Упражнения на снарядах и специальных конструкциях. При 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на снарядах и специальных конструкциях. При




равном уровне спортивной подготовленности всех участников вы­ступления упражнения на гимнастических снарядах вызывают у зрителя наибольший интерес. Однако на пути широкого внедрения в программу массовых гимнастических выступлений упражнений на снарядах (как они этого заслуживают) стоят серьезные препятствия. Во-первых, дорогостоящий и пока не транспортабельный инвен­тарь. Были попытки замены стандартных гимнастических снарядов специальными конструкциями (1967 год, IV Спартакиада народов СССР, сводная колонна студентов физкультурных вузов; по проек­ту В. М. Абалакова были изготовлены вместо брусьев и бревен портативные конструкции снарядов и шестов). Этот путь, безуслов­но, перспективен, в особенности там, где не предполагается демон­страции сложных упражнений. Во-вторых, на гимнастических сна­рядах затруднено синхронное выполнение сложных маховых уп­ражнений.

Сольные упражнения. Если в программу гимнастических вы­ступлений включаются сольные выступления, то, как правило, солисты бывают уже готовы к ним. На репетициях определяется только их место в программе выступления, иногда проводится не­большая редакция, а главное — уточняется роль основного соста­ва участников во время сольного выступления. Сольное выступле­ние можно усилить за счет ограничения площадки (одного солиста на футбольном поле не каждый зритель может хорошо увидеть) и фонирующих упражнений основной группы участников. Если дви­жения фонирующей группы по содержанию, темпу будут соответст­вовать движениям солиста, то его выступление будет более ярким и богатым.

Массовые построения и пирамиды. Построения фигурами участ­ников выступления плоскостных изображений, например герба СССР или союзных республик, даты годовщины Великого Октября, лозунгов и приветствий, или пирамид, отражающих героический труд, великие победы советского народа, являются идейной осно­вой спортивного праздника, чему, собственно, он и посвящен. По­добные массовые построения, которые несут большую идейную на­грузку и которые зритель обычно глубоко и эмоционально воспри­нимает, не требуют значительных затрат репетиционного времени.

Фоновые действия. Фоновые действия сопровождают и уси­ливают зрелищный эффект массовых гимнастических выступлений. Для этого на трибуне, противоположной главной, размещается спе­циальная группа участников выступления со специальными флаж­ками. По ходу выступления фонирующая группа меняет цвет фо­на, показывает (мозаично) цифры, слова, эмблемы, символы и т. д. по сценарию выступления.

Уходы. Разрабатывая графики движения участников выступле­ния на уходе, следует помнить, что выступление, и в частности его апофеоз, уже состоялось. Поэтому в поиске лучшего варианта нуж­но выбирать такой, в котором уход участников выступления с пло­щадки был бы четким, коротким по времени и мажорным по на­строению.


МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Трудно представить себе гимнастическое выступление без му­зыкального сопровождения. Музыка усиливает и делает более до­ходчивой смысловую сторону гимнастического выступления и вмес­те с этим берет на себя значительную долю эмоциональной нагруз­ки. В связи с этим подбирать музыкальный материал нужно так же тщательно и вдумчиво, как и все содержание гимнастического вы­ступления.

При подборе музыкального материала следует учитывать:

а) соответствие музыкального материала теме праздника, кото­
рому посвящено выступление;

б) качество музыки как произведения искусства. Музыкальные
произведения, не получившие признания у зрителей, или вульгар­
ные, избитые мелодии могут вызвать отрицательные эмоции;

в) соответствие музыкального содержания действиям участников
выступления;

г) темп исполнения. При выборе музыкального произведения
следует согласовывать темп упражнения с нормальным темпом
выбранного музыкального произведения;

д) четкость и равномерность метрического отсчета. Музыкаль­
ные произведения, в которых отдельные части исполняются с изме­
нением метрического отсчета (лига, фермата, синкопа), вряд ли
могут быть использованы для массовых гимнастических выступле­
ний, так как создают условия для нарушения синхронности в дейст­
виях участников;

е) контрастность музыкальной программы по жанру и настрое­
нию. Это особенно важно учесть для тех случаев, когда выступле­
ние состоит из нескольких эпизодов и продолжается более 8—
10 мин.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Художественное оформление помогает восприятию идеи гимнас­тического выступления, создает зрительную иллюзию абсолютной синхронности совместных действий участников, усиливает конт­растность, выделяет и подчеркивает главное в программе выступле­ния.

Основными компонентами художественного оформления явля­ются: покрой, фактура и расцветка костюмов участников, архитек­тура, материал и расцветка реквизита и инвентаря, оформление площадки и примыкающего к ней пространства.

При разработке эскизов художественного оформления выступ­лений необходимо учитывать:

а) зрительное восприятие участников. Если главной задачей массовых гимнастических выступлений является агитация за физи­ческую культуру и спорт, то это и должно лечь в основу поиска наиболее подходящей модели костюма участника. Систематические занятия физическими упражнениями делают человека стройным, гармонично развитым, его тело становится прекрасным. Нужно


 




предоставить возможность зрителю в этом наглядно убедиться;

б) праздничность гимнастического выступления. В расцветке
костюмов участников желательно избегать серовато-темных тонов.
Если это невозможно, тогда попытаться сделать костюм более
праздничным за счет отдельных элементов (вставки, орнаменты,
блестки и т. п.);

в) сочетание расцветки костюмов, реквизита, инвентаря, пло­
щадки и фона. Площадка выступления (травяная, земляная, ас­
фальтовая), дальний фон (трибуна, здание, задник сцены, забор,
лес и т. п.) — факторы постоянные. Чтобы выделить главное —
участников выступления, необходимо подобрать расцветку кос­
тюмов участников, окраску реквизита и инвентаря, гармонирую­
щую с фактурой постоянных факторов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ

Работа по подготовке гимнастических выступлений осуществля­ется в различных направлениях. Причем ее объем и порядок вы­полнения не зависят от масштабов выступления (на школьном дво­ре, на сцене, в спортзале, на стадионе). По своему характеру и срокам выполнения эту работу можно разделить на два периода: предрепетиционный и репетиционный.

21.5.1. Содержание и порядок выполнения работы" в предрепетиционный период подготовки

Выяснение исходных данных. Прежде чем приступить к разра­ботке программы выступления, необходимо точно знать: цель вы­ступления, состав участников (количество, пол, возраст, спортив­ную подготовленность), место выступления, материальную базу, сроки выступления и условия подготовки.

Составление сценарного плана. Это наиболее ответственная и трудоемкая часть подготовительной работы, в результате которой намечается общий контур и характер отдельных номеров выступле­ния (выход, построения, упражнения и т. д.) и одновременно с этим определяется потребный материал, реквизит, а также продумыва-ются приветственный и дикторский тексты.

Разработка (в эскизах) необходимого инвентаря, реквизита. Первоочередность выполнения этой работы объясняется последова­тельностью творческой работы. Только после выполнения этого этапа работы можно приступать к следующему, поскольку от него зависит количественный раечет и в какой-то мере предопределяется строй участников выступления (рисунок, интервал, дистанция).

Изготовление эскизов костюмов участников. В результате этой работы должны быть изготовлены эскизы костюмов, по которым можно было бы судить об их покрое, фактуре и расцветке.

Составление схем построений и перестроений. Результатом этой творческой и довольно трудоемкой работы должны стать зафикси­рованные фигуры построений и графики передвижений участников с момента их выхода на площадку и до конца выступления. На этом


этапе работы уточняется количественный состав участников, а иног­да и порядок номеров программы.

Продумывая фигуру следует иметь в виду:

а) содержание и характер упражнений. Расстояния между участ­
никами, выполняющими сложные упражнения, должны быть та­
кими, чтобы зритель мог видеть как отдельных участников, так и
всех вместе (6—12 и). Если выполняются простые композиции уп­
ражнений, то дистанции и интервалы можно сократить до 1—3 м;

б) возможности участников и трудоемкость подготовки. В тех
случаях, когда возможности участников (возраст, спортивная под­
готовка) и сроки подготовки ограничены, не следует включать в
программу выступлений сложные фигуры построений и способы
перестроений;

в) зрелищность фигур построений, способов и рисунков пере­
строений. Придумывая фигуру построения или способы перестрое­
ния, не всегда нужно следовать принципам рациональности. Нуж­
но учитывать зрелищность каждого эпизода выступления с пози­
ции зрителя.

Подбор музыкального материала для отдельных номеров и со­ставление музыкальной программы всего выступления. Независимо от средств музыкального сопровождения руководитель выступле­ния подбирает музыкальный материал еще задолго до встречи с музыкальным оформителем. Часто выбор музыки осущеетрля'ется параллельно с обдумыванием общего плана выступления. Во всяком случае, руководитель выступления должен быть подготовлен к сов­местной работе с музыкальным оформителем так, чтобы дать заказ на конкретное музыкальное произведение или перечислить требо­вания к искомому музыкальному материалу (характер, размер, темп), передать расчет продолжительности каждого эпизода выступ­ления в тактах или в крайнем случае по времени.

Составление вольных упражнений. Независимо от сложности за­думанного упражнения работа по его составлению выполняется всегда в определенной последовательности, а именно:

а) изучение выбранного музыкального произведения, его струк­
туры и ритмических характеристик;

б) определение фигур расположения участников в процессе вы­
полнения упражнения, способов и моментов их перемен по музыке;

в) отбор сложных элементов или тематических поз и движений,
а затем определение их последовательности и места по музыке:
составление упражнения следует проводить с помощью эксперимен­
тальной группы.

Составление плана репетиций. План должен отвечать на вопро­сы: кто репетирует? что репетируется? где и когда проводится репе­тиция?

Составляя план репетиции, нужно: изыскивать возможности для разнохарактерной деятельности участников в пределах одного репетиционного дня, выбирать такие сочетания «группа участни­ков — время — место», которые исключали бы даже кратковремен­ные простои; предусмотреть завершение подготовки всего выступ­ления за несколько дней до генеральной репетиции.


 




21.S.2. Содержание и порядок выполнения работы в репетиционный период подготовки

Построение участников. Во всех случаях программы участники выступления должны быть построены по росту. Причем чем меньше интервалы и дистанции между участниками, тем выше должна быть точность ранжировки. Строгая ранжировка участников выступле­ния необходима для достижения синхронности в их действиях. Участ­ники выступления, стоящие в колонне по одному не по росту, но выполняющие все действия одновременно и с одинаковой амплитудой, воспринимаются зрителем как действующие несинхронно, потому что линии, соединяющие положения стоп, коленей на выпаде или кистей в положении руки в стороны, будут ломаными.

Проведение групповых репетиций. Эти репетиции проводят груп­поводы на установленных для каждой группы местах. Содержание и объем работы для репетиции определяются репетиционным пла­ном подготовки. В результате групповых репетиций участники должны: хорошо запомнить и уметь точно и в нужном темпе выпол­нять упражнения, овладеть парадным шагом, научиться ходить по разметкам (4 шага на разметку) или сохранять при ходьбе равнение в шеренгах, выполнять строевые приемы, входящие в программу выступления.

При проведении групповых репетиций рекомендуется:

а) каждую репетицию начинать с выполнения парадного шага»
и строевых приемов, что обеспечивает хорошую осанку, большую
свободу и выразительность последующих программных упражнений
участников;

б) перед разучиванием всей композиции упражнений в целом
предварительно отрабатывать отдельные позы и наиболее сложные
соединения;

в) количество повторений каждого фрагмента композиции долж­
но соответствовать его трудоемкости и степени усвояемости;

г) при разучивании даже небольшой части композиции (4—
8 единиц счета) возможно быстрее переходить на нужный темп
исполнения, чтобы избежать переучивания;

д) для достижения большей точности и согласованности упраж­
нений при разучивании отдельных фрагментов целесообразно со­
кращать дистанции между участниками группы до возможного ми­
нимума;

е) всеми мерами добиваться полной самостоятельности выполне­
ния упражнений каждым участником выступления.

Проведение сводных репетиций. Задачей сводных репетиций яв­ляется достижение согласованности, точности выполнения отдель­ных номеров и всей программы выступления в целом в соответствии с музыкальным сопровождением.

Первую сводную репетицию по каждому эпизоду программы выступления следует начинать с прослушивания музыки. Пока­зать, как нужно вести счет под эту музыку. Затем дать возможность участникам под музыку самим вести счет.

При повторении упражнения не обязательно начинать с самого


начала. Наоборот, лучше репетировать отдельными кусками, рас­пределяя репетиционное время в соответствии с трудоемкостью тех или иных фрагментов программы. Перед каждым повторением фрагмента объяснять участникам выступления, с какой целью он повторяется. Время от времени полезно дать возможность участни­кам посмотреть, как выполняются упражнения их товарищами.

Генеральная репетиция. На генеральной репетиции участникам предоставляется возможность выполнить программу в условиях, приближенных ко дню выступления. Чтобы убедиться в полной готовности участников к выступлению, следует оказывать им на генеральной репетиции минимальную помощь, такую же, как и на самом выступлении.

Часть IV

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИИ С РАЗЛИЧНЫМИ КОНТИНГЕНТАМИ

Глава 22

ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ ПО ГИМНАСТИКЕ
В ШКОЛЕ И ПТУ (Г ",

ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Планирование и учет — необходимое условие успешного веде­ния педагогического процесса.

Планирование помогает выделить основные и второстепенные задачи обучения, а также своевременно обнаружить и устранить имеющиеся недостатки. Оно предполагает определенную систему мероприятий, предусматривающих систематичность и последова­тельность в работе, хорошую организацию и необходимое содержа­ние занятий. В плане должны быть определены перспективы про­цесса обучения и воспитания, а также сроки выполнения намечен­ных мероприятий. При планировании работы по гимнастике не­обходимо учитывать контингент занимающихся, а также задачи и условия занятий.

В зависимости от задач и специфики коллектива планирование учебной работы осуществляется на длительный период (перспек­тивное планирование), на один год (годовое) и на короткие отрезки времени (полугодие, семестр, четверть). Работа по гимнастике в школах планируется по четвертям, в ПТУ и вузах — по полуго­диям, в спортивных школах и в секциях коллективов физической культуры — по периодам подготовки. Планирование охватывает все вопросы учебно-воспитательной работы с занимающимися и последовательно направляет их усилия на решения стоящих перед ними задач. Важно, чтобы намеченные планом мероприятия были доступны занимающимся. Планы необходимо систематически про-


 




верять и контролировать. Только при соблюдении этих условий планирование будет способствовать улучшению работы и решать задачи всестороннего физического воспитания. Контроль легче осуществить, если ведется систематический учет выполнения по­казателей плана.

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Основными документами планирования учебно-воспитательной работы являются: план работы, учебный план, программа, график учебного плана, рабочий план, план-конспект урока.

План работы

План работы — основной документ планирования, охватываю­щий все разделы работы. В средних школах и вузах его составляет старший преподаватель физического воспитания, в ПТУ — руково­дитель физического воспитания, в спортивных секциях, в спортив­ных школах — старший тренер. План обсуждается теми лицами, которые будут участвовать в его выполнении, и утверждается ру­ководителем учреждения (директором школы, ПТУ, председателем коллектива физкультуры и т. п.). Обычно он составляется по такой форме (табл. 9).

План работы включает следующие разделы:

1. Организационная работа. Этот раздел включает вопросы ком­плектования учебных групп, подбора преподавателей и распреде­ления обязанностей между ними, подготовки актива (инструкто­ров-общественников, судей), собрания, организационные сове­щания, проверки исполнения намеченных мероприятий, отчетов.

2. Учебно-методическая работа. Здесь предусматривается со­ставление всех документов планирования и учета работы, распи­сания, намечаются мероприятия, направленные на повышение ква­лификации преподавателей, тренеров (открытые уроки, взаимопо­сещения).

3. Учебно-тренировочная работа. В этом разделе указываются сроки занятий секций, дни и часы их работы по группам (отделе­ниям), вопросы составления календаря и положений о спортивных мероприятиях, плана сдачи норм комплекса ГТО, выделяются от­ветственные по видзм мероприятий.


 

4. Воспитательная работа. В этом разделе планируются меро­приятия, направленные на повышение идейно-политического уров­ня учащихся и учителей: доклады, беседы и лекции, имеющие отно­шение к гимнастике и воспитанию занимающихся, встречи с масте­рами гимнастики, призерами различных первенств. План данного раздела должен быть согласован с планом всей идейно-политической работы, которая проводится партийной, комсомольской, профсоюз­ной организациями данного коллектива.

5. Врачебно-контрольная работа. Указываются сроки меди­цинских осмотров занимающихся, преподавателей, консультации врача, специальные наблюдения и исследования, посещение вра­чом гимнастических залов, площадок для контроля за их санитар­ным состоянием, присутствие врача на соревнованиях.

6. Агитационно-массовая работа. Предусматриваются лекции и беседы, показательные выступления, выпуск специальных стенга­зет, массовые соревнования, посвященные торжественным датам, и другие мероприятия, способствующие пропагандированию гимнас­тики среди населения.

7. Финансово-хозяйственная работа. Этот раздел охватывает обеспечение занятий по гимнастике оборудованием и инвентарем, аренду и ремонт гимнастических залов и площадок, приобретение спортивных костюмов, эмблем, наглядных пособий и др.

В зависимости от задач и особенностей коллектива разделы пла­на и их содержание могут изменяться.

53.2.2.учебный план

Учебный план составляется на весь срок обучения. При его составлении необходимо учитывать цели и задачи обучения, подго­товленность занимающихся, возраст и состояние здоровья, мате­риальную базу, климато-метеорологические условия и т. п. В зави­симости от этого определять: 1) количество дисциплин, видов за­нятий и упражнений, подлежащих изучению, и последовательность их прохождения; 2) тематику теоретического курса; 3) количество часов, отводимых на каждую дисциплину, вид занятий, вид.упражне-ний, на весь срок обучения; 4) примерные сроки зачетов, экзаме­нов, соревнований.

При составлении учебного плана необходимо ориентироваться на общее количество часов, отведенных для занятий, и целесообраз­ное их распределение по всем разделам.

Для всестороннего физического развития занимающихся и сдачи ими норм комплекса ГТО планируются занятия дополнительными видами: легкой атлетикой, лыжами, плаванием и др. Количество часов для них выделяется из общей суммы.

Таким образом, учебный план делится на две части — теорети­ческую и практическую с указанием количества часов на каждую часть. Зная учебный план, можно приступить к составлению про­граммы.


22.2.3. Учебная программа

Учебная программа составляется на те же сроки, что и учебный план, и определяет объем знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть занимающиеся за весь период занятий. В ней определяется последовательность изучения и планирования учеб­ного материала.

Программа составляется по следующему плану:

1. Название программы. Например: «Учебная программа по гимнастике для спортивной секции школы №...».

2. Объяснительная записка. В ней определяются цели и задачи занятий, даются организационно-методические указания к про хождению материала программы.

3. Содержание программы. Оно излагается в такой же последо­вательности, как и в учебном плане: а) теоретические темы, б) практический материал, в) зачетные требования, г) рекомендуе­мая литература. В отличие от учебного плана во всех разделах перечисляются подробно упражнения, которые следует изучать.

Программу составляют после того, как будут определены задачи учебно-тренировочного процесса, контингент занимающихся, учеб­ный план. При планировании содержания занятий целесообразно начинать с упражнений на основных гимнастических снарядах, акробатических упражнений, упражнений художественной гимнас­тики, указывая их объем. Далее указываются прикладные упраж­нения, ОРУ без предметов, с предметами, строевые упражнения и" наконец, зачетные требования для подведения итогов занятий в конце четверти, полугодия или года. Это могут быть отдельные элементы или целые комбинации, нормативы комплекса ГТО или определенного спортивного разряда. После того как будет вы­полнена вся подготовительная работа по отдельным разделам, можно перейти к написанию программы в целом по указанному выше плану.

Учебная программа и учебный план являются руководящими документами и, как правило, утверждаются руководителями орга­низаций. Существуют государственные программы по гимнастике для ДСШ, программа физического воспитания учащихся учебных заведений профессионально-технического образования, программа физического воспитания учащихся средней школы и др. Препода­вателю (тренеру) необходимо лишь составлять график учебного плана, рабочий план и конспект урока, руководствуясь государст­венными документами.

22.2.4. график учебного плана

График учебного плана конкретизирует учебный план и про­грамму, организацию и порядок проведения занятий (как правило, в данном учебном году). График учебного плана составляется на основании учебного плана и программы и определяет: 1) содержа­ние учебного материала, подлежащего изучению; 2) последователь­ность изучения видов упражнений; 3) систему контрольных уп-


ражнений и примерные сроки проверки их выполнения. Контроль­ные упражнения должны распределяться равномерно по периодам обучения, без перегрузки ими занимающихся в конце года. Гра­фик учебного плана в школе составляется для параллельных клас­сов, в ПТУ и вузе — для каждого курса (года обучения). Пример­ная форма графика учебного плана приводится в табл. 10.

22.2.5. Рабочий план

Рабочий план представляет собой систематизированное изложе­ние учебного материала программы, детально разработанного и расположенного в порядке возрастающей трудности. Рабочий план — это более детальное планирование хода и результатов учебного процесса. Составляется он на небольшие периоды времени на основании графика учебного плана для каждого класса в школе и для каждого курса (года обучения) в ГПТУ и вузе (табл. 11). В нем определяются: 1) количество упражнений, тематика теоре­тического, методического и практического курсов, подлежащих изучению на планируемый отрезок времени; 2) количество повто­рений каждого вида упражнений; 3) последовательность прохож­дения учебного материала; 4) точные сроки зачетов, экзаменов, прикидок, контрольных занятий, соревнований.

Учитывая общее количество занятий и особенности занимаю­щихся, содержание каждого раздела программы необходимо раз­делить на отдельные темы и указать количество повторений каждой из них. Форма рабочего плана может быть различной. В связи с этим в практике работы этот документ называют по-разному: те­матический план, календарный план, поурочный план и пр. Не следует принимать их за разные документы, все это формы рабочих планов.




План-конспект урока

План-конспект урока наиболее полно раскрывает содержание, методику и организацию каждого занятия (табл. 12). Он составля­ется на основании графика учебного плана и рабочего плана и представляет собой звено в последовательной системе уроков фи­зического воспитания занимающихся. В конспекте прежде всего определяются задачи урока, продолжительность его частей, чере­дование видов упражнений, их содержание, дозировка, основные построения и перестроения. Так как главные задачи решаются в основной части, то вначале определяется содержание и порядок проведения этой части. Затем подбираются нужные упражнения для подготовительной части, подводящие упражнения. Заключи­тельная часть урока составляется исходя из содержания учебного материала урока, нагрузки и характера последующей деятельности занимающихся.

При составлении очередного конспекта урока необходимо учи­тывать результаты предыдущего занятия и вносить соответствующие коррективы.



При включении в урок игр и эстафет следует кратко излагать их содер­жание и условия проведения.

Для наглядности желательно дополнить конспект чертежами, рисунками, графическими изображениями. Кроме того, в соответствии с конспектом урока следует подготавливать наглядные пособия и ориентиры, облегчающие усвое­ние изучаемого материала,

УЧЕТ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Чтобы добиться правильной постановки работы, необходимо анализировать и изучать накопленный опыт. Правильный учет работы позволяет определить, как решаются задачи, правильно ли предварительное планирование, какова динамика физического развития занимающихся. Учет должен охватывать все разделы учебно-воспитательной работы, проводиться систематически, быть всесторонним и в то же время простым и наглядным.

В практике работы по гимнастике определились три вида учета: предварительный, текущий, итоговый.

Предварительный учет позволяет изучить состав групп, уточ­нить условия проведения занятий, состояние здоровья, физиче­ского развития, физической подготовленности. Для более конкрет­ного знакомства с занимающимися необходимо провести контроль­ное занятие, на котором определяется их уровень физического раз­вития и технической подготовленности. Результаты контрольного занятия записываются в журнал для последующего сравнительного контроля. Все это позволит правильно и конкретно спланировать всю методическую документацию, укомплектовать группы, отделе­ния.

Текущий учет позволяет следить за всем ходом учебно-воспита­тельного процесса, за посещаемостью, за состоянием здоровья за­нимающихся, их физическим развитием, спортивным ростом, свое­временно вносить необходимые коррективы. Преподаватель система­тически направляет занимающихся на медицинское обследование, просматривает результаты обследования и учитывает их при про­ведении занятий. Врач и преподаватель должны работать в тесном


контакте. Особенно внимательно следует наблюдать за самочувст­вием занимающихся в специальных группах.

Итоговый учет осуществляется в конце периода учебной работы (четверти, полугодия, года), он подводит итоги учебно-воспита­тельной работы на основании данных текущего учета, а также ре­зультатов соревнований или нормативных испытаний, зачетов, экзаменов. Учебный год следует заканчивать итоговыми соревно­ваниями или контрольно-соревновательными уроками (занятиями), в которых должны участвовать все занимающиеся. Поэтому про­грамма итоговых соревнований должна включать упражнения раз­ной трудности. Полученные результаты соревнований, контроль­ных уроков позволяют преподавателю судить о правильности пла­нирования учебного материала и методике обучения. По этим показателям занимающиеся могут наблюдать за своим спортивным ростом и физическим развитием.

Основным документом учета результатов учебного процесса является журнал учебной группы (отделения). От­ветственность за ведение журнала возлагается на преподавателя физического воспитания (тренера).

На страницах журнала ведется учет: посещаемости занятий, выполнения учебного плана; сдачи контрольных нормативов; сдачи норм ГТО; участия в соревнованиях и контрольных занятиях (уро­ках); активности занимающихся; заболеваний и травм.

Гимнастам старших разрядов рекомендуется самостоятельно вести индивидуальный дневник, который поможет тренеру и самому гимнасту следить за ходом учебно-тренировочного процесса.

На страницах дневника записываются: 1. Результаты врачеб-но-контрольных обследований и физического развития, данные по срокам обследования, замечания. 2. Режим и самочувствие (сон, режим питания, самочувствие, пульс). 3. Результаты выполнения заданий по физической и технической подготовке (наименование заданий, сроки выполнения, дата выполнения, результаты в бал­лах, замечания тренера). 4. Результаты соревнований, прикидок (наименование соревнований, дата, виды многоборья, баллы). 5. Регистрация заболеваний и травм (вид травмы, заболевания, причина, сколько пропущено тренировок).

Годовой отчет

Итог всей работы подводится в годовом отчете, где анализирует­ся состояние всех разделов работы. В итоговом отчете используют­ся данные всех видов учета, дается полная характеристика всей проделанной работы: 1. Общая характеристика состава занимаю­щихся. 2. Выполнение учебного плана. 3. Выполнение методиче­ской работы. 4. Воспитательная работа. 5. Посещение занятий и отношение к ним. 6. Условия занятий (материальная база, инвен­тарь, оборудование, санитарное состояние). 7. Влияние занятий на здоровье и физическое развитие занимающихся. 8. Спортивный рост занимающихся. 9. Результаты сдачи норм комплекса ГТО.

10—1760 273


10. Участие в показательных, агитационно-массовых выступлени­ях и других общественно-политических мероприятиях. 11. Выводы и предложения.

Итоговый отчет должен быть обсужден со всеми преподавате­лями (тренерами, сотрудниками) на совместном совещании, что позволит критически оценить работу коллектива и улучшить ее планирование в новом учебном году.

Приведенные в главе рекомендации по планированию и учету могут быть использованы и в физкультурно-массовой, самодея­тельной работе по гимнастике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.068 с.)