подсчет по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние в шеренге (шеренгах), затем последовательно, через каждые два счета, вступают остальные. Для смыкания подается команда «К середине (вправо, влево) приставными шагами сом-КНИСЬ!».Смыкание все начинают одновременно. Преподаватель ведет подсчет по два до окончания смыкания. 3. Размыкание по распоряжению. Например: «Встаньте на два шага друг от друга», «Разомкнитесь на вытянутые руки» и т. д. 4. Размыкание по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал. Методические указания 1. Команды, как правило, разделяются на предварительные и исполнительные («Шагом - МАРШ!», «Кру - ГОМ!» и т. д.). Есть команды только исполнительные («РАВНЯЙСЬ!», «СМИРНО!» и пр.), но при необходимости перед их подачей преподаватель может добавить слова «отделение», «группа», «внимание», «колонна» и т. д., чтобы привлечь внимание занимающихся к исполнительной команде. Например: «Группа - СМИРНО!», «Колонна - СТОЙ!». Предварительная команда подается отчетливо, громко и несколько протяжно, чтобы занимающиеся могли понять, что предстоит сделать, и приготовиться к выполнению. Исполнительная команда подается после небольшой паузы обрывисто и энергично. Голос при подаче команд и пауза между предварительной и исполнительной командами должны быть соразмерны величине строя: чем больше строй, тем протяжнее предварительная команда и больше пауза между предварительной и исполнительной командами и громче подача последней. Исполнительная команда, являющаяся сигналом к началу работы, по произношению должна соответствовать характеру выполнения последующих действий. Так, если к началу движения бегом в быстром темпе следует подать команду громко и отрывисто, то для начала движения в медленном темпе и там, где невозможно выполнить команду одновременно всем занимающимся, ее следует подавать громко и протяжно. Следует помнить, что команда должна подаваться с твердой и повелительной интонацией. Нужно правильно акцентировать слова и уметь варьировать силу и тон голоса. Громкость подачи команды надо соразмерять с ее необходимостью. Недопустимы как неоправданно тихие команды, так и крикливость. Подавая команды, преподаватель должен находиться в положении основной стойки. 2. По предварительной команде занимающийся принимает положение стойки «смирно», поэтому подачей этой команды злоупотреблять не следует (в особенности при проведении обшеразвивающих упражнений). Если же команда «СМИРНО!» подана, то нужно требовать безупречного ее выполнения. 3. В некоторых случаях целесообразно заменять команды распоряжениями. Если команда определяет собой одновременное действие, из определенного и. п. определенным способом, то распоряжение допускает выполнение действий, не уложенных в счет, и несколько иными способами. Например: вместо того чтобы группе, сидящей на полу, подать команду «Нале-ВО!», лучше отдать распоряжение: «Повернитесь налево». 4. При подаче команд на перестроение надо соблюдать последовательность ее частей: а) название строя; б,) направление движения; в) способ исполнения. Например, при перестроении из колонны по одному в колонну по четыре команда должна быть подана так: «В колонну по четыре налево (направо) шагом-МАРШ!». При движении, если способ передвижения не меняется, его не указывают. В приведенном примере, если команда на перестроение подается для идущей группы, слово «шагом» опускается. При размыкании последовательность частей команды будет такой: а) направление; б) величина интервала; в) способ исполнения. Например: «Влево на два шага приставными шагами разом - КНИСЬ!». 5. Команды, в которых есть указание о направлении движения, различаются следующим образом: «налево» («направо») - движение в указанную сторону с одновременным поворотом в самом движении; «влево» («вправо») - движение в указанную сторону без поворота, т. е. боком. Общеразвивающие упражнения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 4659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.211 (0.01 с.) |