ТОП 10:

Если рука и палка составляют одну прямую линию, то при записи необходимо указать, какая рука удерживает палку, место хвата и направление свободного конца палки.



Эти положения и движения различают в лицевой и боковой плоскости. В лицевой плоскости (рис. 38) положения следует называть так:

а — хватом левой за конец, палку влево-книзу;

б — хватом левой за конец, палку влево;

в — хватом левой за конец, палку влево-кверху;

г — хватом левой за конец, палку кверху;

д — хватом левой за конец, палку вправо-кверху;

е — хватом левой за конец, палку вправо;

ё — хватом левой за конец, палку вправо-книзу.

Рис. 38

В боковой плоскости положения палки следует записать так (рис. 39):


а — хватом левой за конец, палку вперед-книзу;

б — хватом левой за конец, палку
вперед;
х в — хватом левой за конец, палку

вперед-кверху;

г — хватом левой за конец, палку
кверху;
3, д — хватом левой за конец, палку

назад-книзу.

Рис. 39

Если палка и рука не составляют прямой линии, то следует указывать, какая рука удерживает палку, положение руки и направление свободного конца палки.Например (рис. 40):

а — правую руку вверх, хватом за конец, палку вниз-вправо;

б — правую руку вверх, хватом за конец, палку вправо;

в — правую руку вверх, хватом за конец, палку влево;

г—левую руку в сторону, хватом за конец, палку влево-кверху;

д — левую руку в сторону, хватом за конец, палку книзу;





 


Рис. 40

е — левую руку в сторону-кверху, хватом за конец, палку вверх; ё — левую руку в сторону, хватом за конец, палку вверх; ж — левую руку в сторону-кверху, хватом за конец, палку влево;

з — правую руку вперед, хватом за конец, палку вниз-внутрь; и — правую руку вперед, хватом за конец, палку вниз-наружу;


к — правую руку вперед, хватом за конец, палку вверх-наружу; л — правую руку вперед, хватом за конец, палку вверх-внутрь.

Положения палки, когда ближняя к телу

рука удерживает палку за конец,

а другая ее поддерживает

Если палку удерживает одна рука хватом за конец, а другая поддерживает ее выпрямленной кистью (рис 2), то при описании упражнений необходимо указывать, какой конец палки ближе к телу (левый или правый), высоту (к плечу, за голову, за спину, к бедру и т.д.) и ее направление. Конец палки, находящийся ближе к телу, определяет высоту ее положения, а дальний — на­правление.

Движения и положения палки одним концом у разноименного плеча в лицевой плоскости следует называть так (рис. 41):






 


 



Рис. 41

а — левый конец к правому плечу, палку вниз;

б — левый конец к правому плечу, палку вправо-книзу;

в — левый конец к правому плечу, палку вправо;

г — левый конец к правому плечу, палку вправо-кверху;

д — левый конец к правому плечу, палку кверху;

е — левый конец к правому плечу, палку влево-кверху;

ё — левый конец к правому плечу, палку влево;

ж — левый конец к правому плечу, палку влево-книзу.


В боковой плоскости (рис. 42):

а — правый конец к левому плечу, палку вперед-книзу;

б — правый конец к левому
плечу, палку вперед;
2D в — правый конец к левому

| плечу, палку вперед-кверху;

г — правый конец к левому 6 плечу, палку вверх;

д — правый конец к левому плечу, палку назад-книзу;

е — правый конец к левому
Рис. 42 плечу, палку книзу; и т.д.

Движения и положения палки одним концом к одноименному плечу в лицевой плоскости (рис. 43) следует называть так:


Рис. 43

а — правый конец к правому плечу, палку вниз;

б — правый конец к правому плечу, палку вправо-книзу;

в — правый конец к правому плечу, палку вправо;

г — правый конец к правому плечу, палку вправо-кверху;

д — правый конец к правому плечу, палку кверху;

е — правый конец к правому плечу, палку влево-кверху;

ё — правый конец к правому плечу, палку влево;

ж — правый конец к правому плечу, палку влево-книзу.



Движения и положения палки одним концом за головой (рис. 44) следует называть так:



а — левый конец за голову, палку вверх;

б — левый конец за голову, палку вправо-кверху;

в — левый конец за голову, палку вправо;

г — левый конец за голову, палку вправо-книзу.

То же, правый конец за голову.


Рис 44 Движения и положения палки одним концом на голове в боковой плоскости (рис. 45) следует записать:



а — правый конец на голове, палку вперед-книзу;

б — правый конец на голове, палку вперед;

в — правый конец на голове, палку вперед-кверху;

г — правый конец на голове, палку кверху.


В


Рис. 45


Движения и положе­ния палки одним концом к бедру в лицевой плоскости (рис. 46) следует называть:

а — левый конец к правому бедру, палку вниз;

б — левый конец к 9 правому бедру, палку вправо-книзу;

в — левый конец к пра­вому бедру, палку вправо;

г — левый конец к
правому бедру, палку впра-
Рис.46 во-кверху;



д — левый конец к правому бедру, палку кверху;

е — левый конец к правому бедру, палку влево-кверху;

ё — левый конец к правому бедру, палку влево;

ж — левый конец к правому бедру, палку влево-книзу.

В боковой плоскости (рис. 47):



а — левый конец к правому бедру, палку назад-книзу;

б — левый конец к правому бедру, палку книзу;

в — левый конец к правому бедру, палку вперед;

г — левый конец к правому бедру, палку вперед-кверху.


Рис. 47

Движения и положения палки одним концом за спину (рис. 48) следует называть:





 


Рис. 48

а — правый конец за спину к левому боку, палку вперед-кверху;

б — правый конец за спину, палку влево;

в — левый конец за спину, палку вперед;

г — левый конец за спину к правому боку, палку кверху; и т.д.


Круговые движения

Дуга— круговое движение палкой на какую-то часть окруж­ности (не менее чем на 90°).

Круг— круговое вращение палкой на полную длину окруж­ности (360°). Различают малый, средний и большой круг.

Малые круги(рис. 49):

Рис. 49

а — малый круг палкой кверху перед рукой из положения "палка в сторону"—движение начинается с легкого подбрасывания палки указательным пальцем, а затем движение палки сопровож­дается поворачиванием кисти с использованием инерции и силы тяжести;

б — малый круг палкой из положения "палка вперед";

в — малый круг наружу из положения "палка вверх".

Средние круги(рис. 50):

Рис. 50220


а — средний круг палкой перед телом из положения "палка вверх".Средние круги палкой в лицевой плоскости перед рукой выполняются с фиксированным положением палки в кисти, палка является как бы продолжением предплечья. Средние круги за рукой и снаружи выполняются со сгибанием руки в локтевом и плечевом суставах с одноименным выполнением малого круга;

б — средний круг палкой за телом из положения "палка в сторону".Рука сгибается в локтевом и плечевом суставах, кисть приближается к плечевому суставу и одновременно выполняется малый круг палкой;

в — средний круг палкой за телом из положения "палка вверх".Рука сгибается преимущественно в локтевом суставе, одновременно выполняя малый круг;

г — средний круг палкой снаружи из положения "палка вперед".Рука сгибается в локтевом и плечевом суставах, кисть приближается к плечевому суставу и одновременно выполняет малый круг снаружи.



Большой круг палкой вы­полняется прямой рукой в ли­цевой плоскости с фиксирован­ной в руке палкой, являющей­ся продолжением предплечья (рис. 51).


Рис. 51

Вращательные движения

Вкрут(рис. 52) — техника исполнения вкручивания заклю­чается в том, что рука, например правая, которая держит палку снизу, сгибается в локтевом суставе и одновременно поворачи­вается внутрь в локтевом и плечевом суставах, затем разгибается так, что кисть ее в конце движения находится в обратном хвате. Другая (левая) рука во время движения вытянута, хват слегка ослаблен так, чтобы палка могла свободно скользить и вращаться в левой кисти.



 


Рис. 52

Выкрут(рис. 53) — оборот палки вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. По направлению различают выкрут вперед и назад. При сгибании одной указывается рука, которую сгибают, например: выкрут назад, сгибая правую (рис. 53, а).

Рис. 53

Подбрасывание и ловля

Подбрасывание— бросок палки кверху и ловля тем или иным способом. Переворачивание палки в воздухе указывается допол­нительно.

w

Рис. 54 222


Перебрасывание(рис. 54) — бросок партнеру тем или иным способом. Способ указывается дополнительно.

Передача палки—передача палки из рук в руки без фазы полета.

Упражнения в балансировании

Балансирование— удержание палки в равновесии в верти­кальном или горизонтальном положении на ладони, на пальце, на носке и т.д. Положение палки и место удержания указываются дополнительно.

Прыжки через палку

Прыжок через палку— перепрыгивание через палку в различных ее положениях:

а — удерживая ее руками за концы или на ширине плеч (прыжки вперед и назад);

б — прыжки через палку, лежащую на полу: впереди, сзади, между ног и т. д.;

в — прыжки через палку с вращением под ногами, хватом за один конец.

Высота положения палки

Высота положения палки обозначается тем, что указывается ее местонахождение по отношению к телу занимающегося:

а) на высоте головы — на голову, за голову, над головой
(согнутыми руками), вверх;

б) на высоте плеч — на правое или левое плечо, к правому или
левому плечу, за плечо;

в) на высоте груди — вперед, перед собой, на грудь, на лопатки;

г) на высоте бедер — перед бедром, к правому или левому бедру,
спереди, сзади, сбоку.

Способы изменения высоты палки

1. Подниманием и опусканием — вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, внутрь и наружу.

2. Сгибанием и разгибанием — из положения, когда руки (рука) были согнуты, до положения прямых рук и обратно.

3. Размахиванием — выполняется дугообразным движением.

4. Переворачиванием — из положения "руки скрестно" или


хватом за середину. При этом палка поворачивается на 90, 180, 270 и 360°.

5. Вкручиванием и выкручиванием — специфическое движение с гимнастической палкой, выполняемое своеобразным круговым движением предплечья и кисти одной руки при одновременном скольжении палки в другой.

6. Вращением — круги: малый, средний и большой. При этом палка перемещается вместе с руками (рукой) или при одном закрепленном конце палки, а ее свободный конец описывает круг. Выполняются круговые движения в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях.

7. Боевыми приемами — имитация боевых приемов с винтов­кой, шпагой, рапирой, где различают размахи, удары, уколы, защиты и другие движения.

Методика обучения

К разучиванию упражнений с гимнастической палкой нужно приступать после упражнений без предметов.

Сначала необходимо научить детей основным хватам: хвату сверху и снизу, удерживая палку за концы одной и двумя руками и за середину.

Изучая хват сверху, учитель должен продемонстрировать положение хвата, обращая внимание на способ размещения пальцев— четыре сверху, а большой снизу в обхват. Правильное освоение именно этого хвата создает благоприятные предпосылки к изуче­нию в дальнейшем лазания по гимнастической стенке, где от точности хвата, а значит, и его прочности зависит безопасность (Г.Ф.Шитикова, 1974).

Далее изучаются элементарные движения, а затем и более сложные. При этом всегда следует обращать внимание на пра­вильную осанку, на точность исходных и конечных положений.

Внимание учеников концентрируется в первую очередь на движении или положении самой палки, а затем на положении или движении отдельных частей тела. Поэтому необходимо, чтобы учащиеся свободно выполняли различные движения отдельными частями тела без предмета и владели навыком определения положения тела в пространстве, что имеет существенное значение для овладения упражнениями с гимнастической палкой.

Несколько первых занятий нужно посвятить овладению навыком перемещения (перевода) палки из горизонтального положения в вертикальное ("к плечу"), и наоборот. Этот этап


обучения можно считать законченным, когда движения учащихся станут свободными и правильными, а положения палки—точными. Затем нужно освоить движения палки прямыми руками хватом за концы и на ширине плеч: вперед, вверх, назад и согнутыми руками — на грудь, на голову, на лопатки, т.е. вторым этапом обучения являются движения прямыми и согнутыми руками в горизонтальной плоскости.

На каждом занятии, после освоения элементарных движений, связанных с перемещением палки (палку вверх, на голову, на лопатки, на грудь и т.д.), следует включать упражнения для других частей тела (ног, туловища) и сочетать их с движениями руками при перемещении палки в то или иное положение. Например: присед, палку вперед; встать, палку на грудь и др.

При разучивании упражнений с гимнастической палкой на координацию вначале осваивают положения и движения палки, а затем на этом же занятии повторяют освоенное, но в сочетаниях с движениями другими частями тела. Например: И.п. — о.с, палка внизу. 1 — палку на грудь; 2— палку вверх; 3 — палку вперед; 4 — и.п. А затем: 1 — шаг вправо, палку на грудь; 2 — приставить левую, палку вверх; 3 — шаг влево, палку вперед; 4 — приставляя правую, и. п.; 5—8 — то же, с шагом влево.

При таком наборе упражнений успешно решаются две задачи: овладение тем или иным положением палки в сочетании с движениями другими частями тела и обеспечение развития двигательного аппарата.

Упражнения с гимнастической палкой целесообразно разучи­вать вслед за освоением общеразвивающих упражнений без пред­метов. По мере усвоения более сложных движений без предметов нужно включать и более сложные упражнения с палкой.

Особое внимание нужно уделять точности исходных, конечных положений и позе правильной осанки, так как упражнения с гимнастической палкой применяются прежде всего с целью формирования хорошей осанки. Для решения этой задачи пригодны упражнения, выполняемые в основной стойке и узкой стойке ноги врозь с положением палки: на лопатках, за спиной внизу и в сгибах локтей, вверху, внизу перед телом, а также движения палки из одного горизонтального положения в другое в сочетании с выпадами, полуприседами и приседами, наклонами. При наклонах в сторону следует обращать внимание на положение таза и плеч (предлагать ученикам во время наклона смотреть через плечо на пятку).Упражнения, выполняемые из исходного положения сидя, лежа на спине или на животе, представляют возможность подобрать много упражнений на укрепление мышц спины и живота.


Зак. 2479



Большое значение в занятиях с детьми младших классов нужно
уделять упражнениям с подбрасыванием и ловлей палки. Ловля
падающей палки воспринимается учащимися с огромным инте­
ресом. Выполняются эти упражнения индивидуально. Большая
трудность в обучении заключается в том, что учащиеся, особенно
мальчики, с самого начала стремятся подбросить палку как можно
выше, а это неизбежно приводит к потерям ее и шуму. Для
достижения мягкости и согласованности движений рук и ног в этой
группе упражнений сначала надо несколько раз выполнить замах и
имитацию броска без выпуска палки. Позже, демонстрируя
подбрасывание, надо обратить внимание учащихся на сим- j
метричную работу рук в момент выпуска палки, чтобы не нарушить \
ее горизонтальное положение. I

Ловля осуществляется только за концы, большой палец I снаружи. До тех пор, пока ученики не научатся симметричному i распределению усилий между правой и левой рукой, не следует разрешать подбрасывание выше 20—30 см. Вначале вся работа ведется только в индивидуальном темпе, при этом некоторым можно разрешить броски повыше. Если проводить ее в виде соревнований "кто лучше", "кто не уронит палку" и т. д. — эффект от занятий будет намного выше.

Обучение перебрасыванию палки друг другу осуществляется в третьем классе. Основой его служит изученный способ подбра­сывания палки вверх. Расстояние между партнерами постепенно увеличивается от одного до трех метров.

При проведении упражнений с переворачиванием палки до скрестного положения рук нужно следить за позой правильной осанки. Выполняются эти упражнения в индивидуальном темпе.

Затем изучаются упражнения в перебрасывании, в которых палка расположена вертикально впереди, хват полусогнутой рукой за конец или за середину. Перебрасывание палки из руки в руку, подбрасывание и ловля левой или правой рукой, перебрасывание партнеру на расстоянии двух-трех шагов, что требует тонкой координации движений кистью, умения точно прикладывать определенные усилия в направлении оси предмета. Малейшее отклонение приводит к нарушению положения палки и затрудняет ее ловлю.

Своевременное исправление ошибок, идеальный показ и создание благоприятных условий для индивидуального опро­бования значительно облегчат усвоение координации подбра­сывания и ловли палки. Во всех случаях нужно напоминать детям о важности сочетания действий руками с палкой с мягкими пружинящими движениями ног.


Броски и ловля, выполняемые одной рукой, более сложны и способствуют дальнейшему совершенствованию точности действий с палкой по направлению и с максимальной амплитудой. Если достигнута точность в выполнении этих упражнений, их можно применять с целью развития физических качеств, увеличивая количество повторений в одном занятии.

В I—II классах включается много упражнений типа заданий, упражнения с балансированием палки на раскрытой ладони, приседания с опорой палкой о пол.

В III—IV классах упражнения с гимнастической палкой усложняются и требования к их выполнению приближаются к принятым в гимнастике. Необходимо также и знание терминологии изучаемых движений. Сюда входят:

1. Упражнения из исходного положения "палка внизу" — поднимание и опускание палки вперед, вверх, на грудь, за голову, на лопатки, вниз за спину и обратным движением вниз.

2. Упражнения из исходного положения стоя, сидя, лежа с поворотами туловища, наклонами и в сочетании с движениями палки в различных положениях (в горизонтальной плоскости).

3. Упражнения для мышц ног из различных исходных поло­жений, движения ногами в различных направлениях, приседания и полуприседания, выпады в различных направлениях, подскоки, движения ногами в сочетании с движением туловища и рук.

Все эти движения приучают детей к внимательному контро­лированию, анализу и оценке выполняемых действий, а также сознательному управлению ими. Кроме того, они воспитывают наблюдательность, сообразительность, быстроту и точность реакции, ловкость, а также инициативность и предусмотри­тельность в действиях, сдержанность, самообладание и уступ­чивость по отношению к товарищам.

Средний школьный возраст

В среднем школьном возрасте дети усваивают упражнения, включающие все основные и промежуточные положения палки и движения с ней; изучают более сложные переходы от одного положения палки к другому, применяя "дуги", "переворачивания" с одновременным выполнением и более сложных движений ногами, туловищем и всем телом. В этом возрасте разучивают:

1. Упражнения с палкой хватом двумя и одной рукой за конец вначале в лицевой, а затем в боковой плоскостях.

2. Упражнения в бросках и ловле индивидуальных и в парах двумя руками и одной, меняя исходные положения и усложняя


двигательные задания, например: перебрасывание в парах навстречу друг другу одновременно двух палок, держа их вер­тикально хватом за середину, и ловля таким же способом.

3. Упражнения в балансировании усложняются различными движениями рук, ног, туловища. Например: балансируя палкой, установленной на ладони, повернуться кругом; то же, но присев и коснувшись рукою пола.

4. Игровые упражнения типа заданий (успей подхватить палку, кто точнее подбросит и поймает и др.).

5. Прыжки с различными движениями палки, перепрыгивание через палку вперед и назад, держа ее за концы и на ширине плеч.

6. Упражнения на сопротивление, перетягивание, выкру­чивание и т.п.

Подбирая упражнения, нужно учитывать, чтобы их трудность соответствовала трудности движений с палкой, чтобы эти упраж­нения были направлены на всестороннее развитие двигательного аппарата и, наконец, чтобы сочетание этих упражнений с движе­ниями палкой были удобными и легко усваивались.

При овладении новыми сочетаниями движений рекомендуется расчленять упражнение на составные части и осваивать его вначале по частям, а затем соединять все части вместе.

Например: И.п. — стойка, палка вверху.

1 — левую в сторону на носок, наклон влево, левый конец к правому плечу, палку вверх;

2 — и.п.; 3—4 — то же, в др. сторону.

Разучивается это упражнение так: сначала разучивается движение палки к плечу, а потом овладение точным перемещением палки к плечу; упражнение можно выполнять с наклонами, а затем с отставлением ноги в сторону, с выпадами и т. д. Такими упраж­нениями учащиеся не смогут овладеть сразу, а по частям легко осваивают.

Упражнения будут еще сложнее, если перемещение палки будет выполняться дугой вправо, затем влево. В этом случае обязательно нужно отработать движения с палкой отдельно и лишь затем приступать к выполнению упражнения в целом, т.е. сочетая его с движениями другими частями тела. Целесообразнее использовать в таких упражнениях метод обучения "по разделениям". На последующих занятиях эти упражнения можно предлагать в целом.

Далее нужно разучивать упражнения с выполнением кругов (больших, средних и малых) из различных исходных положений в разных плоскостях. Начинать следует с больших кругов. Более сложные упражнения — вкруты и выкруты в сочетании с наклон­ными положениями палки и с более сложными движениями другими


частями тела. В этой группе упражнений нужно постепенно увеличивать сложность.

Старший школьный возраст

В старшем школьном возрасте включаются более сложные упражнения с гимнастической палкой, которые могут исполняться одновременно, разновременно, последовательно и совместно.

1. Одновременно— перемещение палки из одного положения в другое совершается одновременно с движением другой частью тела.

2. Разновременно— сначала выполняется движение палкой, затем фиксация ее в конечном положении и начинается движение другими частями тела (действия могут совершаться в обратном порядке).

3. Последовательно— одно движение закончено, а другое еще продолжается.

4. Совместно— упражнения выполняются одновременно несколькими занимающимися, удерживающими одну и ту же палку или несколько соединенных вместе палок.

При составлении комплекса упражнений с гимнастической пал­кой необходимо располагать их в общепринятом порядке так, чтобы обеспечить чередование деятельности различных мышечных групп.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.8.46 (0.017 с.)