ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, причины, типы и последствия безработицы. Политика занятости.



Занятость - это деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение потребностей и приносит ее субъекту доход.

Одной из главных целей обеспечение полной занятости. Это НЕ занятость всего трудоспособного населения (т к практически невозможно, нецелесообразно и неэффективно). Рациональная занятость – достижение такой кол-венной и качественной структуры, которая способствует наиболее полному использованию трудовых ресурсов. Эффективная занятость – занятость, которая обеспечивает наивысшую эффективность производства.

Вторичная занятость – доп. работа по совместительству людей, имеющих основную работу. Также существуют сезонная занятость (на основе сезонного контракта) и периодическая занятость (чередующаяся занятость и незанятость). Самостоятельная занятость (самозанятость) – деятельность, осуществляемая по собственной инициативе под своим управлением.

Безработица – это временная незанятость экономически активного населения. Причинами являются экономические кризисы (массовое сокращение рабочих мест); внедрение достижений НТП (ликвидация старых профессий), изменения в демографической структуре трудоспособного населения; желание найти лучшую работу. Безработным считается человек, который хочет и может работать, но не имеет рабочего места. Виды безработицы:

– фрикционная, связанная с временными перерывами в работе из-за поисков новой работы, смены места жительства, учебы;

– структурная(новой структуре раб. мест не соотв. сложившаяся профес.-квалиф. структура рабочей силы);

– циклическая, связанная с эк. циклами. В период спада сниж. спроса на рабочую силу;

– сезонная, обусл. Измен. спроса на раб. силу в отдельных отраслях (в с/х, стр-ве);

– институциональная, вызванная правовыми или др. институц. нормами;

– региональная, характерная для отдельного региона;

– добровольная безработицы (люди не хотят работать из-за низкой з/п и др., несмотря на наличие свободных рабочих мест);

– вынужденная безработица, возникающая при избыточном предложении труда, когда невозможно получить работу даже с низкой зарплатой;

– скрытая безраб.,( число работников в произв. превыш. объективно необх кол-во).

Занятость считается полной, когда уровень безработицы = фрикционной + структурной безработицы. Этот уровень называется естественным уровнем безработицы. Он имеет тенденцию к росту. Уровень безработицы (в %) при полной занятости=кол-во полностью безработных (зарегистрированных официальными службами занятости)/ к общему кол-ву занятых. Безработица ведет к значительным экономическим потерям в товарах и услугах, не производящихся из-за простоя оборудования. В результате не создается определенная часть ВВП. К социальным последствиям безработицы относится снижение жизненного уровня безработного и его семьи. Ухудшается психологическое состояние безработного, увел кол-во конфликтов в семьях, отмечается рост пьянства, разводов, суицидов, преступности и социальной напряженности. Для рыночной экономики безработица – нормальное явление. естественный уровень ( 5–6%).


Вопрос 24.Совокупный спрос и его факторы.

Реальный ВВП
AD
Совокупным спросом называется общая сумма расходов на покупку всех конечных товаров и услуг в экономике в течение определенного промежутка времени. Совокупный спрос можно также определить как спрос на реальный национальный продукт, который может быть предъявлен при данном уровне цен. Совокупный спрос (АD) включает в себя следующие виды расходов: на потребление домашних хозяйств (C); фирм и предприятий на инвестирование (I); государства (правительства) на покупку ресурсов, товаров и услуг (G). Таким образом, совокупный спрос может быть выражен формулой: АD=C+I+G

Уровень цен
Кривая совокупного спроса – это кривая с отрицательным наклоном. Это значит, что чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта (при прочих равных условиях) готовы приобрести потребители внутри страны и из-за границы, правительство и предприятия.

Обратная зависимость между изменением уровня цен и изменением совокупного спроса объясняется влиянием трех факторов:

· эффект процентной ставки. С повышением уровня цен фирмам и домашним хозяйствам требуется больше денег для покупок товаров и услуг, выдачи заработной платы, приобретения ресурсов. Поэтому в стране увеличивается спрос на деньги. Если нет эмиссии денег, то растет цена за пользование ими, т.е. ставка процента. Наступает момент, когда ставка процента начинает превышать норму будущей прибыли от инвестирования. Поэтому фирмам становится выгоднее давать деньги в ссуду, для получения высокого процента, а не инвестировать их. Падает спрос на инвестиционные товары, составляющие значительную часть национального продукта, а значит, снижается спрос и на сам национальный продукт;

· эффект богатства. При росте цен в стране происходит обесценивание денег (инфляция). В этом случае сбережения населения и фирм постепенно теряют свою покупательную способность, что снижает совокупный спрос, и наоборот;

· эффект импортных закупок. При росте внутренних цен на национальном рынке относительно мировых население страны будет приобретать больше импортных товаров. В то же время иностранные покупатели уменьшат объем закупок отечественных товаров, что также приведет к падению спроса на них. Снижение внутренних цен относительно мировых стимулирует рост совокупного спроса на национальный продукт.

Изменение уровня цен ведет к изменению объема спроса на ВВП и проявляется в движении вдоль линии совокупного спроса. Под влиянием неценовых факторов происходят изменения в совокупном спросе, проявляющиеся в сдвиге его кривой вправо или влево.


Вопрос 25.Совокупное предложение и его факторы.

Совокупное предложение (AS) – это объем реального национального продукта, который производится и предлагается на национальном рынке при определенном уровне цен.

Существует прямая связь между уровнем цен и совокупным предложением. Поэтому простая модель совокупного предложения представляет собой кривую с положительным наклоном.

Уровень цен
Реальный ВВП
AS
В современной экономической теории различают три отрезка на кривой совокупного предложения. Первый – горизонтальный (кейнсианский) отрезок. Он отражает состояние спада, депрессии экономики. Здесь имеются избыточные мощности и ресурсы, так как предприятия полностью не загружены. Поэтому рост национального производства происходит в результате загрузки простаивающих производственных мощностей. Объем производства растет при сохранении существующего уровня цен.

Второй отрезок – промежуточный (восходящий). Он соответствует периоду оживления производства, выходу экономики из кризиса. Здесь увеличение реального объема производства ВВП связано с ростом цен.

Третий отрезок – вертикальный (классический). Он отражает развитие экономики в условиях полной загрузки мощностей, полной занятости. Поэтому любое изменение уровня цен не может изменить объем производства и предложения национального продукта.

На величину предложения национального продукта влияют ценовые и неценовые факторы. Прямая связь между уровнем цен и величиной совокупного предложения выражается в движении вдоль кривой совокупного предложения. Неценовые факторы сдвигают кривую предложения вправо-вверх или влево-вниз. К ним относятся издержки; цены на ресурсы; производительность труда; новая технология; налоги и субсидии.


Вопрос 26. Макроэкономическое равновесие. Эффект храповика.

Равновесие спроса и предложения в национальной экономике достигается в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения.

Рассмотрим, как повлияют на макроэкономическое равновесие (а значит, и на объем национального производства, занятость и уровень цен) изменения совокупного спроса и совокупного предложения. Если спрос вырастет, то на разных участках кривой совокупного предложения макроэкономическое равновесие будет иметь следующий вид.

Реальный ВВП
AS
АD1
АD3
АD2
Уровень цен
На горизонтальном участке увеличение совокупного спроса приведет к увеличению занятости и росту объема национального продукта без увеличения цен. На восходящем отрезке увеличение совокупного спроса приведет к росту производства национального продуктаи увеличению цен, так как растет занятость и начинают использоваться незагруженные мощности. Увеличение спроса на классическом (вертикальном) отрезке окажет влияние только на уровень цен, повысив их, так как здесь производственные мощности и рабочая сила использованы полностью.

Если совокупный спрос снизится, то на кейнсианском отрезке объем произведенного национального продукта уменьшится, а уровень цен останется постоянным. На вертикальном (классическом) отрезке цены снизятся, а объем национального продукта не изменится. На восходящем отрезке и уровень цен, и величина национального продукта снижаются.

Однако если спрос уменьшится, то первоначальное равновесие не восстановится. Это связано с неадекватной реакцией цен на изменение спроса: уменьшение спроса до первоначального уровня не сопровождается таким же снижением цен. Они остаются на более высоком уровне, чем раньше. Причины такой тенденции заключаются в политике фирм-монополистов, не снижающих свои цены, а также в поддержании прежнего уровня заработной платы, составляющей значительную часть издержек фирм. Заработная плата не может снизиться автоматически из-за коллективных договоров, заключаемых, как правило, на несколько лет. Это явление получило название «эффект храповика». Так же как храповик вращает колесо только вперед, так и макроэкономическое равновесие постоянно восстанавливается на более высоком уровне цен.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.008 с.)