На Развитие мелкой моторики руки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На Развитие мелкой моторики руки



 

Нанизывание - кол ец с бол ь шим диаметром отверстия на стер­ жень; - колец с диаметром отверстия, почти равным диа­ метру сечения стержня; - колец на веревку или шнурок; - бусин с небольшим отверстием на тонкую нить.
Проталкива­ние мелких предметов в отверстия - складывание (проталкивание) предметов разной текстуры и формы в емкость с отверстием, диаметр которого 2—3 см; - складывание (проталкивание) предметов в емкость с отверстием, диаметр которого 1—1,5 см; - складывание (проталкивание) предметов в емкость с отверстием, диаметр которого около 0,5 см.
Закрывание отверстий - круглых; - треугольных; - овальных; - четырехугольных; - квадратных; - сложной формы.
Занятия с кубиками - выстраивание кубиков в горизонтальной плоско­ сти; - постройка башен из кубиков, размер ребра кото­ рых 3—5 см; - постройка башен из кубиков, размер ребра кото­ рых 1,5—3 см.
Раскручива­ние/ закру­чивание - крышек, винтов сначала рукой, затем отверткой и другими приспособлениями.
Игры с мо­заикой - вытаскивание больших фишек из отверстий поля; - вкладывание больших фишек в крупные отвер­ стия; - вкладывание больших фишек в мелкие отверстия; - вкладывание маленьких фишек с длинной ножкой в отверстия; - вкладывание маленьких фишек с короткой ножкой в отверстия.
Рисование и другие виды ИЗО-деятель­ности - рисование пальцами; - рисование карандаша- - рисование кистью; ми; - игры с пластилином; - аппликация.

Оснащение занятий по развитию моторной сферы

1 1огремушки в форме булавы и гантели, которые удобно брать в руки, в том числе и мягкие.

• I и'нтры активности: плоские и объемные.

• Рамки и вкладыши различной сложности с ручками и без.

• Мячи различной формы из различных материалов, в том числе из ткани, звучащие и нет.

• Большой резиновый мяч (диаметр 65 мм - 1 метр).

• Пирамиды с кольцами разной формы и другие игрушки для развития точных движений: банки и стаканчики, вставляющиеся друг в друга, кубики разных размеров, брусочки.

• Емкости: банки, коробки из разных материалов, разного размера, с узкими и широкими отверстиями.

• Крупные деревянные бусы на прочной нитке.

• I 'азличные мелкие предметы разные по форме и на ощупь.

• Игрушки с простым ответом (дотронулся - открылось или зазвучало).

• Машинки различных видов из различных материалов с веревочками.

• Гимнастические палки, обручи, скакалки.

• Гимнастические скамейки.

• Массажные коврики и другие приспособления (щеточки, разные по жесткости, массажные ежи и валики).

• Объемные модули в виде цилиндров, кубов.

• Перекидные качели.



КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

«Лесенка когнитивного развития»

(А.Е. Иванова, ИЛ. Рыбкина)

Успешность познавательного развития ребенка во мно­гом определяется уровнем развития сенсорных процессов, т. е. тем, насколько верно ребенок воспринимает окружаю­щий мир. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент когнитивного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие не­обходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности.

Основными задачами когнитивного развития детей ран­него и младшего дошкольного возраста являются:

• Развитие психических функций (восприятия, внима­ния, памяти, мышления, речи).

• Накопление и расширение сенсорного опыта.

• Формирование представлений об окружающем мире.

Программа «Ступеньки» предусматривает освоение деть­ми формы, величины, цвета предметов, развитие у них слу­хового, тактильного и других анализаторов.

Знакомство ребенка с различными свойствами предметов всегда должно включать следующие этапы:

• Накопление сенсомоторного опыта (накопление ощуще­ний на основе операций с предметами).

• Формирование представлений о различных свойствах предметов.

• Ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

• Развитие аналитического восприятия (т. е. восприятия предмета как сочетания элементов, из которых они состоят, связей между этими элементами).

Ниже приведены этапы ознакомления с отдельными свой­ствами предметов.

Величина

• Выбор из двух предметов большего или меньшего.

• Раскладывание однородных предметов разной вели­чины на две группы по принципу «такой - не такой».

• Выбор предметов одного размера из группы однород­ных разновеликих предметов.

• Выбор из двух предметов одного равного третьему.

• Сортировка разнородных предметов по размеру.

• Оценка соотношения частей предмета по размеру.

• Выделение разных измерений предмета (длины, шири­ны, высоты и др.).

• Закрепление эталона - выстраивание предметов в убы­вающие (увеличивающиеся) ряды. Выполнение заданий по словесной инструкции.

Величина предмета обычно устанавливается в зависимо­сти от места, занимаемого им в ряду однородных предме­тов. В качестве эталона величины выступает представление об отношениях по величине между предметами, обозначен­ных словами, указывающими на место предмета в ряду дру­гих (больший, меньший, самый большой). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от срав­нения 2-3 предметов к сравнению многих, образующих ряд величин (убывающий или увеличивающийся).

В работе используются одноцветная пирамидка с 3 коль­цами, 5 кольцами, матрешки (двухсоставная, трехсостав-ная), игрушки и фигуры разных размеров, картинки с изоб­ражением предметов разной величины, вкладыши с однородными предметами разной величины.

Приведенная ниже схема отражает поступенчатое знаком­ство ребенка с размерами на примере пирамидки:

Игры с Снятие Нанизы- Нанизы- Сборка Нанизы- Сборка
пира- колец вание вание. пира- вание любой
мидкой   колец колец мидки колец 5 пира-
    одного двух из 3 ко- менее мидки
    размера контрас­тных разме- лец раз­ного размера контрас­тных разме-  
      ров   ров  

Форма

• Проталкивание предметов разной формы в соответству­ющие отверстия (учет формы при выполнении элемен­тарных действий).

• Выбор предметов по форме по принципу «такой - не та­кой».

• Раскладывание предметов, резко отличающихся по форме.

• Раскладывание предметов, близких по форме.

• Выбор двух заданных форм при выборе из четырех.

• Задания на аналитическое восприятие формы.

Аналитическое восприятие формы предполагает умение разбить предмет на элементы, соответствующие тем или иным образцам, и определить их соотношение между собой.

Эталонами формы являются геометрические формы. Плоские фигуры являются более обобщенными по сравне­нию с объемными, они отражают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета - его контур. При обследовании формы дополнительно используется тактиль­ный анализатор.

Геометрические фигуры являются образцами, вокруг ко­торых объединяются предметы. Далее у этих предметов обо­значается форма - круглый, овальный и т. д.

Начинать знакомство ребенка с формами целесообразно с круга и квадрата, так как они отражают форму близких ребенку предметов (мяча, кубика).

Для детей, испытывающих трудности в знакомстве с формой, рекомендуется изучать формы в последовательно­сти, представленной в схеме веерного расширения.

На занятиях можно использовать игры «Геометрическое лото», домино «Предмет - форма», «Подбери фигуру к кон­туру», «Подбери по форме разные предметы».

Цвет

• Выбор предметов одного цвета; последовательное озна­комление ребенка с разнообразными цветами.

• Группировка предметов, разных по форме, размеру, назна­чению, имеющих одинаковый цвет.

• Сортировка предметов двух и более цветов:

 

• контрастных;

• близких по цвету.

 

• Соединение слов-названий с конкретными цветами, при этом у детей раннего возраста не требуется обязательное запоминание названий цветов.

• Группировка и сортировка по цвету, представленному раз­личными оттенками.

• Выделение и узнавание оттенков.

• Выполнение упражнений на аналитическое восприятие цвета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.52.86 (0.013 с.)