Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование понятия «круг» 1. ОзнакомлениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ознакомление проводится по трем направлениям: • Ознакомление с кругом как сенсорным эталоном. • Ознакомление с круглой формой предметов. • Ознакомление со свойствами круглых предметов. Рассмотрим все направления. • Ознакомление с кругом как сенсорным эталоном В процессе знакомства с кругом ребенку предлагают потрогать, ощупать его, сосредоточиться на своих тактильных ощущениях. Затем ему дают еще несколько кругов, при этом говорят: «Вот такая же фигурка. И это такая же». После того как ребенок исследует все круги, взрослый сообщает название геометрической формы: «Это круг. И это круг. Это все круги». • Ознакомление с круглой формой предметов При ознакомлении с круглой формой предметов используются разные приемы, например: а) специальный подбор взрослым предметов круглой фор б) поиск ребенком совместно с взрослым круглых объек в) деятельность самого ребенка либо наблюдение за дея Ребенку предлагается рассмотреть предметы круглой формы (например: мячик, шарик, кольцо, тарелку, обруч, круглые подставки, зеркало, часы, пуговицы и т. д.) или имеющие какую-либо круглую часть (например: у кастрюли - круглое донышко, у машинки - колесо, у неваляшки -круглое туловище и т. п.). Количество используемых в игре предметов зависит от возраста и уровня развития ребенка (от 1 года до 2 лет - 3-5, от 2 до 3 лет - до 10 предметов). При ознакомлении необходимо, чтобы, кроме зрения, в процессе ощущения и восприятия ребенком данной формы участвовал и тактильный анализатор, возникало определенное мышечное чувство. Для этого ребенку предлагается обвести сами предметы, если они круглой формы, или круглую часть, если предмет сложной формы. Обводка может быть разной в зависимости от размера обследуемого объек- та: указательным пальцем, всей ладонью, большим вращательным движением, в котором задействован плечевой пояс. Важная роль при этом отводится взаимодействию ребенка и взрослого: сначала малыш обводит предметы с помощью взрослого, а затем самостоятельно. Для привлечения внимания ребенка к исследуемым предметам желательно подобрать их так, чтобы они были яркими и цветными; уделить некоторое время игре с ними, не имеющей целью ознакомление со свойствами круглых предметов (например: ребенку предлагается покатать шарик по ладони, покрутить вращательным движением колечко и т. д.). Во время знакомства и выделения данной формы необходимо назвать обследуемый предмет + его форму + выполняемое с ним действие. При этом речь строится так: название предмета + называние формы предмета + называние действия, проигрываемого с этим предметом + называние формы (например: «Вот колечко. Колечко круглое. Колечко крутится. Вот какое колечко круглое»). • Ознакомление со свойствами круглых предметов Знакомят ребенка со свойствами круглых предметов на основе выполнения с ними (предметами) определенных действий, таких как: катание по прямой и наклонной поверхностям (например: катание мяча по полу и катание его с горки), проталкивание предметов в емкости с круглыми отверстиями. Это позволяет перейти к сортировке предметов по принципу «круглый - не круглый». Рассмотрим ступени работы с игрой «Что катится». 1-я ступень: ознакомление с действием. Ребенку предлагается покатать с горки круглые предметы (например: шары, мячи, колпачки от дезодорантов, толстые колечки, бусины и т. д.); в игре можно использовать как и абсолютно одинаковые предметы, так и отличающиеся по наименованию, цвету и размеру. Трудности в выделении свойства могут возникнуть только в том случае, если ребенку предложить покатать с горки предметы, которые имеют сложную форму (например: если колечки и формочки положить на бок, то они катиться не будут).
2-я ступень: выделение свойства с помощью противопоставления. Ребенку предлагается прокатить шарик и кубик. Во время игры ребенок видит, что шарик катится, а кубик - нет. На основании этого взрослый объясняет ребенку, почему эти предметы ведут себя по-разному: шарик катится, потому что он круглый, у него нет углов, а у кубика есть углы, которые мешают катиться, кубик - некруглый. Закрепление Закрепление проводится по двум направлениям: • Закрепление на основе игр, в процессе или результате которых образуется круг. • Закрепление на основе игр, в процессе которых используются круглые предметы (как объемные, так и плоские). Рассмотрим оба направления. • Закрепление на основе игр, формообразующих круг Закрепление проводится на разных видах деятельности, таких, как изобразительная, конструктивная деятельность, подвижные игры, развивающие игры. ИЗО-деятельностъ Рисование: а) рисование круговыми движениями. Ребенку можно предложить выполнить следующие задания: «Нарисуй шерстку овечке, листву на дереве, волосы человечку и т. д.». Волосы у человечка Для рисования желательно использовать разные материалы, такие как краску, детский крем, мыльную пену, мел, карандаши, толстые фломастеры и т. д. Ребенок может рисовать как кисточкой, так и пальцами. Ему предлагаются для работы разные по толщине кисточки, начиная с очень тонкой и кончая кисточкой типа помазка. Формат листа также должен быть разным. При этом ребенок может совершать от самых широких движений (движения всей руки) до самых мелких (движения кисти и пальцев); б) рисование кругов. • самостоятельными кругообразующими движениями. \
Ребенку предлагаются такие задания, как «Консервируем помидоры (готовим компот из вишни, смородины и т. п.)», «Украшаем мамино платье», «Рисуем узор на коврике» и т. д.; • рисование по трафарету. Ребенку предлагается нарисовать круг по трафарету. Можно использовать трафарет с одним или несколькими кругами. Перед рисованием ребенок обводит эти круги указательным пальцем. Во время работы внимание ребенка обращают на то, что трафарет надо придерживать рукой, чтобы он не скользил по бумаге, карандаш плотно прижимать к его краю. При неудачной попытке нарисовать кружок следует успокоить ребенка и предложить нарисовать более ровный круг («причеши» кружок, а то он получился «лохматым»). Для стимуляции этого процесса можно превращать нарисованные ребенком круги в разных животных (например, в ежика, рыбку, зайчика, кота, мышку и т. д.). Превращения желательно сопровождать стихами. • рисование по шаблону. Работа по шаблону достаточно сложна для детей младшего дошкольного возраста, так как требует от них хороше-
го развития мелкой моторики; дополнительная сложность заключается в том, что рисуется круг не одним движением, а по меньшей мере двумя. Несмотря на вышеуказанные трудности, детям с опережением в развитии можно предложить этот вид работы. • рисование цветовых пятен в виде кругов приемом приманивания. Для рисования используются тампоны круглой формы. Ребенок может изображать «опредмеченные» круги в виде «огоньков», «снежков», «следов на дорожке» и т. п. «Снежок падает» «Мишка идет» Лепка: из пластилина и глины. Ребенку предлагается лепить круговыми движениями шарики. Полученные при этом изделия могут называться по-разному, в зависимости от сюжета игры, например: конфетки, ягодки, колобки и т. д. Можно предложить ребенку превратить шарик в круг («лепешку»), которая будет одним из элементов более сложного изделия, например, шляпкой грибка, донышком корзинки, крышей домика и т. д. Аппликация: Ребенку дается задание приклеить по кругу предметы, например: рыбок, мышек, кружочки, прямоугольники и т. д. Эту игру можно также сопровождать стихами. Например: «На реке - камыши, Расплясались там ерши. Круг - побольше, Круг - поменьше, Круг - совсем малыши» {Русская народная потешка). Конструктивная деятельность: а) выкладывание кругов из палочек, кирпичиков, мешочков с наполнителями, строительство железной и шоссейной круговых дорог и т. д. Как ориентир можно использовать обруч; б) выкладывание по кругу. Ребенку можно предложить украсить круглый «тортик» горошком, посадить грибочки в круглое лукошко, постро-
ить круглый домик и т. п. Параллельно ребенок узнает, что значит выложить предметы друг за другом. Развивающие игры: Ребенку предлагается игра «Дроби». Задание состоит в том, что ребенку надо составить из разноцветных кусочков однотонные круги. Подвижные игры: Для формирования представлений о круге можно организовать следующие игры: «Раздувайся, пузырь», «Хоровод», «Карусели» и т. п., в ходе которых дети учатся вставать в круг и двигаться по кругу. Например, игры «Еле-еле, еле-еле» и «Выпал беленький снежок»:
Выпал беленький снежок, Соберемся мы в кружок. Снег, снег, белый снег Засыпает всех... Дети все на лыжи встали, Друг за другом побежали. Снег, снег, белый снег Кружит, падает на всех... Дети к вечеру устали И в кроватках задремали. Снег, снег, белый снег -Спят ребята крепче всех! (А. Ануфриева) • Закрепление на основе игр, в процессе которых используются круглые предметы 1) Закрепление происходит на основе соотнесения круглых предметов с кругом (по принципу «найди такой же формы»). Работа проводится как с объемными, так и плоскими формами. • На объемных формах Используются следующие дидактические пособия: «Ша-рикоброс» и «Кубикоброс». Для игры ребенку предлагается взять только шарики и сложить их в баночки. Методом проб и ошибок ребенок складывает, постепенно понимает, что шарики можно вкладывать только через круглое отверстие. В дальнейшем ребенок без предварительного примерива-ния, руководствуясь лишь оценкой «на глаз», будет соотносить форму предметов и отверстий. При ознакомлении
с игровым материалом баночки желательно ставить на определенном месте. Например: «Шарикоброс» - слева, а «Ку-бикоброс» - справа. Впоследствии в процессе игры их надо несколько раз менять местами. Помимо вышеуказанных игр используется «Пазл с круглым и квадратным отверстиями» типа «Почтового ящика» (ребенку предлагают взять только круглый колпачок и играют так, как описано выше). Пазл с круглым и квадратным отверстиями •На плоских формах Для игры используются рамки Монтессори (аналог доски Сегена) со следующими геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. На первом уровне все отверстия, кроме круглого, заклеиваются, и ребенку предлагается научиться вставлять круг в круг (вставь кружок в «домик»). На этом этапе в основном обращается внимание на развитие мелкой моторики. На следующем уровне открыты уже два «окошка»: круглое и квадратное, но ребенку дают только круг и просят найти для него нужное отверстие. Постепенно мож- но увеличить количество используемых в игре кругов - «дверок» (количество круглых отверстий соответственно увеличится тоже), но ребенку дается все такое же задание: «Найди домик для кружка». При конструировании ребенку предлагается выложить кружки на нарисованные контуры так, чтобы получилась картинка. Вот примерные изображения предметов, которые можно складывать, используя круги: 2) Закрепление происходит на основе операции сравнения круга и других форм; выполняемые действия - сортировка (группировка) и выбор круглых предметов по образцу. •Для занятий с объемными формами используются следующие дидактические игры: «Шарикоброс», «Кубикоброс», «Пазл с круглым и квадратным отверстиями» для вкладывания шариков, круглых колпачков, кубиков. При этом отверстия в играх сделаны так, чтобы ребенок мог вставить шарики только в соответствующее круглое «окошко», а кубик в квадратное. Для игры дают предметы сразу двух форм (например, шарики и кубики) и предлагают рассортировать их по банкам, ориентируясь на форму отверстий.
Для формирования у ребенка умения группировать однородные предметы используются наборы шариков и кубиков одного размера и цвета, пирамидки, состоящие из толстых колец и квадратных брусков (пособия Е.И. Радиной).
• Игры с плоскими формами: рамки Монтес-сори, решетки с вкладышами (пособия Э.Г. Пилюгиной). На первом уровне ребенку предлагается сравнить сильно отличающиеся фигуры (например, круг и квадрат, круг и треугольник) и вставить их в соответствующие «окошки». При этом внимание ребенка обращается на соответствие форм отверстий и вкладываемых фигур. На втором уровне сравниваются похожие фигуры, например, круг и овал. Необходимо, чтобы ребенок во время игры обводил рукой контур фигур и места для их вкладывания. Это позволяет качественно сопоставить, сравнить формы. Работа с плоскими фигурами проводится с использованием рамок и без. Работа с рамками дает возможность ребенку контролировать себя, ориентируясь не только на зрительное, но и мышечное чувство. Для упрощения восприятия фигур можно предложить рамки, окрашенные в разные цвета. Так, например, все круги - красного цвета и «живут» в красном «домике», квадраты - желтого и «живут» в желтом «домике» и т. п. Работу с рамками можно проводить, используя разные методические приемы, такие как «одушевление» фигур. Например: на раздаточных квадратиках нарисованы зайчики, а на кружках - лисички. Надо разложить всех зверей (фигурки) в соответствующие по форме окошки домика (игра «Кто где живет?»). В игре «Спрячь мышек, ежиков, уточек...» для привлечения внимания ребенка к отверстиям в домиках на их дно можно вложить, нарисовать либо приклеить изображения разных предметов в зависимости от лексической темы занятия, а геометрические фигуры использовать в качестве дверок. Сортировать фигуры можно и не используя рамки. Ребенок раскладывает фигуры, с помощью приема прикладывания предметов к эталонам форм для установления их тождества и различия (например: круги и квадраты выкладывает на полянки круглой и квадратной формы, ориентируясь только на зрительный анализатор). Впоследствии можно предложить группировать предметы, сравнивая их между собой и раскладывая их на кучки. Для привлечения внимания к данному виду работы можно «опредмечивать» фигуры (например: круги - это печенье, квадраты - это сыр и т. п.), не забывая подчеркивать различие форм. Для стимуляции тактильных ощущений можно предложить игру «Волшебный мешочек». Ребенок на ощупь выбирает предметы определенной формы. Например: для мишки надо достать яблочки (кружочки), для зайки - морковки (треугольники) и т. п. Важное место в работе по закреплению материала занимает такой вид деятельности, как выбор предметов определенной формы, в данном случае - кругов. Выбор предметов может нести две функции: • Выбор, как способ сортировки (группировки). • Выбор, как способ проверки усвоения знаний ребенком. Использование выбора в сортировке и группировке позволяет ребенку правильно и быстро выполнить задание, что, в свою очередь, стимулирует его познавательный интерес к игре, повышает самооценку. Кроме этого, выбор помогает в разных видах деятельности. Так, в конструктивной деятельности: ребенку, чтобы сделать листву на деревце, надо выбрать только круги (в раздаточный материал входят разные геометрические фигуры). В подвижных играх: чтобы не догнал медведь, надо спрятаться только в круглых домиках. Чтобы машина поехала, ее надо починить: приделать колеса. Для этого нужно выбрать предметы только круглой формы. 3) Закрепление происходит с помощью использования кругов в играх, имеющих целью отработку других понятий. Например: в игре «Почини одеяло» ребенку предлагают наложить круглые заплатки в соответствии с цветом одеял и размером прорех. Проверка Проверка знания ребенком круга проводится на основе теста. Для того чтобы проверить, усвоил ли ребенок данный материал, ему предлагается дать из 4 предложенных пар фигур (1-я ступень: круги и квадраты; 2-я ступень: круги и овалы) только круги. При этом фигуры для теста в парах должны отличаться по следующим параметрам. Они должны быть: а) разными и по цвету, и по размеру; б) одинаковыми по цвету, но разными по размеру; в) одинаковыми по размеру, но разными по цвету; г) одинаковыми и по цвету, и по размеру. Используемые в парах круги должны быть разными между собой, чтобы у ребенка не сформировался стереотип на конкретную фигуру- Необходимо менять круги местами с другими фигурами так, чтобы не было закономерности в их расположении. Ребенку даются две попытки; при этом, если ребенок в первой попытке выбрал все круги правильно, то считается, что данным материалом он владеет, если же ребенок допустил хотя бы одну ошибку, то результат определяется по второй попытке (безошибочный выбор - засчитывается положительно; если есть неверный ответ - результат отрицательный).
Формирование представления о цвете Главной задачей в работе над формированием у ребенка представлений о цветах является последовательное ознакомление с ними, а также формирование у него эталонной системы и постепенное развитие лексики словами-названиями цветов. От детей раннего и младшего дошкольного возраста не требуют обязательного запоминания названий цветов. Это обусловлено тем, что полное слияние слов-названий с эталонами происходит у малышей только к пяти годам. Следует отметить, что по возрастным нормам ребенок к 3 годам должен знать и называть 4 основных цвета. Какие же цвета и в какой последовательности предлагать ребенку на занятиях? В первую очередь, надо остановиться на основных цветах: красном, желтом, синем, зеленом. Дополнительно можно дать черный и белый как цвета контрастные друг к другу. Практика показывает, что правильнее предлагать пары цветов, а не знакомить ребенка сразу со всеми основными цветами. Пары подбираются по принципу: активный - спокойный цвет, либо берутся цвета контрастные по отношению друг к другу. Сначала предлагаются простые для восприятия пары: красный - желтый, желтый - синий, затем — красный - синий, красный - зеленый. Наиболее трудной для восприятия является пара синий - зеленый. Выбор пар цветов для ознакомления - совершенно индивидуальный процесс и зависит от наличия у ребенка соответствующего сенсорного опыта. Например, если у ребенка дома много предметов красного цвета или значимые для него предметы окрашены в этот цвет, то правильнее начинать систематизировать сенсорный опыт по цветам, начиная именно с красного. При ознакомлении малыша с выбранной парой цветов параллельно проводится работа по вычленению определенного цвета. Как правило, это более активный в паре цвет. После того как ребенок усвоил принцип сортировки на два цвета (красный - желтый, желтый - синий, красный - синий), можно предложить ему сортировку на три цвета (красный, желтый, синий). К этому времени следует ввести пары: красный -зеленый, синий - зеленый. Как только ребенок начнет справляться с таким заданием, объем используемых цветов увеличивается до четырех: красный, желтый, синий, зеленый. Впоследствии, когда малыш усвоит принцип сортировки, ему можно предложить промежуточные цвета. Следует учитывать, что эти цвета часто воспринимаются ребенком не как самостоятельные цветовые тона, а как оттенки основных цветов. Поэтому знакомство с оттенками цветов надо проводить при сопоставлении их с основными (выполняемое действие — сортировка; принцип подачи цветов: «такой» -«не такой» по цвету, без называния самих цветов).
Работу над оттенками цветов целесообразнее проводить после 4 лет, потому что с этого возраста ребенок способен воспринимать такие цветовые качества, как насыщенность и светлота1. 1 Насыщенность - показатель отношения между хроматическим и ахроматическим компонентами, степень цветности; светлота указывает на относительное положение ахроматического компонента на шкале серого.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.141 (0.01 с.) |