Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование понятия «круг» 1. Ознакомление

Поиск

Ознакомление проводится по трем направлениям:

• Ознакомление с кругом как сенсорным эталоном.

• Ознакомление с круглой формой предметов.



• Ознакомление со свойствами круглых предметов. Рассмотрим все направления.

• Ознакомление с кругом как сенсорным эталоном

В процессе знакомства с кругом ребенку предлагают потро­гать, ощупать его, сосредоточиться на своих тактильных ощу­щениях. Затем ему дают еще несколько кругов, при этом гово­рят: «Вот такая же фигурка. И это такая же». После того как ребенок исследует все круги, взрослый сообщает название гео­метрической формы: «Это круг. И это круг. Это все круги».

• Ознакомление с круглой формой предметов

При ознакомлении с круглой формой предметов исполь­зуются разные приемы, например:

а) специальный подбор взрослым предметов круглой фор­
мы в коробочке, ящичке;

б) поиск ребенком совместно с взрослым круглых объек­
тов в помещении либо части помещения (например: на стел­
лажах, полке, ковре и т. д.);

в) деятельность самого ребенка либо наблюдение за дея­
тельностью другого человека, в результате которой возни­
каю предметы круглой формы (например: тарелки, солныш­
ки, яблоки и т. д.).

Ребенку предлагается рассмотреть предметы круглой формы (например: мячик, шарик, кольцо, тарелку, обруч, круглые подставки, зеркало, часы, пуговицы и т. д.) или имеющие какую-либо круглую часть (например: у кастрю­ли - круглое донышко, у машинки - колесо, у неваляшки -круглое туловище и т. п.). Количество используемых в игре предметов зависит от возраста и уровня развития ребенка (от 1 года до 2 лет - 3-5, от 2 до 3 лет - до 10 предметов).

При ознакомлении необходимо, чтобы, кроме зрения, в процессе ощущения и восприятия ребенком данной формы участвовал и тактильный анализатор, возникало определен­ное мышечное чувство. Для этого ребенку предлагается об­вести сами предметы, если они круглой формы, или круг­лую часть, если предмет сложной формы. Обводка может быть разной в зависимости от размера обследуемого объек-


та: указательным пальцем, всей ладонью, большим враща­тельным движением, в котором задействован плечевой пояс. Важная роль при этом отводится взаимодействию ре­бенка и взрослого: сначала малыш обводит предметы с по­мощью взрослого, а затем самостоятельно.

Для привлечения внимания ребенка к исследуемым пред­метам желательно подобрать их так, чтобы они были ярки­ми и цветными; уделить некоторое время игре с ними, не имеющей целью ознакомление со свойствами круглых пред­метов (например: ребенку предлагается покатать шарик по ладони, покрутить вращательным движением колечко и т. д.).

Во время знакомства и выделения данной формы необ­ходимо назвать обследуемый предмет + его форму + выпол­няемое с ним действие. При этом речь строится так: назва­ние предмета + называние формы предмета + называние действия, проигрываемого с этим предметом + называние формы (например: «Вот колечко. Колечко круглое. Колеч­ко крутится. Вот какое колечко круглое»).

• Ознакомление со свойствами круглых предметов

Знакомят ребенка со свойствами круглых предметов на основе выполнения с ними (предметами) определенных дей­ствий, таких как: катание по прямой и наклонной поверхно­стям (например: катание мяча по полу и катание его с гор­ки), проталкивание предметов в емкости с круглыми отверстиями. Это позволяет перейти к сортировке предме­тов по принципу «круглый - не круглый».

Рассмотрим ступени работы с игрой «Что катится».

1-я ступень: ознакомление с действием.

Ребенку предлагается покатать с горки круглые предме­ты (например: шары, мячи, колпачки от дезодорантов, тол­стые колечки, бусины и т. д.); в игре можно использовать как и абсолютно одинаковые предметы, так и отличающие­ся по наименованию, цвету и размеру. Трудности в выделе­нии свойства могут возникнуть только в том случае, если ребенку предложить покатать с горки предметы, которые имеют сложную форму (например: если колечки и формоч­ки положить на бок, то они катиться не будут).


 



2-я ступень: выделение свойства с помощью противопо­ставления.

Ребенку предлагается прокатить шарик и кубик. Во вре­мя игры ребенок видит, что шарик катится, а кубик - нет. На основании этого взрослый объясняет ребенку, почему эти предметы ведут себя по-разному: шарик катится, потому что он круглый, у него нет углов, а у кубика есть углы, которые мешают катиться, кубик - некруглый.

Закрепление

Закрепление проводится по двум направлениям:

• Закрепление на основе игр, в процессе или результате ко­торых образуется круг.

• Закрепление на основе игр, в процессе которых использу­ются круглые предметы (как объемные, так и плоские).

Рассмотрим оба направления.

• Закрепление на основе игр, формообразующих круг

Закрепление проводится на разных видах деятельности, таких, как изобразительная, конструктивная деятельность, подвижные игры, развивающие игры.

ИЗО-деятельностъ

Рисование:

а) рисование круговыми движениями.

Ребенку можно предложить выполнить следующие зада­ния: «Нарисуй шерстку овечке, листву на дереве, волосы че­ловечку и т. д.».


Волосы у человечка

Для рисования желательно использовать разные мате­риалы, такие как краску, детский крем, мыльную пену, мел, карандаши, толстые фломастеры и т. д. Ребенок может ри­совать как кисточкой, так и пальцами. Ему предлагаются для работы разные по толщине кисточки, начиная с очень тонкой и кончая кисточкой типа помазка. Формат листа также должен быть разным. При этом ребенок может со­вершать от самых широких движений (движения всей руки) до самых мелких (движения кисти и пальцев);

б) рисование кругов.

• самостоятельными кругообразующими движениями.


\


 

Ребенку предлагаются такие задания, как «Консервируем помидоры (готовим компот из вишни, смородины и т. п.)», «Украшаем мамино платье», «Рисуем узор на коврике» и т. д.;

• рисование по трафарету.

Ребенку предлагается нарисовать круг по трафарету. Мож­но использовать трафарет с одним или несколькими круга­ми. Перед рисованием ребенок обводит эти круги указатель­ным пальцем. Во время работы внимание ребенка обращают на то, что трафарет надо придерживать рукой, чтобы он не скользил по бумаге, карандаш плотно прижимать к его краю.

При неудачной попытке нарисовать кружок следует успо­коить ребенка и предложить нарисовать более ровный круг («причеши» кружок, а то он получился «лохматым»).

Для стимуляции этого процесса можно превращать нари­сованные ребенком круги в разных животных (например, в ежика, рыбку, зайчика, кота, мышку и т. д.). Превращения желательно сопровождать стихами. • рисование по шаблону.

Работа по шаблону достаточно сложна для детей млад­шего дошкольного возраста, так как требует от них хороше-


 




го развития мелкой моторики; дополнительная сложность заключается в том, что рисуется круг не одним движением, а по меньшей мере двумя. Несмотря на вышеуказанные труд­ности, детям с опережением в развитии можно предложить этот вид работы.

• рисование цветовых пятен в виде кругов приемом при­манивания.

Для рисования используются тампоны круглой формы. Ребенок может изображать «опредмеченные» круги в виде «огоньков», «снежков», «следов на дорожке» и т. п.

«Снежок падает» «Мишка идет»

Лепка: из пластилина и глины.

Ребенку предлагается лепить круговыми движениями шарики. Полученные при этом изделия могут называться по-разному, в зависимости от сюжета игры, например: конфет­ки, ягодки, колобки и т. д. Можно предложить ребенку пре­вратить шарик в круг («лепешку»), которая будет одним из элементов более сложного изделия, например, шляпкой грибка, донышком корзинки, крышей домика и т. д.

Аппликация:

Ребенку дается задание приклеить по кругу предметы, например: рыбок, мышек, кружочки, прямоугольники и т. д. Эту игру можно также сопровождать стихами. Например:


«На реке - камыши,

Расплясались там ерши.

Круг - побольше,

Круг - поменьше,

Круг - совсем малыши» {Русская народная потешка).

Конструктивная деятельность:

а) выкладывание кругов из палочек, кирпичиков, мешоч­ков с наполнителями, строительство железной и шоссейной круговых дорог и т. д. Как ориентир можно использовать обруч;

б) выкладывание по кругу.

Ребенку можно предложить украсить круглый «тортик» горошком, посадить грибочки в круглое лукошко, постро-


 




ить круглый домик и т. п. Параллельно ребенок узнает, что значит выложить предметы друг за другом.

Развивающие игры:

Ребенку предлагается игра «Дроби». Задание состоит в том, что ребенку надо составить из разноцветных кусочков однотонные круги.


Подвижные игры:

Для формирования представлений о круге можно орга­низовать следующие игры: «Раздувайся, пузырь», «Хоро­вод», «Карусели» и т. п., в ходе которых дети учатся вста­вать в круг и двигаться по кругу.

Например, игры «Еле-еле, еле-еле» и «Выпал беленький снежок»:

Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, Побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, Карусель ос-та-но-ви-те. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра. (Е. Тихеева)

Выпал беленький снежок, Соберемся мы в кружок. Снег, снег, белый снег Засыпает всех... Дети все на лыжи встали, Друг за другом побежали. Снег, снег, белый снег Кружит, падает на всех... Дети к вечеру устали И в кроватках задремали. Снег, снег, белый снег -Спят ребята крепче всех!

(А. Ануфриева)

• Закрепление на основе игр, в процессе которых используются круглые предметы

1) Закрепление происходит на основе соотнесения круглых предметов с кругом (по принципу «найди такой же формы»).

Работа проводится как с объемными, так и плоскими фор­мами.

• На объемных формах

Используются следующие дидактические пособия: «Ша-рикоброс» и «Кубикоброс». Для игры ребенку предлагается взять только шарики и сложить их в баночки. Методом проб и ошибок ребенок складывает, постепенно понимает, что шарики можно вкладывать только через круглое отверстие. В дальнейшем ребенок без предварительного примерива-ния, руководствуясь лишь оценкой «на глаз», будет соот­носить форму предметов и отверстий. При ознакомлении


 




с игровым материалом баночки желательно ставить на оп­ределенном месте. Например: «Шарикоброс» - слева, а «Ку-бикоброс» - справа. Впоследствии в процессе игры их надо несколько раз менять местами. Помимо вышеуказанных игр используется «Пазл с круглым и квадратным отверстиями» типа «Почтового ящика» (ребенку предлагают взять только круглый колпачок и играют так, как описано выше).

Пазл с круглым и квадратным отверстиями

•На плоских формах

Для игры используются рамки Монтессори (аналог дос­ки Сегена) со следующими геометрическими фигурами: кру­гом, квадратом, треугольником. На первом уровне все отвер­стия, кроме круглого, заклеиваются, и ребенку предлагается научиться вставлять круг в круг (вставь кружок в «домик»). На этом этапе в основном обращается внимание на развитие мелкой моторики. На следующем уровне открыты уже два «окошка»: круглое и квадратное, но ребенку дают только круг и просят найти для него нужное отверстие. Постепенно мож-


но увеличить количество используемых в игре кругов - «две­рок» (количество круглых отверстий соответственно увели­чится тоже), но ребенку дается все такое же задание: «Найди домик для кружка».



При конструировании ребенку предлагается выложить кружки на нарисованные контуры так, чтобы получилась картинка. Вот примерные изображения предметов, которые можно складывать, используя круги:


2) Закрепление происходит на основе операции сравне­ния круга и других форм; выполняемые действия - сорти­ровка (группировка) и выбор круглых предметов по образцу.

•Для занятий с объемными формами ис­пользуются следующие дидактические игры: «Шарикоброс», «Кубикоброс», «Пазл с круглым и квадрат­ным отверстиями» для вкладывания шариков, круглых кол­пачков, кубиков. При этом отверстия в играх сделаны так, чтобы ребенок мог вставить шарики только в соответствую­щее круглое «окошко», а кубик в квадратное. Для игры дают предметы сразу двух форм (например, шарики и кубики) и предлагают рассортировать их по банкам, ориентируясь на форму отверстий.

Пирамидки с кольцами и квадратными брусками (по Е.И. Радиной)

Для формирования у ребенка умения группировать од­нородные предметы используются наборы шариков и куби­ков одного размера и цвета, пирамидки, состоящие из тол­стых колец и квадратных брусков (пособия Е.И. Радиной).


 




• Игры с плоскими формами: рамки Монтес-сори, решетки с вкладышами (пособия Э.Г. Пилюгиной).


На первом уровне ребенку предлагается сравнить силь­но отличающиеся фигуры (например, круг и квадрат, круг и треугольник) и вставить их в соответствующие «окошки». При этом внимание ребенка обращается на соответствие форм отверстий и вкладываемых фигур. На втором уровне сравниваются похожие фигуры, например, круг и овал. Не­обходимо, чтобы ребенок во время игры обводил рукой кон­тур фигур и места для их вкладывания. Это позволяет каче­ственно сопоставить, сравнить формы.

Работа с плоскими фигурами проводится с использова­нием рамок и без. Работа с рамками дает возможность ре­бенку контролировать себя, ориентируясь не только на зри­тельное, но и мышечное чувство.

Для упрощения восприятия фигур можно предложить рамки, окрашенные в разные цвета. Так, например, все кру­ги - красного цвета и «живут» в красном «домике», квадра­ты - желтого и «живут» в желтом «домике» и т. п.

Работу с рамками можно проводить, используя разные методические приемы, такие как «одушевление» фигур. На­пример: на раздаточных квадратиках нарисованы зайчики, а на кружках - лисички. Надо разложить всех зверей (фигур­ки) в соответствующие по форме окошки домика (игра «Кто где живет?»). В игре «Спрячь мышек, ежиков, уточек...» для привлечения внимания ребенка к отверстиям в домиках на их дно можно вложить, нарисовать либо приклеить изобра­жения разных предметов в зависимости от лексической темы занятия, а геометрические фигуры использовать в качестве дверок.

Сортировать фигуры можно и не используя рамки. Ребе­нок раскладывает фигуры, с помощью приема прикладыва­ния предметов к эталонам форм для установления их тожде­ства и различия (например: круги и квадраты выкладывает на полянки круглой и квадратной формы, ориентируясь толь­ко на зрительный анализатор). Впоследствии можно пред­ложить группировать предметы, сравнивая их между собой и раскладывая их на кучки. Для привлечения внимания к



данному виду работы можно «опредмечивать» фигуры (на­пример: круги - это печенье, квадраты - это сыр и т. п.), не забывая подчеркивать различие форм. Для стимуляции так­тильных ощущений можно предложить игру «Волшебный мешочек». Ребенок на ощупь выбирает предметы определен­ной формы. Например: для мишки надо достать яблочки (кру­жочки), для зайки - морковки (треугольники) и т. п.

Важное место в работе по закреплению материала зани­мает такой вид деятельности, как выбор предметов опреде­ленной формы, в данном случае - кругов. Выбор предметов может нести две функции:

• Выбор, как способ сортировки (группировки).

• Выбор, как способ проверки усвоения знаний ребенком. Использование выбора в сортировке и группировке позво­ляет ребенку правильно и быстро выполнить задание, что, в свою очередь, стимулирует его познавательный интерес к игре, повышает самооценку. Кроме этого, выбор помогает в разных видах деятельности. Так, в конструктивной деятельности: ребенку, чтобы сделать листву на деревце, надо выбрать толь­ко круги (в раздаточный материал входят разные геометри­ческие фигуры). В подвижных играх: чтобы не догнал мед­ведь, надо спрятаться только в круглых домиках. Чтобы машина поехала, ее надо починить: приделать колеса. Для это­го нужно выбрать предметы только круглой формы.

3) Закрепление происходит с помощью использования кругов в играх, имеющих целью отработку других понятий. Например: в игре «Почини одеяло» ребенку предлагают на­ложить круглые заплатки в соответствии с цветом одеял и размером прорех.

Проверка

Проверка знания ребенком круга проводится на основе теста. Для того чтобы проверить, усвоил ли ребенок данный материал, ему предлагается дать из 4 предложенных пар фигур (1-я ступень: круги и квадраты; 2-я ступень: круги и овалы) только круги. При этом фигуры для теста в парах


должны отличаться по следующим параметрам. Они долж­ны быть:

а) разными и по цвету, и по размеру;

б) одинаковыми по цвету, но разными по размеру;

в) одинаковыми по размеру, но разными по цвету;

г) одинаковыми и по цвету, и по размеру.

Используемые в парах круги должны быть разными между собой, чтобы у ребенка не сформировался стереотип на конк­ретную фигуру- Необходимо менять круги местами с другими фигурами так, чтобы не было закономерности в их располо­жении. Ребенку даются две попытки; при этом, если ребенок в первой попытке выбрал все круги правильно, то считается, что данным материалом он владеет, если же ребенок допустил хотя бы одну ошибку, то результат определяется по второй попытке (безошибочный выбор - засчитывается положительно; если есть неверный ответ - результат отрицательный).


 




Формирование представления о цвете

Главной задачей в работе над формированием у ребенка представлений о цветах является последовательное ознаком­ление с ними, а также формирование у него эталонной сис­темы и постепенное развитие лексики словами-названиями цветов. От детей раннего и младшего дошкольного возраста не требуют обязательного запоминания названий цветов. Это обусловлено тем, что полное слияние слов-названий с эта­лонами происходит у малышей только к пяти годам. Следу­ет отметить, что по возрастным нормам ребенок к 3 годам должен знать и называть 4 основных цвета.

Какие же цвета и в какой последовательности предлагать ребенку на занятиях?

В первую очередь, надо остановиться на основных цве­тах: красном, желтом, синем, зеленом. Дополнительно мож­но дать черный и белый как цвета контрастные друг к другу.

Практика показывает, что правильнее предлагать пары цветов, а не знакомить ребенка сразу со всеми основными цветами. Пары подбираются по принципу: активный - спо­койный цвет, либо берутся цвета контрастные по отноше­нию друг к другу. Сначала предлагаются простые для вос­приятия пары: красный - желтый, желтый - синий, затем — красный - синий, красный - зеленый. Наиболее трудной для восприятия является пара синий - зеленый.

Выбор пар цветов для ознакомления - совершенно ин­дивидуальный процесс и зависит от наличия у ребенка со­ответствующего сенсорного опыта. Например, если у ребен­ка дома много предметов красного цвета или значимые для него предметы окрашены в этот цвет, то правильнее начи­нать систематизировать сенсорный опыт по цветам, начи­ная именно с красного.


При ознакомлении малыша с выбранной парой цветов па­раллельно проводится работа по вычленению определенного цвета. Как правило, это более активный в паре цвет. После того как ребенок усвоил принцип сортировки на два цвета (красный - желтый, желтый - синий, красный - синий), мож­но предложить ему сортировку на три цвета (красный, жел­тый, синий). К этому времени следует ввести пары: красный -зеленый, синий - зеленый. Как только ребенок начнет справ­ляться с таким заданием, объем используемых цветов увели­чивается до четырех: красный, желтый, синий, зеленый.

Впоследствии, когда малыш усвоит принцип сортировки, ему можно предложить промежуточные цвета. Следует учи­тывать, что эти цвета часто воспринимаются ребенком не как самостоятельные цветовые тона, а как оттенки основных цветов. Поэтому знакомство с оттенками цветов надо про­водить при сопоставлении их с основными (выполняемое действие — сортировка; принцип подачи цветов: «такой» -«не такой» по цвету, без называния самих цветов).

 

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЦВЕТА
Красный Розовый, бордовый, малиновый
Желтый Оранжевый, лимонный
Синий Голубой, фиолетовый, сиреневый
Зеленый Салатный, изумрудный

Работу над оттенками цветов целесообразнее проводить после 4 лет, потому что с этого возраста ребенок способен воспринимать такие цветовые качества, как насыщенность и светлота1.

1 Насыщенность - показатель отношения между хроматическим и ахроматическим компонентами, степень цветности; светлота указыва­ет на относительное положение ахроматического компонента на шкале серого.


 






Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.12.88 (0.012 с.)