Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период обследования детей (сентябрь)

Поиск

Задачи периода:

• Создание положительного микроклимата в группе.

• Знакомство с детьми и установление с ними эмоциональ­ного контакта.

• Обследование детей и заполнение речевых карт.

• Установление контакта с другими специалистами, совме­стное планирование коррекционно-педагогической дея­тельности.

• Проведение бесед с родителями и сбор анамнеза.

I квартал (октябрь, ноябрь, декабрь)

Лексика

Игрушки. Семья. Части тела. Одежда. Обувь. Кухня (по­суда, продукты питания). Мебель. Новогодний праздник.

Пассивный словарь

• Обучение пониманию, реагированию на слова логопеда.

• Работа над пониманием однословных вопросов: Кто? Что? Где?

• Обучение выполнению поручения с использованием пред­метов и без них.


 

• Работа над пониманием названий действий, односложные инструкции (Дай, покажи, присядь. Прижми мишку, по­качай куклу.).

• Обучение пониманию двухступенчатых инструкций (Возьми чашку и налей водичку.).

Активный словарь

• Вызывание речевого подражания у детей (бо-бо, бух-бух, га-га, пых-пых, би-би, ням-ням).

• Формирование первых форм слов:

а) обучение воспроизведению по подражанию логопеду
части некоторых слов, название предмета или действия
словом, а не звукоподражанием;

б) отрабатывание произношения названий близких ребен­
ку лиц (мама, папа, баба, дядя, тетя, деда) и имен ку­
кол (Тата, Катя, Ляля, Нина), а также просьбы (на, дай);

в) работа над расширением глагольного словаря, начиная с
глаголов повелительного наклонения и неопределенной
формы (иди, сиди, беги; пить, играть, гулять и т. д.).

• Формирование фразовой речи.

• Фразы - просьбы (Мама, иди. Папа, дай!).

• Предложения сотрудничества или желания (Хочу пить. Давай играть. И т. п.)

• Двухсловные предложения:

а) вопросительное слово + именительный падеж суще­
ствительного (Где Тата? Где мяч?);

б) указательное слово + именительный падеж существи­
тельного (Это Миша? Тут Ляля.).

Фонетико-фонематическая сторона речи

• Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (используются 2-3 звучащие игрушки).

• Уточнение произношения гласных А, О, У, И и простых звукосочетаний АУ, УА, ИА.

Примечание: Работу по уточнению произношения зву­ков и исправлению звукопроизношения рекомендуется на­чинать после овладения детьми короткой фразовой речью.


 




Общие речевые навыки

• Работа над спокойным и коротким вдохом (упражнения «Понюхаем цветок», «Душистое яблоко» и т. п.).

• Начало работы по воспитанию плавного и длительного выдоха (на счет до 2-3).

• Работа над силой голоса (тихо, громко). «Ляля плачет а-а-а» (тихо, громко).

Мимическая мускулатура

• Начало работы над выразительностью мимики лица (уп­ражнения «Сладко», «Кисло», «Горько»).

• Обучение надувать и втягивать щеки (упражнения «Тол­стячки - худышки»).

Мелкая моторика

• Собирание пирамидок, матрешек, коробочек.

• Катание мяча, шариков.

• Закручивание ленты на деревянную палочку (упражнение «Цветные ленточки»).

• Упражнение «Перебираем крупу» (используя фасоль, го­рох).

• Упражнение «Заборчик», «Столик», «Скамеечка» (ис­пользуя несколько столбиков, кубиков, пластинок, кир­пичиков).

• Упражнение «Волшебный мешочек» (узнать на ощупь ку­бик, шарик, колечко).

И квартал (январь, февраль, март)

Лексика

Зима. Зимние забавы. Дикие животные. Домашние жи­вотные. Домашние птицы. Мамин праздник. Предметы туа­лета. Купание куклы (закрепление тем: «Части тела», «Одеж­да», «Обувь»).


Пассивный словарь

• Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кому? Чем? От кого? и т. д.).

• Отработка понимания трехступенчатых инструкций лого­педа (игра «Поручение»).

• Работа над пониманием грамматических форм слов: -

а) единственное и множественное число существительных
и глаголов (Покажи, где мишка (мишки) спит (спят));

б) уменьшительно-ласкательная форма существительных

(Покажи где ведро - ведерко, тапки - тапочки);

в) предложение конструкции (с предлогами НА, ПОД, В,
ИЗ) (Положи кубик на коробку, под коробку, в короб­
ку. Возьми кубик из коробки).

Активный словарь

• Продолжение работы по активизации предметного сло­варя по указанным лексическим темам. Добиваться вос­произведения одно-, двух-, трехсложных слов (бык, кот, гуси, корова, петухи и т. д.).

• Закрепление употребления в активной речи глаголов по­велительного наклонения и неопределенной формы.

 

• Обучение детей употреблению глаголов в 3-м лице един­ственного числа изъявительного наклонения настоящего времени (сиди - сидит, лети - летит).

• Расширение словаря детей за счет употребления прилага­тельных в именительном падеже мужского и женского рода, обозначающих величину (большой - маленький), цвет (красный, синий, желтый, зеленый), вкус (сладкий, горький), вес (тяжелый, легкий), температуру (теплый, холодный), оценку предметов (грязный, чистый).

• Обучение употреблению повествовательного простого двусоставного предложения, в котором подлежащее сто­ит в именительном падеже единственного числа, а сказу­емое - в форме настоящего времени, в 3-м лице един-


 




ственного числа (Петя поет. Наташа бежит. Киса сидит). Фонетико-фонематическая сторона речи

• Закрепление умения дифференцировать на слух три зву­чащие игрушки.

• Обучение определению направления звучания игрушки.

• Закрепление правильного произношения гласных (А, О, И, У).

Общие речевые навыки

• Продолжение работы над длительным и плавным выдо­хом (на счет до трех).

• Закрепление работы над силой голоса (тихо - громко).

• Работа над модуляцией голоса, используя звукоподража­ния домашним птицам и животным (гусь: га-га-га (низ­ко); гусенок: га-га-га (высоко)).

• Отработка слитности гласных (2-3 на одном выдохе). Упражнения «Эхо» (АУ), «Ляля плачет» (УА), «Ослик кричит» (ИА), «Резиночки» (АУО).

Мимическая мускулатура

«Зайка добрый» (улыбка), «Волк злой» (нахмурить бро­ви), «Катя удивляется» (поднять брови вверх).

Мелкая моторика

• Упражнение «Снежный ком» (скомкать лист бумаги).

• Упражнение «Снег летит» (порвать бумагу на мелкие ку­сочки и подбросить).

• Тренировка мускулатуры кисти руки (выжимание порис­тых губок).

• Упражнение «Бусы для мамы» (нанизывание крупных бусин).

• Составление разрезных картинок (из 2-3 частей).

• Составление фигурок из счетных палочек или спичек по образцу (из 2-3 штук).


III квартал (апрель, май, июнь)

Лексика

Весна (солнышко светит, потекла вода, пускают кораб­лики). Птицы (воробей, голубь, ворона). Транспорт (маши­на, поезд, пароход, самолет). Цветы (одуванчик, ромашка, колокольчик). Насекомые (жук, комар, муха, бабочка). Лето (жарко, игры с водой).

Пассивный словарь

• Закрепление понимания речевых инструкций логопеда (с постепенным усложнением задания). (Возьми синюю машинку, поставь под синий стульчик.)

• Работа над формированием навыка понимать предложе­ния с предлогами (около, за, перед и др.).

• Развитие навыка понимать вопросы взрослого по сюжет­ным картинкам.

• Отработка навыка понимать вопросы по несложному рас­сказу или короткой сказке (сначала со зрительной опо­рой, потом без нее).

Активный словарь

• Работа по уточнению, расширению и активизации сло­варя с использованием в речи слов-действий, слов-на­званий и слов, обозначающих признаки предметов.

• Включение в активный словарь детей личных и притяжа­тельных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш).

• Расширение словаря за счет употребления наречий места (там, вот, туда, здесь), времени (сейчас, скоро), количе­ства (много, мало, еще), модальности (надо, не надо, мож­но, нельзя), температуры (горячо, тепло, холодно), вкуса (кисло, горько, сладко, вкусно), оценки (хорошо, плохо).

• Работа над формированием навыка употреблять простые


 




повествовательные предложения из трех слов (по демонст­рируемым действиям и несложным сюжетным картинкам).

• Проговаривание и заучивание с детьми двустиший и про­стых потешек.

• Формирование навыка использовать ситуативную речь в общении друг с другом и со взрослыми.

Фонетико-фонематическая сторона речи

Формирование умения правильно произносить соглас­ные звуки (М, Н, Б, Т, Д, Н, К, Г, X) в слогах и словах (без их дифференциации на мягкие и твердые, звонкие и глухие).

Общие речевые навыки

• Продолжение работы над длительностью и плавностью выдоха с использованием звуков речи (упражнения «По­езд гудит у-у-у», «Подуем на ладошки х-х-х»).

• Работа над модуляцией голоса (высоко - низко). Малень­кая машина: «би-би-би» (высоко), большая машина: «би-би-би» (низко).

Мимическая мускулатура

• Закрепление мимических упражнений (см. I и II кварталы).

• Упражнение «Солнышко ярко светит» (учить прищури­вать оба глаза).

Мелкая моторика

Игры с пальчиками:

а) сначала для активизации движений большого, указа­
тельного и среднего пальца:

• «Очки» (соединить в кольцо большой и указательный).

• «Человечки» (указательный и средний).

• «Флажок» (большой палец вытянуть, остальные соеди-

нить вместе);

б) для активизации всех пяти пальцев руки, включая бе­
зымянный и мизинец:


:Коза» (вытянуть указательный и мизинец). ■Пальчики здороваются» (большой здоровается с ос­тальными четырьмя пальцами). ^Игры-потешки» («Этот пальчик дедушка», «Сорока» и т. п.) Постепенно усложняется текст потешек и уве­личивается темп выполнения движений пальцев руки.


88


Тематический план логопедических занятий с детьми 3-4 лет

Период обследования детей (сентябрь)

Задачи периода:

• Организация детского коллектива и создание благопри­ятных условий для каждого ребенка группы.

• Формирование доброжелательных отношений с детьми с помощью общения и совместных игр.

• Обследование детей и заполнение речевых карт.

• Установление взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов, согласование целей и задач для осу­ществления успешного коррекционного процесса.

• Беседы с родителями, уточнение анамнестических сведе­ний.

I квартал (октябрь, ноябрь, декабрь)

Лексика

Осень (Идет дождь. Дует ветер. Падают листочки. И т. п.). Одежда. Обувь («Оденем куклу на прогулку»). Части тела и лица. Предметы туалета («Купание куклы»), Пос)/да. Мага­зин (продукты питания). Мебель. Игрушки. Новый год.

Пассивный словарь

• Закрепление умения понимать трехступенчатые инструк­ции логопеда (игры «Поручения», «Помощники»).

• Обучение узнаванию предметов по их назначению (Возьми то, чем чистят зубы).


 

• Формирование умения понимать предложения с предло­гами (на-под; в-из; к-от; с-без — по демонстрации дей­ствий).

• Пополнение пассивного словаря прилагательными (игра «Найди игрушку». Маленький, красный, круглый, рези­новый (мяч)).

Активный словарь

• Продолжение работы по уточнению, расширению и ак­тивизации предметного и глагольного словаря (по лек­сическим темам I квартала).

• Включение в активный словарь детей личных и притяжа­тельных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой, твой, наш, ваш). Продолжение работы по уточнению, расширению и активизации предметного словаря.

• Расширение словаря наречиями места (там, вот, туда, здесь), времени (сейчас, скоро), количества (много, мало, еще), модальности (надо, не надо, можно, нельзя), тем­пературы (горячо, тепло, холодно), вкуса (кисло, горько, сладко, вкусно), оценки (хорошо, плохо).

• Формирование грамматического строя речи:

а) обучение употреблению единственного и множествен­
ного числа существительных в именительном падеже
(рука - руки, щека - щеки);

б) развитие навыка употребления существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами (игра
«Ласковые имена», «Большой - маленький»).

• Развитие речи с помощью различных упражнений, на­пример: договаривания слов, словосочетаний в разучи­ваемых двустишиях, потешках, небольших сказках (игра «Подскажи словечко», игры-добавлялки).

• Формирование навыка употребления повествовательных простых предложений из 2-3 слов (Катя сидит. Таня ест суп.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.169 (0.008 с.)