Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и методика проведения занятийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Упражнения с набивным мячом требуют четкой организации и хорошей дисциплины, не допуская беспорядочных бросков, суеты, метания мяча в неуказанных направлениях. Преподаватель должен постоянно помнить, что только при хорошей организации и правильной методике обучения занятия будут эффективными и интересными. Только в этом случае будет наименьшая опасность травматизма. Раздают мячи занимающимся по ходу, когда они проходят мимо мячей, заранее приготовленных в определенном месте. Туда же складываются мячи после окончания упражнений. Не следует разрешать учащимся бросать мячи о пол или стену, становиться на мяч ногами. Необходимо соблюдать определенные интервалы и дистанцию между занимающимися. Очень важно учитывать расстояние от стен, окон, гимнастических снарядов и других предметов, находящихся в зале. Нужно постоянно акцентировать внимание занимающихся на взаимное уважение друг к другу. Так, например, если соупраж-няющийся не успел выпрямиться после наклона, для того чтобы поймать мяч, нужно задержать бросок, в противном случае можно нанести серьезную травму партнеру. Строго соблюдать распоряжения учителя, внимательно следить за точностью выполнения упражнений. При проведении упражнений в парах или групповых броски должны выполняться всеми занимающимися только по команде или сигналу преподавателя. Поэтому надо заранее определить сигналы для начала и окончания упражнений и обусловить, где должен находиться мяч по команде "Стой!" Если проводится перебрасывание одновременно двумя мячами, то требуется указать, какая шеренга бросает мяч по более высокой траектории, какая — по более низкой, во избежание столкновений мячей и дезорганизации учебного процесса. Для проведения бросковых упражнений с набивным мячом занимающихся обычно строят в две шеренги, стоящие лицом (боком, спиной) друг к другу. Возможны и другие варианты. В тех упражнениях, где набивной мяч используется как отягощение, построение может быть самым различным: в разомкнутых колоннах, шеренгах, кругах и т. д. Удобно перестроение по расчету на "9,6,3, на месте", а также перестроение уступом из колонны по одному в колонну по три. Для упражнений, выполняемых непрерывно, рекомендуется построение в один, два круга. Общие методические указания Начинать обучение следует с простых упражнений и с мячом минимального веса. Им должны предшествовать сходные по структуре движения с большим резиновым (волейбольным, баскетбольным, футбольным) мячом. Это особенно важно при проведении занятий с младшими школьниками. При подборе упражнений необходимо учитывать возраст, пол, подготовленность занимающихся и вес мяча. На начальном этапе вес мяча не должен превышать 1 кг для девочек и 2 кг для мальчиков. По мере физической подготовленности и усложнения педагогических задач, его вес постепенно увеличивают. Постепенное увеличение веса мяча надо чередовать в занятиях с предыдущим весом. В бросковых и игровых упражнениях вес мяча должен быть меньше, чем в общеразвивающих, где мяч используется как отягощение. Стремление увеличить вес мяча снижает интерес к занятию, так как, будучи очень тяжелым, он становится непосильным для выполнения упражнений. Упражнения в перекатывании, передаче, перебрасывании, толчках, бросках и ловле мяча выполняются индивидуально и с партнером. Сначала рекомендуется индивидуальная работа с мячом, а затем в парах, постепенно увеличивая расстояние между партнерами и усложняя способы бросков и ловли. Переходить к обучению новым упражнениям, особенно бросковым движениям, нужно только тогда, когда хорошо усвоен материал предыдущего урока. Например, если ученики слабо владеют приемами ловли мяча при индивидуальной работе, то не следует давать упражнения в парах, а тем более увеличивать расстояние и вес мяча. Общеразвивающие упражнения. При составлении комплекса ОРУ с набивным мячом нужно придерживаться общепринятой схемы с учетом чередования темпа и ритма выполнения, а также чередования движений прямыми и согнутыми руками (ногами). Очень полезно после 2—3 упражнений с набивным мячом выполнить упражнения общего воздействия без мяча или упражнения на расслабление мышц рук, кисти, т. е. тех групп мышц, которые выполняли нагрузку с отягощением. Чтобы избежать однообразной двигательной деятельности, следует сочетать одиночные силовые упражнения с бросковыми. Упражнения в бросании и ловле (особенно игры и эстафеты с набивным мячом) значительно повышают эмоциональность занятий, интерес занимающихся и снижают утомляемость. Для формирования правильной осанки полезны перемещения мяча на грудь, за голову, за спину, на голову, выполняемые на месте и в движении. Поскольку упражнения выполняются с отягощением, то очень важно следить за правильным положением тела, рук, ног не только перед упражнением (в исходном положении), но и во время выполнения, так как беспорядочные движения и неправильные положения могут усугубить дефект осанки. Требования к согласованности, интенсивности повышаются постепенно и также постепенно увеливается темп исполнения упражнений, а значит, и нагрузка. Бросковые упражнения. В бросковых упражнениях с мячом два основных двигательных действия — бросание (в том числе и метание) и ловля. Обучение им осуществляется параллельно. Мяч бросают с предварительным маховым движением руки или рук, причем мяч продолжает это движение в полете. Броски и ловля всегда связаны с предварительным и сопровождающим махом. Сопровождающим махом можно придать мячу новое направление. Предварительные и сопровождающие махи не следует разделять, они должны быть тесно связаны с броском и ловлей. Дугообразные броски выполняются через голову и через плечо в боковой и лицевой плоскостях. Ловля по координации значительно сложнее метания, так как одновременно необходимо определить направление, скорость, объем и вес летящего мяча и в зависимости от этого применить тот или иной прием ловли. При ловле набивного мяча возможны травмы суставов пальцев и даже лучезапястного сустава. Поэтому нужно научить занимающихся прежде всего правильным приемам ловли мяча. Для этого очень полезны упражнения с мячом меньшего веса (волейбольные, футбольные и др.) и в бросках с малой скоростью полета мяча. Начинать обучение нужно ловле двумя руками на средней высоте. Техника ловли мяча заключается в быстром поднимании рук навстречу летящему мячу с таким расчетом, чтобы руки встретились с мячом в момент вытягивания. Вытянутые вперед руки с раскрытыми ладонями и напряженно расставленными пальцами образуют воронку, в которую и нужно поймать мяч. Кисти рук расположены уже, чем диаметр мяча. Как только пальцы рук почувствуют прикосновение мяча, руки сейчас же сгибаются в локтях, чтобы ослабить силу летящего мяча. Прижимать мяч к туловищу не следует. В исключительных случаях, когда мяч брошен сильно и удержать его без дополнительной опоры невозможно, прибегают к захвату мяча, прижимая его к груди. Необходимо направлять броски мяча не прямо в партнера, а немного левее или правее во избежание резких ударов в грудь или в лицо. Наиболее распространенные ошибки: — преждевременное вытягивание рук вперед (ожидание мяча — параллельное держание кистей с напряженными — прижимание мяча к туловищу. При ловле мяча одной рукой можно применять захват сверху, но этот прием довольно труден. Ловить мяч можно различными способами: одной и двумя руками над головой (спереди на уровне груди, пояса, коленей), с поворотами и без поворотов, а также из разных исходных положений (сидя, лежа, с выпадом вперед, стоя на колене или коленях и др.). Упражнения можно усложнять, увеличивая расстояние между занимающимися, дополнительными заданиями (хлопнуть в ладоши, присесть, повернуться и т. д.), изменением исходного положения (сидя, стоя, лежа и др.), а также введением второго мяча. Последовательность обучения Перекаты мяча. Выполняются плавными толчками двумя (одной) руками, чтобы положенный на пол мяч катился в нужном направлении без отскоков. Направление переката создается пальцами (бить по мячу нельзя). Выполнять перекаты можно из различных исходных положений (стоек, положений сидя и т. п.) и построениях (в кругах, шеренгах). Передача мяча. Предварительно занимающихся надо научить правильно держать мяч: двумя руками с боков, широко расставив пальцы. Для запоминания предложить несколько раз взять руками лежащий на полу мяч. При передаче мяча по кругу и в шеренге, например вправо, следить за тем, чтобы ученики держали левую руку сверху, а правую снизу. Во время приема мяча слева правая рука располагается сверху, а левая снизу. Передача мяча в колонне (справа, слева, над головой, между ногами) осуществляется почти прямыми руками. Мяч не выпускают из рук до тех пор, пока не будет уверенности в том, что он принят партнером. Как правило, мяч принимают одной рукой снизу, а другой сверху, а при передаче держат с боков. Броски и ловля мяча. Броскам предшествует пружинящее движение ногами с последующим выпрямлением тела и рук вверх. Когда это движение усвоено, можно приступить к броскам двумя, а затем одной рукой. Вначале броски выполняют не выше 1—1,5 м, а затем сложность постепенно увеличивается за счет изменения высоты броска, введения различных дополнительных движений руками, ногами, туловищем. Например, сначала дается задание — перед ловлей мяча хлопнуть в ладоши один раз, затем два-три раза и, наконец, максимальное количество раз. Применяют хлопки в ладоши впереди и сзади туловища, чередуемые хлопки (один впереди, а другой сзади и др.). После освоения элементарных приемов бросков и ловли упражнения усложняются изменением исходного положения занимающегося (присед, наклоны, выпады, шаги и т. д.), затем осваиваются броски и ловля двумя руками от груди, из-за головы, от плеча. Вначале упражнения выполняются на месте, затем с поворотами и далее в движении. Перебрасывание. Эти движения осваиваются в парах. Учеников выстраивают друг против друга в две шеренги с интервалами 1—2 м. Расстояние между партнерами определяется в зависимости от подготовленности занимающихся, а также от веса мяча. Вначале расстояние должно быть небольшим, а в дальнейшем увеличивается до 4 —5 м (шагов). На начальном этапе обучения бросковым упражнениям можно предложить такую последовательность: а) бросок двумя руками от груди; б) бросок двумя руками снизу; в) бросок из-за головы; г) бросок от плеча. По мере усвоения материала эти упражнения осваиваются одной рукой (вначале броски, а затем ловля). Сначала осваиваются упражнения стоя в шеренгах лицом друг к другу, затем лицом в одном направлении (бросок выполняют учащиеся, стоящие спиной к партнеру), далее боком друг к другу и спиной. В старших классах учащимся можно предложить упражнения стоя на коленях (колене), сидя, лежа. Например: бросок мяча одной рукой с замаха в сторону; бросок назад через голову; бросок мяча в сторону, стоя боком к партнеру; бросок мяча назад и вперед через голову из положения стоя согнувшись ноги врозь; бросок мяча вперед ногами и др. Бросковые упражнения в парах или групповые в условиях большого зала или на летней площадке можно выполнять в полную силу. Эти упражнения полезны для воспитания у занимающихся умений дифференцировать свои усилия и управлять двигательными действиями. Сложность в этой группе упражнений увеличивается за счет: а) изменения объема и веса мяча; б) увеличения количества одновременно бросаемых мячей; в) увеличения дальности полета; г) изменения исходного положения; д) сочетания метаний и ловли с движениями руками, ногами и е) выполнение упражнений одной рукой. Игры и эстафеты Игровые упражнения, эстафеты с набивными мячами используются в подготовительной части урока для активизации внимания и подготовки организма к предстоящей деятельности, а в основной — с целью общей и специальной физической подготовленности. В игры и эстафеты можно включать только хорошо освоенные упражнения. Так, например, кувырок вперед с набивным мячом может быть включен в эстафету лишь при отличной технике выполнения кувырка всеми учениками без мяча в обычных условиях, а затем в эстафету без мяча и далее с мячом. Если двигательные навыки не прочны и техника выполнения не совершенна, то возникает опасность травматизма. Игровые упражнения чаще всего проводятся с целью совершенствования изучаемых упражнений и развития физических качеств, так как в игровых ситуациях эти качества проявляются более естественно и с наибольшим эффектом. При проведении игр и эстафет следует строго соблюдать следующие правила: 1. Выполнение задания начинается по сигналу учителя и 2. При подведении итогов решающим фактором в определении победителя нужно считать качество выполнения предлагаемых упражнений (за качество можно дать большее количество очков или ввести дополнительное очко). 3. Четко и коротко объяснять условия игры или эстафеты, затем провести пробное выполнение и только после этого начинать упражнение-игру или эстафету. При проведении игр и эстафет с набивным мячом соблюдаются также и те требования, которые предъявляются в играх без предметов. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Общеразвивающие упражнения Упражнения для мышц рук и плечевого пояса Упр.1 - И. п.;— мяч внизу. -'Я^->' 1 — мяч вперед; 2 — мяч вверх; 3 — мяч вперед; 4 — и. п. То же, но на 8 счетов. носок, мяч вверх; 2 — и. п.; 3—4 — то же, с др. ноги. То же, но мах назад. М. у. — движение мяча сопровождать взглядом. Упр. 2 И. п. — о. с, мяч внизу сзади. 1 — мяч назад; 2 — и. п. Варианты: и. п. —то же. 1—3—три пружинящих рывка назад; 4 — и. п.; 1 — мяч назад; 2—3 — держать; 4 — и. п. Упр.З
Упр. 4 И. п. — мяч внизу. 1 — мяч вперед; 2 — мяч за голову; 3 — мяч вперед; 4 — и. п. То же, выставляя правую (левую) назад на носок. Упр. 5 г^ И. п. — о. с, мяч за головой. re?J 1 — правую назад на носок, мяч вверх, смотреть на мяч; 2 — и. п.; 3—4 — то же, с др. ноги. Вариант: и. п. — то же. 1 — правую назад на носок, мяч вверх; 2—3 — держать, смотреть на мяч; 4 — и. п.; 5—8 — то же, с др. ноги. Упр. 6 И. п. — о. с, мяч на грудь. 1 — мяч за голову; 2 — и. п. Вариант: и. п. — то же. 1—2 — выпрямляя руки вверх, мяч за голову; 3—4 — обратным движением и. п. То же, но выставляя правую (левую) назад на носок. Упр. 7 И. п. — о. с, мяч внизу. 1 — мяч вперед; 2 — согнуть руки с поворотом кистей пальцами к себе до касания мячом груди; 3 — мяч вперед; 4 — и. п. Вариант: то же, но выставляя на 1 и 3 правую (левую) вперед на носок. Упр. 8 ;-.;s» И. п. — мяч на грудь. 1 — руки в стороны, мяч на ладони правой руки; 2 — и. п.; 3—4—то же, в др. сторону. Вариант: 1—2 — мяч вперед и руки в стороны, мяч на правой руке; 3—4 — и. п.; 5—8 — то же, в др. сторону. Упр. 9 '.'.':rhy И. п. — о. с, мяч вверху. 1 — руки в стороны, мяч на левой руке; 2 — и. п.; 3—4 — то же, в др. сторону. Вариант: 2—3 —держать; 4—и. п.; 5— 8 — то же, в др. сторону. Упр. 10 И. п. — то же. 1 — поднимаясь на носок левой, мах правой в сторону, руки в стороны, мяч на левой руке; 2 — и. п.; 3—4 — то же, в др. сторону. М. у. — мах прямой ногой повыше, кисть с мячом удерживать на уровне плеча. Упр.11
И. п. —то же. 1 —левая рука с мячом в сторону, смотреть на мяч; 2 — толчком кисти мяч в исходное положение; 3— 4 — то же, в др. сторону. М. у. — после толчка, рука быстро присоединяется к мячу. Упр.12 И. п. — лежа на спине, согнув ноги, мяч впереди. 1 — мяч влево, руки в стороны; 2 — и. п.; 3—4 — то же, в др. сторону. Упр. 13 лежа на спине, мяч на И. п. бедрах. 1—4 — на четыре счета медленно круг мячом вправо; 5—8 — то же, влево. М. у. — лопатки от пола не отрывать, пятки прижать к полу, руки прямые. Упр.14 И. п. — лежа на спине, согнув ноги, мяч впереди. 1—2 — мяч медленно вправо, лопатки от пола не отрывать; 3—4 — и. п.; 5—8 — то же, в др. сторону. Упр. 15
И. п. — лежа на спине, мяч на 1—2 — мяч за голову, коснуться пола; 3—4 — исходное положение. Упр. 16 И. п. — стойка ноги врозь, мяч внизу. 1 — мяч вперед; 2 — с поворотом туловища мяч вправо; 3 — положение счета 1; 4 — и. п.; 5—8 — то же, в др. сторону. М. у. — при повороте пятки от пола не отрывать, смотреть на мяч. Упр.17 И. п. — мяч внизу. 1 — с шагом вправо мяч вправо, смотреть на мяч; 2 — и. п.; 3—4 — то же, в др. сторону. Вариант: 2—3 — держать; 4 — и. п.; 5—8 — то же, в др. сторону. М. у. — мяч удерживать на высоте плеч. Упр. 18 И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны, мяч на левой руке. 1 — поворот туловища налево, мяч на правую руку; 2 — поворот в и. п., мяч на правой руке; 3—4 — то же, в др. сторону. Упр.19 И. п. — упор лежа, руки на мяче. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Вариант: и. п. — то же. 1 — сгибая руки, правую назад; 2 — и. п.; 3—4 — то же, с др. ноги. Упр. 20 И. п. — о. с, мяч внизу. | 1—4 — на четыре счета круг мячом вправо; 5— i 8 — то же, влево. Вариант: то же, но с шагом вправо и влево. Круговые движения мячом в боковой плоскости на два и на четыре счета. М. у. — движение мяча сопровождать взглядом. Упр. 21 И. п. — стойка ноги врозь, мяч справа у плеча. Перебрасывание мяча перед грудью из одной руки в другую. Вариант: и. п. —то же. Перебрасывание мяча над головой в одну и в другую сторону. М. у. — вначале используется мяч с облегченным весом, смотреть на мяч. Упр. 22 И. п. — о.с., мяч внизу обхватом правой. Выкручивание мяча спиралью вверх. Обратным движением и. п. и передать мяч в левую руку. То же, левой рукой. М. у. — удерживая равновесие, ноги с места не сдвигать, смотреть на мяч. Упр. 23 И. п. — о. с, мяч на ладони согнутой правой руки на уровне пояса. Передача мяча за спиной из одной руки в другую и перед телом. То же, в др. сторону. М. у. — не прикасаясь мячом к телу. Упр. 24 И. п. — упор лежа, ноги на мяче. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на каждый счет. М. у. — туловище прямое, локти вдоль тела, кисть под плечом. Упр. 25 И. п. — то же. 1 — сгибая руки, правую назад; 2 — и. п.; 3—4 — то же, с другой ноги. Вариант: и. п. — упор лежа на согнутых, ноги на мяче. 1 — разгибая руки, правую назад; 2 — и. п.; 3—4—то же, с др. ноги. живот не проваливать, тело напряжено, разгибание М. у. рук и опускание ноги одновременно.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.12.88 (0.009 с.) |