Соотнесение объектов по размеру и установление определенной зависимости.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотнесение объектов по размеру и установление определенной зависимости.



а) С ориентиром на определенный размер предмета, не тождественного по наименованию предложенным предметам.

Зависимости: «маленький - в (на) маленький», «боль­шой - в (на) большой»; «для маленького - маленький», «для большого - большой».

Выполняемые действия: выбор предметов определенно­го размера и сортировка по размеру.

 



 

При сортировке могут использоваться как однородные предметы, отличающиеся друг от друга только по размерам, так и пары разных предметов. Например, в игре «Сортируем овощи» ребенку предлагается помочь зайке убрать овощи, разложив их в корзинки соответствующего размера; при этом предлагаемые для сортировки овощи должны быть разными.

Используемые игры: «Кукла одевается» (подбор одежды соответствующего размера), «Капельки и тучки» (разложи капельки под тучками по размеру), «Солнышки» (подбери лучики).


Капельки и тучки


 


 

Кукла одевается 46

Солнышки

б) С ориентиром на размер одного определенного предме­та, абсолютно тождественного предложенным предметам.

Зависимости: «маленькие - к таким же маленьким», «большие - к таким же большим»; «маленький - в (на) та­кой же маленький», «большой - в (на) такой же большой».

Выполняемое действие: выбор из 2-х предметов одного, равного третьему, и группировка предметов по размеру.

Используемые игры: пазл «Рыбки» (найди домик для рыбки), пазл «Собачки» (размерный ряд), игра «Разложи кружочки».

 

 


Рыбки

Разложи кружочки

Усложнение при группировке, сортировке происходит:

• при использовании вместо одноцветных предметов раз­ноцветных (надо учить ребенка не переключать внимание на цвет, держать ориентир только на размер);

• при увеличении количества используемых в игре пред­метов;

• при использовании менее контрастных по размерам предметов (в начале разница в размерах должна составлять не менее 3 см, затем постепенно уменьшается и доходит до 5 мм).

Следует остановиться на выборе предметов по размеру. Этот вид деятельности используется по-разному:

•* во-первых, как способ сортировки, группировки (на­пример: ребенок выбирает только маленькие предметы, все оставшиеся будут большими, и наоборот);

• во-вторых, как прием собирания составных игрушек (мат­решек, пирамидок, бочат и тому подобных предметов) и вы­кладывания размерных рядов. При этом стоит отметить, что матрешки, яички собираются по принципу «Найди самый ма­ленький предмет», а ведерки, коробочки, пирамидки - по принципу «Найди самый большой предмет» из оставшихся (размерные ряды составляются слева направо, выбор разме­ра зависит от того, какой величины первый слева предмет);

• в-третьих, как способ проверки усвоения знаний. 3. Проверка.

Проверка проводится в виде теста. Используются 4 пары картинок с изображенными на них разновеликими зайками, мишками, куклами и кисками. Картинки выкладываются парами, и ребенку предлагают выбрать предмет определен­ного размера (большого или маленького) из 2-х предложен­ных (задание «Посмотри на картинки и покажи (дай) ма­ленького (большого) зайку (мишку, куклу, киску)»).

 



Во время тестирования предлагаемые картинки меняют местами так, чтобы не было закономерности в их располо­жении (например: если в первой паре большой объект был справа, то во второй паре он будет располагаться слева, в третьей паре- также слева, в четвертой - справа).

Ребенку даются две попытки. Если с первого раза он от­ветил правильно, то считается, что данным материалом ре­бенок владеет. Если была хотя бы одна ошибка, то результат определяется по второй попытке (без ошибок - положитель­ный результат, при наличии одной и более ошибок - резуль­тат отрицательный).

Для проверки умения сопоставлять предметы по разме­рам используются следующие игры и игрушки: большая и маленькая уточки, трехсоставная матрешка, набор «Шесть баночек», пирамидки с разновеликими колечками, пазл «Рыбки» (представляет собой доску с вырезанными отвер­стиями и прилагаемыми к ним вкладышами, сделанными в виде рыбок большого, маленького и среднего размеров), пазл «Собачки» (размерный ряд - доска с пазами для выклады­вания в ряд в определенном порядке 5 разновеликих соба­чек, одинаковых по позе и цвету), игры «Угости заек мор­ковками», «Раздай листики лисичкам».


Формирование представления о форме

Главной задачей в работе над формированием у ребенка представления о форме является ознакомление его с разно­образными формами и систематизация сенсорного опыта, в основе которой лежит последовательное выделение основ­ных форм.

По возрастным нормам ребенок к 3 годам должен выде­лять следующие объемные формы: шар, куб, прямоугольную и треугольную призмы, плоские формы: круг, квадрат, треу­гольник. Но практика показывает, что ребенок данного воз­раста может овладеть не только вышеперечисленными фор­мами, но и такими, как цилиндр, конус, прямоугольник, овал. При этом для облегчения восприятия и запоминания форм используется прием «опредмечивания»: при ознакомлении с прямоугольной призмой данная форма называется «кирпи­чиком», треугольная - «крышей», овал - «яичком». В то же время ребенку даются и «неопредмеченные» названия: овал, прямоугольник. Если ребенок опережает развитие, то можно познакомить его со следующими формами: полукругом («по­ловинка»), ромбом («листик»), трапецией («лодочка» наобо­рот, «шляпка»), многоугольниками (пятиугольником («до­мик»), шестиугольником («цветочек»), десятиугольником («звездочка»), двенадцатиугольником («крестик»)), также используя прием «опредмечивания».

Ребенок знакомится с формами в определенной последо­вательности. Целесообразнее давать формы в таком поряд­ке: сначала - круг, потом - квадрат. Затем следуют треуголь­ник, овал, прямоугольник. Проведение последовательной работы по вычленению данных форм из окружающей дей­ствительности помогает ребенку точнее и быстрее воспри­нять и представить их, то есть сформировать сенсорные эта-



 


лоны. При этом ознакомление с одной формой (например, с квадратом) проводится параллельно с закреплением другой (соответственно - с кругом). Данная система «веерного рас­ширения» отражена в «Схеме работы над формой».


Схема работы над формой


Основные этапы работы

Ознакомление

Цель: вычленение конкретной формы из множества форм.

Закрепление

Цель: сопоставление, сравнение изучаемой формы с други­ми.

На первом уровне сравниваются значимо отличающие­ся друг от друга формы.

(Например: круг и квадрат, треугольник и овал и т. д.) На втором - сравниваются похожие формы. (Например: круг и овал, квадрат и прямоугольник.) Выполняемые действия: соотнесение, сортировка (группи­ровка) и выбор предметов определенной формы по образцу.

3. Проверка

Цель: выявление уровня сформированности у ребенка представлений о данной форме.

Проводится в виде теста.

Выполняемое действие: выбор по названию предметов изученной формы (в соответствии с нормативными требо­ваниями).

Для наибольшей эффективности работы по ознакомле­нию ребенка с формами и закреплению у него определен­ных представлений необходимо включать его в разные виды деятельности, подбирая соответствующие игры и игровые пособия. При этом ребенку предлагаются как объемные предметы (шарик, кубик, цилиндр), так и плоские.

Все вышеизложенное имеет место в работе над любой формой, но целесообразнее показать систему подачи мате­риала через работу над кругом.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.013 с.)