Система организации занятий по программе «Ступеньки»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система организации занятий по программе «Ступеньки»



Взависимости от возраста ребенка, уровня его развития, от того, в какой сфере наблюдается отставание в развитии, предлагаются различные циклы коррещионио-развивающих занятий.

Для детей от 1 года до 2 лет - индивидуальные или подгрупповые (2 человека) занятия:

• с психологом, направленные на улучшение взаимодей­ствия «родитель — ребенок»: обучение матери правильному подходу к воспитанию ребенка, осуществление помощи родителям в создании обстановки в семье, благоприятной для развития ребенка. Непосредственное эмоциональное общение с матерью является ведущей деятельностью ребен­ка в данном возрасте, поэтому именно обучение матери дает максимальный эффект при проведении коррекционных ме­роприятий с детьми в возрасте до 2 лет;

· со специалистами (психологом, педагогом, логопедом, музыкальным терапевтом) по развитию коммуникативных функций, накоплению сенсорного опыта и развитию двига­тельной сферы;

• со специалистом по движению, инструктором ЛФК по моторному развитию ребенка.

Для детей от 2 до 4 лет, имеющих отставание в развитии, предлагаются следующие виды индивидуальных (или подгрупповых) коррекционно-развивающих занятий:

• с педагогом (для детей, имеющих проблемы в развитии когнитивной сферы);

• с педагогом и логопедом (для детей, имеющих отстава­ние в когнитивной и речевой сферах);

• логопед формирует словарный запас, грамматический строй речи, связную речь ребенка по данной теме;

• педагог развивает у ребенка навык соотнесения пред­мета и картинки, обобщения, активизирует сенсорный опыт («Лото», «Чудесный мешочек», «Кто что ест», «Узнай на вкус (по запаху, на ощупь и т. д.)», «Разложи по корзинкам» и т. п.); рисование, лепка, аппликация овощей и фруктов;

• психолог формирует взаимодействие «мама - ребенок» или «ребенок - ребенок» с использованием игр «Огород», «Угостим зайку» и т. п.;

• руководитель ЛФК подбирает соответствующие данной теме подвижные игры, атрибуты;

• музыкальный терапевт - хороводы, песенки, игры по данной тематике.

Такой подход в планировании и организации работы дает возможность каждому специалисту, решая свои специфичес­кие задачи, обеспечивать наиболее эффективное усвоение пройденного материала и закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Содержание занятий постоянно варьируется в зависимо­сти от задач коррекционного воздействия и возраста ребен­ка. Одна и та же игра может использоваться для различных целей.

Принципы планирования и организации коррекционных занятий с детьми 2-4 лет

Занятия специалистов с детьми раннего и младшего до­школьного возраста строятся на единых принципах.

1. Ведущим принципом построения коррекционно-развивающих занятий является онтогенетигеский принцип: при проведении занятий учитывается уровень дви­гательного, когнитивного, речевого и эмоционально-лично­стного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельно­сти, поэтапность в формировании новых видов деятельности.

2. Комплексный подход к проблемам ребенка имеетособое значение: совместная разработка коррекционного мар­шрута и медико-психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, а также активное участие родителей обес­печивают эффективность коррекционных мероприятий по ус­транению выявленных отклонений в развитии ребенка.

3. Принцип взаимодействия и координации между
специалистами
осуществляется следующим образом:

с помощью ведения документации на каждого ребенка -индивидуальной карты, отражающей результаты диагнос­тики и проведенной работы с данным ребенком;

• через психолого-медико-педагогигеские консилиумы, на которых всеми специалистами обсуждаются результаты пер­вичной или повторной диагностики каждого ребенка, успе­хи и трудности ребенка на текущих занятиях, вырабатыва­ется индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, проводится корректировка данного мар­шрута, обсуждаются рекомендации специалистов друг дру­гу по использованию в работе с ребенком наиболее эффективных приемов взаимодействия и коррекции;

в процессе проведения совместных занятий специалис­тами (психолог - педагог, психолог - музыкальный тера­певт, логопед - музыкальный терапевт и т. п.).

Организация совместной работы специалистов с конкрет­ным ребенком включает в себя также создание развивающей среды (организация пространства, подбор игрового материа­ла по теме занятия). Создание обстановки, насыщенной раз­нообразными сенсорными стимулами, привлечение разных видов деятельности позволяют избежать излишней дидак-тизации упражнений, стимулирует познавательный интерес.

4. Одним из важнейших принципов работы с деть­
ми раннего и младшего возраста является принцип ве­
дущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка.

Все занятия проводятся в присутствии родителей и при их активном участии, что обусловлено особенностями детей раннего возраста. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в совместную деятельность «специалист - ребе­нок - родитель». Присутствие на занятии близкого челове­ка повышает безопасность ребенка и снижает его тревож­ность, повышает активность ребенка, создает комфортные условия для проведения занятий. В ходе коррекционных за­нятий обращается внимание родителей на то, как и чем за­ниматься с ребенком, происходит знакомство родителей с возрастными нормами развития ребенка, с особенностями подхода и правильными способами взаимодействия с ребен­ком.

Психолог, работая с родителями, дает рекомендации дру­гим специалистам для осуществления эффективного взаи­модействия с мамой на совместных занятиях, т.е. обеспечи­вается единство подхода и стиля общения.

5. Деятельностный подход предусматривает формиро­вание психических функций в процессе деятельности детей.
Основной деятельностью детей данного возраста является игра.

6. Творгеский подход дает возможность не ограничи­вать свободу творчества ребенка, если цели, поставленные перед ним в процессе занятия, будут решены.

7. Систематигность заданий и используемых на за­нятиях игр предполагает наличие определенного порядка в подаче материала, повторяемости заданий и игр, исполь­зование их в определенной последовательности.

8. Вариативность заданий позволяет при формирова­нии у ребенка одних и тех же понятий использовать раз­ные игры и задания.

9. Принцип постепенного усложнения заданий:

а) поступенчатое усложнение заданий, например:

1-я ступень: сортировка предметов по какому - либо признаку;

2-я ступень: выбор предметов по данному призна­ку, ориентируясь на эталон или на слово;

3-я ступень: использование знания этого призна­ка в изобразительной и другой продуктивной деятельности;

б) постепенное усложнение за счет подбора более слож­
ного для восприятия или практической деятельности игро­
вого материала.

Например, при сортировке по цвету вначале берутся кон­трастные цвета (желтый - красный), по мере усложнения -более близкие (желтый - оранжевый). При нанизывании усложнение достигается уменьшением диаметра отверстия бусин;

в) постепенное увеличение количества используемых
объектов в игре за счет увеличения объема внимания, поля
зрения и т. д.

10. Принцип планирования при проведении занятий разлигными специалистами. При проведении занятий различными специалистами с одним ребенком (или группой детей) используется принцип единого тематигеского пла­нирования занятий: занятия разных специалистов объе­динены одной темой. Например, тема «Овощи - фрукты»:

 

• с педагогом и психологом (для детей, имеющих отста­вание в социально-эмоциональной и когнитивной сферах);

• с логопедом (для детей, имеющих отставание в речевой сфере);

• с логопедом и музыкальным терапевтом (для детей, име­ющих отставание в речевой и социально-эмоциональной сферах);

• с психологом или с психологом и музыкальным тера­певтом (для детей, имеющих нарушения в социально-эмо­циональной сфере);

• со специалистом по движению, инструктором ЛФК (для детей, имеющих отставание или нарушения моторного раз­вития).

После каждого цикла занятий проводится повторная ди­агностика для отслеживания динамики развития и уточне­ния дальнейшего коррекционного маршрута.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.12.229 (0.021 с.)