Микроэкономика (эк. явления и процесса на уровне фирм, предприятий).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Микроэкономика (эк. явления и процесса на уровне фирм, предприятий).



Микроэкономика (эк. явления и процесса на уровне фирм, предприятий).

Макроэкономика (на уровне страны).

Мегоэкономика (мировая).

Эк. теория- это фундаментальная эк. наука, кроме неё существуют эк. институты – менеджмент, маркетинг, бух.учёт, банковское дело, логистика.

Методы ЭТ:

1. общие (общенаучные методы познания используемых большинство наук при изучение мира)Метод познания: анализ – синтез- индукция- дедукция.

анализ – изучение каждой части единого целого отдельно; синтез – соединение всех изученных составных частей предмета в единое целое; индукция – движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к общему положению; дедукция – движение мысли от общего к частному; исторический подход – экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически;

Метод абстракций – метод познания, при котором малозначимые свойства объекта отбрасываются и исследования не применяются, а важные свойства гиперболизируются и их влияния на объект увеличивается.

Диалектика – описывает двойственность исследуемого объекта

2. частные методы: экономическое моделирование – позволяет в формализованном виде определить причины и закономерности изменений экономических явлений, их последствия, дает возможность прогнозировать экономические процессы; математический анализ, метод исторической хронологии, графический, экономический эксперимент – научно поставленный опыт с целью проверки эффективности намечаемых хозяйственных мероприятий.


Потребности и эк. блага: их классификация и основные характеристики

Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью человека, определённые степенью экономического общества.

Классификация:

1. пирамида Маслоу, который выделяет 5 групп потребностей:

– физиологические потребности – пища, сон, индивид другого пола;

– потребности в безопасности (самозащите) – одежда, жилище, чистая окруж. природная среда;

– социальные потребности – общение, любовь, дружба, социальное взаимодействие;

– потребности в самоутверждении – уважение, признание в обществе;

– в самовыражении –реализ. таланта, творческого потенциала, самосовершенствование.

Рациональные и нерациональные

Материальные и духовные

Врождённые и приобретённые

Закон возвышения потребностей: все потребности в процессе их удовлетворения трансформируются в новые виды и формы, тем самым процесс удовлетворения безграничен.

Форма правления потребностей является экономический интерес – главная движущая сила прогресса. (общественные, коллективные, частные.) В рыночной экономике преобладают частные.

Благо-средство удовлетворения потребностей.

Классификация:

Экономические- редкое благ.

Не экономические- имеется в неограниченном количестве.

Материальные благаможно осязать. Это вещи, которые могут накапливаться и храниться длительное время.

Нематериальные благапредставлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство.

Частное благопредоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил.

Общественные блага неделимы и принадлежат обществу.

Взаимозаменяемые благаназываются субститутами. Эти блага удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.).

Взаимодоп. благадоп. друг друга в процессе потребления (автомоб, бензин).

5.К нормальным благамотносятся те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей.

Низшие благаобладают противоположной закономерностью. При↑доходов их потребление↓, а при ↓ дохода —↑(картофель и хлеб).


3. Ресурсы (факторы производства), их виды и характ.

Источники любого производства – это экономические ресурсы или факторы производства, которые в экономической науке объединены в 4 группы: природные ресурсы, созданные природой; капитал, т.е. материальные объекты и финансовые ресурсы, созданные людьми; трудовые ресурсы; научные, интеллектуальные и информационные ресурсы.

капитал
трудовые
земельные
водные
лесные
биологические
топливно-энергетические
экологические ограничения
географическое положение
в материально-вещественной форме – это средства производства
в денежной форме – это финансовые ресурсы
средства труда
предметы труда
основные фонды
Оборотные фонды
инвестиции
рабочая сила  
Предприни-мательские способности
Рента
Проценты Дивиденды
Зарплата
Предприни-мательский доход
Прибыль
Экономические ресурсы как факторы производства
Стоимость патентов, гонораров, авторских прав
интеллект, наука, информация
Природные ресурсы
минерально- сырьевые  

Производственными возможностями называются возможности по производству благ (выпуску продукции). Главная цель– удовлетворение потребностей общества. Основные вопросы эк. системы: что? как? для кого производить?


Понятие собственности, объекты и субъекты, типы и формы собственности.

Собственность –имущественное отношение, фиксирующее, что и кому принадлежит.

Субъекты : лица между которыми возникают отношения собственности.(физ. и юрид. лица, государство и органы местного управления )

II. Невещественные

Форма собственности – это вид собственности, характеризуемый по признаку субъекта собственности (субъект – кто владеет, объект – чем владеют). Выделяют следующие типы собственности:

государственная собственность – это объекты, являющиеся достоянием всех граждан страны. Управление и распоряжение государственной собственностью от имени народа осуществляют органы госвласти;

республиканская государственная собственность – земля, ее недра, средства республиканского бюджета, государственные банки, государственные предприятия, гос. учебные заведения и другие крупные объекты республиканского значения;

коммунальная государственная – это собственность в распоряжении местных органов власти: обл-, рай-, гор-, сельсоветов и обл-, рай-, гор- и сель-исполкомов (средства местных бюджетов, объекты ЖКХ, государственной торговли и бытового обслуживания, городской транспорт, школы, поликлиники;

личная – это объекты индивид. собств., потребляемые самим собственником;

частная – это объекты индивидуальной собственности, предоставляемые в пользование и потребление за плату другим лицам. Этот подход в основном относится к средствам производства;

акционерная – получается путем выпуска и продажи акций на всю стоимость предприятий;

арендная с последующим выкупом – когда за взятое в аренду имущество вносится арендная плата – процент от стоимости имущества, что позволяет со временем выкупить арендованное имущество;

кооперативная – кооперативы дают организационную и экономическую определенность добровольному объединению граждан для совместной деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива;

собственность общественных организаций – имущество, приобретенное общественными и религиозными организациями, благотворительными и иными фондами. Может использоваться лишь для достижения целей, предусмотренных учредительными документами.

Типы: первобытнообщинная - рабовладельческая - феодальная - капиталистическая - социалистическая - постиндустриальная (или плюралистическая). Где каждый тип указывает, какой именно социально-экономической формации (историческому этапу развития человечества) присуща та или иная система отношений собственности. Иногда историю делят по-другому, выделяя в ней азиатский, античный, германский и современный типы собственности.



Важные функции:

§ Осущ. регулирование общественного произв-ства (что, как и для кого пр);

§ Устанавл. связь между производ. и потреб., между спросом и предложением;

§ через рынок происходит учет затрат на производство продукции;

§ на рынке устанавл. цены( Цена измен. под влиянием спроса и предложения);

§ рынок дифференцирует производителей(выживают те фирмы, у которых затраты на производство продукции меньше рыночной цены).

Виды рынков:

*по эк. назначению объектов купли-продажи (товарные, фин. и рынки труда).

*по геогр. положению (местный, региональный, национальный и мировой )

*по отраслям (автомобильный, зерновой и так далее);

*по характеру продаж (оптовый и розничный);

*по соответствию действующему законодательству–легальный и нелегальный;

*степени огранич. конк-ции(монопольный,олигополистический,своб., смешан.).

Современный рынок невозможен без развитой рыночной инфраструктуры –имеют ввиду материальные объекты инфраструктуры(торговая сеть, биржи, банки, страховые компании, транспортные компании), которые обеспечивают нормальное функционирование рынка.

+ -
распределение ограниченных ресурсов нет гарантии полной занятости
эффективное использование результатов НТП нет гарантии стабильности цен
формирование модели “человек экономический” -не имеет механизма защиты окружающей среды
высокая предпринимательская активность не способен остановить социальное расслоение и имущественное неравенство

Стабилизацию экономики.


На сегодняшний день нет универсальной модели рыночной экономики. Это объясняется рядом обстоятельств: уровнем и структурой экономики, территориальным размещением страны, особенностями исторического развития, традициями и менталитетом народа и др. Основными отличиями моделей рыночных экономик является: структура собственности; масштабы государственного вмешательства в экономику; социальная политика; участие государства в перераспределительных процессах.

Характерными чертами либеральной модели являются абсолютное преобладание частной собственности, максимальная свобода субъектов рынка, ограниченные масштабы государственного регулирования экономики, невысокие доли госбюджета в ВВП и социального обеспечения в структуре государственных расходов. Эталоном экономика США. Социально ориентированная модель характеризуется высокой долей государственной собственности, широкими масштабами госбюджета в ВВП, высоким уровнем социальной защиты. Примером может служить экономика Германии, Франции, Италии, Австрии, Швеции, Дании.

Белорусская экономическая модель – это социально ориентированная модель рыночной экономики. Ее концептуальными основами выступают: плюрализм форм собственности; значительная степень участия государства в обеспечении эффективности функционирования экономики; регулирование доходов населения и занятости; формирование условий, обеспечивающих удовлетворение целого ряда социально значимых потребностей всего населения.

Характерными чертами белорусской экономической модели являются: сильная и эффективная государственная власть, как важнейшее условие успешного государственного управления; равноправное функционирование частного и государственного секторов экономики; приватизация рассматривается не как самоцель, а как средство найти эффективного собственника; развитие интеграционных процессов со странами СНГ, и, прежде всего с Россией; сильная социальная политика.

На современном этапе главной целью социальной политики является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом обеспечить собственное благосостояние и благосостояние своей семьи. Формирование белорусской модели требует учета особенностей состояния и тенденций развития нашей национальной экономики, учета ее ресурсного потенциала, влияния внутренних и внешних факторов.


Рыночный спрос – 1) это платежеспособная потребность, представленная на рынке; 2) это сумма денег, которую покупатели готовы потратить на приобретение необходимых товаров и услуг. Он характеризует желание и способность покупателя приобрести товар.

Нерегулярный спрос основан на сезонной, часовой потребности (незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы «пик»). Нерациональный спрос – спрос на вредные или антисоциальные товары (сигареты, наркотики). Отрицательный спрос – когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции). Скрытый спрос возникает, когда потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить из-за дефицита товаров и услуг на рынке (безопасные жилые районы). Падающий спрос – постоянное снижение посещаемости музеев. Различают также реализованный, ажиотажный, престижный, импульсный спрос и др.

Важнейшими показателями являются объем и цена. Объем спроса – это количество товара, которое потребители согласны приобрести по определенной цене. Цена спроса – максим. цена, кот. покуп. готов заплатить за определенное кол-во товара.

Определяющим фактором рыночного спроса является цена. Чем выше цена, тем меньше спрос, и наоборот. Эту зависимость выражает закон спроса: между ценой товара и объемом его покупок существует обратно пропорциональная связь.

Р
Q
D
Закон спроса выражает процесс постепенного ↓ спроса. Это происходит не только в результате роста цены, но и вследствие насыщения потребительского спроса. ↓спроса происходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара приносит сравнительно меньшую выгоду, удовлетворение, чем раньше.

На динамику спроса, кроме цены, действуют неценовые факторы, которые двигают кривую спроса вправо при росте спроса или влево – при его уменьшении: доходы потребителей; потребительские вкусы; число покупателей; цены на сопряженные товары; потребительские ожидания; степень удовлетворения потребностей населения в данном товаре.

Из закона спроса существуют три исключения, которые получили названия:

Предложение можно определить как количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за какой-то период времени или как целенаправленное действие продавца, убеждающее покупателя приобрести товар.

Основными показателями предложения выступают объем предложения и цена предложения. Объем предложения – количество товаров, которое готовы реализовать продавцы. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы согласны реализовать некоторое количество товаров.

Р
Q
S
Цена – основной определяющий фактор предложения. Его воздействие на предложение, в отличие от спроса, является прямым. Закон предложения формулируется следующим образом: количество предлагаемых товаров или услуг находится в прямой зависимости от цены единицы товара или услуги. Предложение возрастает с увеличением цены и падает при снижении цены
Чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, а, следовательно, сильнее стимул наращивать производство. При высокой цене появляются новые заинтересованные производители, предлагающие свои товары на рынке для получения прибыли

Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения товара или услуги; если кривая смещается влево, то произошло снижение предложения товара или услуги. Сдвиги кривой предложения происходят под влиянием неценовых факторов: цены на ресурсы, изменения в технологии производства, налоги, дотации и субсидии, цены на другие товары, ожидания производителей или продавцов, число продавцов; природные и политические условия.

Неценовые факторы, влияющие на предложение:

· Количество производителей на рынке. Чем больше производителей данного товара на рынке, тем выше предложение и наоборот

· Совершенствования техники и технологии. Применение новейшей техники и технологий приводит к росту производительности труда и предложение увеличивается.

· Уровень налогообложения. Высокий уровень налогообложения приводит к сокращению доходов предпринимателей и уменьшению предложения.

· Ожидание производителей изменения цен на рынке. Если производители ожидают роста цен, то задерживают отгрузку готовой продукции. Это сокращает предложение.


Равновесие – закон каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается стабильность экономической системы в целом. Уравновешивание спроса и предложения может происходить стихийно или под регулирующим воздействием государства.

Р
Q
D
S
В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается равновесная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а соответствующая ей цена – равновесной.

Если рыночная цена ниже равновесной, то возникает дефицит, при котором величина спроса превышает величину предложения. Когда же рыночная цена выше цены равновесия, образуется избыток товаров, при котором объем предложения превышает объем спроса.

Если цена поднимется выше точки равновесия, она будет стимулировать наращивание производства, образуется избыток товара. Между производителями данного вида товара начнется конкуренция, в результате которой цена на него начнет снижаться, приближаясь к точке равновесия. Если же цена установится ниже равновесной, она обострит конкуренцию между покупателями. Это приведет к повышению цены, расширению производства и возвращению цены к ее равновесному значению. Так происходит колебание спроса и предложения вокруг цены равновесия и благодаря конкуренции устанавливается рыночное равновесие.


Эластичность - выражает изменения соотношение спроса и предложения в зависимости от различных факторов. Эластичность спроса — реакция спроса на изменение цены. Существует три вида эластичности спроса: эластичность спроса по цене, по доходу и перекрестная эластичность спроса.

Эластичность спроса по цене

(6.5)

где - коэффициент эластичности; - процентное изменение объема спроса;

- процентное изменение цены;

Положительный эффект масштаба заключается в том, что себестоимость продукции (средние издержки) сокращается при увеличении объемов производства. Отрицательный эффект масштаба проявляется в росте себестоимости продукции (средних издержек) при том же увеличении объемов производства.


Рентабельность активов. Стоит сказать, для предприятия активы представляют мин баланса на конец отчетного периода, включая стоимость имущества предприятия, средства и запасы для уплаты задолженности (материальная собственность, инвестиции, «цена фирмы», патенты, торговая марка, наличные деньги, ценные, т.е. неинвестированные, бумаги, материально-производственные запасы). Рентабельность активов демонстрирует эффективность использования всего имущества фирмы.

Рентабельность основного капитала. Основной капитал определяется как разница между использованным основным капиталом и его амортизацией на конец отчетного периода. Рентабельность основного капитала показывает эффективность использования основных фондов (фондоотдачу).

Рентабельность собственного капитала. Риск выражает эффективность использования капитала, инвестированного фирмой за счет собственных источников финансирования. Его динамика влияет на уровень котировки акций на фондовой бирже.


Субъектами рынка труда выступают работодатели в лице государства, фирмы или домашнего хозяйства. Между количеством востребованных работников и заработной платой существует обратная зависимость: по мере роста оплаты труда предприниматель сокращает штат служащих, и, наоборот, при увеличении числа рабочих заработная плата на единицу труда снижается.

Сначала действует эффект замещения: при повышении реальной заработной платы количество желающих устроиться на работу возрастает. Но при достижении определенного уровня дохода увеличение труда перестает быть приоритетным и замещается досугом, следовательно, возникает эффект дохода. Предложение на рынке труда находится под воздействием нескольких факторов: общая численность населения, проживающего на данной территории, частично отражает уровень занятости и безработицы; доля трудоспособного населения определяет общий объем трудовых ресурсов; продолжительность рабочего дня и условий труда играют большую роль при поиске работы; существует мобильность трудовых ресурсов, т.е. их неограниченное перемещение в пределах рынка труда.

Рынок труда способствует: обеспечению пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со сложившимся общественным разделением труда; поддержанию динамического равновесия между спросом и предложением рабочей силы; формированию оптимальной профессионально-квалифик. структуры кадров; регулированию индивид. доходов работников.

Заработная плата — это цена труда, т.е. сумма денежных средств выплачиваемых в виде вознаграждения за труд.

Виды заработной платы: номинальная; реальная.

Номинальная заработная плата — сумма денег, полученная наемным работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц, год и т.д.).

Реальная заработная плата – количество товаров и услуг, которое можно купить за номинальную заработную плату.

(10.4), где - реальная зарплата;

- номинальная зарплата; Н – налоги и другие отчисления; Р – индекс цен на предметы потребления и услуги.

Формы заработной платы:

· повременная (простая, премиальная)

· сдельная (прямая, премиальная, аккордная, прогрессивная)

Вещественный фактор – капитал – может быть материализован различными способами, поэтому имеет несколько видов: человеческий капитал – это научные кадры, люди, обладающие высокой долей профессионализма, наделенные способностями и умениями в определенных сферах деятельности; вещественный капитал заключен в постройках, зданиях, средствах производства, сырье и технологическом оборудовании; денежный капитал представляет собой все наличные и безналичные формы денег; ценные бумаги – это акции, долговые обязательства, чеки и облигации; информац. капитал составляет базы данных.

Кроме того, капитал бывает собственный и заемный, и имеет свою цену на рынке. Спрос на капитал зависит от его производительности и характеризуется обратной зависимостью от его стоимости, т.е. люди предъявляют все больший спрос на капитал при условии, что он выдается под низкий процент. Существуют факторы, влияющие на величину спроса капитала на рынке факторов производства, такие, как разработка новых технологий и их внедрение в производство и на рынок; поиск новых способов добычи природных ресурсов.

Процент - это доход, получаемый собственником капитала.

Существует два подхода к сущности процента:

· % - это цена, уплачиваемая за исп. капитала как средства производства.

· % - это цена, уплачиваемая за исп. капитала как финансовых средств.

Два вида процента:

· номинальный - это ставка процента без учета уровня инфляции.

· реальный - это номинальный процент за вычетом уровня инфляции.

Спрос на сельскохозяйственную продукцию зависит от цены на нее, с повышением или с понижением цены соответственно увеличивается или сокращается спрос. Функция спроса на землю при этом перемещается влево вниз или вправо вверх, а функция предложения земли остается неизменной.

Цена земли - это цена, по которой земля покупается и продается, иными словами это капитализированная рента, равная сумме будущих платежей, которые получит владелец земли, если будет сдавать ее в аренду.

Арендная плата = Рента + Амортизация + % на вложенный капитал.

У владельцев лучших земельных участков будут ниже средние издержки на единицу получаемой сельскохозяйственной продукции. В связи с этим они получат более высокий доход, а владельцы худших земель будут иметь большие издержки и довольствоваться лишь нормальной прибылью.

Рисунок 10.3 - Определение дифференциальной земельной ренты II.

Поскольку предложение земли и других природных ресурсов совершенно неэластично SS, то спрос является единственным действенным фактором, определяющим земельную ренту. Расширение (с D2 до D1) и сокращение (с D2 до D3) спроса приводит к значительным изменениям величины ренты (с R2 до R1 и R2 до R3).

Монопольная рента — особая рента, образующаяся при продаже определенных видов благ по монопольно высокой цене, значи­тельно превышающей их стоимость. Разность между монополь­ной и рыночной ценой данного сельскохозяйственного продук­та образует монопольную земельную ренту.

Эколо­гическая рента образуется в регионах с относительно лучшими экологическими условиями жизнедеятельности и выражается в более высокой арендной плате за землю, расположенную в луч­ших природных условиях.
19. Национальная эк(НЭ), цели и структура. Нац богатство.

Национальная экономика – это исторически сложившаяся совокупность сфер экономической деятельности на территории данной страны, функционирующая с целью удовлетворения портебностей людей. Каждая национальная экономика стремится к достиженню основных целей, которыми являются:

– высокие темпы роста национального обьема производства и поддержание устойчивого роста обьема производства без резких изменений, спадов и кризисов;

– стабильность цен, что на практике означает не «замораживание» их на определенном уровне на длительный период, а плавный регулируемый рост;

– высокий уровень занятости, который достигается в том случае, когда общество обеспечивает занятость оптимального числа работников;

– поддержание внешнеторгового баланса, что на практике означает достижение равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюту других стран.

Важнейшей составной частью НЭ является материальное производство, в котором создаются необходимые для жизни и развития общества средства и предметы потребления. В материальное производство входят промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь, сфера услуг.

Нематериальное производство отличается от материального своим продуктом, имеющим нематериальную форму: научные знания и информация; произведения искусства; услуги населению. В нематериальное производство обычно включают такие сферы, как наука и научное обслуживание, искусство и культура и т.д.

Непроизводственная сфера производством благ не занимается, но она необходима обществу. Эта сфера включает в себя оборону страны, судебные и юридические органы, религнозные учреждения, различные общественные организации.

Сфера воспроизводства человека как главного субьекта экономики и общества. Без людей нет общества, нет и национальной экономикни. Однако человека общественного (субьекта общества) нужно обучать, развивать его способности (в том числе трудовые), воспитывать как гражданина данного общества в правовом, социальном, экологическом и других направлениях. Структура национальной эк.:

Воспроизводственная структура характеризует деление национальной экономики на наиболее массовые виды экономических субьектов, которые воспроизводят определенные группы товаров. В экономике каждой страны можно выделить три крупных взаимосвязанных группы: домашние хозяйства, предприятия, государство. Кроме того, при рассмотрении НЭ учитывается и заграница. В воспроизводственной структуре особую важность представляет соотношение средств, идущих на потребление, а также на накопление. От этого соотношения зависит тип воспроизводства: простое, расширенное, убывающее.

Социальная структура национальной экономики означает деление ее на такие совокупности социально-экономических единиц, которые объединены определенными социально-экономическими отношениями. НЭ можно разделить на подобные секторы по группам населения, видам труда, получаемым доходам и другим признакам.

Отраслевая структура предполагает деление НЭ на отрасли – качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции. Отраслевая структура играет важную роль в НЭ, так как именно в отраслевом разрезе осуществляется производство и происходит учет статистических данных. В отраслевой структуре промышленности Беларуси основное место принадлежит машиностроению, лесной, химической, легкой, продовольственной промышленности. Эти отрасли дают до 9/10 валового продукта промышленности республики. Оптимальное соотношение всех отраслей очень важно для обшего состояния экономики.

Территориальная структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономикни на экономические районы. Например, в Беларуси выделяются западный, восточный и полесский экономические районы со свойственной им структурой производства, занятостью населения, природными ресурсами и другими характеристиками.

Инфраструктура национальной экономики включает в себя отрасли, обслуживающие производство(шоссейные и железные дорога, энерго-, водо- и газоснабжение, связь и другие отрасли)

Структура любой НЭ имеет тенденцию к изменению и усложнению под влиянием научно-технического прогресса. Особенность структуры НЭ Беларуси определяется тем, что она сложилась в условиях бывшего СССР и поэтому содержит в себе специфические черты разделения труда между республиками. Для нее характерны высокая степень развитости и концентрации металлообрабатывающих предприятий, сборочных производств, предприятий химической промышленности, отличающихся высокой металлоемкостыо, энерго- и ресурсоемкостью, промышленность для поддержания нормальной работы нуждается в постоянных поставках комплектующих изделий из других стран СНГ. Для Республики Беларусь также характерны высокоразвитые сельское хозяйство, строительная индустрия и другие отрасли материального производства. Сельское хозяйство специализнруется на производстве мясомолочной продукции, льна, картофеля.

Сфера нематериального производства представлена высококвалифицированными научными кадрами, академическими и научно-исследовательскими институтами, развитой системой здравоохранения, культуры, искусства и др.

Национальное богатство:

· Нефинансовые активы

· Производственные

ü Материальные (основной капитал, запасы материальных оборотных средств, ценности)

ü Нематериальные (затраты на разработку полезных ископаемых, программное обеспечение ЭВМ)

· Непроизводственные

ü Материальные (земля, недра, водные ресурсы)

ü Нематериальные (патенты, авторские права, лицензии )

· Финансовые активы (наличные деньги , депозиты, монетарное золото, ценные бумаги)

Пример: ВВП- Беларусь. ВНП- Америка-продукция coca-cola

В 70-80-е годы XX в. М. Фридмен видел основную причину экономического цикла в нестабильности денежного рынка, избытке денег, который закладывался экономической политикой государства. Поэтому главное направление стабилизации экономики ограничение и регулир. денежной массы в обращении.

Уровень эк. активности
Экономическим циклом наз промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономики. Выделяют 4 фазы цикла: пик (высшая точка экономической активности); спад (рецессия); низшая точка активности (депрессия); подъем (экспансия).

Первая фаза – пик цикла. Ей соответствует высокая занятость, полная загрузка производственных мощностей, наивысший уровень деловой активности. Уровень цен, ставка з/п и % ставки очень высокие.

p Vandvqd6ZqRkJNKrQ0bK1OjlGYl6EG10ub06JuWqav87SknbsU2nSbTOlHytlGyRdn740nkcii3x DidNIsOLc7JTPnNvhAfzfUpaDpqNMJYeh543yeax/2t+HGq1ODszsstIdG4Od0nZE3hxRjLm2uwz T1Hrvur5DYXemzivmpIt0M6U7FISmeIhJb/NW0MuH5k1I4899uhukud3hv4Xm2SLs9fCSPVGX+7L BmH9WiS9y9g9x3H35c2LfwEAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhAPhnoUXfAAAACgEAAA8AAABkcnMv ZG93bnJldi54bWxMj0FOwzAQRfdI3MEaJHat4zQtaYhTVSDUSqwaegA3NkmEPY5itwm3Z1jBcjRP /79f7mZn2c2MofcoQSwTYAYbr3tsJZw/3hY5sBAVamU9GgnfJsCuur8rVaH9hCdzq2PLKARDoSR0 MQ4F56HpjFNh6QeD9Pv0o1ORzrHlelQThTvL0yTZcKd6pIZODealM81XfXVUcshe63gYNvb0flzv 0+jEdEylfHyY98/AopnjHwy/+qQOFTld/BV1YFbCYiW2hErI0jUwArKnnLZcJKxELoBXJf8/ofoB AAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250 ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAv AQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAdHDTpqUGAAAEKgAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAu AgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA+GehRd8AAAAKAQAADwAAAAAAAAAAAAAA AAD/CAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAAsKAAAAAA== ">
Время
 
Депрессия –низшая точка цикла
Пик
Подъем
Спад
Вторая фаза – спад (кризис). Ей соответствует избыточный капитал, который не находит своего применения в новых инвестициях, что ведет к падению нормы ссудного процента. Производство и занятость сокращаются, в результате предложение превышает спрос, возникают инфляция и другие негативные явления в экономике.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.99.243 (0.035 с.)