Создание представления об упражнении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание представления об упражнении



Разучивая упражнения целостным методом, используют следующие способы обучения: по рассказу, по показу и комбинированный (рассказ с показом); по разделениям, игровой.

1. По рассказу. Учитель называет упражнение по терминологии (исходное положение и действие на все счеты), но не показывает его и не выполняет вместе с классом в начале упражнения. Для начала упражнения подается команда: "Исходное положение при-НЯТЬ!" Если необходимо, то следует указать способ принятия исходного положения, например: "Исходное положение — стойку ноги врозь, прыжком при-НЯТЬ!", а затем: "Упражнение начи-НАЙ!" или: "В левую сторону упражнение начи-НАЙ!". Для окончания упражнения вместо последнего счета подается команда: "Стой!"


Если по ходу выполнения упражнения ученики допускают ошибки, то учитель может своим показом помочь исправить их.

Этот способ требует от занимающихся сосредоточенного внимания и хорошего запоминания движений, знания терминологии. Применяется во всех возрастных группах с целью проверки знаний по терминологии. Учитель должен точно и доходчиво применять установленную терминологию, отчетливо произносить слова, соблюдать умеренный темп речи и изменять интонацию голоса в зависимости от важности движений.

Иногда целесообразно сразу дать команду принять исходное положение, а затем рассказать, что и на какой счет делать. Такой прием не годится для исходных положений, требующих больших усилий (упор лежа) или неудобных поз.

2. По показу. Учитель показывает упражнение, не называя
его по терминологии, но употребляет следующие слова: "Внимание!
Исходное положение" и демонстрирует его, а затем только называет
счет и показывает движения. После показа подаются обычные
команды для принятия исходного положения, выполнения
упражнения и его окончания.

Если при выполнении допускаются ошибки, то подается команда: "Отставить!" и затем дается указание: "Смотрите, как это делаю я!" и далее: "Со мной упражнение начи-НАИ!" Если все-таки опять допускаются ошибки, то учитель дает следующие указания: "Посмотрите внимательно на движение моей руки (ноги и т. д.)" и предлагает ученикам копировать его движения на каждый счет. После 2—3 повторений учитель переходит на подсчет и подсказ.

Иногда учитель может предложить ученикам копировать все его действия, в том числе и в паузах между упражнениями. В этом случае для более согласованного выполнения упражнений ведет только счет.

Этим приемом можно пользоваться для проведения занятий с любым контингентом занимающихся, но самые лучшие результаты он дает при занятиях с детьми младших классов. Прием напоминает игру. Дети охотно принимают ее, проявляют максимум внимания и стремление точно скопировать все действия учителя.

3. По рассказу с показом. Учитель, показывая
упражнение, называет движения по терминологии. Перед
объяснением упражнения учитель обращается к ученикам со
словами: "Внимание! Упражнение на осанку (силу мышц спины,
на подвижность в плечевых суставах и т. д.)". Затем учитель
объясняет и показывает все упражнение в целом. Для начала и
окончания упражнения подают те же команды.

Этот способ используется во всех возрастных группах с любым


контингентом занимающихся. Кроме того, учащиеся знакомятся с терминологией этих упражнений и их назначением.

4. Поразделениям — этот способ создания представления
об упражнении характеризуется тем, что учитель вначале называет
действия, а затем подает команду для исполнения. Например:
"Исходное положение — стойка ноги врозь, руки на поясе —
прыжком при-НЯТЬ!" и далее: "Наклон вперед, руки в стороны —
ДЕЛАЙ РАЗ!" Проверив правильность выполнения, называет
движение, которое надо сделать на второй счет, и командует:
"ДЕЛАЙ ДВА!" и т. д. После медленного и раздельного
выполнения (по отдельным счетам) движений и исправления
ошибок учитель переводит занимающихся на непрерывное
выполнение упражнения в нужном темпе и ритме. Для этого
подается команда: "Упражнение продол-ЖАИ!" и ведется подсчет.
Если упражнение выполняется в обе стороны, то нужно по
разделениям выполнить и в другую сторону, но при этом нет
необходимости еще раз называть действия и подаются только
команды: "Делай ТРИ!" или "Делай ПЯТЬ!" и т. д.

Для окончания упражнения также подается команда: "Стой!" Применяя этот способ обучения, учитель, называя движения, показывает их. Но в некоторых случаях (в положениях лежа, сидя и других неудобных позах) можно не показывать упражнение, а только называть действия. При неправильном выполнении движений отдельными учениками следует подойти к ним и поправить. Но если есть необходимость, то своим показом учитель уточняет изучаемое положение или движение.

Применение этого методического приема повышает эффективность занятий при разучивании сложнокоординационных упражнений, повышает плотность занятий (статический режим работы мышц), позволяет уточнить движения, исправить ошибки.

5. И г р о в о й—для детей дошкольного и младшего школьного
(1- и 2-го классов) возраста, которые склонны к играм и фантази­
рованию. В этом возрасте дети легко представляют себе различные
действия в виде игр, поэтому многие упражнения по содержанию и
названию можно приблизить к игровым действиям. Например:
"скачет мяч", "зайчики", "маятник" и т. п. Учитель мало употребля­
ет терминологических названий, в основном поясняет, что нужно
им сделать. Тем не менее уже с первого класса детей нужно
знакомить с основными положениями рук, ног, туловища и за­
острять их внимание на терминологическом названии основных
положений.

Проводя комплекс упражнений, нужно применять все способы создания представления об упражнении с тем, чтобы учитель мог


разучить новые упражнения, проверить знания терминологии, уточнить технику плохо освоенных или разучить сложнокоордина-ционное упражнение. Все эти способы обучения должны дополнять друг друга в решении поставленных задач и способствовать подготовке детей к физическому самосовершенствованию.

Исправление ошибок

Каждое упражнение имеет конкретную цель, а эффективность зависит от правильного его исполнения. При обучении ОРУ учитель должен добиваться осознанного правильного выполнения. Необходимо не только исправлять ошибки, но и объяснять назначение выполняемых упражнений. Безразличное отношение к этой группе упражнений, выполнение их кое-как приводит к ошибкам, которые при частом повторении закрепляются, образуя стойкий навык, и вместо пользы могут принести вред организму.

Чтобы избавить учащихся от вредной тенденции выполнять упражнения кое-как с расчетом "потом, когда надо будет, выполню как следует", необходимо эту ошибочную точку зрения преодо­левать не только теоретическим обоснованием формирования навыка, но и с помощью методических приемов, повышающих интерес к выполнению ОРУ. Недооценка их роли, особенно в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста, является одной из причин снижения интереса к этой группе упражнений. Поэтому внимание учителя должно быть сосредоточено не только на подборе упражнений для разных мышечных групп, но и на выборе методических приемов, способствующих как качеству их выполнения, так и оптимальному количеству повторений.

Для исправления той или иной ошибки учитель должен применять соответствующие методические приемы:

1. Методические указания — когда счет учителя частично заменяется указаниями, подчеркивающими наиболее важные элементы в данном движении. Эти указания нужно согласовывать с темпом и ритмом выполняемых движений. Например, при приседаниях ведется такой подсчет: "Раз, два — спина прямая; пять, шесть — ладони кверху" или "Раз, два — смотреть на руки" и т. д. Важно, чтобы эти указания звучали четко, чередовались с подсчетом и не прерывали выполнение упражнения. Методические указания должны не только исправлять ошибки, но и предупреждать их появление. Например, при поворотах туловища — "пятки от пола не отрывать", "кисть на уровне плеча" и т. п.

2. Уточнение по разделениям — если ошибки в технике исполнения движений допускают многие ученики, то


необходимо подать команду: "Отставить!" и упражнение уточнить по разделениям (т. е. на каждый счет). Затем выполнить его медленно, без подсказа движений и только потом продолжить упражнение в требуемом ритме и темпе.

3. Подсказ — чтобы добиться точности и согласованности выполнения упражнений, учитель пользуется подсказом, т. е. показывает форму, амплитуду и другие особенности упражнения. Например, при выполнении махов: "Раз, два — мах повыше, пять, шесть — коснуться кисти" и др.

4. Подсказывающий показ — если при,выполнении упражнения по какой-то причине ученики сбились с ритма или некоторые учащиеся не запомнили все упражнение, выполняют в разные стороны и т. п., то учитель должен снова вместе с учениками проделать несколько раз упражнение, помогая им своим показом.

5. Подсчет — в начале упражнения вести счет обязательно, даже в тех случаях, когда занятия проводятся под музыку. Затем учитель может предложить учащимся вести счет самостоятельно. Если же нарушается согласованность выполнения упражнения, то учитель начинает вести подсчет и указывает правильный темп и ритм.

Методика совершенствования ОРУ

Чтобы выработать правильный, прочный навык, необходимо многократно повторять движение. Только в этом случае занимающиеся приобретут необходимый уровень развития физических качеств и двигательную подготовку. С этой целью можно использовать следующие методические приемы:

1. Хлопки руками. Выполняются всегда с большим интересом, особенно в младших классах. С их помощью у учащихся развивается внимательность, чувство ритма и согласованности движений (хлопок надо сделать всем одновременно). Кроме того, улучшается качество выполнения упражнения, например: "мах правой, хлопок под ней". В данном случае мах выполняется с большей амплитудой (при условии сохранения прямого туловища во время хлопка).

2. Упражнения с предметной направленностью. В этих упражнениях дополнительные задачи (коснуться пальцами носка, пола, коснуться головой колена, сделать хлопок у пяток и т. д.) способствуют более качественному выполнению упражнения, а значит, и развитию двигательных качеств.

3. Упражнения типа заданий. Такие упражнения не нужно объяснять и не следует показывать способы их выполнения. Для развития самостоятельности необходимо дать задание, назвать исходное и конечное положение. Выполняются упражнения без


подсчета учителя. После нескольких повторений следует отметить несколько учеников, избравших лучший способ решения задачи. Например: И. п. — стойка, руки на голове. Сесть на пол и встать, не снимая рук с головы. Или: И. п. — стойка, руки за спиной с захватом за предплечья. Удерживая захват, нужно лечь на живот и встать.

4. Выполнение упражнений с закрытыми глазами. Способствует развитию чувства равновесия, определению положения тела в пространстве. Учитель объясняет и показывает упражнение, а затем подает команду к выполнению упражнения с закрытыми глазами.

5. Выполнение упражнений с фиксацией отдельных положений (поз). Способствует развитию гибкости, силы мышц в статических положениях. Например: И. п. — упор присев. 1 — упор стоя; 2—3 — держать; 4 — и. п. Или: И. п. — сед. 1 — сед углом, руки в стороны; 2—3 — держать; 4 — и. п. Фиксация положений может быть и на большее количество счетов.

6. Выполнение одного и того же упражнения в разном ритме
и темпе.
Способствует развитию внимательности, чувства ритма,
темпа и времени — важнейших компонентов любого двигательного
действия, которые обычно трудно воспринимаются учащимися при
обучении сложнокоординационным упражнениям.

Для овладения различным темпом и ритмом движений полезно проводить одни и те же упражнения с различной скоростью и различным ритмом их выполнения. Это преимущественно силовые упражнения. Например, приседания можно выполнить так:

И. п. — о. с.

1 — присесть; 2 — встать. 1—2 присесть; 3—4 — встать.

1 —3 — присесть; 4 — встать. 1—4 — присесть; 5—8 — встать.

1 —2 — присесть; 3 — пауза; 4 — встать и т. д.

Развитию чувства ритма и темпа способствуют упражнения, выполняемые под музыку или громкий подсчет, под хлопки в ладони и другие ритмические средства. Используются следующие приемы:

— Учитель объясняет упражнение, а затем предупреждает учеников, что первые два счета "раз, два" будет считать сам, а следующие "три, четыре" будут считать ученики.

— Учитель считает четыре или восемь счетов подряд, а затем столько же счетов повторяют сами ученики.

— Учитель считает только первый счет "раз", а ученики продолжают "два, три, четыре" и т. д.

— Учитель считает: "раз, два, три", а ученики — "четыре".

— Учитель предупреждает класс, что после того, как просчитает четыре или восемь счетов, нужно продолжать счет до команды "Стой!"


— Первую восьмерку считает учитель, вторую — первая колонна и т. д. Когда по восемь счетов просчитают все колонны, подсчет ведет учитель и подает команду для окончания упражнения.

— Первую восьмерку считает учитель, вторую —1 и 2 колонны, третью — 3 и 4 колонны, а затем последнюю снова ведет учитель.

— Учитель предупреждает, что после 8 счетов нужно всем считать про себя. Ученики продолжают выполнять упражнение молча, стараясь сохранить темп, заданный учителем. При таком выполнении упражнений учитель должен отметить лучшие колонны по согласованности выполнения упражнения. Младшим школьникам для такого приема желательно подбирать упражнения со звуковым акцентом (хлопки, касание руками пола и т. п.).

— Учащиеся построены в круг и рассчитаны на "первый и второй". Учитель предупреждает, что первые 8 счетов считает сам, вторую восьмерку — первые номера, третью — все вместе и четвертую — вторые номера. Вторым номерам вместо счета "восемь" нужно подать команду "Стой!"

 

— Построение то же. Первые два счета считает учитель, а "три, четыре" — стоящий справа ученик, и так по кругу каждый ученик считает по два счета.

— Построение в кругу. Первые четыре счета считает учитель, затем, начиная справа, каждый первый номер. Следующее упражнение считает каждый второй и т. д.

Иногда по указанию учителя дети могут выполнять отдельные упражнения в индивидуальном темпе. Упражнение выполняется заданное количество раз. После того как большинство учащихся выполнили задание, подается распоряжение "Закончить!"

Во время подсчета учениками вслух учитель может исправлять ошибки и поправлять, если они неправильно выполняют упражнения. Кроме содействия выполнению двигательных задач ритмические средства вызывают положительные эмоции и способствуют повышению работоспособности. Применение приемов, направленных на развитие чувства темпа и ритма выполняемых движений, способствует также воспитанию начальных инструкторских навыков в проведении ОРУ.

7. Выполнение упражнения с проговариванием выпол­
няемого действия.
Такой методический прием применяется для
лучшего запоминания терминологии изучаемых движений и поло­
жений, особенно с детьми младших классов.

8. Постепенное увеличение амплитуды движения. Например:
И. п. — о. с. 1 — наклон, руками коснуться голени; 2 — и. п.; 3 —
наклон, руками коснуться голеностопов; 4 — и. п.; 5 — наклон,


руками коснуться носков; 6 — и. п.; 7 — наклон, ладонями коснуться пола; 8 — и. п.

9. Выполнение упражнений из различных исходных положений. При изменении исходных положений (уменьшение площади опоры) упражнения постепенно усложняются. Такие упражнения способствуют формированию чувства равновесия. Например: наклон вперед из стойки ноги врозь; затем из основной стойки; из стойки ноги скрестно; из стойки ноги врозь правой (левой) и т. д., постепенно усложняя исходные положения.

10. Повороты на последние один или два счета. Кроме того, что такие упражнения вносят элементы новизны, в младших классах их можно включать в комплекс ОРУ с целью совершенствования поворотов после их изучения. Например: И. п. — о. с. 1 — наклон, руками коснуться пола; 2 — и. п.; 3—4 — поворот налево и т. д. до первоначального положения, стоя лицом к учителю. Если поворот на один счет, то его нужно выполнить прыжком. Например: И. п. — о. с. 1 — присед, руки за голову; 2 — руки в стороны; 3 — и. п.; 4 — прыжком поворот налево (направо, кругом).

11. Включение в упражнения различных шагов.
Способствует развитию внимательности, координации движений.
Упражнения могут включать один или несколько шагов в
различных направлениях. Например: 1—2 — шаг вправо; 3—6 —
выполняется упражнение на четыре счета; 7—8 — шаг в и. п. Или:
4 шага на месте и на следующие 4 счета выполняется упражнение
и т. п.

12. Построение учащихся в круг. Является любимой формой
построения для проведения ОРУ. Тем не менее учителя чаще всего
применяют разомкнутый строй в колонну по три или по четыре. В
кругу дети видят друг друга, упражнения становятся коллективными
действиями и выполняются с большим желанием. По форме и
характеру упражнения в кругах ничем не отличаются от
упражнений, выполняемых в колоннах, но по отношению друг к
другу учащиеся в кругах могут быть расставлены по-разному и те
же самые упражнения воспринимаются как новые. Построение в
кругах может быть следующим:

— стоя в кругу лицом к центру;

— стоя в кругу спиной к центру;

— построение в два круга (один внутри другого), стоя лицом или спиной к центру;

— построение также в два круга, но учащиеся стоят лицом друг к другу и можно выполнять упражнения в парах;

— построение в два и более кругов в разных точках зала.
Стоя в кругу, одни упражнения можно проводить на месте, а


другие с продвижением вперед, назад, правым (левым) боком к центру, а также с продвижением по кругу.

13. Выполнение упражнений в сцеплении. Сомкнутые шеренги и колонны, круги не только разнообразят упражнения, но и воздействуют на новые, ранее не охваченные части тела и группы мышц. Кроме того, у занимающихся развивается точность движений, умение координировать групповые действия. Упражнения в сцеплении проводятся стоя, сидя, лежа. Сцепления могут быть: взявшись за руки, под руки, положив руки на плечи рядом стоящих или впереди стоящего, за согнутую назад ногу и т. д.

14. Применение игрового сигнала "Опасная зона". Заранее оговаривается положение, которое считается "опасной зоной". Учитель проводит комплекс ОРУ в разомкнутом строю в колонну по четыре или по три. Каждая колонна представляет отдельную команду. Если при показе упражнения учитель принял "опасную зону", например руки в стороны, то все занимающиеся должны принять положение упор присев или другое, заранее установленное положение. Команда, принявшая первой обусловленное положение, получает очко. После проведения комплекса ОРУ подводят итоги и объявляют команду-победительницу.

15. Выполнение упражнений на определенный мотив. Под мелодию вальса или польки учитель предлагает ученикам самим придумать упражнение и выполнить его в ритме данной музыкальной фразы.

16. Перемена мест на последние два счета. Такие упражнения способствуют развитию чувства времени, усложняют упражнения, увеличивают физиологическую нагрузку и вносят большое оживление в проведение ОРУ.

Класс построен в разомкнутую колонну по четыре с интервалом в 3—4 шага. Показав и объяснив очередное упраж­нение, учитель предупреждает, что после выполнения упражнения на 6 счетов на счет 7—8 первой колонне нужно поменяться местами со второй, а третьей — с четвертой и продолжать в том же ритме и темпе следующую восьмерку упражнения.

Колонне-команде, первой успевшей на два счета занять указанное место на площадке и принять исходное положение, присуждается очко. В конце комплекса подводят итоги. Постепенно условия выполнения упражнений усложняются: исходное положение сидя, лежа, спиной к направлению движения и увеличивается расстояние, которое учащиеся должны преодолеть за два счета. Варианты:

— Построение в колонну по четыре, на счет 7—8 меняются местами первая колонна с третьей, а вторая с четвертой.


— Построение в разомкнутой колонне по три (по четыре). В каждой колонне учащиеся рассчитаны на "первый и второй". В конце первой восьмерки меняются первые номера, а в конце второй — вторые и т. д.

— Класс построен в круг лицом к центру. На 8-й счет надо переместиться (прыжком, шагом) по кругу влево или вправо на место товарища и продолжать упражнение до следующего восьмого счета, и снова передвинуться по кругу. После нескольких передвижений по кругу учитель дает сигнал для быстрейшего возвращения на свои первоначальные места. Объявляется победитель.

— Класс стоит в шеренгах лицом друг к другу (первая со второй, третья с четвертой). Интервал — вытянутые руки. На счет 7—8 меняются местами шеренги, продвигаясь в левую или пра­вую сторону (предварительно указывается направление движе­ния). Шеренга-победитель получает очко.

— Класс стоит в шеренгах лицом друг к другу (первая со второй, третья с четвертой). Провести расчет на "первый и второй" в каждой шеренге. В конце первой восьмерки меняются местами первые номера, а в конце второй—вторые и т. д. Расстояние между шеренгами постепенно увеличивать.

— Класс стоит в шеренгах лицом друг к другу (первая с третьей,
вторая с четвертой). В конце первой восьмерки меняются местами
первые номера, в конце второй — вторые и т. д. Расчет но порядку
производится заранее. Этот вариант можно проводить, если
учащиеся в шеренгах стоят спиной друг к другу и др.

Используя в уроке предложенные методические приемы, учитель может значительно повысить эффективность выполняемых упражнений, а разнообразие различных построений ставит ученика в условия самостоятельного выполнения упражнений.

Самостоятельность выполнения упражнения и активность учащегося во многом зависят от его расположения в разомкнутом строю на площадке.

При фронтальном методе проведения ОРУ только возглавляющие колонны выполняют упражнения самостоятельно. Остальные, как правило, не обременяют себя обдумыванием упражнения и копируют действия впереди стоящих. В таких условиях снижается образовательная направленность изучаемых упражнений. Поэтому целесообразно систематически менять направление строя, поворачивая занимающихся направо, налево, кругом, спиной и лицом друг к другу, спиной в круг с тем, чтобы сзади стоящий ученик оказывался, впереди и вынужден был


запомнить и самостоятельно выполнять заданное упражнение. Начиная уже с 5-го класса, нужно применять неожиданные повороты колонн лицом в разные стороны. Ученики не смогут механически копировать действия товарища. Кроме того, такие приемы создают ощущения новизны и необычности, вызывая интерес к упражнениям. Варианты построений:

— Класс построен в разомкнутую колонну по четыре.
Объяснив очередное упражнение, учитель поворачивает лицом друг
к другу первую и вторую, третью и четвертую колонны. Затем
учитель подает команду для начала упражнения.

— После объяснения упражнения повернуть учащихся спиной друг к другу I со II, а III с IV колонны.

— Учитель поворачивает первый ряд ко второму, третий к четвертому, пятый к шестому и т. д.

— Иногда разомкнутые колонны по три и по четыре перед выполнением упражнения можно повернуть следующим образом: I и III повернуть кругом, а II и IV колонны оставить в первоначальном положении лицом к учителю. Затем выполнять

cQ упражнение.

?f- — Учитель объясняет и показывает классу упражнение,

CJ- которое выполняется на 6 счетов, а на 7—8 нужно повернуться направо и продолжать это упражнение до и. п. То же в другую

,^в сторону.

^w* — Ученики построены в круг или буквой "П". Учитель объясняет упражнение, а затем поворачивает кругом (спиной к центру) и подает команду для выполнения упражнения.

Общие методические указания

1. Подавая команды, учитель должен находиться в положении основной стойки, стоя лицом к группе. Если учитель показывал упражнение, стоя боком к группе или в стойке на коленях и т. п., то он должен после показа принять основную стойку лицом к группе, а затем подавать команды.

2. Большое значение для согласованного и точного выполнения упражнения имеют четкие и выразительные команды. Предва­рительная команда подается отчетливо, громко и несколько протяжно, чтобы занимающиеся могли понять, что им предстоит сделать. Исполнительная команда подается после небольшой паузы отрывисто и энергично с твердой повелительной интонацией.

Голос при подаче кпмднп и пауза межд у предварительной и

Б1Б/нГ:ТЭг(А 17

АкадзмИ ф|'3|:ч;-;ага выхавання i спорту ВвспублМ Беларусь


исполнительной командами должны быть соразмерными величине строя: чем больше строй, тем протяжнее предварительная команда, больше пауза и громче исполнительная команда. По произношению исполнительная команда должна соответствовать характеру выполнения последующих действий. Например: если движение надо выполнять быстро, то команда подается быстро и отрывисто, а если медленно — громко и протяжно. При подсчете это достигается изменением интонации голоса. Так, при исполнении пружинящих наклонов можно постепенно усиливать голос до последнего третьего наклона, а счет "четыре" произнести ровным голосом. Растягивая или произнося отрывисто счет, учитель ориентирует учеников на плавное или быстрое выполнение движений. Громкость подачи должна быть оптимальной. Недопустимы как неоправданно тихие команды, так и крикливость.

3. Если выполняются прыжки (подскоки), рекомендуется заканчивать ходьбой (обычно на месте). Команда подается так: на 5-й счет—"На месте", на 6-й — пауза, на 7-й — "шагом" и на 8-й — "МАРШ!", а затем подается команда "Стой!"

4. Для указания о переходе из стоек на согнутых ногах (положений сидя, лежа, смешанных упоров) учитель должен пользоваться командой: "Всем ВСТАТЬ!" Для того чтобы учащиеся приняли положение сидя или лежа, подается команда: "Всем СЕСТЬ!" или "Всем ЛЕЧЬ!" Другие формы указаний для перемены данных положений не соответствуют требованиям терминологии. Если упражнения выполняются в положениях сидя, лежа или в упоре лежа сзади и т. п., то после команды "Стой!" учащиеся принимают положение сидя.

5. В некоторых случаях целесообразно команды заменить распоряжениями. Их отличие заключается в том, что если команда требует одновременного выполнения действий из определенного исходного положения, определенным способом, то распоряжение допускает выполнение действий, не уложенных в счет и несколько иным способом. Например, вместо того чтобы сидящим на полу подать команду "Нале-ВО!", лучше дать распоряжение "Повернитесь налево" и др.

В том случае, если несколько упражнений подряд выполняются в положении сидя и учитель также сидит, то после показа упражнения для начала его выполнения удобнее подать распоряжение.

При выполнении упражнений в индивидуальном темпе и ритме также целесообразно подать распоряжение: для начала — "Приступить к выполнению" или "Можно", а для окончания — "Закончить упражнение".


6. Показ упражнений должен быть четким, красивым, с большой амплитудой, в нужном темпе, ритме и ракурсе, так как подавляющее большинство учащихся выполняет упражнения так, как их показал учитель. Образцовый показ и своевременные замечания помогают учащимся усвоить технику упражнений, а значит, и выполнять их с необходимой эффективностью.

7. Если учитель стоит лицом к классу, то показ упражнений должен быть "зеркальным". Это значит, что, показывая движения в одну сторону, он называет другую. Например, предлагая ученикам наклониться влево, сам наклоняется вправо и т. п....

8. Некоторые упражнения просматриваются в профиль (выпады и наклоны вперед, упоры лежа и др.) их надо показывать, стоя боком к классу. В этом случае и если при показе говорить неудобно (прогиб, наклон, упор лежа и т. д.), то сначала выполняется упражнение, а затем следует краткое объяснение.

9. При проведении подготовительной части урока учителю желательно находиться на возвышении, вблизи от границ зала (площадки), т. е. так, чтобы он был хорошо виден всем ученикам и сам всех хорошо видел.

10. При проведении ОРУ с предметами (набивными мячами,
гимнастическими палками, скакалками и др.) между учащимися в
разомкнутом строю требуется несколько большее расстояние (до
1,5 метра). Для этого целесообразно построить их в шахматном
порядке или повернуть на пол-оборота.

При проведении общеразвивающих упражнений для формирования правильной осанки необходимо учитывать как конструктивные особенности строения тела человека, так и особенности труда школьников.

У школьников на уроках и дома (при выполнении домашних заданий) голова в основном опущена, что чаще всего приводит к кифозу, т. е. сутулости.

Шейные позвонки — наиболее подвижная часть позвоночного столба, что и обусловливает легкость и полную свободу в движениях. Движения головой нужно проделывать во всех основных плоскостях, а также и комбинированные движения.

Недостаточно выполнить одно-два упражнения для мышц шеи. Основная задача этой группы упражнений — увеличение подвижности суставов шейных позвонков, уменьшение шейной кривизны и укрепление мышц шеи. В целом все это способствует правильному положению головы, хорошей осанке и свободным движениям головы.

При движении в передне-заднем направлении для уменьшения шейной кривизны подбородок, как правило, должен быть подобран.


Темп движений головой должен быть сравнительно медленный, особенно при поворотах головы.

Упражнения для шеи относятся к числу легких и поэтому могут исполняться как в подготовительной части урока, так и в физкультминутках и физкультпаузах на других предметах. В младших классах при проведении этих упражнений нужно давать задания с целевой направленностью, например "наклоните голову так, чтобы увидеть свою ключицу" и т. п.

Необходимо почти в каждом упражнении указывать положение и движение головы. Например, "смотреть на руки", если они вверху; "смотреть на правую или левую руку" при поворотах туловища в сторону; "голову на грудь", "смотреть прямо"; "смотреть на руки" при выполнении ими кругов или дуг и т. п.

После упражнений, связанных со статическим напряжением, следует проделать несколько свободных поворотов головой. Движения головой удобно комбинировать с движениями рук и туловища.

Наклоняя голову вперед, движение начинать с верхней части, наклоняя назад — с нижней.

Положение рук в формировании осанки имеет большое значение. Назначение упражнений для рук — укрепление мышц плечевого пояса, развитие необходимой подвижности в плечевом и грудино-ключичном суставах. Препятствием для выполнения движений руками с полной амплитудой обычно являются укороченные грудные мышцы. Поэтому основное внимание в упражнениях для рук должно быть уделено упражнениям, укрепляющим мышцы, оттягивающим лопатки к позвоночному столбу и растягивающим грудные мышцы. Этому способствуют все основные положения рук, принятые в гимнастике.

В положениях "руки в стороны", "руки перед грудью", "руки за голову", "руки перед собой" очень важно правильное положение рук, плеча и лопаток (рис. 1). Ошибки в этих положениях способствуют деформации позвоночника, а следовательно, осанки.

Нужно научить детей выполнять эти упражнения не поднимая плечи, не сутулясь и удерживая руки точно в стороны. Только при таком положении плеч, позвоночника и лопаток должны работать мышцы в формировании правильной осанки. Исправлять ошибки в этом случае лучше всего такими методическими указаниями: "кисти рук (локоть) на высоте плеча", "плечи отвести назад и опустить", "смотреть прямо" и т. п. Необходимо научить детей правильно удерживать руки вверху (рис. 3), особенно при выполнении наклонов в стороны, и в тех случаях, когда упражнение усиливается за счет поднятия рук к плечам, вверх, используя отягощения или дополнительные пружинящие движения.




 


Рис. 1. Рука поднята неправильно, туло­вище отклонено влево и правая лопатка "ис- 2- Рука поднята правильно
приподнята

Чем выше руки, тем труднее упражнение, тем больше внимания

нужно уделять правильному положению рук.

Основная задача упражне­ний для мышц туловища — укрепление мышц, увеличение подвижности позвоночника и выравнивание его кривизны до оптимальных величин.

Упражнения для мышц туловища подразделяются на упражнения для мышц спины, брюшного пресса и боковой поверхности. Самую большую группу упражнений для мышц туловища составляют наклоны из различных исходных положе­ний (стоя, сидя, лежа и др.) в сочетании с поворотами туло-

Рис. 3. Наклон выполнен точно в сторону, вища и различным положением
руки вверх подняты правильно рук И НОГ.

Разучивая упражнения, учитель должен давать такие методические указания, которые способствуют предупреждению и исправлению ошибок, а не просто фиксируют их. Например,


основная ошибка при выполнении наклонов в сторону — наклон плеч вперед и отведение таза назад. Максимального напряжения и расслабления мышц противоположной наклону стороны при этом не возникает. Такое методическое замечание, как "наклон точно в сторону", не способствует исправлению ошибок. Здесь правильнее сказать: "Смотрите через плечо на пятку". Когда ученик смотрит через плечо на пятку, он отводит плечи назад, слегка прогибается (таз возвращается в плоскость наклона) и наклон выполняется точно в сторону.

Предлагая то или иное упражнение в наклонах, учитель должен учитывать их воздействие на изменение кривизны позвоночного столба. Так, при наклонах вперед туловище принимает округлую форму, поясничный и шейный изгибы выравниваются, а грудная кривизна несколько увеличивается. И наоборот, при наклонах назад поясничная и шейная кривизна сильно увеличивается, а грудная незначительно выравнивается. Указанные анатомические особенности определяют большую или меньшую целесообразность тех или иных ОРУ в каждом конкретном случае, особенно когда речь идет о коррекции осанки.

Таким образом, зная, что упражнения, связанные с наклоном вперед, способствуют выравниванию шейного и поясничного изгибов, а при наклонах назад эти изгибы увеличиваются, в комплекс, выполняемый всем классом, эти упражнения должны включаться равномерно. Нужно помнить также, что упражнения для уменьшения грудной кривизны во избежание побочных влияний на другие отделы позвоночника необходимо проводить из "изолирующих" исходных положений, например сидя с согнутыми ногами.

Положение туловища может быть разным при наклонах — с округленной или прогнутой спиной, и эффект от выполнения также будет разным. Меняется характер упражнения и от того, медленно или быстро выполняются наклоны. Медленные наклоны способствуют развитию силы мышц, а быстрые — растягиванию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.086 с.)