Формирование психических процессов, необходимых для развития познавательной сферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование психических процессов, необходимых для развития познавательной сферы



Формирование психических процессов происходит в сле­дующей последовательности:

Развитие внимания 1 -й этап

• Привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических по­требностей.

• Стимуляция непроизвольного внимания с использованием разнообразных раздражителей (слуховых, зрительных).

2-й этап

• Развитие непроизвольного внимания на основе инте­реса к разнообразным предметам и явлениям.

• Организация деятельности с привлечением внимания ребенка к различным свойствам объектов.

 

• Развитие устойчивости непроизвольного внимания. 3-й этап

• Развитие внимания к слову.

 

• Формирование предпосылок для развития произволь­ного внимания.

• Расширение объема внимания.

• Развитие способности к переключению внимания.

Развитие памяти

1-й этап

• Развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов.

• Увеличение скрытого периода узнавания.

• Расширение круга узнаваемых предметов.
2-й этап

• Развитие воспоминания на основе формирования у ре­
бенка элементарных представлений о предметах.

3-й этап

• Развитие непроизвольной памяти.

• Увеличение объема запоминаемого материала.

• Совершенствование процессов запоминания и воспро­изведения.

Развитие воображения

Воображение детей раннего возраста очень ограничено, оно носит воспроизводящий и непроизвольный характер.

Для развития воображения рекомендуется:

• Рассказывание детям потешек, сказок.

• Показ детям сценок на знакомый сюжет с использова­нием игрушек, кукольного театра.

• Организация сюжетных игр (с предметами-заместителя­ми, «понарошку»); организация подражательных игр.

• ИЗО-деятельность (задания типа «Дорисуй картинку», «Что это такое?»).

• Составление рассказов по сюжетной картинке.

• Организация сюжетно-ролевых игр.

Развитие мышления

• Развитие восприятия.

• Установление связей «восприятие - образ».

• Установление связей «предмет - действие».

• Установление связей «действие - его результат».

• Установление закономерных связей посредством мысли­тельных операций, которые в раннем возрасте неотдели­мы от практических действий с предметами.

• Установление причинно-следственных связей (последова­тельные картинки).

В процессе решения данных задач проводится работа по развитию мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения и т. д.

Анализ - расчленение предмета на составные части. (Игры в конструкторы, разбор пирамид, матрешек и т. д.).

Синтез - процесс, противоположный анализу, мыслен­ное установление связи, мысленное объединение предметов, их частей или признаков. (Конструктивные игры: «Допол­ни до целого», «Сложи картинку» и др.)

В результате развития аналитико-синтетической деятель­ности становятся возможными и другие мыслительные про­цессы.

Сравнение - мысленное сопоставление объектов, уста­новление сходства или различия предметов по каким-либо признакам. (Игрушки и предметы, различающиеся по како­му-либо одному признаку: разноцветные или разные по раз­меру шары; одинаковые по размеру и цвету шары и кубики и т. д.; игры в лото, домино, парные картинки, поиск проти­воположностей).

Обобщение - мысленное объединение предметов и яв­лений действительности, имеющих те или иные общие свой­ства, в группу по какому-либо признаку. (Игры в лото «Най­ди лишнее», группировка предметов по темам, например, транспорт, одежда, посуда).

Классификация - распределение предметов по груп­пам, опираясь на какие-либо признаки.

Абстрагирование - отвлечение, выделение какого-либо свойства или признака предмета, которые мыслятся обособленно от самого предмета, от других его признаков. Таким путем выделяются форма, цвет, движение, величина и другие свойства предметов.


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕЛИЧИНЕ

Главной задачей в работе над формированием представ­ления о величине является ознакомление ребенка с разме­рами предметов и их параметрами: высотой, шириной, дли­ной (толщиной). Так как мир трехмерен, то обследуемый предмет характеризуется только тремя параметрами. Выбор их зависит от расположения данного предмета в простран­стве. Например, лежащий кирпичик имеет длину, ширину и толщину; если мы его поставим вертикально, то его ха­рактеристики будут другими: ширина, толщина и высота. Ознакомление детей раннего и младшего дошкольного воз­раста с величиной, в первую очередь, касается работы над размерами предметов, которая проводится на основе сопо­ставления 2-х объектов:

а) однотипных (например, сравниваются только куклы).

б) различных (как правило, сравниваются предметы из одного множества, например: кружка и чашка, круг и квад­
рат). Сравнение разных предметов чаще используется при
сопоставлении их относительно какого-либо одного пара­
метра (например, спрашивается, что выше: дерево или куст;
что уже: дорога или тропинка; что длиннее: лента или ли­
нейка; что толще: палка или карандаш).

По возрастными нормам ребенок к 3 годам должен раз­личать и называть три размера: большой, маленький и сред­ний (методом исключения).

Основные этапы работы

Ознакомление

Цель: выделение определенного размера на основе сопос­тавления двух объектов.

Закрепление

Цель: сравнение, соотнесение объектов по размерам и вы­полнение определенных действий (наложения, прикладыва­ния, вкладывания и выбора с ориентировкой на размер).

Проверка

Цель: выявление умения различать объекты по размерам с ориентиром на слово. Проводится в виде теста.

Рассмотрим каждый этап по отдельности. 1. Ознакомление

Работа по ознакомлению с большим и маленьким разме­рами строится на сопоставлении двух объектов:

а) предметов (бытовых: посуды, мебели, одежды и т. д.),
игрушек (машинок, кукол, кубиков и т. д.).

б) картинок.

Дети 2-4 лет с трудом воспринимают размеры предме­тов, изображаемых на картинках. Чтобы решить эту пробле­му, можно вырезать картинки по контуру и сравнить их пу­тем наложения друг на друга (такие картинки называют «выпиловками»).

При формировании у ребенка представления о размере кроме зрения необходимо привлекать слух и моторные ощу­щения. Например, при описании маленького предмета надо называть его размер высоким голосом и складывать руки ло­дочкой (не рекомендуется складывать пальцы щепотью, т. к. это достаточно трудное движение для ребенка, и он не всегда может его повторить). При ознакомлении с большим пред­метом размер подчеркивается низким голосом и разведени­ем рук. Знакомство ребенка с величиной может происходить либо в процессе показа специалистом уже готовых разнове­ликих предметов, картинок (пассивное наблюдение), либо в процессе активной деятельности: специальное рисование взрослым двух различающихся по размеру предметов (до­мики для зверей, тарелочки, елочки и т. п.) и случайное изоб­ражение разновеликих одноименных предметов самим ре­бенком (например, кружочков, палочек и т. д.); в процессе конструктивной деятельности: строительство различных по величине столов, стульев и т. д.

Закрепление

Закрепление представления ребенка о величине проводит­ся с помощью приемов сравнения и соотнесения разновели­ких предметов друг с другом, а также с помощью приема выбора предметов по размеру, как способа сортировки (груп­пировки).

Сравнение 2-х объектов

Ребенку предлагаются для сравнения как объемные пред­меты, так и плоскостные. При этом используются следую­щие приемы:

а) Прием наложения.

Как правило, этим приемом пользуются при сравнении плоских предметов (например, для сравнения картинок -«выпиловок» или колечек от пирамидок). Выступающая часть говорит о том, что этот объект больше другого.

б) Прием прикладывания с уравниванием предметов по одной линии.

С помощью этого приема сравнивают объемные предме­ты, при этом их обязательно выравнивают по низу, а размер определяют, ориентируясь на высоту предметов (то, что


выше, то и больше). Но ребенку сообщается только размер (какой предмет большой, а какой - маленький).

в) Прием вкладывания.

Этим приемом пользуются при сравнении разборных мат­решек, яичек, коробочек, ведер и других вкладывающихся один в другой предметов.

При этом с ребенком отрабатываются следующие дей­ствия по инструкции: «возьми - поставь», «открой - зак­рой», «вложи - достань». Эти действия являются опорны­ми. Работа с данным видом игрушек строится по следующему плану:

 

1. Последовательный показ всех выполняемых действий взрослым (знакомство ребенка с разборкой - сборкой иг­рушки).

2. Выполнение ребенком действий на основе устной ин­струкции с одновременным показом со стороны взрослого по принципу «Сделай, как я»:

 

• с использованием взрослым второй такой же игрушки (параллельный показ);

• с использованием игрушки ребенка с пооперационным показом выполняемых действий.

3. Выполнение ребенком действий только на основе уст­
ной инструкции:

• упрощенный вариант - с использованием жестов, по­казывающих определенные движения;

• без жестов, с опорой только на слово.

4. Самостоятельная разборка - сборка игрушки ребенком.
Усложнение задания происходит:

• при уменьшении объема инструкции и предоставле­нии ребенку большей самостоятельности;

• при выполнении в процессе разборки - сборки более сложного движения (например, при открывании матрешки, как правило, используется вращательный захват, но само дви­жение направлено вверх без поворота; при игре с бочатами с винтовой резьбой от ребенка требуется овладение не только вращательным захватом, но и вращательным движением);

• при увеличении количества вкладываемых предметов;

• при уменьшении разницы в размерах вкладываемых предметов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.014 с.)