Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наглядные методы в обучении природоведениюСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время в учебном процессе широко используются наглядные методы обучения. Они развиваются и совершенствуются в связи с тем, что особое место в преподавании занимает дидактический принцип наглядности. - Известно, что наглядные средства применяются в учебном процессе с различными дидактическими целями: как средство обучения, как методические приемы, усиливающие познавательные возможности словесных методов, как образец для осмысления задач предстоящей практической работы. Наглядные методы обучения тогда jbjmojhjjtot ф_щкцщо, ие-„ тода, когда учащиеся в процессе рассмотрения, наблюдения я воспр*иятйя" предметов, объектов или процессов при помощи органов чувств получают определенную информацию о них, осмысливают путем, сравнения и нахождения общих и отличительных признаков, и на этой основе формируются определенные знания, а затем при дальнейшей мыслительной их переработке воспроизводится усвоенное словом (рассказом), показом и объяснением. Наглядные методы обучения характеризуются тем, что в Для успешного применения наглядных методов необходимы следующие условия: добиваться, чтобы предмет (объект) или процесс рассматривался целенаправленно, выявлялись его главные черты и особенности. Наблюдение и распознавание может быть фронтальное, групповое или индивидуальное. На уроках природоведения очень широко применяется демонстрация натуральных объектов. Она позволяет не только создать конкретные представления о размерах, форме и других признаках объекта, но значительно оживить и активизировать процесс усвоения. При рассмотрении живых растений и животных, а также гербария, чучел птиц и млекопитающих учащиеся знакомятся с отдельными представителями животного мира, их практическим значением и охраной. Готовясь к уроку, учитель не только тщательно отбирает объекты, но и продумывает способы их демонстрации. Главное требование при этом — рассмотрение основных черт и признаков изучаемого объекта всеми' учащимися. С этой целью объекты ставят на специальную подставку, установленную на демонстрационном столе, создают специальный фон освещения. В обычных условиях это мо- жет быть лампа бра или такого же типа светильник. Небольшие объекты учитель проносит по рядам. В процессе наблюдения учащиеся должны внимательно рассмотреть объект, например чучело, определить форму тела, окраску шерсти или оперения, размеры и т. д. Последовательность наблюдения определяется заранее подготовленным заданием. Задание может быть устным, записано на доске или специальных карточках. В нем указывается, как рассматривать объект, на чтб обратить внимание, с чем сравнить, какие признаки выявить и т. д. Перед демонстрацией определяется время для изучения объекта. При изучении демонстрируемого натурального объекта рекомендуется сравнить его с рисунком в учебнике, с таблицей или другими изобразительными наглядными пособиями и на этой основе подготовить ответ по заданию. В процессе демонстрации учащимся рекомендуется пользоваться учебником и находить текстовую информацию, характеризующую признаки объекта. Например, в III классе при изучении темы «Животные леса зимой» на уроке используются чучела млекопитающих. Перед объяснительным рассказом учащиеся рассматривают чучело зайца и сравнивают его с картиной, рисунком в учебнике, находят в соответствии с заданием признаки внешнего строения и приспособления к определенным условиям жизни и т. д. После проводится беседа, уточняются отдельные моменты, характеризующие Признаки рассматриваемых животных. Таким образом, основная информация о внешнем строении, месте обитания и приспособления к условиям жизни объекта получена в процессе его рассмотрения. По природоведению многие опыты проводятся демонстрационно. Учащиеся наблюдают за ходом опыта или воспринимают только его результаты. Учитывая, что явления и процессы в живых организмах протекают постепенно, большинство обязательных учебных опытов рекомендуется проводить во внеурочное время. Для этого учащихся следует тщательно готовить: определить конкретные задачи, сформулировать тему и цель опыта, определить последовательность проведения наблюдений, оформить результаты. Следует соблюдать педагогические требования к.демонстрации опытов. Перед демонстрацией" необходимо Определить задачу опыта или создать проблемную ситуацию.^ Таким образом можно сосредоточить внимание учащихся на" восприятии и осмыслении того, что будет демонстрироваться. В ходе проведения опыта); внимание школьников активизируется с помощью вопросов для осмысления наблюдаемого?] Например, на уроке в IV классе при изучении темы «Круговорот воды в природе» создается проблемная ситуация. Учитель ставит перед учащимися познавательную задачу: «В пасмурную погоду появляются тучи, а затем идет дождь, выливается боль- шое количество воды. Куда же исчезает вода? Можно ли это объяснить школьным опытом?» Опыты подготовлены на демонстрационном столе. Учитель насыпает в химический стакан песок толщиной до 3 см и доливает воду на уровне песка. Сверху на стакан ставит выпа-ривательную чашку, в которую помещает смесь снега (2/з) и соли (Уз), и просит учащихся объяснить, почему в опыте используется снег и соль. А затем ставит стакан на металлическую сетку и подогревает на спиртовке. Учащимся предлагается пронаблюдать, что появляется на стенках стакана. Дети отмечают, что в стакане — густой туман. Проделывая опыт, учитель предлагает учащимся объяснить, почему, когда стенки стакана нагреваются, туман постепенно рассеивается. Далее при наблюдении учащиеся отмечают, что в верхней части стакана остается небольшой слой тумана. Учитель ставит вопрос: почему туман остался только в верхней части стакана? После демонстрации опыта учащиеся делают сообщения о ходе опыта и объясняют, почему появился туман, куда исчез туман и т. д. Затем учитель создает следующую проблемную ситуацию: учащиеся по карте рассматривают озеро Байкал — самое глубокое в мире. В него впадает около тысячи рек и речушек, а вытекает одна Ангара. Чем же объяснить, что уровень воды в Байкале почти никогда не меняется? Для объяснения используют результаты опыта. Первичные знания учащиеся получили в процессе наблюдения, восприятия и осмысления результатов опыта. Учитель комментирует ответы школьников, глубже раскрывает содержание опытов, приводит примеры явлений, происходящих в природе (образование облаков, появление пасмурной погоды). Схематическим рисунком показывает, как вода из одного состояния переходит в другое, что из воды, испарившейся с поверхности рек, озер, морей, верхних слоев почвы, на большой высоте образуются тучи, выпадает дождь и т. д. Изобразительные наглядные пособия разнообразны и используются на каждом уроке природоведения с различными дидактическими целями. На уроках применяются объемные наглядные пособия:: торс и скелет человека, отдельные модели внутренних органов, муляжи, приборы. При изучении на уроке в IV классе темы «Скелет и осанка» демонстрируется скелет человека. Перед рассмотрением его учащимся дается следующее задание: найдите отделы скелета (голову, туловище, конечности). Сравните с отделами своего тела. Выясните, какие кости соединены подвижно, какие соединены неподвижно. Подумайте, как изменяется скелет при неправильной осанке. Учебные фильмы имеют ряд преимуществ по сравнению с другими изобразительными наглядными средствами, поэтому их ill демонстрация используется как метод обучения. Просмотр фильма дает учащимся разнообразную и насыщенную информацию, которая воспринимается в динамике одновременно зрительными и слуховыми органами чувств, и на основе, этого осу-. ществляется восприятие объектов и процессов. Продолжительность одной части учебного фильма 8—12 мин, а информации при этом дается в 3—5 раз больше по сравнению с другими методами. Поэтому применение фильмов интенсифицирует учебный процесс. Фильм обеспечивает усвоение в динамике целых процессов или явлений, происходящих в живых организмах. Демонстрация учебных фильмов и диафильмов выполняет функции методов в том случае, если соблюдаются соответствующие требования: содержание фильмов должно быть связано с темой и целями урока; до урока фильм просматривается учителем и делается анализ его содержания; заранее составляется задание для учащихся. Следует также продумать место учебного фильма в уроке; в плане урока определить время, отводимое на его демонстрацию. До демонстрации фильма или диафильма перед учащимися ставится познавательная, задача и дается конкретное задание. В задании следует указать, на что обратить особое внимание при просмотре и осмыслении информации фильма. В отдельных случаях учитель может познакомить учащихся с натуральными объектами или их изображениями до просмотра фильма, Провести беседу и выяснить их знания. После просмотра можно провести беседу по вопросам, инди При подведении итогов показа фильма учитель может использовать не только экранную информацию, но и знания, полученные при изучении демонстрационных объектов. Такая работа позволяет выявить взаимосвязи в объектах, явлениях и процессах, что особенно важно для формирования научно-материалистического миропонимания, для развития познавательной активности и мыслительной деятельности школьников. По природоведению можно использовать фильмы и кинофрагменты: «Погода и ее изменения», «Перелетные птицы», «Приметы осени», «Зима», «Зимний труд в городе и деревне», «Как звери весну встречают», «Весна пришла!», «Ориентирование на местности», «Форма поверхности Земли», «Круговорот воды в природе», «План, карта и компас», «Равнины и горы», «Гигиена школьника» и др. Часто используют диафильмы: «Враги и друзья леса, поля, Методика демонстрации учебных фильмов разнообразна. Так, например/при необходимости сосредоточения внимания на отдельных эпизодах учитель может выключить дикторский текст, задержать кадры и прокомментировать их сам. При изучении в ИГ классе темы «Зимние изменения в природе» на уроке «Неживая природа зимой» демонстрируется фильм «Зима». Перед просмотром фильма ставится познавательная задача: зима — это не только снег и понижение температуры. Зимой также происходят и другие изменения в неживой и живой природе. Просмотрите фильм и назовите самые характерные признаки зимы. Вопросы для целенаправленного просмотра фильма Можно предложить следующие: 1. Как изменилась продолжительность дня и ночи зимой? 2. Почему зимой осадки выпадают в виде снега? 3. Как изменились деревья зимой? 4. Какое значение имеет снег для травянистых растений?; процессе которой последовательно раскрываются признаки зимы. Если фильму предшествовала беседа или рассказ учителя, то после просмотра фильма можно поставить перед учащимися один обобщающий вопрос. Диафильмы также используются при изучении и обобщении нового материала, при закреплении изученного. С целью повышения мыслительной деятельности и развития познавательной активности школьников при демонстрации диафильма учитель может закрыть надписи под кадрами и дать задание учащимся осмыслить их. Это позволяет также восстановить в памяти полученные ранее знания. Широкое применение экранно-звуковых методов обучения обеспечивается при помощи разнообразных технических средств: кинопроектора, кадропроектора, фильмоскопа, кодоскопа, магнитофона и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.8 (0.008 с.) |