![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование психических процессов, необходимых для развития познавательной сферы
Формирование психических процессов происходит в следующей последовательности: Развитие внимания 1 -й этап • Привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей. • Стимуляция непроизвольного внимания с использованием разнообразных раздражителей (слуховых, зрительных). 2-й этап • Развитие непроизвольного внимания на основе интереса к разнообразным предметам и явлениям. • Организация деятельности с привлечением внимания ребенка к различным свойствам объектов.
• Развитие устойчивости непроизвольного внимания. 3-й этап • Развитие внимания к слову.
• Формирование предпосылок для развития произвольного внимания. • Расширение объема внимания. • Развитие способности к переключению внимания. Развитие памяти 1-й этап • Развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов. • Увеличение скрытого периода узнавания. • Расширение круга узнаваемых предметов. • Развитие воспоминания на основе формирования у ре 3-й этап • Развитие непроизвольной памяти. • Увеличение объема запоминаемого материала. • Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения. Развитие воображения Воображение детей раннего возраста очень ограничено, оно носит воспроизводящий и непроизвольный характер. Для развития воображения рекомендуется: • Рассказывание детям потешек, сказок. • Показ детям сценок на знакомый сюжет с использованием игрушек, кукольного театра. • Организация сюжетных игр (с предметами-заместителями, «понарошку»); организация подражательных игр. • ИЗО-деятельность (задания типа «Дорисуй картинку», «Что это такое?»). • Составление рассказов по сюжетной картинке. • Организация сюжетно-ролевых игр. Развитие мышления • Развитие восприятия. • Установление связей «восприятие - образ». • Установление связей «предмет - действие». • Установление связей «действие - его результат». • Установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами. • Установление причинно-следственных связей (последовательные картинки). В процессе решения данных задач проводится работа по развитию мыслительных процессов:анализа, синтеза, сравнения и т. д. Анализ- расчленение предмета на составные части. (Игры в конструкторы, разбор пирамид, матрешек и т. д.). Синтез- процесс, противоположный анализу, мысленное установление связи, мысленное объединение предметов, их частей или признаков. (Конструктивные игры: «Дополни до целого», «Сложи картинку» и др.) В результате развития аналитико-синтетической деятельности становятся возможными и другие мыслительные процессы. Сравнение- мысленное сопоставление объектов, установление сходства или различия предметов по каким-либо признакам. (Игрушки и предметы, различающиеся по какому-либо одному признаку: разноцветные или разные по размеру шары; одинаковые по размеру и цвету шары и кубики и т. д.; игры в лото, домино, парные картинки, поиск противоположностей). Обобщение- мысленное объединение предметов и явлений действительности, имеющих те или иные общие свойства, в группу по какому-либо признаку. (Игры в лото «Найди лишнее», группировка предметов по темам, например, транспорт, одежда, посуда). Классификация- распределение предметов по группам, опираясь на какие-либо признаки. Абстрагирование- отвлечение, выделение какого-либо свойства или признака предмета, которые мыслятся обособленно от самого предмета, от других его признаков. Таким путем выделяются форма, цвет, движение, величина и другие свойства предметов. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕЛИЧИНЕ Главной задачей в работе над формированием представления о величине является ознакомление ребенка с размерами предметов и их параметрами: высотой, шириной, длиной (толщиной). Так как мир трехмерен, то обследуемый предмет характеризуется только тремя параметрами. Выбор их зависит от расположения данного предмета в пространстве. Например, лежащий кирпичик имеет длину, ширину и толщину; если мы его поставим вертикально, то его характеристики будут другими: ширина, толщина и высота. Ознакомление детей раннего и младшего дошкольного возраста с величиной, в первую очередь, касается работы над размерами предметов, которая проводится на основе сопоставления 2-х объектов: а) однотипных (например, сравниваются только куклы). б) различных (как правило, сравниваются предметы из одного множества, например: кружка и чашка, круг и квад По возрастными нормам ребенок к 3 годам должен различать и называть три размера: большой, маленький и средний (методом исключения). Основные этапы работы Ознакомление Цель: выделение определенного размера на основе сопоставления двух объектов. Закрепление Цель: сравнение, соотнесение объектов по размерам и выполнение определенных действий (наложения, прикладывания, вкладывания и выбора с ориентировкой на размер). Проверка Цель: выявление умения различать объекты по размерам с ориентиром на слово. Проводится в виде теста. Рассмотрим каждый этап по отдельности. 1. Ознакомление Работа по ознакомлению с большим и маленьким размерами строится на сопоставлении двух объектов: а) предметов (бытовых: посуды, мебели, одежды и т. д.), б) картинок. Дети 2-4 лет с трудом воспринимают размеры предметов, изображаемых на картинках. Чтобы решить эту проблему, можно вырезать картинки по контуру и сравнить их путем наложения друг на друга (такие картинки называют «выпиловками»). При формировании у ребенка представления о размере кроме зрения необходимо привлекать слух и моторные ощущения. Например, при описании маленького предмета надо называть его размер высоким голосом и складывать руки лодочкой (не рекомендуется складывать пальцы щепотью, т. к. это достаточно трудное движение для ребенка, и он не всегда может его повторить). При ознакомлении с большим предметом размер подчеркивается низким голосом и разведением рук. Знакомство ребенка с величиной может происходить либо в процессе показа специалистом уже готовых разновеликих предметов, картинок (пассивное наблюдение), либо в процессе активной деятельности: специальное рисование взрослым двух различающихся по размеру предметов (домики для зверей, тарелочки, елочки и т. п.) и случайное изображение разновеликих одноименных предметов самим ребенком (например, кружочков, палочек и т. д.); в процессе конструктивной деятельности: строительство различных по величине столов, стульев и т. д. Закрепление Закрепление представления ребенка о величине проводится с помощью приемов сравнения и соотнесения разновеликих предметов друг с другом, а также с помощью приема выбора предметов по размеру, как способа сортировки (группировки). Сравнение 2-х объектов Ребенку предлагаются для сравнения как объемные предметы, так и плоскостные. При этом используются следующие приемы: а) Прием наложения. Как правило, этим приемом пользуются при сравнении плоских предметов (например, для сравнения картинок -«выпиловок» или колечек от пирамидок). Выступающая часть говорит о том, что этот объект больше другого. б) Прием прикладывания с уравниванием предметов по одной линии. С помощью этого приема сравнивают объемные предметы, при этом их обязательно выравнивают по низу, а размер определяют, ориентируясь на высоту предметов (то, что
выше, то и больше). Но ребенку сообщается только размер (какой предмет большой, а какой - маленький). в) Прием вкладывания. Этим приемом пользуются при сравнении разборных матрешек, яичек, коробочек, ведер и других вкладывающихся один в другой предметов. При этом с ребенком отрабатываются следующие действия по инструкции: «возьми - поставь», «открой - закрой», «вложи - достань». Эти действия являются опорными. Работа с данным видом игрушек строится по следующему плану:
1. Последовательный показ всех выполняемых действий взрослым (знакомство ребенка с разборкой - сборкой игрушки). 2. Выполнение ребенком действий на основе устной инструкции с одновременным показом со стороны взрослого по принципу «Сделай, как я»:
• с использованием взрослым второй такой же игрушки (параллельный показ); • с использованием игрушки ребенка с пооперационным показом выполняемых действий. 3. Выполнение ребенком действий только на основе уст • упрощенный вариант - с использованием жестов, показывающих определенные движения; • без жестов, с опорой только на слово. 4. Самостоятельная разборка - сборка игрушки ребенком. • при уменьшении объема инструкции и предоставлении ребенку большей самостоятельности; • при выполнении в процессе разборки - сборки более сложного движения (например, при открывании матрешки, как правило, используется вращательный захват, но само движение направлено вверх без поворота; при игре с бочатами с винтовой резьбой от ребенка требуется овладение не только вращательным захватом, но и вращательным движением); • при увеличении количества вкладываемых предметов; • при уменьшении разницы в размерах вкладываемых предметов. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.008 с.) |