Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника упражнений и их классификацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По своему назначению упражнения на коне, как и другие гимнастические средства физического воспитания, делятся на группы: обшеразвивающие, специальные, прикладные и спортивные. Спортивные упражнения классифицируются по структурным признакам, исходя из общих биомеханических закономерностей и особенностей техники. ОРУ делятся на группы сначала по анатомо-то-пографическому признаку: по воздействию на отдельные части опорно-двигательного аппарата, а внутри групп — по физиологическому признаку: преимущественному влиянию на развитие физических свойств, качеств, функций двигательного аппарата. Назначение специальных упражнений — комплексное, сопряженное воздействие на развитие качеств двигательного аппарата и формирование конкретных, частных навыков. Поэтому они классифицируются по конкретным задачам воздействия на двигательный анализатор: выделяются группы заданий на дифференцировку пространственных, временных и силовых характеристик тех или иных спортивных движений. Прикладные упражнения на коне классифицируются по тем же признакам, что и остальные прикладные упражнения (см. гл. 7). 8.2.2.1. Упражнения общеразвивающего характера Поскольку упоры на прямых руках на коне требуют довольно высокого уровня развития силы мышц, поднимающих туловище, упражнениям на коне должна предшествовать подготовка с помощью аналогичных по воздействию движений, но вызывающих меньшее напряжение мышц. Это движения в смешанных упорах и седах на полу, скамейке, низком бревне на месте и с перемещениями. Одно- П временно с укреплением мышц, опускающих плечевой пояс, применяют ОРУ для укрепления боковых и косых мышц туловища и отводящих мышц ног: махи ногой в сторону и удержание поднятой ноги, упоры лежа боком и махи ногами в этом положении, повороты в упорах лежа и сочетания этих и других движений. Их можно делать на полу, скамейке, гимнаетической стенке, с амортизаторами, с отягощениями, вдвоем. После такой предварительной подготовки на коне, лучше всего на удлиненном, но без ручек, выполняют: седы ноги врозь поперек и продольно; одновременное и поочередное опускание и поднимание тела в плечевых суставах из упора верхом; перемахи согнув ноги вперед и назад, одной и двумя ногами; смена положения ног; из упора етоя с прыжка боковые перемахи в седы; в седах махи одной в сторону; упоры лежа боком и взмахи свободной ногой в сторону; из упора лежа левым боком махом влево смена положения тела; те же движения, но в упорах спереди, верхом, сзади; упоры присев на одной; упоры на колене и махи в сторону, назад; повороты в упорах приеев на одной и в упоре на колене; угол в упоре; то же ноги врозь вне поперек; перемах правой вне и назад — перемах левой вне и назад и т. д. Из этих и подобных им движений составляют учебные задания в виде комбинаций с таким расчетом, чтобы все движения были симметричными: в правую и левую сторону; правой и левой ногой. Например: из упора стоя правая на левой ручке, левая на теле коня, с прыжка перемах согнув левую в сея верхом левой — сгибая ноги сменить положение — круг левой с поворотом кругом в сед верхом левой на ручках (с опорой правым бедром) — круг правой с поворотом налево на 270° в сед ноги врозь поперек хватом за ближнюю ручку — мах назад (соединяя и вновь разводя ноги) — мах вперед — махом назад скрещение с поворотом кругом в сед ноги врозь поперек лицом наружу — мах назад и соскок ноги врозь. То же с другой ноги, в другую сторону (с другого конца коня). 8.2.2.2. Прикладные упражнения Прикладные упражнения на коне дополняют такие распространенные средства прикладной подготовки, как разновидности бега, прыжков, метаний, лазаний; преодоление препятствий; переноска груза (см. гл. 7). Бее прикладные упражнения на коне можно разделить по направленности на общеприкладные (трудовая боевая и бытовая деятельность) и спортивно-прикладные (вольтижировка, подводящие упражнения к технически сложным упражнениям на других снарядах). Общеприкладные упражнения применяются в занятиях основной гимнастикой, профессионально-прикладной, военно-прикладной; проводятся, как правило, игровым и соревновательным методами. Игры, эстафеты включают переле-зания через снаряд, подлезания, поднимание, перестановку, переноску, установку коня, козла и дополнительных приспособлений к ним. Участие в эстафетах и играх кроме совершенствования прикладных навыков способствует согласованности коллективных действий, развитию самостоятельности, активности и других социально значимых качеств личности занимающихся. Пример эстафеты: команды стоят в колоннах на линии одной из сторон зала; посредине зала на пути движения поперек к нему конь g ручками (или без ручек). По сигналу преподавателя направляющий бежит, вращая скакалку; передвигается в упоре (упоре лежа сзади согнув ноги и т. п.); подлезает под конем (прямо, петлей, восьмеркой и т. п.); передвигается на четвереньках (по-пластунски, прыжками на двух и т. п.) до стены, касается ее рукой (ногой); поворачивается кругом и бежит в обратном направлении; снова преодолевает снаряд, но уже сверху (наступая, прыжком боком или углом, боком согнув ноги и т. п.); обегает коня, возвращается на место справа от команды и, передав эстафету, встает в затылок колонне. Если эстафета проводится в заключительной части занятия, то все действия упрощаются, нагрузка снижается, в нее включается и уборка снарядов. Кроме перечисленных вариантов можно "в условие эстафеты-игры включить вынос и установку снарядов; предусмотреть другие коллективные действия; разнообразить способы передвижений (вдвоем, с предметами, с метанием и ловлей мячей и пр.) и преодоления препятствия. 8.2.2.3. Специальные упражнения В системе подготовки гимнастов специальные упражнения применяются как подготовительные, подводящие, имитационные, на решение узких двигательных задач, для формирования рабочей осанки при одновременном воздействии их и на повышение функциональных возможностей двигательного аппарата и анализаторов. Задачи специально-двигательной подготовки лучше всего решать с помощью тренажеров и специальных приспособлений, комбинированных снарядов, снимающих часть внешней нагрузки, упрощающих условия равновесия. В их отсутствие универсальным прие- мом обучения служит проводка — направляющая физическая помощь партнера при выполнении следующих движений: размахивание в стороны в висе на гимнастической стенке (верхней жерди, перекладине); кружение телом в висе на кольцах («воронка»); то же из виса лежа; размахивание в стороны в упоре на руках на брусьях; то же над конем без ручек (рис. 81); ходьба в упоре и упоре углом на полу и на брусьях;«тачка» в различных вариантах (ходьба, бег, прыжки вперед, в сторону, назад); передвижение в упоре и упоре ноги врозь вне на коне (с «5 ручками и без ручек) поочередными перехватами вперед (вправо, влево, назад). Эти упражнения организуются чаще всего соревновательным методом с целью повышения моторной плстности занятий и увеличения их физической и эмоциональной нагрузки. 8.2.2.4. Спортивные упражнения Начальная спортивная подготовка на коне заключается в разучивании размахивания, одноименных перемахов и их соединений, разноименных перемахов и их соединений с одноименными, скрещений и соскоков перемахами двумя ногами боком и утлом. Собственно перемещения ног над снарядом — перемахи — это не самостоятельные действия только ногами, а следствие колебательного движения всего тела с добавлением к нему небольших поворотов тазового пояса вокруг продольной оси. Движения гимнаста на коне подчиняются общим законам механики, в частности законам колебания физического маятника (см. раздел 8.1). Но следует учесть особенности конструкции снаряда. В частности, тело коня не позволяет гимнасту принимать строго вертикальные положения; часть усилий постоянно направлена на удержание тела в наклонном положении, так как моменты сил тяжести ног прижимают их к коню, а гимнаст не должен этого допустить. Руки и плечевой пояс, являясь опорными для рабочих звеньев — туловища и ног, непосредственно взаимодействуя с опорой, управляют перемещением тела в целом. Действия плечевым поясом имеют «ведущее» значение для управления колебательным движением всего тела (В. И. Говердовский). Эффективное выполнение опорной и «ведущей» функций требуют относительной стабильности положения плечевого пояса, ограничения его перемещений над опорой. На рис. 82 видно, что величины перемещений плечевого пояса относительно центра площади опоры значительно уступают амплитуде движения ступней. В ма-ятникообразных, маховых движениях эти различия еще значительнее (рис. 83). Общность техники всех базовых движений на коне — махов разведенными ногами и кругов двумя без поворотов — проявляется в сходстве траекторий ц.т.т. При всех типах колебательного движения тела в упоре на коне: маятникообразном, круговом и смешанном — все точки тела совершают колебательные движения вокруг центра масс, место которого в пространстве остается постоянным: над серединой площади опоры. Общность всем спортивным упражнениям на коне придают и единые требования к рабочей осанке, как основе рациональной техники. При всех круговых движениях двумя ногами тело удерживается выпрямленным, но слегка «закрытым» в грудной части. Особенности маятникообразных махов определяются тем, что при подъеме ног фронтальным махом всего тела гимнасту приходится преодолевать сопротивление внешних сил, в основном моментов сил тяжести звеньев нижней части тела; но зато при опускании из верхних точек пути они же помогают поддерживать и увеличивать скорость и размах колебательного движения. Обособленное положение ног, чаще всего расположенных по разные стороны снаряда, создает возможности для более актив* ных, чем при кругах двумя, действий каждой из них. И, что особенно характерно, не только в двухопорных (ДОФ), но и в одноопор-ной фазе действий (ООФ). Увеличение давления на опору одной рукой в ООФ в сторону, противоположную маху ногами, приводит к увеличению размаха колебания тела и создает условия для перескока, т. е. перехода в фазу полета, безопорную (БОФ). Обобщенной моделью, эталоном всех маховых движений на коне не случайно считаются скрещения. В их механических характеристиках все признаки совокупности махов предстают в наиболее чистом виде. Вполне оправданно и их центральное место в системе базовой технической подготовки гимнастов: скрещения надо начинать разучивать сразу после освоения размахиваний в упоре верхом. На рис. 84 показано модельное, эталонное скрещение вправо. Для его выполнения с максимальной высотой подъема нижней части тела и ног необходимо еще предыдущим махом влево отвести тело от правой руки до горизонтали. При спаде в вертикальный упор (кадр 1) под действием момента силы тяжести тело получает вращение вокруг ц.т.т. против часовой стрелки. Его можно увеличить дополнительным провисанием в сочленениях плечевого пояса. После прохождения вертикали ускорение вращения достигается взмахом правой, «ведущей» ногой, резким отведением и сгибанием ее в тазобедренном суставе (кадр 2), вызывающим реактивно увеличение давления на правую ручку. После отталкивания правой рукой мах вправо-кверху продолжается обеими ногами (кадр 3). Причем торможение правой ноги реактивно вызывает ускорение в том же направлении движения нижней части туловища и левой ноги. В сочетании с от- водящими усилиями левой руки это приводит к увеличению угла отведения туловища от левой руки. Встречные перемахи в самом конце подъема ног получаются в результате небольшого поворота тазового пояса налево (кадр 4). Во время опускания нижней части тела под действием момента силы тяжести гимнаст удерживает прогнутое положение и стремится как можно раньше опустить правую руку на опору (кадр 5). Обучение основным движениям. Прежде чем осваивать основные элементы начальной спортивной подготовки, необходимо сформировать у занимающихся базовые навыки рациональной осанки и «маятника» во фронтальной плоскости в простейших условиях опоры. Это достигается применением общеразвивающих и специ" альных упражнений, перечисленных выше. Размахивания на коне начинают изучать в упоре верхом. Для маха вправо из упора верхом левой все звенья нижней части тела нужно отвести влево до отказа. После свободного спада в вертикальный упор с небольшим провисанием правую ногу резким броском поднять вправо-кверху. Левая нога остается внизу и лишь при торможении правой реактивно достигает крайнего правого положения. Мах влево начинается с опускания правой ноги; гимнаст удерживает нижнюю часть туловища у правой руки, пока тело не выпрямится вследствие опускания ног. После этого ускорение маха влево продолжается активным приведением правой и последующим отведением левой ноги. В каждом подходе размахивание выполнять как в упоре левой, так и правой. Акцент в броске ведущей («задней») ноги необходим на обеих крайних точках маха как влево, так и вправо; как левой, так и правой ногой. «Маятник» в упоре верхом. Когда освоено размахивание в ДОФ, надо научиться отталкиванию рукой в конце каждого взмаха и постепенно увеличивать ООФ. Одновременно приступать к разучиванию соединения перемахов вперед из упора и назад из упора верхом («маятник»), для чего последовательно выполнять: на комбинированном снаряде перемах правой — мах влево — перемах правой назад — перемах левой — мах вправо — перемах левой назад и т. д. Помощь оказывать стоя сзади и одной рукой подталкивая ведущую ногу снизу, а другой — нижнюю часть туловища сбоку. То же на коне с ручками, предварительно осуществив проводку по всему упражнению и фиксацию граничных поз — край- них верхних положений ног. Многократно, в каждом занятии самостоятельно выполнять «маятник», добиваясь увеличения амплитуды колебания всего тела и высоты подъема каждой ноги. Систематическое применение на протяжении всей базовой подготовки этого упражнения служит сначала контрольным, классификационным для начальной ступени подготовки, а затем разминочным и настроечным фактором на предстоящую работу. Скрещение. Аналогичным путем осваиваются размахивание в упоре и упоре сзади, перемахи из упора верхом в упор сзади и обратно. Из упора верхом правой перемах левой — перемах правой назад — мах влево — перемах правой — перемах левой назад — мах вправо и т. д. На основе «маятника» легко освоить разноименный перемах назад из упора верхом и одноименный круг из упора. После этого следует довольно длительный период освоения темповых обратных и прямых скрещений на комбинированном снаряде. Их сначала выполняют без акцентированных взмахов ногами, только за счет колебательного движения всего тела, затем добавляют акцентированные, бросковые взмахи «ведущей» (в обратном скрещении — «передней», а при прямой — «задней») ногой. На коне каждое скрещение сначала выполняют в виде проводки с фиксацией верхних положений ног, затем из размахивания с оказанием помощи, чередуя работу на основном снаряде и комбинированном. Начальный этап подготовки заканчивается примерно следующим контрольным упражнением, которое нужно освоить одинаково хорошо в обе стороны: с прыжка перемах правой — мах влево — перемах правой назад — круг левой — перемах левой — перемахом правой с поворотом налево соскок.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.67 (0.012 с.) |