Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 27 меры предупреждения травм на занятиях гимнастикойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
27.1. ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА В ГИМНАСТИКЕ Многие гимнастические упражнения, особенно упражнения, выполняемые на снарядах, требуют определенной технической и физической подготовленности. Неловкость и неточность в исполнении упражнений связаны обычно с_ ударами о снаряд, срывами и паде -н и ями, которые могут сопровождаться различными повреждени я -ми_ двигательного аппарата.^Для предупреждения падений на твердый пол применяются различные матьь Неправи льное их ис поль-зование может также вызвать разнообразные травмы.) Около 20%_пов реждений в г имнастике связано с моментом пр изе мления после соскоков с о снаряда. Преимущественная нагрузка на руки также создает большую возможность их повреждения. Травмы чаще всего возникают из-за нарушения рпптнртг твутшцу организационных и методических требований со ст ороны руководителя, преподавателя, тренера или самого занимающегося. Основные причины травматизма в гимнастике:. 1. Несоблюдение правил организации занятий. 2. Нарушение методики и несоблюдение принципов обучения. 3. Недостаточная воспитательная работа с занимающимися. 4. Несвоевременная проверка оборудования и инвентаря. 5. Нарушения санитарно-гигиенических условий. •^б. Отсутствие систематического врачебного контроля и самоконтроля. С/7. Недооценка или неправильное применение приемов страховки. г Ги мнастич еский зал долже^_сдш:в£1£Т.воватьопределенным стандартам. Неумелая расстановка снарядов создает благоприятные условия для получения травм. При определении расстояния снарядов друг от друга необходимо предусмотреть возможные пробежки после соскоков, опорных прыжков. Часто причиной травм является от сутствие или недостаточ но активная разминка. Как правило, в начале занятий проводится общая разминка с Целью подготовки всего организма к предстоящей работе, а перед каждым видом многоборья — специальная разминка с учетом особенностей взаимодействия спортсмена с гимнастическим снарядом. Специальная разминка должна разогреть и подготовить к работе те мышцы, суставы и связки, на которые падает наибольшая нагрузка в данном виде многоборья. 27.2. ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ УПРАЖНЕНИЙ Для предупреждения травматизма на занятиях гимнастикой необходимо придерживаться определенных правил, обязательных для всех занимающихся. Это прежде всего четкая организация учебно-тренировочного процесса и высокая дисциплина всех занимающихся, направленные на обеспечение безопасности и на соблюдение условий, исключающих вредное влияние на их здоровье. Исключается самовольный доступ к снарядам. Вход в зал должен быть организованный, под руководством преподавателя (тренера). Число отделений (подгрупп) определяется с учетом количества преподавательского состава на занятии. Отделения должны размещаться на достаточном удалении от снаряда, сбоку от него. Чтобы не отвлекаться, лучше занять положение к другим отделениям спиной. Любое перемещение в зале, переход для смены снарядов или выход из зала допустимы только по общей команде или с разрешения преподавателя. При выполнении групповых упражнений очень важно соблюдать дистанцию, позволяющую без помех выполнять
задание. Во избежание травм костюм^з анимающихся должен о тве чать уст ановленным требованиям: мягкая обувь (чешки, носки, тапочки из материи), трусы иЛ1Г"брюки трикотажные без боковых карманов, майка, свободно облегающая куртка. Костюм должен быть чистым и хорошо подогнанным по фигуре. Размещение снарядов может быть разнообразным. В зависимости от закладных деталей для крепления стационарно расположенных снарядов (кольца, брусья, настил для вольных упражнений и др.) устанавливаются переносные снаряды с учетом мест приземлений после соскоков и возможных пробежек после них. Переносные снаряды надо перемещать с помощью специальных тележек. Число снарядов определяется с учетом количества одновременно занимающихся в зале. При этом учитывается содержание занятий, состав занимающихся. Вмонтированные закладные детали для перекладины можно использовать для брусьев разной высоты, закладные детали для опорного прыжка пригодны также для коня с ручками и бревна (при необходимости). Чтобы обеспечить безопасность, снаряды обкладывают матами с учетом мест приземления после соскоков и возможных срывов и падений. Часто в местах приземления укладывают два слоя матов. Для разучивания сложных соскоков используются утолщенные (поролоновые) маты. Перед каждым подходом к снаряду проверяют укладку матов, чтобы не было зазоров, наложения края мата на другой и т. п. Систематически, н е реже рязя в год, необходимо тшятельнг> ос матривать подвесные сна р_яды (кольца, канат, шест)Г~ГИМнжгги-ческие стенки, подвесные пояса для страховки и т. д. Особенно часто и внимательно следует проверять места крепления снарядов, их надежность. Важно приучить занимающихся бережно и аккуратно пользоваться магнезией. Окончив занятия, надо очистить снаряды от магнезии, маты протереть слегка влажной тряпкой. Мягкий инвентарь (площадка для вольных упражнений, акробатическая дорожка и др.) регулярно чистят пылесосом. В перерыве между занятиями проводится влажная уборка всего зала, помещение проветривается. Генеральную уборку следует проводить раз в неделю. Все эти меры будут способствовать улучшению гигиенических условий и предупреждению травм. Страховка позволяет решать не только задачи психологической подготовки гимнастов (преодоление страха), но и позволяет избежать травмы. Под страховкой следует понимать готовность преподавателя (тренера) своевременно оказать помощь исполнителю упражнений в случае неудачного выполнения. Страховка имеет немаловажное психологическое значение, особенно при выполнении упражнений, связанных с риском. В практике применяют индивидуальную страховку и групповую с использованием технических средств: специальных поясов (лонжи), петель, крепящих кисти к снаряду, амортизирующих устройств, утолщенных поролоновых матов, ям с поролоном и других технических средств. Злоупотребление ими в обычных условиях лишаег гимнаста уверенности, способствует появлению излишнего страха, следствием которого могут быть и травмы. Варианты страховки используются в зависимости от индивидуальных особенностей тренера и обучаемого: роста, веса, быстроты реакции, физической силы и др. Стоящий на страховке обязан хорошо знать технику выполнения упражнений и в зависимости от обстановки правильно выбрать место для оказания страховки, умело использовать разновидности страховки, не мешая гимнасту выполнять упражнение; знать индивидуальные особенности учеников. Страхующий должен учитывать, что буквально каждое гимнастическое упражнение имеет свои специфические особенности страховки, свои меры безопасности, а также приемы страховки. Наряду с обеспечением страховки тренер должен прививать занимающимся навыки само страховки. Под самостраховкой следует понимать способность гимнаста самостоятельно выходить из опасных положений, прекращая выполнение упражнений или изменяя его с целью предотвращения возможных травм. Важной мерой предотвращения травматизма является врачебный контроль и самоконтроль. Гимнасты обязаны не реже одного раза в год проходить медицинское обследование. В специальном дневнике самоконтроля следует ежедневно регистрировать самочувствие, настроение, степень утомления, вес, пульс, аппетит и др. Перед началом занятия преподаватель интересуется данными самоконтроля. В случае жалоб на усталость, недомогание необходимо принять меры: снизить нагрузку, воздержаться от обучения сложным упражнениям и т. п. В отдельных случаях направить занимающегося к врачу. ОРУ. При плохой организации коллективного выполнения упражнений (недостаточная дистанция и интервал) наблюдаются случаи ушибов в результате столкновения с соседями. Ряд повреждений связан с выполнением упражнений на гибкость (шпагат и др.), что объясняется недостаточной подготовленностью к этим элементам. Причиной травматизма может быть и неудовлетворительное состояние мест занятий (например, скользкий пол, наличие посторонних предметов, препятствий). Предупредить подобный травматизм не представляет трудности, если преподаватель тщательно продумал содержание занятий. А ОРУ в парах — начальная форма приобретения навыков страховки и помощи. Акробатические упражнения. Основной причиной большинства повреждений при выполнении акробатических упражнений является недостаточная техническая и физическая подготовленность занимающихся. Типичные ошибки: слабый толчок руками или ногами, расслабленное тело, перекос в полете, приземление на полную ступню или на расслабленные ноги, руки. Рекомендуется достаточное внимание уделять подготовительным упражнениям направленного характера. Для подготовки лучеза-пястного сустава — вращательные движения кисти; подскоки в упоре лежа; передвижения на руках в упоре лежа; из положения стоя согнувшись падение вперед в упор лежа.
Для подготовки голеностопного сустава — вращательные движения стопой; то же с сопротивлением; поднимание на носки, опираясь передней частью стопы на возвышение высотой 5 см. Умелая страховка при выполнении акробатических упражнений имеет большое значение. Неумелая страховка равносильна ее отсутствию или, что еще хуже, может привести к травме. В связи с этим при применении страховки в процессе обучения от страхующего требуется: 1. Знание техники данного упражнения. 2. Быстрота реакции для обеспечения своевременной страховки. 3. Умение быстро и правильно выбрать место для страховки. 4. Умение выбрать для приложения усилия удобный момент. Широко применяются для страховки ручные пояса (лонжи). Двое страхующих держатся за концы веревки. Задача страхующих — действовать согласованно. Гораздо совершеннее так называемый подвесной пояс. При страховке веревки надо держать свободно и в случае опасного падения быстро их натянуть. Особое внимание необходимо обратить на обучение занимающихся навыкам самостраховки. С этой целью использовать прыжки в глубину с приземлением на ноги, на маты, на спину, на живот, в кувырок. Очень часто причиной повреждений являются различные недостатки в подготовке мест занятий. Здесь особое внимание надо обратить на укладку матов с точной их стыковкой, без щелей между ними. Упражнения на бревне. По характеру и содержанию упражнения на бревне очень близки к ОРУ и акробатическим. Чаще всего наблюдаются повреждения при приземлениях или падениях с бревна, при которых возможны ушибы, растяжения. Травмы можно избежать. Для этого необходимо добиться уверенного выполнения упражнений на полу, на гимнастической скамейке, закрепить технику на низком бревне, а затем перейти на высокое, выполняя упражнения со страховкой. Для выполнения акробатических элементов при начальном обучении можно использовать маты, перекинутые через бревно. Приемы страховки на бревне: 1. При выполнении вскоков страховать у места отталкивания ногами (у мостика), а затем быстро переместиться к месту приземления на бревне. 2. При соскоках, выполняемых толчком ног, страховать сбоку и поддерживать гимнастку в области спины; при соскоках из упора присев и на коленях держать за руку и в области живота, при перевороте в сторону стоять со стороны спины и держать за руку и талию. Вся площадь вокруг бревна выстилается матами в один слой. В месте приземления после соскока кладут маты в два слоя. При разучивании сложных упражнений пользуются поролоновыми матами. Перекладина и брусья разной высоты. Неточность в исполнении упражнений или недостаточно хороший хват приводят либо к удару о снаряд, либо, что чаще, к срыву со снаряда и падению. Возможны при выполнении соскоков и неудачные приземления. Упражнения на перекладине и брусьях разной высоты связаны с нагрузкой в первую очередь на суставы и мышцы верхних конечностей и особенно плечевого пояса. Отметим, что даже простые висы предъявляют плечевому суставу не совсем обычные требования — в бытовых и производственных условиях относительно редко встречаются такие положения тела. Возможны срывы кожи ладоней, чему способствует неудовлетворительное состояние самих снарядов: ржавый гриф перекладины или слишком шероховатая жердь, излишнее наслоение магнезии, шатание стоек или неровная их установка, непрочность растяжек или их неисправность. Гимнасты должны иметь накладки, предохраняющие ладонную поверхность от трения. Ладонные накладки — это полоски из натуральной кожи (лучше лосевой), надетые на пальцы и закрепленные ремешком на запястье (см. рис. 195). После занятий необходимо сделать холодную ванночку для ладоней, чтобы снять ощущение жжения. Перед сном полезно сделать горячую ванночку, шероховатые ладонные места почистить пемзой, а затем смазать детским кремом или ланолиновой мазью. Страхующий должен внимательно следить за точностью выполнения упражнения, за правильностью прохождения каждой фазы движения, одновременно держать во внимании надежность хвата за гриф или жердь. Нередко падение происходит не в сторону ожидавшегося приземления. Мастерство страховки состоит в том, чтобы предугадать направление возможного падения гимнаста, сделав его менее опасным. Это достигается максимальной бдительностью страхующего. Во время установки перекладины или брусьев разной высоты необходимо тщательно проверить места крепления грифа или жердей со стойками. Сам гриф должен быть очищен от ржавчины, раковин, гладко отполирован наждачной шкуркой. Жерди должны быть сухими, гладкими, без трещин, очищенными от наслоения магнезии. Особенно тщательно надо осмотреть тросы, растяжки и места их крепления, проверить исправность креплений закладных деталей к полу, наличие всех шурупов, состояние крюков. Упражнения на брусьях. Большая часть травм на брусьях — повреждения кисти, особенно пальцев, в момент перехватов, поворотов. Нередко при этом повреждается большой палец. Нижние конечности повреждаются преимущественно в момент соскока или при ударе о брусья. Многие упражнения выполняются в упоре на руках. При слабости мышц, приводящих плечо, встречаются случаи травмирования плечевых и грудино-ключичных суставов, грудных мышц. Наблюдаются потертости и ссадины с внутренней стороны плеча. Чтобы предохранить внутреннюю часть плеча от ссадин во время упражнений в упоре на руках, рекомендуется выполнять их в футболке с длинным рукавом или использовать эластичные нарукавники. Причиной повреждений часто являются разная степень амортизации жердей, плохая их эластичность, трещины в них, неисправность зажимов, плохая устойчивость станины, неправильная установка жердей (по ширине плеч) и т. п.
Прежде чем проводить занятие, необходимо тщательно осмотреть брусья, обратив внимание на поверхность жердей, прочность соединения жерди со стержнем, прочность крепящих винтов, зажимов, вращение стержней в стойках станины, устойчивость брусьев, индивидуальную дистанцию между жердями. Выступающие края станины обложить матами. Маты должны укладываться с обеих сторон брусьев. Упражнения на кольцах. Анализ показывает, что около 1/, травм на кольцах связано с элементами, относящимися к группе выкрутов. Именно в момент выполнения этих упражнений может произойти повреждение области плечевого сустава. В меньшей степени, чем на перекладине, но те же неприятности испытывает гимнаст от трения ладонной поверхности о снаряд. Неудовлетворительное состояние снаряда — одна из основных и наиболее опасных причин повреждений: непрочность тросов (перетертость), недостатки в креплении тросов к потолку, дефекты в блочной системе, непрочность ремней, соединяющих кольца с тросами; установка колец на разном уровне (большая часть нагрузки приходится на один плечевой сустав); трещины в кольцах. Следует помнить, что кольца изнашиваются быстрее других снарядов. С целью профилактики травматизма прежде всего надо исключить бесконтрольные занятия на кольцах. Процент повреждений, полученных в отсутствие преподавателя, выше, чем при занятиях на любом другом снаряде (особенно при выполнении упражнений на большом каче). Страхующий должен четко представлять специфику работы на кольцах; при махах прохождение вертикали сопровождается сильным рывком, увеличивающим опасность отрыва от снаряда. Основное положение страхующего у снаряда — на линии колеп сбоку. При выполнении упражнений махом вперед после пересечения гимнастом вертикальной линии внизу страхующий подставляет руки под спину, на махе назад — под грудь. Перед началом каждого занятия необходимо проверить готовность снаряда. Упражнения на коне с ручками. На этом снаряде повреждения носят характер ушибов, растяжений, ссадин. Локализация повреждений следующая: лучезапястный сустав, локтевой сустав, пальцы рук. Ушибы и ссадины коленного сустава и голени происходят в результате ударов о коня. Среди профилактических мероприятий при занятиях на коне первое место должно принадлежать правильной организации и методике обучения начинающих. Прежде всего, необходимо привить навык правильной, специфической для коня осанки, обеспечивающей и зрительный контроль за движениями. Важно уделить специальное внимание подготовке лучезапястного сустава: использовать разминочные упражнения, подсобные снаряды. Для предохранения коленей от ссадин и для лучшего скольжения при выполнении маховых упражнений рекомендуется использовать наколенники. Для предупреждения тыльного переги- ба в лучезапястном суставе рекомендуется бинтовать запястье эластичным бинтом. При установке снаряда необходимо добиться полной его неподвижности в горизонтальном положении, убедиться в исправности покрытия коня и стандартности ручек, соответствующих ширине коня. Важно проверить расстояние между ручками для индивидуальной работы. Опорный прыжок. Неуверенный разбег, неправильная его разметка, неточное расположение мостика, помехи в месте разбега или приземления, недостатки технической подготовки — вот причины травм при опорных прыжках. К травмам приводят и неисправности снаряда: при толчке ногами мостик скользит по полу, одна часть коня выше другой, снаряд неустойчив, скользкое покрытие для отталкивания руками, в момент отталкивания задвигается одна из ножек коня. Надежная страховка — весьма существенный фактор в профилактике травм при опорных прыжках. Основные приемы страховки при прыжках ноги врозь, согнув ноги, согнувшись: страхующий стоит спереди коня и немного сбоку места приземления. При обучении в момент отталкивания руками держать гимнаста двумя руками за плечо или одной рукой за предплечье, другой за плечо или под грудь, смещаясь вместе с ним после толчка руками о снаряд. Перед началом занятия необходимо проверить общее состояние места для опорных прыжков: устойчивость коня, условия для отталкивания руками (отверстия от ручек заделать специальными пробками), надежность крепления ножек, упругость и устойчивость мостика, после каждого прыжка проверить дистанцию от мостика до снаряда, а также состояние матов для приземления и при надобности поправить их стыковку и расположение. Площадка для приземления должна быть не менее 5 м в длину. Маты лучше укладывать в два слоя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.29.103 (0.016 с.) |