Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование психических процессов, необходимых для развития познавательной сферыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Формирование психических процессов происходит в следующей последовательности: Развитие внимания 1 -й этап • Привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей. • Стимуляция непроизвольного внимания с использованием разнообразных раздражителей (слуховых, зрительных). 2-й этап • Развитие непроизвольного внимания на основе интереса к разнообразным предметам и явлениям. • Организация деятельности с привлечением внимания ребенка к различным свойствам объектов.
• Развитие устойчивости непроизвольного внимания. 3-й этап • Развитие внимания к слову.
• Формирование предпосылок для развития произвольного внимания. • Расширение объема внимания. • Развитие способности к переключению внимания. Развитие памяти 1-й этап • Развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов. • Увеличение скрытого периода узнавания. • Расширение круга узнаваемых предметов. • Развитие воспоминания на основе формирования у ре 3-й этап • Развитие непроизвольной памяти. • Увеличение объема запоминаемого материала. • Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения. Развитие воображения Воображение детей раннего возраста очень ограничено, оно носит воспроизводящий и непроизвольный характер. Для развития воображения рекомендуется: • Рассказывание детям потешек, сказок. • Показ детям сценок на знакомый сюжет с использованием игрушек, кукольного театра. • Организация сюжетных игр (с предметами-заместителями, «понарошку»); организация подражательных игр. • ИЗО-деятельность (задания типа «Дорисуй картинку», «Что это такое?»). • Составление рассказов по сюжетной картинке. • Организация сюжетно-ролевых игр. Развитие мышления • Развитие восприятия. • Установление связей «восприятие - образ». • Установление связей «предмет - действие». • Установление связей «действие - его результат». • Установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами. • Установление причинно-следственных связей (последовательные картинки). В процессе решения данных задач проводится работа по развитию мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения и т. д. Анализ - расчленение предмета на составные части. (Игры в конструкторы, разбор пирамид, матрешек и т. д.). Синтез - процесс, противоположный анализу, мысленное установление связи, мысленное объединение предметов, их частей или признаков. (Конструктивные игры: «Дополни до целого», «Сложи картинку» и др.) В результате развития аналитико-синтетической деятельности становятся возможными и другие мыслительные процессы. Сравнение - мысленное сопоставление объектов, установление сходства или различия предметов по каким-либо признакам. (Игрушки и предметы, различающиеся по какому-либо одному признаку: разноцветные или разные по размеру шары; одинаковые по размеру и цвету шары и кубики и т. д.; игры в лото, домино, парные картинки, поиск противоположностей). Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений действительности, имеющих те или иные общие свойства, в группу по какому-либо признаку. (Игры в лото «Найди лишнее», группировка предметов по темам, например, транспорт, одежда, посуда). Классификация - распределение предметов по группам, опираясь на какие-либо признаки. Абстрагирование - отвлечение, выделение какого-либо свойства или признака предмета, которые мыслятся обособленно от самого предмета, от других его признаков. Таким путем выделяются форма, цвет, движение, величина и другие свойства предметов. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕЛИЧИНЕ Главной задачей в работе над формированием представления о величине является ознакомление ребенка с размерами предметов и их параметрами: высотой, шириной, длиной (толщиной). Так как мир трехмерен, то обследуемый предмет характеризуется только тремя параметрами. Выбор их зависит от расположения данного предмета в пространстве. Например, лежащий кирпичик имеет длину, ширину и толщину; если мы его поставим вертикально, то его характеристики будут другими: ширина, толщина и высота. Ознакомление детей раннего и младшего дошкольного возраста с величиной, в первую очередь, касается работы над размерами предметов, которая проводится на основе сопоставления 2-х объектов: а) однотипных (например, сравниваются только куклы). б) различных (как правило, сравниваются предметы из одного множества, например: кружка и чашка, круг и квад По возрастными нормам ребенок к 3 годам должен различать и называть три размера: большой, маленький и средний (методом исключения). Основные этапы работы Ознакомление Цель: выделение определенного размера на основе сопоставления двух объектов. Закрепление Цель: сравнение, соотнесение объектов по размерам и выполнение определенных действий (наложения, прикладывания, вкладывания и выбора с ориентировкой на размер). Проверка Цель: выявление умения различать объекты по размерам с ориентиром на слово. Проводится в виде теста. Рассмотрим каждый этап по отдельности. 1. Ознакомление Работа по ознакомлению с большим и маленьким размерами строится на сопоставлении двух объектов: а) предметов (бытовых: посуды, мебели, одежды и т. д.), б) картинок. Дети 2-4 лет с трудом воспринимают размеры предметов, изображаемых на картинках. Чтобы решить эту проблему, можно вырезать картинки по контуру и сравнить их путем наложения друг на друга (такие картинки называют «выпиловками»). При формировании у ребенка представления о размере кроме зрения необходимо привлекать слух и моторные ощущения. Например, при описании маленького предмета надо называть его размер высоким голосом и складывать руки лодочкой (не рекомендуется складывать пальцы щепотью, т. к. это достаточно трудное движение для ребенка, и он не всегда может его повторить). При ознакомлении с большим предметом размер подчеркивается низким голосом и разведением рук. Знакомство ребенка с величиной может происходить либо в процессе показа специалистом уже готовых разновеликих предметов, картинок (пассивное наблюдение), либо в процессе активной деятельности: специальное рисование взрослым двух различающихся по размеру предметов (домики для зверей, тарелочки, елочки и т. п.) и случайное изображение разновеликих одноименных предметов самим ребенком (например, кружочков, палочек и т. д.); в процессе конструктивной деятельности: строительство различных по величине столов, стульев и т. д. Закрепление Закрепление представления ребенка о величине проводится с помощью приемов сравнения и соотнесения разновеликих предметов друг с другом, а также с помощью приема выбора предметов по размеру, как способа сортировки (группировки). Сравнение 2-х объектов Ребенку предлагаются для сравнения как объемные предметы, так и плоскостные. При этом используются следующие приемы: а) Прием наложения. Как правило, этим приемом пользуются при сравнении плоских предметов (например, для сравнения картинок -«выпиловок» или колечек от пирамидок). Выступающая часть говорит о том, что этот объект больше другого. б) Прием прикладывания с уравниванием предметов по одной линии. С помощью этого приема сравнивают объемные предметы, при этом их обязательно выравнивают по низу, а размер определяют, ориентируясь на высоту предметов (то, что выше, то и больше). Но ребенку сообщается только размер (какой предмет большой, а какой - маленький). в) Прием вкладывания. Этим приемом пользуются при сравнении разборных матрешек, яичек, коробочек, ведер и других вкладывающихся один в другой предметов. При этом с ребенком отрабатываются следующие действия по инструкции: «возьми - поставь», «открой - закрой», «вложи - достань». Эти действия являются опорными. Работа с данным видом игрушек строится по следующему плану:
1. Последовательный показ всех выполняемых действий взрослым (знакомство ребенка с разборкой - сборкой игрушки). 2. Выполнение ребенком действий на основе устной инструкции с одновременным показом со стороны взрослого по принципу «Сделай, как я»:
• с использованием взрослым второй такой же игрушки (параллельный показ); • с использованием игрушки ребенка с пооперационным показом выполняемых действий. 3. Выполнение ребенком действий только на основе уст • упрощенный вариант - с использованием жестов, показывающих определенные движения; • без жестов, с опорой только на слово. 4. Самостоятельная разборка - сборка игрушки ребенком. • при уменьшении объема инструкции и предоставлении ребенку большей самостоятельности; • при выполнении в процессе разборки - сборки более сложного движения (например, при открывании матрешки, как правило, используется вращательный захват, но само движение направлено вверх без поворота; при игре с бочатами с винтовой резьбой от ребенка требуется овладение не только вращательным захватом, но и вращательным движением); • при увеличении количества вкладываемых предметов; • при уменьшении разницы в размерах вкладываемых предметов.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.169 (0.006 с.) |