Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика ознакомления с окружающим миром учащихся i—ii классовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание. В курсе возрастной и педагогической психологии найдите ответы на следующие вопросы: каковы физиологические и психологические особенности, развития детей шестилетнего и семилетнего возраста? Какие существуют психологические показатели готовности шестилетних детей к обучению в школе? Каковы характерные особенности деятельности учащихся шестилетнего и семилетнего возраста? Как осуществить развитие познавательных способностей и интересов учащихся шестилетнего и семилетнего возраста? ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В учебный план I—II классов (программа четырехлетней начальной школы) введен новый предмет — «Ознакомление с окружающим миром», на изучение которого отводится программой 32 ч (один час в неделю) в I классе и 34 ч во II классе. Это предмет синтетический, включающий элементарные сведения о природе, труде людей, правилах социалистического общежития. В содержании курса отражены два основных направления: первое— ознакомление школьников с явлениями общественной жизни людей и их трудом, воспитание культуры поведения; второе — знакомство с природой в непосредственном общении с ней, формирование элементарных представлений о предметах и явлениях природы, воспитание ответственного отношения к ним, культуры поведения в природе, организация посильной деятельности по ее охране. Введение в учебный план данного предмета способствует решению целого ряда образовательных и воспитательных задач. В ходе знакомства с окружающим миром у детей формируются, обогащаются и систематизируются представления о социальном и природном окружении; учащиеся накапливают социально-нравственный жизненный опыт, учатся правилам, поведения в семье, школе, на улице, в общественных местах, в природе. Именно здесь у детей воспитываются те качества личности, которые определяют их отношение к Родине, обществу, труду людей, товарищам, самому себе. Задача учителя состоит в том, чтёбы помочь ребенку осознать себя членом семьи, Y ч членом школьного коллектива, полноправным гражданином своей Родины. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром большое внимание должно уделяться воспитанию любви к членам семьи, внимательного и уважительного отношения к учителям, сверстникам, окружающим людям на улице, в общественных местах, на транспорте. Задачей учителя является также формирование положительного отношения к труду, уважения к людям труда, бережного отношения к окружающим ребенка вещам как продуктам труда людей. Существенное место на занятиях данного предмета должно быть отведено обучению школьников навыкам личной и общественной гигиены. Учащиеся должны научиться выполнять посильные поручения взрослых: учителей, родителей, помогать товарищам, дружно работать в коллективе. В содержании курса важное место занимает природоведческий материал, который готовит детей к восприятию и усвоению материала курса природоведения III—IV классов. Ознакомление детей с окружающей природой имеет большое познавательное и воспитательное значение. В процессе общения с природой в сознании школьника на основе чувственного опыта формируются знания об окружающем мире. Эти знания важны для формирования правильных материалистических убеждений. В процессе знакомства с окружающим миром на основе приобретенных знаний воспитываются такие качества личности, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умения наблюдать, логически мыслить. Бережное отношение к природе, забота о живых существах способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства, к своему труду. Задача учителя заключается в том, чтобы воспитать у школьников действенную любовь к природе. С этой целью детей необходимо приучать к посильному труду на огороде, учебно-опытном участке в школе, в цветнике, ягоднике, уголке живой природы, уходу за комнатными растениями и домашними животными. Знакомство с окружающим миром позволяет детям не только усвоить ряд общественно-социальных, природоведческих представлений и понятий, но и способствует формированию всесторонне развитой личности. Содержание предмета «Ознакомление с окружающим ми-, ром» раскрывается в следующих темах: «Наш дом», «Наша школа», «Наша улица», «Наш город (село)», «Родная страна». При изучении этих тем накапливаются, обогащаются и систематизируются представления учащихся об окружающем мире, осуществляется постепенный переход от простого к более сложному. В I классе на уроках по теме «Наш дом» учащиеся знакомятся с режимом дня, с элементарными правилами личной гигиены: умениями правильно мыть руки, пользоваться носовым платком, чистить зубы, полоскать рот после еды. Дети узнают о значении для здоровья правильной посадки за партой во время занятий, значении проветривания помещения. Школьники учатся правильно сидеть за столом и пользоваться столовым прибором, соблюдать чистоту и порядок в учебной и игровой комнатах. Кроме того, учащиеся знакомятся с правилами поведения в гостях и дома. Во второй теме «Наша школа» первоклассники ближе знакомятся со школой, ее помещениями (учительской, столовой, актовым залом, библиотекой и др.), их назначением, совершают экскурсии на пришкольный участок. Учитель рассказывает детям о профессиях работников школы (директор, воспитатель, врач, библиотекарь, уборщица и т. д.), их труде; учащиеся узнают правила поведения в школе, учатся правильным формам общения и поведения во время занятий. Тема «Наша улица» знакомит детей с тротуаром, проезжей частью дороги, с правилами перехода улиц и перекрестков, с дорожными знаками, правилами поведения на улице. При изучении темы «Наш город (село)» учитель рассказывает школьникам о достопримечательностях города, основных предприятиях и культурно-просветительных учреждениях: клубе, кинотеатре, спортивных сооружениях; дети знакомятся с различными видами транспорта: автобусом, трамваем, троллейбусом, метро, с правилами поведения на транспорте и в общественных местах, профессиями людей, занятых на произвол* стве, строительстве, в сельском хозяйстве, узнают о машинах, облегчающих труд людей. Тема «Родная страна» знакомит учащихся с нашей Родиной — Союзом Советских Социалистических Республик и основателем Советского государства — В. И. Лениным, столицей нашей Родины — Москвой. Учитель рассказывает школьникам о заботе партии и правительства о детях, о советском народе. Учащиеся готовятся к праздничному утреннику и принимают в нем активное участие. При изучении темы «Родная страна» учащимся рассказывают о временах года, и их характерных признаках; дети узнают много нового и интересного о растениях и животных, их значении в жизни человека; большое внимание уделяется мероприятиям по охране природы. На протяжении всего учебного года дети ведут наблюдения за погодой, отмечая ее изменения в «Дневнике наблюдений» условными знаками. Учащиеся ведут наблюдения и за изменениями в жизни растений по временам года. В классе ведутся
наблюдения за распусканием листьев на побегах деревьев или кустарников, поставленных в воду, за выгонкой лука в ящиках или воде. В течение года дети ухаживают за комнатными растениями. Весной начинается работа на учебно-опытном участке: школьники подготавливают почву для посева, высаживают рассаду, поливают растения. Задачами второго года обучения по курсу «Ознакомление с окружающим миром» являются закрепление и дальнейшее развитие представлении, полученных учащимися в Г классе. Программа II класса предусматривает работу по тем же темам: «Наш дом», «Наша школа», «Наш город (село)», «Родная страна». При раскрытии каждой темы предполагается дальнейшее обогащение и систематизация конкретных представлений детей о явлениях общественной жизни, о родном крае, о Родине, о предметах и явлениях окружающей природы. В ходе изучения темы «Наш дом» у второклассников расширяются знания о своей семье, о профессиях членов семьи, их труде, распределении трудовых обязанностей в семье, организации отдыха. Более подробно второклассники знакомятся с режимом дня. Продолжается совершенствование приобретенных в I классе знаний, умений, навыков по личной гигиене. Учащиеся принимают посильное участие в работе по самообслуживанию в школе и дома. При обучении большое внимание уделяется бережному отношению к домашнему и школьному имуществу: к личным вещам, к вещам взрослых. В теме «Наша школа» у учеников расширяются знания о школе. Они узнают расписание уроков, повторяют правила поведения на уроке, переменах, в классе, столовой, библиотеке, участвуют в общественно полезных делах школы, готовятся стать октябрятами. Изучение темы «Наш город (село)» позволяет закрепить знания, полученные в I классе. Школьникам подробнее рассказывают о достопримечательностях города (села): памятниках, парках, новых стройках и т. п. Дети совершают экскурсию на ближайший к школе объект. Расширяются знания учащихся о наземном, водном, воздушном транспорте, о профессиях людей, работающих на нем. Продолжается работа по изучению правил поведения на улице, в общественных местах, в автобусах и поездах. Тема «Родная страна» знакомит учащихся, с Гербом, Флагом и Гимном Советского Союза, со знаменательными датами в жизни нашей страны: 7 октября, 7 Ноября, 23 февраля, 8 Марта, 12 апреля, 1 Мая, 9 Мая. Дети принимают активное участие в проведении этих праздников. В этой же теме школьники узнают о неживой и живой природе, о значении Солнца для жизни на Земле, знакомятся с дикорастущими и культурными растениями, с деревьями, кустарниками и травами. Они узнают, что звери, птицы, насекомые — это животные, что жи-..
вотные бывают домашние и дикие. Учитель рассказывает детям о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Во II классе дети продолжают вести простые фенологические наблюдения за погодой, за изменениями в жизни растений. Учащиеся наблюдают за сезонным трудом людей данной местности, принимают активное участие в общественно полезном труде (осенний сбор урожая на учебно-опытном участке и дома на огородах, очистка улиц от снега зимой, посев семян и уход за ними на учебно-опытном участке весной). В течение года учитель организует и проводит сезонные экскурсии в природу (в осенний период — две), в ходе которых ведутся наблюдения за изменениями в природе ранней и поздней осенью. Зимой проводится одна экскурсия, на которой школьники ведут наблюдения за состоянием природы зимой. В весеннее время организуются две экскурсии для наблюдения за состоянием природы в начале зесны и в конце ее. Результаты наблюдений систематически записываются в «Дневнике наблюдений» и в классном «Календаре природы и труда». Учащиеся в течение всего года продолжают вести наблюдения за комнатными растениями своего класса. По выбору учителя дети узнают названия некоторых комнатных растений, знакомятся с отличительными признаками некоторых из них, занимаются правильной расстановкой растений в классе и осуществляют систематический уход за ними. Таким образом, изучение во II классе предмета «Ознакомление с окружающим миром» способствует значительному расширению знаний школьников о семье, школе, своей местности, своей стране, их систематизации и конкретизации.; В I—II классах занятия носят в основном ознакомительный характер. Для прочного усвоения в каждом классе выделяется лишь небольшой круг вопросов. Так, в I классе школьники должны знать свой домашний адрес, элементарные правила поведения на улице, основные правила поведения в школе (на уроке и переменах), правила культурного поведения с людьми. Школьники должны знать также группы растений и животных (деревья, кустарники, травы, звери, птицы, насекомые); условия, необходимые для их жизни, правила поведения в природе. Учащиеся должны уметь выполнять элементарные правила личной гигиены, поведения на улице, в школе, природе, вести наблюдения за сезонными изменениями в природе под руководством учителя, ухаживать за комнатными растениями. Учащиеся II класса после изучения курса «Ознакомление с окружающим миром» должны, знать название нашей страны и ее столицы, название республики, в которой они живут, и ее столицы. Учащиеся должны знать и уметь выполнять режим дня, правила поведения на улице и в общественных местах. 12 Заказ 5300 Учащиеся должны знать основные признаки времен года, названия нескольких растений и животных данной местности, уметь их отличать. Дети должны уметь вести эпизодические самостоятельные наблюдения в природе и фиксировать их в «Дневнике наблюдений», классном «Календаре природы и труда». Предмет «Ознакомление с окружающим миром» тесно связан с остальными предметами курса начальной школы. Наблюдения за жизнью природы и общества, за трудом советских людей способствуют лучшему пониманию учебного материала по таким предметам, как чтение, русский язык, развитие речи, трудовое обучение и др. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.197 (0.009 с.) |