Графическая зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок – кривая Лаффера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Графическая зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок – кривая Лаффера.



Налоговые поступления, %
Налоговые ставки, %
А
Налоги классифицируются по субъектам налогообложения (налоги с физических и юридических лиц); по уровням управления (республиканские и местные); по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные).

Прямые налоги – взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика.

Косвенные налоги – взимаются посредством включения в цену товара или услуги и уплачиваются покупателем.

В Республике Беларусь существуют следующие основные виды налогов:

– налог на прибыль и доходы предприятий – прямой налог, ставка 24%;

– налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог, ставка 18%, для отдельных товаров и услуг – 10%;

– налог на экспорт и импорт (таможенные пошлины) – косвенный налог;

– подоходный налог с граждан – прямой налог, ставка 12%;

– акцизный налог – косвенный налог, взимается по разным ставкам для различных товаров, облагающихся этим налогом.

Перечисленные выше налоги дают более 80% поступлений в государственный бюджет Республики Беларусь.


Бюджетный дефицит и его финансирование.

Государственный долг и его влияние на экономику

Бюджетный дефицит и его последствия. В идеале общая сумма правительственных доходов должна покрывать сумму расходных статей государственного бюджета. В том случае, если расходы бюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным, если доходы превышают расходы, имеет место профицит государственного бюджета; когда же расходы превышают доходы, то наблюдается дефицит государственного бюджета.

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат).

Различают «структурный дефицит» и «циклический дефицит» бюджета. Их применение объясняется тем, что реальные уровни поступлений в бюджет и расходов в значительной степени зависят стадии делового цикла, в котором пребывает экономическая система.

В определенной мере дефицит государственного бюджета может быть обусловлен проводимой бюджетно-налоговой политикой. Поэтому необходимо различать изменения в бюджете, происходящие под воздействием дискреционной фискальной политики, от изменений в результате колебаний экономической системы в ходе делового цикла. Если правительство закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит, т.е. он возникает в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определённых социально-экономических программ.

Если в ходе выполнения госбюджета образуется положительное сальдо между реально наблюдаемым и структурным бюджетным дефицитом, возникает циклический бюджетный дефицит.

Последствия бюджетного дефицита находят свое выражение в росте объема сбережений, используемых для финансирования государственных расходов, и уменьшении величины средств, направляемых на финансирование инвестиций. В дальнейшем рост дефицита ведёт к снижению уровня жизни.

В экономической теории выделяют три концепции регулирования государственного бюджета:

– концепция ежегодно балансируемых бюджетов

– концепция бюджета, балансируемого на циклической основе,

– концепция функциональных финансов,

Сущность, виды и причины государственного долга. Управление государственным долгом. Государственный долг – эта сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов посредством выпуска правительственных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные.

Одной из причин, порождающих государственный долг, являются спады в производстве. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Известны три основных источника финансирования этих расходов: увеличение налогов, эмиссия денег, продажа облигаций населению.

В зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы и другие платежные средства, различают внутренний и внешний долг; в зависимости от срока погашения – капитальный и текущий долги.

Внутренний долг – это задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных её правительством.

Внешний долг – это задолженность страны государствам, физическим и юридическим лицам других стран.

Экономические последствия государственного долга многообразны. Во-первых, он сокращает запас капитала в экономике. Отвлечение капитала для приобретения облигаций и векселей ведет к уменьшению акционерного капитала. Это означает сокращение выпуска продукции и падение уровня жизни в будущем. Во-вторых, процентные платежи по государственному долгу обременительны для населения, так как покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег. В-третьих, выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов среди населения в пользу наиболее обеспеченных слоев.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что государственные займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, так как правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует профицит бюджета, превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, погасить свой долг. Но в любом случае долги правительства покрываются налогоплательщиками


Денежно-кредитная политика

Кредит. Кредитно-денежная система. Кредит (кредитные отношения) – отношения между двумя субъектами хозяйствования, один из которых (кредитор) предоставляет другому (получателю кредита) деньги или товары на основе возвратности, срочности, платности. Функции кредита – мобилизация свободных денежных средства, ускорение процесса товарно-денежного обращения, регулирование развития экономики.

Формы кредита:

– банковский кредит – предоставляется в денежной форме;

– коммерческий кредит – предоставляется в товарной форме;

– государственный кредит – государство участник кредитных отношений;

– ипотечный кредит – предоставляется в денежной форме под залог недвижимого имущества;

– потребительский кредит – предоставляется в денежной или товарной форме населению.

Цена кредита – ставка процента по кредиту (отношение выплат процентов по кредиту к сумме кредита).

Кредитно-денежная система – совокупность предприятий и учреждений в сфере кредитования и денежного обращения, состоящая из двух уровней:

1) Центральный банк (Национальный банк Республики Беларусь) – центральное учреждение кредитно-денежной системы, которое выполняет следующие функции: эмиссия наличных денег, банк правительства; предоставление денег коммерческим банкам, контроль за работой коммерческих банков, реализация кредитно-денежной политики, формирование золотовалютных резервов страны, регулирование валютных курсов;

2) коммерческие банки – специализируются на выдаче банковских кредитов предприятиям и населению, осуществляют операции с валютой и ценными бумагами, привлекают вклады предприятий и домашних хозяйств; и специализированные финансовые учреждения – страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, лизинговые компании и т.д. Специализируются на отдельных видах финансовых операций, осуществляют помощь и участие в кредитовании.

3. Кредитно-денежная политика и ее инструменты. Кредитно-денежная политика – деятельность государства по разработке и осуществлению мероприятий по регулированию кредитно-денежных отношений в стране. Осуществляется Центральным банком страны. Цели кредитно-денежной политики: стимулирование роста реального внутреннего валового продукта (ВВП); обеспечение низкого уровня безработицы и стабильности цен; поддержание стабильного курса национальной валюты.

Цели реализуются с помощью определенного набора инструментов кредитно-денежной политики:

– операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций);

– изменение резервной нормы – воздействие на размеры банковских резервов коммерческих банков;

– изменение учетной ставки – изменение процентной ставки, по которой коммерческие банки берут кредиты у Национального банка;

– лимиты кредитования – установление ограничений по отдельным видам кредитов.

Существуют два вида кредитно-денежной политики:

1) политика дорогих денег – сокращение роста денежной массы и ограничение темпов инфляции в стране через рост резервной нормы, увеличения учетной ставки и продажи ценных бумаг на открытом рынке;

2) политика дешевых денег – увеличение денежного предложения через снижение учетной процентной ставки, сокращение резервной нормы, скупки государственных ценных бумаг, что ведет к удешевлению кредита, стимулированию роста внутреннего валового продукта (ВВП).

Политика дорогих денег проводится в условиях подъема экономики, а политика дешевых денег – в фазах спада и депрессии. Эффективность кредитно-денежной политики проявляется в изменении темпа роста цен и реального объема внутреннего валового продукта (ВВП).


32. Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни

1. Понятие, цели и направления социальной политики. Социальная политика – это комплекс мер и программ, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение здоровья и качества жизни народа, обеспечение социальной и политической защищенности в различных жизненных ситуациях.

Целью социальной политики является создание условий для всестороннего и гармоничного развития всех членов общества, предоставление им социальных прав и гарантий в различных жизненных ситуациях.

Социальная политика государства осуществляется по нескольким направлениям, основными из них являются: регулирование доходов населения; политика в сфере труда и занятости; социальная поддержка и защита отдельных групп населения; развитие отраслей социальной сферы и инфраструктуры; улучшение демографической ситуации; охрана здоровья и экологическая безопасность.

При реализации социальной политики необходимо выполнять ряд правил и норм, соблюдение которых делает её более действенной и эффективной. Основными принципами социальной политики в современных условиях являются: принцип социальной справедливости; принцип равноправия; принцип верховенства социальной политики; целевой принцип; принцип адекватности уровню развития общества; принцип солидарности; принцип адресности.

Основные функции социальной политики. Основными функциями социальной политики являются: воспроизводственная; социальной защиты; социального развития.

1) Воспроизводственная функция включает в себя постоянное возобновление населения страны; воспроизводство рабочей силы и профессиональных качеств работающих групп населения; воспроизводство социальной структуры общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.248.66 (0.033 с.)